Отец Павел Адельгейм: биография. Отец павел адельгейм

Священник Русской православной церкви, протоиерей Павел Анатольевич Адельгейм родился 1 августа 1938 года в Ростове-на-Дону.

Его родителей репрессировали, он жил в детдоме. Через несколько лет мать отправили в Казахстан в ссылку, после смерти Иосифа Сталина в 1953 году они поселились в Караганде .

Будучи еще школьником, Павел нашел в Караганде православную общину отца Севастьяна и стал регулярно ездить туда. Богослужения были тайными, служили по ночам в частных домах на переносном антиминсе. Отец Севастьян пробудил в Павле интерес к церковной жизни.

В 1954 году Павел Адельгейм переехал в Киев, став послушником Киево-Печерской Лавры. Поскольку ему не исполнилось 18 лет, он жил в монастыре неофициально, в келье строгого монаха игумена Феодосия (Сердюка), регента правого хора. Павлу дали послушание чтеца. Вторым послушанием была обычная физическая работа. Третье послушание — водить по пещерам паломников и туристов и проповедовать им Евангелие. В монастыре Павел прожил до 1956 года.

Став совершеннолетним, Адельгейм поступил в Киевскую духовную семинарию. В 1959 году он был исключен из семинарии по "политическим мотивам", тогда же архиепископ Ташкентский Ермоген (Голубев) рукоположил Адельгейма во дьякона для Ташкентского кафедрального собора.

В 1964 году отец Павел закончил Московскую духовную семинарию и был назначен священником в город Каган Узбекской ССР, где ему удалось, несмотря на противодействие властей, построить новый храм.

В 1969 году отец Павел был арестован, осужден по 190-й статье (клевета на советскую власть) и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1971 году в лагере на отца Павла наехала вагонетка: нога ниже колена была повреждена. Почти месяц больного продержали на грязном полу, пока не началась гангрена. Впоследствии ногу ампутировали .

Отец Павел освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях. В Псковской епархии служил с 1976 года. В 1992 году при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 году при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи основал приют для сирот-инвалидов.

20 марта 2003 года на отца Павла было совершено покушение. В тот день его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Скорость была небольшой, и это спасло Адельгейма от гибели. По заключению экспертов авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

В 2008 году Адельгейм был снят с должности настоятеля храма Святых жен-мироносиц по указу митрополита Псковский и Великолукский Евсевия. Как рассказывал сам Адельгейм, его конфликт с митрополитом продолжался 20 лет, все время пребывания последнего в Псковской епархии. За это время, помимо прочего, священник лишился двух приходов.

После снятия с должности настоятеля храма отец Павел читал лекции в Свято-Филаретовском институте, был членом его Попечительского совета. В середине 2012 года Павел Адельгейм стал одним из немногих священников, подписавших письмо патриарху Кириллу с призывом обратиться к представителям государственной власти с просьбой о помиловании участниц группы Pussy Riot.

Еще в 1969 году, когда храмы в нашей стране только разрушались или использовались в непотребных целях, когда окончательно был стерт с лица земли Костинский храм Рождества Пресвятой Богородицы, в этом самом году отец Павел Адельгейм построил в городе Бухаре, где он тогда служил, новый храм, единственный, построенный в СССР за все годы безбожной власти.

Когда первый шок властей предержащих прошел и все областные начальники со своих постов были сняты, пришла пора посчитаться с главным виновником события: его, естественно, посадили, оставив без средств к существованию троих детей, один из которых – инвалид детства. Посадили по статье за распространение сведений, порочащих советский государственный и общественный строй.

Что же это были за сведения? Во время обыска в его доме нашли школьную тетрадку с аккуратно переписанной поэмой Анны Ахматовой «Реквием». Возмутились. Ну, не могла советская поэтесса написать такие антисоветские стихи: «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад, и ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград…» Разумеется, не могла! А кто же тогда такие стихи написать отважился? Да все он же, Павел Адельгейм!

Сегодня в это поверить невозможно. Однако была сделана даже искусствоведческая экспертиза, которую совершила учительница истории одной из ташкентских школ. И в результате трудов учительницы-«искусствоведа» батюшку осудили на максимальный срок по этой статье - 3 года лагерей.

Но и в лагере батюшка остался прежним, взглядов своих не переменил. Помогал заключенным составлять всевозможные прошения, жалобы, заявления. Администрация лагеря невзлюбила чрезмерно активного заключенного и – бывало тогда и так – организовала на него целых три покушения. Последнее - почти удачное. Его не убили, но колесом цехового подъемного крана раздробили пальцы на правой ноге. В городской больнице, куда пострадавшего отвезли, старик-хирург оперативно осмотрел и утешил: через неделю плясать будешь. Но доктор ошибся.

У койки отца Павла посадили двух автоматчиков в тулупах и забыли о нем на месяц, а потом и вовсе перевели в тюремную больницу. Если к хирургической ране месяц не прикасаться, начнется гангрена. Она и началась. Тут срочно явилась заведующая тюремной больницей (врач-педиатр по основной специальности) с большой хирургической пилой и нашему батюшке ногу выше колена отпилила… БЕЗ АНЕСТЕЗИИ!

С тех пор служил отец Павел на одной ноге, опираясь тем, что осталось от правой, на неподъемно тяжелый протез, по которому нет-нет да и потечет струйка крови…

5 августа 2013 года протоиерей Павел Адельгейм был убит душевнобольным человеком, которому батюшка пытался оказать пастырскую помощь.

