Особенности национальной культуры моей малой родины. Проект "культура и традиции русского народа" проект на тему

Народные праздники моей малой родины

Гордиться славой своих предков

не только можно, но и должно,

не уважать опыт – есть постыдное малодушие.

Авторы : Гусельников Андрей, ученик 7А класса МОУ «Петуховская средняя школа №1» г. Петухово Курганской области

Домашний адрес: Курганская обл., г. Петухово, ул К. Либкнехта, 89а

Жолудева Ксения, ученица 7Б класса МОУ «Петуховская средняя школа №1» г. Петухово Курганской области

Домашний адрес: Курганская обл., 0.

Руководитель: Лидия Ивановна Гусельникова, учитель русского языка и литературы

Место работы: МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1» Курганская область, р. т.24-36

пустынях, и в народе носятся…

предания и предсказания, в которых

таятся истины, распечатываемые в будущем,

и нередко сбывается то, что кажется

нам несбыточным

У каждого народа есть свои обычаи, обряды, традиции. Они складываются веками, и отражают и уклад жизни, и любовь к труду, и чувство уважения к старшим. Очень многие праздники, обряды сегодня выпали из общей культуры русских городов, а большая часть вообще утеряна. Общаясь со сверстниками, нередко слышим удивление и даже какую-то легкую зависть от того, что они не знают историю своей малой родины, а мы, благодаря своим родственникам и односельчанам, ведаем то, что скрыто от глаз непосвященных…

Целью нашей работы явилось расширение знаний по истории родного края, истории нашего родного города Петухово, знакомство с обрядовыми праздниками.

Мы поставили перед собой следующие задачи :

1. Узнать историю родного города

2. Собрать сведения о различных праздниках города Петухова

В работе были использованы следующие методы:

· Поисковый

· Обобщение

· Фотосъемки

· Экскурсии

· Изучение теоретических источников

Место исследования: город Петухово Курганская область

Предмет исследования: рассказы жителей города, сценарии обрядовых праздников, архивные документы.

Продолжительность исследования: гг.

История родного города

Город Петухово. Почему именно так дали название этому городу?

Нет города такого, как наше Петухово!

На всей большой планете такой у нас один!

Кто здесь бывал однажды,

Тот понял, что не важно,

Совсем-совсем не важно

Быть городом большим!

На месте современного города Петухова в 1779 году было поселение Юдино.

Его основателем является Павел Федорович Юдин. В 1775 году он был судим. По решению суда его выслали на место жительства в Сибирь. Павлу было разрешено остаться на поселении. За хорошую работу ему дали надел 10 десятин леса. Землю отвели на границе между селами Теплодубровное и Петухово. Вскоре к Юдину приехала жена.

Осенью 1779 года Юдины перешли в новый дом. Это был первый дом поселения, ставшей впоследствии деревней Юдино. Дальнейший рост деревни Юдино был вызван строительством Сибирской железной дороги. Дорога была запроектирована рядом с селом Петухово, жители села попросили, чтобы дорогу отнесли к Юдино, то есть на границу земельных угодий этих сел. Они боялись, что паровозы будут пугать скотину. Так железная дорога вопреки проекту перешла от села Петухово к селу Юдино. Но название станции инженер-строитель, немец по национальности, оставил прежнее – по селу Петухово.

Итак, выгодное положение позволило Юдино из маленькой деревни превратиться в торговый центр Петуховской волости. Два раза в год здесь проводились ярмарки, торжки. Поэтому не случайно центром нашего района стало село Юдино. Только районному центру дали такое же название, как у станции, т. е., Петухово.

Петуховский район был образован в 1924 году решением Пленума Ишимского исполнительного комитета. Район самый восточный в области. С 1943 года входит в состав Курганской области. Граничит с Казахстаном, Тюменской областью , Макушинским и Частоозерским райономи Курганской области. Районным центром является город Петухово, преобразованный Постановлением Верховного Совета РСФСР 16 марта 1944 года из рабочего посёлка Юдино.

Богата и красива петуховская земля. Основные вехи развития нашей малой родины – края березовых колков, бескрайних полей, живописных голубых озер с жемчужиной Зауралья – озером Медвежье. Его протяженность более 6 км., оно широко известно в России за свои удивительные целебные свойства. Богата событиями, зачастую драматическими, история становления района. И за каждым событием стоят люди – наши земляки.

Народные праздники малой родины

Рождество

Ни один праздник, кроме Пасхи, не отмечается церковью с таким торжеством, как Рождество Христово. Празднуется Русской Православной церковью 7 января по новому стилю.

Этот праздник у нас на селе издавна принято отмечать обильным застольем. Традиционным блюдом являются сырники и жареный гусь (бабушки по-особенному готовят гуся, с приправами и обязательно в русской печке).

