Острое чувство кризиса цивилизации. Методическая разработка занятия "Рассказы И

Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации

в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Цель урока: раскрыть философское содержание рассказа Бунина.

Методические приемы : аналитическое чтение.

Ход урока

I . Слово учителя

Уже шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Весной 1910 г. И. А. Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910 - весной 1911 гг. был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и других городах Европы. С декабря 1913 г. полгода провел на Капри. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол»(1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).

Повесть «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») продолжала традицию Л. Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности («Поликушка», 1863; «Смерть Ивана Ильича», 1886; «Хозяин и работник», 1895). Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа - в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

Сюжет построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого «никто не запомнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал не покладая рук», чтобы стать похожим на богатых людей, «кого некогда взял себе за образец».

I I . Беседа по рассказу

Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

(Во-первых, символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием «Атлантида», на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 19I2 году «Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода,- символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.

Символическим является и образ капитана, «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего... на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев». Символичен образ заглавного героя (справка: заглавный герой тот, чье имя вынесено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско- олицетворение человека буржуазной цивилизации.)

Чтобы яснее представить характер соотношения «Атлантиды» и океана, можно применить «кинематографический» прием: «камера» сначала скользит по этажам корабля, демонстрируя богатое убранство, детали, подчеркивающие роскошь, основательность, надежность «Атлантиды», а затем постепенно «отплывает», показывая громадность корабля в целом; двигаясь далее, «камера» все удаляется от парохода до тех пор, пока он не становится похож на ореховую скорлупку в огромном бушующем океане, заполняющем все пространство. (Вспомним завершающую сцену кинофильма «Солярис», где, казалось бы, обретенный отчий дом оказывается лишь воображаемым, данным герою силой Океана. Если есть возможность, можно показать эти кадры в классе).

Какое значение имеет основное место действия рассказа?

(Основное действие повести разворачивается на огромном пароходе знаменитой «Атлантиде». Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. Она предстает обществом, разделенным на верхние «этажи» и «подвалы». Наверху жизнь протекает, как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше - «великое множество» - тех, кто работает на них «в поварских, судомойнях» и в «подводной утробе» - у «исполинских топок».)

Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества?

(Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, непосильное напряжение»; «сияние... чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «господа» во фраках и смокингах, дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах» и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Постепенно выстраивается картина рая и ада.)

Как соотносятся между собой «верхи» и «низы»?

(Они странным образом связаны друг с другом. Попасть наверх помогают «хорошие деньги», а тех, кто, как «господин из Сан-Франциско», был «довольно щедр» к людям из «преисподней», они «кормили и поили... с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи…».)

Почему главный герой лишен имени?

(Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждал его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: « Go away ! Via !». («Прочь!»).)

(Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова», сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель - стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.)

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

(«Господин» меняется только перед лицом смерти, в нем начинает проявляться уже не господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть...». «Умерший», «покойный», «мертвый» - так теперь именует автор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут - только ящик из-под содовой («содовая» тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан-Франциско», которое возвращается «домой, в могилу, на берега Нового Света», в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.)

Как показано общество в рассказе?

(Пароход - последнее слово техники - является моделью человеческого общества. Его трюмы и палубы - слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего «на громадный отель со всеми удобствами», размеренно протекает жизнь богатых, достигших полного «благополучия». Эта жизнь обозначается длиннейшим неопределенно-личным предложением, занимающим почти страницу: «вставали рано, ... пили кофе, шоколад, какао, ... садились в ванны, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку...». Эти предложения подчеркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Все, что они делают ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита «Путешественники» не слышат злобного воя сирены, предвещающего гибель,- его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра».

Пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества: «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, ... был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара...» Пара изображала влюбленность, была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги». Это искусственный рой, залитый светом, теплом и музыкой. А есть и ад.

«Подводная утроба парохода» подобна преисподней. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». Отметим тревожный колорит и угрожающую звукопись этого описания.)

Как решается конфликт между человеком и природой?

(Общество лишь похоже на отлаженную машину. Природа, кажущаяся древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и... любовью молоденьких неаполитанок», напоминает об иллюзорности жизни в «отеле». Он «громадный», но вокруг него - «водяная пустыня» океана и «облачное небо». Извечный страх человека перед стихией заглушен звуками «струнного оркестра». О нем напоминает «поминутно взывающая» из ада, стонущая «в смертной тоске» и «неистовой злобе» сирена, но ее слышат «немногие». Все остальные верят в незыблемость своего существования, охраняемого «языческим идолом» - командиром корабля. Конкретность описания сочетается с символикой, что позволяет подчеркнуть философский характер конфликта. Социальный разрыв между богатыми и бедными - ничто по сравнению с той пропастью, что отделяет человека от природы и жизнь от небытия.)

