Основные пути снижения себестоимости на предприятиях республики беларусь. Как снизить себестоимость продукции

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции, работ и услуг коммерческой организации резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции, работ и услуг для организаций заключается в следующем:

В увеличении прибыли, остающейся в распоряжении организации, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве;

В появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива организации; - в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

В снижении себестоимости в продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. В организациях, специализирующихся на выпуск конкретной продукции с массово-поточным производством, себестоимость продукции значительно ниже, чем в организациях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между организациями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости обеспечивает, в первую очередь, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате либо рост выработки, снижающий долю условно-постоянных расходов в себестоимости единицы продукции.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно - хозяйственной деятельности организации. Последовательное осуществление в организациях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Организация имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от организации, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов.

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Таким образом, снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда, соблюдения строжайшего режима экономии на всех участках производственно- хозяйственной деятельности организации, улучшения конструкций изделий и совершенствование технологии производства, сокращения затрат на обслуживание производства и управление, потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Контрольные вопросы

1. Каково значение анализа затрат в деятельности коммерческой организации?

2. Какие основные источники информации используются при анализе затрат?

3. Какие показатели определяются для анализа затрат коммерческой организации?

4. Перечислите основные направления анализа затрат.

5. Перечислите мероприятия по оптимизации затрат.

6. Как определяются затраты на 1 рубль произведенной продукции, в чем достоинство этого показателя?

7. Перечислите факторы, влияющие на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции.

8. Назовите виды отклонений по производственным затратам.

9. Раскройте содержание анализа «затраты-объем-прибыль».

10. Что такое переменные, постоянные затраты и маржинальная прибыль?

11. Как определяют объем безубыточности и маржинальный запас прочности?

12. Что такое производственный леверидж? Для чего определяют этот показатель?

13. Перечислите пути снижения себестоимости продукции ор-
ганизации.

Контрольные тесты

1. Для процесса анализа затраты организации подразделяются на:

1) обязательные и поощрительные;

2) регулируемые и нерегулируемые;

3) фактические, плановые, нормативные, полные и частичные, общие и структурные;

4) все перечисленные элементы.

2. Для исчисления себестоимости выпускаемой продукции расходы группируют:

1) по местам возникновения;

2) по элементам затрат;

3) по центрам ответственности;

4) по статьям калькуляции.

3. На какой вопрос дает ответ информация о затратах в разрезе экономических элементов:

1) какие ресурсы были использованы предприятием в ходе осуществления деятельности;

2) куда были направлены ресурсы предприятия в ходе осуществления деятельности.

4. Отклонение в стоимости потребленных материалов вследствие влияния фактора цен определяется по формуле:

1) фактическое количество потребленных материалов?(Фактическая цена материалов - Плановая цена материалов);

2) плановое количество потребленных материалов х (Фактическая цена материалов - Плановая цена материалов).

5. Понятие «отклонение в цене» означает:

6. Понятие «отклонение в количестве» означает:

1) отклонение от нормативной цены на материалы или нормативной расценки на труд;

2) отклонение в количестве использованных сырья и материалов.

7. Умножив нормативную цену прямых материальных затрат на нормативное количество прямых материальных затрат, получим:

1) отклонение по цене прямых материальных затрат;

2) отклонение по количеству прямых материальных затрат;

3) нормативные прямые материальные затраты;

4) ничего, так как оба компонента должны быть суммированы.

8. Отклонение по использованию материалов (ОИМ) определяется на основе трех показателей: нормативного количества материалов (НК), необходимых для фактического выпуска продукции; фактического количества материалов (ФК), нормативной цены материалов (НЦ). По какой формуле определяются эти отклонения:

1) ОИМ = НК?ФК?НЦ;

2) ОИМ = (НК + ФК)?НЦ;

3) ОИМ = (НК - ФК)?НЦ;

4) ОИМ = (НК - ФК)?НЦ.

9. Разница между нормативными затратами (НЗ) на фактический выпуск продукции и фактическими затратами труда (ФЗ) - это совокупное отклонение:

1) по труду;

2) по материалам;

3) по накладным расходам;

4) по всем перечисленным.

10. Отклонения по цене на материалы (ОМ) определяется с помощью трех показаний: нормативной цены (НЦ), фактической цены (ФЦ), количества закупленных материалов (КЗ). По какой формуле можно определить эти отклонения:

1) ОМ = (НЦ + ФЦ)?КЗ;

2) ОМ = (НЦ - ФЦ)/КЗ;

3) ОМ = НЦ?ФЦ?КЗ;

4) ОМ = (НЦ - ФЦ)?КЗ.