Разговенье происходит утром 7 января, когда заканчивалась Церковная служба, которая на Рождество совершается ночью. После разговенья начинают ходить по домам родственников и соседей с колядками, в которых прославляют родившегося Христа Спасителя. Вот одна из них:

Маленький хлопчик принес Христу снопик

Снопик развалился. Рай отварился

В Раю пташки летают, Христа прославляют

Братья серебро делили

А я злата, серебра не желаю

И хозяина с хозяйкой

С праздником поздравляю!

с. Новоильинка. Петуховского района

Колядование и славление Христа совершают в первые три дня от Рождества Христова, преимущественно в первый день, т. е. 7-го января. А на протяжении всех Святок (с 7 по 18 января от Рождества до Крещения) ходят друг к другу в гости и радостно празднуют пришествие в мир Христа Спасителя.

В рождественский сочельник все постились до позднего вечера, до появления звезды. А затем гадают. Гадания могут быть разными: на жениха или невесту, на будущее, на деток малых и даже на тещу!..

Вот, например, бросит девушка валенок через забор, а потом смотрит: куда носок укажет – там и суженый живет. Или постучать три раза по столу деревянной ложкой и послушать…где собака залает, там и твой жених живёт.

Утром 7 января бегают ребятишки (да и взрослые порой) из дома в дом, звезду носят, хозяев поздравляют и песенки колядные поют.

Кто не даст пирога,

Сведем корову за рога

Не дадите ножку

Мы свинью об сошку

Маленький юльчик

Сел на стульчик

В трубочку играю

Христа прославляю

Хозяина с хозяйкой

С праздником поздравляю

С Христовым Рождеством!

Подайте пятак

Отцу на табак

Матери на кофе

Сестре на картофель.

Я маленький мальчик,

Сел на стаканчик,

Стаканчик хруп

Дайте мне руб.

А если не угостили колядильщиков, вечером, по темну они такое устроят! Дрова раскидают, лавочку утащат, ящики почтовые спрячут… В прошлом году телегу у одного хозяина на дорогу выволокли. Так самое удивительное – тележка для трактора, без колес и в 50 метрах от дороги стояла! И кто это сделал – не узнать! Только вот парни молодые улыбаются так загадочно… Но кто докажет?..

Крещение

Раз в крещенский вечерок

Во многих местностях России день Воскресенья Христова называется Великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресенье Христова солнце не заходит в продолжении свей святой недели. И день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням.

Велик праздник Рождества Христова, когда мы вспоминаем, что Бог так возлюбил нас грешных людей, что сам стал человеком, разделил с нами все трудности человеческой жизни и научил нас как надо жить.

Но на Пасху мы празднуем еще большее чудо, еще большую радость. Иисус Христос пострадал на кресте и умер как человек, но случилось чудо, он победил смерть. Он оказался сильнее смерти – воскрес и нам всем открыл путь к светлой жизни.

Пасха слово еврейское и значит «исход», «избавление», «освобождение».

Изначально Пасха праздновалась у нас на селе и до сих пор на кануне праздника в каждом доме пекут куличи, красят яйца, стряпают пасхальный пирог из творога и изюма. Ночью в домах горит свет, хозяйки не спят, тем самым, как бы хотят помочь Иисусу в его мучениях (рассказывают бабушки). Когда на селе была церковь, всю ночь шли Богослужения, а на заутрене вокруг церкви расставляли столы, жители приносили куличи, пасхи, яйца, для того чтобы поп освятил их.

После «всего» все шли на край села, где наблюдали как «играет» солнышко.

После; - когда люди «разговеются» после великого поста, выходят все, стар и млад на улицу, где устраивают соревнование. Загодя готовят круг (копают углубление в земле, посыпают золой, ровно разметают золу крылышком птицы).

Начинается игра с того, что нужно поставить на кон по 1 яйцу. Итак, игроки пускают по специальному лотку яйца (сколько игроков, столько и яиц). Затем в порядке очереди выбивают яйца, кому-то приходится выбить 2, кому не одного, но в этом и заключается игра (в умении правильно пустить яйцо по лотку). Побеждает тот, кто больше всех выбьет яиц. Случалось и такое, что приходили с 2 шт., а уходили с целой кепкой яиц, и наоборот.

Каждый год у нас отмечают Пасху, и каждый год проходит очень интересно этот замечательный, светлый праздник особенно для детворы, хотя в игре (катание яиц) принимают участие все от мало до велика.

Троица

Этот христианский праздник отмечается 2 дня.

1. Троицкая родительская суббота

2. Воскресенье – день Святой Троицы.

В первый день все жители ходят на места погребения своих близких – поминальный день.

