От какой болезни умер бурдонский. Александр Бурдонский: «Мне не дают забыть, что я внук Сталина

Режиссёр Александр Бурдонский умер на руках у близкого друга - актёра Игоря Марченко

Режиссер Александр Бурдонский умер на руках у близкого друга - актера Игоря Марченко

На минувшей неделе скончался старший сын генерал-лейтенанта авиации Василия СТАЛИНА и внук Иосифа СТАЛИНА - режиссер Александр БУРДОНСКИЙ. 45 из 75 лет он проработал в Театре Российской армии. По предварительным данным, после продолжительной болезни у постановщика не выдержало сердце.

С Сашей я познакомилась в 1958 году в доме отдыха «Актер» в Ялте, - рассказала нам актриса Нина Дорошина , звезда фильма «Любовь и голуби». - Однажды пошла купаться, свело ногу, и я начала тонуть, уже захлебывалась. Бурдонский увидел это с берега и кинулся вместе с сестрой меня спасать. Это судьба. Не знаю, что было бы, если бы он не заметил и вовремя не доплыл ко мне. С тех пор стали общаться. Я обожала его чудную семью: тетю Светлану Аллилуеву , маму Галюсю и сестру Надюшу. Долгое время жила у них дома. Даже когда выходила замуж за Олега Даля , свадьбу мы справляли в большой квартире Бурдонских. Весь театр «Современник» туда пришел.

По словам Нины Михайловны, Александра обожал и Олег Ефремов , другой ее возлюбленный:

Олег Сашу поощрял, когда тот в ГИТИС на режиссерский факультет поступил.

Меня, как актера к себе звали и Завадский , и Эфрос , но я выбрал режиссерскую профессию, - рассказывал сам Бурдонский в интервью «Экспресс газете». - Я долго думал, переживал, хотел играть. Когда заболел Зельдин , я его несколько раз заменял, да и не только его, так что время от времени я еще долго выходил на сцену. Но удовольствия от этого уже не получал. В нашей стране было много великих актеров, но гениальных только трое: Ефремов, Смоктуновский и Ролан Быков .

Больше, чем сын

Александра Васильевича весь коллектив нашего Театра Армии любил, - сквозь слезы говорит народная артистка Ольга Богданова . - Очень многие ему обязаны своим открытием или яркой ролью. Костюмеры и гримеры его обожали, хотя он всегда был очень нервным и требовательным, но люди чувствовали то добро, которое било из него буквально ключом. Самые щедрые подарки он делал актрисам - Нине Сазоновой , Людмиле Касаткиной , Ларисе Голубкиной , Людмиле Чурсиной , Алине Покровской , мне. Эти роли мы все вспоминали с огромной благодарностью.

Про личную жизнь Бурдонского известно немного. С супругой - литовкой Далей Тумалявичуте он познакомился во время учебы в институте, и на четвертом курсе они поженились.

Большую часть времени мы проводили вдалеке друг от друга, на гастролях, - вспоминал сам Александр Васильевич. - Может, поэтому семьи в обычном понимании у нас и не вышло. В июне 2006 года она скончалась... Понятие дома для меня более широкое, чем жена. Дом - это то место, куда ты несешь свои беды. Для меня это театр!

Ребенка пара так и не завела.

Детей Бурдонскому заменяли артисты, - считает Ольга Богданова. - И это не пустые слова. Например, последние 23 года Александр дружил с актером Игорем Марченко , с которым сблизился, когда тот только пришел в наш театр. Они были больше чем коллеги, почти что родственники. Игорь ухаживал за Сашей как за родным отцом, не всякий сын так переживает болезнь отца. В конце прошлого года у Бурдонского обнаружили рак. Вначале пострадало легкое, потом болезнь перешла на другие органы, это все быстро развилось.