Какова роль эпизодических героев рассказа - Лоренцо и абруццских горцев?

(Эти герои появляются в конце рассказа и никак не связаны с его действием. Лоренцо - «высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя, в отличие от заглавного героя. Он знаменит по всей Италии, не раз служил моделью многим живописцам. «С царственной повадкой» он поглядывает вокруг, ощущая себя поистине «царственным», радуясь жизни, «рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо». Живописный бедняк старик Лоренцо останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть.

Абруццские горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой: «Шли они - и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем...» Волынка из козьего меха и деревянная цевница горцев противопоставлены «прекрасному струнному оркестру» парохода. Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру, «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской…». Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».)

Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?

(Это тоже безымянный образ, в котором узнается некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие «съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил». «Человечество навеки запомнило его», но это слава Герострата: «человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры». В слове «почему-то» - разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время все расставляет по местам: дает бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.)

III. Слово учителя

В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливает грозное предсказание. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

I V . Анализ композиции и конфликта рассказа

Материал для учителя

Композиция повести имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается возвращением «домой, в могилу, на берега Нового Света». «Средина» повести - посещение «Старого Света» - помимо конкретного, имеет и обобщенный смысл. «Новый Человек», возвращаясь к истории, по-новому оценивает свое место в мире. Приезд героев в Неаполь, на Капри открывает возможность для включения в текст авторских описаний «чудесной», «радостной, прекрасной, солнечной» страны, красоту которой «бессильно выразить человеческое слово», и философских отступлений, обусловленных итальянскими впечатлениями.

Кульминацией является сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» но мере «нижнего коридора».

Это событие только по стечению обстоятельств было воспринято как «ужасное происшествие» («не будь в читальне немца», вырвавшегося оттуда «с криком», хозяину удалось бы «успокоить… поспешными заверениями, что это так, пустяк...»). Неожиданный уход в небытие в контексте повести воспринимается как высший момент столкновения иллюзорного и истинного, когда природа «грубо» доказывает свою всесильность. Но люди продолжают свое «беззаботное», безумное существование, быстро возвращаясь к миру и покою». Их не может пробудить к жизни не только пример одного из их современников, но даже воспоминание о том, что случилось «две тысячи лет назад» во времена жившего «на одном из самых крутых подъемов» Капри Тиберия, бывшего римским императором при жизни Иисуса Христа.

Конфликт повести далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». Обреченное на «тяжкий» путь преодоления «мрака, океана, вьюги», замкнутое в «адской» общественной машине, человечество подавлено условиями своей земной жизни. Только наивным и простым, как дети, доступна радость приобщения «к вечным и блаженным обителям». В повести возникает образ «двух абруццских горцев», обнажающих головы перед гипсовой статуей «не порочной заступницы всех страждущих», вспоминая о «благословенном сыне ее», принесшем в «злой» мир «прекрасное» начало добра. Хозяином земного мира остался дьявол, следящий «с каменистых ворот двух миров» за деяниями «Нового Человека со старым сердцем». Что выберет, куда пойдет человечество, сможет ли победить в себе злое начало,- это вопрос, на который повесть дает «подавляющий… душу» ответ. Но развязка становится проблемной, так как в финале утверждается мысль о Человеке, чья «гордыня» превращает его в третью силу мира. Символом этого является путь корабля сквозь время и стихии: «Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен».

Художественное своеобразие повести связано с переплетением эпического и лирического начал. С одной стороны, в полном соответствии с реалистическими принципами изображения героя в его взаимосвязях со средой на основе социально-бытовой конкретики создается тип, реминисцентным фоном для которого, в первую очередь, являются образы «мертвых душ» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души», 1842), При этом так же, как у Гоголя, благодаря авторской оценке, выраженной в лирических отступлениях, происходит углубление проблематики, конфликт при обретает философский характер.

2. Подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой и языковыми и образными особенностями.

Дополнительный материал для учителя 1

Мелодия смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Вначале смерть предельно эстетизирована, живописна: в Монте-Карло одним из занятий богатых бездельников является «стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются и садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю». (Для Бунина вообще характерна эстетизация вещей обычно неприглядных, которые должны скорее пугать, чем привлекать наблюдателя, - ну кто, кроме него, мог написать о «чуть припудренных нежнейших розовых прыщиках возле губ и между лопаток» у дочери господина из Сан-Франциско, сравнить белки глаз негров с «облупленными крутыми яйцами» или назвать молодого человека в узком фраке с длинными фалдами «красавцем, похожим на огромную пиявку!») Затем намек на смерть возникает в словесном портрете наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого, однако, «сквозили, как у мертвого», а кожа на лица была «точно натянута». И си на корабле захлебывается в «смертной тоске», суля недоброе, и музеи холодны и «мертвенно-чисты», и океан ходит «траурными от серебряной пены горами» и гудит, как «погребальная месса».

Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 15»

Методическая разработка занятия

по дисциплине Литература

Раздел: Литература первой половины XX века

Тема: Рассказы И. А. Бунина

Специальность: Сварщик Курс: 1

    Пояснительная записка

    Учебно-методическая характеристика занятия

    Хронологическая карта занятия

    Ход занятия

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении творчества И.А.Бунина.

В методическом пособии представлены различные формы заданий. Пособие включает материал, дополняющий материал учебника, вопросы по анализу стихотворных и прозаических текстов, раздаточный материал, материалы для текущего контроля.

В результате изучения темы Рассказы И.А. Бунина

Студент должен:

знать/понимать :

Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века

Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

уметь :

Воспроизводить содержание литературного произведения;

Сопоставлять литературные произведения;

Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Участия в диалоге или дискуссии;

Самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Учебно-методическая карта занятия


Тема занятия: Рассказы И.А. Бунина

Тип учебного занятия: комбинированное

Место проведения аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия

Цели занятия:

1. Образовательная: знать/пониматьосновные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века; содержание изученных литературных произведений; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

2. Развивающая : формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

3. Воспитательная : раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Междисциплинарная интеграция: история, русский язык

Внутридисциплинарная интеграция: Обзор русской литературы первой половины XX века. Стихотворения И.А. Бунина

Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, анализ текста

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные - учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, тексты произведений.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, портрет И.А. Бунина, выставка книг

Перечень литературы:

Основная:

- И. А. Бунин. Стихотворения. Рассказы « Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник », « Антоновские яблоки», «Темные аллеи »

- Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008

Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011

Дополнительная:

Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. - СПб., 2008

Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. - М.: Московский лицей, 1997

Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

- Кондратьева А.А. Изучение лирики Ивана Бунина. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.

Шушакова Г.В. «А счастье всюду...» Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.

Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.

Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870–1917. М., 1983.

Интернет ресурсы:

-

Сеть творческих учителей

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

    Организационный момент : приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.

    Мотивация учебной деятельности

Слово преподавателя о сложном мировоззренческом пространстве произведений Бунина, о социально-философском и художественном осмыслении жизни, о рассуждениях писателя о месте человека во Вселенной. В многоэтажном здании природы, в последовательной подчиненности ее явлений человек, по мнению Бунина, занимает одну из последних ее ступеней и способен расширить свои пределы только за счет опыта предыдущих поколений. О философской и эстетической концепциях писателя и их художественном воплощении в рассказе «Господин из Сан-Франциско» и пойдет речь сегодня на занятии.

Обозначение темы занятия, формирование цели занятия, обозначение плана предстоящей работы на занятии.

3. Актуализация опорных знаний

Проверка Д\З (сообщения студентов, демонстрация подготовленных презентаций)

    Творчество И.А. Бунина

    Бунин и современники

    Бунин за границей

    По бунинским местам

    Музеи И.А. Бунина в России

4. Усвоение новых знаний

Лекция- беседа (презентация)

Самое, наверное, удивительное в творчестве Бунина-поэта и Бунина-прозаика то, что между стихами и прозой можно без труда обнаружить тематическую связь. И сами стихотворения как бы являются продолжением друг друга.

Поэтому интерес к прошлому –явление в творчестве Бунина неслучайное. Всю свою жизнь он мучительно искал ответа на вопрос: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, как она связана с миром?

Чтобы понять смысл происходящего и объяснить существующую действительность, Бунин уезжает за границу.

Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско”

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» появился в печати в 1915 году, но первоначально он назывался «Смерть на Капри», что, безусловно, вносило ощущение катастрофичности, неотвратимости событий, неизбежности финала жизни. Первоначальное название было навеяно сюжетом, идеей и непосредственно самим названием повести немецкого писателя Т.Манна «Смерть в Венеции». История создания произведения связана и с событиями первой мировой войны, хотя эта тема в «Господине из Сан-Франциско» не прослеживается. Смена эстетических ориентиров, погружение в философию экзистенциализма, размышления о смысле человеческой жизни, о роли личности в истории, о судьбе мировых цивилизаций – все это отголоски тех исторических событий, которые потрясали тогда мир и не могли не отразиться в творчестве одного из самых чутких писателей И.А.Бунина.

