Особенности китайской живописи. Особенности и разновидности китайской живописи

Традиции китайской живописи в течение всей истории ее развития крепко связаны с графикой и каллиграфией, именно в этом виде искусства большое значение имеет такое средство художественной выразительности, как линия. Многие картины, написанные в традициях китайской живописи, выполняются в очень сдержанных цветах. Причина этого в том, что в старину мастера пользовались минеральными красками, изначально имеющими нежные тона.

Живопись в Китае, как и каллиграфия, пользовалась большим уважением и почетом среди людей всех классов, многие императоры и высокие сановники были прекрасными художниками. За многовековую историю Китая живописное искусство развивалось, художники различных поколений то отказывались от древних традиций, создавая новые школы изобразительного искусства, то опять возвращались к истокам. Китайская живопись ценится знатоками до сих пор, а современные технологии позволяют приобрести оригинальные произведения китайских художников в стране Восходящего Солнца без посредников.

Жанры китайской живописи

В живописи Китая есть несколько традиционных жанров, которые складывались веками, и до сих пор являются характерными для искусства этой страны. Одним из них является портретная живопись, люди на таких картинах писались в полный рост в окружении природных форм или объединенных какой-то сюжетной линией.

Смотреть на видео жанры и философия китайской живописи

Также в китайской живописи очень популярным до сих пор является жанр «цветы и птицы». На работах, выполненных в этом жанре, художники изображали прекрасных птиц и разнообразные растительные формы. В изображение каждого цветка или птицы мастером вкладывается определенный символический смысл, что делает толкование такого живописного произведения более глубоким и интересным. Еще один популярнейший жанр китайской живописи – анималистический, в нем китайские художники дошли до вершин мастерства при изображении животных в весьма своеобразном стиле. Также к этому жанру можно отнести живописные работы с птицей-фениксом и драконом.

Где можно купить китайскую живопись в интернете

Наиболее простой и удобный вариант приобрести китайские картины – заказать в интернет-магазине, который специализируется на поставке товаров этого вида из Китая. При желании купить китайскую живопись,

Гуляя по Запретному городу, мы сказали экскурсоводу, что хотели бы познакомиться с китайской живописью. Она отвела нас в павильон с картинами 11-20 веков. Было очень интересно увидеть вживую эти непривычные европейскому глазу полотна. Сказать, что китайская культура полностью отличается от европейской - это всё равно, что ничего не сказать. Европейские художники создавали рисунок, образы с помощью объёма и форм, цвета и светотени, а отличительной чертой китайской живописи является то, что образы создаются посредством линейного рисунка. Живопись и каллиграфия очень близки. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. И художники, и каллиграфы используют одни и те же материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна и тушь. Для работы с цветом используют полихромы, золотое правило, которых - тушь не должна преграждать путь цвету, а цвет не должен преграждать путь туши.

Го Си. "Начало весны в горах" Свиток. Тушь. 11 век.


Му Ци. "Обезьяна с детёнышами". Тушь. 13 век.

Отличительные черты:

Многоточечная и рассеянная перспектива, которая в отличие от фокусной даёт возможность создать художественную картину мира, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства;

Лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета;

Выразительные, ритмичные контуры;

Плоский, линейный рисунок, без светотени;

Основной идейный принцип заключается в стремлении передать в живописи настроение художника, дух всего живого, сущность, а не внешнее натуралистическое сходство.

Вместо подписи китайские художники оставляли на картине пометку личной печатью.

Лу Чжи. 1496-1576.

Коротко расскажу о жанрах, хотя, конечно, каждый из них заслуживает целой статьи.

Пейзаж "горы и воды". Природа рассматривалась как место спасения от гнёта общества и уединения от мирской суеты. Художник старался передать лирическое настроение, призывал к гармонии и единению с ней. Миниатюрность человеческих фигурок на фоне грандиозных ландшафтов должна была вызвать мысли о величии вселенной, в которой человек лишь песчинка, её часть. В этом, кстати, состоит ещё одно отличие китайской живописи от европейской, где человеку уделялось главное внимание.

Живопись "цветов и птиц". Здесь большое значение имеют символы.

