Осоргин интересная биография. Михаил Андреевич Осоргин: интересные данные и факты из жизни

Михаил Андреевич Осоргин родился в Перми в 1878 году. Его настоящая фамилия Ильин. Он был известен, как журналист и прозаик. Вырос в семье дворян, которые относились к прямым потомкам Рюрика. Уже в 1895 году вышел первый рассказ Михаила Андреевича. Во время своей учебы он уделял много времени и внимания своим произведениям. В 1897 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1899 году молодого Осоргина сослали в Пермь, виной всему послужило его соучастие во многих студенческих волнениях. Восстановиться в университет ему удалось лишь в 1900 году.

Далее биография Осоргина наполняется многочисленными событиями и достижениями. На протяжении всей своей учебы он вел рубрику «Московские письма» в популярной в те дни газете «Пермские губернские ведомости». Многие рассказы Осоргина выражают некую мудрость и доверительную интонацию. Наиболее читаемые жанры писателя: «По наклонной плоскости», «Арестантский вагон», а также ряд романтических произведений, таких как «Два мгновенья», «Новогодняя фантазия», и несколько юмористических работ «Письмо сына к мамаше». В свои годы Осоргин занимался адвокатским делом, а немногим позже вместе с К.А. Ковальским и А.С. Буткевичем он решается открыть в столице новое издание «Жизнь и правда», которое намерено выпускать лишь публичную литературу. В 1904 году в этом издательстве Осоргин выпускает брошюры Япония, Русские военачальники на Дальнем Востоке, Вознаграждение рабочих за несчастные случаи, Закон 2 июня 1903 года.

В 1903 году Осоргин берет в жены дочь известного народовольца Машкова. Будучи женатым в 1904 году он вступает в партию эсеров, что позволило ему опубликовать в подпольной газете уникальную статью «За что?» В статье раскрывалась вся правда борьбы за благо народа.

В 1905 году он был арестован. Его арест был вызван случайным совпадением фамилии с одним из управляющих боевой дружины. Такое случайное совпадение чуть не стоило ему всей жизни. В мае 1906 года находившегося в ссылке писателя временно отпустили под залог. Отрезок его жизни, который он пошел в Таганской тюрьме, заметно отразился на рассказе «Картина тюремной жизни», где он детально описывает жизнь заключенных и отношение к ним. В 1906 году вышел очерк «Из дневника», после него вскоре писатель выпускает новую работу «Участие в эсеровском движении». В 1923 году он напомнил о диспуте на квартире, где принимал участие сам В.И. Ленин. «Венок памяти малых» был написан в 1924 году, «Девятьсот пятый год» 1930, наряду с этим он выпустил свои новые рассказы «Террорист» и «Книга о концах» 1935 г.

В 1906 году Осоргин упоминает в своих произведениях о том, что с каждым днем становится все трудней отличать хулигана от революционера, а в 1907 году он решается поехать в Италию и жить, там нелегально. В Италии он прожил не долго, и вскоре решается поехать вновь на родину, но до этого он отправил в Россию прессу русской корреспонденции, которую обнаружил в Италии. Часть пересланной корреспонденции вошла во многие детские рассказы и сказки, частично что-то ушло на стихи. С 1908 года у писателя началось постоянное сотрудничество с газетой «Русские ведомости», а также с журналом «Вестник Европы», где Осоргин сумел опубликовать многие свои рассказы, такие как Моя дочь, написанная в 1911 году, Эмигрант 1910 год, Призрак 1913 год и множество других немало известных рассказов.

В 1914 году он выступил в Италии в масонское братство. В связи с этим он стремительно выучил итальянский язык, что позволило ему более детально следить за всеми последними новостями относительно итальянской культуры. Вскоре он становится одним из востребованных специалистов по Италии, а также одним из наиболее знаменитых журналистов из России. Его знание и колоссальный опыт работы позволили выработать в своей практике специфический жанр боллетизированного эсея.

Летом 1916 года он вернулся в Россию. В этом же году в августе в редакции «Русские ведомости» была опубликована его статья «Дым отечества», которая незамедлительно вызвала гнев у многих патриотов.

Написанную им «Февральскую революцию» читатель принял с восторгом, но затем немного насторожился, а весной в 1917 году в статье «Старая прокламация» - писатель старался предупредить о наступающей опасности большевизма. Он смог опубликовать целый цикл очерков об обычном народе. Осоргин выпустил множество других брошюр «борцы за свободу» (в котором рассказывалось о жизни многих народовольцах), «нынешняя война и вечный мир» (рассказ повествовал о стремлении бороться, что бы выжить). «Охранное отделение и его секреты».

