Основные виды декоративно- прикладного творчества Народные промыслы Кубани. Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой

Иванна Ткаченко
Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой»

Задачи : познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани : вышивкой, кубанской росписью . Дать представление о традициях кубанского быта . Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани , развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа , гордость и любовь к своему родному краю.

Предварительная работа : знакомство с бытом кубанских казаков ; одеждой; народно – прикладным искусством Кубани (вышивкой, вязанием крючком) . Ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками; изготовление глиняных игрушек-птичек; посещение музея. Прослушивание и просмотр видеозаписи Государственного Кубанского казачьего хора ; разучивание народных песен , хороводов.

Оборудование : глиняные птички, рушники, трафареты с народными орнаментами , кисти тампоны. Предметы казачьего быта, стихи, записи кубанских мелодий .

Ход занятия.

Вводная беседа.

В старину на Кубани казачки занимались вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки, вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом» . С особой любовью и старанием работали над рушниками для «красного » угла. Иногда люди делали это в одиночку, а чаще всего, собирались вместе на сходницу и под задушевную песню вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки, посуду из глины. Ее изготовлением занимались гончары. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно.

Основная часть.

Давайте рассмотрим предметы, сделанные руками взрослых с большой любовью и желанием.

Что вам больше всего нравится?

Что вы видите?

(Дети рассматривают образцы и иллюстрации) .

Что это, ребята? (скатерти) .

Да, это скатерти, украшенные ажурными кружевами, в старину они назывались настольниками.

А это- полотенца- рушники, вышитые умелыми руками : узоры подсматривали у природы : цветы, птицы, животные.

Какие цвета использовали мастерицы? (красный , черный, зеленый) .

Что означают эти вышивки?

-Красный цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. Прямая линия – символ земли.

Рушниками украшали дом – угол, где висела икона. С наступлением весны девушки выходили на улицу со своими рушниками и встречали весну. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков» . Этих «птушек» раздавали детям.

Давайте и мы подготовимся к встрече весны.

Практическая работа.

А теперь мальчики подойдут к этому столу и будут разукрашивать птичек.

А девочки тампончиками «вышивают рушники» .

(Тихо играет кубанская музыка , дети работают)

Молодцы, ребята, постарались, работы получились хорошие.

Воспитатель и дети читают стихи.

Ой, вы, девки белые, что зимой вы делали?

А мы время не теряли, рушники вам вышивали.

А вы хлопцы-казачата, сложа руки не сидели?

Мы все время глаз не сводили, мы гончарный круг крутили.

Ну, девки белые, что вы еще делали?

Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.

А что хлопцы – казачата, покажите – ка девчатам,

Как корзины из лозы для хозяйства вы плели?

Что же, девки белые, вы еще делали?

А мы песни распевали и холсты под песни ткали.

Ну же хлопцы – казачата, что еще вы делали?

Молоточками стучали и подковы мы ковали.

Ай да, девки белые, что еще вы делали?.

Мы лепешки катали, пирожки выпекали.

Всех ребяток угощали.

А теперь, ребята, берите свои поделки и идем на улицу, весну кликать будем.

Эй, добры молодцы, да красны девицы !

Собирайтеся, снаряжайтеся солнце красное встречать .

Весну красну зазывать !

(Мальчики берут птичек, девочки рушники и становятся в круг) .

Жаворонки, прилетите-ка

Весну – красну принесите-ка

Запирать будем на девять замков

Зиму лютую.

Отпускать на волю

Весну красную !

Дети поют :

Ясна – красна , приди весна с голубою далью, с Иваном да с Марьей, с золотистым гребнем с изумрудным стеблем.

Пришла весна войной, пошла на все в зимнем : на льды ливнем, на снег теплом, на всю зиму помелом.

Исполняется танец с рушниками.

Публикации по теме:

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша.

Художественно-эстетическое развитие средствами народно-прикладного искусства Кубани. Знакомство с Петриковской росписью Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством - вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством - одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».