Портрет. Этот жанр играет не самую значительную роль. Здесь можно выделить два направления:
1) Конфуцианская традиция социально-этической значимости человека. Художники данного направления изображали мемориальные портреты исторических и государственных деятелей, высоких сановников, членов их семей и придворных красавиц. Они работали в основном в цвете, в детальной, скурпулёзной манере.
2) Второе направление опиралось на даосско-будийскую философию ценности личности человека, и поэтому художники стремились раскрыть неповторимые черты характера. Они создавали образы поэтов, отшельников, святых. Преимущество отдавалось рисованию тушью в свободной эскизной манере.

Анималистический жанр, в котором важно понимать смысл иносказаний.

Излюбленные символы:

Деревья (ива - символ утончённой женской красоты, сосна - сдержанность и стойкость, бамбук - символ человеческого характера, высоких моральных качеств)

Цветы (хризантема - символ возвышенного одиночества, скромности и целомудрия, множество цветов - символ расцвета китайского искусства, лотос - символ внутренней чистоты)

Рыбы, птицы, животные (сорока - символ чистой совести, голубь - символ мира, две рыбки, селезень с уткой, две бабочки - символ супружеского счастья)

Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков Традиционного Китая. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин - свитки. Этот вид живописи получил свое развитие в IV-VI вв.

Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные свитки , достигавшие в длину 3 м, обязательно обрамляли тканями нескольких цветов. Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе. Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину - 10-15 м. Их смотрели, постепенно разворачивая, как любой рукописный текст, - сверху вниз и справа налево. Созерцание свитка было целым ритуалом. Свитки не были постоянным украшением помещений, поскольку их нельзя держать постоянно натянутыми (они от этого портятся). Хранились свитки в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях несколько раз в год. Горизонтальные свитки нужно было рассматривать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи.

Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь. Но уже в VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь. Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность. Определенного впечатления глубины и дали в картине художники добивались посредством передачи воздушной среды, или дымки тумана, а также членением композиции на ряд планов. Тогда же сложились и разные манеры письма: одна - тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины, другая - свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.

Наиболее полно и ярко художественная культура Китая проявила себя во время существования двух крупных государств - Тан (618-907) и Сун (960-1279), культурные достижения которых оказались наиболее значимыми. Художественная жизнь Китая в эти столетия пережила высокий взлет.

Из всех видов художественного творчества самым важным китайцы считали живопись. И это не было заблуждением или данью моде. Именно живопись прославила искусство той поры и донесла до нас поэтический образ красоты природы, который высоко ценился многими поколениями китайцев. Живопись периодов Тан и Сун охватила многие явления жизни. Как никогда приблизилась тогда живопись к поэзии. И хотя выразительные средства этих искусств были различными, язык поэтов и художников стал почти единым. Картины не мыслились без стихотворной подписи на полотне или свитке, а через стихи рождались зримые, живописные образы.

К сунскому периоду относится созданный придворным художником Чжан Цзо-дуань (1085-1145) пятиметровый свиток «По реке в день поминовения усопших», изображающий в мельчайших подробностях повседневную жизнь Кайфына в XII в. На свитке изображены 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 животных и 170 деревьев.

Живописное искусство той эпохи проявило себя в различных формах - в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах и т.д., но главным его видом оставалась все же свитковая живопись. Многометровые горизонтальные свитки служили своеобразной живописной книгой, куда художник мог вписать огромное множество впечатлений и деталей. При работе над такими свитками от художника требовалось особое умение передавать детали, просторы воды, громады гор. На различных исторических этапах излюбленной была то одна, то другая форма картины. В период Тан предпочтение отдавалось горизонтальным свиткам, в период Сун - вертикальным.

В период Тан происходит разделение живописи на жанры. Китайская эстетика выделяла 13 жанров живописи. Так появляются произведения на историкомифологические темы, парадный и частный портрет и бытовые сцены, жанр «цветы и птицы» (можно сравнить с европейским натюрмортом), а также пейзаж {«горы и воды»), имеющий несколько разновидностей.

