Основы культуры что такое. Что такое культура

Любому человеку иногда приходится попадать в сложные ситуации, сталкиваться с непониманием, агрессией и грубостью со стороны других людей. Многие не подготовлены к такому, не могут ничего сказать в ответ, другие – напротив, столь же грубы и активно хамят, уподобляясь оппоненту.

Как научиться держаться достойно и уверенно? Суметь поставить на место скандалиста, не повышая тон? Избежать конфликта не всегда получится, но выйти из него с честью вполне реально, и мы расскажем вам, как это сделать.

Как себя вести в конфликтной ситуации?

Не надо кричать, спорить и что-то впустую доказывать. Говорим спокойно и твердо. Часто лучше дать оппоненту высказаться, когда запал у того кончится, парировать будет проще. Не клеймите его и не пытайтесь обвинить. Прием «я-сообщений», небольших фраз, где вы говорите только о себе, но ни слова – о спорящем с вами, неплохо работает. Ледяное спокойствие и вызывающее поведение – две крайности, которые лишь выведут собеседника из себя еще больше. Попробуем рассмотреть несколько приемов, которые помогут сохранить самообладание.

Помните, из-за чего начался спор

Помните, чего хотите, не давайте оппоненту вас запутать. Некоторые люди, пасуя перед аргументами, начинают вспоминать прошлое, переходить на другие темы, угрожать, уговаривать. Не позволяйте им этого делать, не отвлекайтесь, сохраняйте спокойствие. Не надо оправдываться и объяснять, если собеседник глух к вашим словам. Лучше говорить кратко и по делу – именно ту вещь, которую оппонент должен понять и услышать. Когда с той стороны поймут, что препирания бесполезны, от спора откажутся.

Не переходите на личности

Не надо в споре говорить друг о друге. Тема конфликта – определенная проблема, если вас пытаются перетянуть на личности, собеседник – провокатор. Не позволяйте ему привести вас в заведомо проигрышную ситуацию, возвращайте разговор в нужное русло. В беседах с провокационными особами вообще стоит сохранять нейтральную позицию и не подливать масла в огонь. Ваша слабость обрадует такого человека, не забывайте об этом.

Контролируйте себя

Не позволяйте эмоциям завладеть вами. Даже если вы вспыльчивы, старайтесь себя контролировать, внутреннее спокойствие важно. На первых порах это трудно сделать, помогают йога, медитации, разного рода спортивные нагрузки. Дразнить собеседника не надо, особенно, если это близкий человек.

Если тот неадекватен и не владеет собой, шумит и кричит, присоединитесь к его состоянию. Повышает тон – повысьте тоже, но без оскорблений, обвинений, раздражения и гнева. Лучше отреагировать неожиданно для него – к примеру, поддержать. Контролируйте свой гнев – будучи бесконтрольным, он приведет к промахам и проигрышу в споре.

Не пытайтесь казаться другим

Если вы человек деликатный, культурный, воспитанный – не опускайтесь до уровня хамоватого оппонента. Сложно побить наглого грубияна его же оружием, не имея соответствующих навыков. У вас свои плюсы – богатый лексикон, голова на плечах, холодный трезвый ум. Обычно соперник действует на эмоциях – вкладывая в слова злость, стараясь задеть вас, вывести из себя. Придумайте неожиданный ответ, чтобы тот стушевался и закончил спор.

Учитесь слушать

Не в каждой конфликтной ситуации вы окажетесь правы. Задумайтесь о причинах спора. Действительно ли вы действуете верно? Сделайте глубокий вдох, попробуйте взглянуть на ситуацию со стороны, подумайте над доводами оппонента. Исходите из фактов и доказательств, подтверждающих вашу правоту. Продолжать спорить стоит только в том случае, если правда за вами.

Учитывайте ситуацию

Надо по-разному реагировать на конфликты. Одно дело, если перед вами зарвавшийся сотрудник торговли, другое – маргинал, озлобленный на все, третье – неразумный родич, пытающийся отстоять свое мнение. На первого пишем жалобу, второй – заслуживает жалости, лишь с последним придется повозиться.

Если человек для вас важен, не развивайте конфликт. Напомните ему, что раньше вам удавалось ладить, а общение приносило удовольствие. Говорите искренне, фальшь нетрудно вычислить, она лишь усугубит ситуацию. Подчеркните, что относитесь к нему с уважением. Это поможет сохранить спокойствие самому и не испортить отношения. Выражайте свои чувства через простое и спокойное выражение своих эмоций. Собеседник смутится.

Успокаивайтесь быстро

Если вы уже начали «закипать» и чувствуете, что провокатор добивается своего, попробуйте сделать одну из простых вещей. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Сосчитайте про себя до десяти. Вспомните, что ваша реакция зависит только от вас. Главное – не допустить эмоционального дисбаланса и мысленно отвлечься от ситуации. Только холодный взгляд на вещи и спорщика поможет сделать правильное решение, которое не заставит в дальнейшем сожалеть о необдуманных поступках.