По словам Ольги Михайловны, иногда она навещала режиссера в клинике:

Но только тогда, когда он сам просил об этом, не хотела навязываться. Он постоянно спрашивал врачей, сколько ему отпущено, мечтал вернуться к работе. Я ему говорила: «Саша, не волнуйтесь, мы хоть куда придем к вам репетировать, прибежим и в больницу, как только позовете». Без работы он не мог жить. То, что Саша был внуком Сталина , он никогда не выпячивал, но от деда не отрекался... Бурдонский любил готовить, накрывал на стол с такой любовью, когда мы приходили к нему домой, радовался, любил угощать. На таких мир и держится. Нам будет очень-очень его не хватать.

Глупый демарш

В интервью сайт Александр БУРДОНСКИЙ размышлял о творчестве своего коллеги Кирилла СЕРЕБРЕННИКОВА:

- Серебрянников часто повторял, что если введут цензуру и запретят мат на сцене, то он немедленно покинет нашу страну. Это детский и глупый демарш. Я думаю, без мата, без голой задницы, без того, чтобы на первый план вышли актеры, расстегнули ширинки, вынули «хозяйство» и стали мочиться, можно сказать очень многое. В спектакле «Ромео и Джульетта» раздеваются, сношаются, принимают противозачаточные таблетки, писают на все стенки. Наверное, это безумно современно, но мне кажется, что все это чепуха.

История семьи, с которой Александр Бурдонский, естественно, был связан неразрывно, преследовала его всю жизнь. Он ставил спектакли, стал в театре авторитетом, очень много сделал для него, но при этом развивалась другая часть его жизни - состоящая из бесконечных "отсылов" к прошлому

Руслан Шамуков/ТАСС

Биография Бурдонского - это нелегкий путь борьбы за право быть самим собой. Он родился в 1941 году, после окончания Калининского суворовского училища и режиссерского факультета ГИТИСа учился еще и на актерском курсе при "Современнике" у Олега Ефремова. В театр первым его позвал Анатолий Эфрос, тогда работавший на Малой Бронной. Но вскоре ему предложили сыграть роли в постановке Центрального театра Советской армии, и все прошло так удачно, что после премьеры Бурдонского стали активно зазывать в театр "на постоянку". И он согласился. Этот театр и стал его судьбой.

История семьи, с которой он, естественно, был связан неразрывно, преследовала его всю жизнь. Он ставил спектакли, стал в театре авторитетом, очень много сделал для него, но при этом, почти параллельно, развивалась другая часть его жизни - состоящая из бесконечных "отсылов" к прошлому.

Бурдонский первым из потомков "отца народов" опубликовал результаты исследования своей ДНК, никогда не открещивался от этого родства, но безжалостно расставлял акценты. В его жизни все было завязано на прошлом - при том, что он хотел смотреть только в будущее.

Относительно смерти своего отца, Василия, в 1962 году Бурдонский так и не смог составить себе четкой картины. Как говорится, "вопросы остались". Это было еще одним "камнем преткновения" - не в его, но рядом протекающей жизни было слишком много запутанного, сложного, неоднозначного. Саша Бурдонский видел деда только на его собственных похоронах.

Отрешимся от всего и просто представим: вскоре после смерти деда, к которому внук просто не мог испытывать теплых чувств, Василий был арестован за "антисоветчину". Ему вменяли в вину и злоупотребление служебным положением, да и сам он подставлялся - был не раз застукан за вождение в нетрезвом виде и так далее. Литр водки и литр вина в день были для него "нормой"... Каково Саше было жить с этим? Можно догадаться, если в 13 лет он принципиально поменял фамилию на материнскую. Он был тих, неразговорчив, да и до последнего дня любые "семейные" темы были для него крайне болезненны. Вы только подумайте, какой это душевный разлом: многие родственники его матери, Галины Бурдонской, "сгорели" в "сталинских" лагерях. Как жить с этим?!

Сдержанный, застегнутый на все пуговицы Бурдонский безумно любил мать. И понимал, и знал, что она до последнего мгновения любила его отца - Василия - несмотря на то, что они расстались, хоть и не оформляя развод официально. Она была чужда тому кругу, к которому принадлежал Василий, не терпела его пьянства. По некоторой версии, их расставание с Василием изрядно "подогревал" глава охраны Сталина Николай Власик - это только версия, но у них с Галиной Бурдонской якобы возник конфликт, и всесильный тогда Власик буквально подсунул Василию другую женщину - дочь маршала Семена Тимошенко.

