Особенности китайской национальной культуры. Культура Китая: Китайская культура как этическая система, дающая основу для стабильности, мира и гармонии в обществе

Культура Древнего Китая во многом сохранилась до сегодняшнего дня. Изучая письменные источники тех времен, можно проследить развитие самой страны, появление науки, особенности мифологии и религии.

Архитектура

Китайцы с древних времен очень трепетно относились к своей территории. Поэтому по всему периметру возводились кирпичные, массивные стены и башни, позволяющие контролировать границы и предупреждать заранее о набегах воюющих народов. Одним из таких укреплений можно назвать Великую Китайскую Стену.

архитектура Древнего Китая фото

Уже в первом тысячелетии до нашей эры китайцы умели строить двух и трех этажные здания. Основным материалом для этого служил кирпич и глина. Крыши были черепичные. В знак уважения традиций на них часто прикреплялись металлические и деревянные дощечки с символами богатства, здоровья и процветания.

Китайская стена фото

Скульптура

Скульптура того времени тесно связана с религиозными верованиями. Вырезались тотемы, миниатюры, приносящие счастье и удачу. Они клались в могилы умерших, ставились в домах, дарились на праздники. Найдено также множество статуэток Будды, отдельных или высеченных в скалах, деревьях.

Посуда

Изделия керамические, изготавливались из красной или желтой глины. Их называли Яншао. В этих сосудах хранили вино, масло, также в них готовили еду. Это всевозможные кувшины, чаши, вазы и миски. Сначала лепили вручную, позже начали использовать гончарный круг. Готовые предметы быта расписывали узорами и фигурками животных.

посуда Древнего Китая фото

Изготовляли посуду из бронзы - сосуды, которые предназначались для жертвоприношения духам природы. В начале 600 годов придумали фарфоровую посуду. Богатство залежей фарфорового камня способствовало развитию ремесла. Это были первые в мире изделия из фарфора.

Живопись

Живопись считается наивысшим достижением искусства Древнего Китая. Вся живопись, как и другие отрасли искусства пронизаны гармонией природы, наблюдением и созерцанием. Любовь и почитание природы является ключевой ценностью древних китайцев. Каждый элемент природы, животное или растение имеет свое символическое значение, в соответствии с которыми и рисовали картины.

живопись Древнего Китая фото

Рисовали на свитках, в книгах, на материи (шелк) и гончарных изделиях. Среди всевозможных китайских полотен наибольшую ценность имеют расписанные свитки.Использовали минеральные краски или краски растительного происхождения.

Письменность

Письменность зародилась в этих краях еще две тысячи лет до нашей эры. Китайская письменность считается удивительной по своей гармонии в первую очередь в самом Китае. Она содержит простоту линий, легкость выполнения, и глубину содержания.

письменность Древнего Китая фото

Считалось, что по почерку и выполнению иероглифов можно понять и проследить человеческое сознание, его душевное равновесие, чувства, эмоции.

Книгопечатание

В 105 г. н. э. была изобретена бумага. На которой можно было писать книги или печатать. Правда последний метод еще не был освоен. При этом наиболее известные и важные тексты уже вырезались на каменных таблицах. Примерно в 4 веке нашей эры впервые появилось копирование, посредством переснятия на бумагу, вырезанного на камне текста. Это позволило размножать необходимые книги, которые имели большое значение для Китая.

Наука

Древний Китай был одним из наиболее просвещенных мест на планете. Люди изучали разные науки, но первопричиной всему этому были простейшие человеческие потребности. Математика и геометрия позволяла делать подсчеты, строить более точные и безопасные строения.

наука Древнего Китая фото

Также китайцы были знакомы с особенностями времени и календарной системы – астрономией. Они могли следить за планетами и звездами, рассчитывать календарные циклы посевов и сборов урожаев. Был разработан и создан лунный календарь.

После начала расширения Древнего Китая и завоеваний соседних территорий появилась необходимость описывания земель, их ландшафта, особенностей, возможностей, полезности для страны. Это привело к развитию географии и ее стремительного изучения, а также агрономии и сельского хозяйства.

цифры Древнего Китая фото

В период «воюющих царств» развиваются всевозможные ремесла: ткацкие, столярные, гончарные, ювелирные. Особое внимание даже в современном мире вызывает китайская медицина, представляющая человека небольшой вселенной с протекающей в нем энергией. Когда эта энергия гаснет – человек умирает, когда человек теряет внутреннее равновесие – он болеет.

Религия

В Китае, как и в других странах, изначальными религиями были фетишизм, культ предков, тотемизм, на основе которых позже начали зарождаться иные верования. Люди верили в различных богов луны, солнца, гор, земли и воды и поклонялись им во благо урожая, дождей, силы духа, солнечного тепла и т.д.