Елена Пудовкина.

Памяти отца Павла Адельгейма

Все пройдет, и останется только любовь,

что уже не иссякнет вовеки.

Новомученик прибыл под отческий кров -

за небесные, светлые реки.

От страданий земных он восходит горе,

и от нашего горя земного.

Он как праведник жил, как лампада горел,

славил Бога и делом, и словом.

Как нам жить без него в наползающей тьме,

как нам жить, как дышать, как молиться?

Сей светильник стоял высоко на холме,

Озаряя и души, и лица.


Год без праведника. Памяти отца Павла Адельгейма

Прот. Сергий Ганьковский
Отцу Адельгейму

Ни труда, ни болезни уже не нести тебе, отче.

Завершились труды, и закончился тела недуг.

И фантомные боли в ноге не преследуют ночью,

Да и ночь прекратилась, зарёй осиянная вдруг.

И ты снова, как в юности, целый, решительный, строгий,

И вся жизнь впереди, словно сладостный рай за углом.

Нам бы вместе с тобой, в предвкушении новой дороги,

Только радостью жить, только песней стремиться за кром.

Отчего же пустыня в душе, отчего только слёзы

Невозможно сдержать, когда думаешь вновь о тебе?

Ничего нет желаннее смерти: её ли угрозы

Могут нас опечалить, причастных Христовой судьбе?

Сколько было потуг, чтоб молитве твоей не звучать.

Ничего не успели злодеи: ни лагерный молох,

Ни владычны затеи не вольны заставить молчать.

В тесной келье твоей, где когда-то в страданье рождалось

Покаянье в навеки, казалось, умершей душе,

Чудо Церкви соборной молитвой твоей созидалось:

Там, где двое с Христом, там и Царство сияет уже.

И когда наше небо свернется, как свиток беззвёздный,

И когда все итоги Предвечный Судья подведет,

И когда приговор прозвучит, неумытный и грозный,

Знаем: келья твоя, как корабль среди бури спасет.

Разрешал и прощал, прогоняя унынье и мрак,

Верим, отче, что правом, оплаченным кровью безгрешной,

Приготовишь обитель для тех, кто блуждает впотьмах.

ОТЦУ ДУХОВНОМУ

Ты глядишь мне в глаза - прямо, просто, светло

С фотографии старой в ореховой раме.

Вопрошаешь? Коришь? Иль сквозь рамы стекло

До заутрени светлой прощаешься с нами?

Там, в чертогах покоя и вечной весны

Служишь ты литургию любви и надежды

Пред тобой, с обжигающей болью вины,

Мы стоим, недостойные брачной одежды.

Говорят, что бесстрашно пойдёт за Христом

Тот, кто Свет Его узрит в глазах человека.

Ты принёс его нам – в тихом слове твоём

Мы услышали правду Грядущего Века.

Но гораздо важнее всех сказанных слов

Чтобы совесть и ум были с сердцем в согласье.

С семинарских годов до московских судов,

Ты был камнем соблазна для жаждущих власти

Жил бы ты осторожно, не стал бы, кем стал, -

Не смиренным попом, как в романе Лескова.

Ты, как воин Христов, кровь свою проливал,

Жертвы кровь от темниц Заравшана до Пскова

Год Год прошел без тебя. И сердечная боль

Стала тихой печалью и памятью вечной,

Словно в гибельном мраке далекий огонь

Чуть мерцает лампадой любви бесконечной.

Август 2014 г.

ВТОРАЯ ГОДОВЩИНА


Мы всё ищем покоя и воли и ночью и в утренний час,

Жаждем Духа Комфорта*, Который, мы слышали, дышит, где хочет,

И нам кажется смысл мирозданья замкнулся надежно для нас

в тихой дрёме, решительно встать от которой нет мочи.

Сладкий шепот соблазна подскажет: зачем восставать,

если вечный покой нам в награду обещан от века?

Что покой этот значит? Не видеть, не слышать, не знать,

чтоб беспечной души не встревожить бедой человека.

«Справедливость» - вот лозунг на знамени наших побед.

«Милосердие» - просьба печальная в немощи падших.

Под штандартом каким поспешим за святыми вослед?

Повернется ль язык попросить у Владыки: «Воздаждь ми»?

Неужели и правда Создатель Небес и Глубин

Будет падшую тварь справедливо судить за злодейства?

Кто там будет оправдан? Кто избегнет позора один

на один с неподкупным Судьей – образцом совершенства.

Неужели и впрямь созерцанье горящих в аду

утешает святых, в глубину преисподней воззревших

с Лона вечного Праотцев, грешникам всем на беду

Наслажденье двойное от вида страдальцев обретших.

Что такое любовь, если мздовоздаянье за зло

не исполнившим йоту Закона – непреодолимо?

И на что мне тогда Авраамово Лоно? Оно –

VIP трибуна всего лишь в ристалищах Ветхого Рима.

Если так, то пойду я за Павлом-апостолом вслед,

вслед за тем, кто готов отказаться от первенства родом

ради ближних своих, как Исав, получивший обед,

вместо славы Отца, вместо чести быть Божьим народом.

Так и ты, иерей, соименный апостолу, встал

на защиту всех тех, кто отчаялся в деле спасенья,

кто и ночью не бодрствовал, дни в расслабленьи лежал

над ручьем, умирая от жажды, без воли к движенью.

«Встань! Иди!» - вслед за Спасом-Христом обращаешь ты к нам

Слово силы, надежды, спасенья и радостной веры.