Судя по всему, древнейшим жанром китайской живописи был портрет. Типологическими особенностями этого жанра является нарочитая бесстрастность лиц, заданность позы, наличие символических деталей, передающих не индивидуальность, а социальное положение человека. Бытовая живопись существует в двух главных разновидностях - изображения придворных и простонародных сцен.

Разработка урока МХК

Тема: Особенности традиционной китайской живописи (9 класс)

Цель урока: создание у учащихся целостного образа традиционной китайской живописи.

  • - содействие выявлению особенностей (жанровых, видовых и стилистических) традиционной китайской живописи;
  • - содействие развитию эмоциональной сферы подростков, эстетического вкуса, творческих способностей, художественного чутья;
  • - содействие воспитанию толерантности, формированию межкультурной компетентности.

Оборудование к уроку: аудиозапись морин хур (смычковый инструмент), ПК, экран, проектор, презентация «Традиционная китайская живопись» (репродукции работ китайских художников, обязательно - работы Ван Вэя), заготовки таблицы на партах, бумага, тушь, кисточка.

Ход урока

Экспозиция (3 мин.)

Учитель входит в класс. Плавным кивком приветствует учащихся, исполняет лирическое произведение на морин хуре - народном инструменте народов Восточной Азии (Китай, Монглия). На доске записано стихотворение «Домик в бамбуковой роще»:

В бамбуковой роще

Я ночь коротаю свою,

И трогаю лютню,

И песню протяжно пою.

И людям неведом приют мой,

И только луна

В бамбуковой роще

Меня навещает одна.

На экране - медиа-презентация репродукций шедевров традиционной китайской живописи.

Завязка (3 минуты)

  • 1. Беседа :
    • - Что вы представили, читая эти строки, слушая музыку? (Ночь, одиночество и т.д.)
    • - Легко ли было представлять? (Да, легко. Потому что написано точно, поэт словно рисует картину.)
    • - Какое впечатление производят картины, репродукции которых вы посмотрели? (Спокойствия, умиротворения, созерцательности и т.д.)
    • - Да. Ощущение умиротворения, вселенской гармонии и тишины создают эти шедевры традиционной китайской живописи.
    • - В чем же секрет притягательности китайской живописи? (Здесь возможны ряд разных вопросов в зависимости от реакции детей. Главное - создать ситуацию осознания своего незнания )
  • 2. Формулирование и запись темы урока :
    • - Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. (Узнать особенности китайской живописи, выявить отличительные черты и т.д.). И тему (Традиционная китайская живопись, живопись на шелку и т.д.).
    • - Запишем тему урока (По выбору учащихся ).
    • - Так в чем же заключаются особенности традиционной китайской живописи? живопись китайская художественный эстетический
  • 3. Начальные понятия. Лекция (15-18минут)