религия Древнего Китая фото

Одним из первых китайских воззрений в 4-5 веках до н. э. было учение Конфуция, повлиявшее не только на повседневную жизнь китайцев, но и последующие верования. Это был своеобразный корень, от которого росли ветви новых, современных религий. Примерно в одно время с конфуцианством появилась идеология Лао-цзы послужившая основой для появления даосизма. Позже зарождается и буддизм.

Факты

  • Именно китайцы изобрели компас.
  • Развитие китайской письменности схоже с египетской. Изначально это были картинки, которые со временем все больше упрощались, становясь больше похожими на знаки, нежели на рисунки.
  • Изделия из бронзы, тканей, ювелирных камней были очень красивыми и почитались не только в стране, но и за ее пределами.
  • Благодаря политическому влиянию, большим знаниям и удачному расположению Древний Китай имел сильное политическое и культурное влияние на соседние страны.
  • Музыка была одним из наиболее известных и популярных развлечений. Еще во втором тысячелетии до нашей эры китайцы уже знали около 20 музыкальных инструментов. Китайцы не только любили музыку, но также были неплохими танцорами.
  • В Древнем Китае были также известны театральные действия, которые берут начало с культовых действий.

Культура Китая пришла из далёких времен и имеет очень глубокие корни. Считается, что именно китайская культура человечеству передана Богами. Подтверждением этому служит пятитысячелетняя история Китая, которая является неисчерпаемым источником духовной силы китайской нации и, возможно, всего человечества. Если культура является душой нации, то можно представить, как давно формировалась и крепла душа каждого китайца.

Мифы и легенды древнего Китая, которые дошли до сегодняшних дней, содержат в себе истории о том, как Паньгу, создатель всего живого, сотворил Небо и Землю, а богиня Нюйва создала человечество, божественный земледелец Шень Нун открыл сотни лекарственных растений, легендарный мифологический персонаж древнего Китая Цян Цзэ изобрёл письменность. Всё это содержит неисчерпаемая история Китая.

«Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует естественности» - этот принцип о единстве Неба и Человека был впервые изложен в «Даодэцзине», в «Книге пути и его силы», написанной учителем Даосизма – Лао Цзы. Поскольку культура Китая формировалась по принципам, изложенных в главном каноне Даосизма «Даодэцзине», следует упомянуть об авторе этого великого учения.

Почтенный учитель даосизма Лао Цзы (как о нём упоминалось в трактатах древнего Китая) жил в шестом веке до нашей эры, в государстве Чу, династии Чжоу. Настоящим именем Лао Цзы было Лао Тань или Ли Эр. Он был придворным архивариусом и консультировал Конфуция по вопросам ритуалов и придворной этики. История Китая донесла до нас предание, которое гласит, что в старости Лао Цзы покинул государство Чу и направился в западные горы. На границе Китая его остановил стражник, выяснив, что это учитель даосизма, попросил его изложить учение. Тогда-то Лао Ццы и написал свой труд, состоящий из пяти тысяч иероглифов, известный как «Даодэцзин», этот трактат по праву считается памятником китайской мысли, который оставил отпечаток на культуре Китая и всего мира. После того, как учение было изложено, Лао Цзы продолжил свой путь на Запад, и больше о нём в истории Китая не упоминается.

Принцип о единстве Неба, Земли и Человека, изложенный в литературном сборнике Конфуцианства (книге песен) раскрывает этот путь, в нём сказано: «Великое учение побуждает к совершенствованию добродетели». История Китая из глубины веков извлекла и преподнесла обществу эти принципы. Гуманность, справедливость, соблюдение правил поведения, просвещённость и преданность были жизненно подтверждены мудрыми правителями, императорами различных династий древнего Китая. Культура Китая формировалась, развивалась и сохранялась именно благодаря этим ценностям.

Культура Китая. Обложка книги "Речные заводи". Фото с сайта Великая Эпоха (The Epoch Times)

Буддизм, который пришёл в Китай в первом веке, дополнил колорит китайской культуры идеями сострадания и спасения всех живых существ. В буддизме большое значение предавалось принципу «за добро воздастся добром, а за зло последует наказание». Таким образом, китайская культура, включив в себя конфуцианство, даосизм и буддизм, которые являясь основными вероучениями древнего Китая, привели династию Тан к вершине славы и процветания. Такова история Китая.

Зная принцип «за добро воздастся добром, а за зло последует наказание», люди остерегались делать плохие дела. Обычные китайские люди почитали Небо, Землю, императора, родственников и учителей. На культуре Китая это отразилось в глубоко укоренившихся традициях: почитании Бога, преданности своей стране, уважении семьи и дружбы, почтении к учителям и старшим. Традиционная китайская культура стремилась к гармонии человека и Вселенной, и особое внимание уделяла нравственности личности. Она основывалась на конфуцианстве, даосизме и буддизме, неся в себе терпимость, социальный прогресс, нравственность и праведную веру китайского народа.