И расслабленный жилами, чуждый истертым словам,

Словом Жизни объят, не пугается смерти химеры.

Смерти нет! – вот итог этой жизни, родивший меня во Христе,

Результат всех молитв, всех трудов, всех обид и напастей.

Смерти нет! Ада происки, скорби и сердце в тоске –

не лишают нас веры, надежды и жизни нетленной причастья!

Смерти нет, сколько ни торжествует она,

разлучая сердца и глумясь над любовью и верой,

наша жизнь не напрасна: сердца зажигает она,

тем дыханием правды, чем ты оделил нас без меры

_______________

*spirit Comforter (англ.) - Дух Утешитель

Выдержки из беседы Александра Щипкова с отцом Павлом Адельгеймом

Священник Павел Адельгейм: Из семинарии меня выгонял лично Филарет Денисенко

Неоконченное интерьвью с жестоко убитым в собственном доме 75-летним священником Павлом Адельгеймом. О положении в Русской православной церкви и его духовном пути.
Мы познакомились с отцом Павлом в сентябре прошлого года на конференции «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке». Она была организована общественным движением «Россия для всех». Выступить приглашали разных священнослужителей. Не побоялся прийти только отец Павел Адельгейм. Я слышала о нем как о замечательном, мудром, деятельном батюшке, но главным образом — страстном критике «вертикали власти», выстроенной патриархом Кириллом в Церкви. Говорили, что отец Павел уже много лет борется против церковной реформы, которая сделала абсолютно бесправными рядовых священников, сократила до минимума роль мирян в приходской жизни и сосредоточила всю власть над приходами в руках иерархов.

В перерыве между докладами на конференции я старалась поговорить с отцом Павлом о самом главном, о том, что год назад волновало многих: что происходит с РПЦ. Мы, как мне тогда казалось, разговор только начали и договорились, что обязательно его продолжим. Отец Павел приглашал в Псков. Я обещала приехать. Как это часто бывает — не успела...

Антисоветчик

Вы, наверное, единственный священник в современной РПЦ, который сидел в тюрьме как антисоветчик. За что вас арестовали?

— Меня рукоположили в 1959 году. А посадили через десять лет, в 1969-м. Я, правда, не получил даже начального зэковского образования, просидел всего три года по обычной статье для того времени: брежневская статья 190-прим («хранение и распространение клеветнических материалов, порочащих советский конституционный строй»).

Что у вас нашли?

— У меня нашли довольно много стихов поэтов Серебряного века: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина. Самое смешное, что суд решил, что все эти произведения писал я сам, а приписывал их известным поэтам.

Где вы отбывали срок?
— Я служил в Бухаре, а когда меня арестовали, следствие вел ташкентский КГБ, и в течение года я сидел во внутренней тюрьме. Потом меня отправили в лагерь на территории моего же прихода — лагерь был расположен в пустыне Кызылкум.

Как же вы потом оказались в Псковской епархии?

— В лагере после несчастного случая я потерял ногу и потом, выйдя на свободу, вернулся в свою Ташкентскую епархию. Мне дали приход в Средней Азии в Фергане. Потом у меня произошли некоторые столкновения с местным уполномоченным по делам религии и местным куратором от КГБ, и меня перевели в Красноводск. Там мне было трудно служить из-за очередных козней со стороны местного КГБ, и я решил уехать в Россию. Так получилось, что в силу инвалидности мне пришлось перебраться в Псков. Правда, и там сначала было много трудностей, меня гоняли с одного прихода в другой, все время «сажали» на голову настоятелю, но потом, наконец, дали приход в поселке рядом с Псковом. И там у меня началась бурная деятельность и жизнь интересная — по созиданию храма и параллельно по созиданию общины. В конце 80-х и социальная работа появилась, а потом и в городе мы получили храм, он лежал в руинах. Это был первый храм в Псковской области, отданный верующим. Наш храм Жен-Мироносиц.

Зависть

Тот, где вы сейчас служите?

— Да. Я был там настоятелем с 1988 года, а в 2008-м правящий архиерей [ митрополит Евсевий] меня сместил с поста настоятеля. До этого архиерей выгнал меня из всех других храмов, где я служил. Еще я строил храм в областной психиатрической больнице за свой счет. Архиерей нам не помогал, но когда храм был закончен, он сказал мне: «Пошел вон отсюда!»

Почему он вас прогнал? Забрал этот храм себе?

— Да нет, храм этот ему не нужен. Этот человек — он не злодей. Он живет только своими амбициями. С ним можно по-человечески иногда разговаривать. Но в то же время это человек, который в течение десяти лет со мной разговаривал ласково, но изгонял меня отовсюду.

За что он вас так невзлюбил? Не потому ли, что завидовал вашей силе, вашему авторитету, который вы приобрели у верующих?

— Какая сила? Что священник может против архиерея?

Почему вас изгоняют, как только вы отстроите храм, развернете социальную деятельность, обустроите приход?

— Я думаю, что у него ко мне есть какая-то странная зависть. Все, что я в последние годы делаю, даже тогда, когда мы уже совсем перестали общаться, он начинает повторять. Так как я отмечал свое 70-летие, например, он повторяет то же самое. Он на год меня моложе. И он повторяет, но у него получается пародия. У меня это получается непроизвольно благодаря тому, что меня окружают умные люди, которые знают, как и что правильно сделать. А его окружают необразованные и неумные люди, которые дают ему неудачные советы.

