Основы культурологии - Л.Г. Горностаева

Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Субкультурные тенденции в обществе во многом вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма. Субкультуры обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Проблема субкультуры рассматривается в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.

Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую группу, компактную, сравнительно небольшую и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству. Эти специфические признаки обычно порождены относительно изолированным существованием этой группы. Отличия субкультуры закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями. Эти особенности в достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру. Обычно субкультура не стремится к распространению своей системы ценностей на всю культуру. Её задача - сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.

Понятие «субкультуры» имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с «контркультурой», понятие «субкультура» подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие «контркультура» чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур.

Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры. В истории существовал ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Шумере, Ассирии, Древней Индии и пр. Данные традиционные общества воспроизводили существовавший образ жизни тысячелетиями, когда прошлое взрослых оказывалось будущим их детей. Гибель одних государств и возникновение на их месте других не меняло сам тип культуры. Основание культуры сохранялось, передавалось в качестве социальной наследственности, обеспечивая воспроизводство традиционного типа развития. Не только человек не ощущал разлада с обществом, но и природа органично взаимодействовала с данной культурой, многочисленными примерами доказывая с ней свое единство. Однако при всей самобытности, своеобразии данных культурных образований, им присущи некоторые общие черты: 1) ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур; 2) приверженность существующим образцам поведения; 3) господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании; 4) медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности. Традиционная культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основным родом занятия является сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность. Подходом к структурированию культуры конкретного общества является выделение в ней так называемых субкультур.

Субкультура (от латин. sub. - под) - это целостная культура определенной социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (слэнга), художественного творчества и др. В содержательном плане субкультура представляет собой закрытую систему ценностей и средств выражения, с помощью которых специфическое сообщество людей пытается переосмыслить доминирующую в обществе систему базовых ценностей, а в ряде случаев и противостоять ей. В современном мире различными субкультурами выступают: 1) подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность; 2) криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр.), создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды; 3) религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Синрикё» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.

Вся совокупность субкультур, претензии их на некую универсальность образуют контркультурные тенденции. Контркультура (от латин. contra - против) - это категория, обозначающая новые социокультурные ценности и установки, противоречащие фундаментальным принципам традиционной культуры. В современной культурологии понятие «контркультура» имеет два значения: 1) противопоставление фундаментальным ценностям господствующей культуры; 2) отождествление с молодежными антибуржуазными выступлениями 60-х годов XX в., которые продемонстрировали полное неприятие стержневых принципов западной культуры и отторжение ее как «культуры отцов». Сам термин «контркультура» был введен в научный оборот американским социологом Теодором Роззаком. Носителем контркультуры является молодежь индустриально развитых стран Запада, а наиболее известными представителями - субкультуры «хиппи», «панков», «рокеров», «тинейджеров» и др. Деятели различных ветвей контркультуры: 1) возводят в культ созерцательность и бесцельное времяпрепровождение; 2) игнорируют индивидуально-личностный принцип жизни как высшую ценность классической западной цивилизации.

Отношения культуры и субкультуры необходимо рассматривать в рамках концепции развития культуры. Доминирующая культура представляет собой некую программу развития общества, в рамках которой сосуществуют множество субкультур, как традиционных, так и инновационных (в том числе молодежные субкультуры). Сегодня само понятие «доминирующая культура» звучит некорректно. Тенденции постмодерна привели к принятию всех культурных форм. Поэтому о современной культуре можно говорить как о совокупности субкультур. По мере изменения существующих условий как со стороны «внешнего» мира (материальные явления), так и со стороны «внутреннего» (мира сознания) культура претерпевает множество изменений. Обладая набором традиционных ценностей, культура должна удовлетворять базисные человеческие потребности. Но трансформирующиеся общественные отношения уже не принимают их. В этом случае инструментом обновления и адаптации культуры служит субкультура. Возникает вопрос о роли контркультуры в этом процессе. По нашему мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время «ненужные» ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса «инверсии», т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.

В середине 60-х годов XX века в профессиональном музыкальном мире произошли большие перемены. Рок-музыка, сформировавшаяся к тому времени в качестве цельного и содержательного пласта современной массовой культуры, оттеснила на второй план даже такое популярнейшее музыкальное явление XX века, как джаз. В немалой степени этому способствовала ее демократичность, свобода от многих академических условностей, неотделимых, по сути, от большинства форм джаза. Рок-музыка - сложившийся к середине 1960-х годов качественно новый вид молодежной музыки, для которого характерно соединение протестных текстов с высокоуровневой инструментальной музыкой. Как социальный феномен, рок-музыка олицетворяла в сознании молодежи протест против косной морали поколения родителей, против подавления человеческих прав, бессмысленного насилия (война во Вьетнаме), бездуховности, - и прежде всего в этом качестве была востребована новым поколением. Но именно стилевая многоплановость и высокий профессиональный уровень рок-исполнителей позднее смогли обеспечить рок-музыке, с одной стороны, отклик максимально широкой аудитории (уже не только молодежной), с другой, - статус ярчайшего явления музыкальной культуры второй половины XX века.

