Особенности развития русской литературы 1920 годов. Неоромантизм в комсомольской поэзии

После 1917 г. литературный процесс развивайся по трем противоположным и часто почти не пересекающимся направлениям.

Первую ветвь русской литературы XX в. составила советская литература - та, что создавалась в нашей стране, публиковалась и находила выход к читателю. С одной стороны, она показала выдающиеся эстетические явления, принципиально новые художественные формы, с другой - данная ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса. Новая власть стремилась утвердить единый взгляд на мир и па место человека в нем, что нарушало законы живой литературы, вот почему этап с 1917 г. по начало 1930-х гг. характеризуется борьбой двух противоположных тенденций. Во-первых, это тенденция многовариантного литературного развития, а отсюда - обилие в России в 1920-е гг. группировок, литературных объединений, салонов, групп, федераций как организационного выражения множественности различных эстетических ориентации. Во-вторых, стремление власти, выраженное в культурной политике партии привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Все партийно-государственные решения, посвященные литературе: резолюция ЦК РКП(б) "О Пролеткультах", принятая в декабре 1920 г., постановления от 1925 г. "О политике партии в области художественной литературы" и от 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" - были направлены на выполнение именно этой задачи. Советская власть стремилась культивировать одну линию в литературе, представленную эстетикой социалистического реализма, как она была обозначена в 1934 г., и не допускать эстетических альтернатив.

Вторая ветвь литературы рассматриваемого периода - литература диаспоры, русского рассеяния. В начале 1920-х гг. Россия познала явление, невиданное в таких масштабах ранее и ставшее национальной трагедией. Это была эмиграция в другие страны миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали - в изгнании, часто без средств к существованию, в чужой языковой и культурной среде - выдающиеся художественные явления.

Третью ветвь составила "потаенная" литература, созданная художниками, которые не имели возможности или принципиально не хотели публиковать свои произведения. В конце 1980-х гг., когда поток этой литературы хлынет на журнальные страницы, станет ясно, что каждое советское десятилетие богато рукописями, отложенными в стол, отвергнутыми издательствами. Так было с романами А. Платонова "Чевенгур" и "Котлован" в 1930-е гг., с поэмой А. Т. Твардовского "По праву памяти" в 1960-е, повестью "Собачье сердце" М. А. Булгакова в 1920-е. Бывало, что произведение заучивалось наизусть автором и его сподвижниками, как "Реквием" А. А. Ахматовой или поэма "Дороженька" А. И. Солженицына.

Формы литературной жизни в СССР

Полифония литературной жизни в 1920-е гг. на организационном уровне нашла выражение во множественности группировок. Среди них были группы, оставившие заметный след в истории литературы ("Серапионовы братья", "Перевал", ЛЕФ, РАПП), но были и однодневки, появившиеся, чтобы выкрикнуть свои манифесты и исчезнуть, например группа "ничевоков" ("Группа - три трупа" - иронизировал по этому поводу И. И. Маяковский). Это был период литературных споров и диспутов, вспыхивавших в литературно-артистических кафе Петрограда и Москвы в первые послереволюционные годы - время, которое сами современники в шутку назвали "кафейным периодом". В Политехническом музее устраивались публичные диспуты. Литература становилась своего рода реальностью, подлинной действительностью, а не бледным ее отражением, поэтому-то столь бескомпромиссно протекали споры о литературе: они были спорами о живой жизни, ее перспективах.

"Мы верим, - писал Лев Луни, теоретик группировки "Серапионовы братья", - что литературные химеры - особая реальность <...> Искусство реально, как сама жизнь. И. как сама жизнь, оно без цели и без смысла: существует, потому что не может не существовать".

"Серапионовы братья". Этот кружок сложился в феврале 1921 г. в Петроградском доме искусств. В него вошли Всеволод Иванов, Михаил Слонимский, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Лев Лунц, Николай Никитин, Константин Федин, поэты Елизавета Полонская и Николай Тихонов, критик Илья Груздев. Близки к "серапионам" были Евгений Замятин и Виктор Шкловский. Собираясь в комнате М. Л. Слонимского каждую субботу, "серапионы" защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы. Противоположные "серапионам" по эстетике и литературной тактике группировки настаивали на классовом подходе к литературе и искусству. Самой мощной литературной группировкой данного типа в 1920-е гг. была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).


Двадцатые годы являются переломным периодом. Польско-советская война (из-за террит РП), образование СССР(1921), вместо полит воен коммуниз НЭП, сталин генеральный секретарь(1922), смерть Ленина(1924), сворачив НЭПа(1927)-всё это влияет на ситуацию в литературе. Новая власть хотела нового искусства. Цель-литература должна была стать всеобщей. Необходимо привлечь писат на сторону сов власти. Это породило раскол рус лит: советская литература (рус лит России; русскоязычн лит других национальных республик), литература русского зарубежья (1: 1917-1920(из-за 1 мир войны), 2: 1940-1950(из-за 2 мир войны), 3: 1950-1960 волны эмиграции). Появл механ, кот стремятся регулир лит: издательская политика (гос издания имели преимущество над частн); Цензурная политика; Запрет на публик антисоветского и религиозного. Появилось множество различных лит групп. В Москве сущ более 30 лит групп и объедин. Прич возник: "Вместе легче выжить в тяжелых обстоятельствах рус жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы и профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству".

Литературные группы: политизированные (обслуживали политику: пролиткульт, РАПП, ЛЕФ) и ориентир на собств худож установ за свободное творчество (Имажинисты, конструктивисты, серапионовы братья, обэриу). Пролиткульт . За создание нов полит культ за счет художеств развит масс. Поощряли занятия творч людей у станков. Отриц культ традиц. Строение нов мира из ничего,т.к. страрое отриц. Герасимов, Гастев, Кириллов. ЛЕФ (Левый фронт искусства), Маяковский, Пастернак, Асеев. Журнал «Новый ЛЕФ». Созд действен революц ис-ва, о внедрении ис-ва в повседневную жизнь нового гос-ва. Ис-во должно выполнять ряд сугубо практич. задач. Эмоц. воздействия на аудиторию. Настаивали на том, чтобы в новом гос-ве использ все лучшее. Считали, что психологич. проза уводит в мир ненужных фантазий. Проза должна быть короткой. Отказ от культ наследства, утилитаризация искусства. Вводят и поддержив теорию соц заказа. ЛЦК (конструктивисты). Лит. центр конструктивистов: гос-во должно быть функциональным, разраб новых приемов лит; она должна стать летописцем эпохи, запечатлеть речь эпохи (она разная у разных сословий). Ориентац на эксперим в области формы, желан элемент прозы внести в поэзию. Стремлен расшир поэтич словарь, осваив жаргонизмы. (Аганов, Лугавский, Квятковский). РАПП (росс. ассоциация пролетарских писателей) Серафимович, Фадеев, Фурманов, Гладков. Задача-охрана границ пролетарской культуры. Придумали деление л-ры на крестьянскую, пролетарскую и интеллигентную. Должны созд образцовые нормативные тексты, на которых будут учиться молодые писат. Примат классового над общечелов. Поним лит как средст организ психики широких масс-икусство как средст воспит. Идея централизации-объединяющая всех писателей, идея создать единый союз писателей вместо РАППа. Обэриуты (Объединение реального ис-ва). Хармс, Введенский, Заболоцкий, Олейников. Для поэтики хар алогизм, гротеск, "столкновение смыслов", понимаемые не только как художественные приемы, но и как выражение конфликтности мироуклада, как путь "расширения" реальности, неподвластной законам разума; ломались причинно-следственные связи повеств, созд "параллельные миры"; стирались границы между живой и неживой природой; разруш жанр рамки. Имажинизм Есенин, Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич. Они провозглашали "победу образа над смыслом", принц кот были несущественность тематики, чист образность, ассоциативность мышлен, но и точность изображ лирич пережив. Счит люб содержание в худож произвед глупым и бессмысл, стих могло не иметь содерж, но насыщ словесными образами. Серапионовы братья (по назв кружка друзей в одноимен ром Гофмана). Вс.Иванов, Федин, Тихонов, Зощенко. Уделяли вним многообраз творч подход к теме, занимательности сюжетостроения, динамизму фабулы, бытовой прозе. Независимость искусства от общества.