Традиционное искусство Китая представляет собой оригинальный и целостный исторический тип, складывавшийся в течение веков из разных этнических источников. В 4 тыс. до н. э. в бассейне р. Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве. В столкновении с племенами южного происхождения возникло царство династии Ся, а затем цивилизация Шан (1765--1122 гг. до н. э.) с центром в г. Аньян. В конце 2 тыс. до н. э. "шанцы" были завоеваны племенами Чжоу. Объединение древних царств происходило при династиях Цинь (632--628 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. -- 220 г. н. э.). На стадиях формирования этнической общности китайцы благодаря природной восприимчивости легко впитывали достижения иных культур -- Месопотамии, Персии эпохи Сасанидов, буддийской Индии, азиатских кочевых народов, эллинизированных ближневосточных племен. В IV--VI вв. Китай оказался разделенным на Север и Юг. Античные авторы называли северные племена семрами (греч. serikon, лат. seres -- по названию вывозимых из этой страны шелковых тканей), а южные -- симнами (ср.-лат. sinae -- по названию династии правителей Цинь). На карте мира, изданной в конце XVI в. орденом иезуитов для просвещения китайцев, их страна помещена в середине (происхождение тюркского слова kytan -- "срединный" -- объясняют названием маньчжурской народности K"itan). Мифологическую географию Китая символизируют пять тигров. Самый главный -- желтый тигр -- император, он находится в середине мира и управляет четырьмя тиграми. красный тигр правит на юге (который помещается в верхней части карты), в его ведении лето и стихия огня. Черный тигр правит севером, повелевая зимой и стихией воды. Синий тигр -- востоком, управляет весной и растительным миром. Белый -- западом, повелевает осенью и стихией металлов. Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличаются от европейских. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков "длительности", а искусство -- эволюции. Художественные направления не следуют одно за другим, а "стили" и "школы" связаны не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами. В Китае " мы застаем необычайно устойчивый, до мелочей продуманный и эстетически переработанный быт, цельное и последовательное миросозерцание, сложный, но прочный сплав художественных стилей Стилистическое единство китайского искусства -- это результат не только глубокого проникновения китайских мастеров в природу вещей но прежде всего их искреннего и безупречного доверия к жизни во всем ее разнообразии" В то время как в западноевропейской цивилизации рождался рационализм, в ближневосточной -- мистицизм, в Центральной Азии формировалась особая культура следования течению жизни. В Китае мерой всех вещей оказался не человек, а природа, которая бесконечна и поэтому непознаваема. В искусстве происходило не отражение жизни, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На этой своеобразной основе осуществлялась "самотипизация" китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. В древних верованиях китайцев обожествлялись любые объекты природы: деревья, камни, ручьи, водопады. Религия считалась искусством жизни, а созерцательное мироощущение требовало полного и смиренного слияния с природой. Мудрецы Востока любят повторять, что если для деятельного европейца, обуреваемого идеей покорения природы и демонстрации силы, нет большего удовольствия, чем забраться на вершину высокой горы, то для китайца наибольшее счастье -- созерцать гору у ее подножия. Буддизм, распространявшийся в странах Юго-Восточной Азии с V в. до н. э., способствовал укреплению в Китае пантеистического мировоззрения. Поэтому центральное место в китайском искусстве занимает пейзаж -- изощренная техника рисования кистью и тушью гор, водопадов, растений. Традиционный жанр китайского пейзажа так и называется: шань-шуй ("горы-воды"). Гора (шань) олицетворяет Ян (светлый, активный принцип природы), вода (шуй) -- Инь (женственный, темный и пассивный). Философия китайской пейзажной живописи раскрывается во взаимодействии этих двух начал, которое передается взглядом на пейзаж сверху, с высокой точки зрения, чередованием планов: горных вершин, полос тумана, водопадов. Эстетика китайского пейзажа изложена в трактате живописца Го Си (ок. 1020 -- до 1100) "О высокой сути лесов и потоков". Объектом изображения в этом виде искусства является даже не сам пейзаж в европейском смысле этого слова, а неуловимо меняющееся состояние природы и переживание этого состояния человеком. Поэтому сам человек, даже если он изображается в пейзаже, никогда не занимает в нем главного места и выглядит маленькой фигуркой, сторонним наблюдателем. Настроение опоэтизированной реальности передается двумя манерами: гун-би ("тщательная кисть"), основанной на тончайшей графической проработке деталей и ясности линий, и се-и ("выражение мысли"), манере, отличающейся живописной свободой, размывами туши, которые создают ощущение "рассеянной перспективы", полос тумана и бесконечных далей. Пейзажи школы вэнь-жэнь-хуа ("живопись людей письменной культуры") дополнялись изысканной каллиграфией -- поэтическими и философскими надписями, прямо не раскрывающими содержание, но создающими "выражение мысли", а также тибами -- эпиграммами. Они пишутся поклонниками художника в разное время на свободных участках изображения. Символизм китайской живописи также отличается от европейского символизма, он раскрывается в опоэтизированной конкретности. Например, на пейзаже может быть надпись: "Весною озеро Сиху совсем не то, что в другие времена года". Подобное название трудно представить в европейской живописи.

