Особая сфера культуры суверенное целостное образование. Теоретические аспекты анализа субкультуры

Субкультура - это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным строем, обычаями, нормами.

Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.

Даже в античной культуре, которая казалась Гельдермину однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, элитарное и массовое, официальное и народное и т.д. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христианское начало, сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре средневековья.

Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.

Культура различных эпох демонстрирует сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеет карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари и т.д.? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты взаимодействуют. Но официальная, серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между контркультурой и субкультурой. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Некоторые образования культуры отражают социальные или демократические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, они закреплены в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурному явлению возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих", но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением.

Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складывается своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем субкультурой, это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремиться превратиться в официальную. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.

В современном мире примером субкультуры можно считать религиозные секты.

Эти культовые объединения нередко называются авторитарными, во главе сект обычно стоят харизматические лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина, дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга: сторонники эксцентрических верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в обществе вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма.

Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать аналогичную ответную реакцию.

Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий ствол культуры при этом сохраняется. Субкультура обуславливает различия поколений.

Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая хоть и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведения и в целом на стиль культурной эпохи.

Как известно, cубкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями.
Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни.


Аниме - фанаты японской анимации (от англ. Аnimation) .

История аниме начинается с начала XX века, когда японские кинорежиссеры начали первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретенными на Западе.

Сюжеты аниме, первоначально рассчитанные на детей, с годами становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы все серьезней, что делало ее весьма популярной в мире.

Фанаты аниме (anime) - японской анимации и манга (mange) - японских комиксов составляют основную массу детско подросткового крыла ролевого сообщества.
Самонаименование данных формирований - «анимешники».

Люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы появились в конце 1990 х - начале 2000 годов.

Отличительные признаки:

1. Особые интересы - аниме, манга, культура и история Японии.
Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков и т.п.

Что же касается системы ценностей, здесь уже все зависит от конкретного человека и его воспитания.

2. Свой язык - сленг
(как же без этого, при этом анимешный сленг может стать отдельным объектом исследования. "Аниме", "Манга", "Отаку" и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют с своем лексиконе и японские слова или фразы.
Наиболее распространенные "Здравствуйте", "Извини", "Спасибо".
Ну, и просто невозможно не упомянуть великое и ужасное "НЯ!", которое может выражать самые разные эмоции.
Ня (мунспик: ニャー / にゃあ, киридзи: няа, ромадзи: nyā, Каннада: ಞ) - японское «мяу», звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их кавайными.

3. Манера поведения.
Здесь достаточно сложно определить общую для всех анимешников манеру поведения. Если говорить о возрастных группах, то у подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников.

4. Одежда и внешний вид .
Иногда по самым незначительным деталям (брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке) можно определить анимешника. Сумки и футболки с соответствующей символикой - это уже более значительные элементы. Не секрет, что многие делают себе прически как у любимого персонажа. Например, после просмотра СМ, многие девочки стали носить оданго, а после FMA косичка как у Эдварда стала весьма популярной.
Кроме того, не стоит забывать о таком явлении, как косплей.

Косплей
Косплей м., скл. (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play - «костюмированная игра») - форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно основным прототипом действия является манга, аниме, видеоигры, токусатсу или исторический фильм про самураев. Другими прототипами могут являться j-rock/j-pop-группы, представители Visual Kei и т. п.

Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например, бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко).

Косплеи обычно проводятся на фестивалях, на соответствующих вечеринках и мероприятиях, как-либо связанных с аниме- и манга-культурой.

5. Наличие неформальных групп и сообществ .
Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает. Самое крупное ответвление - «махо седзе» - девочки волшебницы. Наиболее известное такое направление - это «муняшки» - поклонники мультсериала «Сейлор Мун». Чаще всего к нему принадлежат только молодые девушки до 17 18 лет, которые стремятся внешне вести себя как можно более инфантильно. Они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы (белые гольфы, короткая юбка, сандали и т. д.).

