Освоение космоса в искусстве. На пыльных дорожках далеких планет

Своими впечатлениями о выставке «Космос завтрашнего дня» делится известный американский художник, ученый, главный редактор журнала «Леонардо» Фрэнк МАЛИНА.

Здесь, на выставке в Баку, оценивая творения моих собратьев – художников-фантастов, беседуя с восторженными, скептически настроенными, потрясенными посетителями, я не раз задавался вопросом: каковы пути и возможности изобразительных искусств в эпоху освоения околоземных просторов? Древняя мечта человека обрести крылья, летать в воздухе осуществилась, как известно, в начале нынешнего века. Естественно, развитие авиации повлияло и на зрительное восприятие художников. Некоторые из них пытались создать на холстах впечатление быстрого движения тел, пользуясь обычными приемами живописи. Другие разрабатывали так называемое «кинетическое» искусство, создающее у зрителя ощущение реального движения во времени. Третьи как бы вводили в свои произведения «авиационные» сюжеты: так рождались пейзажи, напоминающие просторы матушки Земли, наблюдаемые с борта летящего самолета. Но в общем-то я бы не сказал, что искусство эпохи воздухоплавания можно было сравнить – с точки зрения эстетики – с достижениями классической живописи.

Что же нового привнесла (или привнесет) в искусство астронавтика, чем обогатят его новые представления о Земле и вселенной?

Для большинства из нас первый полет в самолете – переживание более острое, нежели первая поездка верхом на лошади или в автомобиле. А первый космический полет вызывает еще более сильные ощущения.

Искусство «космического века» вплоть до недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет на основании либо скупых астрономических сведений, либо научно-фантастических домыслов; встречались и сюжеты, взятые из космической технологии. Советский космонавт Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из космоса, – и сразу стало ясно, что действительность может быть намного прекрасней и неожиданней воображаемого. Именно творчество Алексея Леонова и его соавтора Андрея Соколова навело меня на мысль разнообразить свои творческие приемы. Так, к примеру, я начал вводить в кинетические картины и композиции изображения космических траекторий и орбит, хотя и реальных, но невидимых как для человека, так и для его приборов.

Выход представителя земной цивилизации в космическое пространство можно сравнивать по своему значению с переходом наших предков с дерева на землю. Психологические и философские последствия этого выхода для будущего развития человечества могут быть огромными. Впервые в истории человек получил возможность наблюдать самого себя в чуждой ему среде, которая простирается бесконечно во все стороны мира. Обживая эту среду, он должен заботиться не только о запасах воздуха и пищи, но и о том, чтобы не угас в нем прометеев огонь творчества. Какие полотна будут висеть на стенах космических кораблей, бороздящих эфирные волны? Что увидят наши дети (а может быть, и мы?) в картинной галерее на Луне или на Марсе? Вопросы далеко не праздные. Ибо там, в небе, законы восприятия разительно отличаются от земных.

Представим себя, например, на Луне. Там нет атмосферы и, стало быть, нет рассеяния света. Небо кажется черным, а звезды и планеты видны всегда. Тени тоже совершенно черные. Оценивать расстояние на Луне труднее, чем на Земле, смотреть на Солнце или на отражающие его лучи. полированные поверхности опасно. Очевидно, живописцу здесь легче всего будет создавать гравюры.

Зато возможностям скульптора на Луне позавидуешь! Тут можно без заметных усилий сооружать памятники под стать египетским пирамидам, притом практически вечные! Кинетические объекты, движимые ветром, на Луне невозможны, но энергия солнечного света в вакууме заставит двигаться кинетические скульптуры. Какой они будут формы? В какие цвета окрашены? Засияют ли фосфоресцирующим светом или будут подсвечены изнутри? На эти и другие бесчисленные вопросы ответит недалекое будущее. Но уже теперь я убежден: результаты, полученные на нынешней стадии выхода человека в космос, заслуживают большего внимания со стороны мастеров, работающих в области изобразительного искусства. Выставка «Мир 2000 года» – залог того, что искусство не стоит на месте, что оно вечно в движении, что спектр земных красок раздвигается в космические пределы. Удачи вам и вдохновения собратья-живописцы!