В Китае увековечить себя означало не столько оставить о себе вещественный памятник, сколько прославить свое имя "записанным на бамбуке и шелке". Китайское искусство никогда не следовало интересам религии, философии или политики. Если религия и философия -- искусство жизни, то жизнь -- искусство. В учениях древних философов Лао-Цзы (кит., "Старый Учитель"; 604 г. до н. э. -- ?) и Конфуция (552--479 гг. до н. э.) утверждалось, что характер искусства не определяется материальными условиями жизни, а напротив -- художественное мироощущение учит труду, философии, морали и праву (отдельного понятия "художественность" в Китае не существовало, оно растворялось в жизни). По этой причине к традиционному китайскому искусству неприменима европейская категория морфологии искусства, разделение искусства на роды и виды, станковые и прикладные, изящные и технические, или художественные ремесла. В Китае, как и в традиционном искусстве Японии, все виды искусства -- одновременно станковые и прикладные, изобразительные и декоративные. Здесь совершенно неуместно латинское слово "декор" или наименование "китайское декоративное искусство". К примеру, в искусстве Китая вообще отсутствует станковая картина в раме -- одно из главных достижений европейских художников. Китайский мастер (живописец, график, каллиграф, поэт и философ одновременно) расписывает стены, шелковые свитки, бумажные ширмы и веера. Китайская традиция не знает разрыва между рациональным и экспрессивным, чувственным началом творчества, "идейным" и "безыдейным" искусством, реализмом и формализмом -- тех бед, которые несет с собой европейское возвеличивание человека. Поэтому в Китае не было отдельных художественных направлений -- Классицизма и Романтизма, борьбы идеологических движений. Существует традиция, основанная на вдумчивом созерцании природы, а стили живописи различаются не по амбициям художников, а по состоянию изображаемого пейзажа: "бегущий поток", "бамбуковый лист на ветру", "небеса, прояснившиеся после снегопада". Существовали стили "угловатой кисти" и "разбрызгивания туши". В теоретических трактатах говорится о восемнадцати видах контурных линий и шестнадцати видах мазков в изображении гор. Отстраненность личности художника определяет еще одну важную особенность традиционной китайской эстетики: мастер не размышляет о бренности своей жизни, а созерцает и эстетизирует бренность материальных вещей. Ценность приобретает незавершенная форма или патина времени, в сравнении с которой осмысляется символика "Восьми Бессмертных" и "Восьми драгоценностей". Любой обыденный предмет имеет символическое значение (такое отношение к вещам может быть только условно соотнесено с европейским понятием декоративности). Поэтому произведения китайского искусства нарядны и красочны, но не кажутся вычурными. В китайской литературе постоянны темы сна, сновидений и чудесных превращений, раскрывающих высший смысл простых вещей. Тело воспринимается не как материальная форма, оно -- продолжение мыслимого пространства. Поэтому, в частности, в китайском искусстве, даже в эротических картинках, отсутствует "обнаженная натура", эстетизация осязательной ценности формы. Символическое отношение к форме хорошо раскрывается в притче о китайском художнике, который в конце концов свел изображение дракона к одной-единственной черточке. Эзотеризм эстетики, философии и искусства жизни неизбежно вел страну к изоляции от внешнего мира. С III в. до н. э. Китай отгородился с севера Великой Китайской стеной, тогда же появилось название "внутренний Китай". В Пекине также имеется свой "внутренний", или "Запретный город". По географическому положению Китай -- не континентальная, а приморская страна. Имея в XIV--XV вв. военный флот, китайцы постепенно отказались от морских путешествий. Они стали ненужными. Поразительно, но изобретенный китайцами в X в. порох попал в расположенную рядом Японию только в XVII в. с помощью голландских мореплавателей! Такова судьба и многих других изобретений. Китай замкнулся в себе (в 1757 г. страна была официально закрыта для иностранцев) и со стороны казался в состоянии неподвижности. Поэтому периодизация китайского искусства также весьма своеобразна -- счет идет не по годам, а по царствующим династиям, причем их смена не означает поступательного развития. Главным достоинством в искусстве всегда считалось повторение работы старых мастеров, верность традиции. Поэтому иногда довольно трудно определить, скажем, сделана ли данная фарфоровая ваза в XII или в XVII в. Китайское искусство характерно и особым отношением к материалу, к его природным свойствам, тщательностью обработки и ясностью, чистотой технического приема. Эти качества свойственны самым ранним, архаичным ритуальным сосудам из бронзы зооморфного характера периодов Шан и