Цели и задачи урока: Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани XIX века Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани XIX века Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям












Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). четвертая мазка «вихтювання», когда тряпкой – «вихтем» - размывали стены нанося на них аккуратным слоем глину.


Крыли ее камышом, путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – груба. Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Крыли ее камышом, путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – груба. Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины..


Строительство саманных домов Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены










Проверь себя 1. Когда была основана станица? Сколько лет мы отметили в этом году? 2. Какую часть края заселяли казаки черноморцы? 3. Где обосновались линейные казаки? 4. Какие строили хаты? Застройка усадьбы – подворья. 5. Какой строительный материал использовали? 6. Опишите внутреннее устройство в казачьей хате. 7. Чем дома линейцев отличались от хат черноморцев? 8. Как стали называть с 1842 г. кубанские поселения?





Цели:

  • закрепление знаний о НДПИ Кубани,
  • формирование умения воспроизводить и объяснять знание бытовых терминов и других понятий,
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни,
  • воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа.

Оборудование: предметы быта и одежды (оригиналы); мультимедийная установка; раздаточный материал для теоретического опроса (карточки – задания); раздаточный материал для использования в практической работе; музыкальное сопровождение: минусовки песен «Моя Кубань – моя душа» (слова Л.Фоминых, музыка В. Чернявского), «Ах, Кубань, Кубань», слова О. Тыльковой, музыка В. Столбова (Приложение 4 ). Шуточная кубанская народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький».

Все вопросы и задания появляются на экране, учитель комментирует их. После ответа учащихся на экране высвечиваются правильные ответы для сравнения. Презентация урока представлена в Приложении 1 .

ПЕРВЫЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Прежде чем мы начнем урок, давайте выясним значение слов, которые вы услышите при чтении стихов. Что они означают?
Черкеска – верхняя одежда казака.
Бешмет – одежда казака.
Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.
Спидница – нижняя юбка.

– А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала ХХ века:

Культура малой родимы богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.

Красив язык казачий. Эту речь
Завещано нам предками беречь.
И на «пидворье» надо нам «робыть»,
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.

Костюм казачий из сукна, из ситца.
Он мог десятилетиями носиться.
Бешмет, черкеска, также башлыки
Красивы на Кубани мужики.

У молодых – и то усы торчат,
Чтоб привлечь внимание девчат.
Казак на службе, у жены работа,
На бабушке – о детушках забота.

И молится хозяйка день и ночь,
Старается родным своим помочь.
По вечерам «кучкуются», бывает,
«Балакают» и песни «заспивают».

Из прошлого, от прадедов, отцов
Дошло до нас, потомков, много слов.
В кубанских песнях – боевое братство,
Любовь к земле, душевные богатства.

Казак кубанский – воин, хлебороб,
В нем сильный дух столетьями живет.
Е.Д. Фелицым – очень даровит.
Его музей и до сих пор стоит.

Вперед шагнула и литература,
Неповторима и архитектура.
Мальгерба зданье простоит века.
Вот это ум, вот это мысль, рука.

Гладков и Чехов в крае побывали
О нем воспоминанья оставляли,
Они писали, что у нас живет
Практичный, сильный, а в бою – горячий,
Не зря воспет в стихах народ казачий.

Cтихи звучат под музыку песни «Моя Кубань – моя душа» (Приложение 2 ).

Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Ответ учеников: Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники.

II. Проверка домашнего задания и ранее изученного

Опрос по теме:

Учитель: Кто сделал эти предметы быта?

Ответ учеников: Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий.

Учитель: Как происходило обучение мастерству?

Ответ учеников: Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику.

Учитель: Как учили?

Ответ учеников: Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» – В.Т. Жук (школа лозоплетения на Кубани).

Учитель: Как мы с вами приобщались к народному творчеству?

Ответ учеников: Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, фотографии.

Учитель: Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией?