В настоящее время (начало XXI в.) мы видим на сцене как старших родоначальников рока, так и множество новых, более молодых исполнителей, заявляющих, что исполняемая ими музыка - это именно рок-музыка. Но продолжают ли знаменитые рок-музыканты в действительности «линию» рок-культуры и имеют ли эти новые исполнители к ней отношение, или же все эти формы музыкальной активности давно превратились, по сути, в антирок, - вопросы, ответить на которые совсем не просто. Вполне объяснимо, что авторитетные исследователи рок-музыки и рок-культуры отвечают на них по-разному.

Следует подчеркнуть, что во многих аналитических работах термины «рок-музыка» и «рок-культура» отождествляются, употребляются в качестве синонимов. Безусловно, понятие «рок-культура» шире, но и это отождествление вполне оправдано в тех случаях, когда речь идет о 60-70-х гг. XX в. Потому что в тот богатый знаковыми для современной культуры событиями период времени едва ли не каждый рок-музыкант одновременно был и «рок-культурщиком» (Джон Леннон, Джим Моррисон, Мик Джаггер).

Очень трудно однозначно ответить и на вопрос, какой фактор доминирует в рок-культуре: музыкальный или социальный. Музыканты, наиболее серьезно и профессионально настроенные музыковеды и искусствоведы выделяют первый фактор, журналисты, социологи и культурологи - обычно второй. В любом случае, отдавая предпочтение одному из этих факторов, не следует упускать из виду влияние другого.

Вместе с тем наличие протеста еще не делает музыку роком. Рок-музыка в качестве контркультурного явления основана отнюдь не на тотальном отрицании; здесь не предполагается полный отказ от наработанных в прошлом культурных и музыкальных ценностей и концепций, но взаимодействие с ними, осуществляемое путем усвоения основных идей и тенденций с последующей их трансформацией.

В данный момент можно с полной уверенностью констатировать, что в мировую сокровищницу рок-музыки вошли почти исключительно композиции западных исполнителей. Если же говорить о таком феномене, как русский рок, то необходимо признать, что уже сама структура его «иная», так же как и целеполагающий импульс; он развивался в «иной» социокультурной ситуации, и у него совершенно другие «приоритеты». Так, в частности, многие исследователи подчеркивают, что в западном роке ставка делается на красоту мелодии и обеспечиваемый сугубо музыкальными средствами «драйв», в то время как в русском роке - на насыщенность текстовой составляющей. Феномен русского рока требует отдельного исследования и специфичного подхода, уделяющего особое (главное) внимание анализу его поэтической компоненты. Обращение филологов к русской рок-поэзии, безусловно, оправдано. Поэтому, принимая во внимание перечисленные обстоятельства, в нашем исследовании феномен русского рока нужно рассмотреть отдельно.

«Русский рок» возник как контркультурное явление в 80-тые гг. XX ст. В Системе СССР которая называлась «Железным занавесом», было явление культурной изоляции. Каждый звук доходивший с запада, воспринимался как откровение. Возникающие группы сперва стали экспериментировать на тему нового звука и песни, и постепенно это вылилось в понятие «Мы» противостоим «Им». Русский рок занял нишу протеста, бунта и в тот же самый момент стал олицетворением «Перестройки», официального направления Государства. В Истории это был первый случай, так сказать «Оксюморон» культуры, когда суть бунта, соприкасалось идеологией с тем, против чего бунтуют. Но в тот же момент это открыло до этого закрытую дорогу самобытному языку, который был придушен Советской идеологией. Пропитанный бардовской и авторской песней, он как поэзия серебряного века, говорит о проблеме Русской души. Явный тому пример Александр Башлачев. Русский рок собрал массу музыкантов, как явление единения и стремление к чему-то новому, как в социальном, культурном, так и в духовном плане.

Если рассматривать рок-музыку с внешней точки зрения, то она неизбежно оказывается бунтом, протестом (главным образом, социальным). Рассмотренная же изнутри, рок-музыка - это импровизация, излияние жизни, божественность момента, для которого важно быть здесь и теперь в стихии творчества. Рок-музыка в отличие от рядоположных музыкальных феноменов, таких как панк, глэм или хэви-метал, обладает в полном смысле дионисийской основой, - от подлинной сущности этого вида искусства данная основа неотделима. Рок-музыка - это дионисийство, - а значит, лишь дионисийски настроенный человек, и в качестве исполнителя, и в качестве слушателя может быть причастен рок-действу в полной мере. Потому так важен в рок-музыке импровизационный момент концертных выступлений. Он позволяет музыкантам оставаться «радостью становления», разрушая аполлоновскую форму «альбомных версий» композиций, и тем самым быть искренними перед аудиторией и в первую очередь перед собой.

Тип театральности, присущий «классической» рок-музыке специфичен. Здесь во главу угла ставится творчество, импровизационность, театральность «для себя», решительно преобладает атмосфера эксперимента, а следовательно, имеет место театральность «незаученного» и (если учитывать содержательный аспект композиций) в полном смысле контркультурного характера.