После того, как закончилась Октябрьская революция, он принимает решение вступить против многих большевиков. Его протест был направлен с помощью газеты в которой он намеривался опубликовать всю сущность того времени. В своем протесте он призывал народ принять участие в политической забастовке, а в 1918 году он выпустил новую статью «День скорби». В своей статье он написал о разгоне Учредительного собрания, который сделали большевики. Столь плотное укрепление власти большевиков, породило в Осоргине мысль о призвании интеллигенции к занятиям труда. Сам же он стал организатором и одним из первых председателей Союза журналистов. Осоргин вскоре стал Вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Вскоре он создал знаменитую Книжную лавку писателей, которая стала одним из значимых центров среди многих литераторов и читателей. Он был активным деятелем и с большим удовольствием принимал участие в московском кружке «Студия Итальяна».

В 1919 году он вновь был арестован, но вскоре был освобожден на основании ходатайства Союза писателей. Спустя пару лет в 1921 году он устроился на работу в Комиссию помощи голодающим, параллельно он работал редактором в издаваемой Комиссией брошюре «Помощь». В этом же году в августе вместе со многими членами комиссии он вновь был арестован, и лишь вмешательство Нансена спасло их группу от смертельной казни.

Перезимовать с 1921 года по 1922 он решает в Казани, в это время писатель занимается вплотную редакцией «Литературной газеты», после чего, весной, он вновь вернулся в Москву. В это время автор продолжал публикацию детских сказок и многих других рассказов для детей. По просьбе Вахтангова он перевел пьесу Гоцци «Принцесса Турандот» 1923 год. Вместе с этой пьесой перевел и другие работы Гольдони. В 1918 году начал работу над романом о революции и уже успел сделать несколько набросков, как осенью 1922 года ему пришлось вновь покинуть Москву. Его, вместе с группой оппозиционеров отечественной интеллигенции, отправили из страны. До 1937 года он хранил паспорт, в надежде вернуться обратно на родину, но возвращаться, ему было запрещено. Он остался жить в Берлине, периодически ездил в Италию и читал там лекции. Лишь в 1923 году во Франции он вновь женился, после чего обрел спокойный образ жизни, и посвятил себя полностью своей семье.

Осоргин еще в России начал работу над романом Сивцев Вражек, и вот спустя несколько лет он завершает работу над этим произведением. После публикации этот рассказ принес автору колоссальную известность. В своей работе он предоставил жизнь профессора орнитолога и его внучки. На все что с ним произошло в России, автор старается посмотреть с точки зрения «абстрактного», порой даже внесоциального гуманизма. Он постоянно проводил параллель между человеком и жизнью животного.

Все, что произошло с автором в России, не помешало его рассказу Сивцева Вражка обрести популярность, которая ценится, по сей день. Философская мысль наиболее точно выражает всю нашу жизнь, в рассказе присутствуют нотки ностальгии о былом времени, но в тоже время он показывает свою любовь к родине, к ее порядку. Несмотря на все то, что с ним произошло на родине Осоргин смотрин на все это с былой обидой и сожалением. Вместе с этим рассказом удачу писателю принесла также повесть о сестре, которая была написана в 1931 году.

Читатель особо оценил следующие работы автора: «свидетель истории», «чудо на озере», «вольный каменщик», «книга о концах». Автору было свойственно писать с присутствием ненавязчивого юмора, какой-то особой задушевностью, которая захватывает на протяжении всего чтения его рассказов.

В эти годы Осоргин выступал, как критик литературного жанра. Многие прислушивались к его критике, а порой даже обращались к нему с советом, как лучше поступить в написании произведения.

В романе Сивцев Вражек автор старался донести до своего читателя всю сущность человеческой жизни. Он уделял особое внимание всему живому на земле. Своими рассказами он словно призывал посмотреть вперед и глянуть со стороны, что может произойти с миром, если в него пустить все новое, что может навредить настоящей живой природе. Технотронная цивилизация пугала автора того времени, и он хотел чтобы его услышали.

Осоргин ценил свою работу и знал наизусть все свои труды. Незадолго до наступления войны он решает опубликовать мемуары «Детство и юность», но наступившая война кардинально поменяла все его планы, и писателю пришлось отложить свою работу в надежде на наступление лучшего времени. Опубликовать написанные ранее мемуары удалось лишь в 1955 году, после окончания войны. Но в это время Осоргин уже умер и его ранее написанные мемуары были опубликованы без него.