Раскол

Если отвлечься от вашего конфликта с архиереем и вернуться к проблемам РПЦ: есть ли сегодня раскол в Церкви или это выдумки журналистов?

— Существует два совершенно разных взгляда на Церковь и церковную жизнь. Раскол в этом смысле существует: непримиримость позиций по пониманию церковной жизни, которая пока не оформлена в раскол. Но если появится лидер, который захочет за собой повести людей, то раскол станет реальностью.

Что вы имеете в виду?

— Есть достаточно много священников, которые хотят духовного возрождения Церкви. Ведь весь вопрос в чем: у нас говорят о возрождении Церкви, а на самом деле речь идет о разложении Церкви. И очень много священников, священников молодых, которые тоже ищут возрождения Церкви, но не Кирилловского [ патриарх Кирилл ] , а возрождения христианства, не возрождения того искаженного образа православия, которое сейчас создается, а возрождения христианского духа. То есть они хотят восстановить богослужение так, как оно должно быть, а кроме богослужения есть еще и духовная жизнь христианина, которая проходит и в общении, и в образовании, и в социальной работе. В нашей Церкви сейчас патриархия декларирует и катехизацию, и миссионерство, а на самом деле ничего не делается, лишь создается масса комиссий. И при патриархии, и при епархии. Я не знаю, что делается при патриархии, но я знаю, что делается в нашей епархии: у нас существует 15 комиссий — по связям с общественностью, по здравоохранению и прочее и прочее. Каждую из этих комиссий возглавляет какой-нибудь священник, который понятия не имеет о том, чем должна заниматься эта комиссия. Он просто ничего по этому поводу не делает. Но если требуются отчеты, то ему эти отчеты присылают, и в каждом отчете он ставит галочки. На самом деле это липа. Обыкновенная советская показуха.

Свечной ящик

А чем занимаются те священники, которые думают не так, как вы и ваши единомышленники?

— Они занимаются тем же самым, что и в светском обществе: думают, где добыть деньги. Всех волнуют деньги, деньги, деньги. Сейчас свечной ящик является центральным местом в храме, вокруг которого кипят все страсти. А алтарь как-то на отшибе и, в принципе, никому не нужен.

Деньги этим священникам нужны для себя или на восстановление церкви?

— Конечно, для себя. Они все эти деньги как-то пилят между собой, как за пределами церкви, так и в церкви. Что касается наших церковных властей, то создается впечатление, что они создают не Церковь Христову, а какую-то финансово-политическую империю, то есть на первом месте стоят вопросы не духовной жизни, не духовного просвещения народа, а имущества, капиталов, политики.
Почему?

— Существуют три типа руководителей. Есть те, кто готов поступиться личными интересами ради той организации, которую они создают. Это редкие руководители, жертвенные люди. Есть такие, которые руководствуются одновременно и личными интересами, и государственными. Это опять-таки не так часто встречается, поскольку эти интересы не всегда совпадают. Есть, наконец, руководители, которые руководствуются личными интересами и которые используют структуру, которой они руководят, чтобы удовлетворить свои личные амбиции, свой карьерный рост.

Промысел Божий

Как вы оцениваете роль патриарха Кирилла в жизни Церкви?

— Я думаю, что патриарх Кирилл — источник церковного зла. При патриархе Алексии Кирилл имел очень большой вес, но все-таки Алексий его сдерживал, придавливал немножко. Все документы, все новые уставы, изданные Церковью, все это — дело Кирилла.

Он существует в союзе с властью или ведет свою собственную игру?

— Конечно, он пребывает в симфонии с властью, но у него есть и личная заинтересованность. Он сделал блестящую карьеру, получил огромные средства, и он, конечно, строит свое личное благополучие и личный престиж. Его амбиции очень велики. Но в гражданском обществе он — жупел. Конечно, он принадлежит к какому-то определенному клану в Кремле, который его поддерживает.

А с точки зрения Церкви он полезен или вреден?

— Бог выбирал себе очень разных пророков, иногда требовал от них таких вещей, которые нам кажутся даже не нравственными. Вот, например, Pussy Riot — плохо они поступили или хорошо? В плане чисто человеческом, я думаю, что плясать в не очень приличной одежде на солее — нехорошо, но я боюсь их за это осудить, потому что иногда промысел Божий действует не совсем так, как мы привыкли это правильно понимать.

А как вы оцениваете реакцию Церкви на саму акцию Pussy Riot?

— Ужасная, конечно, реакция, нехристианская реакция. Просто обыкновенная месть. Желание отомстить за то, что Церковь обидели.

Сейчас некоторые прихожане РПЦ говорят о том, что готовы в знак протеста уйти из Церкви. Как вы на это смотрите?

— Я пришел в эту Церковь. Я пришел после того, как в нее уже вошли люди, достойные самого высокого уважения, которые, несомненно, являются вождями духовной жизни. Я был рукоположен владыкой Ермогеном [ провел восемь лет в сталинских лагерях, служил в Ташкенте] , который был рукоположен патриархом Тихоном. Так что у меня такие прямые корни. Изменялся не я, мои взгляды, которые были от начала, такими и остались. Но вокруг меня вся эта среда начала очень сильно меняться. Появились люди с совсем другими взглядами, и мы с ними друг друга уже не понимаем. Патриарх Кирилл — представитель совершенно новой духовной позиции в Церкви.

Вы один из немногих служащих священников, кто заступился за Pussy Riot. Вы не боитесь, что вас отправят за штат?

— Я могу этого ожидать, но я этого не боюсь. Отправят и отправят. И умереть когда-то надо будет. Что ж мне теперь — смерти бояться?..