Основные темы в лит-ре: 1) революция и гражданская война. Судьба россии и личности в переломную эпоху.2) сотворение нового мира и человека.3) защита культуры и социальной личности.4) диктатура пролетариата и свобода общества.5) тема потерянной родины (в эмигрантск лит).

    Слайд 1

    Основные принципы: партийность, диалектический материализм, исторический оптимизм, то есть социальный утопизм, создание мифа о скорой победе мировой революции. А. В. Луначарский: «поэт, который не является агитатором, вообще не заслуживает никакого внимания, да и не может быть такого поэта», поэт должен «сеять крепкие семена нашей классовой мудрости».

    Слайд 2

    1918 год «Не ходил бы ты, Ванёк, Да в солдаты!» «Будь такие все, как вы, Ротозеи, Что б осталось от Москвы, От Расеи?» «С Красной Армией пойду Я походом, Смертный бой я поведу С барским сбродом. Что с попом, что с кулаком – Вся беседа: В брюхо толстое штыком Мироеда!» «Русь родная, вольный край, Край советский!»

    Слайд 3

    Александр Жаров1904-1984

    В 1918 г. – секретарь комсомольской ячейки, делегат Третьего съезда Российского Коммунистического Союза Молодёжи, на котором выступил Ленин с лозунгом «Учиться, учиться и учиться!» Комсомольский поэт, автор гимна советских пионеров «Взвейтесь кострами» (1918). «Взвейтесь кострами, Синие ночи! Мы, пионеры, - Дети рабочих. Близится эра Светлых годов. Клич пионера: «Всегда будь готов!»

    Слайд 4

    Эдуард Багрицкий1895-1934

    «Смерть пионерки» (1932): Красное полотнище Вьётся над бугром. «Валя, будь готова!» - Восклицает гром. Валя в синей майке Отдаёт салют. «Я всегда готова!» - Слышится окрест. На плетёный коврик Упадает крест.

    Слайд 5

    Героико-романтический миф о гражданской войне

    Николай Тихонов (1896-1979). Сб. «Орда» (1921), «Брага» (1922). Поэтизация подвига. «Баллада о гвоздях» (1922): Адмиральским ушам простукал рассвет: «Приказ исполнен. Спасённых нет». Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей.

    Слайд 6

    Неоромантизм в комсомольской поэзии

    Михаил Светлов (1903-1964). «Гренада» (1925): Я хату покинул, Пошёл воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные! Прощайте, семья! «Гренада, Гренада, Гренада моя!» Пробитое тело Наземь сползло, Товарищ впервые Оставил седло. Я видел: над трупом Склонилась луна, И мёртвые губы Шепнули: «Грена…»

    Слайд 7

    Миф о рождении нового мира и человека

    Александр Малышкин. Повесть «Падение Даира» (1921) – о взятии Перекопа, образ коллективного героя (массы красноармейцев) и вожака («каменный» командарм). Дмитрий Фурманов. Роман «Чапаев» (1923) – легендарная личность В. И. Чапаев, комиссар Клычков (идеолог нового мира). Александр Серафимович «Железный поток» (1924) – стилизация под «Тараса Бульбу». Командир Кожух – человек новой породы. Александр Фадеев. Роман «Разгром» (1926). Командир партизанского отряда Левинсон – человек особой породы, преодолевает человеческие слабости. Подвиг Метелицы (схвачен белогвардейской контрразведкой). Интеллигент Мечик – предатель. Николай Островский. Роман «Как закалялась сталь» (1934). Павка Корчагин – кочегар, комсомолец, красноармеец, чекист – непобедим перед ударами судьбы (боль, слепота). Современный Прометей делает из своей жизни модель поведения советского человека. Корчагин – делегат Шестого съезда Российского Коммунистического Союза Молодёжи.

    Слайд 8

    «Как закалялась сталь» (1934)

    «Самое же главное – не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови». «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной!»

    Слайд 9

    «Как закалялась сталь» (1934)Часть 2. Глава 3.

    «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

    Слайд 10

    Революционно-героическая драма 1920-1930-х годов

    Константин Тренёв. «Любовь Яровая» (1926). Михаил служит у белых, жена Любовь – у красных, стреляет в мужа. Борис Лавренёв. «Разлом» (1928). Татьяна Берсенева выдаёт мужа, капитана крейсера «Заря» («Аврора»), участника контрреволюционного заговора. Всеволод Вишневский. «Оптимистическая трагедия» (1933). Женщина-комиссар из матросов-анархистов сформировала революционный полк, который разбил противника. Комиссар убита, приказ выполнен, финал оптимистичен.

    Слайд 11

    Борис Пильняк (Вагау)1894-1938

    Роман «Голый год» (1921). Поэтизация революционной стихии, показал «звериный лик революции». Слияние в революции стихийного и программного. Симпатии отдаёт не «людям в кожаных куртках», воплощающих революционную волю («могёт энегрично фукцировать»). Параллелизм между природной и социальной жизнью, Петровской и Октябрьской революцией. «Повесть непогашенной луны» (1926) – тираж журнала «Новый мир» конфискован. Проблема произвола тоталитарной власти. 1929 г. – за издание в Берлине повести «Красное дерево» снят с должности председателя Всероссийского союза писателей. 1937 г. – арест за организацию террористического заговора против членов правительства. 1938 г. – расстрелян. Посмертно реабилитирован.

