Особенности китайской живописи кратко. Особенности китайской живописи

Китай всегда манил своей чарующей красотой, завораживал способностью созерцать мир, видеть его красоту в мелочах. Культура и традиции этой восточной страны не раз являлись источниками вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. И неслучайно. У китайских мастеров есть чему поучиться.

Изобразительная традиция объединяет в себе живопись, графиграфку и каллиию

Традиционная китайская живопись или гохуа . Термин этот появился недавно. Тогда как сама традиция письма насчитывает не одну тысячу лет. Означает он буквально «живопись страны».

Процесс обучения китайской живописи можно было бы ограничить прочтением известного трактата «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» , в котором собраны мудрость и опыт величайших китайских мастеров. Но для истинного понимания китайской живописи простого прочтения этого произведения, к счастью, будет недостаточно.

Отличие китайской живописи от европейской

Изобразительная традиция объединяет в себе живопись, графику и каллиграфию . В этом и заключается главное отличие китайской живописи от европейской . Веками китайские мастера создавали свои шедевры на узкой полоске тонкой бумаги или шелке при помощи кисточки и туши. Такие картины никогда не обрамлялись в рамы, как европейские полотна. Они хранились в свитках и доставались только для того, чтобы продемонстрировать шедевры гостям или полюбоваться ими. Горизонтальные свитки предназначались для созерцания на столе, вертикальны — для вывешивания на стену.

Как понять китайскую живопись

Талант художников, непревзойденная техника исполнения, бережливое отношение к созданным работам, к традиции, труду художника, способность целого народа понимать и видеть то, что отразил на своем полотне мастер, из века в век формировали это уникальное явление в мировом искусстве.

Чтобы понять китайскую живопись , недостаточно просто уметь механически выводить плавные линии кисточкой. Нужно научиться видеть красоту окружающего мира, чувствовать ее. Обучение китайской живописи — процесс неспешный, пронизанный одухотворением и медитативным спокойствием. Полотна гохуа не рисуют, а пишут. Сюжет не рассматривают, а читают. Обратите внимание, что все истории, рассказанные художниками на этих полотнах, несут только позитивную искру.

  • горы и вода;
  • цветы и птицы;
  • портреты;
  • животные;
  • растения.

Стоит ли упоминать, что гохуа символична . Каждый сюжет наполнен глубоким смыслом и метафоричностью.

Курсы китайской живописи помогут вам раскрыть в себе не только творческий потенциал. Научиться радоваться мимолетным мгновениям, видеть красоту и поэзию в дуновении ветра, в цветущем саду, слышать музыку в журчании ручья. Именно философское восприятие бытия лучше всего настраивает на обучение китайской живописи , на понимание сюжетов и техник.

Гохуа не признает эскизов. Все рисунки пишутся сразу без черновых зарисовок и набросков. Даже бумага, традиционно используемая для таких работ, не позволит вам сделать рисунок карандашом, стереть и перерисовать. Сюаньчжоуская бумага очень хорошо впитывает тушь. Именно благодаря этому свойству до наших дней сохранились великолепные работы древних художников Китая.

И если вы хотите любоваться своими работами спустя несколько лет или десятилетий, то вам придется научиться управлять тушью и кисточкой так же изящно и ловко, как это делают китайские художники. И помогут вам в этом на курсах китайской живописи. Надо отметить, что кисти для китайской живописи , которые изготавливают по древней традиции, имеют не меньшее значение, чем рисовая бумага . А тушечницы , предназначенные для растирания палочек туши , сами являются произведениями искусства.

В китайской живописи ценность имеют не только талант художника и манера письма, но сами предметы и материалы, которыми пользуется мастер.

Введение

Изобразительное искусство зародилось в Китае еще в эпоху неолита (около 6 тыс. лет назад). Об этом свидетельствуют археологические раскопки около г. Сиань, где были найдены изделия с изображением человека, животных и растений того периода.

Обаяние китайской живописи - в глубине поэтического проникновения в жизнь природы. Это искусство повествует о смене времен года, дает зрителю возможность заглянуть в мир лесных чащ, приобщает его к вечным тайнам земли.