"J рокеры" - группа анимешников, которая увлекается японской музыкой, разбирается в ее направлениях, исполняет ее, иногда внешне они напоминают готов, но, по сути, конечно, эти субкультуры имеют отличия.

В среде фанатов японской анимации наибольшей активностью отличаются поклонники стилей «юри», «яой», «кавайи» и «хентай» - специфической японской сексуальной субкультуры (которая присутствует, в том числе и в детских японских мультсериалах). Именно данные фанаты имеют собственные сайты о японском аниме в сети Интернет. Почти все эти сайты имеют четкую гомосексуальную направленность (как женскую, так и мужскую).

Многие анимешники увлекаются японской поп и рок музыкой. В данной субкультуре распространено также увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Детское ответвление движения "покемончики" фанаты мультсериала "Покемоны".

Культура - это стремление к совершенству
посредством познания того, что более всего
нас заботит, того, о чем думают и говорят...
Арнолд М.

Исследования различных субкультур стало модным занятием в последние годы. Это вполне логично. Единое поле современной культуры распадается на множество ценностно-нормативных подсистем благодаря все большему усложнению социальной структуры. У каждого человека есть список своих личных субкультур, в которых он существует в реальном или виртуальном мире. Человек идет на работу и попадает в профессиональную субкультуру; участвует в анкетировании и понимает, что безнадежно застрял в своей возрастной группе, которая тоже является субкультурой; влюбляется и остро ощущает принадлежность к половой или сексуально-ориентированной субкультуре.

Субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Особое место среди разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемом в особом молодежном образе жизни.

Влияние субкультуры хоть не вызывает немедленных изменений в обществе, но существенно влияет в дальнейшем на различные аспекты нашей жизни – культуру, моду, поведенческие тенденции, взаимоотношения с миром и самим собой. Что впоследствии и формирует восприятие того или иного временного периода или даже целой эпохи в наших умах.

Молодежная субкультура проектирует жизненные ситуации, которые учат подростков адаптироваться к жизни в обществе. В современном мире успешность реформ во многом зависит от активного участия в них молодых. При этом очень важно адекватно оценивать молодежь, понимать, какие ценности превалируют в их сознании, какие особенности характеризуют ту или иную субкультуру.

Также здесь встает вопрос: как это можно сделать методами, например, дизайна? Ведь сегодня именно дизайн может влиять на людей и формировать образы субкультуры безболезненно, легко и естественно, так как именно дизайн дает реальные проекты, которые можно растиражировать и применить к разным слоям населения, и именно дизайн имеет большое влияние на молодежь. Дизайн помогает создать коммуникацию между глобальным обществом и субкультурой значительно быстрее и с выверенными интонациями, так как происходит это естественно, в естественном режиме. Необходимо раскрыть весь дизайнерский потенциал субкультуры и использовать его при построении данной коммуникации, дабы избежать смысловых потерь.

«Научный дизайн» имеет возможность внутри такой коммуникации черпать новые идеи, рассматривать контент субкультуры как средство пополнения проектного багажа, обогащения новыми визуальными и графическими методами. Ведь с проектной точки зрения субкультура может рассматриваться как набор новых приемов, как источник вдохновения. Так что дизайн в системе взаимодействия субкультуры и общества играет несколько ролей. Например, с одной стороны, субкультура может быть источником вдохновения для дизайнера и «поставщиком» дизайна, с другой стороны, субкультура – это специфическая целевая аудитория с узкой направленностью, на которой дизайнер может оттачивать методы воздействия на потенциального получателя.

Что скрывает в себе термин «субкультура»?

«Тинейджеры» – английское слово, вошедшее в наш повседневный обиход сравнительно недавно, означает молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Здесь стоит уточнить, что под этим термином подразумевается, что этот индивидуум является подростком потребляющим или подростком, взятым в его досугово-потребительском измерении. Начиная с работ Марка Абрамса, этот термин применяется именно в рамках молодежного потребления.