На второй день – также поминание и украшение дворов и мест погребения (кладбище) зелеными веточками березы. Это и есть особенность праздника.

В Троицын день у нас придерживаются следующим обычаям. Пускают венки на воду (гадание заключается в том, что если венок прибьет к берегу, то можно ждать, что в том краю молодая девушка родит ребенка, не выйдя замуж). А еще просто на просто узнают свою судьбу.

Праздничные гуляния в Троицын день обязательно проходят в лесу, на берегу озера, почти все село празднует самый оживленный народный праздник.

Народный праздник Ивана Купалы

Есть у русского народа праздники с языческих времен – Масленица, Купала. Последний совпал с церковным праздником Рождества Иоана Предтечи и стал называться днем Ивана Купалы. Этот праздник посвящен солнцу и связан с древнейшими культами славян – огня и воды. Поэтому в этот день обливают друг друга водой и разводят костры. На Ивану Купалу собирают лечебные растения – в это время они полны особой силы.

У нас на селе этот праздник проходит очень весело. Ребятишки с утра до ночи обливают не только себя, но и взрослых, и никогда никто не обижается на проказы ребятишек. Праздник есть праздник!!! Вечером за деревней на берегу озера собирается много народа, и разводят костры. Ну а у костра, как всегда, - это и игры, и песни, и пляски.

Отмечают этот праздник 7 июля (по старому стилю этот день приходится на 23 июня), в день летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, делает первый поворот на зиму:

Не найти длиннее

Дня, чем перед нею.

Не сыскать короче

Этой летней ночи…

(Сергей Белорусец).

Праздник этот славяне связывают с богом солнца – ведь приходится он на день «солнцеворота», на самую середину года, а также этот праздник впадает в христианский праздник Рождества.

Не смотря на многовековую давность, купальские празднества не вполне утратили своё первоначальное значение, из веры они перешли в круг простонародных суеверий, обрядов – в обычаи, во многих случаях они стали забавою для сельской молодёжи. По словам старейших жителей села Ефименко Александры Ивановны, Калининой Анны Никитичны , основные обряды праздника совершались в ночь на Ивана Купалу. Ночь эта считалась волшебной, спать в эту ночь не полагалось, потому что оживает вся нечисть – ведьмы, оборотни, русалки. Чтобы защититься от них, нужно было в самых уязвимых местах дома разбросать волшебные травы. Самой лучшей, защитной являлась крапива и осина. Считалось, что любая трава, сорванная в эту ночь, является целебной, надо отметить, что сам праздник – это время буйного цветения всей растительности. Ещё этот праздник величают «травником». Собирали не только лечебные, целебные травы, но и травы для гаданий. Особым уважением, как бы символом был цветок Иван – да – Марья.

Иван да Марья на горе купались

Где Иван купался – берег колыхался,

Где Марья купалась – трава расстилалась…

Из воспоминаний жительницы села Тябутовой Екатерины Семёновны, мы узнаём, что в канун праздника Иван Купала, ходили в лес, на поляны для сбора полезных трав, плели – завивали венки. В поход в лес приглашали тех, кто знал травы, по обычаю прежде, чем пойти в лес, делали остановку у последнего двора, где был колодец, умывались, пили, тоже могли делать и на обратном пути. Когда возвращались уже с травами, обязательно дарили их знакомым и родственникам, иногда хозяева разрешали заходить во двор и уложить траву на огуречные гряды. Взамен дарёной травы просили дров, которые использовали для разведения «купальских костров». Бывало и так, радушные хозяйки встречали прямо у двора с накрытыми столами, с блинами и квасом – обязательно. На краю села всегда наряжали «купальское дерево».

Со слов Игнатовой Анны Демидовны, в лесу в этот день делали веники не только березовые и травяные, но и с других пород лиственных деревьев. «Вечером бежим на речку варить кашу, захватываем молока, крупы, соли, сахара, приходим на берег, разжигаем костёр. В костёр бросаем одежду тяжело больных с поверьем, чтобы прогнать всю хворь и болезни. Пока каша варится, мы пляшем, играем, водим хороводы. Праздник весёлый, поем много всяких песен, а потом едим кашу». Можно услышать и такие:

Ой, Купаленка, ночка маленька

Ходил Иван, в воду упал,

Марья купалась – сухая осталась

Или такую: Купалочка, где твоя дочка?

Как зовут?

Где живёт?

В садочке.

Что на ней?

Сорочка.

Или: Еще что кому до нас

Когда праздничек у нас

Завтра праздничек,

Иванов купальничек.