    Слайд 12

    Исаак Бабель (Бобель)1894-1940

    «Конармия» (1922-1926) – 37 новелл. Характеры красноармейцев противоречивы: удаль и звериная жесткость. «Письмо» (убийство брата и отца, любовь к жеребцу Стёпе). «Соль» (красноармеец застрелил женщину, выдававшую свёрток соли за ребёнка). 1939 г. – арест. 1940 г. – расстрел, кремирован. 1954 г. – реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

    Слайд 13

    Владимир Зазубрин (Зубцов)1895-1937

    «Два мира» (1921) – о жестокостях гражданской войны. 1923-1928 г. живёт в Новониколаевске (Новосибирске), председатель Союза сибирских писателей. Повесть «Щепка» (1923). Не была напечатана по идеологическим соображениям. Первая публикация в журнале «Сибирские огни» (1989. № 2). С 1928 г. – травля, освобождён от работы в журнале, исключён из партии. Переезд в Москву. 1937 г. арест, расстрелян в тюрьме.

    Слайд 14

    «Щепка»О Ней и о Ней

    Показан механизм террора ЧК, человек показан как «щепка», отбрасываемая волнами революционных бурь и перемен. Предгубчека Срубов поражён несоответствием революционных идеалов и средств их осуществления. Два лика революции: красный (великие цели) и серый (будни, террор). Чекист Исаак Кац, товарищ по гимназии и университету, расстрелял отца Срубова, работа расстрельщика ожесточает, запивается. Понимает, что волна репрессий поглотит и его: «Мусорщик с метлой уже пришёл».

    Слайд 15

    Борис Лавренёв (Сергеев)Повесть «Сорок первый» (1926)

    Трагическая любовь 18-летней рыбачки Марютки, красноармейца-снайпера, и интеллигентного белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Революция дала возможность Марютке ощутить собственное достоинство. Пишет стихи: «складаю, на народовать не хотят». Марютка выполняет революционный долг (убивает белогвардейца), а душа сопротивляется: «Что я наделала?»

    Слайд 16

    Константин ФединРоман «Города и годы» (1924)

    Входил в литературную группу «Серапионовы братья». 1959-1971 г. возглавлял Союз советских писателей. «Города и годы». Время с 1914 по 1922 г. Начинается с развязки: 1922-1919-1914-1916-1917-1920-е годы. Столкновение дух идеологий, двух государств (Германия, Россия), двух народов (первая мировая война), двух героев: русский художник Андрей Старцов и немецкий художник, затем коммунист Курт Ван. Проблема: герой и время. Андрей не сумел войти в своё (жестокое) время, живёт по вечным заветам дедов. Героя переехало колесо истории. Убит бывшим другом, «проволочным» человеком Куртом.

    Слайд 17

    М. Горький. «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» (1918). А. Ремизов. «Слово о погибели русской земли» (1917), «Заповедное слово русскому народу» (1918). Л. Андреев. «SOS» (1919). А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции» (Париж, 1921).

    Слайд 18

    Алексей Николаевич Толстой1883-1945

    1918-1922 г. – эмиграция в Германию. Трилогия «Хождение по мукам»: роман «Сёстры» (1919-1922), «Восемнадцатый год» (1928), «Хмурое утро» (1941). Герои: сёстры Катя и Даша, Рощин, Телегин переходят на сторону Красной Армии. Повесть «Гадюка» (1928) – героиня, участница гражданской войны, в условиях нэпа оказалась лишним человеком. Роман «Пётр I» (1930-1945) – образ царя-работника, царя-созидателя, трудящегося на благо всей державы.

    Слайд 19

    Александр Грин (Гриневский)1880-1932

    Повесть «Алые паруса» (1923). Ассоль и Грей – особые люди, «иное» видение мира. Романы: «Блистающий мир» (1923), «Золотая цепь» (1925), «Бегущая по волнам» (1928), «Дорога никуда» (1930). Романтический герой привносит в мир идеальное начало.

    Слайд 20

    Илья Ильф (Файнзильберг) Евгений Петров (Катаев)

    Роман «12 стульев» (1928). Роман «Золотой телёнок» (1931). Авантюрно-приключенческие романы с фигурой удачливого плута. Одновременно Остап Бендер – герой сатирического романа. Он является «лакмусовой бумажкой», проявляющей сущность людей, с которыми он соприкасается.

    Слайд 21

    Николай Эрдман1900-1970

    Сатирическая комедия «Мандат» (1925). Поставлена в театре В. Э. Мейерхольда.100 спектаклей за год. Сатирическая комедия «Самоубийца» (1930). Запрет на постановку. 1932 г. – арест во время съёмок фильма «Весёлые ребята». 3 года ссылки в Енисейск и Томск. 1954 г. – принят в Союз советских писателей.

    Слайд 22

    Николай Эрдман«Мандат» (1925)

    Семья Гулячкиных живёт в страхе за своё дореволюционное прошлое (владели магазином, прачечной). Квартира превращена в коммуналку. Вынуждены жить оборотнической жизнью человека - «редиски» (сверху красный, внутри белый). Двойная картина: портрет Карла Маркса – Вечер в Копенгагене. Семья решает, что Павел должен стать коммунистом. Самозванство героя: сам пишет себе мандат. Как и Хлестаков, входит в социальную роль: «требую, чтобы меня все в доме боялись», «Держите меня мамаша, или иначе я с этой бумажкой всю Россию переарестую!»

    Слайд 23

    «Мандат» (1925)

    Гулячкин от гулять, веселиться, бунтовать. Бунт против всеобщего расчеловечивания жизни: «Жил человек, был человек, и вдруг человека разжаловали». Оборотная сторона главенства социальной роли над внутренним «я», опасность спекуляции общественным положением. Трактовки пьесы: разоблачение мещанства – разоблачение уродливой системы власти – духовная драма человека, потерявшего привычный мир и тоскующего по нему.

    Слайд 24

    Николай Эрдман«Самоубийца» (1931)

    Безработный Семён Подсекальников (подсекается жизнью). Трагедия маленького человека, вынужденного жить в абсурдной системе. Среда равнодушна и бесчувственна к живому человеку. Героя уговаривают стать жертвой, пострадать за правду. Сквозь маску самозванца просвечивает живая душа. Бунт героя против навязанной ему социальной роли.

    Слайд 25

    Павел Васильев1910-1937

    Поэма «Песня о гибели казачьего войска» (1929-1932) – трагическая судьба белоказачьей армии атамана Б. Анненкова в гражданскую войну. Поэма «Соляной бунт» (1933) – о расколе казачества. Поэма «Кулаки» (1936) – о трагических событиях коллективизации. 1935 г. – исключён из Союза советских писателей. 1937 г. арест, расстрел. Посмертно в 1956 г. реабилитирован.

    Слайд 26

    Павел Васильев«Лагерь» (1933)

    Война гражданская в разгаре, И в городе нежданный гам, - Бьют пулемёты на базаре По пёстрым бабам и горшкам. На сеновале под тулупом Харчевник с пулей в глотке спит… И гармонист из сил последних Поёт во весь зубастый рот, И двух в пальто в овраг соседний Конвой расстреливать ведёт.

    Слайд 27

    Александр КочетковБаллада о прокуренном вагоне

    1932 год: С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь» Всей кровью прорастайте в них – И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг!..