Этика семейных ценностей самым естественным образом влияет на общественную мораль. Сыновний долг рассматривается как верность мудрому правителю. Поэтому говоря о преданности и патриотизме, люди вспоминают о великом полководце: история Китая донесла до нас , в котором герой, главнокомандующий армией, откладывал все свои дела, если видел приближение своей матери, и с почтением становился перед ней на колени, прося благословения. Он считал великой честью и сыновним долгом получить перед боем благословение матери.

Однако не всегда история Китая была благосклонна к своим легендарным героям. Знаменитый полководец Юэ Фэй (1103-1142) был обвинен в преступлении, которое не совершал, заключен в тюрьму. Потом стало ясно, что обвинение было напрасным, и имя Юэ Фэя реабилитировали, построив храм в память о нем. На его могиле установлены четыре железных фигуры в распахнутых на груди рубашках, руки их заложены за спину. Они стоят на коленях, символизируя вину тех, кто убил невинного.

Понятие о преданности в культуре Китая никогда не означало слепое поклонение. В глазах народа император являлся «сыном Неба», выше которого существовало только Небо. Император не мог быть всегда прав. Поэтому существовала необходимость в протестах для указания на ошибки императора. История Китая сохранила летописи, которые также содержат исторические записи слов и поступков императора. Ученые мужи могли стать учителями своих мудрых правителей, и поведение императора оценивалось в соответствии с конфуцианством. Если император был безнравственным, не принимал Дао, люди могли восстать и свергнуть его. Последователи конфуцианства верили, как говорил Мэн-цзы (Менций), что «Самым ценным в стране является народ, затем уже следует власть, а наименьшую ценность имеет правитель».

«Соблюдающий сыновний долг и братскую любовь редко расположен к тому, чтобы выступать против вышестоящих». Братская любовь рассматривается как отношения между друзьями. Конфуцианство полагает, что в семье отец должен быть добрым, сын – почтительным, старший брат – дружественным, а младший – уважительным. В нем отеческая любовь расширялась до уровня гуманности императора к своим подданным. Пока поддерживаются традиции в семье, естественно поддерживается и общественная мораль, и, таким образом, совершенствование самого себя может привести к процветанию семьи и государства, и, в конце концов, принести всем мир под небесами. Китайская культура, основанная на идеях конфуцианства, буддизма и даосизма, дала китайскому народу прочную нравственную систему, неизменную, «пока существует Небо». Эта этическая система давала основу для стабильности, мира и гармонии в обществе.

Культура Китая. Китайская культура как этическая система, дающая основу для стабильности, мира и гармонии в обществе. Часть II

Для управления людьми и регулирования общественными отношениями в обществе правители постоянно издают законы. В отличие от закона, устанавливающего жесткие рамки, культура играет роль мягкого ограничения. Закон предусматривает наказание после совершения преступления, а культура, питая нравственность, предупреждает само возникновение преступления. Нравственные нормы общества часто воплощаются в его культуре. Этот основной принцип культуры Китая пронизывал все сферы китайского общества от истоков его формирования.

Подлинная китайская культура, как государства началась около 5000 лет тому назад с легендарного императора Хуан-ди, который считается самым ранним правителем в истории Китая. В действительности, имя императора Хуан-ди связывают с основанием школы даосизма, которую Хуан-Лао (Лао Цзы) называл «школой мысли». После династии Цинь (221-207 гг. до н.э.) территория Китая часто завоевывалась отдельными племенами. Это происходило, главным образом, во времена династий Суй (581-618), Тан (618-907), Юань (1279-1368) и Цин (1644-1912), но случалось и в другие времена. Эти этнические группы полностью ассимилировались с образом жизни коренных китайцев, что показывает объединяющую силу традиционной культуры Китая.

Конфуций учил: «если люди изначально неуступчивы, измените их, прививая нашу китайскую культуру и добродетели».

Как известно из истории Китая, традиционная китайская культура достигла своего расцвета во времена династии Тан, совпав по времени с пиком могущества китайской нации. Наука также развивалась своим уникальным путем, тем самым заслужила признание других народов. Многие лекари и учёные мужи из Европы, Ближнего Востока и Японии приезжали учиться в Чанган, столицу династии Тан. Страны, граничащие с Китаем, воспринимали его как суверенное государство. Многие страны отдавали Китаю дань уважения, получая в ответ великодушное отношение.

Буддизм и даосизм являлись частью культуры Китая и базировались на идее "отречение от обыденной жизни". Влияние буддизма и даосизма можно увидеть по тому, как глубоко они пропитали все сферы жизни людей. Из истории Китая - китайская медицина, цигун, фэн-шуй и предсказания берут свои глубокие истоки в даосизме. Эти практики, а также буддийские концепции о небесном царстве и аде, о кармическом воздаянии за добро и возмездии за зло сформировали совместно с конфуцианством целостную сущность традиционной культуры Китая.