Философия экзистенциализма, которой увлекался писатель во время создания рассказа, - это философия существования, жизни. Ее корни уходят в 19 век (Шопенгауэр, Достоевский). В 20 веке с этим мировоззрением связаны имена Сартра, Камю, Ястебса, Мальро. Основные тезисы экзистенциализма (подтверждение которым мы найдем в рассказе Бунина):

а) Сущность человека можно выявить только в минуты его смерти, все остальное лишь случайные моменты бытия, существования.

б) Человек осужден на свободу, свободу совершать поступок.

в) Человек в ответе за то, что происходит с ним.

г) Человек стремится быть кем-то другим, не тем, что он из себя представляет.

д) Человек не должен строить иллюзий насчет своей судьбы.

Первоначальное название «Смерть на Капри», которое содержало идею кульминации, настраивало на запрограммированное восприятие рассказа. В процессе работы над рассказом Бунин отказался от громкого слова «смерть», предопределявшего его идейное содержание. Такая же участь постигла впоследствии и эпиграф, предпосланный произведению: « Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (слова из Нового Завета, из Откровения св. Иоанна Богослова). Сейчас в редких изданиях «Господина из Сан-Франциско» можно встретить этот эпиграф. Смысл названия, передающего тему и идею произведения, можно истолковать как иллюстрацию одной из любимых тем писателя – индивидуального существования личности. Главный герой безымянен, ничтожен в масштабах мировой цивилизации, он не удостаивается имени собственного, обезличенное существование одного человека обобщено до предела. Подтверждением тому ближайший контекст эпиграфа: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой». В Откровении Иоанна Богослова Вавилон противопоставляется священному городу Иерусалиму и изображается в виде одетой в ярко-красную, багряную одежду женщины «упоенной кровию святых кровию свидетелей Иисусовых» с чашею, наполненной нечистотами. В данном случае Вавилон является едва замаскированным обозначением столицы Старого Света во времена пророка – Рима. Этот факт, безусловно, наглядно иллюстрирует историософскую проблематику рассказа

Сюжетная цепочка (схема) рассказа:

- Экспозиция : объяснение причин, по которым богатый американец из Сан-Франциско вместе с женой и дочерью отправляется на знаменитом пароходе «Атлантида» (обращает на себя внимание символика названия парохода) в длительное (как он предполагает) путешествие в Южную Европу (за Европой должны были последовать Ближний Восток и Япония). Подчеркивается суетность жизни, никчемность стремлений, бесцельность существования при вроде бы достижимой и осязаемой цели.

- Завязка , развитие действия : начало путешествия, пребывание на пароходе, описание жизни (существования) богатых туристов на «Атлантиде» (пароходе, похожем на «громадный отель со всеми удобствами»); корректировка планов (плохая погода не позволяет соблюсти маршрут в первоначальном виде): из Неаполя отправляются на Капри; подробное описание переезда, острова; появление господина с семьей в гостинице.

– Кульминация : внезапная странная смерть господина после тщательной подготовки (представленной в деталях и мельчайших подробностях) к позднему обеду. Смерть персонажа делит рассказ на две части, позволяя читателю увидеть героя в двух пространственно-временных ракурсах: прижизненном и посмертном.

Развязка, финал : возвращение мертвого господина в Америку в трюме «Атлантиды»; вставной эпизод о римском тиране Тиберии (у автора Тиверии); описание «прекрасной солнечной страны», масштабность картины мира.

Писатель предлагает необычное сюжетное решение: повествование не заканчивается смертью главного героя (оказывается, он и не был главным участником действия), а продолжается в лаконичных, художественно ярких зарисовках (Неаполитанский залив, уличный рынок, рассказ об абруццких горцах). Перед нами привлекательная картина жизни, жизни настоящей, полной радости, солнца, человеческих историй, переживаний, чувств. А смерть господина лишь маленький эпизод, страничка из огромной книги под названием «бытие».

5. Физкультминутка

6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

- Анализ смысла названия рассказа

Преподаватель: Заглавия многих произведений передают особый лиризм, затаенную печаль, тоску по ушедшему. Например, «Тишина», «Темные аллеи», «Первая любовь». - - Этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско». Почему? О чем в рассказе пойдет речь?

(Речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой

нечем восхищаться. Как можно охарактеризовать такую жизнь?)

- В течение трех минут сформулируйте определение понятий “духовность” и “бездуховность”.

Духовность -это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Бездуховность - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, чтобы оставило след в памяти даже близких ему людей.

Повесть “Господин из Сан-Франциско” продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

--Может быть это можно оправдать временем? Что 1915г?

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибель этого мира.

- Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «господин»? С какой интонацией обычно произносят обращение «господин». В каких отношениях находятся люди, употребляющие данное обращение? На что указывает название рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан –Франциско» ? Запишите в тетрадь.