Ответ учеников: Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций.

Учитель: Что нужно для того, чтобы учение стал носителем традиций мастера?

Ответ учеников: Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции.

Учитель: Какие виды НДПИ Кубани вы знаете?

Ответ учеников: Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое.

Учитель: Какие предметы быта вышивали?

Ответ учеников: Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие.

Учитель: На каких изделиях из дерева и фанеры встречаются орнаменты?

Ответ учеников: Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие.

III. Игра «Поле чудес»

Работа по карточкам (два варианта) на знание видов орнамента (вставьте буквы в пустые клетки).

Учитель: Дайте определение понятия «орнамент»?

Ответ учеников: Это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

На экране задания на два варианта. Учащиеся на карточках их выполняют и сдают на проверку.

IV. На экране семь образцов резьбы по дереву (фанере).

Ученикам раздаются карточки, где они должны указать к каждому из семи предметов правильный ответ (обвести).

и т.д. остальные шесть предметов.

Учитель: Что же заставляет заниматься резьбой?

Ответ учеников: Желание самовыразиться, для украшения быта. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы в единственном экземпляре.

V. Итог урока

НДПИ Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и НДПИ, как его части.

Звучит шуточная народная песня в обработке В.Захарченко «Гай зэлэнэнький» (Приложение 3 ) .

ВТОРОЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Мы с вами сегодня на первом уроке повторили тот материал, который нам нужен в практической части – на втором уроке.А сейчас вам предлагается материал для работы и варианты его выполнения, подумайте, обсудите, какой из вариантов работы наиболее приемлем для ваших знаний и умений.

II. Объяснение выполнения практического задания

  • выпилить по силуэту фигурку;
  • выпилить и раскрасить, после шлифовки;
  • выпилить и выжигателем или штемпелями нанести узоры (контурные линии и линии внутри);
  • сделать панно, используя различные формы контура с прорезями внутри. Обжечь контур;
  • создать композицию на подставке и раскрасить гуашью;
  • добавить симметричное изображение, создать композицию на подставке и раскрасить.
  • использовать предложенные фигурки в орнаментальной композиции, доработать форму изделия и определить его назначение

(Варианты работ на экране).

III. Оценки товарищами и учителями выбранной работы, исходя из практических умений

При ответах на экране текст ПОПС-формулы, который предлагается использовать для доказательства:

П – позиция: «Я считаю, что это…»
О – обоснование: «Потому что…»
П – пример: «Я могу это доказать тем, что…»
С – суждение: «Исходя из этого, я сделаю вывод о том, что…»

Учитель тоже выражает свое отношение к оценке товарищей.

IV. Разработка вариантов работы на бумаге

Практические работы детей. Работа проходит под музыку В. Столбова «Ах Кубань, Кубань».

V. Итог урока

Учитель: Итак, о чем мы говорили на первом уроке и делали на втором уроке труда? (ответы)

VI. Домашнее задание

Учитель: Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов.

Творческая студия декоративно-прикладного искусства «Узорочье» Тимашевского дома культуры, лауреат фестиваля «Легенды Тамани», на днях отметила юбилей – 15 лет со дня создания.

Какая ж ярмарка без казаков?

В Краснодаре перед зданием Законодательного собрания края состоялась первая выставка-ярмарка «Кубанские народные промыслы и ремесла». Около сотни мастеров и мастериц из двадцати кубанских муниципалитетов выставили на суд жителей и гостей краевого центра плоды своего труда.

Сюжетные рушники Кубани и Дона конца XIX – начала XX века: формально-содержательный анализ (на материале музейных коллекций)

В рассматриваемый период орнаментика народного искусства в значительной степени утрачивала свое древнее значение, наполнялась новыми образами и символами; на первое место выходила декоративная функция. Старые мотивы изживали себя, так как не могли соответствовать изменившейся жизни, новому быту и представлениям. Процесс изменений в народном мировоззрении влечёт за собой разрушение базовой структуры народного творчества. Для позднего периода народной традиции характерно механическое, эклектичное соединение элементов различного знакового содержания, одновременности использования символов, имеющих разный возраст, разную хронологию возникновения. Старое и новое не только находились рядом, соседствовали друг с другом, но и давали переходные формы, смешивались, возникал своеобразный симбиоз.