    Слайд 28

    Литература русской эмиграциипервой волны

    Марк Алданов (Ландау). Книга «Толстой и Роллан» (1915). Роман «Святая Елена, маленький остров» (1921) – о последних днях жизни Наполеона. Любимец фортуны бросает в речку камешки. Приумножает на острове человеческий и политический опыт. Наполеон: «Революция ведь всегда делается ради бедных, а бедные-то от неё страдают больше других», «Я наблюдал революцию вблизи, и потому её ненавижу. Хотя она меня родила. Порядок – величайшее благо для общества». Роль случая в истории. Наполеон приходит к выводу, что победам обязан случаю. Наполеон мировой славы не добивается. Старик-малаец Тоби, садовник острова, не знает о славе Наполеона.

    Слайд 29

    Василий Никифоров-Волгин1901-1941

    1927 г. – в Таллине на конкурсе молодых авторов получает первую премию за рассказ «Земной поклон». Сборники «Земля именинница» (1937), «Дорожный посох» (1938). 1940 г. в Эстонии установлена Советская власть. 1941 г. – арестован органами НКВД, расстрелян в Вятке «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического антисоветского содержания». Реабилитирован в 1991 году.

    Слайд 30

    Василий Никифоров-Волгин«Дорожный посох» (1938)

    Повесть «Дорожный посох». «Из воспоминаний детства: Крещение. – Кануны Великого Поста. – Радуница и др. Рассказ «Солнце играет» - антирелигиозная кампания комсомольцев, воздействие евангельского Слова на души людей. Рассказ «Мати-пустыня»: красноармеец перед смертью в монастыре исповедует грехи, причащается и примиряется с Богом.

    Борис Зайцев

    Роман «Золотой узор» (1926) – родители несут Крест на могилу растреляного чекистами сына. Роман «Дом в Пасси» (1935) – о судьбах русских эмигрантов. Тетралогия «Путешествие Глеба» (1937-1953). Глеб вырастает в безбожной среде. Поиск пути, истинных ориентиров: от эгоцентризма к бытию в близости Бога. Рассказ «Река времён» (1964). Разные пути в монашество: отец Андронник – учёный, отец Савватий – «настоящий кондовый коренной монах».

    Слайд 34

    http://prezentacija.biz/ Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех

    Группировки и их значение для развития русской литературы

    Тип занятия – лекция-визуализация.

    Терминологический минимум :художественные объединения, направление, литературные группировки,художественный метод, течение, форма, содержание, идейная направленность.

    План

    1. Причины возникновения литературных группировок в России в
    1920-е гг.

    2. Определение понятия «литературная группировка». Схема функционирования подобных объединений.

    3. Литературные кафе: сущность, условия существования, значение для истории русской литературы.

    4. Основные литературные группировки 1920–1930-х гг.

    Литература

    Тексты для изучения

    1. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (18 июня 1925 г.).

    2. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художест-венных организаций» (23 апреля 1932 г.).

    Основная

    1. История русской литературы ХХ века: учеб. пособие: в 2-х т. / под ред.
    В. В. Агеносова. – М. : Юрайт, 2013.

    2. Кормилов, С. И. История русской литературы XX века (20–90-е годы): основные имена / С. И. Кормилов. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – 480 с.

    3. Роговер, Е. С. Русская литература ХХ века: учеб. пособие / Е. С. Роговер. – СПб. – М. : Сага-Форум, 2011. – 496 с.

    Дополнительная

    1. Гордович, К. Д. История отечественной литературы XX века / К. Д. Гордович – СПб: Специальная литература, 1997. – 298 с.

    2. Ершов, Л. Ф. История русской советской литературы: учеб. пособие /
    Л. Ф. Ершов. – М. : Высш. шк., 1982. – 310 с.

    3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – М. : Индрик, 2003. – 400 с.

    4. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова,
    П. А. Николаева. – М: Сов. Энциклопедия, 1987. – 309 с.

    5. Русская проза ХХ века / под ред. Т. М. Колядич. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ – М. : Академия, 2005. – 327 с.

    1. Начало XX века характеризуется быстро сменяющими событиями. Литературная ситуация этого периода носит мозаичный характер. Ряд параллельно развивающихся творческих подходов и художественных течений позволяет говорить о необычайном подъеме культурной жизни России.

    Нарастание революционных настроений, а затем и сами революции породили специфическое отображение действительности в русской литературе.

    Одним из первых на события Октября отозвался А. Блок (поэма «Двенадцать» и ряд статей, таких как «Интеллигенция и революция»). И Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжелый 1918 год. «Двенадцать» – это произведение стоит особняком в русской литературе и до сих пор вызывает споры. В феврале 1919 года Блок был арестован петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Впоследствии переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи. Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние триумфальные выступления Блока с вдохновенной речью о Пушкине и чтением своих стихов (в Петрограде и Москве), а 7 августа 1921 года его не стало.

    Как известно, А. Блок написал более ста публицистических и литературно-критических работ, важнейшие из которых («Поэзия затворов и заклинаний», «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура», «Крушение гуманизма», «О современном состоянии русского символизма», «Искусство и революция») стали объективным описанием происходящего. Конечно, его концепция культуры не лишена противоречий, но в ней – память о прошлом, о художественной традиции, противостоящей хаосу и стихии жизни. Во многом публицистика А. Блока – калька происходящего, описание свершаемого вне политики, отражение позиции интеллигента, человека, далекого от революционных идей и, следовательно, наиболее непредвзято смотрящего на происходящее.

    Во многом последние годы жизни А. А. Блока показательны для представителя Серебряного века. Нарождающаяся новая эпоха несла другие идейные приоритеты и жизненные обстоятельства, требовала новой литературы. Вероятно, этим можно объяснить появление в литературной среде новых по сравнению с уже существующими и пытающимися выжить в изменившемся мире явлений.

    Отношение к революционным события разделило «старую» литературу на несколько составляющих. Формирование литературы русского Зарубежья, давление на культурные процессы победившего класса приводят к разнообразию писательских имен и форм в официальной литературе. Различные творческие доктрины, разночтения в изображении будущего, сложности с художественным отражением действительности привели к возникновению после революции 1917 г. по всей стране множества различных литературных групп, которые возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след, поскольку не имели ни оформленной доктрины, ни талантливых представителей.

    2. Литературная борьба за наиболее точное и правильное отражение действительности была свойственна всем представителям литературных объединений 1920-х гг. Неудивительно, что точное количество литературных группировок колеблется в пределах нескольких десятков. Нет и исчерпывающего определения этого явления. Поэтому будем придерживаться условной схемы функционирования отдельно взятой группировки и рабочего определения явления.

    Слайд 1


    Принципиальным является и то, что по своим художественным предпочтениям формы произведения группировки, как правило, неоднородны, а членство в них подвижно. Выдвинутые на первый план идейные соображения довольно часто подкреплялись материально-бытовыми условиями и характеристиками. Неизменным остается то, что практически все группировки, имеющие какую-либо художественную и политическую платформу, не только состояли из собственно создателей художественных произведений (образцов прозы, поэзии, драматургии), но и обладали своим литературно-критическим корпусом. Сформулированные манифесты (правила, статьи) позволяли плодотворно существовать нескольким десяткам группировок. Только в Москве к 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Однако были среди них и такие, которые не представляют никакой ценности для истории литературы.