11. Маржинальная прибыль - это:

1) превышение суммы переменных затрат над постоянными;

2) разница между выручкой и постоянными затратами;

3) сумма постоянных затрат и прибыли от продаж;

4) превышение выручки над суммой переменных затрат.

12. Маржинальный доход - это:

1) валовая прибыль;

2) постоянные затраты плюс прибыль;

3) прибыль.

13. Взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли лежит в основе:

1) анализа поведения затрат;

2) управления предприятием;

3) бюджетирования;

4) анализа формирования доходов.

14. Метод, который более полезен при решении принять специальный заказ или нет в ситуации, когда производственные мощности позволяют его выполнить:

1) учета полных затрат;

2) маржинальный.

15. Уровень (эффект) производственного рычага равен 4. Что это означает:

1) при увеличении цены на 4 ед. на столько же увеличивается прибыль;

2) если объем продаж увеличится на 10 %, то увеличение прибыли будет в 4 раза больше, т.е. 40 %.;

3) если объем продаж увеличится на 10 %, то увеличение прибыли тоже будет на 10 %.

16. Производственный леверидж - это:

1) показатель, характеризующий изменение объема реализации продукции в зависимости от изменения объема прибыли;

2) показатель, характеризующий изменение объема прибыли в зависимости от изменения объема реализации продукции;

3) показатель, характеризующий рентабельность продаж в зависимости от изменения постоянных затрат;

17. Запас прочности - это:

1) процентное отношение превышения фактической выручки над пороговой;

2) процентное отношение превышения маржинального дохода над пороговой выручкой;

3) процентное отношение превышения пороговой выручки над фактической;

4) процентное отношение превышения пороговой выручки над маржинальным доходом.

18. Основные задачи анализа себестоимости отдельных видов продукции:

1) выявить факторы, повлиявшие на отклонение фактических затрат в целом и по отдельным статьям расходов относительно других периодов;

2) оценить степень выполнения плана по себестоимости продукции;

3) определить причины изменений общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

19. Факторы первого порядка, влияющие на снижение затрат на 1 руб. товарной продукции:

1) величина коммерческих расходов и объем производства;

2) величина полной себестоимости и выручки от продаж;

3) величина издержек производства и цен на продукцию.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»


Факторы снижения себестоимости - это причины, движущие силы, приводящие к уменьшению затрат, и условия, в которых они действуют. Одна и та же причина, например мероприятие по снижению ресурсов, может приводить к различному экономическому эффекту в зависимости от того, в каких условиях и с какой распространенностью эта причина действует. Условия влияют на действие и в этом случае становятся фактором снижения себестоимости продукции. О действии отдельных причин можно судить по изменению отдельных показателей. Такие показатели называются факторными, в отличие от показателей сводных, отражающих итоговое изменение результата под влиянием факторов, действующих в данных условиях. В условиях универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности экономических явлений нельзя, как правило, придать каждой причинно-следственной связи свой показатель, учитывающий только ее действие. По факторному показателю не всегда можно судить о причинах изменения результата. Одна и та же причина может изменять разные факторные показатели, и вместе с тем отдельные показатели могут отражать совокупный эффект группы причин и их взаимодействие. Границы детализации факторных показателей нужно выбирать так, чтобы они соответствовали по возможности группе опреде
ленных причин или зависели от группы определенных исполнителей. Можно добиться в плановых расчетах безостаточного разложения сводного показателя по факторным показателям в пределах установленной между ними связи. Однако не всегда можно вести безостаточное разложение результата с полным учетом влияния разных причин, распределения их совокупного действия и устранения повторного счета. Задачу приходится ограничивать выявлением и оценкой наиболее важных факторов, с тем чтобы по возможности получить достаточную для практических целей картину явления.
Может применяться следующая группировка факторов снижения себестоимости продукции: Повышение технического уровня производства: внедрение новой прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; совершенствование применяемой техники и технологии производства; улучшение использования и применения новых видов сырья и материалов; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Совершенствование организации производства и труда: развитие специализации производства; улучшение его организации и обслуживания; улучшение организации труда; совершенствование управления производством и сокращение затрат на производство; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов; сокращение транспортных расходов; ликвидация излишних затрат и потерь; прочие факторы, повышающие уровень организации производства. Изменение объема и структуры продукции: относительное уменьшение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений; изменение структуры продукции; повышение качества продукции.
Объекты снижения себестоимости - это те виды затрат, по которым достигается экономия. Для увязки мероприятий по снижению себестоимости с планом и учетом целесообразно определять объекты затрат по принятой классификации элементов затрат и статьям калькуляции.
Снижение себестоимости зависит от деятельности предприятия. В каждом подразделении должны быть экономические группы, обеспечивающие снижение себестоимости.
Решающим условием снижения себестоимости является непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комп

лексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции. При этом инфляционные процессы в экономике рост цен как на сырье и материалы так и на готовую продукцию резко ослабили внимание к определению себестоимости продукции. Из-за фискальных соображений внешних контролеров основное внимание в учете производственных затрат уделяется правомерности включения этих затрат в себестоимость продукции а не точности ее калькулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность и...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

501. Весовой метод определения концентрации пыли. Нормирование ее содержания в воздухе. Пути снижения запыленности воздуха на предприятии 7.82 KB
Пути снижения запыленности воздуха на предприятии. Весовой метод измерения запыленности воздуха совокупность приемов и правил определения массы пылевых частиц в единице объема воздуха. состоит в выделении пылевых частиц из известного объема запыленного воздуха с последующим их взвешиванием. Выделение осуществляется протягиванием воздуха через фильтр на котором пылинки задерживаются; привес фильтра определяет общее количество пыли содержащееся в данном объеме воздуха.
1783. Себестоимость и рентабельность производства продукции на предприятии 335.11 KB
Наибольшая доля в затратах на производство продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеет значение для производственно-хозяйственной деятельности организаций.
19741. Пути снижения налоговой нагрузки в Республике Казахстан 104.71 KB
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы необходимые для выполнения своих общественных функций. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: -определить сущность налогов и рассмотреть понятия минимизации оптимизации и планирования налогов; - рассмотреть реформы в налоговых системах зарубежных стран; -раскрыть особенности становления налоговой системы Казахстана; -изучить основные направления налоговой реформы в Казахстане; -рассмотреть вопросы о снижении налоговой нагрузки в Казахстане; -на...
19742. Пути снижения рисков коммерческих банков (на примере КФ АО «Казкоммерцбанк») 167.01 KB
Подходы к управлению банковскими рисками. Анализ управления банковскими рисками на примере АО Казкоммерцбанк. Анализ управления рисками в Банке. Управления рисками в банках Республики Казахстан.
3215. Пути оптимизации эффекта масштаба и способы снижения издержек производства 124.76 KB
Издержки производства являются довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию
1007. Пути снижения зависимости федерального бюджета Российской Федерации от нефтедолларов 121.38 KB
Теоретические основы изучения зависимости федерального бюджета от нефредолларов. Характеристика федерального бюджета. Этапы исполнения федерального бюджета. Участники исполнения федерального бюджета и их полномочия.
16303. Современная дифференциация конкурентоспособности регионов Уральского федерального округа и пути ее снижения 20.76 KB
Современная дифференциация конкурентоспособности регионов Уральского федерального округа и пути ее снижения Характерной особенностью Уральского федерального округа является чрезвычайно высокая степень различий между входящими в него субъектами Федерации по важнейшим параметрам социально-экономического развития. Как показало сопоставление полученных оценок по субъектам РФ а также по федеральным округам величина интегрального индекса текущей региональной конкурентоспособности регионов России значительно дифференцирована. Его значение по...
1364. Пути совершенствования системы управления персоналом на предприятии 103.93 KB
Теоретические и методологические аспекты управления персоналом. Сущность и цели управления персоналом. Субъекты и методы управления персоналом в рамках СМК.
11444. Пути совершенствования учета товарно-материальных запасов на предприятии 46.95 KB
Экономическая стратегия должна исходить из реализации курса на ресурсные сбережения. Особое внимание надо уделить снижению материальных затрат и материальной емкости продукции путем принятия новых решений, внедрения новых технологий, норм переработки и т.д.
14316. Пути оптимизации затрат на предприятии на примере ОАО Вимм-Билль-Данн Напитки 51.75 KB
Расходы предприятий связанные с производством и реализацией продукции. Расходы являются одним из основных предметов интереса с точки зрения управленческого учета поскольку как раз решения принимаемые в целях их сокращения составляют основной доступный инструмент менеджера в целях повышения эффективности работы предприятия. Исходя из экономического содержания денежные затраты можно разбить на три самостоятельные группы: расходы связанные с извлечением прибыли; расходы не...