(В голосе слышится подобострастие, интонации заискивающие, угодливые, неискренние; зависимость, подчинение; название указывает на статус главного героя, на отношение к нему окружающих, но и на какую – то безликость, отсутствие лица).

- В чем особенности Сан – Франциско как города?Для начала вспомните, в каком году был написан рассказ? (1915г)

(Сан – Франциско - крупный, богатый город, жить в нем могли себе позволить немногие. В это время данный город прославился после "золотой лихорадки" гигантским развитием монополий, город захватил всю торговлю на Тихоокеанском побережье. А в 1906 году в Сан-Франциско произошло большое землетрясение, принесшее много разрушений и страданий).

Работа с текстом. Чтение с остановками (вопрос-остановка-обсуждение-вопрос). Заполнение таблицы

Проблема: Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа?

Вопросы по тексту ему 58 лет, но он считает, что до этого «он не жил, а существовал», обеспечивая себе прочную материальную базу и стремясь сравняться с теми, кого некогда взял себе за образец.У господина нет даже собственных желаний. Он едет в путешествие только потому, что так делают, а не потому, что ему хочется увидеть мир. "Он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии в декабре и январе, карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим. Входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония". Герой не живет в настоящем, возлагая надежды на будущее. У него размеренная жизнь, без потрясений, без сюрпризов, ничего никогда не меняет в распорядке дня. Он уже не человек, его жизнь течет автоматически. Не зря ведь он спланировал свою жизнь вперед на два года.За всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, не научился получать удовольствие от ощущений и чувств. У него просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и во время отдыха - внимание к туалету не оставляло "времени для чувств и размышлений". Пароход – последнее слово техники – является моделью человеческого общества. На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Обращает внимание изобилие неопределенно-личных предложений, занимающих почти страницу: «вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчеркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Имен нет. Влюбленная пара изображает любовь за деньги.- Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад – трюмы корабля, похожие на преисподню. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени».Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты, ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества. Лоренцо – старик, лодочник, красавец. Есть имя. Знаменит во всей Италии,модель для живописцев. Ощущает себя «царственно», радуется жизни, живетвечно на полотнах художников, бедняк. А богатого старика из Сан-Францискозабыли, не успел он умереть.Абруццкие горцы тоже олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Они воздают своей живой музыкой хвалы солнцу, утру, Божьей Матери, природе в целом. Это и есть истинные ценности жизни).- И здесь опять философская основа конфликта, который переплетается с социальным. Показываются бедные и богатые, что деньги отчуждают человека от природы.

Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?

Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил“. “Человечество навеки запомнило его“, но это слава Герострата: “человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему – то имевший власть над миллионами людей, наделявший над ними жестокостей сверх всякой меры“. В слове «почему – то» – разоблачение фиктивного могущества, гордыни: время все расставляет по местам: даёт бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.

«Атлан» - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации. Таким образом, и этот пароход погибнет, Но пока хозяином земного мира остался Дьявол, следящий за деянием «Нового человека». Что выберет, куда пойдет человечество, сможет ли победить в себе злое начало?– этот вопрос волнует И.А.Бунина.

- Каков ответ? Есть ли надежда? Проследим по тексту.

«Образы, имеющие в рассказе символическое значение».

Символы.

Настанет день – исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку –

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

- Какова, по-вашему, основная идея рассказа?

Вывод : Главная проблема – не частная жизнь господина, а проблемы места человека в мире, взаимодействие социального и природно-космического начал в жизни. (Формулируют ученики с помощью учителя и записывают в тетрадь)

Какой же философский вывод напрашивается, в деньгах ли счастье?

Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе г-на из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он.

Сам Бунин боится такого будущего, он не хочет такого существования для мира, где никто не будет жить "живой жизнью", где все сведётся лишь к борьбе за деньги. Это показывается многочисленными образами-символами, характерными для поэта; самым ярким из них, безусловно, является отсутствие имени у главного героя.

7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:

- работа с учебной литературой ( Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011- Ч.1, С. 72-91)

- подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве А.И. Куприна

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия .

1. Заключительное слово преподавателя .

Бунин показывает исчезновение личности, превращение людей в массу, толпу, жаждущую денег и власти.

К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор, так как все еще существуют люди, живущие только ради денег.

Мы видим, что пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия, воплощенная не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмоленный гроб, стоящий глубоко в трюме, - символ конца, обреченности мира, охваченного войной. Мысль о неминуемой катастрофе приобретает окончательную завершенность, становится страшным пророчеством, которое во многом сбылось в ХХ веке.

2. Комментарийоценок, поставленных в течение занятия

«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

3. Рефлексия.

- Хотелось бы вам жить в таком обществе, где вас помнят, пока вы живы и богаты?