Тема космоса - его покорения и освоения, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями не новая. Тема космических перелетов, казалось бы, абсолютно научная, тема узкопрофессиональная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии.

Космос, идея освоения человеком Вселенной, тема покорения человеком иных, отличных от мира Земли, знакомства с иными цивилизациями не могла обойти стороной изобразительное искусство. Говоря о космической теме в живописи, хотелось бы выделить несколько направлений в теме «Космос и художник». Такими темами являются космический реализм, описывающий будни покорителей космоса, реалии сегодняшнего дня и, более популярная тема – научно-фантастическая.

Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя свой путь – в зависимости, от понимания в обществе самой идеи космических полетов – от иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза и Константина Циолковского до полотен и выставок, посвященным будням космонавтов и астронавтов, видению технологий завтрашнего дня.

И с развитием науки, ростом технических знаний в начале ХХ века, меняется творческий подход писателей, которые от абсолютно фантастических идей покорения космоса и путешествий сквозь время силой разума (подобно героям романов Берроуза) к идее покорения космоса подходят более прагматично. И с переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов. Создание первых, нельзя сказать научных, но фантастических фильмов о полетах в космос и покорении Марса, также давало тему для размышлений и реализации в иллюстративных работах.

После публикаций Константина Циолковского книг различного направления, от научных трудов до научно-фантастических произведений, покорение космоса перестает быть фантастикой. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Глядя на картины художников посвящающих теме космоса, путешествий по дорогам Вселенной, не видно и тени примитивизма, отсутствие понимания темы. Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. И ведь действительно, космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль.

И все же стоить отметить, что приоритетным направлением оставался реализм. Задачей художника считалось показать героев своей эпохи. Летчиков, рабочих и колхозников – в довоенный период, героев фронта и тыла – военный период и народ- победитель в послевоенный.

Не занимая лидирующих позиций в изобразительном искусстве, тема «космических дорог» оставалась достаточно популярной в качестве иллюстраций к научно-фантастическим романам – как советских, так и зарубежных писателей. Одним из «гуру» такого направления, можно назвать Юрия Павловича Швеца, известного как по эскизам к фантастическим фильмам, так и своими отдельными работами на подобные темы.

Несомненно, интерес к космосу, его покорению человеком, возрос после полета Юрия Гагарина в космическое пространство 12 апреля 1961 года. Но собственно, кроме самой идеи говорить было не о чем. Работы художников представлялись в темах подобной: «Покорение космоса советским человеком» или на темы: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Климат Венеры – планеты туманов». Это были в основном иллюстрации к научно-популярным изданиям и фантастическим рассказам.

Картины Алексея Леонова, увидевшие свет в 1967 году начинают менять ситуацию. Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт, совершивший свой первый полет в марте 1965 года – как второй пилот корабля «Восток-2». Во время этого полета, был совершен выход в открытый космос. В июле 1979 года, совместно с В. Кубасовым, на корабле «Союз-19» - совершил второй полет. Во время этого полета, была произведена стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон».

Космонавт, знающий космос не из сюжетов романов и имеющий собственное представление о дорогах, ведущих во Вселенную, создает как собственные полотна, так и работы в соавторстве с Андреем Соколовым, творчество которого, с 1957 года – выхода первого советского спутника на орбиту Земли, посвящалось теме космоса. Творчество Андрея Константиновича, сыграло заметную роль не только в отечественной живописи, «Фонтаны рая» - книга писателя-фантаста Артура Кларка, написана под впечатлением от его картины «Лифт в космос».

Большую роль в развитие направления космической живописи, сыграл популярный журнал «Техника - молодежи», который не только рассказывал своим читателям о новейших достижениях, таких как ракетоплан или реактивный ранец, но и проводивший с конца 60-х годов конкурсы живописи, связанной с фантастикой, такие как «Мир завтрашнего дня» или «Сибирь завтра».