Как мы уже говорили выше, идеи конфуцианства, буддизма и даосизма дали китайскому народу прочную нравственную систему, неизменную систему «пока существует Небо». Эта этическая система давала основу для стабильности, мира и гармонии в обществе. Нравственность относится к духовной сфере, таким образом, она часто воспринимается как нечто абстрактное. Китайская культура очень хорошо выполняла свою миссию в истории Китая, заключавшуюся в том, чтобы выражать абстрактную нравственную систему общепонятным языком.

Такими источникам, содержащими в себе притчи, легенды, сказания и мифы, содержащие в себе традиционное китайское воспевание преданности и справедливости, были Известные из истории Китая знаменитые романы , .

Роман сам по себе является мистической сказкой. Он известен западным жителям как "Король Обезьян", написан У Чэн (1506-1582), является классическим, прозаическим произведением традиционной китайской культуры. В основе его - подлинная история известного китайского монаха династии Тан Сюань Цзан (602-664), который путешествовал пешком в поисках сутры по той территории, что является сегодня Индией и считается местом рождения буддизма. В романе «Король Обезьян» Пигси и Сэнди были превращены Буддой в учеников Сюань Цзан и сопровождали его на Запад, чтобы получить сутру. Они прошли 81 опасность и бедствие, прежде чем достигли Запада и постигли Истину.

Пересказанный Лоу Мэн (в переводе "Сон в красной комнате"), был написан Цао Сюэ Цинь (1715-1763) из династии Цин. Это трагическая любовная история, происходящая на фоне падения одной аристократической фамилии. В романе дан развёрнутый обширный обзор социальной истории, её развитие. Он также демонстрирует собой великолепное, яркое качество художественного произведения в истории Китая. Центральными героями являются Цзя Бао Юй и Лин Дай Юй. Роман многогранен, литературная форма утонченная, язык изящен. Роман является достойным произведением искусства китайской классической литературы.

"Преступники Болота" (в переводе известен как ) - один из чудесных классических рыцарских романов культуры Китая, написанный в 4-ом столетии Ши Найань. Сто восемь мужчин и женщин объединяются, чтобы стать преступниками Болота. Роман написан в традиционной манере, включая интриги, приключения, убийства, войны и романтические истории.

"Три Королевства" () - один из самых известных классических романов китайской культуры. Написан Лоу Гуань Чжун (1330-1400) и навеян историями 3-х царств периода (220 - 280), когда Китай распался на три царства, которые вели между собой непрерывные войны. Он описывает запутанные и напряженные схватки за трон между тремя мощными политическими силами: Лю Бэй, Цао Цао и Сунь Цянь. Роман фокусируется на проявлениях больших талантов и смелых стратегий в тот период времени в истории Китая. Главные герои романа - богатыри, борцы за справедливость, - до сих пор популярны и любимы не только в Китае, но и в других странах мира.

Авторы романов для отражения основной философии китайских мыслителей в отношении природы и человека использовали мифы, легенды и предсказания, которые оказывали такое глубокое влияние на сознание китайцев, что имена героев использовались при описании определенных нравственных качеств в китайской культуре. Например, при разговоре о «праведности», люди вспоминают легендарных представителей, без которых невозможно представить всю культуру Китая, это Гуань Юй (160-219) из «Троецарствия»; о том, как его честность превышала облака и достигала Неба, как его непоколебимая преданность своему императору Лю Бэю завоевала уважение даже у врагов; как его храбрость в бою побеждала в самых тяжелых ситуациях, вспоминалось даже его поражение у города Май, и, особенно, его разговор, как святого, со своим сыном. Когда говорят о «преданности», люди обычно вспоминают о , военачальнике династии Сун, который единство страны ставил превыше собственной жизни. Чжугэ Лян (181-234), полководец царства Шу периода Троецарствия, олицетворял собой полную преданность своей стране.

Таким образом, абстрактные нравственные ценности китайской культуры, воплотившись в художественных персонажах, обрели конкретное содержание. Роман начинается с небесных предзнаменований о бедствии, предвещавших неизбежный результат божественной воли: «мирские события несутся подобно бесконечному потоку. Продиктованная Небом судьба, безграничная по размерам, предопределяет все» Даосизм делал упор на истине, буддизм – на доброте, а конфуцианство воспевало гуманизм и справедливость. «Хотя формы отличаются, их цель одна… все они вдохновляют людей вернуться к доброте»

Традиционная культура Китая воспитывала в людях важные понятия и принципы, такие как Небо, Дао, Бог, Будда, судьба, предопределенность, милосердие, праведность, соблюдение этикета (правил поведения), мудрость, преданность, бережливость, чувство стыда, сыновний долг, рассудительность и т.д. Многие китайцы были неграмотны, но они хорошо знали традиционные пьесы и оперы, благодаря которым узнавали о традиционных нравственных ценностях, заложенных издревле в китайской культуре. Эти культурные формы были крайне важны при передаче китайских традиций так как нравственность китайцев являлась основой мирного и гармоничного существования общества. Когда каждый ищет недостатки в себе, не перекладывает вину на другого, то уже не требуется жестких ограничительных мер, и сохраняется полная гармония в обществе.

