Основные жанры в творчестве писателя. Детская литература: Пришвин, Житков, Бианки, Чарушин Какие произведения писали житков чарушин пришвин бианки

Задачей детской литературы 20-х годов, на заре творчества В.В.Бианки была создание новой детской литературы. Вот как об этом писала в те годы Н.К.Крупская: "Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмыслить окружающую жизнь,явления природы и отношения между людьми".

И М.Горький считал, что нужно "…стремиться воспитать в детях активность, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства - сделать человека красивым и сильным…"

То есть, нужно было строить детскую литературу заново. В то время появилось много писательских группировок, каждая из которых пыталась отстоять свои представления о развитии детской литературы.

В 1922 году была создана Студия детской литературы при Институте дошкольного образования в Ленинграде, которая объединила небольшую группу начинающих писателей - Б.Житкова, Е.Шварца, Л.Пантелеева, Е.Верейскую, Е.Чарушина, Н.Дилакторскую, Е.Привалову и В.Бианки. возглавляли эту студию профессор О.Капица и поэт С.Маршак. Эти писатели ориентировались на глубокое изучение классического наследия и мирового фольклора. Вскоре у них появился и свой печатный журнал "Воробей" (позже "Новый Робинзон"), который предлагал на своих страницах их теоретическую программу. Связанную с воспитанием советских детей.

Бианки участвовал на равнее с другими писателями в создании новой детской литературы. Он писал научно-художественные книги для детей, где главной темой была тема природы и человека. Если сравнить его творчество с творчеством других писателей, работавших по этой же теме, то можно увидеть много отличного, но в тоже время и общее, а именно, привитие понимания и любви к родной природе. Такими писателями были: В.Арсеньев ("Дерсу Узала"), М.Пришвин, И.Соколов-Микитов. В.Бианки пытался решить проблему "человек и природа" по - иному, создавая научно-художественные сказки. Он облекал сложные научные вопросы о жизни животных в необыкновенные, увлекающие детей приключения обитателей лесов, полей и рек.

В 1928 году вышла "Лесная газета", ставшая уникальным произведением в мировой детской литературе.

В 30-х годах вышли новые произведения В.Бианки: "Приключения муравья", "Сказки зверолова", "Маленькие рассказы". Писатель развивал в своих произведениях идеи воспитания радостью в процессе общения детей с окружающим миром животных, птиц, насекомых и растений.

Виталий Васильевич Бианки был оригинальным художником, педагогом, натуралистом. В своем творчестве он был верен, навсегда выбранной теме природы. Писатель понимал детскую душу и, обращаясь к детям, стремился передать им самое значительное из своих огромных знаний.

Его произведения - это смешные сказки, драматические повести, рассказы о животных.

В сказках Бианки просматривается связь с народной сказкой. Наверное, из народных сказок пришли в его произведения простота, естественность речи, необходимая для понимания их детьми, добрый юмор, динамичность действий. Сказки писателя - это "сказки - несказки", в которых скрываются огромные знания, поэтому они считаются научно-познавательными. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его. В сказках животные рассуждают и действуют, как люди.

Бианки был настоящим мастером литературной сказки. Начиная с "Теремка" и "лесного колобка - Колючего Бока". Это явный намек на устное народное творчество. Только жители теремка Бианки - звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок - ежик, спасающийся от лисы.

Проза Бианки ритмична, в ней встречаются внутренние рифмы. Язык сказок народен и читатели узнают много новых слов и значений. Например, "А я от тебя в отрочек - и был таков", "…надо налево - я влево хвост кладу", "клевер кормовистый", паук - "брюхом по земле чиркает", комарище - "жигать мастерище".

Да и прозрачная мораль сказок связана с народной традицией. Например, праздное любопытство всегда наказывается.

В сказке "Хвосты" муха докучала и зверям, и птицам, и человеку, чтобы выпросить себе хвост. И в итоге ее корова прихлопнула своим хвостом, тем самым избавив всех от несносной мухи. В сказке "Росянка - комариная смерть" погиб назойливый комар, который докучал всех своим хвастовством. Его поймала растение - хищник Росянка.

В сказке "Первая охота" писатель знакомит нас со способами борьбы за жизнь окружающего мира. Кто сливается с фоном. Подражает другим животным и растениям. Выпь в камышах - "вся в желтые и коричневые полосы раскрашена", удод - "лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла". Бианки в любом живом существе ищет родственное человеку, воспитывает в детях сочувственное внимание к живому.

