Отцы и сыновья театр. Купить билеты на спектакль "отцы и сыновья"

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра Маяковского составляет 30 минут!

Брайан Фрил
Пьеса в 2-х действиях (по мотивам романа И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Постановка - Леонид Хейфец
Художник-постановщик - Владимир Арефьев
Художник по костюмам - Ольга Поликарпова
Ассистент режиссёра - Владислав Ляховецкий
Автор перевода - Михаил Стронин

Зрителей посадят на деревянную веранду, куда сквозь льняные шторы будет проглядывать летнее солнце. Тургеневские барышни будут спасаться от палящего зноя изящными шляпками с широкими полями, кружевными зонтиками, домашним мороженым и холодной водой из ручья, протекающего прямо посреди сцены. Аккомпанементом пению птиц станут романсы Бетховена. Именно в этот русский оазис, в этот дом, дышащий теплом и уютом, где совсем не хочется говорить ни о политике, ни об общественных воззрениях и приезжает в мае 1859 года Аркадий Кирсанов вместе со своим другом Базаровым.
Совсем недавно Базаров для всех нас был человеком без страха и упрека, олицетворяющим лучшие черты, – так нас воспитывали и так мы читали Тургенева. Но эта фигура не столь однозначна. Люди страдают от этого безжалостного, беспощадного и жестокого человека, но больше всех, похоже, страдает он сам… Его жизнь искупается смертью. Выше смерти может быть только Любовь. Любовь выше революции, выше всех размышлений, даже размышлений о судьбе народа. Базаров бежал от любви, хохотал над любовью. А в результате споткнулся, и любовь посмеялась над ним.

Действующие лица и исполнители:

Аркадий Николаевич Кирсанов, студент - Макар Запорожский / Алексей Сергеев
Евгений Васильевич Базаров, студент - Сергей Беляев
Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, помещик - Игорь Марычев
Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, отставной капитан - Евгений Парамонов
Василий Иванович Базаров,отец Базарова, отставной полковой лекарь - Юрий Соколов / Александр Андриенко
Арина Власьевна Базарова, мать Базарова - Александра Ровенских
Фенечка, любовница Николая - Наталья Палагушкина
Анна Сергеевна Одинцова, помещица, вдова - Наталья Коренная
Катя, сестра Анны - Вера Панфилова / Анастасия Дьячук
Княжна Ольга, тетушка Анны - Людмила Иванилова
Дуняша, прислуга в доме Кирсановых - Ольга Ергина
Прокофьич, слуга в доме Кирсановых - Юрий Никулин
Петр, слуга в доме Кирсановых - Алексей Сергеев / Алексей Ушаков
Федька, слуга в доме Базаровых - Алексей Ушаков /Денис Денисов

Премьера: 31 октября 2014 г.
Продолжительность: 2 часа 45 минут (с антрактом).
Театр оставляет за собой право не пускать людей не достигших указанного возврата.

Недавно я была вовлечена в дискуссию о жизнеспособности и актуальности театрального искусства в наши дни. Доводы моего оппонента были сумбурные и для меня совершенно неубедительные – он пел оду российскому кинематографу, презрительно отзываясь о современных театральных постановках и о ситуации в театре в целом. Несмотря на то, что сто лет в нем не был.
Дискутировать (почему-то) приходится часто: так уж получилось, что большую часть времени моя работа сталкивает меня с людьми кино, а они к театру относятся с прохладцей (если не сказать «с сарказмом и иронией»). Я могу все понять и принять, но только не безосновательный снобизм. Но это так, лирическое отступление. В театре у нас все хорошо, что в очередной раз доказал талантливый режиссер Леонид Ефимович Хейфец.
Сцена на Сретенке театра им. Маяковского. Премьерный спектакль «Отцы и сыновья» по пьесе Брайана Фрила по мотивам тургеневского романа «Отцы и дети». Получилось увлекательно, не злободневно, но актуально. Поначалу я ожидала эдакого Тургенева с его политическим памфлетом, с его социальной проблематикой и «Базаров-центричным» миром – а увидела (вернее, оказалась «внутри» – потрясающая сценография Владимира Арефьева) полифоничное, чуть ли не чеховское, действо со сложной архитектоникой человеческих взаимоотношений и характеров.
Евгений Базаров (Сергей Беляев) у Хейфеца не просто мизантроп, циничный человек – а герой трагический, внутренне терзающийся, уставший от себя самого, от осознания собственного «nihil» или «ничего». Когда в финале первого акта он чуть ли не плачет, говоря родителям, что уезжает, зрителю становится понятно: бежит он вовсе не от их заботы, не от их многословности или простодушности – Базаров бежит от себя самого и заранее обречен.
Интересен и многогранен образ Фенечки, любовницы Николая Кирсанова (Наталья Палагушкина). В первой сцене, открывающей спектакль, мы видим молоденькую девушку-крестьянку, почти ровесницу Аркадия, расставляющую цветы по дому, и разговаривающую с Дуняшей (Ольга Ергина), заманчивой пышнотелой девицей. Смотрятся они на контрастах – спокойная, сдержанная, субтильная Фенечка и развязная, манящая, разбитная Дуняша, от которой так и ждешь какого-нибудь дерзкого выпада.
Но напрасны зрительские ожидания – выпад Дуняши скромен как бутыль теплого молока в дорогу Базарову, переданная от нее Фенечкой. А вот именно с этим, последним, женским образом происходят поразительные метаморфозы. По ходу действия мы наблюдаем трансформацию – некогда скромная Фенечка превращается в строгую барыню Федосью Николаевну, на правах хозяйки (но еще формально не будучи ею) диктующей что-куда-кому-зачем сделать. Это в начале милая Фенечка краснеет от пристальных взглядов Базарова, но тем не менее, кружит ему голову и страстно целуется с ним, потом горько плачет, провожая его - а вот уже ближе к финалу она снисходительно берет под локоток и в оборот Николая Петровича. Неожиданно именно Фенечка, а вовсе не Анна Сергеевна Одинцова (Наталья Коренная), выходит на первый план, что придает спектаклю особое свежее звучание.

