Отцы и дети главные проблемы. Сочинение: Проблема отцов и детей (по роману Тургенева)

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Проблема отцов и детей

Проблему отцов и детей можно назвать вечной, потому что ее актуальность никогда не угасает. Младшее поколение часто вступает в конфликт со старшим из-за расхождения идей и мировоззрений. Особенно хорошо эта проблема изображена в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», который вышел в свет во второй половине 19-го века. Он стал символом эпохи, а взаимоотношения нигилиста Базарова и аристократа Павла Кирсанова стали для многих нежелательным образцом.

Этих двух героев ни в коем случае нельзя назвать отрицательными. Однако их непримиримость и нетерпимость к чужим мнениям заставила критиков по-новому взглянуть на два социальных класса. Павел Петрович, хоть и человек старой закалки, но старался придерживать прогрессивных течений. Он всегда ухожен, хорошо и аккуратно одет. Кирсанов-старший уважает крестьян, хорошо о них отзывается, но при этом морщится при их виде и «нюхает духи», что уже говорит о его противоречивом характере.

Его младший брат Николай Петрович , напротив, пытается сглаживать все возникающие конфликты. Он прекрасно видит, что их взгляды рознятся с молодым поколением, но делает все возможное, чтобы сохранить дружеские отношения с сыном Аркадием. Проблему отцов и детей мы также наблюдаем во взаимоотношениях Базарова с собственными родителями - людьми, воспитанными на старых устоях, верящими в силу одного бога и до беспамятства любящими своего единственного сына.

Будучи нигилистом Евгений, отрицает существование бога и не принимает никаких откровенных проявлений любви. Василий Иванович и Арина Власьевна знают об этом и поэтому стараются своей любви не показывать. Автор подчеркивает, что этим людям родиться бы на век раньше, так как их взгляды на жизнь слишком устарели. Однако при этом он не умаляет их достоинств и широты души. Сам Евгений, находясь при смерти, признается, что таких людей, как его родители среди нынешних людей не найти, настолько они порядочны и благодушны к окружающим.

Несмотря на все старания Николая Петровича, между Базаровым и Кирсановым-старшим все-таки разгорается конфликт. Эти двое оказываются вовлечены в тайную дуэль, где Евгений нечаянно ранит Павла Петровича, затем сам же первым подает ему руку помощи. Проблема отцов и детей была и остается одной из важнейших в русской классической литературе. Многие автор отразили ее в своих произведениях, среди них Грибоедов, Пушкин, Островский. Однако произведение Тургенева наиболее полно отразило столкновение «века минувшего» с «веком нынешним».

(362 слова)

Время рождает противоречия. И неважно, какой это век, девятнадцатый или двадцать первый. Проблема «отцов» и «детей» вечна. Конфликт поколений сохраняется и в 19 веке, но имеет свою отличительную особенность. Какие события дали виток «новому» конфликту?

20 мая 1859 года. Тургенев выбрал эту дату неслучайно: страна готовилась принять реформу по отмене крепостного права. Вопрос, каким «путём» пойдёт развитие страны после реформы, волновал многие неспокойные умы. Мнения в обществе разделились: отцы хотели оставить все по-старому, дети хотели радикальных преобразований.

Яркий представитель революционно – демократического лагеря («детей») в романе – Евгений Базаров. Он отрицает сами основы существующего миропорядка, при этом ничего не предлагая взамен. Его не интересует, что будет дальше. «Сперва надо место расчистить», — уверенно заявляет герой. Базаров — прагматик. «Романтизм» во всех его проявлениях он именует не иначе как «чепухой и гнилью». Евгений Васильевич проходит испытания любовью, а затем и смертью, из которого «выходит победителем», признав свою ошибку – крайний радикализм взглядов.

Его точку зрения отцы никак не могли принять, так как Евгений был слишком категоричен и отрицал все то, что составляет основу мировоззрения старшего поколения. Однако это старческое упрямство и нежелание понимать новые веяния можно истолковать, как стремление затормозить прогресс. Отцы на своем веку ничего не сделали, никак не помогли народу, зато хотят помешать другим что-то изменить.

Братья Кирсановы представляют в романе либеральное дворянство («отцов»). Николай Петрович боится потерять духовную связь с сыном. Он пытается «идти в ногу со временем», чтобы предостеречь Аркадия от ошибок. Однако Павел Петрович резко отвергает перемены. Закоренелый крепостник ценит народ за покорность и не хочет его освобождать. Если отец Аркадия сам готов признать равенство с крестьянами, влюбившись в крепостную девушку и женившись на ней, то его брат негодует и отрицает возможность мезальянса.