Стоит рассматривать субкультуру с позиции социального конструктивизма и его концепции мира как совокупности интерпретаций, смыслов и идей думающих и действующих индивидов . При этом сохраняется акцент на субъективной природе восприятия социального явления, процесса или феномена, то есть на интерпретациях и смыслах, вкладываемых в них социальными субъектами. С таких позиций подчеркивается, что возрастные группы являются не объективными феноменами, а результатом классификации со стороны общества и приписывания им определенных культурных смыслов и характеристик. В таком случае при отнесении человека к той или иной возрастной группе более значимой будет самоидентификация.

Отрицая существование «объективной» реальности, конструктивизм отстаивает идею «реальности» интерпретаций . Люди видят мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким они его воспринимают, и действуют не на основе того, что происходит в действительности, а на основе их представлений о происходящем. Человеку вообще свойственно видеть лишь то, что он хочет видеть. Соответственно, рассмотрение возрастных групп в качестве социальных конструктов актуализирует проблему самоидентификации как основного принципа отнесения индивида к той или иной возрастной группе. Однако встает проблема источников интерпретаций: являются ли они действительно индивидуальными или же задаются различными дискурсами? Современная философская традиция склоняется ко второй точке зрения, при этом наши представления о действительности, в том числе и о возрасте, зависят от различных форм распространяемых социальных конструктов, в ряду которых особое место занимает мадиадискурс.

Сама молодежь не рассматривает себя как однородную группу (ни по взглядам, ни по стилю жизни, ни по возрасту). Вся эта масса людей дробится на свои субкультуры. Они создают свои стили и свою моду, свою культуру.

В научной литературе есть множество разных трактовок термина субкультура. Стоит рассмотреть четыре основных трактовки этого понятия:

1. Субкультура рассматривается как совокупность некоторых негативно интерпретируемых норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (так называемая делинквентная субкультура) .

2. Под субкультурой понимается трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску .

3. Субкультура – в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию. Фактически, это определение ограничивает понятие «субкультура» и позволяет использовать его только для обозначения «неполноценных», «упрощенных форм культур» .

4. Субкультура как система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля и так далее какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Подобное разнообразие объясняется во многом тем, что за время своего существования термин претерпел определенную смысловую эволюцию. Как отмечает Т.Б. Щепанская, «само понятие субкультура сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе» . Термин же появился в научной литературе только в 30-х годах двадцатого века, а его широкое распространение пришло на шестидесятые и семидесятые годы. Это было связано с большим интересом к молодежным движениям, в первую очередь, с движением хиппи. Первоначально в значении термина подчеркивалось значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер. В качестве «культура» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» же обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества и как потенциальный источник социальной нестабильности. Данное понятие ставилось в один ряд с понятиями «андеграунд» и «контркультура».

Безусловно, спустя некоторое время понятие субкультура приобрело иной смысл. С одной стороны, эстетика, этика и идеология молодежных сообществ получила признание со стороны общества как особая «молодежная культура», с другой – было открыто существование и других культур (например, детской). Это придало новое значение понятию, которое стало применяться для обозначения «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества .

При этом постмодернистская мысль ставит под сомнение адекватность использования термина «субкультура» при исследовании современных течений. Дело в том, что рассмотрение «классического» значения этого термина подразумевает, что концепция субкультуры предполагает существование достаточно легко распознаваемой господствующей культуры. Однако фрагментация современного общества делает подобное выделение практически невозможным. Помимо этого, при классическом подходе субкультуры рассматриваются как достаточно устойчивые и замкнутые явления, выстраивающие свою систему символов, ценностей, языка, норм поведения, целостный образ жизни. Предполагается, что человек, принадлежащий к подобной группе, воспроизводит этот образ жизни постоянно. Но большинство современных сообществ носят подвижный и временный характер. Современный человек находится в «супермаркете идентичностей», он имеет возможность каждый день менять как свой облик, так и свое поведение и свою социальную роль. Набор его саморепрезентаций почти бесконечен. Безусловно, это наиболее характерно для клубных культур и виртуальных сообществ. Ведь в Интернете границ для выбора своей роли вообще нет. Здесь можно поменять социальный статус, пол, возраст, внешность, словом, абсолютно все. «Субкультуры в таком прочтении являются «дискурсивными группами», которые концентрируются вокруг «своих» знаков, символических практик и ценностей. Они соединяются лишь на короткое время, а затем трансформируются, переходя во что-то новое» .

