Особая сфера культуры суверенное целостное образование. Феномен антикультуры

СУБКУЛЬТУРА - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкр. культуры городская среда отличается от деревенской, офиц. - от народной, аристократич. - от демократич., христианская - от языческой, взрослая - от детской. Об-ву грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеч. духа.

Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, “праздники дураков”, уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но офиц. серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями “контркультура” и “субкультура”. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Нек-рые образования культуры отражают социальные или демографич. особенности ее развития. Внутри разл. обществ, групп рождаются специфич. культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности как специфич. настроенности опр.групп.

Субкультурные образования культуры в изв. мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, напр., не считают зазорным воровать у “чужих”. Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, к-рый нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтит. отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем С.: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практич. установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, к-рую они воспринимают как “чужую”. То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. С. призвана держать социокультурные признаки в опр. изоляции от “иного” культурного слоя.

В совр. мире примером С. можно считать религ. секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматич. лидеры, к-рые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, к-рые применяются к адептам “новых религий”, прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в об-ве во многом вызваны к жизни стремлением офиц. культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.

С. обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиц. рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены нем. социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что С. обусловлены различиями поколений.

Проблема С. рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, к-рая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются опр. культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую истор. реальность, творит собственную С., к-рая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.

10) Как соотносятся понятия "субкультура" и "контркультура"?

понятие в совр. культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкр. культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критич. отношение к совр. культуре и отвержение ее как “культуры отцов”.

Термин “К.” появился в зап. лит-ре в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит амер. социологу Т. Роззаку, к-рый попытался объединить разл. духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - К.

В к. 20 в. культурологи обратили внимание на феномен К., его роль в истор. динамике; тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфич. явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают новые ценностные и практич. установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.

Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин К. Между тем в контексте совр. исканий он обретает глубокий культурфилос. смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.

Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - К. Культурфилософия не располагает другим понятием, к-рое указывало бы на общесоциол. характер такого рода преображений.

В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

К., в культурфилос. истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно,-обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что К. - уже истор. факт, архаика. Офиц., господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собств. ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.

В совр. мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, напр., отметил, что традиц. протестантская культура замещена теперь новой культурой, к-рую он в соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской.

В контексте подобных исследований понятие “К.” обретает совсем иной смысл, нежели понятие “субкультура”. Контр культур ным значением в совр. мире обладают не отд. феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую ценностную революцию. К., следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра совр. культуры.

Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практич. установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христ. Церкви с Рим. империей.

История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных установлений. В той же мере отход от христ. культуры предполагает вначале смену ценностных установок. Не только религ., но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от офиц. канонов, идет ли речь о мировоззренч., этнич. или эстетич. установках.

Всякая новая культура, культура конкр. эпохи возникает в процессе осознания кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. С этой т.зр. “первое осевое время” (Ясперс) есть своеобр. выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языч. сознании античности. Контркультурными были движение киников в античности, движение романтиков в конце просветит. эпохи в Европе.

Э. Тирьякян (Канада) еще в сер. 70-х гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-истор. процесса. Зарубеж. публикации к. 80-нач. 90-х гг. свидетельствуют о том, что в совр. мире происходит “революция сознания”. Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание К. как ядра будущих культурных парадигм становится в зап. культурологии традиционным.

Рос. об-во находится сейчас в процессе контркультурного размежевания. Рождаются новые социокультурные группы, имеющие специфич. менталитет, образ жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов.

СУБКУЛЬТУРА - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкр. культуры городская среда отличается от деревенской, офиц. - от народной, аристократич. - от демократич., христианская - от языческой, взрослая - от детской. Об-ву грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеч. духа.

Даже в античной культуре, к-рая нем. поэту Гёльдерлину казалась целостной и монолитной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, представляющих собой не плод мифотворч. фантазии, а “два действит. средоточия единого бытия” (В. Шмаков), порождающих и восхождение и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, эзотерич. и профанное, элитарное и массовое, офиц. и народное, языч. и христианское. Так, в ср.-век. миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христ., начало сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял офиц. и серьезной культуре ср.-вековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смехо-вую, карнавальную культуру.

Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, “праздники дураков”, уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но офиц. серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями “контркультура” и “субкультура”. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Нек-рые образования культуры отражают социальные или демографич. особенности ее развития. Внутри разл. обществ, групп рождаются специфич. культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности как специфич. настроенности опр.групп.

Субкультурные образования культуры в изв. мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, напр., не считают зазорным воровать у “чужих”. Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, к-рый нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтит. отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем С.: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практич. установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, к-рую они воспринимают как “чужую”. То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. С. призвана держать социокультурные признаки в опр. изоляции от “иного” культурного слоя.

В совр. мире примером С. можно считать религ. секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматич. лидеры, к-рые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, к-рые применяются к адептам “новых религий”, прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в об-ве во многом вызваны к жизни стремлением офиц. культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.

С. обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиц. рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены нем. социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что С. обусловлены различиями поколений.

Проблема С. рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, к-рая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются опр. культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую истор. реальность, творит собственную С., к-рая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.

Лит.: Шмаков В.А. Основы пневматологии. Кн. 1-2. М, 1922; Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980; Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988; Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993; Он же. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994; Он же. Иллюстрированная эпоха нравов: Буржуазный век. М., 1994; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

Cловарь основных терминов X 201

татах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д.).

Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения.

Текст (лат. - ткань, единение ) - последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций текста (по Ю. Лотману): 1) сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; 2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других; 3) общение читателя с самим собой, тем самым текст актуализирует определенные личностные стороны; 4) текст становится собеседником; 5) общение между текстом и культурным подтекстом. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании - последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.

Техника - совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

Технократизм - стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (и даже игнорирующий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии.

Технологическая культура - степень технологического совершенства.

Технология - способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.

Традиция - культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т.д.

Типология культур - выявление типов культур в истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в куль- турно–историческом процессе.

Фетишизм - поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша

202 W Основы культурологии

человек якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В религиях фетишизм проявляется в почитании святых мест, мощей, икон и т.п..

Функции культуры - то, чему содействует культура, для чего она предназначена; совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах.

Хронотоп - единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.

Ценность - положительная значимость чего–либо (кого–либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

Эволюционизм - представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям, пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной значимости.

Эзотерический (внутренний ) - тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического.

Экзотерический (внешний ) - не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех; в противоположность эзотерическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное.

Элитарная (фр. - отборное, выбранное, лучшее) культура - 1) культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2) обозначение некоторых субкультур, привилегированных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно–смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе - потребительской, народной).

Этнос (греч. - народ, племя ) - исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Cловарь основных терминов X 203

Этос (греч. - обычай, нрав, характер ) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Язык - система знаков, имеющих значение, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, то есть присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым способом их классифицирует.

Языки культуры - знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.

ПЕРСОНАЛИИ

Аверинцев Сергей Сергеевич (1937–2004) - российский литературовед, культуролог, исследователь позднеантичной и средневековой литературы. Изучал культуру переходных эпох (ранняя Византия, раннее средневековье), большое внимание уделял христианской культуре и теологии. Основные труды: «Поэтика ранневизантийской литературы», «Византия и Русь: два типа духовности», «Культура и религия» и др.

Арутюнов Сергей Александрович (род. в 1932) - российский этнолог, член-корреспондент РАН, исследователь культур эскимосов, японцев, народов Кавказа (в настоящее время возглавляет отдел Кавказа в Институте этнографии РАН). Один из создателей информационной теории этноса, которая базируется на представлении о наличии в социальных образованиях (этносах) циркулирующих информационных потоков, соответственно имеющих генераторов и реципиентов. Основные работы: «Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие», «Культурная антропология»

Барт Ролан (1915–1980) - французский литературовед, сторонник структурного анализа культуры. К сфере его интересов относились семиотика, принципы и методы обоснования знания, массовые коммуникации, мифология и мода. Основные работы: «Нулевая степень письма», «Элементы семиологии», «Мифологии» и др.

Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) - русский философ, культуролог, литературовед. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который рассматривался не только как способ взаимодействия личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства, взаимодействия различных культур. Основные работы: «Эстетика словесного творчества», «Проблемы поэтики Достоевского» и др.

Бердяев Николай Александрович(1874–1948) - русский религиозный философ. Большое внимание в его концепции занимают проблемы творчества. Культурный смысл истории видел в актах творчества, понимая историю как дискретный творческий процесс. Рассматривал личность как кон-

Персоналии X 205

центрацию душевных и духовных способностей человека. Основные работы: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», «Конец Европы», «Смысл творчества», «Судьба России».

Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) - русский религиозный философ, экономист. В 1912 г. защитил докторскую диссертацию «Философия хозяйства», в 1918 г. принял сан священника. В 1922 г. был выслан из России, работал в Праге, затем в Париже, был профессором богословия и деканом православного богословского института. Он пытался преодолеть утвердившееся в церковном сознании представление, что в культуре царит темнота, сатанинское начало, что она дело языческое, а не христианское, пытался соединить культурность и церковность. Основные работы: «Два града. Исследование о природе общественных идеалов», «Философия имени», «Христианство и еврейский вопрос».

Вебер Макс (1864–1920) - немецкий социолог, историк, экономист. Его считают основателем социологии религии, он внес крупнейший вклад

в такие области социального знания, как общая социология, методология социального знания, социология права, экономическая социология. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализм», «Исследования по методологии наук» и др.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) - немецкий философ, теолог по образованию. Прошел путь от критической философии, как последователь Канта, Фихте и Шеллинга, до философии объективного идеализма, в рамках которой разработал теорию диалектики. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении,

в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества

в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права» и др.

Гердер Иоганн Готфрид (1744–1803) - немецкий философ, просветитель. Занимаясь историей культуры, Гердер считал, что необходимо рассматривать искусство в историческом контексте, «с точки зрения духа своего времени». Также историю человечества и планеты Земля надо рассматривать как часть Вселенной, с которой она неразрывно связана. Человек представлялся Гердеру как часть природы, и в то же время как высшее божественное творение, главное качество которого - гуманность. Философия культуры Гердера способствовала формированию культурологичес-

206 W Основы культурологии

кой науки. Основные работы: «Идеи к философии истории человечества», «О происхождении языка» и др.

Гумилев Лев Николаевич (1912–1992) - историк, географ, этнограф, сумел объединить эти науки и создать на их основе оригинальную теорию этногенеза. Человечество представлял как антропосферу - высокоорганизованный слой биосферы, состоящую из этносов, то есть общностей связанных «комплиментарностью» (взаимным тяготением) и возникающих благодаря «пассионарному» толчку. Пассионарностью Гумилев называл сверхактивность человека, вызванную влиянием особой энергии живого вещества, образующего биосферу. Основные работы: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая степь», «От Руси к России» и др.

Данилевский Николая Яковлевич (1822–1885) - русский публицист, культуролог, идеолог панславизма. Автор теории культурно-исторических типов, проявляющихся в религиозной, культурной, политической и со- циально-экономической сферах. Славянский культурно-исторический тип провозглашался им наиболее перспективным, призванным объединить все славянские народы в противовес Европе, переживающей период упадка. Основные работы: «Россия и Европа», «Дарвинизм. Критическое исследование».

Каган Моисей Самойлович (1921–2006) - российский философ, культуролог, разрабатывал системный и синергетический подход к изучению культуры и их применение в изучении человеческой деятельности. Основные работы: «Начала эстетики», «Человеческая деятельность», «Морфология искусства» и др.

Кассирер Эрнст (1874–1945) - немецкий философ, который показал, что существует единый мир - «мир культуры», идеи разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, то есть созидающими мир принципами. Кассирер называет их «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры он называет «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука) и рассматривает их как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. Основные работы: «Философия символических форм», «Опыт о человеке» и др.

Конт Огюст (1798–1857) - французский философ, социолог, основатель школы позитивизма.

Лакан Жак (1901–1981) - французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического, психоанализа, который исходил из того, что бессознательное структурировано как язык, а значит, оно поддается рационализации, окультуриванию, преобразованию в произведения искусства и другие явления культуры. Основные работы: «Функция и поле речи и языка в психоанализе», «О бессмыслице и структуре Бога» и др.