Чжоу (2--1 тыс. до н. э.), но более всего -- китайскому фарфору. Первые образцы так называемого протофарфора относят к эпохе династии Хань (206 г. до н. э. -- 220 г. н. э.). Белый фарфор чистой и звонкой массы производили в период династии Тан (618--907). "Открытие" фарфора происходило постепенно, в течение столетий, но не случайно оно сделано китайцами. Технология его производства, помимо необходимых компонентов, требует идеальной чистоты, терпения и тщательной подготовки материалов. Фарфоровые изделия периода Сун (960--1279) отличаются пластичностью форм, глазурью белого или голубоватого оттенка либо цвета слоновой кости, иногда с узором краклэм или награвированным орнаментом типа сграффимто (рис. 388, 389). В период правления монгольской династии Юань (1279--1367) складывается классический стиль росписи фарфора синим кобальтом, получивший наибольшее распространение в эпоху Мин (1368--1644). Техника росписи фарфора основывается на многовековой традиции изощренного рисования и каллиграфии кистью и тушью по бумаге (также китайском изобретении). Особое отношение к материалу породило поэтические названия глазурей: "цвет луны", "голубой туман", "цвет неба после дождя", "павлинье перо", "цвет кожи желтой рыбы", "цвет только что родившейся мыши". В резьбе по дереву и изделиях из бронзы распространен геометрический орнамент, удивительно похожий на греческий меандр, мотив свастики (знак пожелания добра), спиральный орнамент -- так называемые китайские облака, волна, зигзаг -- лэй вэнь, знак молнии, символ благодатного дождя. Символом дождя, жизненно важного для земледельцев, был также дракон. Желтый дракон -- эмблема императора (девять драконов с пятью когтями на лапах можно было изображать только на императорском одеянии). Зелено-голубой дракон был символом императорской династии Хань. Птица феникс (так европейцы называли изображения фазана) -- знак пожелания силы, красоты и высшего блаженства. Каждый месяц года связывался с определенным цветком: хризантема -- символ осени, дикая слива -- зимы, пион -- весны, лотос -- лета. В самый жаркий месяц "человек с хорошим вкусом" будет наслаждаться у себя дома созерцанием "пейзажа с тенистыми рощами, в которых хорошо укрываться от жары", а изображения "высохших деревьев и бамбука среди камней" можно держать в комнате в любое время года. Китайцы изобрели шелковые ткани (самые ранние находки датируются концом 3 тыс. до н. э.). Вначале из шелка делали знамена и зонтики, их цвета служили знаками различия. Желтый полагался императору и императрице, лиловый -- членам императорской семьи, голубой -- высшим военным чинам, красный -- средним, черный -- чиновникам низшего ранга. С эпохи Тан получает развитие производство расписных и вышитых шелковых тканей. В правление маньчжурской династии Цин (1662--1796) создавали самые разные изделия, ставшие классическими для искусства Китая. Особенно славился фарфор периода правления императора Канси (K"ang Hsi, 1662--1722). В это время изготавливали бледно-зеленые селадоны, вазы с ярко-красной глазурью "бычья кровь" и искрящейся "фламбэ". Красочные росписи фарфоровых изделий названы европейцами "зеленым", "розовым" и "черным семейством". Изысканный декор изделий "розового семейства" именовали "парчовым стилем". К периоду Канси относят лучшие резные изделия из нефрита. Интересно, что, в отличие от цветного камня, дерева и фарфора, стекло в Китае практически не применялось. Наряду с резьбой по красному лаку в Китае делали мебель, шкатулки, пюпитры из "расписного лака" -- особой техники многослойного лакового покрытия деревянных изделий с росписью и междуслойной инкрустацией фольгой и перламутром. Эту технику заимствовали у китайцев японские и корейские мастера. До настоящего времени сохранилось искусство ажурных силуэтов из цветной бумаги и фольги. При изучении китайского искусства возникает ощущение, что его мастера наслаждались работой, придавая философский смысл решению самых сложных технических задач. К примеру, на грани разумного, с точки зрения европейца, находится работа над ажурной резьбой костяных шаров, вращающихся один внутри другого. На такую работу у мастеров уходили многие годы. Достаточно условно, удовлетворяя потребность в аналогиях с историей европейского искусства, эпоху Тан (VII--IX вв.) можно сравнить с ранним европейским Средневековьем, Сун (X--XIII вв.) назвать эпохой классического китайского искусства (позднее Средневековье). Эпоха Мин (XIV--XVII вв.), хронологически соотносимая с европейским Возрождением, более подходит под определение маньеризма и академизма. Китайские изделия всегда были интересны европейцам, они привлекали особой эстетикой, красотой материала и тщательностью его обработки. Китайский фарфор и шелк ценились на вес золота в буквальном смысле этого слова.

