Основные занятия человека палеолита. Ранний палеолит (общая характеристика)

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Периодизация

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Палеолит

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.

Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Живопись Палеолита

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.


Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА - на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.


"Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

Скульптура - мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.


Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Грот Зараут-Камар
В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.

Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
"Что означает слово Шахты, - пишет В.А.Ранов, - я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова "шахт", что значит скала".

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.



Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит

(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит - новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация . Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
- Переход от матриархата к патриархату.
- В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
- В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
- Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
- Стали появляться армии и профессиональные воины.
- Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:
- Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
- В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.




Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...




- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
- Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
- Средний Палеолит
> > выход из Африки
- Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
- микролиты, лук, каноэ

Неолит
- Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
- Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.



Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



Эпоха железа



Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

ЛЕКЦИЯ № 2 § 1 . Происхождение человека.

Люди эпохи палеолит.

Источники знаний о древнейшем человеке. Первое событие, которое изучает историческая наука, - это появление человека.

Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных. Биологи со времен знамениого шведского ученого XVIII в. К.Линнея относят человека, включая его вымершие виды, к отряду высших млекопитающих - приматов. Вместе с человеком в отряд приматов входят все известные виды обезьян.

Отличить по анатомическим признакам останки первых видов «доисторического» человека от останков человекообразных обезьян почти невозможно. Вероятно, поиски следует вести в другом направлении. С помощью археологии ученые получили в свое распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты.

Именно способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.

Правда, от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органических материалов, например дерева. Известно, что современные человекообразные обезьяны способны изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не может сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие древнейшего человека от животного состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов.

Археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Помимо археологии большое значение при изучении эпохи первобытности имеет этнография.

Проблемы происхождения человека. По вопросу происхождения человека антропогенеза - существует несколько теорий. В нашей стране большой известностью пользовалась трудовая теория, сформулированная в XIX в. Ф.Энгельсом. Согласно этой теории труд, к которому вынуждены были обратиться предки человека, привел к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Современная генетика придерживается несколько иного мнения о причинах эволюции живых существ. Она отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями.

В настоящее время существуют разные версии причин антропогенеза. Ученые обратили внимание, что регион, где в основном происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности. Кроме того, по данным археологов, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитных инверсий (смен полюсов Земли). Инверсии, происходящие раз в сотни тысяч лет, сопровождаются временным исчезновением магнитного поля Земли и, следовательно, повышением уровня радиации из-за воздействия космических лучей. Радиация - это сильнейший мутагенный фактор. Возможно, именно радиация вызывала анатомические изменения, что и привело в итоге к появлению человека.

Останки общих предков обезьян и человека, найденные в Восточной Африке и на Аравийском полуострове, имеют возраст около 30 - 40 млн. лет. В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека - австралопитека (возраст 4 - 5,5 млн. лет). Австралопитеки, скорее всего, еще не умели изготовлять орудий из камня, но по внешнему облику они походили на первое существо, создававшее такие орудия.

Самые древние каменные орудия (возраст около 2,6 млн. лет), созданные рукой человека, найдены археологами в местности Када Гона в Эфиопии. Почти столь же древние изделия обнаружены в ряде районов Восточной Африки, в частности в ущелье Олдувай (Олдовай) в Танзании. В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид человека назван учеными Homo habilis - человек умелый . Наиболее характерными орудиями человека умелого являются каменные гальки, оббитые с одной или двух сторон.

Главным занятием человека с момента его появления была охота, в том числе и на довольно крупных живот­ных (слонов).1Обнаружены даже жилища древнейших людей в виде огра­ды из больших камней, сложенных кругом. Сверху их, воз­можно, покрывали ветками и шкурами.

Виды человека. Расселение древнейших людей. Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между человеком умелым и следующим видом человека Homo erectus - человеком прямоходящим , или, дословно, выпрямленным. Самая древняя находка останков человека прямо­ходящего в Восточной Африке датируется 1,7 млн. лет назад. Некоторое время Homo erectus сосуществовал с Homo habilis , но важно отметить, что человек прямоходящий был близок по росту современному человеку, объем его головного мозга был достаточно велик.