Вот что поведала о празднике жительница села : «Ребятня бяжат на берег с вёдрами, набирают мутной воде и начинают обливаться, полощутся, в грязи валяются, а потом бегут купаться. А вот старшие по утру собирают росу и умываются ей, чтоб не было никаких угрей, прыщей на лице, а в доме росой кропят стены и койки, чтоб не водились клопы и тараканы. А молодежь на кануне бегает по лесам, ищет папоротник - никому ещё не приходилось найти этот цветок, а говорят, цветёт он в полночь и рвать его надо одному».

«Именно в ночь на Ивана Купалу наблюдалось оживление всякой нечисти, как и вовремя зимних святок, считалось лучшем временем для гаданий. Гадали на травах, отыскивали, собирали в пучок, клали в изголовье, а утром – считали, если 12 трав в этом году замуж выйдешь.

Если роса обильная - на хороший урожай. А ещё стирали тряпочку и весили во дворе, если она за ночь высохнет, то лето будет теплое и хлеб уродится, а если замерзнет, то лето холодное. С Иванова дня можно было брать лесную ягоду. Если ночь на Иван Купала звёздная – к урожаю грибов. В Иванову ночь воровали лук – головку или перо, чтобы у себя вырос хороший лук. Гадали на венках, ходили смотреть венки в лесу, которые плели на кануне праздника, если не завял, то хорошее в жизни ожидай, а если повянет, то неприятность жди.

Венки с головы бросали на воду, приговаривали: «Суженый-ряженый, плыви по течению, где моя судьба». Прыгали через «купальный костёр» парами, взявшись за руки, если руки не расцепятся, то молодые остаются вместе. Делали оберёг от нечистой силы, верили в приметы, под калитку клали крапиву или полынь у пригонов (сарай для домашних животных) переворачивали вилы, косы, грабли». Обо всем этом нам поведал житель села .

Заключение

В наше трудное время много говорится о возрождении Отечества. Благородное это дело – восстановление культуры нашего народа, но те традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков, деформированы современностью. На Руси праздники всегда любили. Народ умел трудиться, умел и веселится.

Праздник всегда мыслился человеком одушевлённым и одухотворённым: он «заходил» и «уходил», его встречали и провожали.

Праздник и праздничный годовой цикл - это глубоко обоснованная народным сознанием система жизни человека в природе.

Пусть живут в наши дни добрые и светлые праздники прошлого, пусть принесут они радость в нашу жизнь!

Сравнивая, сопоставляя ход праздника, мы видим очень большую разницу, до наших дней дошли отдельные моменты. Само слово «праздник» воспринимается по-разному: в нашем представлении праздник - это остановка будничного течения дел, отдых и развлечения. А раньше его воспринимали так не потому, что «суетные дела спят», а потому что духовное чтили выше телесного.

Мы считаем, что с возрождением народных традиций, появляется интерес к прошлому, население с удовольствием приходит на такие мероприятия. Это особенно видно на празднике Ивана Купала. С большим интересом в празднике принимают участие и взрослые, и дети. Старшее поколение, как наставники, показывают, что необходимо сделать, чтобы праздник прошел интересно, по правилам. Эмоциональный настрой праздника, свидетелем которого мы были, останется надолго в нашей памяти. Поэтому мы считаем, что народные праздники несут в себе духовное и нравственное воспитание нового поколения.

Необходимо и уделять больше внимания народным праздникам, так как это настоящее время востребовано народом как никогда.

Список используемой литературы

1.Круглов, обрядовые песни. Изд-во Высшая школа, 1989.-стр. 219.

2.Круглый год. Изд-во Правда, 1991.- стр. 219.

3.Молодёжная эстрада № 5 1991.

4.Науменко, детское поэтическое творчество. Стр. 54.

5.Панкеев, И. Русские праздники. Изд-во Яуза, 1998.- стр.238.

6.Снегирев, простонародные праздники и суеверные обряды. – М.:

7. Советская Россия,1991.- стр. 38.

Экскурсия по теме « Традиции и обычаи родного края»

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – село или уютный дворик с качелями. Прекрасно имя моей Малой Родины – село Каменный Брод. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разлив реки Иловли. А самое главное - родной отчий дом, семья.

Наше село богато своей историей.

На территории Каменнобродского сельского поселения находится Белогорский Свято-Троицкий мужской монастырь, построенный в 1864 г.. Монастырь знаменит древними меловыми пещерами, многовековыми дубами, являющимися уникальным памятником природы Волгоградской области.

То место, где ты родился, - это не только природа и история, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих.

Сегодня, возрождая традиционную культуру, мы всё чаще обращаемся к своему древнему духовному наследию и самобытным праздникам нашего народа.

На Руси издавна праздновали Великую Троицу. Для православных верующих людей Троица означает единство Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. А вообще все - и верующие, и неверующие - на Троицу празднуют расцвет природы, начало лета, рождение лесных и водных сил природы.