Также роднит его сказки с народными сочувствие, симпатия автора к маленьким, хрупким, но ведущим борьбу за жизнь. Это мы видим в сочувствии, сострадании к забавному щенку из "Первой охоты", к задумавшемуся Муравьишке из "Приключений муравья", к рыбке-коклюшке из "Рыбьи дома".

Сказки Бианки разнообразны. Коротенькая сказка-диалог "Лис и мышонок". Развернутые сказочные повести "Мышонок Пик", "Оранжевое Горлышко", "Рыбий дом".

В сказках Бианки скрыто глубокое обощение, которое основано на научном знании. Поэтому очень велико их воспитательное значение. Они предназначены для детей как младшего, так и старшего возраста.

Рассказы и повести Бианки - следующая после сказок ступень в познании мира детьми.

В рассказах Бианки меньше выдумки, меньше игры, а роль человека совсем другая, потому что он становится охотником, наблюдателем, натуралистом.

Образы животных более конкретны. Ведь то, что происходит в рассказах, случается и в конкретной, реальной жизни. Ребенок посредством чтения рассказов учится видеть. Рассказы очень реальны, правдивы, отражают правду жизни. В рассказах Бианки появляется описание пейзажа. Но автор вводит его в произведение осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж дает представление о душевном состоянии и настроении героев. Понятия в описании используются знакомые детям.

Иногда рассказы соединяются в цепочку - возникают циклы. Такие циклы рассказов есть и у Бианки. Например, цикл "Мой хитрый сынишка". Главный герой - маленький мальчик, который уходя с отцом на охоту, начинает постепенно познавать секреты леса.

Бианки писал свои произведения для детей всех возрастов. Сказки - для маленьких и чуть старше. Рассказы для более старшего возраста. Хотя есть среди рассказов и коротенькие рассказы - анекдоты для самых маленьких. Содержание таких рассказов построено на поучительной истории ("Музыкант").

Также в творчестве Бианки есть рассказы для старшего возраста, которые вошли в сборник "Нечаянные встречи". Это рассказы для старших дошкольников и школьников, которые образуют циклы: "Задумчивые рассказы", "Рассказы о тишине". Эти произведения отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой. Главными героями являются дети (школьники) и взрослые, играющие активную роль в жизни детей. Причем автор обязательно указывает профессию взрослого, который зачастую и является рассказчиком. Описываемые события происходят в разных уголках страны: на Кубани, в Западной Сибири, в Хакасии. Рассказы, которые не очень сложны по сюжету, заставляют задуматься. В них часто заключена неразгаданная загадка. Во всех произведениях писателя видно глубокое знание природы и ее обитателей. В своих произведениях он старается раскрыть главную мысль в общении с природой. Об этом он написал в своей статье для взрослых "Воспитание радостью": "Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы". Ведь ребенок и правда во всем живом чувствует друга, пытается найти родственную душу.

Еще одно из замечательных произведений Бианки - это "Лесная газета". Это была его главная книга. Не только потому, что он "растил" ее из материалов небольшого раздела о природе в журнале до энциклопедической книги, рассчитанной на постепенное овладение читателем ее научного и художественного содержания, писавшейся с 1924 года до конца своей жизни. Книга много раз переиздавалась, становясь с каждым новым изданием лучше, вбирая в себя все новые и новые рассказы, она увеличивалась в объеме, расширялась географически, впитывая много нового материала о жизни деревни, открытиях ученых. В этой книге Писатель и Натуралист слились в Авторе (Бианки) воедино как ни в одной другой его книге. Первая книга вышла в 1928 году и семь раз издавалась при жизни автора. Она переведена на многие языки и издана во многих странах.

Бианки начал писать "Лесную газету" еще в Бийске. Он задумывал книгу как собрание новостей из ленинградской области, но со временем она обогатилась информацией из Сибири и Алтая, из Средней Азии и заполярной тундры.

В чем же заключалась популярность этого произведения? Прежде всего идея такой книги была совершенной находкой, выдумка автора была остроумной. Материал в ней расположен как в настоящей газете, со статьями, очерками, заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, рисунками и загадками в конце номера. В ее основе - повторяющийся цикл сезонных изменений, поэтому газета не устаревает, а становится с каждым разом интересней. Эти сезонные изменения отражаются в разделах "Колхозный календарь" и "Охотник".