Рок-музыка 60-х - 70-х гг. XX в., отнюдь не являясь типичным феноменом постмодерна, во всем многообразии своих проявлений была инспирирована единым «духовным порывом» - это было целостное явление, «лебединая песня» более древней и традиционной, стремительно уходящей культуры. Эпоху «классической» рок-музыки можно назвать и последней на данный момент эпохой «музыкальной искренности».

Рок-музыка в настоящий момент находится в глубоком кризисе. Связан он, по нашему мнению, с такими факторами: в современной рок-культуре отсутствует единство в «целях» (если не они сами) и смысложизненных задачах, недостает Идеи. Рок-культура уже давно в целях «выживания» отказалась от «революции в сознании», но ничего не поставила на место этой революции, более того, утратила связь со своими истоками. В «обновленной» же (выхолощенной) своей ипостаси, рок-культура, как показывают реалии нового тысячелетия, оказалась неспособна привлекать к себе новых сторонников. Отсутствие нового мощного интегрирующего начала не позволяет рок-культуре формировать устойчивые связи внутри конгломерата молодёжной активности XXI в. Всё это постепенно привело к тому, что рок, некогда усиленно тяготевший к бунту, протесту и почти безраздельно владевший сердцами и умами молодого поколения 1960-х превратился в одно из современных музыкальных течений, не профилирующее и относительно (попсы, хип-хопа и др.) непопулярное, как это ни странно, именно в молодёжных кругах, несмотря на все попытки его представителей «удержаться на плаву» за счёт ремесленных навыков.

Сегодня подлинная рок-музыка - это, конечно, искусство прошлого. Тем не менее, отнюдь не оправдано отношение к ней как к «мёртвой классике», ибо в случае с роком важна не только музыкальная концепция, но и кулыпуросозидающий импульс, который в 60-е гг. XX в. подготовил и сделал возможным всё многообразие её впечатляющих «объективаций». И если время окончательного «заката» рок-музыки уже не может быть очень далеко, то тем больше оснований пожелать нового «рассвета» этому импульсу.

Субкультура - это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным строем, обычаями, нормами.

Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.

Даже в античной культуре, которая казалась Гельдермину однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, элитарное и массовое, официальное и народное и т.д. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христианское начало, сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре средневековья.

Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.

Культура различных эпох демонстрирует сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеет карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари и т.д.? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты взаимодействуют. Но официальная, серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между контркультурой и субкультурой. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Некоторые образования культуры отражают социальные или демократические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, они закреплены в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурному явлению возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих", но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением.

Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складывается своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем субкультурой, это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремиться превратиться в официальную. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.

В современном мире примером субкультуры можно считать религиозные секты.

Эти культовые объединения нередко называются авторитарными, во главе сект обычно стоят харизматические лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина, дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга: сторонники эксцентрических верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в обществе вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма.

Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать аналогичную ответную реакцию.

Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий ствол культуры при этом сохраняется. Субкультура обуславливает различия поколений.

Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая хоть и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведения и в целом на стиль культурной эпохи.

Большая популярность аниме привела к тому, что появились люди, которые серьезно заинтересовались данным направлением анимации. Изначально это были просто сходки людей, имеющих общие интересы. Однако постепенно стали образовываться клубы, официально зарегистрированные косбенды. Появлялось все больше интернет-ресурсов, посвященных данной теме.

Как известно, субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни .

Об анимешниках уже давно говорят как об особой молодежной субкультуре. Эту социальную группу отличают следующие признаки:

1. Особые интересы и ценности.

Сюда входит увлечение аниме, мангой, культурой и историей Японии. Также в данной субкультуре распространено увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Анимешникам присущи определенные виды творчества:

Рисование.

Для многих все начинается с простого срисовывания персонажей любимого аниме. Стиль аниме довольно необычен – большие глаза, всевозможные необыкновенные костюмы и прически, яркие образы, новые способы передачи эмоций персонажа. Все это побуждает выдумывать своих персонажей, экспериментировать. Поэтому среди анимешников встречается много художников [Приложение А].

Литературное творчество.

Стихи и проза по мотивам любимых произведений. В рамках этой темы следует сказать о фанфиках. Термин «Фанфик» (от английского «fan fiction») означает литературное произведение, в основу которого легли сюжет и персонажи какого-либо оригинального произведения. Фанфики создаются и поклонниками аниме. Тематика может быть самая разнообразная: это могут быть произведения юмористические, пародийные, альтернативные пересказы известных произведений.

Фанфик – это попытка автора показать свое видение персонажей и сюжета того или иного аниме или манги. В интернете можно найти огромное количество фанфиков, от низкопробных графоманских опусов до высококачественной прозы с отличным стилем изложения [Приложение Б].

Говоря про литературное творчество, не стоит забывать переводчиков. Творческие переводы песен из аниме и переводы иностранных фанфиков – это тоже своеобразное творчество. Ведь переводчику нужно сделать так, чтобы не был потерян смысл, и чтобы читать такое произведение было не скучно.