В 1940 году он переехал в Париж на самый юг Франции. В этой стране он выпустил «Новое о русском слове».

Осоргину характерны такие черты характера, как пессимизм и осознание бессмысленности. Возможно, благодаря этим качествам ему удавалось выпустить множество работ, которые были так интересны широкому кругу читателя. В своих рассказах он отражал не только физическое противостояние, но и духовное.

Умер Осоргин Михаил Андреевич 27 ноября 1942 года. На юге Франции в небольшом городке Шабри. На родину ему так и не удалось вернуться.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Осоргин Михаил Андреевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Михаил Андреевич Осоргин краткая биография писателя изложена в этой статье.

Михаил Осоргин краткая биография

Осоргин Михаил Андреевич появился на свет 7 октября 1878 года в Перми в семье судьи. Его отец в силу своей профессии редко бывал дома. Образованием детей занималась мать, образованная и начитанная женщина, вольно владеющая несколькими языками.

В 1897 году Михаил уезжает в Москву, где поступает в Московский университет, юридический факультет. Заканчивает обучение в 1902 году и сразу же приступает к адвокатской практике. Но вскоре понял, что юриспруденция отнюдь не его призвание, сердце Осоргина принадлежит литературе.

Стоит отметить, что печататься он начал еще в школьные годы в местной газете. В студенческие годы регулярно посылал в «Пермские губернские ведомости» свою корреспонденцию, ведя в газете свою колонку под названием «Московские письма».

В 1903 году Осоргин женился

В 1905 году началась революция, и Осоргин в своей квартире прятал революционеров, хранил нелегальную литературу и оружие, за что был арестован. Юриста-писателя приговорили к 3 годам ссылки в Томской области. Но уже в мае месяце 1906 года он был на свободе. Сначала Михаил скрывается от власти под Москвой, после перебирается в Финляндию, а дальше в Италию. Здесь он живет в приюте «Мария», созданный специально для политических эмигрантов из России. Осоргин в Италии становится автором и корреспондентом «Русских ведомостей» с 1908 года. Проработав в этой газете 10 лет, он напечатал на ее страницах больше 400 материалов.

Параллельно с этим он печатает рассказы в другом журнале «Русский вестник». Это были «Призраки», «Эмигрант», «Старая вилла», «Моя дочь».

В Россию Михаил Осоргин возвращается в 1916 году, без официального разрешения на въезд в страну. И тут опять мятеж – Февральская революция. Летом 1918 года Михаил Андреевич с остальными писателями и поэтами занялся созданием Книжной лавки писателей в городе Москва. Она стала местом, где собирались читатели книг и писатели для общения.

Осень 1922 года оборвала планы писателя остаться в родной стране. В 1922 году его вместе с «вредными» учеными и писателями выслали на теплоходе со страны. Формально как бы на 3 года, но на самом деле навсегда.

Сначала он проживал в Берлине, иногда бывал в Италии. За границей и раскрылся его настоящий писательский талант. А пишет он исключительно о России. Долгое время живет в Париже. В годы Второй мировой войны вместе с семьей он покидает Францию и поселяется в городке Шабри. Здесь писатель и умер 27 ноября 1942 года.


Осоргин Михаил Андреевич
Родился: 7 (19) октября 1878 года.
Умер: 27 ноября 1942 года.

Биография

Михаил Андреевич Осоргин, настоящая фамилия Ильи́н (7 (19) октября 1878 - 27 ноября 1942) - русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, основатель нескольких русских масонских лож во Франции.

Михаил Андреевич Осоргин; наст. фам. Ильин родился в Перми - в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин - юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912 году) был местным журналистом и поэтом.

Во время учёбы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии (1897) поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции - на насилие отвечать насилием, на подавление свободы - террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в её подготовку был вовлечён. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905-1907 в его московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооружённом восстании 1905 года.

В декабре 1905 г. Осоргин , принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда - через Данию, Германию, Швейцарию - в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913).

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнёсся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имела в России значительный резонанс. Ему доверяли как блестящему знатоку Италии, к его суждениям прислушивались.

В 1913 для женитьбы на семнадцатилетней Рахили (Розе) Гинцберг, дочери Ахад-ха-Ама, принял иудаизм (впоследствии брак распался).

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своём отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчёркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.