Не редко в жизни возникают такие ситуации, когда требуется сохранять самообладание. Не многие могут похвастаться такой способностью, но многие мечтают о том, чтобы эту способность в себе развить. Если Вы относитесь к последним, то моя статья сможет Вам в этом помочь.

Как сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях?

Существует такой способ манипуляций, который направлен на то, чтобы управлять человеком при помощи создания стрессовой ситуаций. В отличие от «скрытых» манипуляций, когда объект обрабатывается постепенно и ему «незаметно» внушается требуемая информация, этот способ - имеет прямое эмоциональное воздействие и основывается на агрессивной атаке «в лоб».

Наверняка Вы часто бывали в таких ситуациях, когда Вас провоцировали на конфликт? Вот об этом я и говорю. На работе, в ресторане, в общественном транспорте, с друзьями, в семье и дома – конфликтные ситуации возникают повсеместно. Зачастую люди не желают конфликтов и идут на них неосознанно. Но, согласитесь, сдержать себя в руках, когда тебя прессуют, не так просто, как хотелось бы.

В основе такого способа психологического прессинга – лежат

Мы живем в очень активном, агрессивном мире и периодически ваше психоэмоциональное состояние не выдерживает нагрузки. Накапливая «проблемы» человек взвинчивая свою психику до предела, и в какой-то момент пламя его ярости изливается в мир. При этом первопричины могут быть различными: темперамент, неудачный день, воспитание (или его отсутствие), манипуляции. Некоторые вообще используют агрессивность как устойчивый шаблон проведения. В любом случае, одержимый эмоцией мозг слеп и глух, и всегда ведет Ваше внимание в направлении одержимости. Но чем больше идешь на поводу одержимости, тем больше Вы будете сожалеть об этом после того, как вернется ясность ума.

Поэтому основным методом борьбы с таким видом эмоциональных манипуляций – не поддаваться на «одержимости» манипулятора. Т.е. сохранять спокойствие и таким образом, не подхватить «заразу».

И именно спокойствие позволит Вам ослабить напор одержимого.

Как сохранять спокойствие?

Итак, давайте рассмотрим несколько рабочих способов, в конфликтных ситуациях.

Способ номер 1. Переключатель внимания

Суть этого метода заключается в том, чтобы переключить свое внимание с одного органа чувств на другой, либо с органов чувств на мысли. Так как основная информация в конфликтных ситуациях поступает через слух, Ваша задача сводиться к тому, чтобы сконцентрироваться чтобы перестать воспринимать звуки несущие негатив.

Например, во время того, когда Ваш оппонент трясется в агонии, изрыгая проклятья – начните внимательно разглядывать его лицо: рассматривайте поры, неровности или находите прыщи и изъяны. Это неплохо работает.

Как вариант, также во время неприятного разговора можете подумать о том, чтобы приготовить на ужин или какой фильм посмотреть вечером.

Способ номер 2. Живое воображение

Используйте прием визуализации для отвлечения своего внимания или успокоения. Рассматривайте человека, будь то босс, начальник, подчиненный или надоедливая бабулька – в каком-нибудь неспецифическом образе. Желательно, юмористическим.

Например, мысленно оденьте на голову босса каску и представьте, что он ходит так постоянно. Или примерьте ему шапочку для купания. Как бы Ваш собеседник смотрелся в ней?

Экспериментируйте. Только не улыбайтесь в лицо. Это может разозлить «танкиста». Вы ведь о серьезных вещах говорите.

Способ номер 3. Блок

Отличный и безотказный прием.

Суть в следующем: Вы выпрямляете спину, отводите плечи и становитесь ровно, словно «гордость страны». Руки держите свободно. Ваш взгляд должен сохранять спокойствие и невозмутимость, и направлен в глаз (один, заранее выбранный) или переносицу Вашего оппонента. Моргать лучше не часто и чуть с ленцой. На слова никак не реагируете – Сконцентрируйтесь на Дышите полной грудью.

Можете слегка наклонить голову на бок. Это символ заинтересованности и снисхождения.

Итак, мы рассмотрели четыре простых способа как сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях. Какой из них выбрать и взять на вооружение – дело вкуса. Но запомните главное: каким бы вы способом не пользуетесь – не идите на поводу одержимости Вашего оппонента. На все вопросы отвечайте четко и свободно. Если Вас перебивают – отвечайте после большой (5-10 секунд) паузы. Всегда старайтесь сохранять. Ведь именно является внешним проявлением силы, духа и уверенности.

Разрешать конфликтные ситуации - не самое приятное занятие, но даже самые агрессивные люди способны к эмпатии и компромиссу гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд. О том, как общаться, чтобы быть услышанным, рассказала издатель, переводчик и ведущая семинаров по сетевому этикету и ненасильственной коммуникации Шаши Мартынова на в Dl Telegraph. T&P записали основные тезисы.