Клипмейкеры – любители.

АМВ (AMV – Anime Music Video) - музыкальный клип, созданный поклонниками аниме при помощи программ для редактирования видео с использованием фрагментов из любимого аниме и разнообразных музыкальных произведений. Мастера АМВ тратят дни, а порой и месяцы на создание своих произведений. Ведь создание клипа включает в себя не только наложение изображения на музыку, но и подбор и анализ музыкальной композиции, разбор ее буквально по секундам, разработку сюжета и концепции клипа, обработка видео и использование различных спецэффектов. Создаются объединения клипмейкеров, регулярно проводятся фестивали и конкурсы клипов.

2. Свой сленг.

Говоря о субкультуре, нельзя не упомянуть о лексике. Специфику речи анимешников можно сравнить со спецификой речи толкиенистов, геймеров или программистов. Используемые анимешниками выражения зачастую представляют собой буквальное заимствование с японского языка, но бывает и так, что заимствованное слово «обрастает» откровенно русскими аффиксами, и тогда уже можно говорить о морфологическом освоении заимствованного слова. Чаще всего анимешники в своих разговорах используют японские слова, термины и понятия, связанные с аниме и мангой. В качестве заимствований чаще всего анимешники используют междометия или отдельные слова, реже выражаясь словосочетаниями и почти не употребляя в своей речи предложения полностью на японском. Отдельное внимание хотелось бы уделить культовому для анимешников междометию «ня». Если опираться на язык-источник, то в японском «ня», а если быть более точной, то «nya» («ниа») – это звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их «кавайными». Универсальное междометие «ня» может выражать широкий спектр эмоций - от печали и недоумения до эйфории и крайнего восторга. Всё зависит от интонации, с которой произнести данное слово. А далее с заимствованным словом происходит тоже, что случается и с некоторыми другими заимствованиями: оно начинает «обрастать» русскими аффиксами, которые из междометия делают другие самостоятельные части речи. Например, няшный - милый, вызывающий умиление.

3. Манера поведения.

Следует отметить, что определить общую для всех анимешников манеру поведения достаточно сложно. Скорее здесь можно говорить о заимствовании жестов у любимых аниме героев и культуре поведения, присущей японцам.

4.Одежда и внешний вид.

Нередко анимешники носят одежду с соответствующей символикой. Это может быть символ какого-то определенно аниме или же аниме персонажа. Также следует отдельно сказать о таком явлении как косплей.

«Костюмированная игра» – так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин «cosplay» (Costume Play). Косплей – это своеобразный «театр» персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Термин «косплей» укоренился не только в русскоязычном аниме-сообществе, но также среди ролевиков и исторических реконструкторов, где повсеместно используется для обозначения отыгрыша внешнего вида персонажа (как правило - одежды) вне зависимости от её отношения к японской культуре.

Зарубежные косплееры утверждают: «Ты должен доказать, что ты – и только ты – лучше всех играешь своего персонажа, ты - это он!». Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея – участники косплея полностью отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра.

Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом). Так как аниме-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения.

Во второй половине 1980-х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей-конов), а также в виде секций косплея на крупнейших аниме-конах. Являясь по сути дела фанатским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей костюмов и атрибутики для косплея .

Следует отметить, что у анимешников есть своя классификация. Классифицировать анимешников по степени увлеченности можно на 4 условные группы:

1) новичок – увлекаться аниме стал недавно, плохо разбирается в терминологии, редко посещает мероприятия, имеет маленькую коллекцию аниме и манги.

2) интересующийся – увлекается давно, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме – мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, некоторые факты о Японии (стремиться расширить эти знания).

3) японист (особая группа среди интересующихся) - человек может увлекаться аниме, но при этом не сходить по нему с ума (как отаку), однако вместе с тем интересуется историей Японии, языком, вплоть до поездок и пр. это уже признаки эрудированности в культуре, а не в аниме.

4) отаку – все прекрасно знают, что термин «отаку» в самой Японии означает не только фанат или поклонник аниме и манги, но и вообще поклонник чего-либо. У нас же (да и не только у нас, во всем остальном мире тоже) этот термин применяется именно в отношении любителей аниме и манги .

Понятия анимешник и отаку разграничивают как общее и особенное. То есть, любой отаку – анимешник, но не всякий анимешник – отаку, так как в общем понимании отаку – это человек, в крайней степени увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии вообще.

Таким образом, субкультура анимешников представляет собой целостное образование с характерными отличительными признаками. Все эти признаки мы можем видеть и у белорусских представителей данной субкультуры.


Cловарь основных терминов X 201

татах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д.).

Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения.

Текст (лат. - ткань, единение ) - последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций текста (по Ю. Лотману): 1) сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; 2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других; 3) общение читателя с самим собой, тем самым текст актуализирует определенные личностные стороны; 4) текст становится собеседником; 5) общение между текстом и культурным подтекстом. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании - последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.

Техника - совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

Технократизм - стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (и даже игнорирующий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии.

Технологическая культура - степень технологического совершенства.

Технология - способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.