"Лесная газета" - это книга - игра, так автор постоянно втягивает нас в сови наблюдения. В ней много полезных советов: как читать следы зверей и птиц, практические советы по работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В книге много полезной информации о поисках и открытиях в науке, много головоломок, забавных рассказов, состязаний на развитие умственных способностей ("Тир", "Остроглаз"). Из номера в номер печатались только написанные короткие рассказы Бианки, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. В книгу введены герои, переходящие из номера в номер: веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.

Работа над книгой для детей привлекла к себе молодых художников: Чарушина, Курдова и знаменитых писателей и поэтов, которые с горячим желанием и выдумкой старались рассказать детям об окружающем их мире. Появились литературные ученики, с помощью которых создавалась книга. Это ботаник Н.М.Павлова, писатель Н.Сладков, писатели Э.Шим, С.Сахарнов и многие другие. А связала судьба Бианки с этими людьми, потому что он умел выискивать людей, любящих природу. В 50-х годах из учеников Бианки собралась "могучая кучка" - писателей, знающих и любящих природу. И они увлеклись созданием радиопередач для детей о природе. Передачи были ежемесячные, постоянные и назывались "Вестями из леса". Бианки говорил о ней: "…чтобы занятно было, чтобы не скучали ребята, а радовались…". Чтобы дети легче воспринимали информацию, звери, птицы, лягушки и рыбы, бабочки, жуки, грибы, травы и деревья говорили на человеческом языке. Да и разделы были интересными: "Происшествия", "Загадки", "Дела ребячьи", "Книга жалоб и предложений", "Спорт", "Моды сезона". Передача нравилась всем: и взрослым и детям, так же как и "Лесная газета".

"Лесная газета" продолжает жить и сегодня. Ее читают дети, она часто используется педагогами ДОУ.

Бианки писал: "Я написал "Лесную газету". Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но и тогда, и теперь у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать и рассказывать, кричать, петь людям о радости той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из нее, как цыпленок из яйца".

Библиотечное мероприятие для 1-2 классов

Чарушин Евгений Иванович

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 г. в городе Кирове. Его творчество началось с самого раннего детства.

Вместе с мамой, которая бала зоологом мальчик ходил в лес, там много наблюдал за лесными жителями, ловил их, воспитывал, лечил.

Они выкапывали разные цветы в лесу и дома посаженные растения превращались в чудо-сад. В доме Чарушиных всегда было много живности тетерева, утки, козы, индюшата, голуби, щеглы, синицы – всех они лечили, кормили и отпускали на волю. Женя как мог помогал мама и был очень счастлив.

Мальчику всегда хотелось подольше сохранить в памяти всё то, что он видел. На помощь пришло рисование, второе сильное увлечение детства. Евгений Иванович часто ходил с карандашом в руках рисовал животных и битвы индейцев. Научил рисовать его отец – архитектор и художник.

Отец всегда брал с собой сына в поездки по Кировской области. Ездили днём и ночью, лесами и лугами. Женя видел восход солнца, утренний туман, как просыпается и засыпает лес, как птицы запевают, как хрустят колёса по белому снегу.

Евгений Иванович Чарушин стал писателем и художником, только благодаря ярким впечатлениям детства.

В 1927 году выпускник Ленинградской академии художеств получил заказ проиллюстрировать книгу В.Бианки «Мурзук».

Вскоре стал писать небольшие рассказы о жизни и повадках животных. Первые произведения «Медвежата» и «Волчишко» появились в детских журналах «ЕЖ» и «Чиж».

… Север и дальний Восток, Волга и жаркие страны. Покидая город, многие месяцы он живёт на природе с карандашом и ружьём охотника в руках. Здесь его дом ему всё знакомо каждое озеро, каждый лесной уголок, каждый зверь и птица. Ему известна их жизнь и повадки. Здесь черпает темы для рассказов.

Всю жизнь Евгений Иванович жил среди животных в его квартире жили пёс Томка герой многих рассказов, клетки со зверями и птицами. Как вспоминали его друзья в разговоре принимали участие не только люди, но и все обитатели жившие здесь.

Чарушин писал рассказы более 30 лет.

Как художник иллюстрировал книги многих детских писателей: Маршака, Пришвина, Чуковского, Бианки, Снегирёва, М-Сибиряка, Житкова…

Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, наполненное любовью ко всему живому, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Игра - викторина

Разделить класс на 3 команды.