Подобная трансформация понятия шла в русле более широкой дискуссии о содержании и специфике любых форм идентичности. Р. Брубейкер и Ф. Купер отмечают, что произошел переход от «сильной» к «слабой» трактовке идентичности. В первом случае подразумевается высокая степень групповой сплоченности, четкая граница между «своими» и «чужими» и однородность группы. Слабое же понимание идентичности исходит из представления о ее многогранности, нестабильности, подвижности, неоднородности, фрагментированности и сконструированности .

Тут стоит понять систему формирования методов организации субкультур и то, как происходит формирование коммуникативной связи между этими подгруппами. То есть, как происходит формирование на уровне горизонтальной связи, на уровне «равный – равному»; как эта связь влияет на дальнейшее их развитие. Сейчас в культурном пространстве (а также в социальном) формируется совершенно новая, доселе не виданная обстановка. Происходит наполнение единого пространства большим количеством оппозиций господствующей культуре (точкой отсчета стоит считать появление культуры хиппи). Раньше ничего подобного не происходило: была одна официальная позиция и одна оппозиция. Сейчас же появилось множество оппозиций, каждая из которых считает себя наиболее ценной и истинной, предлагая свои культуру, ценности, свое мировоззрение и даже свой язык.

Термин «субкультура» на данный момент еще не до конца сформирован. Он еще будет претерпевать изменения. Само понятие и его смысловое наполнение будет определяться тем, как будут развиваться субкультуры. Эти изменения будут связаны не только с расширением понятия, но и с развитием культуры (как культуры господствующей, так и подкультур), с расширением медиапространства, в котором эти подкультуры/субкультуры находятся и развиваются, и с трансформацией общества, идущего по пути дробления одного большого культурного пространства на множества мелких.

Теплов Б. М. Психология / Б. М.Теплов.– М.: Учпедгиз, 1950. – 216 с.

Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 272 с. – сер. Мастера психологии

Щепанская Т.Б. Субкультуры/ Т.Б. Щепанская // Современный городской фольклор. – М.: РГГУ, 2003. – С. 12-24

Глушкова Ольга Михайловна,
аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
доктор искусствоведения,
профессор Павловская Е.Э.