Актуальность темы обусловлена тем, что в наше время в людях пробуждается всё больший интерес к азиатской культуре. Китай - не исключение. Китайская живопись отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи.

Объект: китайское изобразительное искусство.

Предмет: примеры картин и описание техник письма.

Целью данной работы является выявление особенностей китайской живописи, интерпретация образов и символов, изучение стилистики картин на примере творчества Ци Байши.

Цель работы определяет следующие задачи:

1. На основе изученной литературы, выявить особенность китайской живописи;

2. На основе анализа литературы, рассмотреть понятие образа и символа в китайской литературе;

3. На основе анализа литературы, выделить особенности китайской живописи и отличия от европейского изобразительного искусства;

4. На основе анализа творчества художника Ци Байши выделить отличительные свойства китайского изобразительного искусства.

Поставленные в исследовании цели и задачи определили методы и приемы исследования . В данном исследовании совмещены несколько подходов к изучаемому явлению. В ходе написания первой главы применялись метод сопоставительного анализа, описательный и логико-понятийный методы. Для написания второй главы применялись метод компонентного анализа, а также приемы культурологического анализа.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Базой эмпирического материала послужили картины мастера живописи гохуа художника Ци Байши.

Особенности и разновидности китайской живописи

Основные приемы и отличительные черты китайской живописи

китайский живопись художественный ци байши

Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон. Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью 1 .

В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства.

В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе. В Китае для письма и рисунков всегда употребляют плитки первосортной, с чёрным лаковым блеском, туши, в приготовлении которой китайцы достигли большого совершенства. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают широкое разнообразие тонов. Благодаря размывам разбавленной туши, живописцы передают наитончайшие оттенки от густого чёрного до прозрачного бледно-серого. В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница-считались «четырьмя драгоценностями» [вэнь фан сы бао].

Для китайской живописи характерна многоточечная и рассеянная перспектива, лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета с выразительными и ритмичными контурами, а также плоскостная живопись без светотеневой лепки. Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых от зрителей линией горизонта. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы. Многоплановая перспектива китайской живописи позволяет художнику дать полный простор своему воображению и создать художественный мир, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства.

Реалистическое начало непосредственного наблюдения действительности сочетается в китайской живописи с рядом условных канонов. Её величавая простота и благородная строгость не исключают тонкости декоративных деталей.

Китайскую живопись также называют традиционной китайской живописью. Традиционная китайская живопись восходит к периоду неолита, около восьми тысяч лет назад. Найденная на раскопках цветная керамика с нарисованными животными, рыбой, оленями, и лягушками показывает, что в период неолита китайцы уже начали использовать кисти для рисования.

Живопись Китая – важная часть традиционно й китайской культуры и бесценное сокровище китайской нации, она имеет долгую историю и славные традиции в области мировых искусств.

Китайская живопись и китайская каллиграфия тесно связаны, потому что в обоих видах искусства используются линии. Китайцы превратили простые линии в высоко развитые формы искусства. Линиями рисуют не только контуры, но и для того, чтобы выразить концепцию художника и его чувства. Для различных предметов и целей используются разные линий.

Они могут быть прямыми или изогнутыми, твердыми или мягкими, толстыми или тонкими, бледными или темными, и краска может быть сухим или текущей. Использование линий и штрихов является одним из элементов, которые наделяют китайскую живопись своими уникальными качествами.

Традиционная китайская живопись представляет собой сочетание в одной картине несколько искусств – поэзии, каллиграфии, живописи, гравировки и печати. В древние времена большинство художников были поэтами и мастерами каллиграфии.

Для китайцев “Живопись в поэзии и поэзия в живописи” была одним из критериев прекрасных произведений искусства.

Надписи и оттиски печатей помогали объяснить идеи художника и его настроения, а также добавить декоративной красоты в живопись Китая.