Записывайтесь в наше сообщество:
Подписывайтесь в

Скоро пять лет как не стало знаменитого псковского священника Павла Адельгейма . В этом году ему могло бы исполниться 80. И нельзя сказать, что дело его живёт.

Зимой 2003 года он сел за руль своей старенькой «Волги» и отправился на службу. Ехал медленно, потому что гололёд - и поэтому прожил ещё десять лет. Тогда в ГИБДД ему официально подтвердили, что рулевое управление машины развинчено человеческой рукой, но дело возбуждать отказались. Произошло это вскоре после публикации скандальной книги Адельгейма «Догмат о Церкви в канонах и практике», в которой он пытался осмыслить гонения, обрушившихся на него в последние годы.

История эта деликатная и глубоко личная: в 1970 году отец Павел сел на три года за самиздат - Библия, Ахматова и т.д. Он не сомневался, что к его посадке имеет отношение молодой священник Троице-Сергиевой лавры о. Евсевий (Саввин). В ходе бунта на зоне Адельгейм потерял правую ногу. А в 1993-м Евсевия назначили архиепископом в Псковскую епархию, где Адельгейм служил с 1976 года.

Кто-то из верующих замашет руками: мол, не может православный священник сдать единоверца гонителям, да ещё и в связи с распространением Священного Писания. Для этого же надо быть полным атеистом. Может, сам Адельгейм наблатыкался на зоне возводить на честных людей поклёп? Тем более он сын репрессированных: отец Анатолий Адельгейм, поэт и артист, - расстрелян, мать Татьяна Пылаева сидела в лагере. Оба, правда, реабилитированы в 1962-м.

Однако вся жизнь отца Павла словно противостояла агрессии, мести и насилию. Он с одной ногой восстанавливал храм Жён-Мироносиц после переезда из него склада «Росбакалеи». В 1992-м открыл при храме православную школу регентов, на следующий год - приют для сирот-инвалидов в деревне Писковичи. А эти проекты мало похожи на церковную лавку, где влёт расходятся свечки, ладанки и журнал «Фома» - тут нужны постоянные вложения сил и средств. Адельгейм даже умудрился окружить словом Господним пациентов психиатрической больницы в Богданово, куда уж точно зажиточным паломникам вход заказан. Старик жил в небогатом деревянном доме, ездил на своей «Волге», бандитов на деньги не разводил.

Сказать, что он пользовался любовью и уважением людей - значит, ничего не сказать. Однажды я явился к нему в храм Жён-Мироносиц без приглашения, но он полагал, что любой человек достоин беседы - пригласил домой. В XXI веке я видел прохожих псковичей, в пояс кланяющихся «Волге» Адельгейма. И вспоминал задохнувшуюся в пробках Москву во время Архиерейского собора и что говорили по этому поводу добрые москвичи. Мы пили чай в доме отца Павла, а вокруг кухни мелькали трое-четверо детей странного вида. Священник объяснил: это воспитанники его недавно закрытой школы регентов. Они не совсем психически здоровы, их не в каждый приют возьмут. Кого смог, он пристроил, оставшихся забрал в свой дом.

Казалось бы, отец Павел должен быть гордостью РПЦ. Но школу регентов закрыли как раз по инициативе епархии. Также владыка Евсевий отобрал у него и приют Писковичи, и церковь в психиатрической больнице, а ещё - изгнал из настоятелей храма Жён-Мироносиц.

В храме у него появился начальник - годящийся ему во внуки священник Сергей Иванов, про которого в СМИ писали, будто он брат криминального авторитета. Спустя несколько дней после его назначения бесследно исчезло дорогостоящее булыжное мощение перед храмом. А Иванов при поддержке епархии изменил приходской устав и начал чистку совета прихода: на место обычных верующих пришли люди епархии. Вертикаль РПЦ в те годы выстраивалась по всей стране: епископам надоела полуфеодальная независимость настоятелей, и они стали наращивать власть по примеру светских властей.

Адельгейм рассказывал, что большинство священников не понимали, почему он не хочет публично повиниться перед Евсевием. Ведь всего-то и надо было подписать обращение, уже составленное к этому случаю: «Я, проклятая гадина и мразь, оскорбил Вашу святыню, Высокопреосвященнейший Владыка! За совершённую подлость мне не место в человеческом обществе. Мне место в выгребной яме…» Власть архиерея ничем не ограничена, он может выгнать любого священника каждую минуту: недавно батюшки не имели даже трудового договора, а пенсия, если и будет, - минимальная. Поэтому мероприятия с участием епископа пронизаны покорностью, словно обкомовские собрания.

Каждый год в Прощёное воскресенье Адельгейм сообщал в письме Евсевию, что прощает его по-христиански, но ответного жеста в ответ не получил. В интервью отец Павел с грустью констатировал:

Самое страшное, что из церкви ушла любовь, а вместо любви вся эта бюрократическая начинка пришла. Патриарх - он по духу своему чиновник, и он этот бюрократизм в церкви насаждает. Выстраивает вертикаль власти. Он думает, что этим создаст мощную организацию, которая на него будет работать. Но мне кажется, что он глубоко заблуждается, и итогом всего этого будут похороны РПЦ.