1. Каждой команде дать название животного из рассказа Чарушина.

2. Соедините название животного, которое они получили в народе (сделать для каждой команды карточки) (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

3. Загадки о животных (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

4. Кроссворд (сделать для каждой команды карточки) (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

5. Разрезать картинку с животным. Учащиеся должны её собрать и составить мини- рассказ о том кто изображен на их картинке.

Приложение №1

Соедини стрелками название

животных, которые они получили в народе.

зубами щёлк

косолапый

квакушка

ни головы, ни ножек

золотой гребешок

Приложение №2

ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ

1. На щётку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький... Ёж

2. С ветки на ветку, как рыжая стрелка.

Мечется, скачет шустрая.... Белка

3. В магазине не была, на базаре не была,

А домой пришла - молока принесла.

Молоку кому?

Хозяину моему!... Корова

4. Не найти среди зверей никого её хитрей.

Потому- то и недолго

И к тому ж не жаль ничуть

Ей в лесу любого волка,

Как ребёнка обмануть. Лиса

5. Пробирается к корыту,

Оттирая всех бочком,

Покупатель неумытый

С неразменным пятачком. Поросёнок

6. На болоте чуть дыша,

Притаилась в камышах.

Ей не квакается что-то,

Нелегка была охота.

Мошкарой набила брюшко

Пучеглазая... Лягушка

7. Пастуху нужна двустволка,

Напугать, чтоб злого... Волка

8. Будет сильно тот реветь,

Кому встретится... Медведь

9. На носу рога торчат,

Неприветлив, мрачен взгляд.

Очень вспыльчив, очень строг

Африканский... Носорог

10. Что случилось?

Что стряслось?

На опушку вышел... Лось

11. Может быть он и урод

Из тропических болот.

Но зато ему под силу

Шире плеч разинуть рот Бегемот

12. Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг – и позади лужайка,

Спрятался от волка… Зайка

13. Наверно, в жаркой далёкой стране

Она прислонилась к ограде.

Полоски теперь у неё на спине,

Как строчки кривые – в тетради Зебра

14. Кто –то в сумке носит спички,

Кто-то - важные вещички,

Кто-то - книжки и игру,

А детишек… Кунгуру

15. Страшен гривы этой гнев

Царь зверей – конечно… Лев

Приложение №3

Кроссворд

  1. Она так с домом связана

И так к нему привязана,

Что даже в дом к знакомым

Приходит вместе с домом (черепаха)

2. Зимой белый,

Летом серый? (заяц)

3. Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он... (жираф)

4. Носит детишек в сумке? (Кенгуру)

5. Маленький рост,

Длинный хвост,

Собирает крошки,

Прячется от кошки? (мышь)

6. Бревно бревном,

А глянешь в пасть –

Можно в обморок упасть!? (крокодил)

7. У кого короткий хвост крючком?

Кто роет землю пятачком? (поросёнок)

Подведение итогов.

Хочется еще раз поблагодарить издательство "Амфора" за чудесные детские книги серии "Школьная библиотека", в которых, как я уже не раз писала, прекрасно все - и содержание, и иллюстрации, и цена. Сегодня на полочке два сборника коротких рассказов о природе с иллюстрациями Евгения Чарушина (обзор:) - авторский сборник "Болтливая сорока" и "Воробьишкина весна" Николая Сладкова.

Николай Сладков - это та классика, как Пришвин и Бианки, которую нельзя не читать детям, если мы хотим показать им красоту мира и мудрость природы, приоткрыть тайны всего живого, привить любовь и воспитать бережное отношение к животным и растениям. Сладков сочетает в себе литературный талант великолепного рассказчика и эрудицию ученого, язык его повествования легкий, а сюжеты интересные и достоверные. В книгу собраны любимые нами с детства маленькие рассказы из циклов "Бежал ежик по дорожке" и "Воробьишкина весна". Из них можно узнать, почему ноябрь пегий, с белым снегом и проталинами, с чего начинается приход весны, как с первым дождиком вырастают грибы, почему ежик боится сову, а также почитать истории о весенней шумной жизни воробьев. Лучшие иллюстрации, которые только можно себе представить к малышовым рассказам Сладкова - это натуралистичные и живописные работы Чарушина. Так что этот сборник всем очень советую, отличная книга для знакомства с творчеством Сладкова.