С началом 1-й мировой войны Осоргин сильно затосковал по России. Хотя связей с Родиной он не прекращал (был заграничным корреспондентом «Русских ведомостей», публиковался в журналах, например в «Вестнике Европы»), но осуществлять их было труднее. Полулегально возвращается в Россию в июле 1916 года, проехав через Францию, Англию, Норвегию и Швецию. С августа 1916 жил в Москве. Один из организаторов Всероссийского союза журналистов и его председатель (с 1917) и товарищ председателя Московского отделения Союза писателей. Сотрудник «Русских ведомостей».

После Февральской революции входил в комиссию по разработке архивов и политических дел в Москве, работавшую с архивом московского охранного отделения. Осоргин принял Февральскую революцию 1917. Он стал широко печататься в журнале «Голос минувшего», в газетах «Народный социалист», «Луч правды», «Родина», «Власть народа» вёл текущую хронику и редактировал приложение «Понедельник».

Тогда же подготовил к изданию сборники рассказов и очерков «Призраки» (1917) и «Сказки и несказки» (1918). Участвуя в разборе документов московской охранки, он опубликовал брошюру «Охранное отделение и его секреты»(1917).

После Октябрьской революции выступал против политики большевиков. В 1919 г. был арестован, освобождён по ходатайству Союза писателей и Ю. К. Балтрушайтиса.

В 1921 году работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК (Всероссийский комитет помощи голодающим «Помгол»), был редактором издаваемого ею бюллетеня «Помощь»; в августе 1921 года был арестован вместе с некоторыми членами комиссии; от смертной казни их спасло вмешательство Фритьофа Нансена. Зиму 1921-1922 провёл в Казани, редактируя «Литературную газету», затем вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей и рассказы. Перевёл с итальянского языка (по просьбе Е. Б. Вахтангова) пьесу К. Гоцци «Принцесса Турандот» (изд. 1923), пьесы К. Гольдони.

Вместе со своим давним другом Н. Бердяевым открывает знаменитую книжную лавку в Москве, надолго становящуюся приютом интеллигенции в годы послевоенной разрухи.

В 1921 году Осоргин был арестован и выслан в Казань.

Осенью 1922 с группой оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции (таких как Н. Бердяев, Н. Лосский и другие) был выслан из СССР. Троцкий в интервью иностранному корреспонденту вы­разился так: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Из «Постановления Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении списка высылаемых из России интеллигентов»:

57. Осоргин Михаил Андреевич. Правый кадет, несомненно, антисоветского направления. Сотрудник «Русских ведомостей». Редактор газеты «Прокукиша». Его книги издаются в Латвии и Эстонии. Есть основание думать, что поддерживает связь с заграницей. Комиссия с участием т. Богданова и др. за высылку.

Эмигрантская жизнь Осоргина началась в Берлине, где он провёл год. С 1923 года окончательно поселился в Париже. Публиковал свои работы в газетах «Дни», «Последние новости».

Жизнь Осоргина в эмиграции была трудной: он стал противником всех и всяческих политических доктрин, превыше всего ценил свободу, а эмиграция была очень политизирована.

Писатель Осоргин стал известен ещё в России, но слава пришла к нему в эмиграции, где были опубликованы его лучшие книги. «Сивцев Вражек» (1928), «Повесть о сестре» (1931), «Свидетель истории» (1932), «Книга о концах» (1935), «Вольный каменщик» (1937), «Повесть о некоей девице» (1938), сборники рассказов «Там, где был счастлив» (1928), «Чудо на озере» (1931), «Происшествия Зелёного мира» (1938), воспоминания «Времена» (1955).

Сохранял советское гражданство до 1937, после чего жил без паспорта, французского гражданства не получил.

С начала Второй мировой войны жизнь Осоргина круто изменилась. В июне 1940, после наступления немцев и оккупации части французской территории, Осоргин с женой бежали из Парижа. Они поселились в Шабри, на том берегу реки Шер, который не был занят немцами. Там Осоргин написал книгу «В тихом местечке Франции» (1940) и «Письма о незначительном» (опубл. в 1952). В них проявился его талант прозорливого наблюдателя и публициста. Осудив войну, писатель размышлял о гибели культуры, предупреждал об опасности возвращения человечества в средневековье, скорбел о непоправимом ущербе, который может быть нанесен духовным ценностям. Вместе с тем он твёрдо стоял за право человека на свободу личности. В «Письмах о незначительном» писатель провидел новую катастрофу: «Когда война закончится, - писал Осоргин, - весь мир будет готовиться к новой войне».

Скончался и был похоронен писатель в этом же городе.

