Особенности становления русской культуры древний русь презентация. Презентация "древнерусская культура"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Юность» Л.Н.Толстой

Лев Николаевич Толстой Родился 28 августа 1828 года в родовом имении Ясная Поляна под Тулой. (7) 20 ноября 1910 года великий писатель Лев Николаевич Толстой умер на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область). Был похоронен в Ясной Поляне.

О трилогии Появление в 1852 г. на стра­ницах журнала «Современник» по­вестей Л. Толстого «Детство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Автобиографическая трилогия Толстого не была предназначена для детского чтения. Скорее, это книга о ребенке для взрослых. Уже в автобиографической трилогии отчетливо виден напряженный интерес Толстого не к внешним событиям, а к подробностям внутреннего мира, внут­реннего развития героя, его «диалектики души ». Первые повести Толстого обратили на себя внимание Герцена: по его инициативе «Детство» и «Отрочество» были переведены в 1862 году в Лондоне. Это была первая публикация Толс­того за рубежом.

«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь Х I Х век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Г и де М опассан Главный герой трилогии – Николенька Иртеньев Главный вопрос повести - каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

Детство В детстве, избавляясь от пелены, закрывавшей его глаза, приобретая способность анализировать и рассуждать, Николенька видит неблагополучие в семейных отношениях родителей, развенчивает образ отца, холодного игрока, проматывающего наследство детей, рано узнает правду о материальном положении семьи. Теряет мать. Осознает, что не все люди равны.

Из отзывов «Ты уже из 2-го моего письма можешь видеть, какое впечатление произвело на меня «Детство». Ты прав - это талант надежный. В одном упоминании женщины под названием Ратаноте, которая появляется в конце повести,- целая драма. Пиши к нему - и поощряй его писать. Скажи ему, если это может его интересовать,- что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему». Из письма Тургенева к Некрасову 28 октября 1852 г

Отрочество В «Отрочестве» герой выходит из семейного мира в мир людей, которым он безразличен. Для Николеньки это самый тяжелый период его жизни. Он чувствует разобщенность людей, горько воспринимает жестокость и несправедливость. Умирает его бабушка. Потрясением для него становится опять же обнаружение этих качеств в его родных.

Юность «Юность» предстает как обновление и более зрелое возвращение к детству, через понимание драматизма жизни. В этой повести тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Он ищет в жизни свое место: «Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». Опять Николенька сталкивается с противоречием между мечтой и действительностью. Он мечтает о том, как станет лучшим студентом, а потом - великим ученым, но внезапно для себя осознает, что им движет тщеславие, и стыдится этого.

Юность Николенька сам невольно разоблачает идеал комильфо. Отличный французский язык, длинные ногти, умение кланяться, танцевать и разговаривать, равнодушие ко всему, презрительная скука и манера одеваться - это не назначение человека. Он находит в себе такой недостаток, как самолюбование, а слишком рациональная программа приводит героя к раздвоению: он тянется к светским развлечениям и не в силах соблюдать жесткие требования программы. Николенька-первокурсник проваливается на экзамене по математике. После он решает, что с праздным времяпровождением покончит. Он осознал противоречия, которые мешают его духовному росту. Однажды поздно вечером Николай достаёт тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

Из отзывов «Задача Ваша ужасна, и Вы её выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша „Юность“ доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже „Детства“ и „Отрочества“, тому Вы можете плюнуть в физиономию. Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым… …избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками. Иногда Вы готовы сказать: „У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии“. Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить её не надо ни за что в свете » А.В. Дружинин

Обзор повести
«Юность»
Л.Н.Толстого
К уроку литературы в 9 классе

Гузей Н.В., учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ №1
г.Новоалтайска Алтайского края»
Гузей Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края»К уроку литературы в 9 классе

Из дневника Л.Н.Толстого
1848г.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро…


1849г.
1. Изучить весь курс юридических наук.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский,
итальянский и латинский.
4. Изучать сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5. Изучать историю, географию и статистику.
6. Изучать математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10. Получить некоторые познания в естественных науках.
11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать.
Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я
выполнил!