В живописи Древнего Китая художники часто изображали сосны, бамбук и сливы. Когда к таким рисункам были сделаны надписи – “примерное поведение и благородство характера”, то растениям этим приписывались качества людей и они были призваны воплощать их. Все китайские искусства – поэзия, каллиграфия, живопись, гравюра и печать – дополняют и обогащают друг друга.

Стили китайской живописи

По средствам художественной выразительности, традиционную китайскую живопись можно разделить на сложный стиль живописи, либеральный стиль живописи, и сложно-либеральный. Сложный стиль – картина нарисована и окрашена аккуратно и упорядоченно, в сложном стиле живописи используется чрезвычайно изысканная манера письма для написания объектов.
Для сравнения, в либеральном стиле живописи используется свободное написание и краткие штрихи, чтобы описать внешний вид и дух объектов, и выразить ощущения художника. Рисуя в либеральном стиле живописи, художник обязан поставить кисть точно на бумагу, и каждый его удар должен быть искусным, чтобы суметь выразить дух картины. Сложно-либеральный стиль живописи представляет собой сочетание двух предыдущих стилей.

Мастера Китайской Живописи

(1863–1957) является одним из самых известных китайских художников современности. Он был универсальным художником, он писал стихи, занимался резьбой по камню, был каллиграфом, а также занимался живописью.

В течение долгих лет практики, Ци нашел свой особый, личный стиль. Он был в состоянии изобразить одну и ту же тему в любом стиле. Его работы отличаются тем, что на одной картине н мог сочетать несколько стилей и методов написания.

Своеобразие жизни китайского народа, климат и даже ландшафт способствовали формированию неповторимой образной системы в художественном искусстве Китая. Стиль китайской живописи формировался в тесном взаимодействии с каллиграфией. Сам процесс создания китайской картины был схож с написанием иероглифа. Художник пользовался теми же предметами и средствами выразительности, что и каллиграф, т.е. употреблял для работы тушь, кисть, бумагу и шелк, и строил композицию, состоящую, как и иероглиф, из условного набора штрихов, крючков, прямых линий и т.д.

Другой важной особенностью китайской живописи была наполненность символикой. Так, например, гармония вселенной определялась творческим взаимодействием двух сил - "инь" (женское начало) и "ян" (сильное мужское начало). Эта концепция "инь-ян" способствовала формированию образного мировосприятия Средневековья.

Ведущее место в живописи имеет природа, которая в Китае стала эталоном философского осмысления. Именно благодаря такому осмыслению, сформировалось художественное сознание китайского народа. Такая ценность природы обусловила в Китае возникновение самостоятельного жанра пейзажной живописи. Также можно отметить, что в живописи находили свое отражение идеалы буддизма и других религий. Но об этом подробнее в следующих главах. Пейзажной живописи отводилось главное место в художественной деятельности Китая. Именно здесь отражалось ощущение вечности и полной гармонии. Своеобразие художественного видения и философское осмысление пейзажа породили особый творческий метод, который стал традиционным для китайской пейзажной живописи многих столетий. Китайский художник создавал свою работу путем обобщения многовековых наблюдений, а не по зарисовкам с натуры. Живопись выражала единство мира, а точнее, единство представлений о нем.

Очень интересным может показаться то, как изображалась природа на картинах. На переднем плане в китайском пейзаже обычно размещены группы крупных предметов: скалы, деревья и пр. Эти детали служат некой масштабной единицей, с которой соотносятся все окружающие части пейзажа и расстояния. От этой группы художник определяет последующие планы либо водным пространством, либо туманной дымкой. Китайский художник воспринимает пейзаж как часть необъятного и просторного мира, как грандиозный космос, где человеческая личность - всего лишь ничтожная часть вселенной - она растворена в созерцании великого и непостижимого. Если говорить конкретно про пейзаж, он всегда фантастичен, несмотря на свою реальность. Показ деталей и фрагментов природы служил поводом для выражения универсальных философских идей. Главным образом эти качества присущи классическому типу традиционного пейзажа шань-шуй.