Введение
Современное состояние культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.
Одновременно разворачиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, мы наблюдаем явление глобализации, которое ведет к усреднению культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность.
Современное общество становится более разнообразным, культура превращается в «мультикультуру», она все более дифференцируется внутри себя. Между личностью и общественным целым обнаруживается растущее напряжение. Проблема культурной самоидентификации личности сегодня становится ключевой.
В картине развития современной культуры можно обнаружить противоречивые процессы, имеющие подчас противоположную направленность. Происходит усложнение внутренней структуры общества, связанное со все большим дроблением социальных групп и выявлением разнообразных культурных потребностей и ориентиров. Современная культура вбирает в себя множество субкультур.
В культурологии проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений.
Последнее время для характеристики внутренних градаций в системе культуры и процессов, происходящих в культуре современного общества, все более широко используется понятие субкультуры. Это специфическое образование, отражающее культурную неоднородность общества и фиксирующее устойчивое или временное отличие ценностных ориентаций, социальных и культурных устремлений конкретной группы людей от господствующей в обществе культуры. В послевоенный период на Западе, а затем и в России получили распространение различные молодежные субкультуры, характеризующие специфические настроения и стремления молодежи к самовыражению в культурных формах - внешний вид и одежда, поведение, формы общения и т.д., - отличных от общепринятых. При этом существование конкретных молодежных субкультур в большинстве случаев было недолговечным. Мода на них менялась, одни субкультуры заменялись другими: хиппи, панки, скинхеды и т.д.
Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не обязательно вступает с ней в противоборство или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить. Контркультурным было, например, молодежное движение 60-х годов XX века, носившее антибуржуазный характер, выступавшее против истеблишмента.
Различие субкультуры и контркультуры не всегда можно установить с достаточной определенностью. Некоторые субкультуры враждебны принятой культуре общества, но не выходят за пределы определенной среды. Так, криминальный мир имеет свою субкультуру - ценности, нормы, язык, даже примитивную художественную культуру (блатные песни). Она чужда и враждебна нормативной культуре общества, оставаясь культурой асоциальных групп. С другой стороны, наблюдается стремление использовать понятие контркультуры для описания процессов возникновения инноваций в системе ценностей, зарождения новых культурных феноменов.
Исходя из вышеизложенного проблема соотношения понятий «контркультура» и « субкультура» является чрезвычайно актуальной.
Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.
Даже в античной культуре, которая немецкому поэту Гёльдерлину казалась целостной и монолитной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, представляющих собой не плод мифотворческой фантазии, а "два действитвительного средоточия единого бытия" (В. Шмаков), порождающих и восхождение и спады потока жизни.
В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования элитарное и массовое, официальное и народное, языческое и христианское. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т. е. христианское, начало сосуществовало со старым, языческим.
В эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре средневековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.
Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но официальная серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями "контркультура" и "субкультура". Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.
Некоторые образования культуры отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных обществ, групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп.
Субкультурные образования культуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих". Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.
Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.
Подобного рода феномены мы называем субкультурой: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.
В современном мире примером субкультуры можно считать религиозные секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматических лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.
Субкультурные тенденции в обществе во многом вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.
Субкультуры обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиционных рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены немецким социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что субкультуры обусловлены различиями поколений.
Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

1.2. Понятие субкультуры
Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую группу, компактную, сравнительно небольшую и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству. Эти специфические признаки обычно порождены относительно изолированным существованием этой группы.
Например, особые черты присущи укладу жизни русских камчадалов вследствие удаленности района их проживания от центра; казаков, которые издавна селились в приграничных районах и создавали особый уклад жизни, в котором ключевая роль отводилась военной службе, защите отечества от внешней опасности; старообрядцев, которые выбрали сознательный изоляционизм и пытались сохранить в неприкосновенности древние религиозные и культурные традиции.
Отличия субкультуры закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями. Эти особенности в достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру. В художественном фильме Георгия Данелия «Мимино» главному герою, отправляющемуся из своего горного селения в «большой мир», соседи дают наставление: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать! Могут неправильно понять». В этой курьезной фразе выражено совершенно четкое понимание отличий своей культурной общности от других.
Обычно субкультура не стремится к распространению своей системы ценностей на всю культуру. Её задача - сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.
В самом общем виде субкультуры можно разделить на две группы: естественные, которые возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.

К первой группе можно отнести субкультуры, в основе которых лежат возрастные и этнические различия.
В Европе вплоть до эпохи Возрождения подростки воспринимались как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличен от мира взрослых, в то время еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако позже детей как бы отделили от людей зрелого возраста. Появилась своеобразная субкультура, которая и сохраняла, и воспроизводила себя.
В культурологии проблема субкультур рассматривается, как правило, в рамках изучения явления социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, восхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления. По мнению некоторых исследователей, существует такое явление, как «культурные циклы», обусловленные сменой поколений.
Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален. Где-то преобладает тенденция сближения с базовой культурой, а где-то стремление к еще большему размежеванию. Еще три века тому назад Франция практически состояла из нескольких десятков этносов со своеобразными культурами, а собственно французской была субкультура Парижа и его окрестностей. Сегодня это местное своеобразие в значительной степени стерлось, все слилось в единую французскую культуру. В Югославии же сербская, хорватская, македонская культуры имели изначально не столь существенные различия, тем не менее результат их взаимоотношений хорошо известен.
В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества, а демократического особенно, должна впитывать, ассимилировать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают протестные и агрессивные заявления и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур.