Когда все люди будут жить по нравственным принципам, которые так ярко проявлялись в культуре Китая, тогда уже не надо будет управлять другими, каждый ищет недостатки в себе и, возможно, уже не понадобится милиция. Как хорошо это будет!

Культура Китая: Китайская культура как этическая система, дающая основу для стабильности, мира и гармонии в обществе. Часть III

Нравственность и добродетель в культуре Китая формируют не только классические произведения, такие как роман , роман , но также этой цели служат в китайской культуре много рассказов, очерков и притч.

Читая очерки из истории Китая, становится понятно, какое влияние культура Китая имела на формирование веры в предопределенность. Например, в китайской культуре есть , рассказ доносит людям принцип Небес и предостерегает их от нарушения этих принципов. В Древнем Китае все правители и чиновники любого ранга должны были следовать принципу традиционной китайской культуры веры в Бога и «воле Неба». Принятие идеи «воли Неба» означает, что правитель должен быть мудрым, следовать Дао и судьбе. В культуре Китая вера в Бога означала принятие идеи о том, что источником мирской власти является Небо. Если какой-то правитель забывал этот принцип, то Боги напоминали ему об этом.

Заглянем в историю Китая и посмотрим, что же там произошло. Вэй Чжэн был главным министром при императоре. Однажды, он услышал за окном беседу двух чиновников. Один из них сказал: «Наше повышение по службе зависит от Вэй Чжэна. Другой не согласился с ним, сказав: «Нет, на все есть воля Небес». Вэй Чжэн написал письмо в ведомство и попросил доставить это письмо чиновника, который надеялся получить должность от него, Вэй Чжэна. Чиновник не знал, что в письме написано: «Повысить в звании человека, принесшего это письмо». Культура Китая использует такой прием, чтобы показать, что всё происходит по воле Неба. Как только этот чиновник вышел из здания, с ним случилось несчастье, и он попросил другого выполнить за него это задание. На следующий день стало известно, что чиновник, который верил, что все происходит по воле Небес, получил повышение по службе. Вэй Чжэн узнав, что другой чиновник отнес это письмо, глубоко вздохнул и признался: «Похоже, правда в том, что всё, и даже карьера, определяется волей Небес!» Так культура Китая напоминает должностным людям постоянно помнить о воле Небес.

Ещё один мудрый принцип, который нам известен из истории Китая: «добро награждается добром, а за зло следует наказание». Культура Китая в своих рассказах постоянно напоминает об этом, разъясняя, что если человек молится Богу и просит Бога о чём-то, Бог смотрит на сердце этого человека, знает каждую его мысль. Бог не допустит, чтобы человек получил что-то незаконно, нарушая принцип «добро награждается добром, а за зло следует наказание». В . Китайская культура показывает, как действует этот принцип. Культура Китая использует этот рассказ, поучая людей быть добрыми и отзывчивыми, не совершать плохих поступков и не думать о совершении плохих дел.

Дело было так. В эпоху Цзяцзин, в период правления императора Шичжуна династии Мин, жил учитель по имени Юду в провинции Цзянси. У Юду родилось пятеро сыновей и четыре дочери. Четверо из этих пяти сыновей заболели и умерли. Третий сын в возрасте восьми лет исчез, когда играл на улице. Из четырех дочерей выжила только одна. Госпожа Ю ослепла от слез. Школу пришлось закрыть, так как она приносила мало дохода. Однажды к Юду явился Бог и сказал: «Я представил твои ежедневные просьбы богам на небесах, и боги направили посыльного, чтобы наблюдать за тобой. Они обнаружили, что за последние несколько лет ты не совершал никаких хороших поступков, и когда ты находился в одиночестве, они видели, что твоё сердце было полно ревности, возмущения, желания успеха, прибыли, награды, жадности, равнодушия к другим и отсутствия самообладания. Все твои плохие мысли были записаны, и небесное наказание будет ещё тяжелее. Ты даже не смог избежать этих трудностей, так как же ты можешь просить об удаче и вознаграждении?».

Таким образом, культура Китая обращает внимание на то, чего может стоить недостойное поведение человека. И, как выход, культура Китая предлагает человеку измениться на примере того, как поступил Юду. С мудростью, в форме, доступной каждому человеку общества, культура Китая разъясняет этот небесный принцип. Рассказывая далее о Юду, китайская культура вселяет надежду в каждого, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему. В результате, когда Юду послушал наставления Бога и стал следовать им, то всё изменилось к лучшему: несколько человек рекомендовали Юду для продвижения по службе в столице. Находясь там, Юду получил высокую оценку от премьер-министра Чжан Цзянлина. Однажды он встретил своего пропавшего сына. К госпоже Ю вернулось зрение. Люди восхищались благородным характером Юду и отправляли своих детей к нему на учёбу. Все знали, что это было наградой Юду за то, что он совершал благодеяния.