Из истории
создания

 В 1851 году вместе с
братом Николаем Толстой
отправился на Кавказ, где
шла бесконечная война с
горцами. Отправился,
однако, с твердым
намерением стать
писателем. Он участвует в
боях и походах,
сближается с новыми для
него людьми и в то же

 В июле 1852 «Детство». Толстой послал Некрасову в
«Современник». Это свидетельствовало о большом
уважении молодого писателя к журналу.
Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил
талант начинающего автора, отметил важное
достоинство его произведения-простоту и
действительность содержания. Повесть была
напечатана в сентябрьском номере журнала. Так в
России появился новый выдающийся писатель, не
ученик, а зрелый мастер,- это было очевидно для
всех.
«Отрочество» -1854 г.

 «Юность» -1857г.
Все три повести составили
автобиографическую трилогию

«Жизнь Л. Н. Толстого –это
целая эпоха, почти весь ХIХ
век, вместившийся в его
жизнь и в его
произведения» (Ги де
Мопассан)

Краткое
содержание

 http://szhato.ru/tolstoy/79-yunost.html
 Какой главный принцип
человеческой жизни
продемонстрировал Л.Н. Толстой
на примере Николеньки Иртеньева?
 Каким надо быть? К чему нужно
стремиться?

 В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во
много раз приглушеннее, уступая место теме
взаимоотношений Николеньки с внешним
миром. Он ищет в жизни свое место: «Надо
скорей, скорей, сию же минуту сделаться
другим человеком и начать жить иначе».
Николенька сталкивается с противоречием
между мечтой и действительностью. Он
мечтает о том, как станет лучшим студентом, а
потом - великим ученым, но внезапно для себя
осознает, что им движет тщеславие, и стыдится
этого.

Отличный французский язык, длинные ногти,
умение кланяться, танцевать и разговаривать,
равнодушие ко всему, презрительная скука и
манера одеваться - это не назначение человека.
Он находит в себе такой недостаток, как
самолюбование, а слишком рациональная
программа приводит героя к раздвоению: он
тянется к светским развлечениям и не в силах
соблюдать жесткие требования программы.
Николенька-первокурсник проваливается на
экзамене по математике. После он решает, что с
праздным времяпровождением покончит. Он
осознал противоречия, которые мешают его
духовному росту.
Однажды поздно вечером Николай достаёт
тетрадь, на которой написано: «Правила жизни».
От нахлынувших чувств, связанных с юношескими
мечтаниями, он плачет, но уже слезами
не отчаяния, а раскаяния и морального порыва.

Жизнь»
 «Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай,
никогда не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое
не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том,
чтобы все больше и больше приближаться к нему»
«Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования - работать над мыслями»«Нельзя одним людям улучшить жизнь других людей. Каждый человек может только сам улучшить свою жизнь»«Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай, никогда не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему»

Л.Н.Толстой«Юность»:

нравственные идеалы

Я был бы не счастливейший

из людей, ежели бы я не нашел

цели для моей жизни - цели

общей и полезной.

Л. Н. Толстой.

Из дневника юношеских лет. .


Цели: 1. углубление знаний об особенностях автобиографической литературы;

2. обучение анализу художественного произведения, работе с текстом.

3. развитие навыка осмысленного чтения.

4. нравственное развитие, воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию.



Автобиографический. Связанный с жизнью автора; являюется автобиографией.

Трилогия. Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.


«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь ХIХ век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Ги де Мопассан.

Автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857).

Охарактеризуйте каждый период. С какой целью Л. Толстой пишет данные произведения? Какие вопросы поднимает в трилогии?


Главный вопрос- каким надо быть? К чему стремиться?

Процесс умственного и нравственного развития человека.



1. Анализ главы «Comme il faut».

1) Беседа .

– В чем состоит идеал человека «комильфо»?

– Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

– Что было главным злом этого увлечения?


Работа в группах .

Вопрос 1-й группе. Как вы оцениваете такую участь героя?

Вопрос 2-й группе. Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?

Вопрос 3-й группе. Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?


2. Работа над главой «Я проваливаюсь».

1) Беседа .

– Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

– Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена?

– О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

– Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

– Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

– На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

– Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы?


Примерный план сочинения«Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность».

I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности.

II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность».

1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками.

2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя.

3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту.

4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести.

5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?






Top