На территории бывшего СССР, космическая тема особо стала популярна в 70-х годах ХХ столетия. В 1973 году, на больших экранах станы под названием Советский Союз, выходит первая часть научно-фантастического фильма-дилогии «Москва – Кассиопея», в 1984 году – вторая, «Отроки во Вселенной». Эти фильмы, несомненно, лучшие в линейке фантастических фильмов для детей.

На подобных фильмах, в которых изображались космические корабли, показывалось предполагаемое оборудование, популярно доносились идей дальнейшего развития техники (фотонные двигатели, позволяющие развить и превысить скорость света). Фильмы, предназначенные для детей и подростков, доносили будущим художникам картину технологий завтрашнего дня, новых идей и устремлений человечества в понятном для них формате.

В 1977 году, журнал «Техника – молодежи» открывает конкурс «Время – Пространство – Человек». За три года первого этапа конкурса, на него было прислано свыше 1000 картин. 200 присланных работ, были опубликованы на страницах журнала, 500 авторских работ выставлены в галереи живописи связанной с фантастикой и космосом. Конкурс просуществовал до момента распада Советского Союза, впрочем, в тот период, сами исследования космоса и покорения Вселенной были «не на злобе дня».

Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это не просто мечты о звездных дорогах, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников. Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Города будущего американского художника, космические станции и корабли в его картинах – это фактически, невоплощенная реальность.

Космическая реальность и фантастика, вымысел художника и научные знания. Насколько выдумка близка к действительности? В работах Уолтера Маейрса, американского художника, который увлекается астрономией, мы видим картины далеких планет нашей солнечной системы.

Время, пространство, человек. Тема космоса, покорения Вселенной – это то, что позволят увидеть будущее глазами художника, увидеть далекие миры, космические корабли и города. Фантазия, взгляд сквозь время и пространство – идея, которая была актуальной, и долгое время будет оставаться таковой.


За 52 года, прошедшие с момента первого полета человека за пределы Земли, космические путешествия и Космос как таковой много раз оказывались в зоне внимания художников. А потому сегодняшний наш обзор коснется самых лучших и интересных примеров влияния космической темы на современное искусство .



Картина Винсента Ванг Гога «Звездная ночь» является одной из самых популярных для всевозможных переделок-пародий. Одну из необычных ее копий создал астрофизик Алекса Харрисона Паркера (Alex Harrison Parker), «нарисовавший» реплику этого известного произведения из космических снимков.




Одним из самых известных деятелей современного уличного искусства является Space Invader, который расклеивает мозаичные изображения персонажей одноименной видеоигры по всему миру в весьма заметных местах. Одна из его работ, кстати, отправилась даже на Международную Космическую Станцию.




В 1960-х годах на волне всемирного восторга от успехов в освоении Космоса со стороны СССР и США, школьный учитель из Замбии набрал отряд из одиннадцати своих соотечественников, чтобы подготовить их к будущим полетам на орбиту. Он одевал афронавтов в специально созданные для этого костюмы, чем-то напоминающие скафандры, гонял по горам и заставлял жить в невыносимых условиях, готовя смельчаков к трудностям. Спустя пятьдесят лет фотохудожница Кристина де Миддел (Christina de Middel) решила восстановить эту ситуацию и создала серию удивительных фотографий, реконструирующих события тех лет.




Согласно одной из теорий, Элвис Пресли не умер, а улетел в Космос, туда, откуда он пришел на Землю. Эта идея и была обыграна в картине, представленной на выставке «Космическая Одиссея 2011» в музее Мыстецкий Арсенал в Киеве. А, вместе с Элвисом, астронавтом стал и комик Эдди Мерфи.






Два года назад Президент США Барак Обама объявил о существенном сокращении финансирования американский космических исследований, что привело к увольнению многих узкоспециализированных специалистов, в том числе, и астронавтов. Вот о реакции последних на эту новость и посвящена серия фотографий Astronaut Suicides, созданная Нилом Дакостой (Neil Dacosta).