Хотя судьба определена небесами, результат зависит от собственных усилий. Но для этого необходимо понять много вещей и искренне верить в божественное. Такова мудрость китайской культуры. Нет более мудрого закона, управляющими людьми, их жизнью и поведением, чем культура Китая. Все правители и чиновники из истории Китая соблюдали принципы добродетели и нравственности, не гнались за личными выгодами, а свой народ с помощью культуры Китая поощряли в самосовершенствовании и воспитании в себе добродетелей и осуществлении контроля над своей душой.

(Продолжение следует)

Культура Китая - одна из самых старейших и загадочных культур в мире. Именно Китай стал родиной таких философских учений как даосизм и конфуцианство. Конфуцианское мировоззрение на протяжении столетий оставалось официальной идеологией Китая.

Влияние на культуру Китая оказали и многочисленные соседи, например, из Индии в Китай попал буддизм.

Китайская культура долгое время была эталоном для подражания среди соседних государств. Япония, Корея, Вьетнам и многие другие государства переняли китайские традиции и обычаи.

Китайская живопись и поэзия наполнены глубоким смыслом. Живописные полотна китайских мастеров поражают техникой исполнения и красками.

Китайцы трудолюбивы и упорны, исполнительны и находчивы. Китай стал местом великих открытий, именно в Китае были изобретены компас и порох. Китайские путешественники открыли «Великий шелковый путь», достигли берегов Африки, плавали в Индию, Тайланд, Японию.

Одним из ярчайших символов Китая стала каллиграфия. Это ярчайшее проявление культуры Китая зародилось еще в древности и стало уникальным направлением в искусстве. По своей наполненности китайская каллиграфия сопоставима с живописью и музыкой, передавая через написание иероглифов гармонию и ритм Востока. В древнем Китае каллиграфию называли «первой среди художеств», ведь настоящий Мастер каллиграфии вкладывал в свое творение частичку своей души и все свое мастерство.

Для того чтобы воспринимать каллиграфию как искусство, очень важно умение чувствовать, видеть и, конечно, сопереживать. Все иероглифы, используемые в каллиграфии, имеют глубокий философский подтекст. Большое влияние каллиграфия оказала на китайскую поэзию.

Особое значение имеют смысл написанного и манера письма, линии, их направленность и динамичность.

Боевые искусства в Китае

Боевые искусства Китая занимают важное место в китайской культуре. Традиционные единоборства в современном Китае стали отличной заменой гимнастике, а наиболее знаменитые вошли в разряд китайских культурных ценностей.

Наибольшую известность среди китайских боевых искусств приобрело ушу. Ушу - это собирательное название боевых искусств, распространенных в Китае.

Зародилось ушу в монастыре Шаолинь. По легенде отцом-основателем ушу стал индийский монах Бодхихарма, просидевший в пещере 9 лет и использовавший особый комплекс занятий, состоявший из молчаливого созерцания и физических упражнений.

Современное ушу стало видом единоборств, на основе которого появились различные виды гимнастики и физических упражнений. На основе ушу разработаны различные виды спортивных единоборств, ставшие популярными не только в Китае, но и за рубежом.

Танец льва и танец дракона

Танец льва и танец дракона - традиционные китайские танцы. Исполняются они во время фестивалей и праздников, ключевым из которых является Китайский Новый год.

Танец льва - видео

Танец дракона - видео

Мао Цзэдун и культура Китая

Большое влияние на культуру Китая оказал приход к власти коммунистического правительства. Были проведены многие важные реформы, например, реформа языка, что позволило еще больше сплотить китайский народ.

Весомый вклад в построение нового общества в Китае внес Мао Цзэдун - политический лидер Китая, привнесший дух единства, осознания себя нацией. Несмотря на определенные просчеты и ошибки, допущенные в период правления Мао Цзэдуна, он и по сей день остается почитаемым в Китае человеком.

В музеях Китая, на улицах, в небольших магазинчиках вы сможете увидеть китайские национальные костюмы, которые продолжают пользоваться популярностью среди населения.

Национальные особенности Китая

Китайцы - один из самых сложных для понимания народов, который строго чтит свои традиции, обычаи, обряды. Однако если соблюдать основные правила поведения, можно почувствовать, что жизнь в Китае гораздо приятнее и легче, чем во многих других странах мира.

Жителей Китая характеризуют такие качества как трудолюбие, терпение, патриотизм, вежливость, идеальное знание этикета.