Трудно сказать, было ли именно так, или не было, но для Саши Бурдонского появление в семье мачехи обернулось адом. Екатерина Семеновна могла быть замечательной, но конкретно для них с сестрой, чужих для нее детей, она стала исчадием ада. Трудно себе представить, но внука и внучку Сталина по несколько дней могли не кормить, а сестру - так нехотя рассказывал Бурдонский - она еще и избивала. А дальше... Дальше дети просто наблюдали ужасные сцены выяснения отношений между отцом и мачехой. Бурдонский вспоминал, что когда мачеха получила, наконец, от ворот поворот, свои вещи она вывозила на нескольких машинах... Их общие дети имели несчастную судьбу: Светлана скончалась в 43 года, она от рождения была слаба здоровьем, а Вася в 21 год умер от передозировки наркотиков - он был законченным наркоманом.
А Бурдонские как-то выстояли...

Потом у Саши и Нади появилась другая мачеха - правда, ее, Капитолину Васильеву, чемпионку СССР по плаванию, Бурдонский всегда вспоминал с благодарностью - она и правда заботилась об отце, да и к ним с сестрой была добра. Вернуть детей Галина Бурдонская смогла только после письма Ворошилову. Тогда семья воссоединилась, они жили вместе, только Надя вышла уже замуж за сына актрисы Ангелины Степановой, Александра Фадеева-младшего. На перекрестье фантастического количества судеб младшие Бурдонские строили свою жизнь, пытаясь выпрыгнуть из жизни прошлой. Но она все время пыталась утянуть их обратно...

Подрастая, Саша Бурдонский начал лучше понимать отца. Он вспоминал, как навещал Василия Иосифовича в тюрьме, где видел мятущегося, страдающего человека, буквально загнанного в угол. В его жизни и поступках все было неоднозначно, но он был для Саши отцом. И каково ему было переживать все эти перипетии - можно лишь догадываться. И в итоге, уже став известным режиссером, выросший Саша Бурдонский откровенно выражал свое отношение к собственному искалеченному детству и всем событиям: он говорил, что видеть не может, когда вождя кто-то обожает. И тем более когда совершенным им преступлениям пытаются придать некое "обоснование". Он не рыдал на похоронах деда, не мог ему простить изуверского отношения к людям, болезненно переживал историю с отцом и был счастлив только работая и в кругу своей маленькой семьи.

Родившись в максимально приближенной к самым "верхам" семье, Александр Васильевич стал во многом ее заложником. И великое мужество и силы понадобились ему для того, чтобы сбросить с себя эти невидимые глазом оковы. Не всякому подобное по плечу. Но он был сильным...

Для театра Российской Армии это, конечно, потеря. Как и для тех, кто знал Бурдонского и любил его, его коллег и знакомых.

Редакция "ВМ" выражает глубокие соболезнования родственникам Александра Васильевича и его друзьям.

Роль Иосифа Сталина в истории оценивается по-разному. Одни боготворят его личность, другие рьяно ненавидят его и проводимую им политику. В годы его жизни семья Иосифа Виссарионовича жила хорошо. Его сын, Василий Сталин, нередко вел себя своенравно, совершая одиозные, недостойные его фамилии поступки. Однако никакого наказания за свои деяния он не нес. Внуку Иосифа Сталина, режиссеру Александру Васильевичу Бурдонскому, пришлось сменить фамилию, чтобы спокойно заниматься творчеством.

Александр Бурдонский биография: ранние годы

Родился режиссер 14 октября 1941 года в городе Куйбышеве, который сейчас именуется Самарой. Его отец - знаменитый советский летчик Василий Сталин, а мать - Галина Бурдонская. Данная ему после рождения фамилия деда - Сталин, помогала мальчику в юном возрасте. Однако же после смерти Иосифа Виссарионовича фамилию пришлось сменить на Бурдонский.

Смена объясняется развенчанием культа личности великого вождя на XX съезде Коммунистической партии. С этого момента начались притеснения родственников Сталина. Под удар попал и отец будущего режиссера.