    Взаимосвязанность и взаимообусловленность основных объединений вызваны определенными схемами их существования. Условно это можно представить следующим образом.

    Слайд 2

    группировкой

    Представители

    Группировки

    Объяснение замысла произведения

    Получаемый художественный продукт (собственно художественное произведение и блок пояснений к нему) довольно часто был органичен блоком разъяснений, состоящим из жесткой критики образцов художественного творчества представителей противостоящего литературного объединения.

    3. Необходимая мобильность, финансовое неблагополучие в годы революции и гражданской войны активизировали другие формы литературной жизни. В историю литературы вошел ряд кафе, основой существования которых стало публичное выступление представителей различных течений и группировок.

    История данных русских заведений, в которых подают кофе, шоколад, какао, кондитерские изделия, относится к заимствованиям из французского быта и является одним из следствий победы в Отечественной войне 1812 г. Как и в Париже, петербургские кафе стали местом встреч молодежи, писателей, художников. Особой популярностью пользовалось кафе С. Вольфа и Т. Беранже (Невский проспект, 18). В нем часто встречались будущие декабристы, бывали А. С. Пушкин и его друзья. Из этого заведения поэт отправился на роковую дуэль.

    Начало ХХ века ознаменовано появлением литературных кафе, где выступления представителей различных течений поэзии нередко заканчивались скандалами.

    1920–1930-е гг. не стали исключением. Публичные выступления, полемика о важности и необходимости революционного взгляда на события ознаменовали функционирование большинства культурных заведений. Назовем лишь три из множества.

    Слайд 3


    Слайд 4

    Осенью 1917 года Василий Каменский с финансовой помощью московского богача Филиппова основал «Кафе поэтов» в здании бывшей прачечной в Настасьинском переулке на Тверской. Внутри имелась эстрада и стояла грубо строганная мебель. На разрисованных Маяковским, Бурлюком и др. художниками стенах можно было прочитать цитаты из произведений футуристов. «Кафе поэтов» сознательно отсылало к довоенным традициям артистического подвала «Бродячая собака» в Петербурге, и публику завлекали теми же скандальными приемами, что и в дореволюционное время. Символом преемственности стала желтая блуза, которую снова, впервые после встречи с Лили надел Маяковский. Публика приходила поздно, после театра. Кафе было открыто для всех. Кроме ядра, состоявшего из футуристов, выступали и гости из числа зрителей: певцы, поэты, танцоры, актеры.

    Слайд 5

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 6


    Кафе существует до сих пор и славится публичными выступлениями.

    4. Все литературные группировки 1920–1930-х гг. можно классифицировать как объединения, обладающие единой концепцией литературного представления, действительно ориентированные на презентацию своей рефлексии и имеющие в своей основе прямое продолжение литературы предреволюционной, с одной стороны, с другой же – обладающие качественно новыми признаками и особенными тенденциями развития.

    Слайд 7


    После революции 1917 года А. А. Блок состоял в известной группе «Скифы» (1917–1918), возглавляемой Р. Ивановым-Разумником. В нее входили писатели разных школ и направлений: кроме А. Белого и А. Блока, С. Клычков, С. Есенин, П. Орешин, А. Чапыгин, О. Форш; в сборниках также печатались А. Ремизов, Е. Замятин, М. Пришвин. Взгляды практически всех авторов тяготели к взглядам левых эсеров, потом – представителей советской власти.

    Революция воспринималась как шаг к подлинному освобождению духа, начало скифской свободы. Такая позиция нашла отражение в стихотворении А. Блока «Скифы» (1918). Представление о революции как о крестьянском рае отразилось у С. Есенина в поэмах 1918 г., у Н. Клюева. После распада «Скифов» А. Белый выпускал журнал «Записки мечтателя» (1918–1922), где частично продолжал развивать идеи скифства.

    Слайд 8


    Для имажинистов целью творчества стало создание образа родины при помощи метафор, метафорических цепей, сопоставляющих различные элементы образа – прямой и переносный.

    Разногласия привели к делению на правое крыло (Есенин, Ивнев, Кусиков) и левое (Шершеневич, Мариенгоф, Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержание, форму, образ. В 1924 году Есенин опубликовал в газете «Правда» письмо о выходе из имажинистов.

    Слайд 9

    Творческой практикой большинства «братьев» были противоречия. Часть из них была аполитична, часть пыталась осознать действительность. Так, у Вс. Иванова – повесть «Бронепоезд 14-69», у Н. Тихонова – «Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях» – классика революционной поэзии.

    Раскололись на «западное крыло» (Лунц, Каверин, Слонимский) и «восточное крыло» (М. Зощенко, Вс. Иванов). Первые выступали за остросюжетную «западную новеллу», вторые – за бытовой рассказ и фольклорный материал. В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти.

    Слайд 10


    Группа с самого начала противопоставила себя дореволюционным литературным течениям (символизму, футуризму, имажинизму). Главным в литературе нового времени должен стать пролетарский дух. Идеализация пролетариата, труда, металла, машин – вот суть искусства. Но при этом представители данной литературной группировки не признавали руководство культурой со стороны партии, отвергали НЭП как измену принципам мировой революции.

    После создания в 1922 году группы «Октябрь» утратила свое значение. В 1924 г. создала своеобразный блок с «Перевалом» Воронского, направленный против РАПП, уже начинавшей гегемонию в литературе. Но в 1928 г., накануне разгрома «Перевала», большинство участников «Кузницы» вступило в РАПП.

    Слайд 11


    Партийный «Октябрь» противостоял беспартийной «Кузнице» и, хотя «Октябрь» и называл себя «пролетарской» организацией, его члены на 80 % были выходцами из дореволюционной интеллигенции.

    Представители группировки отвергали формальные эксперименты, претендовали на роль единственных за­щитников коммунистической идеологии. Но в конце 1925 г. «Октябрь» распался. Многие деятели вошли в РАПП.

    Слайд 12


    В соответствии с пониманием А. Воронского общей концепции русской литературы в группу пригласили участников из разных литературных движений, в том числе и напостовцев. Группу резко критиковали в рапповской печати за увод писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый подход.

    Слайд 13


    Отказ от традиционных форм и методов искусства, утверждение новых (гротеск, алогизм, поэтика абсурда). Но творчество обэриутов (интересна и более подробная расшифровка сокращения «ОБЭРИУ». Дело в том, что за рамками названия «Объединение Реального Искусства» оставалась не только буква «Э», но и конечная «У». Если «Э» уместно произносить перед «Р», то «У», также не являясь словопредставителем, была внесена поэтами в аббревиатуру смеха ради, может быть, по детской присказке: «Потому, что кончается на у».) вовсе не носило характера «игры в бессмыслицу», «в заумь», как было принято считать. Их волновали глубокие экзистенциальные вопросы: отношение ко времени, смерти, языку, его приспособленности для описания мира.

    Слайд 14


    ЛЕФ считал себя единственным настоя­щим представителем революционного искусства и конкурировал на этом поле с «Октябрем» и даже с РАППом. Лефовцы афишировали себя как «гегемона революционной литературы» и нетерпимо относились к другим группам. Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг.