Понятие «себестоимости»

Себестоимость продукции - денежные (ресурсные) издержки (затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров; в бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости; включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.) предприятий на производство и реализацию продукции, выражающие часть её стоимости (стоимость потребленных средств производства и стоимость необходимого продукта). С. п. - один из важных обобщающих качественных показателей эффективности производства в условиях хозяйственного расчёта, позволяющий осуществлять контроль над затратами живого и овеществленного труда и оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Пути снижения себестоимости продукции

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс . Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования . На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда . С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате.

Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются. В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства.

Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия . Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов .

Материальные затраты , как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия .

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов . Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

По степени однородности все затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные. Простые затраты имеют однородное содержание: сырье и материалы, топливо, энергия, амортизация, заработная плата. Комплексные расходы включают разнородные элементы. К ним относятся, например, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые расходы и др.

По признаку зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные. К переменным (пропорциональным) относятся затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства. Эти затраты включают: расходы на основные материалы, режущий инструмент, основную заработную плату, топливо и энергию для технологических целей и др. Условно-постоянными (непропорциональными) являются расходы, размер которых не зависит от изменения объема производства. К ним относятся: заработная плата административно-управленческого персонала, расходы на отопление, освещение, амортизация и т.п.

Себестоимость продукции характеризуется показателями , выражающими:

    общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции;

    затраты на единицу объема выполненных работ - себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативной чистой продукции.

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции – это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия:

    степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов;

    уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей;

    экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.

Снижение себестоимости планируется по двум показателям:

    по сравнимой товарной продукции;

    по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик.

К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

Вывод:

Для того, чтобы знать, во что обходится изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу, а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности предприятия, отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.

Определен следующий типовой перечень технико-экономических факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:

1) повышение технического уровня производства;

2) улучшение организации производства и труда;

3) изменение объема, структуры и размещения производства;

4) улучшение использования природных ресурсов;

5) развитие производства.

http://slovari.yandex.ru/себестоимость%20продукции/БСЭ/Себестоимость%20продукции/

http://microekonomika.narod2.ru/3_4/

Вопрос №83

В период спада наблюдается рост:

    инвестиции в частном секторе;

    ставки процента;

    товарно-материальных запасов фирм;

    курса акций на фондовой бирже.

Ответ:

Экономический спад – рецессия (термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста), характеризуется ростом безработицы и падением производственных мощностей.

В фазе подъема имеет место повышение уровня деловой активности - рост производства, уменьшение запасов, рост производственных инвестиций, увеличение спроса на труд, повышение прибылей, расширение спроса на кредит. В фазе спада деловая активность ослабевает, сокращается объем производства и непроизводственных инвестиций, имеет место рост запасов, падение спроса на труд, резкое уменьшение прибылей, ослабление спроса на кредит. Колебания деловой активности сопровождаются колебаниями занятости (соответственно безработицы), уровней цен и доходов.

Правильный ответ: в.

Вопрос №51:

Если оптимальный выбор для данного потребителя состоит только из одного блага, то можно утверждать, что:

    цены обоих благ равны;

    предельная норма замены равна отношению цен данных благ;

    потребитель максимизировал предельную норму замены;

    все ответы неверны.

Ответ:

Если оптимальный выбор данного покупателя состоит только из одного блага, то это называют угловым равновесием. Такое решение имеет место для абсолютных субститов. В данном случае потребитель будет максимизировать свою полезность, остановившись на приобретении лишь одного блага.

Также выбор только одного блага может быть в том случае, если другие товары являются для данного покупателя антиблагом.

В реальной рыночной ситуации (многопродуктовая модель) угловое решение является скорее правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров, предлагаемых рынком.

18.7. Пути понижения себестоимости продукции, работ и?одолжений

В условиях перехода к рыночной экономике значение и роль понижения себестоимости продукции, услуг и работ коммерческой структуре быстро возрастают. С экономических и социальных позиций значение понижения себестоимости продукции, услуг и работ для организаций содержится в следующем:

– в повышении прибыли, остающейся в распоряжении организации, а, следовательно, в появлении возможности не только в несложном, но и расширенном производстве;

– в появлении возможности для решения и материального стимулирования работников многих социальных неприятностей коллектива организации; – в возможности понижения продажной цены на собственную продукцию, что разрешает в значительной степени повысить конкурентоспособность продукции и расширить количество продаж;

– в понижении себестоимости в продукции в акционерных обществах, что есть хорошей предпосылкой для повышения и выплаты дивидендов их ставки.