Творчество

В 1928 году Осоргин создал свой самый знаменитый роман-хронику «Сивцев Вражек». В центре произведения - история старого отставного профессора орнитологии Ивана Александровича и его внучки Татьяны, превращающейся из маленькой девочки в девушку-невесту. Хроникальный характер повествования проявляется в том, что события не выстроены в одну сюжетную линию, а просто следуют друг за другом. Центр художественной структуры романа - дом на старой московской улице. Дом профессора-орнитолога - это микрокосм, подобный в своем строении макрокосму - Вселенной и Солнечной системе. В нём тоже горит свое маленькое солнце - настольная лампа в кабинете старика. В романе писатель стремился показать относительность великого и ничтожного в бытии. Бытие мира в конечном счете определяется для Осоргина таинственной, безличной и внеморальной игрой космологических и биологических сил. Для земли движущая, живительная сила - это Солнце.

Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Первая мысль легла в основу очерков, печатавшихся в «Последних новостях» за подписью «Обыватель» и составивших книгу «Происшествия зелёного мира» (София, 1938). Очеркам присущ глубокий драматизм: на чужой земле автор превращался из «любовника природы» в «огородного чудака», протест против технотронной цивилизации соединялся с бессильным протестом против изгнанничества. Воплощением второй мысли явилось библиофильство и коллекционирование. Осоргин собрал богатейшую коллекцию русских изданий, с которыми знакомил читателя в цикле «Записки старого книгоеда» (окт. 1928 - янв. 1934), в серии «старинных» (исторических) рассказов, вызывавших нередко нападки из монархического лагеря за непочтение к императорской фамилии и особенно к церкви.

В своих двадцати книгах (из них пять романов) Осоргин сочетает нравственно-философские устремления с умением вести повествование, следуя традиции И. Гончарова, И. Тургенева и Л. Толсто­го. Это сочетается с любовью к некоторому экспериментированию в области повествовательной техники: так, в романе «Сивцев Вра­жек» он выстраивает череду отдельных глав об очень разных людях, а также о животных. Осоргин - автор нескольких автобиографических книг, которые распола­гают к себе скромностью автора и его жизненной позицией порядочного человека.

Масонская деятельность

Регуляризирован и присоединен в ложе «Северная Звезда» 4 марта (6 мая) 1925 года по рекомендации Б. Миркина-Гецевича. Возведён во 2-ю и 3-ю степени 8 (1) апреля 1925 года. 2-й эксперт с 3 ноября 1926 года. великий эксперт (исполнитель) с 30 ноября 1927 по 1929 годы. оратор с 6 ноября 1930 по 1932 годы и в 1935-1937 годах. 1-й страж с 1931 по 1934 годы и с 7 октября 1937 по 1938 годы. Также библиотекарь ложи в 1934-1936 годах, и с 27 сентября 1938 года. Досточтимый мастер с 6 ноября 1938 по 1940 год.

С 1925 по 1940 год активно участвовал в деятельности нескольких лож, работающих под эгидой Великого востока Франции. Был одним из основателей и входил в состав лож «Северная Звезда» и «Свободная Россия».

Михаил Андреевич - основатель ложи «Северные Братья», её досточтимый мастер со дня основания по 11 апреля 1938 год. Ложа работала с октября 1931 по апрель 1932 года как узкая масонская группа, с 17 ноября 1932 года - как учебная группа. Акт учреждения подписан 12 ноября 1934 года. Работала независимо от существующих масонских послушаний по Древнему и принятому шотландскому уставу. С 9 октября 1933 по 24 апреля 1939 года провела 150 заседаний, затем прекратила свою деятельность. Первоначально собрания проводились на квартире М. А. Осоргина по понедельникам, после 101-го заседания - на других квартирах.

Занимал ряд офицерских должностей в ложе, был досточтимым мастером (наивысшая офицерская должность в ложе). Был весьма уважаемым и достойным братом, внесшим большой вклад в развитие русского масонства во Франции.

Михаил Андреевич являлся членом Капитула «Северная Звезда» (4-18 гр.) Верховного совета великой Коллегии ДПШУ.

Возведён в 18-ю степень 15 декабря 1931 года. Эксперт около 1932 года. Член капитула по 1938 год.

Весьма характерным примером глубокого знания масонства служит произведение Осоргина «Вольный каменщик», в котором Михаил Андреевич обозначил основные направления в работе масонства и масонов. Юмор, присущий автору, пронизывает это произведение от первой до последней страницы.