Китайская картина очень отличается от, например, западной даже по своему оформлению. Живописцы оформляют их в виде горизонтальных или вертикальных свитков. Ведь только таким образом они могли показать мир в его бесконечности и многообразии. Горизонтальные свитки развертывали перед зрителями эпизоды легенд и мифов, а вертикальные - давали возможность пейзажисту создать обобщенный образ природы. Горизонтальные свитки зачастую достигали в длину более десяти метров, поэтому их развертывали только для рассматривания и только по частям, соответствующим расстоянию между двумя вытянутыми перед собой руками, причем делали это справа налево, так, как они писались. Вертикальные же свитки вешались на стену, что позволяло зрителю разом охватить изображенные просторы.

В основном рисовали на шелке или бумаге. Оба этих материала легко вбирают в себя растертую на воде тушь и минеральные краски. Художник работает одной или несколькими кистями. Каждое положение кисти соответствует характеру линии: острой, ломкой, широкой, мягкой. Такая работа требует исключительной точности мастера, так как поправки в картинах дальневосточного стиля недопустимы. Сочетание линии и пятна с поверхностью шелка или бумаги составило один из секретов выразительности и богатства китайских картин-свитков. Они создают впечатление объема. В них также сочетались нюансировка и острые сильные штрихи, что помогало художникам передать ощущение трепетности и воздушности растений, состояние движения и пока в природе. А белая матовая поверхность свитка является важнейшим элементом в создании художественного образа, так как она трактовалась живописцами и как водная гладь, и как воздушная среда.

Еще одной и, пожалуй, самой главной особенностью китайской живописи эпохи Сун является ее идеологическая почва. Огромное влияние на формирование стиля китайской живописи оказали три сложившиеся в первом тысячелетии до н.э. - первых вв. н.э. философских учения - буддизм, даосизм и конфуцианство. Конфуцианство стремилось воспитать народ в духе уважения существующих порядков. Опираясь на культ предков, оно установило целую систему правил поведения в семье и обществе. Даосизм в отличие от конфуцианства сосредотачивал все внимание на законах вселенной, одним из которых является теория всеобщего закона вселенной - дао. Дао есть первопричина мира, некий путь природы, по которому должен следовать весь мир. Путь человека есть пусть достижения его единства с природой. Главной тенденцией средневекового искусства было постижение общих законов мира, поэтому китайские живописцы никогда не писали свои пейзажи с натуры. Буддизм, собственно, как и даосизм, проповедовал отрешение от мирских забот и сострадание к окружающим. Позже, выросшее из слияния с даосизмом учение буддийской секты Чань, образовало свое направление в живописи Китая.

Чтобы начать разговор о том, как чань-буддизм повлиял на китайскую живопись и образовал свое собственное течение в этой сфере, нужно разобраться, что же такое направление Чань и рассмотреть его основные постулаты.

Чань-буддизм - это школа китайского буддизма, которая сложилась в Китае в период V-VI вв. в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая. Наименование этой школы происходит от санскритского слова дхиана (сосредоточение, медитация), что указывает на йогическую ориентацию данного направления буддизма. В VII веке школа пережила раскол на северную и южную. Сторонники северной школы утверждали, что просветление - это закономерный результат длительных раздумий в условиях медитации. Южная же школа имела совершенно иной характер. Ее сторонники проповедовали учение о невозможности выразить истину человеческим языком, о бессилии слова и интеллектуальных усилий.

Любая школа чань-буддизма базируется на трех столпах:

Монастырские правила. Это особая дисциплина, которую каждый должен пройти для своего воспитания.

Медитация. Является одной из важнейших практик чань-буддизма, направлена на успокоение сознания, но базируется не только на этом. Человек должен шаг за шагом стирать со своего сознания все, что нанесено на него жизнью. Также он должен научиться отражать окружающий его мир.

Мудрость. Она достигается в результате всех вышеперечисленных практик. Мудрость как понимание себя в качестве соритмичного существа со всем миром. Здесь нет понятий "ты" и "я". Человек равноценен всему миру.

Чань-буддизм признавал 4 истины, которые предложил Будда. Первое - жизнь есть страдания; суть страдания заключается в привязанности к жизни; есть выход из страданий; этот выход заключается в пути Будды.