Решающим условием понижения себестоимости помогает постоянный технический прогресс. Внедрение новой техники, автоматизация и комплексная механизация производственных процессов, совершенствование разработки, внедрение прогрессивных видов материалов разрешают существенно снизить себестоимость продукции.

Важным резервом понижения себестоимости продукции есть кооперирования и расширение специализации. В организациях, специализирующихся на выпуск конкретной продукции с массово-поточным производством, себестоимость продукции существенно ниже, чем в организациях, производящих эту же продукцию в маленьких количествах. Развитие специализации требует установления и самые рациональных кооперированных связей между организациями.

Понижение себестоимости продукции обеспечивается, в первую очередь, за счет увеличения производительности труда. С ростом производительности труда уменьшаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, значительно уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за понижение себестоимости снабжает, первым делом, рост производительности труда рабочих, снабжающий в определенных условиях экономию на зарплате или рост выработки, снижающий долю условно-постоянных затрат в себестоимости единицы продукции.

Наиболее значимое значение в борьбе за понижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно – хозяйственной деятельности организации. Последовательное осуществление в организациях режима экономии проявляется в первую очередь в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении затрат по управлению и обслуживанию производства, в ликвидации утрат от брака и других непроизводительных затрат.

Материальные затраты, как мы знаем, в большинстве индустрии занимают значительный вес в структуре себестоимости продукции, исходя из этого кроме того незначительное сбережение сырья, материалов, энергии и топлива при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает большой эффект.

Организация имеет возможность оказывать влияние на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. материалы и Сырьё входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом затрат на перевозку, исходя из этого верный выбор поставщиков материалов воздействует на себестоимость продукции. Принципиально важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, каковые находятся на маленьком расстоянии от организации, и перевозить грузы самый дешёвым видом транспорта.

При заключении соглашений на поставку материальных ресурсов нужно заказывать такие материалы, каковые по качеству и своим размерам совершенно верно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться применять более недорогие материалы, не снижая одновременно с этим качества продукции.

Главным условием материалов затрат и снижения сырья на производство единицы продукции есть совершенствование конструкций технологии и улучшение изделий производства, применение прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм затрат материальных сокровищ.

Сокращение затрат на управление и обслуживание производства кроме этого снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от количества выпуска продукции, но и от их безотносительной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских затрат в целом по предприятию, тем при других равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских затрат заключаются, в первую очередь, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских затрат в значительной мере включается кроме этого зарплата подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации запасных и подсобных работ ведет к сокращению численности рабочих, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских затрат.

Сокращению цеховых и общезаводских затрат содействует кроме этого экономное расходование запасных материалов, применяемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные потребности.

Большие резервы понижения себестоимости заключены в сокращении утрат от брака и других непроизводительных затрат. Изучение обстоятельств брака, обнаружение его виновника позволяют осуществить мероприятия по ликвидации утрат от брака, сокращению и самоё рациональному применению отходов производства.

Так, понижение себестоимости продукции обеспечивается, в первую очередь, за счет увеличения производительности труда, соблюдения строжайшего режима экономии на всех участках производственно- хозяйственной деятельности организации, улучшения конструкций изделий и совершенствование разработки производства, сокращения затрат на управление и обслуживание производства, утрат от брака и других непроизводительных затрат.

Контрольные вопросы

1. Каково значение анализа затрат в деятельности коммерческой структуре?

2. Какие конкретно главные источники информации употребляются при анализе затрат?

3. Какие конкретно показатели определяются для анализа затрат коммерческой структуре?

4. Перечислите главные направления анализа затрат.

5. Перечислите мероприятия по оптимизации затрат.

6. Как определяются затраты на 1 рубль произведенной продукции, в чем преимущество этого показателя?

7. Перечислите факторы, воздействующие на трансформацию уровня затрат на рубль произведенной продукции.

Назовите виды отклонений по производственным затратам.

9. Раскройте содержание анализа «затраты-количество-прибыль».

10. Что такое переменные, маржинальная прибыль и постоянные затраты?

11. Как определяют маржинальный запас и объём безубыточности прочности?

12. Что такое производственный леверидж? Для чего определяют данный показатель?

13. Перечислите пути понижения себестоимости продукции ор-

ганизации.

Контрольные тесты

1. Для процесса анализа затраты организации подразделяются на:

1) необходимые и поощрительные;

2) регулируемые и нерегулируемые;

3) фактические, плановые, нормативные, полные и частичные, неспециализированные и структурные;

4) все перечисленные элементы.