Составьте синквейн

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Вопросы к уроку

2. Найдите символы в рассказе. Подумайте, какой конкретный и общий смысл они имеют в рассказе.

3. С какой целью Бунин дал своему пароходу название «Атлантида»?



С декабря 1913 года Бунин полгода провел на Капри. До этого он съездил во Францию и другие города Европы, побывал в Египте, в Алжире, на Цейлоне. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол» (1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» продолжал традицию Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Творческий импульс для написания этого произведения дало известие о смерти миллионера, приехавшего на Капри и остановившегося в местной гостинице. Поэтому первоначально рассказ назывался «Смерть на Капри». Смена заголовка подчеркивает, что в центре внимания автора оказывается фигура безымянного миллионера пятидесяти восьми лет, плывущего из Америки на отдых в благословенную Италию.

Всю жизнь он посвятил безудержному накоплению богатств, ни разу не позволив себе расслабления и отдыха. И только теперь пренебрегающий природой и презирающий людей человек, став «дряхлым», «сухим», нездоровым, решает провести время среди себе подобных в окружении моря и пиний.

Ему казалось, саркастически-язвительно замечает автор, что он «только что приступил к жизни». Богач не подозревает, что вся та суетная, бессмысленная пора его существования, которую он вынес за скобки жизни, должна неожиданно оборваться, завершиться ничем, так что самой жизни в ее подлинном смысле ему так и не дано узнать.

Вопрос

Какое значение имеет основное место действия рассказа?

Ответ

Основное действие повести разворачивается на огромном пароходе «Атлантида». Это своеобразная модель буржуазного общества, в котором есть верхние «этажи» и «подвалы». Наверху жизнь протекает, как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше – «великое множество» – тех, кто работает на них.

Вопрос

Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества?

Ответ

Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и мрачные и знойные недра преисподней»; «господа» во фраках и смокингах, дамы в «богатых» «прелестных» «туалетах» и облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Постепенно выстраивается картина рая и ада.

Вопрос

Как соотносятся между собой «верхи» и «низы»?

Ответ

Они странным образом связаны друг с другом. Попасть наверх помогают «хорошие деньги», а тех, кто, как «господин из Сан-Франциско», был «довольно щедр» к людям из «преисподней», они «кормили и поили… с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи…».

Вопрос

Рисуя своеобразную модель буржуазного общества, Бунин оперирует рядом великолепных символов. Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

Ответ

Во-первых, символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием «Атлантида» , на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида – затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году «Титаником».

«Океан , ходивший за стенами» парохода, – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.

Символическим является и образ капитана , «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего… на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев».

Символичен образ заглавного героя (заглавный герой тот, чье имя вынесено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.

Он употребляет подводную «утробу» судна «девятому кругу», говорит о «раскаленных зевах» исполинских топок, заставляет появиться капитана, «рыжего червяка чудовищной величины», похожего «на огромного идола», а затем – Дьявола на скалах Гибралтара; автор воспроизводит «челночное», бессмысленное курсирование корабля, грозный океан и бури на нем. Художественно емок и эпиграф рассказа, данный в одной из редакций: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»

Богатейшая символика, ритм повторов, система намеков, кольцевая композиция, сгущение тропов, сложнейший синтаксис с многочисленными периодами – все говорит о возможности, о приближении, наконец, неминуемой гибели. Даже привычное название Гибралтар обретает в этом контексте свой зловещий смысл.

Вопрос

Почему главный герой лишен имени?

Ответ

Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: «Прочь!»

Вопрос

Ответ

Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства – осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.

В обрисовке своего героя автор мастерски пользуется умением подмечать детали (особенно запоминается эпизод с запонкой) и приемом контраста , противопоставляя внешнюю респектабельность и значительность господина его внутренней пустоте и убожеству. Писатель подчеркивает мертвенность героя, уподобленность вещи (его лысая голова блестела, как «старая слоновая кость»), механической кукле, роботу. Именно оттого он так долго, неловко и замедленно возится с пресловутой запонкой. Оттого он не произносит ни одного монолога, а две-три его краткие бездумные реплики скорее напоминают скрип и треск заводной игрушки.

Вопрос

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

Ответ

«Господин» меняется только перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, – его больше не было, а кто-то другой». Смерть делает его человеком: черты его стали утончаться, светлеть…». «Умерший», «покойный», «мертвый» – так теперь именует автор героя.

Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут – только ящик из-под содовой («содовая» тоже одна из примет цивилизации), прислуга, раболепствовавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан-Франциско», которое возвращается домой в могилу, на берега Нового Света», в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.

Вопрос

Как описаны другие персонажи рассказ?