    Формальные вещи: у Маяковского после 1923 года – графический принцип оформления стиха («лесенка», о ней в статье «Как делать стихи») и переход к тоническому стихосложению (совпадает только количество ударных слогов).

    ЛЕФ призывал к созданию утилитарных произведений, имеющих определенную функцию. Его идеологи (Б. И. Арватов, О. М. Брик, С. М. Третьяков, В. Б. Шкловский и др.) выдвинули теорию искусства как «жизнестроения», теорию «социального заказа» (согласно ей художник являлся только «мастером», выполняющим задания своего класса), идею «революции формы» (что вело к отрицанию художественно-познавательных функций искусства, недооценке классического наследия), а также программу «производственного искусства», способствовавшую зарождению художественного конструктивизма.

    Слайд 15


    В своих программных сборниках конструктивисты провозглашали себя выразителями умонастроения переходной эпохи, сторонниками техницизма, игнорирующими национальную природу искусства, а свой метод определяли как итог мирового масштаба. Главным теоретиком литературного центра конструктивистов, созданного в конце 1924 г., стал К. Зелинский. Индивидуальную систему звуков для записи своих фонетических опытов разработал А. Н. Чичерин. В 1930 г. группа как не отвечающая духу времени самораспустилась.

    Слайд 16

    ПРОЛЕТКУЛЬТ Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла, как говорили тогда, пролетарская литература. В 1918–20 гг. издавались поддерживаемые правительством журналы «Пламя» (Петроград) и «Творчество» (Москва). Наиболее активную деятельность в первые годы революции развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19 октября 1917 г. (т.е. за неделю до Октябрьской революции), он ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры. После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Он объединял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышедших главным образом из рабочей среды. Наиболее известны В. Александровский, В.Кириллов, М. Герасимов, А. Гастев, критики В. Плетнев, Вал. Полянский Во всех крупных городах страны существовали отделения Пролеткульта и свои печатные органы: журналы «Пролетарская культура» (Москва), «Грядущее» (Петербург).

    Концепция пролетарской культуры с ее утверждением классового, пролетарского начала в идеологии, эстетике, этике оказалась чрезвычайно распространенной в период 1917 года. Пролеткультовцы считали необходимым отказаться от культурного наследства, резко противопоставляли пролетарскую культуру всей предшествующей. Эстетическими принципами, соответствующими психологии рабочего класса, были объявлены коллективно-трудовая точка зрения на мир, идея одухотворенного единства с машиной. Привлекая и воспитывая писателей из рабочей среды, пролеткультовцы изолировали их от всех других слоев общества, в том числе от крестьянства и интеллигенции. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В. И. Лениным в письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах», и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке.

    Слайд 17


    Рапповцы называли себя неистовыми ревнителями пролетарской чистоты. Центральный орган Российской ассоциации пролетарских писателей в неодобрительном тоне писал о лучших писателях (что вызвало резкие возражения Фадеева), требовал передачи пролетарским писателям органов печати, вытеснения мелкобуржуазных «попутчиков» (Есенин, Федин) из журналов и сборников, изгнать из литературы ряд писателей: Горького как «индивидуалистического певца городских низов», Маяковского как «буржуазного индивидуалиста».

    С самого начала РАПП имела принципиальное отличие от предшественника – Пролеткульта. Пролеткультовцы боролись за автономию от государства, за что и были разгромлены. Рапповцы провозгласили главными принципами следование партийной линии, борьбу за партийность литературы, внедрение партийной идеологии в массы. В 1929 г. РАПП развязала критическую кампанию против Е. Замятина, Б. Пильняка,
    М. Булгакова, А. Платонова, П. Катаева, А. Веселого и др.

    В 1922 г. образовались группы «Молодая гвардия», «Рабочая весна», «Вагранка», которые с марта 1923 г. организационно стали входить в Московскую ассоциацию пролетарских писателей. С названными группами было связано немало известных советских писателей: с «Молодой гвардией» – комсомольские поэты А. Безыменский, М. Голодный, А. Жаров, М. Светлов, прозаики М. Колосов и начинающий М. Шолохов. С «Октябрем» – Д. Фурманов, Ю. Либединский, вначале работавший в редакции альманаха «Молодогвардейцы».

    В наши дни открываются ранее засекреченные архивы, где содержатся новые данных о литературной борьбе исследуемого периода. Публикация документов оставляет одно незыблемым. 1921–1929 гг. были в целом весьма плодотворным периодом в истории русской советской литературы, хотя уже в это время наметились первые признаки сопротивления свободе литературного самодвижения (середина 1921 г. – смерть А. Блока и расстрел Н. С. Гумилева; август – ноябрь 1922 г. – высылка инакомыслящих философов, литераторов, научных деятелей за границу; 1924 г. – закрытие ряда «неофициальных» журналов). Несмотря на все эти явления, литература 1920-х годов сохраняла многообразие творческих направлений и группировок, редкое жанровое и тематическое богатство. Главный смысл, пафос литературного движения 1920-х годов заключался в поисках новых путей и форм.

    Мы совершенно согласны с тем, что «зловещим предзнаменованием грядущих перемен в литературе стали опубликованные в газете «Правда» (январь 1927 г.) «Злые заметки» Н. Бухарина, направленные против «есенинщины»; еще раньше, в мае 1926 г., казалось бы, в самый расцвет «большевистского плюрализма» совершалась беспрецедентная до той поры акция – после опубликования в «Новом мире» «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка весь тираж журнала был изъят и перепечатан. 1929 год положил конец периоду относительно свободного развития литературы. В этом году с самых первых месяцев начинается не только идеологическое, но и репрессивное преследование литературных инакомыслящих. С этого года – раньше с пафосом, а теперь с горькой иронией его именуют годом «великого перелома» – начинается процесс унификации литературы под давлением партийных директив. Разрыв с корневой системой культуры приводил многих писателей к утрате собственного лица, к тотальной зависимости от очередных директив и указаний» .

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Какое место занимают литературные группировки в истории развития советской литературы? В чем суть литературной борьбы 1920–
    1930-х гг.?

    2. Охарактеризуйте позицию Пролеткульта в литературно-общест-венной ситуации 1920-х гг.

    3. Охарактеризуйте деятельность литературных группировок 1920–1930-х гг., отстаивающих принципы литературного авангарда.

    4. Назовите основных представителей литературных группировок 1920 гг., которые обосновывали принципы социального заказа.

    5. Разграничьте повод и причины ликвидации литературных групп в 1932 г.

    На детское чтение во все времена существенное влияние оказывали те события, которые происходили в стране.

    В дореволюционной России в чтение детей в обязательном порядке входила религиозно-нравственная литература.
    К таким книгам относятся нравственные проповеди Л. Толстого.

    Чтение детей из разных слоев общества существенно различалось.
    Так «дети из народа», которые учились в народных школах, читали сказки и повести А. Пушкина, Н. Гоголя, рассказы
    И. Тургенева, А. Горького, комиксы о сыщике Нате Пинкертоне. Сопереживали героям произведений: «Рыжик» А. Свирского, «Без семьи» Г. Мало, «Маленький оборвыш» Д. Гринвуда и др.