Выражаются в поведении и поступках его жителей. Для китайцев характерна учтивость и вежливость, они не слишком проявляют эмоции и умеют сдержанно реагировать на события.

При встрече с китайцем достаточно легкого рукопожатия и кивка. Однако китайцы отнюдь не замкнуты, а весьма общительны и удовольствием вступят в диалог.

Считается, что скромность - одно из ключевых качеств жителя Китая. Им очень приятна похвала, однако отреагировать на нее китайцы могут сдержанно и даже сухо.

Национальные особенности Китая также выражаются в местной кухне. В каждом из китайских провинций есть свои особенные блюда, однако главным продуктом в Китае традиционно служит рис. Любая трапеза обязательно начинается с чашечки зеленого чая.

Во все времена развивалась в противоречивых условиях, действующих внутри страны. Основной причиной этогоявляются попытки капиталистических государств установить на территории Китая свое господство.

Однако и в таких условиях культура Китая продолжала стремительно развиваться, она имеет многовековую историю развития и отличается не только особыми духовными и материальными ценностями, но и поразительной жизнестойкостью.

Множество войн, мятежей и разрушений, производимых завоевателями не ослабили ее, а даже наоборот китайская культура одерживала победу над культурой многочисленных завоевателей страны.

оказали влияние не только на развитие культуры соседних народов, которые населяли территории позднейших Тибета, Монголии, Индо-Китая, Японии и Кореи, но и на множество ведущих держав средневекового мира. Китайская культура оказала значительное влияние на развитие мировой культуры. Самобытность, высокая нравственная и художественная ценность свидетельствуют о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа.

Просмотры: 445

Культура Древнего Китая

Идейным стержнем Китайской культуры, являлось конфуцианство - философско-этическое учение, возникшее в VI веке до н.э. Основоположником его был мудрец Конфу­ций (551 -479 г.г. до н.э.). Конфуцианство утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом. Каждый член об­щества должен занимать предопределенное ему изначально место. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому, до­стичь того, к чему сам стремится и не делать того, чего не же­лаешь себе. Эта этическая установка была позже сформул­рована в и получила название золотого правила нрав­ственности .

Конфуций отождествлял общество с государством. Госу­дарство понималось Конфуцием, как большая семья, в кото­ром государь (император) — это «Сын Неба» , и «Отец и Мать народа» . В подобном государстве господствовали строгие , а не правовые механизмы. Долгое время кон­фуцианство выполняло в Китае функцию государственной идеологии .

Другим важнейшим направлением китайской филосо­фии, являлся даосизм (основоположник Лао-Цзы VI век до н.э.). Центральным понятием даосизма было провозглашено «дао» - путь. С точки зрения даосизма все в мире находится в движении, в изменении, в пути, все непостоянно и конечно. Необходимо следовать установленному миропорядку, соот­ветствующему дао. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо выполнять особые упражнения, напоминающие йогу.

Китайцы долгое время придерживались веры в свою ис­ключительность и все другие народы до середины XVIII века считали варварами.

Китайская цивилизация древнейшая из цивилизаций. Уже в X веке до н.э. это была высокоразвитая культура. Китай по­дарил миру иероглифическую письменность, шелк, бумагу, фосфор, компас, плуг, порох, двигатель. Всему миру известны достижения китайской медицины, астрономии, математики.

В Китае не существовало понятия о Боге . Мир не создает­ся Богом, он раскрывается из собственной скрытой основы, как из бутона цветка.

В китайской культуре не было понятия духа и тела, идеи материи . Мир воспринимался нерасчлененным на дух и ма­терию. Человек равен космическим силам Неба и занимает во вселенной центральное место. Подход к любому явлению жизни, начинается, прежде всего, с понятий нравственности (конфуцианство).

Среди категорий китайской культуры самое важное ЦИ . Оно не переводится на русский язык. Понимается примерно так: подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода в пар, так и ЦИ, сгущаясь, становится веществом, истончаясь духом. Все, что есть в мире - это ЦИ, кроме ЦИ ничего нет. ЦИ изначальный дух в первозданной природе. Камень тоже содержит зачатки одухотворенности. ЦИ под­вижно, как все в мире. Вот гора. Она гора, когда возникла, но со временем постареет, рассыплется ветром, станет песком, а рано или поздно из песка возникнет новая гора. Итак, ЦИ - это жизненная энергия, наполняющая мир.

Китайское мышление отличалось от причинно-следствен­ного, свойственного европейцам. Например, что общего меж­ду металлом, Западом, белым цветом, легким и справедливос­тью. Европеец не увидит здесь связи. Китайцу все ясно: пер­воэлементом во всем этом, является металл.

В основе мышления такого типа лежит теория симпатии . Положительная сфера бытия - Ян , отрицательная - Инь . По­добное взаимодействует с подобным. «Не можешь ты цветка сорвать, чтобы звезды не потревожить», - сказал китайский поэт.