Персоналии X 207

Леви-Стросс Клод (1908–2009) - французский философ, социолог

и этнограф. Он внес огромный вклад в современную антропологию, разработав метод структуралистского анализа. Цель его исследований - обнаружить фундаментальные закономерности структур, лежащих в человеческом подсознании, которые проявляются в мифе и языке. Он полагал, что эти фундаментальные структуры лучше всего сохранились у представителей первобытных племен. В рамках структурной антропологии можно получить объективное знание о человеке, так как она синтезирует достижения таких сфер знания, как этнография, этнология, антропология, структурная лингвистика. Основные работы: «Тотемизм сегодня», «Структурная антропология», «Первобытное мышление», «Мифологики» и др.

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906–1999) - филолог, историк культуры, культуролог, автор сотен работ по истории и теории русской литературы и культуры. Создатель культурологической концепции, в основе которой гуманизация жизни людей. Большое значение придавал культурной памяти, традициям. Выдвигал идею взаимосвязи культуры и природы, ввел понятие «экология культуры». Основные работы: «Слово о полку Игореве» и культура его времени», «Память истории священна», «Прошлое будущему. Статьи

и очерки» и др.

Лотман Юрий Михайлович (1922–1993) - отечественный литературовед, культуролог, искусствовед, глава тартусско-московской школы, который все многообразные феномены культуры рассматривал и анализировал как «тексты культуры», имеющие свою знаково-символическую природу. Основные работы: «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», «Беседы о русской культуре», «Миф - имя - культура» и др.

Маритен Жак (1882–1973) - французский религиозный философ. Он считал, что культурно-исторический процесс зависит от божественного провидения, однако в нем заключается некое постоянно совершенствующееся гуманистическое содержание. Отождествлял культуру и цивилизацию, наделяя их духовностью. Стоя на позициях антропоцентризма и в то же время провозглашая католические ценности, Маритен создал концепцию «интегрального гуманизма», объединяющую эти два достижения европейской цивилизации. Основные работы: «Интегральный гуманизм», «Христианство и демократия», «Личность и общее благо» и др.

Маркарян Эдуард Саркисович (род. 1929) - российско-армянский социолог и культуролог, стоял у истоков российской культурологи. Автор теории адаптивного поведения социокультурных систем. Сторонник технологической концепции культуры. В его культурологической концепции большое внимание уделено науке о динамике традиций (традициологии). Основные работы: «О концепции локальных цивилизаций», «Очерки теории культуры», «Культура жизнеобеспечения и этнос» и др.

208 W Основы культурологии

Мень Александр Владимирович (1935–1990) - священник, историк религии. В представлениях Меня религия и культура неразрывно связаны между собой. В самой же культуре Мень видел огромные возможности облагораживающего воздействия на общество и человека, для реализации которого необходима духовная энергия христианства. Основные работы: «История религии» в 2-х томах, «В поисках пути, истины и жизни» в 6-ти томах, «Сын человеческий» и др.

Моль Абраам Антуан (род. 1930) - французский ученый, физик, философ, культуролог. Применял естественно-научные методы к исследованию культуры, исследовал культурологические аспекты массовой коммуникации. В его книге «Социодинамика культуры» рассматривается динамика культуры в специфическом аспекте, в терминах теории информации. Основные работы: «Теория информации и эстетическое восприятие», «Социодинамика культуры».

Ортега-и-Гассет Хосе (1883–1955) - испанский философ и культуролог, создатель учения рациовитализма, согласно которому культура должна быть жизненна, а жизнь - культурна. Разрабатывал концепцию элитарной и массовой культуры; считал, что критерием деления общества должно стать отношение к модернистскому искусству; кризис европейской культуры в XX в. связывал с разрушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Основные работы: «Восстание масс», «Человек и люди», «Дегуманизация искусства» и др.