Качество книги прекрасное: уменьшенный формат, удобный для самостоятельного просмотра малышами, твердая глянцевая обложка, очень плотная белая офсетная бумага, крупный шрифт и очень хорошая печать.
в "Лабиринте"
В сборник "Болтливая сорока" вошли замечательные короткие познавательные рассказы Евгения Чарушина с его же иллюстрациями. Содержание несколько пересекается с книгой "Большие и маленькие" (совпадают 4 рассказа: Белка с бельчатами, Олениха с олененком, Лиса с лисятами, Бобры), но большинство иллюстраций к этим же рассказам - другие. А остальные 7 рассказов (Волчишко, Сорока, Гаяр, Лисята, Про зайчат, Лесной котенок и Пищик) в других сборниках Амфоры не встречаются.











Эти книги будут интересны и полезны ребенку долгое время - от слушания до самостоятельного чтения - рассказы короткие, шрифт крупный и удобный, есть буква Е.

Качество книги серийное, т.е. прекрасное:

Предварительный просмотр:

Тест по теме «О братьях наших меньших»

  1. Б.Заходер
  2. В.Берестов
  3. И.Пивоварова
  4. М.Бородицкая

2.Убери лишний персонаж.

  1. старик
  2. лошадь
  3. сова
  4. мыши

3. Узнай название рассказа по опорным словам.

Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.

  1. «Музыкант»
  2. «Страшный рассказ»
  3. «Храбрый утёнок»
  4. «Ребята и утята»

4. Кто напугал детей в «Страшном рассказе»?

  1. ворона
  2. ёжик
  3. собака
  4. кошка
  1. Б.Житков
  2. М.Пришвин
  3. В.Бианки
  4. В.Берестов

6. Какое имя и отчество у Чарушина?

  1. Евгений Иванович
  2. Виталий Валентинович
  3. Михаил Михайлович
  4. Борис Степанович

7.Кто из писателей считает, что врачебное правило «Не навреди!» годиться для всех, кто бывает в лесах и полях?

  1. Н.Сладков
  2. М.Пришвин
  3. В.Бианки
  4. Е.Чарушин

8. Убери лишний персонаж.

  1. Алёша
  2. кошка
  3. стрекоза
  4. утята

9. Кто из писателей объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, свободно говорил на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком?

  1. Н.Сладков
  2. В.Бианки
  1. Б.Житков
  2. М.Пришвин

10.Н. Сладков считает, что « природу может спасти только…»

  1. ...наша доброта
  2. …наша любовь.
  3. … наше внимание.
  4. …наше понимание.

Проверочная работа

по разделу «О братьях наших меньших».

1. Отгадай загадки. Напиши из каких произведений эти герои.

1) Хозяин лесной

Посыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

М ________________________________________________________

2) Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

С __________________________________________________________

3) На сене лежит,

Сама не ест

И другим не даёт.

С ________________________________________________________

4) Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт, за собою всех ведёт.

У _____________________с у_______________________________

5) Его не трогаю –

Идёт своей дорогою,

А прикоснёшься –

На иголку наткнёшься.

Ё__________________________________________________________

2. Кто из писателей считает, что «природу может спасти только наша любовь»?

___________________________________________________________

3. Стрелкой соедини произведения и жанр, к которому они принадлежат.

«Ребята и утята», М.Пришвин

«Музыкант», В.Бианки а) Рассказ о животных

«Жила-была собака…», И.Пивоварова б) Сказка о животных

«Страшный рассказ», Е.Чарушин в) Стихотворения

«Кошкин щенок», В.Берестов г) Научно-познавательный

«Сова», В.Бианки текст

Тест по теме «Из детских журналов»

1. Какой из этих журналов не является детским?

а) «Ёж» в) «Чиж»

б) «Колобок» г) «Здоровье»

2. Как расшифровывается название журнала «Чиж»?

а) чрезвычайно интересная жизнь

б) честный интересный журнал

в) честный искренний журнал

Г) чрезвычайно интересный журнал

3. Какое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак написали вместе?

а) «Весёлые чижи» б) «Игра»

б) «Что это было?» в) «Весёлый старичок»

а) Д. Хармс в) С. Маршак

б) А. Введенский г) Ю. Владимиров

5. Найди правильное значение слова «КОЧЕРЁЖКА»

а) кочерыжка в) кочка (маленькая)

б) кочерга г) загнутая палка

6. Как звучит настоящее имя Д. Хармса?