В первой сцене самого Николая Петровича (Александр Шаврин) нет, но до зрителя доносятся меланхоличные звуки виолончели. «Грустная мелодия, как и он сам», - говорят о нем девушки. Потом является и «он сам»: соломенная шляпа, очки, расстегнутый сюртук – душа нараспашку. Смешной, нелепый и трогательный в своей простодушности.
Совершенно иной на первый взгляд его брат Павел Петрович Кирсанов (в исполнении обаятельного Евгения Парамонова) – франт, посещающий английского портного и французского парикмахера. Он изначально скептически настроен по отношению к Базарову и по-своему циничен, казалось бы, он – достойный оппонент Евгения. Но выясняется, что и Павел Петрович – тоже смешной человек, в прошлом переживший романтическую историю с грустным финалом.
Вообще «Отцы и сыновья» Хейфеца – драма смешных людей. Смешон и Аркадий, «клоун», как характеризует его Катя. Вот только смех в этом спектакле получается грустным.
Аркадий Николаевич Кирсанов действительно сын своего отца - с первого взгляда, с первой встречи с отцом заметна их (даже внешняя) схожесть: те же очки и костюм, схожий типаж, общая добродушность и человеколюбие, сколько бы Аркадий и не примерял на себя образ нигилиста.
В целом, все характеры в «Отцах и сыновьях» прописаны безупречно – режиссер наделил каждого персонажа особой, только ему присущей краской. Так, даже персонажи-функции (Петр, Федька, Дуняша, княжна Ольга) остаются в зрительской памяти. И не блеклым пятном, а ярким образом. Чего стоит филигранная актерская работа Людмилы Иваниловой, полусумасшедшей княжны-тетки Одинцовой, живущей в собственном мире! А это ее «Уберите кошек! Их надо отстреливать, иначе они будут править здесь…» с указанием на зрителей…
А какая пронзительная сцена у Александры Ровенских, играющей Арину Власьевну – какое проживание, какой нерв! «Упокой, Господи, душу раба твоего Евгения…, - молится она в исступлении, и невольно наворачиваются слезы, ибо веришь, веришь в ее материнское горе, которое поглощает ее всю, без остатка!
Единственное, что меня смутило, это финал, смысл которого заключается в одной, мною горячо нелюбимой фразе «жизнь продолжается...". Он показался мне немного нарочитым и притянутым.
«Четыре недели назад умер Базаров, - кричит в сердцах Аркадий, - Меж нами пропасть, папа!» Но папа просто не хочет омрачать свой вечер, да и зачем? Впереди – одно прощание и две (а может и три) свадьбы.
Вот и получается, что быстротечность жизни – вечный человеческий бич. И если для одних жизнь никогда уже не будет прежней, то другие и не заметят потери – все продолжается, продолжается, продолжается…

сначала новые

Этот спектакль поставлен по пьесе Фрила Брайана, которую он написал по мотивам романа Тургенева. Произошла интересная трансформация: сначала английский драматург рассказал историю русского классика, взглянув на неё под своим углом, а затем после обратного перевода её герои снова заговорили по-русски. Что же из этого получилось?

А получился прекрасный атмосферный спектакль. Причем, атмосферный в прямом смысле этого слова – он весь словно наполнен воздухом, светом и звуками летнего дня. Расширенное пространство сцены как будто обнимает зрителей и полностью погружает их в мир дворянской усадьбы девятнадцатого века. Деревянная веранда, которая тянется через весь зал, льняные занавески и скатерти, вышитые салфетки, блестящий самовар, пение птиц, журчание ручья (самого настоящего!) и много-много цветов – классический реализм русского театра в лучшем его проявлении.