В период Модерна конца XIX -- начала XX в. европейские поэты-символисты обратили внимание на искусство Дальнего Востока. Они увидели в китайской живописи способность "зачаровывать предметы" и уводить от действительности "к снам наяву". Этим качеством китайское искусство соотносится с европейской романтической традицией, одним из выражений которой стало течение символизма "серебряного века". Ведь и стиль Ар Нуво начался с увлечения французских живописцев японской цветной гравюрой на дереве. А название китайского пейзажа "Вечерний звон далекого храма" соотносится с названиями картин дрезденских романтиков.

Разработка (Работа по группам)

Инструктаж по группам (4 мин.)

Ответы на этот вопрос мы будем искать по группам. Сформируйте, пожалуйста, 4 группы. Работаем 5 минут. Для каждой будет дано отдельное задание:

Группа 1. Выявление жанровых особенностей

Еще раз просмотрите репродукции. Попробуйте выявить, какие жанры существуют в китайской живописи. Вспомните, какие жанры вы знаете, сравните, попытайтесь заполнить таблицу.

Группа 2 и 3. Выявление видов и стилей живописи

Взгляните на репродукции, по какому признаку кроме жанра можно их сгруппировать? Постарайтесь выявить два разных признака: вид живописи и стиль. Затем каждая группа дает описание выявленной особенности.

Группа 4. Выявление единства живописи, поэзии и каллиграфии

  • - И еще одна особенность присуща китайской живописи в отличие от общеевропейской. Попробуйте выявить.
  • 2. Работа групп (5 мин.)
  • 3. Подведение итогов работы по группам (8 мин.)
  • - Итак, отведенное время истекло. Итак, в чем же заключаются особенности традиционной китайской живописи?
  • 1 группа:

Учитель должен помочь учащимся сформулировать вывод о жанровых особенностях живописи Китая, дать специфические названия жанров: «Горы и вода», «Цветы и птицы», «Парадный портрет».

  • 2 группа: Нами были выявлены два основных вида китайской живописи: цветная и черно-белая.
  • - Дайте наименование видов живописи, используя знания английского, возможно, латинского языков.

Учитель должен вывести учащихся на формулирование терминов «полихромная» и «монохромная» живопись.

  • 3 группа: Мы увидели, что одни работы написаны аккуратно, другие - небрежно. То есть существует 2 стиля китайской живописи (Дети по аналогии могут вывести термины, дать свои названия ).
  • - Совершенно верно. Это - два основных стиля. Один из них называется гун-би - прилежная кисть, а другой - сё-и - живопись идеи. Соотнесите название и полотна. (Гун-би - это аккуратные, тщательно проработанные картины, а сё-и - размашистые, ощущение, что писали быстро)
  • 4 группа: Мы нашли еще одну особенность: на всех картинах кроме изображения присутствуют надписи, возможно, это стихи.
  • - Единство живописи, поэзии и каллиграфии - еще одна особенность традиционной китайской живописи.

Кульминация (2 мин.)

Так в чем заключаются особенности традиционной китайской живописи? (Учащиеся обобщают, записывают особенности )

Развязка

Узнавание (предлагается 3-5 репродукций, последняя из которых работа Ван Вэя) (2 мин.)

  • - Теперь, зная особенности, сможете ли вы определить полотна китайской традиционной живописи? (Да)
  • - Посмотрите на репродукции. Относятся ли работы к европейской или китайской живописи? Обоснуйте свой ответ.

Дети выполняют задание на узнавание. Работу Ван Вэя тоже легко узнают. - Да. Это работа знаменитого китайского художника, поэта и каллиграфа Ван Вэя. Именно о его творчестве писали: «Его поэзия исполнена картинности, а картины исполнены поэзии». Справедливо? (Да)

Творческая работа (15 мин.)