Отец Павел Адельгейм оценивал процессы, происходящие в церкви, всё жёстче, а за месяц до смерти сказал:

К сожалению, церковная жизнь в России гаснет. И сколько бы в Патриархии ни говорили про золотые купола, к сожалению, золотые купола выражают только силу церковной власти и рост церковного бюджета за счёт государственных доходов, не больше. А духовная жизнь разрушается и уничтожается… В этой церкви не остаётся места для Христа: имя Его всё реже и реже главами церкви упоминается. …Теперь православие и христианство совсем не одно и то же. Потому что под словом «православие» больше понимается национальная идеология, а вовсе не христианская вера.

Мы уже давно привыкли, что политики, призывающие нас покупать отечественное, предпочитают «лексусы», а детей учат в Швейцарии. Что за речами о многодетных семьях - бесплодие авторов, а ревнители усыновления не рвутся взять в собственный пентхауз сироту. Так и за проповедями любви и сострадания может жить готовность выселить больных детей на улицу, чтобы насолить критику.

К отцу Павлу приезжали целые автобусы паломников с Урала и Поволжья, и даже с Чукотки была группа. Хотя он даже священником формально не являлся - так, старичок при храме. В августе 2013 года он пустил в дом 27-летнего душевно больного москвича, который во время разговора о евангелисте Луке ударил священника ножом. Владыка Евсевий на похороны Адельгейма не приехал и не сделал ожидаемых от христианина заявлений: мол, ругались мы с покойным, конечно, но я его уважал, прощаю и т.д. Епархия вообще постаралась об отступнике забыть, но не позволили его преемники.

Прошло три года, и у нового настоятеля храма Жён-Мироносиц протоиерея Сергия (Иванова) изъяли крупную партию наркотиков и пистолет с глушителем. На суде батюшка получил 3,3 года условно, в приговоре отмечено, что священник является наркозависимым. На следствии Сергей Иванов утверждал, что сумку с 20 граммами метамфетамина он нашёл у подъезда. То ли ангел протрубил ему в ухо «возьми и положи в холодильник», то ли по какой другой причине, но батюшка не стал зарекаться от сумы. На этом щедроты 2016 года по отношению к Иванову не исчерпались: он нашёл у подъезда ещё один знак свыше – в сумке покоились пистолет Марголина, с глушителем и 65 патронами. Вместо полиции святой отец отнёс ствол в квартиру, где проживал с женой и несовершеннолетним ребёнком, и хранил в шкафу.

Процесс над Ивановым проходил в закрытом режиме, а подсудимый утверждал, что претерпевает за веру - дескать, возобновились гонения на церковь. Не оставил подчинённого и епископ Евсевий, призвав паству не верить, будто у «почтенного отца Сергия» изъяли наркотики и ствол, как написано в «грязных статьях», ибо «сатана действует через людей». Однако «в грязных статьях» есть свидетельства прихожан храма о том, что «почтенный отец» зело потел во время служб и вообще выглядел неважно, несмотря на молодой возраст. Даже при наличии судимости Иванов продолжал служить в храме святых Жён-Мироносиц и преподавать в воскресной школе, которую посещали полсотни детей. Правда, собравшийся перед Рождеством архиерейский совет запретил Иванову вставать на амвон в течение ближайших трёх лет, но «в случае достойного поведения» отлучение могут сократить на год - то есть по всем правилам УДО.

Многострадальный храм Жён-Мироносиц принял 31-летний отец Александр (Николаев), который был вторым священником при Сергии, а карьеру начинал иподьяконом у владыки Евсевия. И первым делом решил реформировать воскресную школу при храме, созданную Адельгеймом в 2010 году.

По субботам в ней занимались пением взрослые ребята, малыши, дети из приютов Пскова и Неёлово. Кроме того, учились готовить еду, занимались в творческой мастерской рисованием, расписывали стулья, делали витражи на стекла. Как сообщалось в псковских СМИ, формально школу содержала церковь: директор Юлия Ермолаева получала от её щедрот зарплату в 2 тысячи рублей (то есть бак бензина в месяц) и искала деньги на всё остальное. По словам вдовы о. Павла Веры Адельгейм, еду для детей готовили родители и бабушки воспитанников. Но новый настоятель сдал в аренду пищеблок коллеге для просфорни - это ж всё-таки деньги. И запретил посещать школу детям из приютов, а заодно и группе старших подростков.

…Со стороны может показаться, что вся это история - полный мрак. Что какие-то бесы и упыри отплясывают на костях нежного душой праведного старика, и без того настрадавшегося в жизни, что рушат своими рогами и копытами всё, им созданное. Но не нужно забывать - для верующего человека всё ценное создаётся в мире духа. А там отец Павел Адельгейм задал ориентиры, недосягаемые для любых гонителей.

После убийства о. Павла (Адельгейма) хлынул какой-то безумный поток конспирологических версий: дескать, и сумасшедший убийца - не сумасшедший, и вообще священника убила кровавая гебня (ТМ), и вообще был глоблальный заговор с целью убиения священника.
Увы, на самом деле всё гораздо проще и печальнее. Официально установлено, что убийца - душевнобольной.
Обвинение в убийстве псковского священника Павла Адельгейма предъявлено 27-летнему москвичу Сергею Пчелинцеву. 5 августа молодой человек пришел побеседовать с отцом Павлом о своих делах, но внезапно накинулся на него с кухонным ножом в руках. По данным оперативников, при задержании Пчелинцев кричал, что Сатана приказал ему убить священника, после этого парень ударил себе в грудь ножом.