Оствальд Вильгельм Фридрих (1853–1932) - немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии по химии, философ. Уделял большое внимание философии культуры и науки. Разработал «энергетическую» теорию культуры: представлял энергию, свободно содержащуюся в природе, в качестве первоосновы жизни и культуры. Увлекаясь живописью создал собственную систематику цветов. Основные работы: «Натурфилософия», «Энергия и ее превращения», «Цветоведение», «Письма о живописи» и др.

Риккерт Генрих (1863–1936) - немецкий философ. Он разработал проблему различения наук о природе и наук о культуре (о духе), причем различение не по предмету, а по методу. Риккерт полагает, что главное различие между науками о природе и науками о культуре в том, что значение культурных процессов покоится в большинстве случаев именно на их своеобразии и особенности, отличающей их от других процессов, а естественные науки рассматривают ту же действительность как «природу». Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре», «Ценности жизни ценности культуры», «Философия жизни» и др.

Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) - выдающийся русский и американский социальный мыслитель XX в., оказавший значительное влияние на социальную науку и далеко за ее пределы. С его именем свя-

Персоналии X 209

заны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации, теория социокультурной динамики. Выдвинул теорию суперсистем культуры. Основные работы: «Социокультурная динамика», «Человек. Цивилизация. Общество» и др.

Тайлор Эдуард Бернард (1832–1917) - основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев

и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений. Основные работы: «Первобытная культура», «Антропология: введение к изучению человека и цивилизации» и др.

Тейяр де Шарден Мари Жозеф Пьер (1881–1955) - французский антрополог, палеонтолог и теолог-космист, один из авторов теории ноосферы. Тейяр де Шарден полагал необходимым сочетание божественной

и эволюционной теории происхождения и развития культуры. Чтобы наиболее полно воплотить замысел Бога, человек должен глубоко осознать свое предназначение, а для этого необходима концентрация его душевных и мыслительных усилий. Главным способом достижения этой задачи, по мнению Шардена, является рефлексия. Основные работы: «Феномен человека», «Божественная среда».

Тойнби Арнольд Джозеф (1889–1975) - английский историк, философ, создатель оригинальной концепции локальных цивилизаций. Тойнби в многообразии локальных цивилизаций видел неизменные черты родовой природы человека, обусловливающие единую основу истории человечества. К ним он относил сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Он полагал, что именно религия задает общие смыслы бытия человечества. Основные работы: «Постижение истории», «Цивилизация перед судом истории» и др.

Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920) - один из крупнейших представителей русской религиозно-философской мысли XX в., обладающий редким писательским дарованием. «Умозрение в красках» и «Два мира в древнерусской иконописи» - публичные лекции Трубецкого, в которых дается целостное, художественное, историческое и богословское толкование древнерусской иконописи; вышли отдельными брошюрами в 1915

и 1916 гг. и приобрели широкую известность.

Хайдеггер Мартин (1889–1976) - немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. В основу своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Его глубокая и оригинальная концепция «технической цивилизации» и кризиса современной западной культуры оказала значительное влияние на

210 W Основы культурологии

гуманитарное знание. Основные работы: «Бытие и время», «Введение в метафизику» и др.

Хейзинга Йохан (1872–1945) - нидерландский историк, теоретик культуры. Его работы отличает оригинальное и глубокое понимание культуры, которого он достиг благодаря морфологическому анализу. Его главный труд - «Осень средневековья», где он провел блестящий анализ средневековой культуры, обратившись к социальной психологии и исследуя ментальные структуры. Другая известная его работа - «Человек играющий» (1939), где Хейзинга синтезирует игровую концепцию культуры.

Шпенглер Освальд (1880 -1936) - немецкий философ, теоретик культуры. Его концепция культуры, изложенная в произведении «Закат Европы» оказала огромное влияние на европейскую культурологическую мысль XX столетия. Основные идеи: утверждение множественности культур, цикличности их развития, неизбежной гибели «культурного организма» и перехода культуры в цивилизацию.

Юнг Карл Густав (1875–1961) - швейцарский культуролог и психолог, родоначальник аналитической психологии. Последователь учения 3. Фрейда, но отошел от ортодоксального фрейдизма, не приняв основные его постулаты: о доминирующей роли сексуального начала в жизни человека и интерпретации природы бессознательного. Ввел понятие архетипа - об- раза-символа, носителя коллективного бессознательного как импульса возникновения культуры.