а) Даниил Ювачёв в) Даниил Хармс

б) Дмитрий Ювачёв г) Дмитрий Хармс

а) Д. Хармс в) А. Введенский

б) Ю. Владимиров г) С. Маршак

8. Закончи пословицу. «Дерево смотри в плодах, а….»

а) … человек – в учёбе. в)… человека – в богатстве.

б)… человека – в красоте. г)… человека – в делах.

Прочитай текст. Выполни задания.

Слон сильный и умный

Слон большой, слон сильный и умный, это знают все. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.

Бывает, и у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок завизжит, затрубит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от матери-слонихи, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.

Задания:

1. Отметь лишнее утверждение. «Слон….»

а) большой в) сильный

Б) умный г) слабый

2. Отметь верное утверждение. «Если слон почует опасность, он…»

а) убегает в)зовёт слонёнка

б) крадётся тихо, как мышка г)крадётся тихо, как кошка

3. Отметь значение слова гигантская(змея)

а) большая в) очень большая

б) слабая г) сильная

4. К какому жанру относится этот текст?

а) сказка в) загадка

б) рассказ г) басня

5. Какую работу может выполнять домашний слон? Коротко запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

1. Определи жанр произведения Н.Носова «Затейники».

  1. Былина
  2. Сказка
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

  1. Н.Носов «Затейники»
  2. В. Осеева «Волшебное слово»
  3. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
  1. А. Барто
  2. Н.Носов
  3. Н. Булгаков
  4. В. Осеева

4. Знаешь ли ты имя и отчество Носова?

  1. Сергей Владимирович
  2. Самуил Яковлевич
  3. Николай Николаевич
  4. Фёдор Иванович

5. Отметь рассказ, который учит быть честным.

  1. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
  2. В. Осеева «Почему?»
  3. В. Осеева «Волшебное слово»
  4. Н.Носов «Живая шляпа»
  1. каталог
  2. писатель
  3. художник
  4. оглавление (содержание)

Тест по теме «Писатели - детям» и «Я и мои друзья»

Вариант 1

1. Определи жанр произведения Ю. Ермолаева «Два пирожных».

  1. Былина
  2. Сказка
  3. Рассказ
  4. Стихотворение

2. Из какого произведения этот отрывок?

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла руками.

  1. Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
  2. Н.Носов «Живая шляпа»
  3. В. Осеева «Волшебное слово»
  4. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
  1. В. Берестов
  2. Н.Носов
  3. В. Осеева
  4. Ю. Ермолаев

4. Знаешь ли ты имя и отчество Чуковского?

  1. Самуил Яковлевич
  2. Николай Николаевич
  3. Фёдор Иванович
  4. Корней Иванович

5. Какой из рассказов повествует о дружбе?

  1. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
  2. В. Осеева «Почему?»
  3. Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
  4. В. Осеева «Волшебное слово»

6. Подумай и ответь, что является частью книги.

  1. библиотека
  2. читальный зал
  3. писатель
  4. иллюстрация

Тест по теме «Писатели - детям»

1. Кто такой К. Чуковский?

  1. композитор
  2. поэт
  3. художник
  4. писатель

2. Какое стихотворение написала не А. Барто?

  1. «Мы не заметили жука»
  2. «Вовка – добрая душа»
  3. «Мой щенок»
  4. «В школу»

3. Кто такой прусак ?

  1. чёрный паук
  2. большой паук
  3. чёрный таракан
  4. рыжий таракан

4. Как зовут мальчика, который «просыпался ночью десять раз»?

  1. Петя
  2. Вовка
  3. Саша
  4. Сергей

5. Какое из стихотворений учит тому, как преодолеть страх?

  1. «Мой щенок»
  2. «Мой секрет»
  3. «Сила воли»
  4. «Кот и лодыри»

6. Какому времени года радуются все в стихотворении «Верёвочка»?

  1. зиме
  2. весне
  3. лету
  4. осени

7. Подбери синоним к слову лодырь.

  1. Хулиган
  2. Болтун
  3. Весельчак
  4. лентяй

«Писатели - детям»

1. Допиши названия стихотворений и укажи их авторов.