Таким образом, понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической и сексуальной принадлежности. Данное понятие концептуализировалось в основном в рамках социологии девиантного поведения (где оно использовалось, в частности, для обозначения культуры "делинквентов", преступников или наркоманов). В ранних объяснениях поведения делинквентов из среды рабочего класса, например, акцентировалась чрезмерная привеженность рабочей молодежи ценностям старшего поколения рабочих (такие, как крутизна и маскулинность, хитрость, а не легковерие, предрасположенность к риску) - как идущая в разрез с господствующими нормами культуры среднего класса (Миллер 1958).
Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур.

Глава 2. Контркультура как универсальный атрибут общества
2.1. Возникновение понятия «контркультура» и его сущность
Контркультура - понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическом отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".
Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру.
В конце 20 в. культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике. Тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.
В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.
Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультуры. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.

Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - контркультура. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер такого рода преображений.
В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.
Контркультура, в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт, архаика. Официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собственное ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.
В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской.
В контексте подобных исследований понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую ценностную революцию. Контркультура, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.
Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви с Римской империей.
Всякая новая культура, культура конкретной эпохи возникает в процессе осознания кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. С этой точки зрения "первое осевое время" (Ясперс) есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языческом сознании античности. Контркультурными были движение киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.
Э. Тирьякян (Канада) еще в середине 70-х гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса. Зарубежные публикации к. 80-нач. 90-х гг. свидетельствуют о том, что в современном мире происходит "революция сознания". Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание контркультуры как ядра будущих культурных парадигм становится в западной культурологии традиционным.
Российское общество находится сейчас в процессе контркультурного размежевания. Рождаются новые социокультурные группы, имеющие специфический менталитет, образ жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов.

2.2. Соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
Развитие культуры определяется самыми разнообразными факторами. Внутри общественных групп возникают специфические культурные феномены, закрепляющиеся в манере поведения, особенностях ментальности и языка. Поскольку субкультуры достаточно автономны, можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этих сообществ.
Однако в истории культуры известны такие примеры, когда локальные комплексы культурных ценностей начинают активно внедряться в культуру и претендовать на универсальность. Они выходят за рамки своей культурной среды, возвещая новые ценностные установки для широких масс. В этом случае можно уже говорить не о субкультуре, а о контркультуре.
В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется для обозначения социально- культурных установок, противостоящих фундаментальным культурным ценностям. Нередко оно отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности.