Наиболее распространенным орудием человека стало ручное рубило . Это был продолговатый инструмент, заостренный с одного конца и закругленный с другого: им удобно резать, копать, долбить, скоблить шкуру убитого животного. Другим величайшим достижением человека прямоходящего стало овладение огнем. Древнейшие следы костров датируются возрастом 1,5 млн. лет назад и найдены в Восточной Африке.

Человеку прямоходящему суждено было стать первым видом человека, вышедшим за пределы Африки. Возрастом около 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. голландский антрополог Э.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропов (обезьяночеловек). В начале XX в. в пещере Коцетанг недалеко от Пекина были обнаружены сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков человека прямоходящего и множество его изделий, а также следы древних стоянок открыты в ряде мест Европы, в том числе на территории России.

Человек прямоходящий вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Homo sapiens - человек разумный .

Согласно современным представлениям первоначально существовали два подвида Homo Sapiens: развитие одного из них привело к появлению около 130 тыс. лет назад неандертальца . Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Внешне неандерталец имел сходство с современным человеком. Однако у него были низкий лоб и крупный костный валик, нависавший над глазами, подбородочный выступ у неандертальца почти отсутствовал.

Главное отличие неандертальца от предшествующих видов состоит в появлении захоронений. Так, в пещере Шанидар в Ираке раскопано девять скелетов неандертальцев. Рядом со скелетами нашли различные изделия из камня, и даже остатки цветов. Это может свидетельствовать о существовании у неандертальцев религиозных верований, определенной системе мышления и речи и достаточно сложной социальной организации.

Одновременно существовал другой подвид. В своем развитии он привел к появлению человека современного типа .

Данная схема происхождения современного человека разделяется не всеми учеными. Некоторые исследователи не относят неандертальца к виду Homo sapiens . Есть и приверженцы теории, что современный человек все же произошел от неандертальца.

Примерно 40 - 35 тыс. лет назад неандертальцы полностью уступили место современному человеку. По местечку Кроманьон во Франции первых людей современного типа называют кроманьонцами .

С появлением кроманьонцев заканчивается процесс антропогенеза.

Некоторые исследователи полагают, что кроманьонцы появились значительно раньше, около 100 тыс. лет назад, в Африке или на Ближнем Востоке, а 40-35 тыс. лет назад на­чали заселять Европу и другие континенты.

Условия жизни первобытных людей . Процесс антропогенеза занял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены: четыре крупных оледенения, а внутри ледниковых и теплых эпох свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно разрастались травы и зеленели кусты. При- ледниковые земли были довольно густо населены людьми, поскольку там обитали животные, являвшиеся для человека главным объектом охоты. Речь в первую очередь идет о мамонтах, шерстистых носорогах и пещерных медведях (этих животных называют палеолитическая триада ).

Необходимость противостоять тяжелым условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при участии в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община . Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (австралийские аборигены, бушмены, ряд племен Амазонии), по археологической периоди­зации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди, подобно стаям современных обезьян, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах приматов (человекообразных обезьян) вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У ряда изученных этнографами отсталых народов также выявлена система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами группы. Следует предположить, что такая же система существовала и у первых людей. Однако есть и другое мнение, подтвержденное этнографами. В большинстве отсталых племен зафиксированы отношения, которые ученые назвали «первобытный коммунизм». Черты «первобытного коммунизма» - равенство членов группы, взаимовыручка и взаимопомощь. Авторитетом в таких человеческих коллективах пользуются те, кого все члены признают самым опытным и умным. Очевидно, именно такие отношения и преобладали в первобытном обществе.

Данные археологии, этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100 - 150 человек. Все члены родовой общины совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудия труда считались общей собственностью . Во главе рода стояли опытные люди, как правило, старшие по возрасту (вожди или старейшины ). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на сходке всех ее взрослых членов.

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок своей группы. Ученые предполагают, что у древних людей после ликвидации системы доминирования вожака половые отношения приобрели форму промискуитета - каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия - запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак , при котором мужчины одного рода вступали в брак только с женщинами другого рода и наоборот. Данный обычай способствовал биологическому про­грессу человечества.