Традиция - культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т.д.

Типология культур - выявление типов культур в истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в куль- турно–историческом процессе.

Фетишизм - поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша

202 W Основы культурологии

человек якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В религиях фетишизм проявляется в почитании святых мест, мощей, икон и т.п..

Функции культуры - то, чему содействует культура, для чего она предназначена; совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах.

Хронотоп - единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.

Ценность - положительная значимость чего–либо (кого–либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

Эволюционизм - представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям, пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной значимости.

Эзотерический (внутренний ) - тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического.

Экзотерический (внешний ) - не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех; в противоположность эзотерическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное.

Элитарная (фр. - отборное, выбранное, лучшее) культура - 1) культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2) обозначение некоторых субкультур, привилегированных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно–смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе - потребительской, народной).

Этнос (греч. - народ, племя ) - исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Cловарь основных терминов X 203

Этос (греч. - обычай, нрав, характер ) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Язык - система знаков, имеющих значение, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, то есть присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым способом их классифицирует.

Языки культуры - знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.

ПЕРСОНАЛИИ

Аверинцев Сергей Сергеевич (1937–2004) - российский литературовед, культуролог, исследователь позднеантичной и средневековой литературы. Изучал культуру переходных эпох (ранняя Византия, раннее средневековье), большое внимание уделял христианской культуре и теологии. Основные труды: «Поэтика ранневизантийской литературы», «Византия и Русь: два типа духовности», «Культура и религия» и др.

Арутюнов Сергей Александрович (род. в 1932) - российский этнолог, член-корреспондент РАН, исследователь культур эскимосов, японцев, народов Кавказа (в настоящее время возглавляет отдел Кавказа в Институте этнографии РАН). Один из создателей информационной теории этноса, которая базируется на представлении о наличии в социальных образованиях (этносах) циркулирующих информационных потоков, соответственно имеющих генераторов и реципиентов. Основные работы: «Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие», «Культурная антропология»

Барт Ролан (1915–1980) - французский литературовед, сторонник структурного анализа культуры. К сфере его интересов относились семиотика, принципы и методы обоснования знания, массовые коммуникации, мифология и мода. Основные работы: «Нулевая степень письма», «Элементы семиологии», «Мифологии» и др.

Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) - русский философ, культуролог, литературовед. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который рассматривался не только как способ взаимодействия личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства, взаимодействия различных культур. Основные работы: «Эстетика словесного творчества», «Проблемы поэтики Достоевского» и др.

Бердяев Николай Александрович(1874–1948) - русский религиозный философ. Большое внимание в его концепции занимают проблемы творчества. Культурный смысл истории видел в актах творчества, понимая историю как дискретный творческий процесс. Рассматривал личность как кон-

Персоналии X 205

центрацию душевных и духовных способностей человека. Основные работы: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», «Конец Европы», «Смысл творчества», «Судьба России».

Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) - русский религиозный философ, экономист. В 1912 г. защитил докторскую диссертацию «Философия хозяйства», в 1918 г. принял сан священника. В 1922 г. был выслан из России, работал в Праге, затем в Париже, был профессором богословия и деканом православного богословского института. Он пытался преодолеть утвердившееся в церковном сознании представление, что в культуре царит темнота, сатанинское начало, что она дело языческое, а не христианское, пытался соединить культурность и церковность. Основные работы: «Два града. Исследование о природе общественных идеалов», «Философия имени», «Христианство и еврейский вопрос».

Вебер Макс (1864–1920) - немецкий социолог, историк, экономист. Его считают основателем социологии религии, он внес крупнейший вклад

в такие области социального знания, как общая социология, методология социального знания, социология права, экономическая социология. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализм», «Исследования по методологии наук» и др.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) - немецкий философ, теолог по образованию. Прошел путь от критической философии, как последователь Канта, Фихте и Шеллинга, до философии объективного идеализма, в рамках которой разработал теорию диалектики. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении,

в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества

в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права» и др.

Гердер Иоганн Готфрид (1744–1803) - немецкий философ, просветитель. Занимаясь историей культуры, Гердер считал, что необходимо рассматривать искусство в историческом контексте, «с точки зрения духа своего времени». Также историю человечества и планеты Земля надо рассматривать как часть Вселенной, с которой она неразрывно связана. Человек представлялся Гердеру как часть природы, и в то же время как высшее божественное творение, главное качество которого - гуманность. Философия культуры Гердера способствовала формированию культурологичес-

206 W Основы культурологии

кой науки. Основные работы: «Идеи к философии истории человечества», «О происхождении языка» и др.

Гумилев Лев Николаевич (1912–1992) - историк, географ, этнограф, сумел объединить эти науки и создать на их основе оригинальную теорию этногенеза. Человечество представлял как антропосферу - высокоорганизованный слой биосферы, состоящую из этносов, то есть общностей связанных «комплиментарностью» (взаимным тяготением) и возникающих благодаря «пассионарному» толчку. Пассионарностью Гумилев называл сверхактивность человека, вызванную влиянием особой энергии живого вещества, образующего биосферу. Основные работы: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая степь», «От Руси к России» и др.