Отцы хоть и не понимают надобности изменений, все равно несут в себе много полезного опыта. От их наследия отказываться нельзя, поэтому Базаровым надо научиться такту, это будущему тоже не повредит. Новые люди пока тоже не понимают народа и его нужд, также ничего не сделали, но у них есть шанс исправить ошибки старшего поколения. А как это сделать, если не прислушиваться к нему и не знать его? Ничего. Автор доказывает нам это, показывая, что прогрессивный Евгений является двойником консервативного Павла Петровича, который повторяет его неудачную судьбу, только делает ее еще трагичнее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Проблема "отцов и детей" - это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение "отцов" пытается сохранить все"то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, порой не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. "Дети" более прогрессивны, постоянно в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема -"отцов и детей" возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении "отцов" и "детей" сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить совсем. Кто-то вступает в открытый конфликт с представителями старшего поколения, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей, не сталкиваясь с представителями другого поколения.

Столкновение "отцов" и "детей", которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.
Среди таких писателей хочется выделить И. С. Тургенева, который написал великолепный роман "Отцы и дети". В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между "отцами" и "детьми", между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале "Современник". Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

В романе "Отцы и дети" главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы "отцов и детей", с позиции их социальных, политических и общественных разногласий.

Нужно сообщить, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и тут соблюдал светские приличия. Большое роль Павел Петрович придавал внешнему виду. Он постоянно был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: "Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!.." Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело роль только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: "Рафаэль гроша медного не стоит..."

Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П. П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что "...без принсипов существовать в наше час могут одни безнравственные или пустые люди". Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет "аристократишек" в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Одно из первостепенных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу.

Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его "своим " человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это час Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: "Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может существовать без веры..." Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними ещё в самом начале их знакомства товарищ с другом. Поэтому проблема "отцов и детей" содержится в личной предвзятости товарищ к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему "отцов и детей" с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде "отцов" и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Проблема "отцов и детей" актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. "Дети", открыто выступающие против поколения "отцов", должны помнить, что лишь терпимость товарищ к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

Роман «Отцы и дети» был написан И.С.Тургеневым в то время, когда Россию раздирали жесткие общественные противоречия между представителями разных поколений, между политическими лагерями. Все эти конфликты нашли свое отражение в романе, название которого раскрывается в его содержании. Речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Смысл заглавия надо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как социально-историческое начало нового поколения, во-вторых, как общечеловеческие отношения между людьми двух поколений.

Главную проблему произведения писатель выводит в название, проверяя на примере «отцов и детей» устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, социального характера. Но семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческих отношений не поглощают нравственное содержание семейной жизни. Отношение сыновей к отцам не замыкается только на родственных чувствах, а распространяется далее на сыновнее отношение к прошлому и настоящему своего отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. Отцовство в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущим на смену молодым, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.

Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями. Противоречия зашли так глубоко, что коснулись природных основ бытия.

В произведении сталкиваются не только два поколения, но и две идеологии: консерваторов Кирсановых и радикально настроенных разночинцев-демократов в лице Базарова. Столкновение Базарова и старшего Кирсанова оказалось неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы «накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки все же не смог. Так, в десятой главе автор сталкивает мировоззрения двух поколений.

Однако конфликт между представителями разных поколений имеет не только идеологический, но и культурный характер: в лице Базарова и Кирсановых сталкиваются две культуры, аристократическая и демократическая, причем первая имеет намного более богатое прошлое. Отличие двух культур проявляется и во внешнем описании героев. Сравнить хотя бы безупречный внешний вид Павла Петровича, его кофе и какао в положенный час, манерность, присущая светским людям, и Базарова, который небрежен в одежде, не слишком следит за собой, просто и естественно ведет себя за столом.

Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали «от нечего делать» «проклятые аристократишки». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом. Культуре разночинцев характерно увлечение естественными науками: в шестидесятые годы ими увлекалась вся молодежь. Поэтому Тургенев отдает Базарову должное в знаниях, логике его ума, трудолюбию и упорству. Базаров – материалист, ценящий только материалистическую философию и не признающий идеалистическую философию Гегеля. Он – сторонник грубого материализма, который прямо выводил дух из материи: «строения одинаковы и люди одинаковы». Подобная философия отрицала наличие идеального начала в жизни, с чем не мог не согласиться ни сам Тургенев, ни «старички» Кирсановы. Базаров – атеист, который отрицает Бога и религию, и это крайнее проявление нигилизма ни автор, ни большинство читателей так же не могут поддержать.