Музей традиционных народных ремесел Кубани (из опыта создания архитектурно-этнографического комплекса пос. Мезмай, Апшеронский район)

Основным направлением деятельности МОУ ДОД Детская школа традиционных народных ремесел Кубани пос. Мезмай является изучение народного декоративно-прикладного искусства и традиционных ремесел Кубани. При создании школы главным аспектом, ключом к организации работы учреждения послужило убеждение в необходимости соединения вопросов теоретического (научно-исследовательского) изучения народного искусства и творческой художественной практики. Основополагающая позиция – это введение народного декоративно-прикладного искусства традиционной культуры Кубани как системообразующего компонента в сложившуюся систему дополнительного образования детей (ДШИ и ДХШ).

Детская школа искусств, народных декоративно-прикладных и казачьих ремесел Кубани

ДШИ пос. Мезмай начала свою деятельность в составе Краевой детской экспериментальной общеобразовательной школы народного искусства Кубанского казачьего хора в 2001 г., как отделение народного декоративно-прикладного искусства. С января 2005 г. школа действует в статусе самостоятельного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей.

Казачка-мастерица работы не боится

Светлана Куница с раннего утра принимает поздравления от своих учеников. Мальчишки и девчонки робко произносят добрые пожелания, заглядывая в нежные глаза любимого преподавателя. Занятия в детском коллективе ККВ «Казачьи ремесла» под руководством Светланы Юрьевны - это не простой урок, а целое путешествие в мир традиционной культуры и прикладного искусства кубанских казаков.

Народная глиняная игрушка Кубани

История народной игрушки на Кубани – отражение процессов развития, связанных с условиями жизни мастеров и социально-экономическими изменениями в жизни общества. Народная культура Кубани стала формироваться на основе синтеза восточноукраинских и южнорусских этнических традиций лишь с конца XVIII в. (в связи с зарождением Кубанского казачества).

«Искусство и его виды» - Скульптура, Декоративно- прикладное, Станковую. Фотография. ФОТОИСКУССТВО - пластическое искусство, произведения которого создаются средствами фотографии. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Неизобразительные искусства. АРХИТЕКТУРА - искусство: - проектирования и строительства зданий; и - создания художественно выразительных ансамблей.

«Искусство XX века» - Севильский натюрморт. Абстракционизм -. Конь + Всадник + Дом. Смысл ночи. В. Шкловский. Умберто БОЧЧОНИ. Художники: П. Мондриан Ф. Купка В.Кандинсий. Открытая книга К Парнасу. Художники: С. Дали Ж. Миро М. Эрнста Ж. Арра. Истина в искусстве, по мнению примитивистов: смотреть на мир глазами ребенка. Розовая комната.

«Искусство и культура» - В любой области искусства художник создает произведение искусства через творчество. Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину. Мировая. Материальная. Искусство слова (литература). Искусство звука (музыка).

«Искусство XX века» - Василий Васильевич Кандинский. К. Малевич. Футуризм. футуризм подарил поэзии трех гениев Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Кандинский Импровизация №31, 1913. Купание красного коня. В. Кандинский Дамы в кринолинах. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. В. Кандинский Импровизация №31, 1913.

«Кубанские казаки» - По штандартам. Атака. Казачество в наше время. Казаки в Бельгии. Со старшинством с 5октября 1904г. На Рождество колядовали, по домам ходили ряженые, пели обрядовые песни. Стрельба из лука Картина Юзефа Брандта. Посвящение в казаки. Травм и повреждений не получил. Участвовал компании 1877 - 1878г. Красная).




Top