2. Для исчисления себестоимости производимой продукции затраты собирают:

1) по местам происхождения;

2) по элементам затрат;

3) по центрам ответственности;

4) по статьям калькуляции.

3. На какой вопрос дает ответ информация о затратах в разрезе экономических элементов:

1) какие конкретно ресурсы были использованы предприятием на протяжении осуществления деятельности;

2) куда были направлены ресурсы предприятия на протяжении осуществления деятельности.

4. Отклонение в стоимости потребленных материалов благодаря влияния фактора стоимостей определяется по формуле:

1) фактическое количество потребленных материалов?(Фактическая цена материалов – Плановая цена материалов);

2) плановое количество потребленных материалов х (Фактическая цена материалов – Плановая цена материалов).

5. Понятие «отклонение в цене» свидетельствует:

6. Понятие «отклонение числом» свидетельствует:

1) отклонение от нормативной цены на материалы либо нормативной расценки на труд;

2) отклонение числом использованных материалов и сырья.

7. Умножив нормативную цену прямых материальных затрат на нормативное количество прямых материальных затрат, возьмём:

1) отклонение по цене прямых материальных затрат;

2) отклонение по количеству прямых материальных затрат;

3) нормативные прямые материальные затраты;

4) ничего, поскольку оба компонента должны быть суммированы.

8. Отклонение по применению материалов (ОИМ) определяется на базе трех показателей: нормативного количества материалов (НК), нужных для фактического выпуска продукции; фактического количества материалов (ФК), нормативной цены материалов (НЦ). По какой формуле определяются эти отклонения:

1) ОИМ = НК?ФК?НЦ;

2) ОИМ = (НК + ФК)?НЦ;

3) ОИМ = (НК – ФК)?НЦ;

4) ОИМ = (НК – ФК)?НЦ.

9. Отличие между нормативными затратами (НЗ) на фактический выпуск продукции и фактическими затратами труда (ФЗ) – это совокупное отклонение:

1) по труду;

2) по данным;

3) по накладным расходам;

4) по всем перечисленным.

10. Отклонения по цене на материалы (ОМ) определяется посредством трех показаний: нормативной цены (НЦ), фактической цены (ФЦ), количества закупленных материалов (КЗ). По какой формуле возможно выяснить эти отклонения:

1) ОМ = (НЦ + ФЦ)?КЗ;

2) ОМ = (НЦ – ФЦ)/КЗ;

3) ОМ = НЦ?ФЦ?КЗ;

4) ОМ = (НЦ – ФЦ)?КЗ.

12. Маржинальный доход – это:

1) валовая прибыль;

2) постоянные затраты плюс прибыль;

3) прибыль.

13. Связь затрат, выручки, прибыли и объёма производства лежит в базе:

1) анализа поведения затрат;

2) управления предприятием;

3) бюджетирования;

4) анализа формирования доходов.

14. Способ, что более нужен при ответе принять особый заказ либо нет в ситуации, в то время, когда производственные мощности разрешают его выполнить:

1) учета полных затрат;

2) маржинальный.

15. Уровень (эффект) производственного рычага равен 4. Что это указывает:

1) при повышении цены на 4 ед. на столько же возрастает прибыль;

2) в случае если количество продаж увеличится на 10 %, то повышение прибыли будет в 4 раза больше, т.е. 40 %.;

3) в случае если количество продаж увеличится на 10 %, то повышение прибыли также будет на 10 %.

16. Производственный леверидж – это:

1) показатель, характеризующий изменение количества реализации продукции в зависимости от трансформации количества прибыли;

2) показатель, характеризующий изменение количества прибыли в зависимости от трансформации количества реализации продукции;

3) показатель, характеризующий рентабельность продаж в зависимости от трансформации постоянных затрат;

17. Запас прочности – это:

1) процентное отношение превышения фактической выручки над пороговой;

2) процентное отношение превышения маржинального дохода над пороговой выручкой;

3) процентное отношение превышения пороговой выручки над фактической;

4) процентное отношение превышения пороговой выручки над маржинальным доходом.

18. Главные задачи анализа себестоимости отдельных видов продукции:

1) распознать факторы, повлиявшие на отклонение фактических затрат в целом и по отдельным статьям затрат довольно вторых периодов;

2) оценить степень исполнения замысла по себестоимости продукции;

3) найти причины трансформаций общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

19. Факторы первого порядка, воздействующие на понижение затрат на 1 руб. товарной продукции:

1) величина коммерческих затрат и количество производства;

2) величина полной себестоимости и выручки от продаж;

3) величина издержек производства и цен на продукцию.




Top