Данилевский Николая Яковлевич (1822–1885) - русский публицист, культуролог, идеолог панславизма. Автор теории культурно-исторических типов, проявляющихся в религиозной, культурной, политической и со- циально-экономической сферах. Славянский культурно-исторический тип провозглашался им наиболее перспективным, призванным объединить все славянские народы в противовес Европе, переживающей период упадка. Основные работы: «Россия и Европа», «Дарвинизм. Критическое исследование».

Каган Моисей Самойлович (1921–2006) - российский философ, культуролог, разрабатывал системный и синергетический подход к изучению культуры и их применение в изучении человеческой деятельности. Основные работы: «Начала эстетики», «Человеческая деятельность», «Морфология искусства» и др.

Кассирер Эрнст (1874–1945) - немецкий философ, который показал, что существует единый мир - «мир культуры», идеи разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, то есть созидающими мир принципами. Кассирер называет их «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры он называет «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука) и рассматривает их как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. Основные работы: «Философия символических форм», «Опыт о человеке» и др.

Конт Огюст (1798–1857) - французский философ, социолог, основатель школы позитивизма.

Лакан Жак (1901–1981) - французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического, психоанализа, который исходил из того, что бессознательное структурировано как язык, а значит, оно поддается рационализации, окультуриванию, преобразованию в произведения искусства и другие явления культуры. Основные работы: «Функция и поле речи и языка в психоанализе», «О бессмыслице и структуре Бога» и др.

Персоналии X 207

Леви-Стросс Клод (1908–2009) - французский философ, социолог

и этнограф. Он внес огромный вклад в современную антропологию, разработав метод структуралистского анализа. Цель его исследований - обнаружить фундаментальные закономерности структур, лежащих в человеческом подсознании, которые проявляются в мифе и языке. Он полагал, что эти фундаментальные структуры лучше всего сохранились у представителей первобытных племен. В рамках структурной антропологии можно получить объективное знание о человеке, так как она синтезирует достижения таких сфер знания, как этнография, этнология, антропология, структурная лингвистика. Основные работы: «Тотемизм сегодня», «Структурная антропология», «Первобытное мышление», «Мифологики» и др.

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906–1999) - филолог, историк культуры, культуролог, автор сотен работ по истории и теории русской литературы и культуры. Создатель культурологической концепции, в основе которой гуманизация жизни людей. Большое значение придавал культурной памяти, традициям. Выдвигал идею взаимосвязи культуры и природы, ввел понятие «экология культуры». Основные работы: «Слово о полку Игореве» и культура его времени», «Память истории священна», «Прошлое будущему. Статьи

и очерки» и др.

Лотман Юрий Михайлович (1922–1993) - отечественный литературовед, культуролог, искусствовед, глава тартусско-московской школы, который все многообразные феномены культуры рассматривал и анализировал как «тексты культуры», имеющие свою знаково-символическую природу. Основные работы: «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», «Беседы о русской культуре», «Миф - имя - культура» и др.

Маритен Жак (1882–1973) - французский религиозный философ. Он считал, что культурно-исторический процесс зависит от божественного провидения, однако в нем заключается некое постоянно совершенствующееся гуманистическое содержание. Отождествлял культуру и цивилизацию, наделяя их духовностью. Стоя на позициях антропоцентризма и в то же время провозглашая католические ценности, Маритен создал концепцию «интегрального гуманизма», объединяющую эти два достижения европейской цивилизации. Основные работы: «Интегральный гуманизм», «Христианство и демократия», «Личность и общее благо» и др.

Маркарян Эдуард Саркисович (род. 1929) - российско-армянский социолог и культуролог, стоял у истоков российской культурологи. Автор теории адаптивного поведения социокультурных систем. Сторонник технологической концепции культуры. В его культурологической концепции большое внимание уделено науке о динамике традиций (традициологии). Основные работы: «О концепции локальных цивилизаций», «Очерки теории культуры», «Культура жизнеобеспечения и этнос» и др.

208 W Основы культурологии

Мень Александр Владимирович (1935–1990) - священник, историк религии. В представлениях Меня религия и культура неразрывно связаны между собой. В самой же культуре Мень видел огромные возможности облагораживающего воздействия на общество и человека, для реализации которого необходима духовная энергия христианства. Основные работы: «История религии» в 2-х томах, «В поисках пути, истины и жизни» в 6-ти томах, «Сын человеческий» и др.

Моль Абраам Антуан (род. 1930) - французский ученый, физик, философ, культуролог. Применял естественно-научные методы к исследованию культуры, исследовал культурологические аспекты массовой коммуникации. В его книге «Социодинамика культуры» рассматривается динамика культуры в специфическом аспекте, в терминах теории информации. Основные работы: «Теория информации и эстетическое восприятие», «Социодинамика культуры».