Ясперс Карл (1883–1969) - немецкий философ, предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры, считал, что в истории большое значение имеет духовная составляющая. Разработал собственную линейную схему мировой истории: прометеевская эпоха, великие исторические культуры древности, осевое время, техническая эпоха. Основные работы: «Смысл и назначение истории», «Философская вера» и др.

Как известно, cубкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями.
Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни.


Аниме - фанаты японской анимации (от англ. Аnimation) .

История аниме начинается с начала XX века, когда японские кинорежиссеры начали первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретенными на Западе.

Сюжеты аниме, первоначально рассчитанные на детей, с годами становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы все серьезней, что делало ее весьма популярной в мире.

Фанаты аниме (anime) - японской анимации и манга (mange) - японских комиксов составляют основную массу детско подросткового крыла ролевого сообщества.
Самонаименование данных формирований - «анимешники».

Люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы появились в конце 1990 х - начале 2000 годов.

Отличительные признаки:

1. Особые интересы - аниме, манга, культура и история Японии.
Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков и т.п.

Что же касается системы ценностей, здесь уже все зависит от конкретного человека и его воспитания.

2. Свой язык - сленг
(как же без этого, при этом анимешный сленг может стать отдельным объектом исследования. "Аниме", "Манга", "Отаку" и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют с своем лексиконе и японские слова или фразы.
Наиболее распространенные "Здравствуйте", "Извини", "Спасибо".
Ну, и просто невозможно не упомянуть великое и ужасное "НЯ!", которое может выражать самые разные эмоции.
Ня (мунспик: ニャー / にゃあ, киридзи: няа, ромадзи: nyā, Каннада: ಞ) - японское «мяу», звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их кавайными.

3. Манера поведения.
Здесь достаточно сложно определить общую для всех анимешников манеру поведения. Если говорить о возрастных группах, то у подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников.

4. Одежда и внешний вид .
Иногда по самым незначительным деталям (брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке) можно определить анимешника. Сумки и футболки с соответствующей символикой - это уже более значительные элементы. Не секрет, что многие делают себе прически как у любимого персонажа. Например, после просмотра СМ, многие девочки стали носить оданго, а после FMA косичка как у Эдварда стала весьма популярной.
Кроме того, не стоит забывать о таком явлении, как косплей.

Косплей
Косплей м., скл. (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play - «костюмированная игра») - форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно основным прототипом действия является манга, аниме, видеоигры, токусатсу или исторический фильм про самураев. Другими прототипами могут являться j-rock/j-pop-группы, представители Visual Kei и т. п.

Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например, бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко).

Косплеи обычно проводятся на фестивалях, на соответствующих вечеринках и мероприятиях, как-либо связанных с аниме- и манга-культурой.

5. Наличие неформальных групп и сообществ .
Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает. Самое крупное ответвление - «махо седзе» - девочки волшебницы. Наиболее известное такое направление - это «муняшки» - поклонники мультсериала «Сейлор Мун». Чаще всего к нему принадлежат только молодые девушки до 17 18 лет, которые стремятся внешне вести себя как можно более инфантильно. Они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы (белые гольфы, короткая юбка, сандали и т. д.).

"J рокеры" - группа анимешников, которая увлекается японской музыкой, разбирается в ее направлениях, исполняет ее, иногда внешне они напоминают готов, но, по сути, конечно, эти субкультуры имеют отличия.

В среде фанатов японской анимации наибольшей активностью отличаются поклонники стилей «юри», «яой», «кавайи» и «хентай» - специфической японской сексуальной субкультуры (которая присутствует, в том числе и в детских японских мультсериалах). Именно данные фанаты имеют собственные сайты о японском аниме в сети Интернет. Почти все эти сайты имеют четкую гомосексуальную направленность (как женскую, так и мужскую).

Многие анимешники увлекаются японской поп и рок музыкой. В данной субкультуре распространено также увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Детское ответвление движения "покемончики" фанаты мультсериала "Покемоны".




Top