Василий Сталин

Здоровье отца Александра Бурдонского в заключении подкосилось настолько, что ему срочно потребовалось лечение. Никита Хрущев решает освободить Василия досрочно, но взамен требует соблюдение ряда условий:

  1. Перестать вести разговоры о смерти своего отца, обвиняя нынешних политиков в его кончине.
  2. Не вести разгульный образ жизни.

Скрипя зубами, Василий соглашается с требованиями Никиты Сергеевича. Ему выделяется пенсия, возвращается звание и выдается 3-комнатная квартира. Но счастье Василия Сталина длится недолго: в пьяном состоянии он заявляет об убийстве отца Хрущевым и обвиняет весь белый свет в своих несчастьях. Его возвращают в тюрьму, а затем направляют в закрытый город Казань.

По его биографии снят сериал "Сын отца народов", отражающий жизнь Василия с первой женой и отношения с собственным сыном Александром.

Отцы и дети

Александр Бурдонский, сын Василия Сталина, был отобран у матери в раннем детстве. Ей запрещалось навещать свое чадо, поэтому воспитание всецело легло на плечи отца. Постоянные пьянки, разгульный образ жизни мешал Василию воспитывать правильно своего сына.

Как он сам заявлял, им занимались мачехи и гувернантки. Стоит отметить, что, несмотря на все невзгоды судьбы и временное отсутствие матери, из Александра получился хороший человек и любящий муж. Отец готовил для него военную карьеру, однако он предпочел заниматься театром и кино.

Смерть вождя и его роль в жизни Александра Бурдонского

Дед, Иосиф Сталин, никогда не интересовался судьбой собственного внука. Александр ни разу не видел его вживую. Зато ему довелось повидать деда на похоронах. Как позже он отметил, смерть Сталина никак не отразилась на его эмоциональном состоянии.

Александр не увлекался политикой, в его интересы входил только театр. Нередко ему поступали предложения поставить спектакль о деде, но он всегда отказывался. Свое родство с вождем никогда не афишировал.

По его словам, дед был излишне безумным, но, бесспорно, гениальным политиком. В юности Александр к Иосифу Виссарионовичу относился с неким презрением. Повзрослев, смог оценить роль деда в истории в большей мере как положительную, чем отрицательную.

Детство и юность актера проходили в тяжелых моральных условиях. Благодаря стойкости духа и особому характеру мальчик не потерял себя в свалившейся на него славе. И в дальнейшем свое родство не использовал, чтобы покичиться своим знаменитым дедом. В представлении Бурдонского тот остался недосягаемой фигурой.

Где учился

Как и хотел отец, Александр начал учиться в Калининском суворовском училище. После окончания 7-го класса он поступил в Художественно-техническое училище театрального профиля. Активно принимал участие в жизни учебного заведения и Дома пионеров.

В 1958 году он оканчивает училище и начинает работать бутафорным художником в театрах столицы СССР. В начале 1966 года проходит обучение в ГИТИСе на режиссерском факультете.

В 1971 году Бурдонский оканчивает учебу и получает приглашение сыграть в пьесе Шекспира. Уже в 1972 году режиссер Андрей Попов делает ему предложение остаться в ЦТСА и продолжить актерскую карьеру. Несложно догадаться, что Александр соглашается.

Личная жизнь актера

Бурдонский женился на своей коллеге и однокурснице Далей Тумалявичуте. Она работала главным режиссером в молодежном театре, умерла раньше мужа. В браке детей не было, и овдовевший Александр Васильевич Бурдонский остался совсем один. Стоит отдать ему должное - он никогда не использовал свое "особое" положение, считая себя обычным человеком.

Смерть

В возрасте 76 лет Александр Бурдонский скончался. Новость о смерти режиссера и актера не вызвала бурных обсуждений в обществе, что закономерно, ведь он вел скромный образ жизни. Из-за проблем с сердцем 24 мая прошлого года актер скончался в московском госпитале.

Прошло 40 дней, как ушел из жизни народный артист РФ Александр Бурдонский.