Ортега-и-Гассет Хосе (1883–1955) - испанский философ и культуролог, создатель учения рациовитализма, согласно которому культура должна быть жизненна, а жизнь - культурна. Разрабатывал концепцию элитарной и массовой культуры; считал, что критерием деления общества должно стать отношение к модернистскому искусству; кризис европейской культуры в XX в. связывал с разрушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Основные работы: «Восстание масс», «Человек и люди», «Дегуманизация искусства» и др.

Оствальд Вильгельм Фридрих (1853–1932) - немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии по химии, философ. Уделял большое внимание философии культуры и науки. Разработал «энергетическую» теорию культуры: представлял энергию, свободно содержащуюся в природе, в качестве первоосновы жизни и культуры. Увлекаясь живописью создал собственную систематику цветов. Основные работы: «Натурфилософия», «Энергия и ее превращения», «Цветоведение», «Письма о живописи» и др.

Риккерт Генрих (1863–1936) - немецкий философ. Он разработал проблему различения наук о природе и наук о культуре (о духе), причем различение не по предмету, а по методу. Риккерт полагает, что главное различие между науками о природе и науками о культуре в том, что значение культурных процессов покоится в большинстве случаев именно на их своеобразии и особенности, отличающей их от других процессов, а естественные науки рассматривают ту же действительность как «природу». Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре», «Ценности жизни ценности культуры», «Философия жизни» и др.

Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) - выдающийся русский и американский социальный мыслитель XX в., оказавший значительное влияние на социальную науку и далеко за ее пределы. С его именем свя-

Персоналии X 209

заны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации, теория социокультурной динамики. Выдвинул теорию суперсистем культуры. Основные работы: «Социокультурная динамика», «Человек. Цивилизация. Общество» и др.

Тайлор Эдуард Бернард (1832–1917) - основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев

и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений. Основные работы: «Первобытная культура», «Антропология: введение к изучению человека и цивилизации» и др.

Тейяр де Шарден Мари Жозеф Пьер (1881–1955) - французский антрополог, палеонтолог и теолог-космист, один из авторов теории ноосферы. Тейяр де Шарден полагал необходимым сочетание божественной

и эволюционной теории происхождения и развития культуры. Чтобы наиболее полно воплотить замысел Бога, человек должен глубоко осознать свое предназначение, а для этого необходима концентрация его душевных и мыслительных усилий. Главным способом достижения этой задачи, по мнению Шардена, является рефлексия. Основные работы: «Феномен человека», «Божественная среда».

Тойнби Арнольд Джозеф (1889–1975) - английский историк, философ, создатель оригинальной концепции локальных цивилизаций. Тойнби в многообразии локальных цивилизаций видел неизменные черты родовой природы человека, обусловливающие единую основу истории человечества. К ним он относил сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Он полагал, что именно религия задает общие смыслы бытия человечества. Основные работы: «Постижение истории», «Цивилизация перед судом истории» и др.

Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920) - один из крупнейших представителей русской религиозно-философской мысли XX в., обладающий редким писательским дарованием. «Умозрение в красках» и «Два мира в древнерусской иконописи» - публичные лекции Трубецкого, в которых дается целостное, художественное, историческое и богословское толкование древнерусской иконописи; вышли отдельными брошюрами в 1915

и 1916 гг. и приобрели широкую известность.

Хайдеггер Мартин (1889–1976) - немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. В основу своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Его глубокая и оригинальная концепция «технической цивилизации» и кризиса современной западной культуры оказала значительное влияние на

210 W Основы культурологии

гуманитарное знание. Основные работы: «Бытие и время», «Введение в метафизику» и др.

Хейзинга Йохан (1872–1945) - нидерландский историк, теоретик культуры. Его работы отличает оригинальное и глубокое понимание культуры, которого он достиг благодаря морфологическому анализу. Его главный труд - «Осень средневековья», где он провел блестящий анализ средневековой культуры, обратившись к социальной психологии и исследуя ментальные структуры. Другая известная его работа - «Человек играющий» (1939), где Хейзинга синтезирует игровую концепцию культуры.

Шпенглер Освальд (1880 -1936) - немецкий философ, теоретик культуры. Его концепция культуры, изложенная в произведении «Закат Европы» оказала огромное влияние на европейскую культурологическую мысль XX столетия. Основные идеи: утверждение множественности культур, цикличности их развития, неизбежной гибели «культурного организма» и перехода культуры в цивилизацию.

Юнг Карл Густав (1875–1961) - швейцарский культуролог и психолог, родоначальник аналитической психологии. Последователь учения 3. Фрейда, но отошел от ортодоксального фрейдизма, не приняв основные его постулаты: о доминирующей роли сексуального начала в жизни человека и интерпретации природы бессознательного. Ввел понятие архетипа - об- раза-символа, носителя коллективного бессознательного как импульса возникновения культуры.

Ясперс Карл (1883–1969) - немецкий философ, предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры, считал, что в истории большое значение имеет духовная составляющая. Разработал собственную линейную схему мировой истории: прометеевская эпоха, великие исторические культуры древности, осевое время, техническая эпоха. Основные работы: «Смысл и назначение истории», «Философская вера» и др.