А теперь я предлагаю вам самим стать художниками и за 10 минут создать свой шедевр в традициях китайской живописи. Перед вами изобретения китайцев: бумага, тушь и кисточка. Попробуйте создать иллюстрацию к строкам Ван Вэя.

Дети рисуют. Учитель играет на морин-хуре.(На наш взгляд, здесь важно создать интимность творческого акта, не вмешиваться в творческий процесс. Если поставлена аудиозапись, то учитель тоже должен рисовать.) В завершении творческой работы экспресс-выставка работ, созерцание работ. Демонстрация полотна Ван Вэя к стихам, записанным на доске. Завершающее прочтение стихотворения.

Подведение итогов урока (3 мин.)

  • - Итак, в чем заключаются особенности традиционной китайской живописи?
  • - Достигли ли мы цели урока?
  • - Какой образ китайской живописи у вас сформировался?
  • - Домашняя работа (Последействие) - создайте свой живописный шедевр в традициях китайской живописи.

Список используемых сайтов

  • 1. Малявин В. Китай в XVI--XVII вв. Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. С. 5--6.
  • 2. Арапова Т. Китайские расписные эмали. М.: Искусство, 1988. С. 27.

Введение

Изобразительное искусство зародилось в Китае еще в эпоху неолита (около 6 тыс. лет назад). Об этом свидетельствуют археологические раскопки около г. Сиань, где были найдены изделия с изображением человека, животных и растений того периода.

Обаяние китайской живописи - в глубине поэтического проникновения в жизнь природы. Это искусство повествует о смене времен года, дает зрителю возможность заглянуть в мир лесных чащ, приобщает его к вечным тайнам земли.

Актуальность темы обусловлена тем, что в наше время в людях пробуждается всё больший интерес к азиатской культуре. Китай - не исключение. Китайская живопись отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи.

Объект: китайское изобразительное искусство.

Предмет: примеры картин и описание техник письма.

Целью данной работы является выявление особенностей китайской живописи, интерпретация образов и символов, изучение стилистики картин на примере творчества Ци Байши.

Цель работы определяет следующие задачи:

1. На основе изученной литературы, выявить особенность китайской живописи;

2. На основе анализа литературы, рассмотреть понятие образа и символа в китайской литературе;

3. На основе анализа литературы, выделить особенности китайской живописи и отличия от европейского изобразительного искусства;

4. На основе анализа творчества художника Ци Байши выделить отличительные свойства китайского изобразительного искусства.

Поставленные в исследовании цели и задачи определили методы и приемы исследования . В данном исследовании совмещены несколько подходов к изучаемому явлению. В ходе написания первой главы применялись метод сопоставительного анализа, описательный и логико-понятийный методы. Для написания второй главы применялись метод компонентного анализа, а также приемы культурологического анализа.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Базой эмпирического материала послужили картины мастера живописи гохуа художника Ци Байши.

Особенности и разновидности китайской живописи

Основные приемы и отличительные черты китайской живописи

китайский живопись художественный ци байши

Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон. Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью 1 .

В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства.

В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе. В Китае для письма и рисунков всегда употребляют плитки первосортной, с чёрным лаковым блеском, туши, в приготовлении которой китайцы достигли большого совершенства. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают широкое разнообразие тонов. Благодаря размывам разбавленной туши, живописцы передают наитончайшие оттенки от густого чёрного до прозрачного бледно-серого. В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница-считались «четырьмя драгоценностями» [вэнь фан сы бао].

Для китайской живописи характерна многоточечная и рассеянная перспектива, лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета с выразительными и ритмичными контурами, а также плоскостная живопись без светотеневой лепки. Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых от зрителей линией горизонта. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы. Многоплановая перспектива китайской живописи позволяет художнику дать полный простор своему воображению и создать художественный мир, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства.

Реалистическое начало непосредственного наблюдения действительности сочетается в китайской живописи с рядом условных канонов. Её величавая простота и благородная строгость не исключают тонкости декоративных деталей.




Top