45 лет он верой и правдой служил Театру Российской армии. В одном из интервью признался, что хочет уйти на пике. Так и получилось… вспомнили Александра Васильевича вместе с его коллегами по сцене.

Поскольку печальное событие произошло совсем недавно, я в первую очередь спросила, при каких обстоятельствах это случилось.

– Когда Бурдонский попал в больницу, позвонила и спросила у него: «Вы не залежались?» Он ответил, что пока не будет выписываться. На него это было совсем непохоже, – сказала мне народная артистка России Ольга Богданова, ведущая актриса Театра Российской армии. – Александр Васильевич не казался здоровым: бледный, худенький, но у него была невероятная сила духа. На репетициях у него буквально открывалось второе дыхание и все болезни уходили. Казалось, что он на этой силе духа и продержится.

Однако через какое-то время, 9 мая, она позвонила актеру, чтобы поздравить с Днем Победы, и спросила, как бы он отнесся к визиту. Бурдонский сказал: «Обязательно приходи». Слово «обязательно» ее насторожило. И через два дня актриса решила его навестить.

– Честно говоря, немного побаивалась этой встречи, – призналась она мне. – Решила морально подготовиться, попросила медсестру, чтобы меня встретила. Но так получилось, что мы с Бурдонским столкнулись в коридоре. И он очень просто сказал: «Знаешь, у меня рак». У меня все тогда похолодело внутри. Стал рассказывать, что предстоит химиотерапия. Ему было важно знать, сколько еще отпущено и сможет ли после процедур вернуться домой, чтобы работать. Я подбадривала, говорила, что мы, актеры, его очень ждем и готовы бегать к нему на репетиции...

Прощание с Александром Бурдонским / Стоп-кадр YouTube

Почему не взял фамилию вождя?

Несмотря на то, что Александр Бурдонский был внуком Иосифа Сталина, знаменитого деда он видел только на похоронах. Бурдонский с рождения носил фамилию своего отца Василия, был Сталиным, но потом решил взять фамилию матери Галины. Будучи мальчиком, уже понимал, что его дед был палачом многих невинных душ, и называл его тираном.

– В день смерти Сталина мне было ужасно стыдно, что все вокруг рыдают, а я нет, – признавался в одном из интервью Александр Бурдонский. – Сидел возле гроба и видел толпы рыдающих людей. Я скорее был этим испуган, потрясен. А что хорошего я мог к нему питать? За что благодарить? За искалеченное детство, которое у меня было? Быть внуком Сталина – тяжкий крест.

С младенчества ему вбивалось в голову, что надо быть отличником в школе, вести себя примерно. Потом говорили, что должен быть воином, в Суворовское училище отправили, хоть Александр этому сопротивлялся.

Мама Бурдонского разошлась с Василием Сталиным, не выдержав его пьянок, измен и скандалов. Поговаривали, что Василия буквально с пеленок пристрастил к алкоголю его отец: он дразнил жену Надежду Аллилуеву, наливая рюмку годовалому мальчику. Василий лишил Галину возможности общаться с детьми. Ее место заняла мачеха Екатерина Тимошенко.

– Она была женщиной властной и жестокой, – вспоминал Бурдонский. – Мы, чужие дети, ее, видимо, раздражали. Нам не хватало не только тепла, но и элементарной заботы. Кормить нас забывали по три-четыре дня, одних запирали в комнате. Мачеха с нами страшно обращалась. Сестру Надю била жесточайшим образом – у нее почки были отбиты.

Детей у него не было

После таких испытаний Бурдонский все же смог не потерять веру в любовь. Со своей супругой Далей Тумалявичуте (ее не стало в 2006 году) режиссер прожил в счастливом браке 40 лет, но детей у них не было. Как он считал, потому что было слишком тяжелое детство. Свою нереализованную отцовскую любовь отдавал студентам ГИТИСа.

По словам Александра Васильевича, у него было три безумных любви – мама, жена и театр.