Родовые общины объединялись в племена . Первоначально в племени было два рода, которые участвовали в групповом браке, затем родов становилось все больше. Со временем появились ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на группы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими возрастными группами). Затем сложился парный брак , который первоначально был очень непрочным.

Долгое время господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа - матриархата и патриархата . При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья во главе со старшим мужчиной. В настоящее время высказываются мнения, что эти два этапа не были универсальными для всех первобытных народов.

Достижения людей палеолита . В качестве материала для изготовления орудий труда и охоты кроманьонцы использовали, прежде всего, кремень, а также обсидиан, яшму и иные породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсальным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой или остроконечником, резали ножом, резцом и т.д. Изготавливали и составные орудия: к деревянной рукоятке привязывали обработанный камень, и получалось копье, топор. Режущие края орудий научились заострять с помощью нажатий и легких ударов (ретушь).

Холодный климат привел к появлению одежды и совершенствованию жилищ. В Западной Европе и ряде других мест для жилья широко использовались пещеры. Некогда считалось, что все первобытные люди жили в пещерах, их даже называли троглодиты (пещерные люди). Однако в Восточной Европе, в местах, где были пещеры (например, на Урале), человек селился в них далеко не всегда. Здесь обычно выкапывали круглую или овальную яму, по ее краям ставили загибавшиеся вовнутрь бивни мамонтов, которые сверху покрывали шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» обитало до пятидесяти человек.

В среднем палеолите происходит первое половозрастное разделение труда : мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, шили одежду. Дети помогали женщинам, подросшие мальчики охотились наравне с мужчинами.

Со временем человеческие племена заселили практически всю Евразию. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг.

Сорок тысяч лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предполагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду. В период позднего палеолита были заселены Австралия и острова Полинезии.

Для конца эпохи палеолита фиксируется сосуществование в разных частях земли различных археологических культур(археологическая культура охватывает группу стоянок со сходным инвентарем). Это свидетельствует о зарождении этнических отличий между группами населения нашей плане­ты. Еще раньше стали складываться три основные расы человечества: негроидная, европеоидная и монголоидная.

Первобытная религия и искусство . Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. С помощью каменных орудий делали даже хирургические операции: от­резали поврежденную руку или ногу, вскрывали череп, что­бы удалить опухоль.

Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представлений о существовании невидимых сил - духах и богах , которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия .

Первобытная религия отличалась от религий, существующих в современном мире. Для древних людей боги и духи не были потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались в конкретных объектах: камнях, деревьях, животных, горах. Богами считались и предки рода. Люди ощущали свою постоянную связь с такими богами. Они полагали, что могут воздействовать на них: задабривать, кормить (жертвоприношения), даже наказывать.

С религией связано первобытное искусство , проблема происхождения которого до сих пор является предметом научных дискуссий.

Предполагают, что искусство, как и религия, стало од­ним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось еще у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является пещерная (наскальная) живопись. В пещерах обнаружены сотни великолепных красочных реалистичных изображений животных: мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки создавались от 30 до 12 тыс. лет назад. Некоторые изображения, очевидно, служили для колдовских охотничьих обрядов.

Не менее интересна скульптура палеолита. Часто это фигурки животных из камня или кости. Их также использовали в обрядовых целях (на них сохранились следы ударов, ко­торые наносились каменными наконечниками).

В отличие от изображений животных изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все человеческие фигуры имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических Венер - небольших (5 - 15 см) статуэток женщин, обычно обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также в Прибайкалье. Историки предполагают, что это изображения прародительниц рода. Подобные скульптуры выражали также идеи материнства, плодородия.

Палеолит на территории России . Самые первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка и У-Кан (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки.

Одним из самых известных мест, связанных с пребыванием древних людей, является Капова пещера в Башкирии. Там найдено более сорока выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носороги. Возраст рисунков - 15 - 13 тыс. лет.

Уникальным является Костенко-Борщевский район около Воронежа. Здесь на небольшой территории раскопаны 24 сто­янки и 4 погребения, найдено колоссальное количество каменных и костяных орудий, статуэток, прежде всего палеолитических Венер.