Скандальный художник Олег Кулик известен не только своими необычными выходками, граничащими с приступами сумасшествия, но и гиперреалистичными скульптурами, одна из которых показывает летающего в открытом Космосе советского космонавта с надписью СССР на шлеме.



Contact 1 – город космической эпохи из LEGO от Майка Дойла (Mike Doyle)
Скульптор Майк Дойл (Mike Doyle) занимается созданием огромных работ из элементов конструктора LEGO. Новое его произведение, названное автором Contact 1, представляет собой фантастический космический город, будто бы содранный с иллюстраций научной фантастики 60-70-х годов двадцатого века.

Освоение человеком космоса открыло новую страницу в истории искусства. В рамках серии публикаций, посвященных празднованию Дня космонавтики на этой неделе, «Йод» подготовил материал про то, как тема космоса получила отражение в самых разных сферах человеческой культуры - от живописи до дизайна одежды и мебели.

С того момента, как первый в истории спутник был запущен на орбиту Земли в 1957 году, космос завладел умами миллионов людей. Художники и поэты вдохновлялись космосом, мечтали о нём и порой даже заглядывали в будущее, предвосхищая то, чему ещё только суждено было сбыться.

Важнейшее событие той эпохи - полёт человека в космос - нашло отражение в творчестве таких художников, как Александр Дейнека . В его картине «Покорители космоса» ракеты взлетают с космодрома одна за другой, люди только успевают их строить. В честь первого человека в космосе, Юрия Гагарина , писали стихи и песни, на русском и других языках мира. Владимир Высоцкий посвятил ему свое стихотворение «Я первый смерил жизнь обратным счетом». О нем до сих пор снимают фильмы, число которых уже составляет около полусотни.

Александр Дейнека, «Покорители космоса»

Освоение космоса стало поворотным пунктом в творчестве многих художников. Так, например, с запуском первого космического спутника изменилась судьба Андрея Соколова , сына одного из руководителей строительства космодрома Байконур . Он стал первым в мире художником, который рисовал открытый космос не покидая своей мастерской. Он запечатлел такие вехи в истории космонавтики, как полёт на Луну и выход человека в открытый космос. А также изобразил то, о чем тогда только можно было мечтать, и что, возможно, ждёт человечество в обозримом будущем - высадка на Марсе, Венере, других планетах и их спутниках.

Начиная с середины 60-х годов Соколов начинает работать в соавторстве с космонавтом Леоновым . Знаменитый советский лётчик-космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, - одновременно талантливейший художник, запечатлевший космос на своих картинах прямо с орбитальной станции. Каждая его работа - уникальна, потому что является не плодом творческого воображения или скопированным с фотографии телескопа изображением, а подлинным свидетельством виденного автора своими глазами живого космоса.

Андрей Соколов и Алексей Леонов, «Космические шоферы»

Недавно в Третьяковской галерее прошла церемония передачи музею двух картин Алексея Леонова. Событие было приурочено к масштабной выставке «Оттепель», посвященной знаковому историческому периоду в отечественной истории, сообщает ТАСС.

Не могла не отреагировать на такую животрепещущую для общества тему, как покорение космоса и мода. Космические мотивы нашли отражение в коллекциях таких дизайнеров, как Пако Раббан, Пьер Карден , Эмилио Пуччи. Футуристические линии, яркие и блестящие ткани, необычные прически и аксессуары - всё это сильно изменило образ и стиль жизни на Западе.

Кадр из фильма «Фотоувеличение»

Дизайн техники и интерьеров также во многом изменился под влиянием новых идей. Пылесосы «Сатурн», часы «Ракета», обтекаемая по форме мебель и блестящие металлические поверхности служат ярким примером того, как промышленный дизайн подхватывал космические тенденции.