    Гимназисты 12-14 лет читали очень серьезные произведения, которые сегодня, возможно, могут осилить лишь взрослые. Они читали русских писателей Н. Чернышевского, Д. Писарева, Н. Добролюбова, Н. Некрасова. В гимназиях были свои любительские театры, проводились поэтические вечера, на которых гимназисты читали стихи и рассказы, цитировали романы и повести, а также делились своими литературными опытами. Особым успехом пользовались баллады В. Жуковского. Подростки с удовольствием читали зарубежных авторов: «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Крутоярская царевна» Е. Салиас, «Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги» Плутарха, «Страдания юного Вертера» И. Гёте, «Айвенго» В. Скотта, «Двадцать тысяч лье под водой» Ж. Верна, «Овод» Э. Войнич, драмы Ф. Шиллера и др.

    Книги, которым отдавали предпочтение девочки дореволюционной России, отличались от прочего чтения. Их привлекали романы о любви. Поэтому, наряду с другими произведениями, барышни читали и женскую литературу. Они зачитывались книгами: «Бедная Лиза» Н. Карамзина, «Записки институтки» и «Сибирячка» Л. Чарской, «История одного детства» Е. Водовозовой, «Юлия, или новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо, «Серебряные коньки» М. Додж, «Маленькие женщины» Л. Олкотт и др.

    Великая Октябрьская революция и последующая за ней Гражданская война внесли существенные изменения в детское чтение. В детскую литературу пришло новое поколение писателей и поэтов. Для юных читателей, так же как и во взрослой литературе, создавались романы и повести, отражающие это непростое время: «Р.В.С.» (А. Гайдар), «Железный поток» А.Серафимович), «Бронепоезд 14-69» (В. Иванов), «Ташкент – город хлебный» (А. Неверов), «Республика Шкид» (Л. Пантелеев и Г. Белых), «Три толстяка» (Ю. Олеша), «Кондуит и Швамбрания» (Л. Кассиль), «Мальчишки» (А. Безыменный).

    Особой популярностью пользовались произведения, в которых рассказывалось об участии детей в революционных событиях. В названиях фигурировал красный цвет в его политическом значении: «Красный бакен» С.(Григорьев), «Красные дьяволята» (П. Бляхин), «Красный десант» (Д. Фурманов), «Красный партизан» (М. Колябская), «Красные воробьи» (Г. Никифоров).

    Именно в это время писатели часто обращались к собственным воспоминаниям о дореволюционной эпохе: «Детство» (М. Горький), «Детство Кузьки» (П. Бессалько), «Повесть о днях моей жизни» (И. Вольнов), «Мое детство» (М. Герасимов), «История моей голубятни» (И Бабель), «Детство Люверс» (Б. Пастернак), «В юные годы» (В. Вересаев), «Курымушка» (М. Пришвин), «Повесть о рыжем Мотеле» (И. Уткин).

    С образованием в 1922 году пионерской организации появляются книги, рассказывающие о красногалстучных юных наследниках Октябрьской революции - о пионерах: «Пропавший лагерь», «Васина смычка», «Три беглеца» Н. Богданова, «Искатели мозолей» И. Грязнова, «Хлебный фронт» Л. Воронковой и др.

    Тема современности была отражена в произведениях: «Цемент» Ф. Гладкова, «Время вперед!» В. Катаева, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «День второй И. Эренбурга, «Злое море» и «Морские истории» Б. Житкова.
    Большинство из этих произведений писались для взрослых, но их читателями, как правило, становились и подростки.

    Видное место в чтении детей 1920-х годов занимала и литература по истории России. Популярными были книги о народных героях, таких как: Степан Разин, Емельян Пугачев, Салават Юлаев, декабристы. Им были посвящены книги: «Мальчий бунт» С. Григорьева, «Бунтари в Сибири» А. Алтаева, «Кюхля» Ю. Тынянова, «Черниговцы» А. Слонимского, «Впереди всех» В. Каверина, «Тюремные робинзоны» М. Новорусского.

    Неизменным успехом пользовались книги об ученых и путешественниках: «Человек с Луны» Е. Васильева, «Сокровища африканских гор» А. Грина, «Государство Солнца» Н. Смирнова, «Капитан Джеймс Кук» К. Чуковского.

    Особое место в эти годы занимала литература о В. И. Ленине, которая рекомендовалась для обязательного чтения: «Детские и школьные годы Ильича» А. Ульяновой, «Детям о Ленине» А. Кравченко, «Мы в школе» Н. Венгрова и
    Н. Осмоловского и др.

    С огромным удовольствием читали дети 1920-х годов книжки о природе. Особенно популярны были «Дерсу Узала» В. Арсеньева, «Рассказы егеря Михал Михалыча» М. Пришвина, «Лесные домишки» В. Бианки и др.

    И, конечно же, дети зачитывались книгами об открытиях науки и техники, о покорении воздушного и водного пространства, о беспосадочных перелетах летчиков: «Солнце на столе» М. Ильина, «Китайский секрет» Е. Данько, «Приключения Травки» С. Розанова, «Красин во льдах» Э. Миндлина, «Большой каботаж» В. Веревкина, «На полюс по воздуху» А. Лебеденко.

    В золотой фонд детской поэзии 1920-х годов вошли произведения Н. Гумилева, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Хлебникова, Н. Заболоцкого,О. Мандельштама, Б. Пастернака, В. Маяковского, М. Светлова, Д. Бедного,Н. Асеева, А. Жарова, Д. Хармса, Н. Тихонова, В. Катаева, Н. Клюева, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова и др.

    Поток литературы, обрушившийся на детей 20-х годов, вынудил Наркомпрос организовать работу по изучению детского чтения. Было выпущено два сборника «Материалов по истории детской книги», в которых среди других была представлена и тема «Дети и чтение». С 1920 по 1923 гг. функционировал Научно-исследовательский институт детского чтения Наркомпроса РСФСР. Ведущими темами данного института стали: изучение читательских интересов детей, впечатления от прочитанной литературы и ее влияние на подрастающее поколение. Изучение читательских интересов показало, что, несмотря на все усилия пропаганды и распространения «нужных» книг, большинство детей предпочитали читать книги о приключениях, а не о Ленине. Получалось, что институт не справился с поставленной перед ним задачей - научить молодое поколение страны «правильно читать» и «правильно думать» над прочитанным, и в 1933 году его ликвидировали. Наступило время господства тотальной педагогики и жесткого диктата в области детского чтения.

    В 1930-е годы, когда шла социалистическая переделка всей страны и людей, от литературы требовалось, чтобы книга была полна бодрости и оптимизма, звала на борьбу и свершения. С этой целью на 1-м Всесоюзном съезде писателей были объединены многонациональные литературные кадры, а литературе указан путь развития – социалистический реализм, целью которого было отражение действительности и развитие индивидуальных способностей человека. Особые требования предъявлялись к детской литературе. В докладе
    С. Маршака «О большой литературе для маленьких» было сказано, что детская литература будет расцветать с каждым годом, потому что у нее есть для этого все условия: героическая, полная свершений действительность, труд как основа жизни советского общества, дружба всех народов страны, превосходное, одаренное поколение читателей и богатейшие традиции фольклора, и русской классической литературы.