В Ольховском районе также стало уже традиционным празднование Троицы в живописном уголке близ Каменнобродского монастыря, где устраивается гуляние с угощением. По живописной поляне через праздничные ворота, украшенные березовыми ветками, разноцветными лентами и русскими платками, в ярких красочных костюмах с песнями, пожеланиями добра и удачи проходят участники праздника: творческие коллективы Ольховского района, гости из разных уголков нашей православной России. Участники праздника могут полакомиться блюдами русской и украинской кухни. Сельские поселения радушно встречают гостей. Всех присутствующих угощают традиционным троицким блюдом - яичницей и квасом.

А вот выставка «Город Мастеров», представляющая изделия местных народных умельцев. Проводятся мастер-классы по бисероплетению, вязанию, вышиванию и изготовлению изделий из глины.

Перед зрителями предстают и русские народные обряды: «завивание березки», «кумовление». Возле берёзки водят хороводы, плетут из веток косички и завязывают цветные ленты. Девушки целуются сквозь ветви березы, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

Вечно дружиться.

Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь. Потом всех закружит веселый массовый хоровод. Под березою показывают свою удаль в играх, песнях, танцах. Когда гуляние заканчивается, березку «развивают».

Для России наше село – частица,

А для нас оно – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

Ольга Субботина
Ознакомление детей с культурой и традициями малой Родины

«Человеку никак нельзя жить без Родины , как нельзя жить без сердца».

javascript:addImage("message") К. Паустовский

Актуальность :

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков . Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Родина , Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы : мать и отец, родители , те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины . Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными , национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины . Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой родине , дать понять, что это их земля и страна – дать понять, что именно они преемники традиций родного края . Культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины .

Цель проекта :

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного , эмоционального опыта через приобщение детей к истории , традициям культуре родного города . Показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую родину » . Приобщать к истокам региональной культуры . Воспитывать чувство уважения к своей малой родине , ее природе, обычаям, традициям .

Задачи :

1. Дать знания детям о родном городе : история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

2. Формировать бережное отношение к культурным ценностям района , осознание их неповторимости и индивидуальности. Расширить знания детей о флоре и фауне Краснодарского края.

3. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

4. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей , желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

5. Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей , старшим поколением.

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Вид проекта : личностно-ориентированный

Участники проекта :

Воспитанники детского сада

Педагоги группы

Узкие специалисты ДОУ

Родители .

Срок реализации : долгосрочный - 2 года

Этапы реализации : Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой. Практический – реализация проекта. Итоговый – подведение результатов

Условия для реализации проекта :

Интерес детей и родителей

Методические разработки

Педагогический опыт

Предметно – развивающая среда

Инновации

Интеграция со специалистами детского сада

Методы (формы и приёмы работы) проекта :

1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

2. Совместные игры и творческие проекты;

3. Познавательно – игровые занятия ;

4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;

5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;

Ожидаемые результаты :

1. Дети будут знать свое имя, фамилию, свой адрес, название города, края, страны.

2. Знать историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты.

3. Называть и узнавать (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города Туапсе, 4- 5 улиц, площади.

4. Называть народные праздники, предметы быта края, декоративно-прикладное искусство края.

5. Знать и называть растения и животных края.

6. Выражать отношение к окружающей среде, участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды в городе.

7. Иметь представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи , детского сада.

8. Уметь заботиться о близких людях, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, уметь договориться со сверстниками.

Предполагаемый продукт :

1. Презентации в формате Microsoft Power Point проекта : «Родина моя - Туапсе » , «Достопримечательности Туапсе» , «Туапсе-город воинской славы» .

2. Знание стихов о родном Туапсе.

3. Посещение краеведческого музея.

4. Библиотечка произведений туапсинских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;

5. Методические материалы и дидактические пособия по краеведению : «Мы - из города Туапсе» , «Я шагаю по Туапсе» , «Собери картинку» , «Бабушкин сундучок» , «Сказки черного моря» , «Спортивный Туапсе» .

6. Выставка «Любимый город» (совместно с родителями ) .

7. Альбомы : «Достопримечательности моего города» , «Природа родного края» , «Прошлое и настоящее моего города» , «Профессии наших родителей » .

8. Словотворчество с родителями «Мое стихотворение о родном городе» .

9. Лепка, рисование по темам : «Животные, птицы и растения нашего края» .

10. Экскурсии и фото экскурсии по городу.

Литература

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера» , 1999.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Спб.: Детство Пресс, 2002.

3. Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования Педагогика. 1999.

4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.