Ответ

Столь же безмолвны, безымянны, механизированы и те, кто окружает господина на пароходе. В их характеристиках Бунин также передает бездуховность: туристы заняты только едой, питьем коньяков и ликеров и плаванием «в волнах пряного дыма». Вновь прибегает автор к контрасту, сопоставляя их беспечное, размеренное, регламентированное, беззаботно-праздничное прожигание жизни с адски напряженным трудом вахтенных и рабочих. А чтобы раскрыть фальшь мнимо красивого отдыха, писатель изображает нанятую молодую пару, которая имитирует любовь и нежность для радостного созерцания ее праздной публикой. В этой паре была «грешно-скромная девушка» и «молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры», «похожий на огромную пиявку».

Вопрос

Для чего в рассказ введены такие эпизодические персонажи как Лоренцо и абруццкие горцы?

Ответ

Эти герои появляются в конце рассказа и внешне никак не связаны с его действием. Лоренцо – «высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя, в отличие от заглавного героя. Он знаменит по всей Италии, не раз служил моделью многим живописцам.

«С царственной повадкой» он поглядывает вокруг, ощущая себя поистине «царственным», радуясь жизни, «рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо». Живописный бедняк, старик Лоренцо останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть.

Абруццкие горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру. Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных мнимых ценностей «господ».

Вопрос

Какой образ обобщает ничтожность и тленность земного богатства и славы?

Ответ

Это тоже безымянный образ, в котором узнается некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие «съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил». «Человечество навеки запомнило его», но это слава Герострата: «человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры». В слове «почему-то» – разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время все расставляет по местам: дает бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.

В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливает грозное предсказание. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

Рассказ Бунина не вызывает чувства безнадежности. В противовес миру безобразного, чуждого красоте (неаполитанским музеям и песням, посвященным каприйской природе и самой жизни) писатель передает мир прекрасного. Авторский идеал воплощен в образах жизнерадостных абруццких горцев, в красоте горы Монте-Соляро, он отражен в Мадонне, украсившей грот, в самой солнечной, сказочно прекрасной Италии, отторгнувшей от себя господина из Сан-Франциско.

И вот она происходит, эта ожидавшаяся, неотвратимая смерть. На Капри господин из Сан-Франциско внезапно умирает. Оправдываются наше предчувствие и эпиграф рассказа. История с помещением господина в ящик из-под содовой, а затем в гроб показывает всю тщету и бессмысленность тех накоплений, вожделений, самообольщения, с которыми существовал до этого момента главный герой.

Возникает новая точка отсчета времени и событий. Смерть господина как бы рассекает повествование на две части, и этим определятся своеобразие композиции. Резко меняется отношение к умершему и его жене. На глазах становятся равнодушно-черствыми хозяин отеля и коридорный Луиджи. Обнаруживается жалкость и абсолютная ненужность того, кто считал себя центром вселенной.

Бунин ставит вопросы о смысле и сути бытия, о жизни и смерти, о ценности человеческого существования, о грехе и вине, о Божьем суде за преступность деяний. Оправдания и прощения герой рассказа от автора не получает, и океан гневно рокочет при обратном следовании парохода с гробом усопшего.

Заключительное слово учителя

Когда-то Пушкин в стихотворении периода южной ссылки романтически славил свободное море и, меняя наименование, величал его «океаном». Так же он рисовал две смерти на море, обращая свой взор к скале, «гробнице славы», а заканчивал стихи размышлением о благе и тиране. По существу, аналогичную структуру предложил и Бунин: океан – корабль, «прихотью хранимый», «пир во время чумы» – две смерти (миллионера и Тиберия), скала с развалинами дворца – размышление о благе и тиране. Но как все переосмыслено у писателя «железного» ХХ века!

С эпической обстоятельностью, доступной прозе, Бунин рисует море не как свободную, прекрасную и своенравную, а как грозную, свирепую и гибельную стихию. Пушкинский «пир во время чумы» утрачивает свою трагедийность и получает пародийно-гротескный характер. Смерть героя рассказа оказывается людьми не оплаканной. А скала на острове, пристанище императора, на этот раз становится не «гробницей славы», а пародийным памятником, объектом туризма: люди через океан тащились сюда, с горькой иронией пишет Бунин, взбирались на крутую скалу, на которой проживал мерзкий и развратный изверг, обрекавший людей на бесчисленные смерти. Такое переосмысление передает гибельность и катастрофичность мира, оказавшегося, как и пароход, на краю бездны.