Как было указано в предыдущей главе, китайская живопись делилась на несколько направлений. К одному из этих направлений принадлежали художники-монахи секты Чань, творчество которых оказало активное влияние на китайскую живопись в период эпохи Сун.

Когда в Китае эпохи Сун начался период переосмысления живописи и восприятия природы в пейзаже, художники все большее внимание стали уделять единению человека с природой. Особенно это проявлялось в творчестве художников секты Чань. Особенностью их видения мироздания являлось то, что они видели природу и написание пейзажей неким путем, который способен привести к истине мира. Чаньцы были убеждены, что существует только один путь постичь истину - это созерцание, а именно, человеку необходимо слиться с окружающим миром и постичь свое единство с мирозданием. Картины чаньских художников полны спонтанности и загадочности, что связано с их особенными взглядами на живопись. Работы художников-монахов можно охарактеризовать небрежными и резкими. В своих картинах они стремились передать то, что не может открыться взору сразу. Художники Чань хотели передать глубокий смысл картины через какую-нибудь маленькую деталь, иначе говоря они старались выразить целое этой картины через ее малое. Так в картине известного чаньского художника Юй Цзяня "Горная деревня в тумане" мы не видим четких очертаний гор, ведь мастер изобразил их в виде густых пятен туши, которые словно выхватываются взглядом из густого тумана. Эта картина наполнена загадочностью, вызывает ощущение незаконченности, что как раз и может вызывать у зрителя чувство напряжения (Приложение 3).

Это еще раз подтверждает, что картины мастеров секты Чань написаны в свободной манере, все детали картины изображаются неясно, зыбко. В их работах присутствует недосказанность. Зрителю, для того, чтобы понять смысл картины, необходимо обострить свое эмоциональное восприятие, а именно, нужно попытаться включиться в процесс создания этой работы художником, внутренне переживая его эмоции. Как раз в неустойчивости деталей картины, чаньские живописцы выражали свое мироощущение.

Основным для чаньских художников было умение наполнить эмоциями удары туши. Может показаться, что такая манера письма картин весьма грубая и раскованная, но на самом деле, она требует большого мастерства и совершенства владения кистью и туши.

Художники секты Чань работали не только с пейзажем, так же то как они изображали птиц, животных, людей - все это было совершенно новым по своей выразительности. Чаньские живописцы старались передать не столько внешний облик, сколько символический смысл картины. Так, например, картина Му Ци "Птица на старой сосне" (Приложение 4) несет в себе глубокое эмоциональное состояние печали и тоски. Обратим внимание на работы знаменитого художника Бада Шеньжэня (настоящее имя Чжу Да), которого считали полностью сумасшедшим. Он часто изображал людей, похожими на птиц, и птиц, похожих на людей (Приложение 5). Этим самым он показывал, что человек есть затерянный в великом природном пространстве. Есть лишь одна вещь, которая не теряется, которая сохраняется даже после ухода физического тела - это чистота и сознание человека. За нагромождением есть чистота и покой, есть свобода выражения и свобода творчества.

Художники секты чань считали, что мир - это лишь след мудрецов, который ускользает от нас. Горы и воды и есть наше сознание. Основной задачей зрителя является лишь суметь прозреть истинность чань-буддизма сквозь густой туман. Кстати, на некоторых картинах, где изображены горы и воды, можно заметить и другие мелкие детали, такие как, например, небольшие беседки. Но здесь они не играют отдельной роли, они не важны, важно общее созерцание темы мира. Живописцы секты чань вообще оппозиционно относились к детальному изучению натуры.

Пейзажи в основном изображались в черно-белых цветах, чтобы не отвлекать зрителя от понятия мира. Именно пейзаж являлся неким средством выражения мистических идей секты чань. Монахи опирались на совершенство мудрости, которая воспринимает все таким, каким оно есть на самом деле. Эта мудрость сосредоточена в мантре "Сутра сердца" или как ее еще называют - махамантре. Она является главной сутрой буддийской школы и призывает к просветлению, а дословно - перейти на другой берег реки человеческих страданий. Этот буддистский образ перехода на другой берег реки страданий стал основой для чаньской пейзажной живописи с реками и лодками.