Произведения

Очерки современной Италии, 1913
Охранное отделение и его секреты. М., 1917
Призраки. М., «Задруга», 1917
Сказки и несказки М., «Задруга», 1918
Из маленького домика, Riga, 1921
Сивцев Вражек. Париж, 1928
Кабинет доктора Щепкина (рус.) «Это произошло в Кривоколенном переулке, сокращавшем дорогу к его собственному дому с Маросейки на Чистые пруды.» (19??)
Вещи человека. Париж, 1929;
Повесть о сестре, Paris, 1931
Чудо на озере, Paris, 1931
Свидетель истории 1932
Книга о концах 1935
Вольный каменщик, 1937
Повесть о некоей девице, Tallinn, 1938
В ти­хом местечке Франции (июнь-декабрь 1940). Воспоминания, Paris, 1946
Письма о незначительном. Нью-Йорк, 1952
Времена. Париж, 1955
Дневник Галины Бениславской. Противоречия
«Глагол», № 3, 1981
Мемуары изгнанника
«Время и мы», № 84, 1985

Издания

Заметки старого книгоеда, Мо­сква, 1989
Осоргин М. А. Времена: Автобиографическое повествование. Романы. - М.: Современник, 1989. - 624 с. - (Из наследия). - 100 000 экз. - ISBN 5-270-00813-0.
Осоргин М. А. Сивцев Вражек: Роман. Повесть. Рассказы. - М.: Московский рабочий, 1990. - 704 с. - (Литературная летопись Москвы). - 150 000 экз. - ISBN 5-239-00627-X.
Собрание сочинений. Т.1-2, М.: Московский рабочий, 1999.

Поликовская Л. В. «Жизнь Михаила Осоргина. Строительство собственного храма». - СПб., Крига, 2014. - 447 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-901805-84-8

Гражданство:

Российская империя →
СССР

Род деятельности:

прозаик, журналист

Годы творчества: Жанр:

повести, рассказы, очерки

Произведения на сайте Lib.ru

Михаи́л Андре́евич Осорги́н , настоящая фамилия Ильи́н (7 () октября - 27 ноября ) - русский писатель , журналист , эссеист.

Биография

Михаил Андреевич Осоргин; наст. фам. Ильин родился в Перми - в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин - юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912 году) был местным журналистом и поэтом.

Во время учебы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета . В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров . Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции - на насилие отвечать насилием, на подавление свободы - террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в ее подготовку был вовлечен. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905-1907 в его Московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооруженном восстании 1905 года .

В декабре 1905 г. Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда - через Данию, Германию, Швейцарию - в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913).

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнесся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имели в России значительный резонанс. Ему доверяли как блестящему знатоку Италии, к его суждениям прислушивались.[Литература русского зарубежья (1920-1990): учеб.пособие/под общ.ред. А. И. Смирновой. М.,2006 - С.246-247]

В 1913 для женитьбы на семнадцатилетней Рахили (Розе) Гинцберг, дочери Ахад-ха-Ама , принял иудаизм (впоследствии брак распался) .

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своем отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчеркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.

С началом 1-ой мировой войны Осоргин сильно затосковал по России. Хотя связей с Родиной он не прекращал (был заграничным корреспондентом «Русских ведомостей», публиковался в журналах, например в «Вестнике Европы»), но осуществлять их было труднее. Полулегально возвращается в Россию в июле 1916 года , проехав через Францию, Англию, Норвегию и Швецию. С августа 1916 жил в Москве. Один из организаторов Всероссийского союза журналистов и его председатель (с 1917) и товарищ председателя Московского отделения Союза писателей . Сотрудник «Русских ведомостей ».

Вместе со своим давним другом Н. Бердяевым открывает знаменитую книжную лавку в Москве, надолго становящуюся приютом интеллигенции в годы послевоенной разрухи.

В 1921 году Осоргин был арестован и выслан в Казань.

Осенью 1922 с группой оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции (таких как Н. Бердяев , Н. Лосский и другие) был выслан из СССР . Троцкий в интервью иностранному корреспонденту вы­разился так: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» .

Из «Постановления Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении списка высылаемых из России интеллигентов»:

57. Осоргин Михаил Андреевич. Правый кадет, несомненно, антисоветского направления. Сотрудник «Русских ведомостей». Редактор газеты «Прокукиша». Его книги издаются в Латвии и Эстонии. Есть основание думать, что поддерживает связь с заграницей. Комиссия с участием т. Богданова и др. за высылку .

Эмигрантская жизнь Осоргина началась в Берлине, где он провел год. С 1923 года окончательно поселился в Париже. Публиковал свои работы в газетах «Дни», «Последние новости».

Жизнь Осоргина в эмиграции была трудной: он стал противником всех и всяческих политических доктрин, превыше всего ценил свободу, а эмиграция была очень политизирована .