В момент общения мы не задумываемся о том, как устроена наша речь. Однако это сложный процесс, состоящий из формирования образов и картинок, выстраивания грамматической системы и самого говорения. Речь обладает четырьмя свойствами: содержательность - набор смыслов, произносимый вслух; понятность (если обращаться к человеку на японском языке, а он его не знает, то речь содержательна, но не понятна); выразительность (тембр голоса, интонации), громкость и действенность, то есть ожидание ответной реакции на сказанные слова.

Когда речь произнесена и доходит до собеседника, образуется «четырехухая» модель коммуникации, разработанная лингвистом Романом Якобсоном. Между отправителем и получателем сообщения возникает четыре канала, действующих одновременно: канал фактов (только факты, сообщенные одним человеком другому), канал отношений (выбор обращения на ты или на вы, тон, определение отношений - близкие или формальные), канал призыва (что мы хотим получить от общения - начиная от того, чтобы нас выслушали, и заканчивая тем, чтобы в ответ на наше послание что-то сделали) и канал исповеди - сообщение о себе, о своем состоянии.

Необходимо помнить: только сам человек несет ответственность за свои эмоции. «Гадость» - лишь субъективная оценка услышанных нами слов

Американский психолог Маршалл Розенберг, ученик классика гуманистической психотерапии Карла Роджерса, в семидесятых разработал систему «Nonviolent communication», базовая гипотеза которой гласит: человеку свойственно испытывать эмпатию к другому человеку, а удовлетворение потребностей в ходе общения зависит от отчетливости коммуникации.

Чтобы понять, как работает «Ненасильственная коммуникация», обратимся к примеру: в момент разговора собеседник начинает кричать. Сначала Розенберг советует наблюдать за происходящим. Здесь важно отделить факт от оценки: факт - голос повысили, оценка - кричат, потому что я что-то делал не так или собеседник просто неуравновешенный. Потом определить собственную реакцию, не обманывая себя (гнев, раздражение или грусть). Сформулировать потребность (чего бы вам хотелось?). И, не стесняясь, попросить этого - в данном случае говорить тише. Но такая система - наблюдение, оценка чувств, формулирование потребностей и их озвучивание - требует ежедневной практики для достижения автоматизма.

Также следует избегать эмоционального шантажа: нужно выражать подлинную искренность, ответственно подходить к собственной уязвимости (некоторые специально терпят унижения, чтобы потом манипулировать человеком, давя на чувство вины), различать мысли и чувства (когда возникает ощущение «я чувствую, что ты меня обманываешь», стоит помнить, что это всего лишь догадки) и стараться заменять страдательный залог на действительный в описании своих ощущений («я огорчился», а не «я огорчен»).

Необходимо помнить: только сам человек несет ответственность за свои эмоции. «Гадость» - лишь субъективная оценка услышанных нами слов, и не надо ругать себя или другого, углубляться в собственные потребности и чувства. Помимо работы над собой, надо работать и с собеседником (возможно, он кричит просто потому, что он глуховат - эту гипотезу стоит проверить).

Каждый человек имеет право удовлетворять свои потребности и просить помощи в этом - но иногда он все равно будет получать отказ. Одна из причин - в том, что когда просят, чаще говорят, что собеседнику не нужно делать, забывая сообщить о том, что нужно. «Не ори» - ошибочная формулировка, гораздо лучше попросить «говори тише». В просьбе о помощи или в претензии должна выражаться сама суть дела, конкретика, но не приказ. Чтобы проверить, дошел ли «запрос» до собеседника, спросите, понял ли он, что от него хотят. Говоря «спасибо», лучше не употреблять льстивых слов («красивый», «щедрый» и т.д.), а благодарить за то, что действительно сделано. И не держите себя в эмоциональном рабстве. Важно смело решаться на искреннюю реакцию, отдавая себе отчет в том, к чему она может привести.

За понимание эмоционального состояния другого человека отвечают определенные области в мозгу: за отвращение и оргазм, за обучение и способность вспомнить знания в нужный момент и за одновременное переживание чужой боли как своей при понимании, что это не твое тело. И это доказывает врожденность сопереживания. Однако надо отличать эмпатию от других реакций: советов, поучений, утешений, попыток отшутиться или отвлечь от проблемы («не обращай внимания»), детальных расспросов, уличения в неправильных поступках. Сопереживать - значит выслушать без оценок, не комментируя поступки человека даже про себя.

В каждом из нас живут два внутренних голоса, мешающие общению. Один из них навешивает ярлыки на поведение окружающих, а другой ищет оправдания (меня заставили; я такой, потому что; мне велели; не знаю, как это получилось). Они опасны, потому что так мы снимаем с себя ответственность за свои же решения.

Ненасильственное общение помогает сохранять энергию, которую мы тратим на агрессию, перестать завоевывать очки за чужой счет (ведь осуждающие ярлыки, навешанные на других людей, делают нас лучше в собственных глазах), не лениться чувствовать и думать, мирно работать над совместными целями и принимать людей такими, какие они есть на самом деле. Гнев - это вполне естественная реакция, но человек ответственен и за него. Энергию гнева лучше направлять на что-то другое.




Top