Наблюдается и разное отношение двух поколений и культур к любви и женщинам. В жизни дворян любовь занимала, чуть ли не главное место, о чем свидетельствует судьба Павла Петровича Кирсанова. Базаров же высмеивает «стареньких романтиков» за их преувеличенное внимание к любовным вопросам. Но Тургенев доказывает неправоту Базарова, заставив его самого полюбить.

Конфликт двух поколений видно также на примере взаимоотношений Базарова с родителями. На примере семьи Базаровых Тургенев показал конфликт поколений на смене эпох, конфликт между добрыми и честными родителями и сыновьями-отрицателями, которые идут по своей дороге не потому, что у них есть личное негодование против родителей, а потому, что они более чутки к требованиям жизни. Базаров не хочет жить как его родители, а они не могут понять его смутную душу. Отсюда и трагедия между «отцами и детьми». Базаров любит своих родителей и страдает оттого, что между ними нет взаимопонимания. Это конфликт, который можно и нужно сгладить, но нельзя снять. В своем доме Базаров постоянно молчит, не зная, как сообщить о своем отъезде из дома. Он безжалостно давит в себе сыновнюю любовь. Его равнодушие к родителям говорит о духовном опустошении, в результате Базаров бежит от родительской любви. При этом автор подчеркивает противоестественность такого поступка по отношению к родным. Трагедия родителей, потерявших духовную связь с сыном, их неутешное горе после его смерти изображены с потрясающей силой

Таким образом, перед нами роман, в котором столкновением двух поколений испытываются новые духовные возможности дворянской интеллигенции и новых людей. Конфликт романа заключается в противоборстве барской и демократической России, эпох уходящей и рождающейся, поколения «отцов» и «племени молодого, незнакомого».

Задачи и тесты по теме "Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)"

  • Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи - Части речи 2 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Тему отцов и детей, особенно обостряющуюся в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох, можно считать вечной. Собственно такой период в истории России - 60е годы XIX века - изображен в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Представленный в нем конфликт отцов и детей уходит далеко за семейные рамки - это социальный конфликт старинного дворянства и аристократии и молодой прогрессивной интеллигенции.

Проблема отцов и детей вскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере взглядов внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

В Базарове Тургенев отразил качества, которые начинали проявляться в молодежи того времени, такие, как решительность, стойкость в суждениях. Тем не менее, Тургенев считал, что за такими людьми будущее России. Мы то и дело замечаем намеки автора на предстоящую большую деятельность Базарова. Но в яром нигилизме есть и минусы, которые Тургенев не разделял со своим героем - это полное отрицание внутреннего мира человека, его эмоциональных, чувственных сторон жизни.

Чтобы показать эту ошибочность во взглядах, автор сталкивает героя с представителем аристократической элиты - Павлом Петровичем Кирсановым, человеком, который в своем лице представлял дворянское общество. Среднего роста, одетый в темный английский сюртук, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. Таким мы впервые встречаем Павла Петровича Кирсанова. С первого взгляда становится ясно, что этот человек совершенно отличается от Евгения Васильевича своим отношением к жизни.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева - это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете ("Да ведь надобно и строить"), Базаров отвечает, что "сперва нужно место расчистить".

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает "глупую жизнь отцов". От родителей Базарова отдаляют, прежде всего, его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. "Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами... Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Базаров похоронен в этой могиле... К ней... приходят два уже дряхлых старичка..."

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается "в пользе его влияния на Аркадия". Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение "века нынешнего" с "веком минувшим" отразил в своей замечательной комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского "Гроза", ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении "Отцы и дети" не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение.

Роман Тургенева "Отцы и дети", как бы то ни было, стоит в ряду лучших произведений русской классической литературы, а затронутые в нем проблемы остаются до сих пор актуальными. Тургенев беспристрастно передал все положительные и отрицательные стороны поколений; мощную силу, способную привести к изменениям в обществе, видел он в молодежи. Сила эта была как железная соха, не щадящая ни искусства, ни поэзии, ни даже самой любви. Тургенев не мог с этим не согласиться. Он понимал, что без этих простых вещей, жизнь будет тусклой, безрадостной, "не настоящей". Потому Иван Сергеевич был ближе к "аристократическим" суждениям о жизни. Несомненно, аристократы были не так энергичны, как нигилисты, но, проживая в семье, занимаясь своим показным обликом, небрежно ведя хозяйство, они были счастливы по-своему. А главное, к чему обязан стремиться человек - счастье.




Top