Писатель Осоргин стал известен еще в России, но слава пришла к нему в эмиграции, где были опубликованы его лучшие книги. «Сивцев Вражек» (1928), «Повесть о сестре» (1931), «Свидетель истории» (1932), «Книга о концах» (1935), «Вольный каменщик» (1937), «Повесть о некоей девице» (1938), сборники рассказов «Там, где был счастлив» (1928), «Чудо на озере» (1931), «Происшествия Зеленого мира» (1938), воспоминания «Времена» (1955).

Сохранял советское гражданство до 1937, после чего жил без паспорта, французского гражданства не получил.

С начала Второй мировой войны жизнь Осоргина круто изменилась. В июне 1940, после наступления немцев и оккупации части французской территории, Осоргин с женой бежали из Парижа. Они поселились в Шабри, на том берегу реки Шер, который не был занят немцами. Там Осоргин написал книгу "В тихом местечке Франции (1940) и «Письма о незначительном» (опубл. в 1952). В них проявился его талант прозорливого наблюдателя и публициста. Осудив войну, писатель размышлял о гибели культуры, предупреждал об опасности возвращения человечества в средневековье, скорбел о непоправимом ущербе, который может быть нанесен духовным ценностям. Вместе с тем он твердо стоял за право человека на свободу личности. В «Письмах о незначительном» писатель провидел новую катастрофу: «Когда война закончится, - писал Осоргин, - весь мир будет готовиться к новой войне».

Скончался и был похоронен писатель в этом же городе .

Творчество

В 1928 году Осоргин создал свой самый знаменитый роман-хронику «Сивцев Вражек». В центре произведения - история старого отставного профессора орнитологии Ивана Александровича и его внучки Татьяны, превращающейся из маленькой девочки в девушку-невесту. Хроникальный характер повествования проявляется в том, что события не выстроены в одну сюжетную линию, а просто следуют друг за другом. Центр художественной структуры романа - дом на старой московской улице. Дом профессора-орнитолога - это микрокосм, подобный в своем строении макрокосму - Вселенной и Солнечной системе. В нем тоже горит свое маленькое солнце - настольная лампа в кабинете старика. В романе писатель стремился показать относительность великого и ничтожного в бытии. Бытие мира в конечном счете определяется для Осоргина таинственной, безличной и внеморальной игрой космологических и биологических сил. Для земли движущая, живительная сила - это Солнце .

Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Первая мысль легла в основу очерков, печатавшихся в «Последних новостях» за подписью «Обыватель» и составивших книгу «Происшествия зеленого мира» (София, 1938). Очеркам присущ глубокий драматизм: на чужой земле автор превращался из «любовника природы» в «огородного чудака», протест против технотронной цивилизации соединялся с бессильным протестом против изгнанничества. Воплощением второй мысли явилось библиофильство и коллекционирование. Осоргин собрал богатейшую коллекцию русских изданий, с которыми знакомил читателя в цикле «Записки старого книгоеда» (окт. 1928 - янв. 1934), в серии «старинных» (исторических) рассказов, вызывавших нередко нападки из монархического лагеря за непочтение к императорской фамилии и особенно к церкви.

В своих двадцати книгах (из них пять романов) Осоргин сочетает нравственно-философские устремления с умением вести повествование, следуя традиции И. Гончарова, И. Тургенева и Л. Толсто­го. Это сочетается с любовью к некоторому экспериментированию в области повествовательной техники: так, в романе «Сивцев Вра­жек» он выстраивает череду отдельных глав об очень разных людях, а также о животных. <…> Осоргин - автор нескольких автобиографических книг, которые распола­гают к себе скромностью автора и его жизненной позицией порядочного человека .

Участие в масонстве

Осоргин Михаил Андреевич - регуляризирован и присоединен 4 марта (6 мая).1925 года по рекомендации Б.Миркина-Гецевича. Возведен во 2-ю и 3-ю степени 8(1) апреля 1925 года . 2-й Эксперт с 3 ноября 1926 года . Великий эксперт (исполнитель) с 30 ноября по 1929 годы . Оратор с 6 ноября по 1932 годы и в -1937 годах . 1-й Страж с по 1934 годы и с 7 октября по 1938 годы . Также библиотекарь ложи в -1936 годах , и с 27 сентября 1938 года . Досточтимый мастер с 6 ноября по 1940 год .

Занимал ряд офицерских должностей в ложе, был Досточтимым мастером (наивысшая офицерская должность в ложе). Был весьма уважаемым и достойным братом внесшим большой вклад в развитие русского масонства во Франции .