5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, Мозаика - Синтез, 2012

6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Сфера, 2009

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России, Скрипторий, 2008

8. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране, Просвещение, 2009

9. Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2009

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Красота малой Родины в картинах кубанских художников» «Красота малой родины в картинах кубанских художников» НОД (интеграция областей «познание» и «художественно творческая деятельность». Программные.

Сценарий праздника малой Родины «Мой любимый город Бор» «Мой Любимы город Бор» Праздник малой Родины (Сценарий для старшей- подготовительной группы) (Звучит музыка, дети входят в зал и встают.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с традициями и культурой народов Поволжья Педагогический проект на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и культурой.

Конспект открытого занятия по знакомству с с культурой и традициями мордовского народа «День рождения Алдуни» Цель: познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа через мордовские народные и различные виды игр, разработанных с учетом.

Краткосрочный проект «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор» Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор». Участники проекта:дети подготовительной группы,.

Цель:Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать.

СЕНТЯБРЬ: 1. Беседа «Город чудный – город древний» Цель: Познакомить с архитектурой и древним зодчеством. Рассказать некоторые факты из.

Рабочая программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с наследием малой Родины» 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФГОС, Закон РФ. Цель: Приобщать.

Сценарий праздника малой Родины для детей и родителей старшей группы «Вы откуда? Мы из Георгиевска!» Цель: формирование любви к малой родине, к городу Георгиевск. Предварительная работа: беседа о родном городе Георгиевск; рассматривание.

Система воспитания патриотических чувств дошкольников в условиях малой Родины Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников.

Библиотека изображений:

МУ «Отдел образования Новошешминского муниципального района РТ»

Классный час на тему:

Моя малая Родина: обычаи и традиции

Подготовила:

Методист отдела образования

ИК Новошешминского муниципального района РТ

Халиуллина Наиля Саитовна

Классный час: Моя малая Родина: Обычаи и традиции

Цели :

1) Расширить знания детей об обычаях и традициях татарского народа.

2) Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью.

Оборудование:

    фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;

    выставка «Семейные реликвии»;

    фонограмм а песн и «Семейный альбом».

Ход мероприятия

1. Вступительное слово :

Добрый день, дорогие ученики, дорогие гости! - Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень важных вещах. У каждого человека есть своя малая родина, которую он призван беречь и хранить. Назовите свою малую Родину. Да , нашей малой Родиной является Татарстан. А что, по-вашему, значит любить Родину? Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции и праздники. Обычаи и праздники зародились давным – давно, они являются выражением эмоциональной жизни народов Татарстана. Татары очень уважительны к истории своего народа. Обычаи и праздники татар чтут и соблюдают по сей день. В народе есть такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».

Самые любимые татарские праздники знаете и вы.

Дорогие ученики! Уважаемые гости! Вспомните, в каких из них вам приходилось участвовать? (Сабантуй, На у руз). Многие из этих праздников родились ещё в древности - несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить… Потому что праздники - это праздники сердца, души народа. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года. А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются б ә йр ә м. Учёные считают, что это слово означает "весенняя красота", "весеннее торжество". Пожертвование и весеннее торжество - вот какой смысл у татарского праздника!

1 – ый ученик: Ураза гаете - Праздник по случаю завершения поста . Ураза-байрам отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан.

Придерживаются поста и взрослые и дети. С восхода до заката постующие не должны принимать пищу и воду. Во время поста нельзя употреблять спиртные напитки. После завершения поста празднуют Ураза гаете. Праздник начинается с проведения коллективной утренней молитвы - Гает намазы, в которой принимает участие все мужское население, в том числе и мальчики. Пока мужчины ходят на молитву, женщины дома готовят праздничный ужин, во время которого первыми за стол садились мужчины, а потом женщины, таким образом показывая свое уважение к представителям сильной половины.

2 –ый ученик: Курбан-байрам – обряд отдаривания перед умершими предками.

Через два месяца и десять дней после Ураза байрам проводится Курбан – байрам. Перед праздником, заранее, начинают откармливать жертвенного барана. В этот праздник на столе обязательно должно быть мясное. Мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Обряд проводится дома. Приглашают муллу, которого выбирают жители деревни. Он читает молитву, называя имя усопшего.

Кроме религиозных праздников, существовали и существуют любимые народные праздники и тради ци и

3-ий ученик: Очень ин тересен и дорог традиционный семейно-бытовой обряд - "исем кушу" . С рождением ребенка в каждом доме связаны самые радостные и светлые воспоминания. Этот семейный праздник выражает чувство радости и надежды в связи с появлением нового члена семьи. Имя ребёнку давали через несколько дней после рождения. Оставлять его без имени дольше считалось опасным, т. к. он мог заболеть.

Обряд наречения имени "исем кушу" проводется с приглашением муллы и почетных старцев - родственников и соседей. Младенца на подушке приносили к мулле, и он, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил имя новорождённого. Эта традиция является обязательной и в наши дни.