– Он был скептичным, саркастичным. Иногда и деспотичным, и грозным: мог прикрикнуть на актеров, если они его не слышали, не чувствовали или не шли с ним в одном русле, – поделилась воспоминаниями актриса Театра Российской армии Анастасия Бусыгина. – Он любил нас больше своей жизни. У него дома хранились все наши подарки, фотографии с нами. Он не был одиноким. И когда уходил из жизни, рядом были любимые люди.

В день, когда не стало Александра Васильевича, на сцене шел его любимый спектакль «Чайка» по А. П. Чехову.

– Он лежал в хорошей частной клинике, – говорит актриса Ольга Богданова. – Актеры пообещали заехать к нему после спектакля. Александр Васильевич дождался. Они рассказали, как прошел спектакль. И после этого на их глазах он впал в забытьё и покинул этот мир.

24 мая в Москве на 76-м году жизни скончался Александр Васильевич Бурдонский - Народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА), внук , сын и Галины Бурдонской.

Об этом сообщила пресс-секретарь Центрального академического театра Российской армии Марина Астафьева.

"Александр Васильевич скончался вчера поздно вечером после тяжелой болезни на 76-м году жизни", - сказала Астафьева.

Режиссер скончался в госпитале в Москве. По предварительным данным, причиной смерти стала внезапная остановка сердца.

Прощание с ним состоится в ЦАТРА.

Александр Васильевич Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве (ныне Самара) в семье Василия Сталина и Галины Бурдонской.

До 13 лет был Сталиным, в 1954 году ему сменили фамилию.

Родился в в эвакуации, когда его родителям было всего 20 лет. Спустя четыре года они расстались, Бурдонской не разрешили оставить ребенка у себя, и его воспитанием занимался отец.

Окончил Калининское суворовское училище и режиссёрский факультет ГИТИСа. Также поступил на актёрский курс студии при театре «Современник» к Олегу Николаевичу Ефремову.

По окончании ГИТИСа в 1971 году Бурдонского приглашает играть шекспировского Ромео Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной. Спустя три месяца Мария Кнебель зовёт в Центральный театр Советской Армии ставить спектакль «Тот, кто получает пощёчину» Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин. После осуществления этой постановки в 1972 году главный режиссёр ЦТСА Андрей Алексеевич Попов предложил А. В. Бурдонскому остаться в театре.

Как замечал сам режиссер, судьба уберегла его от участи царского ребенка - делать первые шаги в профессии ему довелось в то время, когда происхождение ему, мягко говоря, не помогало. Зато помогал талант - об этом говорит хотя бы то, что молодого выпускника ГИТИСа в 1971 году (то есть за год до перехода в Театр армии) Анатолий Эфрос позвал в Театр на Малой Бронной на роль шекспировского Ромео.

Александр Бурдонский. Наедине со всеми

В течение десяти лет вместе с преподавал в ГИТИСе.

Был женат на своей однокурснице Дале Тумалявичуте, которая работала главным режиссёром Молодёжного театра. Овдовел, детей не имел.

Театральные постановки Александра Бурдонского в Театре Российской армии

«Тот, кто получает пощёчину» по Леониду Андрееву
«Дама с камелиями» А. Дюма-сына
«Снеги пали» Р. Феденёва
«Сад» В. Арро
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса
«Васса Железнова» Максима Горького
«Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
«Мандат» Николая Эрдмана
«Условия диктует леди» Э. Элиса и Р. Риза
«Последний пылко влюблённый» Н. Саймона
«Британик» Ж. Расина
«Деревья умирают стоя» Алехандро Касона
«Дуэт для солистки» Т. Кемпински
«Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнём
«Арфа приветствия» М. Богомольного
«Приглашение в замок» Ж. Ануйя
«Дуэль королевы» Д. Маррелла
«Серебряные колокольчики» Г. Ибсена
«Та, которую не ждут...» Алехандро Касона
«Чайка» А. Чехова
«Элинор и её мужчины» Джеймс Голдмен
«Игра на клавишах души» по пьесе «Лив Штайн» Н. Харатишвили
«С тобой и без тебя» К. Симонова
«Этот безумец Платонов» по пьесе «Безотцовщина» А. П. Чехова




Top