Советский пылесос «Сатурн»

По сей день тема космоса остается неисчерпаемым источником вдохновения во всех сферах человеческой культуры. Степень взаимного влияния искусства и науки так высока, что порой бывает сложно понять, что именно было первоисточником - то ли научные открытия привели к созданию произведений искусства, то ли художественный вымысел вдохновил учёных и конструкторов.

КОСМОС В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Список литературы к выставке, подготовленной ко Дню космонавтики.

Экспонировалась в зале литературы по искусству в апреле 2011 года

«Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Циолковский К. На Луне. - М., 1957.

Толстой А. Аэлита. - М., 1955.

Беляев А. Звезда КЭЦ. - Пермь, 1987.

Ефремов И. Звездные корабли. Туманность Андромеды. - М., 1965.

Булычев К. Сто лет тому вперёд: фантаст. повести. - М., 1991.

Фантастика века. - Минск; Москва, 1995.

Раздел 1. Космонавтика в изобразительном искусстве

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть

невозможно».

Окороков Б. Открытие мирной космической эры // Искусство№ 4. - С. 19-24.

Шилов А. Сын Родины. 1980 // Шилов А. Живопись, графика. - М.,1990. - С. 43.

Кукулиева К., Кукулиев Б. Сын России. Палех // Огонек№ 11. - С. 9.

Первые минуты: фотографии // Песков В. Отечество. - М., 1978. - С. 38-40.

До свидания, земляне. 1977 // Образ Родины: альбом. - Л., 1982. - Т. 2.

Чернович И. Человек, земля, космос: космос в искусстве // Искусство№ 12. - С. 4-10.

Тихомирова О., Тихомиров Л. Во имя человечества. // Тихомирова О., Тихомиров Л. Живопись. - М., 1977.

Решетников Ф. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика-космонавта // Люди земли советской. - Л., 1986. - С. 134.

Толкунов Н. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика космонавта СССР. 1975 // Союз искусства и труда: люди труда в изобразит. искусстве. - М., 1982. - С. 320.

Савельев В. Космонавты в районе приземления: фото // В ритме века. - М., 1981. - С. 15.

Космос на службе мира: живопись, скульптура, графика. - М., 1987.

Королев Ю. Звездные братья. 1980 // Образ Родины: альбом. - Л.,1982. - Т. 1.

Роса на крыльях. - М., 1982.

Космос - моя работа: сб. док. и худож. произв. - М., 1989

Монумент в ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства в Москве // Монументы СССР. - М., 1969. - Ил. 142.

Раздел 2. Космос в научной фантастике

«Научная фантастика в конце концов есть смелое

задание науке и технике».

Бачило А., Ткаченко И. Пленники чёрного метеорита // Пищенко В., Шабалин М. НЛО из Грачёвки: фантаст. повести. - М., 1995

Созвездие: сб. науч.-фантаст. рассказов и повестей. - М., 1978.

Штерн Б. Чья планета?: фантаст. рассказы. - М., 1987.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров; Малыш: фантаст. романы. - М., 1997.

Полдень, ХХI век№ 11.

Иванов А. Корабли и галактика. - М., 2004.

Уральский следопыт№ 4.

Злотников Р., Орехов В. Звёздный десант: фантаст. роман. - М., 2009.

Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд: повести и рассказы. - М., 2008.

Закон Дальнего космоса: фантаст. произведения. - М., 2007.

Звёздный наездник: фантастика: вып. 8. - М., 1990.

Космическая фантастика, или Космос будет нашим!: антология. - СПб., 2008.

Филенко Е. Галактический Конс5.

Раздел 3. Космос в живописи и кинематографе

«Сила воображения увеличивается по мере роста знаний».

Космос: альбом почтовых марок. - М., 1969.

Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993.

Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. - С. 21-22.

Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. - С. 9-16.

Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. - С. 18-22.

Джанибеков В. Космос - это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. - С. 20-21.

Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран

№ 20. - С. 18-19.

Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. -

Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва

// Советский экран. -1981. - № 7. - С. 9-10.

Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. - № 2.- С. 26-34.




Top