Спектакль идёт три часа, но время пролетает совершенно незаметно: нет ни одной затянутой сцены или скучного диалога, нет провисания и пауз - даже если герои молчат, ты буквально ощущаешь их внутренние оценки происходящему. Отлично подобран актёрский состав – каждый на своём месте, все очень убедительны. Нам с сыном особенно понравились «отцы»: Николай Петрович Кирсанов в исполнении А. Шаврина и Василий Иванович Базаров в исполнении Ю. Соколова. Впрочем, остальные играли ничуть не хуже, и даже второстепенные персонажи получились очень яркими и запоминающимися. Интересно дана трактовка образа Евгения Базарова-здесь он показан не пламенным героем-революционером, а человеком, которого буквально разъедает изнутри собственная беспощадность к другим.

А вообще, на мой взгляд, это спектакль о любви. О любви родителей к детям и детей к родителям, о любви мужчины к женщине и о любви к людям вообще. Несмотря на драматизм и накал страстей нам показали очень светлую и добрую историю, в конце которой печаль светла и жизнь продолжается.

Возрастной ценз спектакля обозначен 12+. Я думаю, что этот сюжет будет интересен ребятам, начиная с четырнадцати лет. В зрительном зале было очень много школьных классов, но во время всего действия стояла полнейшая тишина, а в конце именно дети громче всех кричали актёрам «Браво!».

Я рекомендую этот спектакль и тем, кто уже знаком с произведением Тургенева, и тем, кому только предстоит его прочитать. Классический сюжет сохранён практически без изменения, небольшие отличия имеются, пожалуй, лишь в оттенках и трактовках некоторых образов.

Ещё обратите внимание, что во время действия артисты довольно часто появляются в проходах партера между двадцатым и двадцать первым местами и с другой стороны между четвёртым и пятым местами. После этого спектакля нам с сыном захотелось посмотреть другие классические произведения в постановке этого замечательного театра. Обязательно придём ещё.

Отцы и сыновья - спектакль, где невольным участником становится каждый зритель. Публика оказывается на деревянной веранде поместья Кирсановых, где царит спокойствие, уют и размеренная жизнь без обсуждения общественности и политики. Но эта идиллия разбивается в один миг. В поместье Кирсановых приезжает революционер Базаров. Но в данной постановке он показан отнюдь не таким, как в Тургеневском произведении. Здесь он циник и эгоист, прикрывающийся заботой о мнимом благе народа. Именно за это он будет наказа судьбой и поплатится жизнью за неумение общаться с людьми и находить с ними общий язык.

«Отцы и дети» создает удивительное впечатление присутствия в центре всех происходящих событий. Удивительными здесь являются декорации. Ведь посередине деревянной веранды протекает настоящий ручей, из которого пьют воду персонажи постановки, вдоль которого неспешно прогуливаются тургеневские барышни. Режиссер Л. Хейфец смог четко передать настроение ушедшей эпохи и ее яркие особенности. И познакомиться с тем удивительным миром сможет каждый, стоит лишь купить билеты на данную постановку.

Конфликт поколений с британским акцентом. Взял однажды современный английский драматург Брайан Фрил книжку нашего классика Тургенева, непростую книжку, острую своими конфликтными соприкосновениями с реальностью и на сегодняшний день, и написал что-то новое. Словно взглянул на саму суть конфликта между поколениями и подсветил наиболее интересные моменты. А потом вернулись эти, уже говорящие, герои на родину и вышли на сцену, пережив некую языковую эмиграцию.

И вот уже бежит по сцене ручей, освежая в жаркий летний полдень обитателей этой чудной русской усадьбы, цветут цветы и прячутся под кружевными зонтиками хорошенькие русские барышни, шелестят подолами их пышные юбки, покачиваются в такт движениями кружева. И в этот рай врывается он – бунтарь, революционер, Базаров. И тут… происходит неожиданный кульбит, тот самый поворот в сюжете, который заставляет пересмотреть свое отношение к жизни.

Нигилист, герой без страха и упрека, вдруг сталкивается не столько с противоборством «отцов», сколько с другой революционной силой – с женщиной, и с тем, что приходит вместе с ней. С любовью, которая оказывается даже выше смерти. Сталкивается и… отступает. И при ближайшем рассмотрении оказывается вовсе не героем, а человек снедаемым своей же собственной беспощадности к другим. И смерть приходит к нему как искупление, искупление не столько за жестокость, сколько за насмешку над любовью, которая в итоге посмеялась над ним.

Но не стоит расстраиваться, надо лишь прийти и сесть в тенечке на деревянные доски с вблизи ручья, чтобы насладиться в полной мере прекрасной обстановкой исконно русской усадьбы и понаблюдать за тем, как Любовь спускает вниз все флаги, даже революционные.




Top