Подозреваемый в убийстве при задержании ударил ножом и себя, что говорит в пользу версии о некой проблеме с психическим здоровьем у молодого человека. Сейчас он находится в больнице на аппарате искусственного дыхания. Следователи попробуют его допросить, как только врачи предоставят им такую возможность.
Следствие уже назначило предполагаемому убийце психиатрическую экспертизу. Свидетели утверждают, что до страшных событий в доме священника приезжий москвич вел себя неадекватно....

Подробности и обстоятельства трагедии. Что этому предшествовало?

Оказалось, что признаки надвигающейся беды все же были:

Невеста убийцы отца Павла Адельгейма посылала его к священнику избавиться от бесов

Невеста подозреваемого в убийстве отца Павла Адельгейма Сергея Пчелинцева в свое время советовала молодому человеку обратиться к священнику, чтобы избавиться от бесов.
Родители записали Сергея на прием к психиатру, чего тот боялся, так как чувствовал, что его сдадут в больницу. Тогда невеста Аня посоветовала ему поехать к отцу Павлу. Сергей сбежал от родителей и приехал к священнику за помощью.

"Отец Павел скоро понял, что молодому человеку нужна не беседа, а квалифицированная помощь специалиста, — рассказали прихожане церкви. — Невеста Сергея оказалась хорошей знакомой матушки Веры Михайловны. Ей сразу сообщили о приезде знакомого, а та, видимо, рассказала о прибытии Сергея в церковь его отцу".
(отсюда)

Мать подозреваемого в убийстве священника: Сын снимал фильм о маньяках-убийцах
Светлана Ковалева, мать Сергея Пчелинцева, подозреваемого в убийстве священника в Псковской области, сообщила, что сын снимал документальный проект, посвященный маньякам-убийцам.
По ее словам, это могло стать причиной помешательства сына."Сережа всегда снимал хорошее, доброе кино, — рассказала Ковалева. — Но в этот раз он каялся, что снял злой фильм — даже говорил, что этот фильм у людей энергию отбирает".
Мать предполагаемого убийцы также рассказала, что сын в последние годы страдал от сильных головных болей из-за травмы верхнего шейного позвонка.
(отсюда)

«Улыбчивого» выпускника ВГИКа Сергея Пчелинцева изменила его же работа - фильм о маньяках-убийцах
Москвич, подозреваемый в убийстве священника Павла Адельгейма, год назад окончил кинооператорский факультет Всесоюзного государственного института Кинематографии
Никто не предполагал, что с оператором ВГИКа могут произойти такие метаморфозы
«Сережа всегда снимал хорошее, доброе кино. Но в этот раз он каялся, что снял злой фильм - даже говорил, что этот фильм у людей энергию отбирает!» - поделилась с правоохранителями мать предполагаемого убийцы Светлана Ковалева. По ее словам, отравившись к священнику, молодой человек хотел очиститься. По словам Светланы Владиленовны, ее сын собирался вскоре венчаться со своей девушкой и в разговорах со святым отцом хотел подготовить себя к обряду.

«Сын сообщил, что убежал в Псков, он мне все время говорил про Библию. Он мне страшные СМС писал... Что хочет, например, забрать мою душу, и что-то еще про причастия...», - вспоминает последние ужасные дни Светлана Владиленовна. По ее словам, жизнь Сергея в последние годы была отравлена частыми головными болями, вызванными травмой верхнего шейного позвонка. Не без содрогания женщина вспоминает: «В последний раз, когда я его видела, он схватил меня за грудки. Начал кричать: «Мама! Как ты не понимаешь, что у меня как будто штырь в голове! Что мне больно!».

Мама Сергея Светлана Ковалева рассказывает, что ее 27-летний сын работал одно время оператором короткометражных фильмов. Среди снятых им в превеликого множества картин был и посвященный жизни маньяков-убийц документальный проект. Мать не исключила, что толчком к жестокому преступлению, в котором обвиняют Сергея, могла стать именно эта кинолента. Вполне вероятная версия, тем более, что мотивы убийства пока не установлены. Известно только, что, по рассказам свидетелей, в момент совершаемого преступления молодой человек пребывал в совершенно неадекватном состоянии и кричал, что действует по указке сатаны.
(отсюда)

«На такси прикатил сюда из Москвы, 16 тысяч заплатил»
Знакомый подозреваемого в убийстве священника Павла Адельгейма рассказал, что Сергей Пчелинцев был закрытым человеком, но на убийцу не походил. Сейчас Пчелинцев лежит в больнице и пока не может давать показания. Он прожил дома у священника и его жены три дня, мотивы его поведения до сих пор неизвестны. Друзья семьи отмечают, что жена погибшего Вера Адельгейм еще накануне убийства почуяла неладное. Похороны отца Павла состоятся в четверг.

Подозреваемый в убийстве священника Павла Адельгейма видеооператор Сергей Пчелинцев сейчас находится в больнице и подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Врачи оценивают его состояние как тяжелое, однако говорят, что угрозы для жизни нет.

«Газета.Ru» поговорила с режиссером компании «Единая Медиа Группа» Дмитрием Пищулиным , который в свое время учился с предполагаемым убийцей священника. Пищулин не видел Пчелинцева последние два года и, хоть и говорит, что тот был закрытым человеком, был шокирован новостью об убийстве отца Павла. «Мы общались с Сергеем во время учебы во ВГИКе и несколько раз работали вместе. Он считается очень хорошим оператором, всегда очень тщательно подходит к каждому кадру и продумывает его, — рассказал Пищулин. — Нельзя сказать, что он общительный и веселый, он был все время в себе. Но по его поведению никогда нельзя было предположить, что человек может быть убийцей. Уж кто-кто, но не он точно. Правда, за эти годы многое могло измениться, ходили слухи, что он съездил в Гоа и вернулся странным».
По словам Дмитрия Пищулина, Сергей Пчелинцев — коренной москвич, холост. «Он никогда не говорил о религии и не высказывал своего отношения к ней», — добавил Пищулин.