Литература

Дмитрий Быков. Иван Алексеевич Бунин. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007

Галина Кузнецова. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века. СП.: Паритет, 2002

Тест

С. Есенин

Задание 1

Соотнесите литературное течение начала 20 века с «ключевым словом»:

    Символ

    Образ

    Высшая степень чего-либо, цветущая сила

    Будущее

    Акмеизм

    Футуризм

    Имажинизм

    Символизм

Задание 2

Какому литературному течению был близок С.Есенин:

    Символизму

    Акмеизму

    Имажинизму

    Футуризму

Задание 3

Наиболее важную роль в художественном мире С.Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все его восприятие мира:

    Образ луны и солнца

    Пространственный образ земли

    Образ движущегося времени

    Образ дороги (пути)

Задание 4

Определите художественные средства выразительности, помощью которых С.Есенин создает образ природы:

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром».

    Эпитеты

    Метафоры

    Сравнение

    Метафорическое сравнение

Задание 5

Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом. Для создания образа:

    «Рассвет рукой прохлады росно

Сшибает яблоки зари».

    «Синь то дремлет, то вздыхает»

    «Как сережки, зазвенит девичий смех»,

    «…В водах лонных звенящая борозда».

    «…Звонко чахнут тополя».

    Олицетворение

    Звукопись

    Эпитеты

    Метафорические сравнения

    Метафоры

Задание 6

С.Есенин использует художественный прием антитезы в своем обращении к теме Родины. Антитеза – это:

    Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

    Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающее эффект резкого контраста.

    Прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

Задание 7

Поэзия С.Есенина имеет не только первый, лексический смысл, но с помощью художественных средств поэт создает и второй, образно-метафорический, и третий, философско-символический, уровень поэтического мира. Можно ли выделить главный из них:

    Нет

Задание 8

Лирический герой – это:

    Условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.

    Главный персонаж или главное действующее лицо, вызывающее сочувствие автора (положительный герой)

Задание 9

Лирическое «Я» — это сам поэт:

    Нет

Задание 10

Какую тему раскрывает С.Есенин с помощью образа собаки, ее щенят в стихотворении «Песнь о собаке»:

    Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.

    Тему Родины

    Тему природы

    Тему материнства

Задание 11

Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является

    Сам поэт

    Образ поэта

Задание 12

Определите размер стихосложения приведенного отрывка:

«Нищету твою видеть больно

И березам и тополям»

    Дактиль

    Анапест

    Амфибрахий

Ответы:

Тест

С. Есенин

Задание 1

Соотнесите литературное течение начала 20 века с «ключевым словом»:

3. Высшая степень чего-либо, цветущая сила

4. Будущее

https://pandia.ru/text/80/169/images/image001_51.gif" alt="*" width="11" height="11 src="> Футуризм

https://pandia.ru/text/80/169/images/image001_51.gif" alt="*" width="11" height="11 src="> Символизм

Задание 2

Какому литературному течению был близок С. Есенин:

1. Символизму

2. Акмеизму

3. Имажинизму

4. Футуризму

Задание 3

Наиболее важную роль в художественном мире С. Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все его восприятие мира:

1. Образ луны и солнца

2. Пространственный образ земли

3. Образ движущегося времени

4. Образ дороги (пути)

Задание 4

Определите художественные средства выразительности, помощью которых С. Есенин создает образ природы:

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром».

1. Эпитеты

2. Метафоры

3. Сравнение

4. Метафорическое сравнение

Задание 5

Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом. Для создания образа:

1. «Рассвет рукой прохлады росно

Сшибает яблоки зари».

2. «Синь то дремлет, то вздыхает»

3. «Как сережки, зазвенит девичий смех»,

4. «…В водах лонных звенящая борозда».

5. «…Звонко чахнут тополя».

Олицетворение

Звукопись

Метафорические сравнения

Метафоры

Задание 6

С. Есенин использует художественный прием антитезы в своем обращении к теме Родины. Антитеза – это:

1. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

2. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т. п., создающее эффект резкого контраста.

3. Прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

Задание 7

Поэзия С. Есенина имеет не только первый, лексический смысл, но с помощью художественных средств поэт создает и второй, образно-метафорический, и третий, философско-символический, уровень поэтического мира. Можно ли выделить главный из них:

Задание 8

Лирический герой – это:

1. Условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.

3. Главный персонаж или главное действующее лицо, вызывающее сочувствие автора (положительный герой)

Задание 9

Лирическое «Я» - это сам поэт:

Задание 10

Какую тему раскрывает С. Есенин с помощью образа собаки, ее щенят в стихотворении «Песнь о собаке»:

1. Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.

2. Тему Родины

3. Тему природы

4. Тему материнства

Задание 11

Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является

1. Сам поэт

2. Образ поэта

Задание 12

Определите размер стихосложения приведенного отрывка:

«Нищету твою видеть больно

И березам и тополям»

1. Дактиль

2. Анапест



 Top