На стоянке Сунгирь под Владимиром раскопаны два захоронения, сделанных 25 - 30 тыс. лет назад. В одном из них, возможно, лежал вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонта. Руки украшали более двадцати браслетов, изготовленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила, где захоронены мальчик 12 - 13 лет и девочка 7- 8 лет. Их одежда также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. Остается загадкой, почему дети удостоились такого пышного захоронения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества.

2. Что такое антропогенез? Каковы современные взгляды на антропогенез?

3. Какие трудности пришлось преодолеть древним людям? Что позволило им преодолеть эти трудности?

4. Что такое родовая община? Могли бы люди выжить без этой организации?

5. Каковы достижения людей эпохи палеолита?

6. В чем особенности религиозных представлений первобытных людей по сравнению с современными религиями?

7. Опишите главные черты первобытного искусства.

8. Назовите известные вам памятники палеолита на территории России. Знаете ли вы о таких памятниках на территории ваше­го города, района, области, края, республики?

9. Используя дополнительную литературу, составьте сообщение о происхождении религии или искусства.

Как таковых не было. Для того чтобы население смогло прокормиться собирательством и охотой, его плотность должна была быть очень низкой. Поселения с небольшим количеством жителей должны были отстоять друг от друга на десятки километров, что лимитировалось площадями охотничьих угодий.

Стоянки палеолита на территории России

Охота и собирательство

Племена людей палеолита перемещались вслед за объектами охоты. Такой образ жизни сохранялся в некоторых регионах мира до недавнего времени. Численность населения была подвержена колебаниям в зависимости от состояния биологических ресурсов, точно так же, как и у животных. Как свидетельствуют ученые, изучающие тропические развивающиеся страны , экологическая приспособляемость первобытных племён является характерной для всего пояса с экстремальными условиями жизни, как в аридных, так и в арктических районах. В частности, бушмены Калахари отличаются весьма сложной моделью поведения: они способны быстро переходить от занятий собирательством к охоте и обратно в зависимости от меняющихся климатических условий и тем самым менять образ жизни. В периоды потеплений, ухудшавших условия ведения оленеводства, современные ненцы переключались на охоту и на ловлю рыбы .

Питание

Энергетические затраты охотника каменного века составляли около 16-18 кДж (4-5 кКал), которые он компенсировал забирая энергию (питание) из биосферы в том же объёме.

Исследования племен, сохранивших до последних десятилетий образ жизни времен палеолита показывают несостоятельность представлений о примитивизме людей живущих на уровне каменного века. Они воспринимали окружающий мир и отдельные его части в целостности и стремились изучать их такими, какими они им представлялись. Мышление первобытных людей было не только практичным, но и с определенного периода магическим. В основе его лежала вера в возможность человека изменять реальность силой своего желания.

В связи с самодостаточностью, в охотничьем обществе отсутствует классовое разделение (или выражено минимально). Конечно, не стоит идеализировать абсолютное равенство первобытных людей, но оно не шло в никакое сравнение с классовыми различиями более поздних земледельческих народов.

«Научно-технический» уровень общества каменного века могли нести в себе очень небольшие человеческие общины. Племя каменного века было способно воспроизводить себя и свою культуру , имея в своем составе несколько сотен человек. Этого хватало, чтобы хранить обычаи , навыки охоты на разных зверей , знания о растениях , способы изготовления оружия и одежды, строительства простейших жилищ.

Охотничье общество не могло перейти на более высокий технический уровень. Огромные расстояния плюс отсутствие развитой транспортной техники делали невозможными массовый обмен продуктами и идеями между поселениями. Отсутствие излишков продуктов не давало возможности содержать профессионалов, специализирующихся на чём-то отличном от непосредственного добывания пищи — т.е. не могло быть ни ремесленников, ни управленцев. Всё это делало невозможным создание городов, а значит и возникновение цивилизации .