Глава 3. Современная молодежь в МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3.1. Специфика молодежной субкультуры
Как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа, молодежь первой воспринимает новые формы развития вместе со всеми позитивными и негативными явлениями. Максимум её интересов и запросов не может удовлетворить официально существующая система социокультурных институтов. Условия жизни, особенно в крупных городах, создают предпосылки для объединения молодежи в различные группы и движения, а также для формирования коллективного сознания в этих группах, общих представлений и ценностей. Неформальные объединения молодёжи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации. К ней можно добавить инструментальную, когда группа становится средством для достижения каких-либо результатов, а также компенсаторную, связанную с отсутствием свободы в официальных структурах.
Проблема молодежной субкультуры стала предметом специального изучения сравнительно недавно - с середины 50-х годов ХХ века. Её появление связано с динамично развивающимся западным обществом. Для традиционных обществ эта проблема не была столь актуальна (независимо от возраста люди ориентируются на сходные ценности: слушают одну музыку, исполняют одни танцы). Жизнь западного общества подвержена постоянной модернизации, расширению возможностей выбора, в результате чего возникают серьезные противоречия в культуре, в способах коммуникации, ценностных ориентациях, образе жизни «отцов» и «детей».
Появление молодежной субкультуры обусловлено тем, что в цивилизованном обществе значительно возрастает период социализации людей (нередко до 30 лет). Молодой человек перестает быть ребенком с физиологической точки зрения, но по социальному статусу еще долго не принадлежит к миру взрослых. Экономическая самостоятельность еще не достигнута в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социально - миру отрочества, то есть социальная зрелость отодвигается на более поздний срок.
Специфика молодежной субкультуры заключается в её неопределенном социальном статусе, активном поиске вариантов развития, когда молодые люди активно «примеряют на себя» социальные роли взрослых. Сфера, где проще всего проявлять самостоятельность, - досуг. Это не только общение, но и социальная игра. В динамично развивающихся обществах семья частично утрачивает функцию передачи социального опыта. Вступая в юношеский возраст, молодой человек ищет новые социальные связи. Неформальные группы образуют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Характерными чертами молодежных субкультур являются максимализм, игровое начало, поиск идеала.
Такие группы, как правило, протестуют против общепринятых установлений, демонстрируют «отклоняющуюся» модель поведения. Им свойственен иррационализм, отказ от социального в пользу природного, гедонистическая устремленность («жить» теперь и получать от этого удовольствие). Свобода часто понимается как освобождение от внешних условностей. Нонконформизм проявляется в манерах, одежде, увлечениях, жаргоне. В России эти процессы активизировались в 70-е годы, а своего апогея достигли в перестроечное время. На основе изучения современных молодежных субкультур исследователи предлагают построить их типологию. Она включает, по меньшей мере, четыре направления:
и т.д.................

Большая популярность аниме привела к тому, что появились люди, которые серьезно заинтересовались данным направлением анимации. Изначально это были просто сходки людей, имеющих общие интересы. Однако постепенно стали образовываться клубы, официально зарегистрированные косбенды. Появлялось все больше интернет-ресурсов, посвященных данной теме.

Как известно, субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни .

Об анимешниках уже давно говорят как об особой молодежной субкультуре. Эту социальную группу отличают следующие признаки:

1. Особые интересы и ценности.

Сюда входит увлечение аниме, мангой, культурой и историей Японии. Также в данной субкультуре распространено увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Анимешникам присущи определенные виды творчества:

Рисование.

Для многих все начинается с простого срисовывания персонажей любимого аниме. Стиль аниме довольно необычен – большие глаза, всевозможные необыкновенные костюмы и прически, яркие образы, новые способы передачи эмоций персонажа. Все это побуждает выдумывать своих персонажей, экспериментировать. Поэтому среди анимешников встречается много художников [Приложение А].

Литературное творчество.

Стихи и проза по мотивам любимых произведений. В рамках этой темы следует сказать о фанфиках. Термин «Фанфик» (от английского «fan fiction») означает литературное произведение, в основу которого легли сюжет и персонажи какого-либо оригинального произведения. Фанфики создаются и поклонниками аниме. Тематика может быть самая разнообразная: это могут быть произведения юмористические, пародийные, альтернативные пересказы известных произведений.

Фанфик – это попытка автора показать свое видение персонажей и сюжета того или иного аниме или манги. В интернете можно найти огромное количество фанфиков, от низкопробных графоманских опусов до высококачественной прозы с отличным стилем изложения [Приложение Б].

Говоря про литературное творчество, не стоит забывать переводчиков. Творческие переводы песен из аниме и переводы иностранных фанфиков – это тоже своеобразное творчество. Ведь переводчику нужно сделать так, чтобы не был потерян смысл, и чтобы читать такое произведение было не скучно.

Клипмейкеры – любители.

АМВ (AMV – Anime Music Video) - музыкальный клип, созданный поклонниками аниме при помощи программ для редактирования видео с использованием фрагментов из любимого аниме и разнообразных музыкальных произведений. Мастера АМВ тратят дни, а порой и месяцы на создание своих произведений. Ведь создание клипа включает в себя не только наложение изображения на музыку, но и подбор и анализ музыкальной композиции, разбор ее буквально по секундам, разработку сюжета и концепции клипа, обработка видео и использование различных спецэффектов. Создаются объединения клипмейкеров, регулярно проводятся фестивали и конкурсы клипов.