Если говорить про татарские праздники, то стоит упомянуть такой праздник, как С ө мбел ә .

4-ый ученик : Сөмбелә - Это татарский народный праздник труда. Его празднуют после того, как собрали урожай. Этот праздник имеет очень древний корень, еще давние предки праздновали его, радуясь, что закончились все полевые работы. В праздник С ө мбел ә люди отдыхали после длительных сложных работ на полях. Программа праздника достаточно простая – гуляния, песни, танцы, конкурсы, игры, угощения татарскими национальными блюдами. Планируется также выставка-ярмарка необычного урожая – дивной формы или очень больших размеров. Татары верят, что благодаря этому празднику воспитывается любовь к труду, к родине, к земле, к традициям и обрядам. С ө мбел ә - это показатель того, как народ трудиться на родной земле, любит ее и уважает. Он служит наглядным примером детям .

Одной из традиций татарского народа является "Каз ө м ә се" («Ощипывание гусей»).

5-ый ученик: Раньше татарская семья каждый год выращивала большое количество гусей - по 30-60 штук. Глубокой осенью необходимо было их обработать: ощипать, опалить, выпотрошить. Для того, чтобы выполнить такую тяжелую работу, хозяйка приглашала молодых девушек. Работу делали дружно, весело, с песнями и шутками. Хозяйка в это время готовила к столу гуся. Он подавался обычно с отварной картошкой и домашней лапшой. Готовились и другие блюда: б ә леш, п ә р ә м ә ч, ч ә к-ч ә к. Вечером в доме проходили посиделки - молодые парни приходили в дом, чтобы повеселиться, себя показать и девушек посмотреть. Парни приглашали девушек на танец. Вместе пели, играли в разные игры.

А сейчас мы хотим вам показат ь часть праздника Аулак өй” .

Аулак өй”- это молодёжные посиделки. Собираются девушки, вяжут, вышивают. К ним приходят юноши, просят впустить в дом, а в качестве выкупа исполняют песню, танцуют, отгадывают загадки.

У татарского народа есть праздник Нардуган. Обычно его начинают праздновать с 22 декабря по 7 января. Нардуган - это, те же Святки. В переводе Нардуган - это «рождения солнца». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка.

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза .

6 –ой ученик: Науруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия, который отмечается 21 марта. Слово «науруз» имеет персидские корни и означает «новый день». Праздник является точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю. В Татарстане Науруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами . В старину дети ходили по домам, рассказывали хозяевам стихи, а хозяева давали им угощения . В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой.

7 –ой ученик: В давние-давние времена, говорят, люди не знали, почему приходит весна. Они думали, что весну приносят на крыльях грачи. Поэтому в знак благодарности грачам они устраивали праздник "Карга боткасы" . Деревенские дети пели частушки, приглашая взрослых на праздник. Взрослые на берегу реки начинали варить кашу для всей деревни, пели песни, играли в разные игры, танцевали и шутили. В самом конце праздника все вместе ели кашу, не забывая оставить её и птицам. Когда люди уходили, грачи прилетали и клевали остатки каши.

8-ой ученик: Янг ыр теләү йоласы ( Обряд вызывания дождя) Этот обряд проводится в засушливые годы, спустя некоторое время после весеннего сева. Этот обряд обычно провод ят женщины. Собираясь в назначенный день в условленном месте, непременно вблизи источника воды, они, обращаясь к Аллаху, пели соответствующие суры Корана, к ни м прибавляли и свои пожелания - просьбы о дожде, о хорошем урожае. Ритуальным актом было обливание друг друга водой. Также варят кашу и угащают им детей.

- А теперь догадайтесь, о каком празднике идет речь. Это самый веселый и массовый праздник татарского народа... Да, да, это - сабантуй. ев уш ки и парн и, одетые в татарские национальные костюмы входят в кабинет созывая людей к празднику Сабантуй.

Сабантуй - это один из любимых праздников татарского народа. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.
Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева. Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Организуются праздничные игрища с состязаниями песнями и плясками. На этом празднике чествуют землепашцев, лучших тружеников, вручая им подарки. В своём мастерстве состязаются певцы, танцоры, чтецы .

Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - это, конечно же, национальная борьба курэш. Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.

Традиционные соревнования сабантуя:
- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».
- Бег в мешках.
- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.
- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.

Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.
- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.
- Скачки.

Сабантуй внесён в Золотой Фонд Культурного Наследия Человечества.

И сегодня татарские народные праздники продолжают хранить национальную самобытность и духовность татарского народа. Они укрепляют родственные и дружеские отношения, сплачивают людей: люди чувствуют себя в дни этого праздника одной семьёй. А это - счастье, когда люди считают себя одной семьёй. Вы согласны?