Китайская культура оптимистична . Космос гармоничен, упорядочен, полон жизни и энергии. Небо - это мужское нача­ло, полное заряда Ян. Земля, как противоположность небу - женское начало Инь. Почва знаменует гармонию Ян и Инь.

Пространство : на востоке господствует молодая положи­тельная сила (дерево), обретшая зрелость на юге. Юг - огонь, Запад - металл, Север - вода. Север воспринимался китай­цами, как царство холода и мрака, откуда совершают набеги дикие кочевники. Юг - источник светлой и горячей силы Ян. Это отразилось на планировании китайских городов: они воз­водились строго по квадрату с главными воротами на юге. Ли­цом к югу восседал на троне император. Сначала китайцы счи­тали небо круглым, а землю квадратной. Потом поняли, что небо - это пустота, в которой разлита жизненная сила ЦИ.

Представление о жизни и смерти : «Жизнь лишь плава­ние по течению, смерть лишь отдых в пути». Так представляли себе мир китайцы. Учений о бессмертии души в китайс­кой философии не было. Жизнь и смерть - две непремен­ные фазы единого процесса времени. Жизнь - благо, смерть зло и ее надо преодолеть. Одна из религий, даосизм, разраба­тывала способы продления жизни: особую сексуальную прак­тику, дыхательные упражнения, медитацию, гимнастику.

Искусство и литература: Китайская вселенная строится на красоте. Космос «узорчат», узор позже перешел в значение «письменный знак», письменность, «культура, выраженная в письменном знаке». Одно из главных понятий китайской куль­туры - понятие ВЭНЬ . ВЭНЬ - это космическое начало, вы­ражающее узорчатость, украшение во Вселенной. Шаман обя­зательно имел эту узорчатость-татуировку, как признак свя­щенности. ВЭНЬ - это проявление космоса в человеке. Под­нимая голову вверх, мудрец изучает созвездия. Опуская голо­ву вниз - постигает скрытый смысл звериных и птичьих сле­дов. Результатом этого вглядывания стало появление иерогли­фической письменности и культуры. Письменность, по мне­нию китайцев, несет в себе великое Дао - путь. Отсюда поис­тине благовейное отношение народа к письменному тексту. Занятие литературой - дело благородное и достойное. Но под настоящей литературой понимались не роман, а философс­кая проза.

Китайская живопись - это изображение не вещей, а идей, смыслов. Особое место занимает в ней одноцветные картины. Изображение наносится черной тушью на белую бумагу или слегка подкрашенный шелк. Художники стреми­лись передать идею пустотности, воздушной «безосновности» всего сущего. Установка в китайской живописи делалась на поиск гармонии и единства с космосом.

Религия: Конфуцианство вряд ли можно считать религи­ей. Это этико-политическое учение. Было много смешанных верований и культов. Это синкретичное верование, как дао­сизм. Религии Китая допускали существование разных веро­ваний. Не было монотеизма. Буддизм пришел в Китай из Ин­дии и трансформировался. Китаец мог исповедовать одновре­менно три религии : на работе быть конфуциантом, с друзьями и на лоне природы - даосом, наедине с собой буддистом (размышления о жизни и смерти).

Общественные ценности:

Вера в возможность создания морального общества, что требовало идеальных, высокоразвитых лидеров;

Семья - особый клан, прообраз государства. Человек, который правильно содержит свою семью, может управлять государством;

Идеал благородного мужа, чиновника, монарха.

Огромную роль в древнекитайской культуре играли бла­городство происхождения и наличие высокопоставленных предков.

Правящий слой рекрутировался с помощью экзаменов. Любой житель имел право пройти экзамен на знание конфу­цианских текстов и комментарий литературы и мог получить ту или иную ученую степень.

У простолюдина, успешно сдавшего даже низший уезд­ный экзамен на степень сюцая (расцветающий талант), резко менялась вся жизнь. Он освобождался от налогов, воинской и трудовой повинности, носил халат и головной убор учено­го. Так формировался слой управленцев (мандаринат - ман­дарины - от слова приказывать). Термины «чиновник» и «ин­теллектуал» в китайской культуре совпадали. Все это объяс­няет исключительную ценность образования.

Китайское образование носило отчетливо выраженный гуманитарный характер. Филология, философия, история считались почетными науками. Естественные науки носили прикладной характер. Торговля, бизнес, промыслы котиро­вались не очень высоко. Чиновники смотрели на купцов с презрением. Крестьяне - это «хороший» народ, торговцы - «дурной».

Семья: идеалом служила модель «пять поколений под од­ной крышей». Семья - это клан людей, находящихся в род­ственных отношениях. Главное, чтобы с детства и до смерти китаец чувствовал себя частью клана. Вне семьи он ничто.

Культ предков - часть национальной религии.

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:




Top