Влияние человека на природу

Палеолит — это период наибольшего экологического соответствия человека природной среде. В период палеолита использовалась исключительно мускульная энергия животных и человека, отрицательного влияния на природу практически не было, т.к. по сути человек сам являлся её неотъемлемой частью. Промысловое и собирательское освоение в период палеолита не приводило к изменению ландшафтов.

В палеолитический период развития самое большее, на что был способен человек — влиять на животный мир, то есть на самый слабый компонент природы. Впрочем, современный опыт наблюдений за образом жизни охотничьих народов показывает, что для них не характерно подрывать собственную кормовую базу. Материал с сайта

Влияние природы на человека

Влияние природы на человека в первоначальный период его развития — палеолит — было значительным. Барьером, который культура поставила между человеком и природной средой, стали одежда и жилище . Именно они решили для человечества проблему приспособления к внетропическим условиям географической среды.

Древнекаменный век, наряду с мезолитом и неолитом составляет каменный век, предшествует мезолиту. Подразделяется на нижний (ранний; ок. 2,6 млн. лет назад - 70 тыс. лет назад), средний (мустье; 70 тыс. - до 32 тыс. лет назад) и верхний (поздний; от ок. 32 тыс. до 8300 лет назад) палеолит.

Для нижнего палеолита характерно выделение человека из животного мира (см. ст. Австралопитек, Человек умелый) и начало изготовления им примитивных каменных орудий: ядрищные галечные орудия, ручные рубила и чопперы (большая галька, оббитая с одной стороны). Самая ранняя в Европе индустрия производства массивных ручных рубил - аббевильская культура. Её сменяет ашельская культура, характеризующаяся производством бифасов (2-сторонних рубил) и использованием для отщепления инструмента из мягкого материала (дерево, кость, рог) вместо камня-отбойника. В африканской терминологии все индустрии ручных рубил именуются ашельскими, наиболее ранние фазы африканского Ашеля совпадают с Аббевиллем в Европе. Существовали также культуры, в которых практически не применялись ручные рубила; орудия изготавливались из отщепов кремня (культура Клектон и др.).

Люди нижнего палеолита жили небольшими группами (20-40 чел.) по берегам водоёмов. Основные занятия - охота и собирательство. Не исключено использование в это время деревянных копий или рогатин. В конце эпохи постепенно наступает похолодание, меняется флора и фауна. Стойбища (в пещерах и вне их) становятся более долговременными. На некоторых сохранились остатки жилищ в виде овальных хижин с защищёнными от ветра очагами.

Средний палеолит (мустье) связан с появлением неандертальцев, отличается от предыдущих большим разнообразием орудий. Кремнёвые орудия мустьерского типа (скрёбла) и треугольные остроконечники, сделанные на отщепах, использовались как выскабливающие, режущие и ударные инструменты. Эти виды орудий, а также хорошо обработанные ручные рубила, встречаются почти во всех частях Евразии и в Северной Африке. Шире стала использоваться кость. В конце эпохи мустье в Европе наступает оледенение, появляются мамонты, шерстистые носороги и др. Мустьерские люди начинают хоронить покойников (см. ст. Тешик-Таш).

В верхнем палеолите формируется человек совр. типа. Для эпохи характерно дальнейшее развитие техники обработки камня и кости: распространение призматической техники раскалывания; появление сверления, пиления и шлифования камня. Расширился набор орудий, специализировалась трудовая деятельность. Распространились составные орудия (из камня с рукоятями из дерева и кости). Изготавливались костяные иглы с ушком и шилья, применявшиеся для пошива одежды из шкур. Строились разнообразные жилища. Основная отрасль хозяйства (охота) доставляла человеку пищу, материалы для одежды, строительства жилищ и отопления. Основой человеческого общества стала родовая община (см. ст. Род). Разнообразные женские изображения свидетельствуют о развитом культе женщины-родительницы, хранительницы дома, позволяя говорить о наличии материнского рода (см. ст. Матриархат). Усложнились погребальные обряды. К этому периоду относятся образцы пещерного искусства (см. ст. Альтамира, Ласко, Шульган-Таш).

Палеолит. Орудия труда: деревянная дубина, копья с наконечниками из камня, рубило, костяной гарпун.




Top