«Загляните в семейный альбом» (звучит песня «Семейный альбом»).

К нашему мероприятию мы подготовили семейные ал ь бомы , где представлены ваши семейные фотографии. Как вы думаете, с какой она связана традицией?

Да, нужно собирать и хранить семейные фотографии, потому что они надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в жизни.

«Загадки бабушкиного сундука»/.

- Что дом делает домом, не похожим на другие дома? (Вещи)

Человек живет, пользуется вещами, которые ему дороги. Некоторые вещи хранятся годами, даже десятилетиями, и которые позже становятся семейными реликвиями.

Мы сегодня много говорили о разных традициях. Как вы думаете, а для чего они нужны? Да, очень важно следовать традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.

В конкурсе «Семейный очаг» со своей проектной работой «Самая дружная семья» наша ученица Хусаинова Рамиза заняла 3 место. Мы эту работу хотим показать и вам. В этой проектной работе вы увидите какие же национальные традиции помнят и чтят наши семьи. А особенно многодетная и дружная сем ь я Хусаиновых.

А тепер ь Уважаемые гости мы с вами посетим краеведческий музей села Тубылгы Тау, г де вы познакомитесь с экспонатами, связанными с нашей татарской национальной культурой.

Завершая мароприятие, ёщё раз хочется сказать, что народ выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа и мы должны помнить об этом.

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

«Любовь к Отчизне начинаетсяс любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы сподрастающимпоколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории,культуре,народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В работес дошкольникамибольшое внимание уделяю воспитанию любви к истории и культуре малой Родины. Эту задачу считаю актуальной и важной.

Но прежде чем приступить к данной теме,прочла много исторических местных и воронежских очерков, книг по краеведению, художественной литературы. По-моему, Воронежский край - самое лучшее место России, а отбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен родной край.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Работая над данной темой, ставлю перед собой целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским традициям и промыслам Воронежского края;

– расширение представлений о родном посёлке;

– знакомство детей с символами г. Воронежа и пос. Каменка;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Воронежского края;

– формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи стараюсь решать во всех видах детской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности. Основнымиформамипатриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность.

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети младшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находитсядетский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, масложировой комбинат, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

Особая страница истории посёлка – годы Великой Отечественной войны. Каменская земля вырастила славных сыновей. Это Герои Советского Союза Рогозин Пётр Карпович и Захарченко Василий Петрович. Их славные имена носят поселковые школы. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

В детском саду создан мини-музей «Бабушкина избушка», гдедля ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность «пропитаться русским духом», приобщиться к культурному наследию своего народа.

В«Бабушкинойизбушке» можно найти стариннуюпрялку, чугунный утюг, крынку, каток и валёк, ухват и чугунок для приготовления каши и щей.

Этипредметы использую в непосредственно – образовательной деятельностипо ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица». Музей «Бабушкина избушка» постоянно пополняется. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного трудапедагогов, детей и родителей.

Считаю, наличиемини - музея в ДОУ одним из достоинств детского сада. Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу». В совместной образовательной деятельности рассказываю об одной из главных достопримечательностей нашего района – марковском роднике «Серебряные ключи», где вода считается целебной, излечивая от разных недугов. Воспитанники, затаив дыхание, слушают, когда рассказываю о ежегодном фестивале поэтического творчества «Воронцовая Русь», который проходит в нашем районе и на который съезжаются участники из разных уголков нашей необъятной Родины. Это -фестивальпоэтов-любителей, главным организатором которого был мастер поэтического слова, настоящий ценитель красоты, наш земляк, поэт А. И. Хильченко. Фестиваль проводится в период цветения редкого лугового цветка – воронца. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяю таким темам, как «Мой посёлок», «Воронеж - столица Черноземья», «Каменка – посёлок на пятидесятой параллели».

Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает у дошкольника патриотическиечувства не менее, чем героизм военного подвига, а родной посёлок может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками илучшими людьми. При ознакомлении детей с трудом взрослыхпоказываюобщественную значимостьтруда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина.

Важное место в патриотическомвоспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники подготовительной к школе группы побывали в районном краеведческом музее, где ознакомились с предметами культуры и быта нашего края, с историей посёлка, а также смогли и сами продемонстрировать достаточные знания.

В районной детской библиотеке дошкольники познакомились с известными сказителями воронежского края А.Н.Корольковой, А.Н.Афанасьевым.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. У него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Немаловажную роль в группе играет и развивающая предметно – пространственная среда, котораяпозволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края.

Считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Если не мы, то кто – же

Детям нашим поможет?

Россию любить и знать.




Top