2. Свой сленг.

Говоря о субкультуре, нельзя не упомянуть о лексике. Специфику речи анимешников можно сравнить со спецификой речи толкиенистов, геймеров или программистов. Используемые анимешниками выражения зачастую представляют собой буквальное заимствование с японского языка, но бывает и так, что заимствованное слово «обрастает» откровенно русскими аффиксами, и тогда уже можно говорить о морфологическом освоении заимствованного слова. Чаще всего анимешники в своих разговорах используют японские слова, термины и понятия, связанные с аниме и мангой. В качестве заимствований чаще всего анимешники используют междометия или отдельные слова, реже выражаясь словосочетаниями и почти не употребляя в своей речи предложения полностью на японском. Отдельное внимание хотелось бы уделить культовому для анимешников междометию «ня». Если опираться на язык-источник, то в японском «ня», а если быть более точной, то «nya» («ниа») – это звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их «кавайными». Универсальное междометие «ня» может выражать широкий спектр эмоций - от печали и недоумения до эйфории и крайнего восторга. Всё зависит от интонации, с которой произнести данное слово. А далее с заимствованным словом происходит тоже, что случается и с некоторыми другими заимствованиями: оно начинает «обрастать» русскими аффиксами, которые из междометия делают другие самостоятельные части речи. Например, няшный - милый, вызывающий умиление.

3. Манера поведения.

Следует отметить, что определить общую для всех анимешников манеру поведения достаточно сложно. Скорее здесь можно говорить о заимствовании жестов у любимых аниме героев и культуре поведения, присущей японцам.

4.Одежда и внешний вид.

Нередко анимешники носят одежду с соответствующей символикой. Это может быть символ какого-то определенно аниме или же аниме персонажа. Также следует отдельно сказать о таком явлении как косплей.

«Костюмированная игра» – так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин «cosplay» (Costume Play). Косплей – это своеобразный «театр» персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Термин «косплей» укоренился не только в русскоязычном аниме-сообществе, но также среди ролевиков и исторических реконструкторов, где повсеместно используется для обозначения отыгрыша внешнего вида персонажа (как правило - одежды) вне зависимости от её отношения к японской культуре.

Зарубежные косплееры утверждают: «Ты должен доказать, что ты – и только ты – лучше всех играешь своего персонажа, ты - это он!». Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея – участники косплея полностью отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра.

Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом). Так как аниме-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения.

Во второй половине 1980-х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей-конов), а также в виде секций косплея на крупнейших аниме-конах. Являясь по сути дела фанатским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей костюмов и атрибутики для косплея .

Следует отметить, что у анимешников есть своя классификация. Классифицировать анимешников по степени увлеченности можно на 4 условные группы:

1) новичок – увлекаться аниме стал недавно, плохо разбирается в терминологии, редко посещает мероприятия, имеет маленькую коллекцию аниме и манги.

2) интересующийся – увлекается давно, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме – мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, некоторые факты о Японии (стремиться расширить эти знания).

3) японист (особая группа среди интересующихся) - человек может увлекаться аниме, но при этом не сходить по нему с ума (как отаку), однако вместе с тем интересуется историей Японии, языком, вплоть до поездок и пр. это уже признаки эрудированности в культуре, а не в аниме.

4) отаку – все прекрасно знают, что термин «отаку» в самой Японии означает не только фанат или поклонник аниме и манги, но и вообще поклонник чего-либо. У нас же (да и не только у нас, во всем остальном мире тоже) этот термин применяется именно в отношении любителей аниме и манги .

Понятия анимешник и отаку разграничивают как общее и особенное. То есть, любой отаку – анимешник, но не всякий анимешник – отаку, так как в общем понимании отаку – это человек, в крайней степени увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии вообще.

Таким образом, субкультура анимешников представляет собой целостное образование с характерными отличительными признаками. Все эти признаки мы можем видеть и у белорусских представителей данной субкультуры.





Top