    В сентябре 1933 года было основано специальное государственное издательство детской литературы «Детгиз», которое и стало выпускать «большую литературу для маленьких». Все это позволило стране создать новую детскую литературу, какой еще не было в мире, литературу, провозгласившую право детства на реальную мечту, на подвиг, на будущее. Книга для детей стала настоящим произведением искусства и многие произведения, созданные для детей в 1930-е годы, вошли в золотой фонд детской литературы.

    Небывалым успехом пользовались произведения: «Судьба барабанщика», «Военная тайна», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Кондуит и «Швамбрания» Л. Кассиля, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Два капитана» В.Каверина, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Доктор Айболит»
    К. Чуковского, «Дядя Степа» С. Михалкова, стихи А. Барто.

    Сложные проблемы нравственного становления личности, трудовое воспитание коллективом в те годы затрагивались в книгах: «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Одногодки» И. Шорина, «Шекомята» А. Мусатова,«Рассказы о дорогах» М. Лоскутова, «Тансык» А. Кожевникова», «Повесть о фонаре» Л. Будогоской, «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» Р. Фраермана.

    Именно в 1930-е годы вышло много книг, рассказывающих о новой советской школе: «Победа» Б. Винникова, «Девятый «А» Г. Медынского, «Кто впереди» А Финогенова, «Поющее дерево» Н. Саконской, «Чукотка» Т. Семушкина, «Школа на тундре» С. Стебницкого, «Школа над морем» О. Донченко.

    Воспитанию в юных читателях достоинства, смелости в борьбе с ложью, трусостью, невежеством и хамством, были посвящены произведения: «Не надо врать» М. Зощенко, «Чужая девочка» Е. Шварца и др.

    Крупными достижениями исторической прозы для детей этих лет стали книги: «Петр I» А. Толстого, «Салават Юлаев» С. Злобина, «Соль Вычегодская» Т. Богданович, «Александр Суворов» С. Григорьева, «Черниговский полк ждет» Ю. Тынянова, «Железный Феликс» Ю. Германа, «Юнармия» Г. Мирошниченко, Маленький партизан» А. Панича, «Миколка-паровоз» М. Лынькова, «Чапаенок» С. Могилевской, «Грач – птица весенняя» С. Мстиславского, «Мальчик из Уржума» А. Голубевой.

    Большим успехом у подростков пользовались историко-биографические романы о выдающихся деятелях науки, культуры и литературы: «Три цвета времени» А. Виноградова, «Приключения Марка Твена» Э. Выгодской, книги об ученых: о И. Павлове (А. Югов), И. Мичурине (А. Лебедев), о писателе
    А. Чехове (А. Роскин), о художниках И. Левитане и О. Кипренском (К. Паустовский).

    По-новому раскрывали писатели 1930-х годов перед детьми и образ В.И.Ленина. В эти годы вышли книги: «Володя Ульянов» Н. Веретенникова, «Билет по истории» М. Шагинян, «Рисунок с Ленина» К. Федина, «Рассказы о Ленине» М. Зощенко, «Рассказы о Ленине» А. Кононова и др.

    1930-е годы по праву можно назвать расцветом литературной сказки. Многие сказки, созданные в те годы, остаются, с детьми и по сей день: "Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Врунгеля» А. Некрасова, «Старик Хоттабыч» Л. Лагина, «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и мн.др.

    Особым интересом у детей пользовалась научно-фантастическая литература: «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, «Тайна двух океанов» Г. Адамова, «Звезда КЭЦ» и «Прыжок в ничто» А. Беляева.

    Новые решения в произведениях тех лет находила и проблема взаимодействия человека с природой: «Зверь бурундук», «Журка» М. Пришвина, «Приключения муравья», «Сказки зверолова» В. Бианки, «Васька, Бобка и крольчиха», «Волчишко и другие» Е. Чарушина.

    В это время были созданы прекрасные научно-художественные книги, посвященные разным профессиям: «Подводные мастера» К. Золотовского, «Разумные машины» О Дрожжина, «Фабрика точности» К. Меркульевой, «Остров в степи» Г. Замчалова и О Перовской, «Полтора разговора» Н. Григорьева.

    Освоение Северного морского пути, первые беспосадочные перелеты летчиков, спасение челюскинцев и дрейфующая станция Папанина вдохновили писателей и журналистов на создание произведений: «На полюсе» (И. Папанин), «Полет на землю Франца- Иосифа», «На краю света» (С. Безбородов), «Прежде, чем лететь на Луну», «Ритм вещества» (Л. Кассиль), «Выборжцы рапортуют» Д. Левин).

    В литературу, в том числе и детскую, вошла большая стройка. Будни страны, полные напряженного труда, романтика героических подвигов народа становились содержанием стихов, баллад и рассказов в стихах: «Война с Днепром», «Рассказ о неизвестном герое» (С. Маршак), «На льдине»,«Молочный колхоз», «Ленин и печник» (А. Твардовский), «Дом переехал» (А. Барто), «Полевой октябрь» (З. Александрова), «Метрополитен» Е. Тараховская), «Мамин мост» (Н. Саконская), «Поэма о роботе», «Песня о Турксибе» (С. Кирсанов), «Смерть пионерки», «Соболиный след» Э. Багрицкий).

    Переводы К. Чуковского, М. Светлова, С. Маршака, С. Михайлова и Е. Благининой сделали доступной детям поэзию братских народов, населяющих республики многонациональной страны - СССР: «Письмо Ворошилову», «Лошадка» (Л. Квитко), «Сказка о том, как котенок стал котом» (А. Прокофьев),«Как от меда у медведя зубы начали болеть» (Б. Корнилов) и др.

    Приближалась Вторая мировая война, и детская поэзия стала прославлять героизм пограничников и мужество испанского народа,вступившего в войну с фашизмом: «Я с тобой», «Над морем звезды» (А. Барто), «Мы военные», «Пароход из Испании» (С. Маршак), «Светлана» (С. Михалков)и др.

    Предвоенное десятилетие ознаменовалось и расцветом песни. Вся страна распевала «Тачанку» М. Рудермана, «Широка страна моя родная» В. Лебедева-Кумача, «Катюшу» М. Исаковского, «Песню о Каховке» М. Светлова, «Полюшко-поле» В. Гусева. Поэтами песенниками пришли в детскую литературу
    З. Александрова, Н. Забила, С. Михалков, Л. Квитко.

    В эти же годы со своим пониманием детства напомнили о себе О. Бергольц, Е. Благинина, А. Барто, М. Пожарова. Необычного, чудаковатого героя изображал в своих стихах Д. Хармс. Сказочный мир природы показал детям А. Введенский. В мир удивительной гиперболы и забавных ситуаций уносил юных читателей Ю. Владимиров.




Top