1) «_______________________________ горе», автор______________________________________

2) «Кот и ______________________________», автор______________________________________

3)«Сила _______________________________», автор______________________________________

4)«Вовка- _________________ ____________», автор______________________________________

5)«Мой ________________________________», автор______________________________________

6)«Мы не____________________ __________», автор______________________________________

2. Узнай рассказ по ключевым словам.

1) Строили, горка, скользко, песок, ступеньки. _________________________________

2) Комод, шляпа, котёнок, кочерга, картошка. __________________________________

3) Игры, домик, сказка, волк, «три поросёнка». ________________________________

______________________________________________________________________________________________

4. Почему произведения писателей К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто и Н. Носова объединены в один раздел? Найди ответ на стр.68 учебника и допиши своё мнение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа к разделу «Писатели - детям»

Вариант 1

  1. Кто из поэтов является автором цикла «Игрушки»?
  1. А.Барто
  2. С.Михалков
  3. С. Маршак
  4. К.Чуковский

2. Почему мальчики не заметили, как шляпа накрыла котёнка?

  1. Они читали книгу.
  2. Они раскрашивали картинки.
  3. Они смотрели мультфильмы.
  4. Они играли в шашки.
  1. Какую ошибку совершил Котька?
  1. Еще раз залил горку водой.
  2. Сломал горку
  3. Посыпал горку песком.
  4. Испортил горку коньком.
  1. Вспомни стихи К.Чуковского «Радость» и «Путаница». Как называются такие маленькие стихи в устном народном творчестве?
  1. Сказки
  2. Пословицы
  3. Поговорки
  4. Небылицы
  1. В произведениях какого писателя есть герои: астроном Стекляшкин, Гунька, Мишка с его злополучной кашей?
  1. С.Михалкова
  2. С. Маршака
  3. К.Чуковского
  4. Н.Носова

6. Из какого произведения взяты строки?

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом.

  1. «Живая шляпа»
  2. «На горке»
  3. «Затейники
  4. «Приключения Незнайки»
  1. Прочитай загадку К.Чуковского, выбери отгадку.

Красивые двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю.

  1. Губы и зубы
  2. Глаза и ресницы
  3. Нос и рот
  4. Руки и ноги

8.Прочитай загадку С. Маршака, выбери отгадку.

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожи мы, как братья,

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

  1. Тапочки
  2. Носки
  3. Сапоги
  4. Ножки стула

Контрольная работа к разделу «Писатели - детям»

Вариант 2

  1. Кто из писателей является автором книги «От двух до пяти»?

А.Барто

С.Михалков

С. Маршак

К.Чуковский

2. Почему мальчики не стали больше играть в «три поросёнка»?

Они долго играли и им надоело.

Пришла мама и стала их ругать.

Они боялись, что кто-нибудь опять схватит за ногу.

Игра была скучная.

3.Почему Котька посыпал горку песком?

  1. Никак не мог взобраться.
  2. Решил навредничать.
  1. Чтобы никто не мог кататься с неё.
  2. Чтобы больше никто не падал.
  1. Какое из произведений

Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую»

  1. Соедини автора и отрывок из его стихотворения:

Снег теперь уже не тот,

Почернел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи…. А.Плещеев

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна… Ф.Тютчев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою… А.Блок

Зима недаром злиться,

Прошла её пора_

Весна в окно стучится

И гонит со двора… С.Маршак

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит… А. Плещеев

  1. Раздели эти произведения на 2 группы и дай общее название каждой группе.

Лиса и тетерев. ____________________ __________________

Весенние воды. _____________________ ___________________

Сельская песенка. ______________________ ____________________

Лиса и журавль. _______________________ ___________________

На лугу. _______________________ ___________________

Каша из топора. _______________________ __________________

  1. Вставь правильно буквы.

Сне.. теперь уже не тот, Весна идёт ст..ронкой…

П..т..мнел он в поле… Мы м..л..дой весны гонцы….

Зачирикал в..р..бей

В..с..лей на крыше…


ЛЕКЦИЯ № 26 (1 час). Научно-художественная литература для детей

(В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин).

1. Жанр «сказки-несказки». Художественные особенности сказочных повестей Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959). Войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», он создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Писатель стремился донести до детей поэтическое мироощущение «жизнь - сказка»; сделать так, чтобы это мироощущение осталось у них и тогда, когда они станут взрослыми.

Первая сказка В. Бианки - «Путешествие красноголового воробья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательном у жанру, - «сказки-несказки».

Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту, Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намереваясь дать детям знания о мире. На страницах его сказок оживают увиденные натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.

В «Лесных домишках» (1923) рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж - юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь - в жилище Зуйка, Витютня, Иволги - и чуть не попадает в зубы белки. Береговушка находит свой лом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве:

Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил» (1936). Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

Заботой Бианки было и воспитание самих воспитателей. «Задумал я сбить для детских "садовниц" (так он называл воспитательниц детских садов) целую большую книгу (или маленькую энциклопедию) - о простых чудесах... В 1946 году эта книга вышла, называется она «Четыре времени года». Кроме сказок и рассказов самого Бианки в нее включены произведения Льва Толстого, Пришвина, Паустовского и др.

«Лесная газета» появилась на свет первоначально как природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926 - 1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. Главной целью «Лесной газеты» был показ органической связи природы и человека, который помог бы вырастить своего читателя бережливым хозяином природы. Переведенная на многие языки, «Лесная газета», как и все его творчество, входит в золотой фонд мировой детской литературы.

2. Специфика отражения природы в произведениях Михаила Михайловича Пришвина(1873-1954). Он был одним из певцов природы, призывавших детей любить ее, познавать ее тайны, не стремясь ничто в ней ломать и переделывать.

Первый рассказ писателя - «Сашок» - был напечатан в детском журнале «Родник» (1906), когда автору исполнилось уже 33 года. В этом рассказе возникают темы, которым Пришвин будет привержен всю свою творческую жизнь: единство прекрасной и таинственной природы и взаимозависимость природы и человека.

Особенности личности и таланта Пришвина - оптимизм, вера человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей. Часто и те его произведения, которые не предназначались маленьким читателям, становились детским чтением. Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. Он признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения.

Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в несколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».

Крошечный рассказ «Лисичкин хлеб» дал название книге, вышедшей в 1939 году. Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»: -Откуда же это в лесу взялся хлеб?/ -Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста.../ -Заячья.../ -А хлеб лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть./ -Хорошийлисичкин хлеб.

Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно.

Широко известная сказка-быль «Кладовая солнца» была написана М.Пришвиным для конкурса, проводившегося Детгизом в 1945 году и получила первую премию. В центре ее - осиротевшие в войну дети Митраша и Настя. Сюжетным стержнем произведения стал поход детей на далекое болото за клюквой. Пережитые за время пути опасности заставляют их понять необходимость достойного поведения перед лицом природы. Все события и детали в произведении вполне реальны, однако писатель назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью. Умение видеть красоту во всем, что окружает человека, поэтизация природы и живущих с ней в ладу людей - эстетические основы творчества Пришвина. Это произведение и о дружбе, необыкновенной силе любви, преодолевающей все препятствия (как в волшебной сказке о братце Иванушке и сестрице Аленушке).

3. Особенности повествования в р ассказах о детях и животных Евгения Ивановича Чарушина (1901 - 1965). Уже первые произведения определили место Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует.

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутреннее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свойственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина восприятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Вот такими фразами создана, например, динамичная картина игры лисят в рассказе «Путешественники» : «Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу - туда-сюда, взад-вперед. Звон стоит, как в посудной лавке». С течением времени Чарушин стал усложнять фразу, отказываясь от такого скопления глаголов.

В произведениях Чарушина, особенно для самых маленьких, много звукоподражаний. Сверчок, как настает ночь, начинает «тир-ликать», ворона каркает, маленький воробушек чиликает. Чаще всего он изображает детенышей животных, видимо, полагая, что такие герои наиболее близки душе малыша. Он и сам любил маленьких зверят, «трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже врослый зверь». Подчеркивая детскость их поведения, писатель скрепляет в сознании своего читателя бережное, покровительственное отношение к «братьям нашим меньшим».

Животные на воле, в естественной среде обитания, изображены Чарушиным как в рассказах, так и на иллюстрациях. В 1930 году вышла его книжка-картинка «Птенцы»; затем в 1935 и 1938 годах появились книжечки «Животные жарких стран», «Удивительные звери», «Звери жарких и холодных стран». Рассказы о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, но неизменно талантливого писателя и доброго человека, передают детям любовь и восхищение разнообразной природы («Медведь-рыбак»). Во всех произведениях звучит мотив единения человека с природой, но особенно явственно в рассказах о приручении зверей («Путешественники; «Свинья»). Природа с детства обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.




Top