Михаил Андреевич являлся членом Державного Капитула «Северная Звезда» Великой Коллегии Ритуалов

Весьма характерным примером глубокого знания масонства служит произведение Осоргина «Вольный Каменщик», в котором Михаил Андреевич обозначил основные направления в работе масонства и масонов . Юмор, присущий автору, пронизывает это произведение от первой до последней страницы.

См. также

Произведения

  • Очерки современной Италии , 1913
  • Охранное отделение и его секреты. М., 1917
  • Призраки. М., "Задруга", 1917
  • Сказки и несказки М., "Задруга", 1918
  • Из маленького домика , Riga, 1921
  • Сивцев Вражек . Париж, 1928
  • (рус.) «Это произошло в Кривоколенном переулке , сокращавшем дорогу к его собственному дому с Маросейки на Чистые пруды . » (19??)
  • Вещи человека. Париж, 1929;
  • Повесть о сестре , Paris, 1931
  • Чудо на озере , Paris, 1931
  • Свидетель истории
  • Книга о концах
  • Повесть о некоей девице , Tallinn, 1938
  • В ти­хом местечке Франции (июнь-декабрь 1940). Воспоминания , Paris, 1946
  • Письма о незначительном . Нью-Йорк, 1952
  • Времена. Париж, 1955
  • Дневник Галины Бениславской. Противоречия // «Глагол», № 3, 1981
  • Мемуары изгнанника // «Время и мы», № 84, 1985
  • Пенсне

Издания

  • Заметки старого книгоеда, Мо­сква, 1989
  • Осоргин М. А. Времена: Автобиографическое повествование. Романы. - М .: Современник, 1989. - 624 с. - (Из наследия). - 100 000 экз. - ISBN 5-270-00813-0
  • Осоргин М. А. Сивцев Вражек : Роман. Повесть. Рассказы. - М .: Московский рабочий, 1990. - 704 с. - (Литературная летопись Москвы). - 150 000 экз. - ISBN 5-239-00627-X
  • Собрание сочинений. Т.1-2, М.: Московский рабочий, 1999.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 19 октября
  • Родившиеся в 1878 году
  • Родившиеся в Перми
  • Умершие 27 ноября
  • Умершие в 1942 году
  • Умершие во Франции
  • Выпускники юридического факультета МГУ
  • Эсеры
  • Масоны России
  • Масоны Италии
  • Масоны Франции
  • Масоны ВВФ
  • Историки масонства
  • Русские писатели по алфавиту
  • Прозелиты в иудаизме
  • Русские писатели первой волны эмиграции
  • Писатели России XX века
  • Переводчики прозы и драматургии на русский язык
  • Русские эмигранты первой волны во Франции
  • Голод в России 1921-1922
  • Мемуаристы русского зарубежья
  • Адвокаты Российской империи
  • Адвокаты по алфавиту
  • Русские писатели XX века
  • Похороненные во Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Михаил Андреевич Осоргин , настоящая фамилия Ильин (7 (19) октября 1878 - 27 ноября 1942) - русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, основатель нескольких русских масонских лож во Франции.

Биография

Михаил Андреевич Осоргин (наст. фам. Ильин) родился в Перми - в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин - юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912 году) был местным журналистом и поэтом.

Во время учёбы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии (1897) поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

В 1903 году женился на дочери народовольца А. К. Маликова.

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции - на насилие отвечать насилием, на подавление свободы - террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в её подготовку был вовлечён. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905-1907 в его московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооружённом восстании 1905 года.

В декабре 1905 г. Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда - через Данию, Германию, Швейцарию - в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913). К этому же времени относится сотрудничество Осоргина с редакцией Энциклопедии Граната, которая указывала его в списке авторов перед началом каждого тома без инициала отчества (Осоргин М.) и с уточнением в скобках: «Рим».

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнёсся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имела в России значительный резонанс. Ему доверяли как блестящему знатоку Италии, к его суждениям прислушивались.

В 1912 году для женитьбы на адвокате Рахили Григорьевне (Гиршевне) Гинцберг (1885, Киев - 1957, Тель-Авив), дочери литератора Ушера Исаевича Гинцберга (публиковавшегося под псевдонимом Ахад-ха-Ам), принял иудаизм (брак распался в 1923 году уже в Германии, и Р. Г. Осоргина-Гинцберг повторно вышла замуж за художника и журналиста Н. В. Макеева).

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своём отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчёркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.




Top