Склонность живописцев чань к изображению минимума деталей в своих работах, их философия возвращения к пустоте повлияла на дальнейшее творчество художников этой секты. В более поздний период Южной Сун картины опустели еще больше. Эту пустоту и безграничное пространство можно увидеть в работах таких мастеров, как Ми Фу, Лян Кай и др. (Приложение 6).

Расцвет чаньской пейзажной живописи пришелся на период династии Южная Сун, в XI-XIII вв. она пережила в Китае свой золотой век, который закончился падением династии под напором монголов. Но традиции чаньского пейзажа не исчезли из китайской живописи. Они возродились спустя почти 200 лет после падения Сун.

Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков Традиционного Китая. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин - свитки. Этот вид живописи получил свое развитие в IV-VI вв.

Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные свитки , достигавшие в длину 3 м, обязательно обрамляли тканями нескольких цветов. Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе. Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину - 10-15 м. Их смотрели, постепенно разворачивая, как любой рукописный текст, - сверху вниз и справа налево. Созерцание свитка было целым ритуалом. Свитки не были постоянным украшением помещений, поскольку их нельзя держать постоянно натянутыми (они от этого портятся). Хранились свитки в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях несколько раз в год. Горизонтальные свитки нужно было рассматривать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи.

Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь. Но уже в VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь. Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность. Определенного впечатления глубины и дали в картине художники добивались посредством передачи воздушной среды, или дымки тумана, а также членением композиции на ряд планов. Тогда же сложились и разные манеры письма: одна - тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины, другая - свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.

Наиболее полно и ярко художественная культура Китая проявила себя во время существования двух крупных государств - Тан (618-907) и Сун (960-1279), культурные достижения которых оказались наиболее значимыми. Художественная жизнь Китая в эти столетия пережила высокий взлет.

Из всех видов художественного творчества самым важным китайцы считали живопись. И это не было заблуждением или данью моде. Именно живопись прославила искусство той поры и донесла до нас поэтический образ красоты природы, который высоко ценился многими поколениями китайцев. Живопись периодов Тан и Сун охватила многие явления жизни. Как никогда приблизилась тогда живопись к поэзии. И хотя выразительные средства этих искусств были различными, язык поэтов и художников стал почти единым. Картины не мыслились без стихотворной подписи на полотне или свитке, а через стихи рождались зримые, живописные образы.

К сунскому периоду относится созданный придворным художником Чжан Цзо-дуань (1085-1145) пятиметровый свиток «По реке в день поминовения усопших», изображающий в мельчайших подробностях повседневную жизнь Кайфына в XII в. На свитке изображены 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 животных и 170 деревьев.

Живописное искусство той эпохи проявило себя в различных формах - в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах и т.д., но главным его видом оставалась все же свитковая живопись. Многометровые горизонтальные свитки служили своеобразной живописной книгой, куда художник мог вписать огромное множество впечатлений и деталей. При работе над такими свитками от художника требовалось особое умение передавать детали, просторы воды, громады гор. На различных исторических этапах излюбленной была то одна, то другая форма картины. В период Тан предпочтение отдавалось горизонтальным свиткам, в период Сун - вертикальным.

В период Тан происходит разделение живописи на жанры. Китайская эстетика выделяла 13 жанров живописи. Так появляются произведения на историкомифологические темы, парадный и частный портрет и бытовые сцены, жанр «цветы и птицы» (можно сравнить с европейским натюрмортом), а также пейзаж {«горы и воды»), имеющий несколько разновидностей.

Судя по всему, древнейшим жанром китайской живописи был портрет. Типологическими особенностями этого жанра является нарочитая бесстрастность лиц, заданность позы, наличие символических деталей, передающих не индивидуальность, а социальное положение человека. Бытовая живопись существует в двух главных разновидностях - изображения придворных и простонародных сцен.




Top