1. Понятие «субкультура»

Начнем с истории термина. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Стиль молодежной субкультуры оказывается не просто внешним ее выражением; посредством своих ритуалов и знаковых форм, он бросает вызов существующему моральному порядку и господствующей идеологии, являясь в этом смысле символической формой сопротивления тех, кто находится на другом полюсе властной субординации.

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи».

В современной отечественной науке под субкультурой понимается «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.»

Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, подкультура (лат. sub -- под). Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Важным нюансом содержания субкультуры является момент инаковости, непохожести, а также определенной самостоятельности и даже автономности.

Субкультура обладает следующими характерными чертами: спецеффический стиль жизни и поведения участников; свойственный данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятие; также наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

Благодаря собственной субкультуре происходит, как говорят ученые, «социальная идентификация членов определенного сообщества». Иными словами, только через субкультуру молодой человек может дать себе ответ на вопрос: «Какой я?»-- и ответ этот будет звучать так: «Я такой же, как мы». «Мы»-- это представители одной субкультуры, будь то хиппи, панки, скины, хакеры и т.д. Молодой человек определяет себя среди других как принимающего ту же парадигму, а благодаря этому определяется (как говорят ученые, позиционирует себя) в обществе.

Принято разделять понятия «субкультура» и «молодежная субкультура». Считается, что молодежная субкультура -- это культура, создаваемая молодыми людьми для самих себя, это культура «не для всех», культурная подсистема внутри официальной системы. Она определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Молодежная субкультура -- это частный случай, одна из многочисленных субкультур в современном обществе.

Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.

Молодежь - это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Рассмотрим далее специфику молодежи как социокультурного явления.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей». Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие. В наше время «главное русло культуры» утрачивает роль центрального, распадаясь на множество течений -- а значит, «ритуалы противостояния» теряют смысл. Однако почему же в таком случае возникают и существуют молодежные субкультуры как таковые, если повод для противостояния в лице единой доминирующей культуры постепенно исчезает на наших глазах? -- Вот вопрос, на который пытаются ответить современные исследователи молодежных субкультур.

В основе молодежной субкультуры лежит особая система духовных ценностей. Молодежная субкультура - это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура - это, обычно, явление временное, это особая форма жизненного поиска.

В дальнейшем мы будем исследовать именно молодежные субкультуры. Термин субкультуры будет использоваться в следующем понимании:

Субкультура -- часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура создает собственную уникальную культуру, включающую особую систему ценностей, язык, манеру поведения, одежду и другие аспекты. Для нашей работы такая особенность субкультур представляет большой интерес, так как это все имеет связь с феноменом моды.

Виды и структура культуры

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения...

Голливуд - фабрика грез

Миф об «обществе равных возможностей», на который работает и Голливуд, превратился его в своего рода «субкультуру»: влияние Голливуда становится все ощутим ее, оно выходит даже за пределы американского общества...

Готическая субкультура

В конце 80-х годов ХХ века интерес масс-медиа к готической субкультуре утих, и по всем признакам культура должна была вообще исчезнуть. Тем не менее, она не умерла. Она просто «избрала» новый путь своего развития, благодаря чему...

Исследование "аниме" как социально-культурного феномена

Рассмотрев основные культурные характеристики сообщества анимешников надо сделать непростой вывод: является ли оно своеобразной субкультурой в рамках современной культуры постмодерна? Прежде всего...

Криминальная культура: истоки и специфика воспроизведения

Культура? это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура в широком понимании означает высокий уровень чего-либо, высокое развитие и умение...

Культурология как продукт современной культуры

культурология субкультура массовая элитарная общество Субкультура с точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее...

Молодежная культура и субкультура

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре...

Молодежные стили в моде 60-х

В 1960-е гг. начали выходить специализированные журналы для тинейджеров и молодежи: в Британии "Petticoat" (имевший подзаголовок "Новая молодая женщина") и "Honey"...

Молодежные субкультуры

Субкультура -- (лат. sub -- под и cultura -- культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) -- понятие, характеризующее культуру группы или класса...

Неформальные молодёжные центры и объединения

Как часто мы слышим термин «молодёжная субкультура» или «субкультура»? Газеты, журналы, телевидение, интернет довольно часто используют данный термин в своём обращении - к месту и не к месту, - порой доводя его до состояния неопределённости...

Рок-музыка как культурно-онтологический феномен

Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами...

Субкультуры

Субкультура (лат. Sub - под и cultura - культура; подкультура) - часть общества, которая отличается от преобладающей культуры своей собственной культурой, а также социальные группы, являющиеся носителями этой культуры. Г.В.Осипов. Социология. М. 2008. С...

Субкультуры: типология, признаки, виды

Само понятие "субкультура" сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под "культурою" понималась господствующая этическая, эстетическая...

Феномен готики в истории культуры: традиционный и современный аспект

В современном обществе уже нет того однообразия, которое наблюдалось еще лет 20 назад. Сейчас мы повсеместно наблюдаем молодых людей, стиль которых не вписывается в привычные представления о внешнем виде современного молодого человека...




Top