Старший помощник руководителя СУ СКР по Псковской области Антон Доброхотов рассказал «Газете.Ru», что следователи дежурят в больнице и ждут, пока врачи разрешат допросить Пчелинцева. Представитель ведомства сообщил, что в момент трагической гибели священника в доме находилась его жена, Вера Адельгейм.

«Священник проводил работу с этим молодым человеком. Гость внезапно схватил нож и ударил его. Попал в сердце. Супруга позвонила в полицию, а предполагаемый преступник выбежал на улицу и вел себя неадекватно, чем привлек внимание соседей. Находящийся поблизости наряд задержал его, причем он не пытался причинить какие-то повреждения стражам порядка, а просто начал резать себя», — пояснил Доброхотов.

По данным Псковского агентства информации, супруга отца Павла накануне трагедии созванивалась с другом семьи Петром Гусевым и рассказала ему о Пчелинцеве. «Она сказала: неприятность у нас. Приехал человек из Москвы, сын каких-то знакомых. На такси прикатил сюда, 16 тысяч заплатил. Зовут Сережа. Он не совсем адекватно себя ведет», — цитирует издание Гусева. По словам Веры Адельгейм, за Сергеем Пчелинцевым приехал отец, чтобы забрать его домой, но тот повел себя неадекватно — опустился на колени и попросил, чтобы тот не отправлял его в психбольницу.

Позже в тот день отец Павел находился в одной комнате с Пчелинцевым. Священник резал кабачки, а его гость читал Евангелие. «И вдруг истошный крик отца Павла. Я прибежала и не поняла, в чем дело. Увидела ножи на столе. Я ножи смахнула на пол и закричала на Сережу: «Что ты сделал, иди вон отсюда!» Я и не поняла, что случилось», — пересказывает Петр Гусев слова Веры Адельгейм.

Священника Павла Адельгейма похоронят на Мироносицком кладбище при церкви Жен Мироносиц, где он служил. Отпевание состоится утром в четверг.
Близкие и знакомые отца Павла тяжело переживают утрату. Псковское агентство информации передает слова алтарника храма Романа: «Он никогда не бросал свою паству, до конца был с нею. Речи говорил такие, что на душе становилось спокойно. А на исповеди напутствовал добрыми словами. Весь приход держался на нем». Депутат местного собрания Лев Шлосберг рассказал, что священник Павел Адельгейм всегда был готов помочь: «Он открывал свои двери всем, кто просил его о помощи. Так случилось, что он открыл двери и своему убийце».
(отсюда)

Как свидетельствуют очевидцы, смертельный удар ножом в сердце священника убийца нанес во время разговора об известном хирурге епископе Луке...

Почему психически больные нападают на священников, какую ошибку совершил отец Павел Адельгейм, как не стать жертвой сумасшедшего? Рассказывает священник и психиатр Григорий ГРИГОРЬЕВ, лично хорошо знавший убитого батюшку .

- Почему психически больные люди убивают священников, что происходит у них в голове?

Еще во времена Советского Союза, когда существовала мощная психиатрическая система, 8-10 психиатров в год погибали от рук психически больных людей. Психически больные люди убивают не только священников, но всех, кто встречается у них на пути и пытается оказать им помощь. Это не относится ко всем психически больным людям, но в первую очередь к тем, у кого есть «бред воздействия».

Есть в психиатрии такое понятие как «бред воздействия», и это один из самых тяжелых видов бреда. Если какой-то человек, не важно, врач, священник или родственник, пытается оказать помощь психически больному, то он может попасть в его «бредовую картину воздействия темных сил».

Психически больному покажется, что помогающий оказывает на него какое-то вредное воздействие, и по этой причине больной себя плохо чувствует. Например, из соседней квартиры воздействуют какие-то специальные генераторы излучения. Или из розетки исходит электрическое поле. Или через телевидение наводят отравляющие лучи. И если у психически больного человека сложится картина, что кто-то на него таким образом воздействует, он всю свою жизнь посвятит тому, чтобы уничтожить этот источник зла.

Если психически больной человек приходит в Церковь, а такое бывает нередко, и священник, сразу не включившись, не осознав, что перед ним больной, скажем, шизофренией, пытается оказать ему помощь, то он может серьезно пострадать. Если помогать больному только при помощи молитвы, при помощи отчитки, давать пастырские советы, особенно связанные с покаянием, что еще больше может углубить депрессию больного, дать почитать какие-то духовные книги, то в результате может возникнуть тот самый бред воздействия и больной поставит себе задачу уничтожить помогающего священника как источник зла.

- На многих приходах есть психически больные люди, как сделать так, чтобы они тебя не убили?

С ними надо вести себя очень осторожно и надо научиться их чувствовать. У нас, к сожалению, сейчас нет такого курса как клиническая психиатрия, есть только пастырская. Надо поинтересоваться - не лежал ли человек в психических больницах, не состоит ли на учете у психиатра.

Если выяснится, что состоит и лечился в больницах не раз, но туда его враги загнали - это симптом. Надо спросить - нет ли видений, нет ли бреда, галлюцинаций, то есть попытаться с помощью элементарных вопросов оценить адекватность. И еще надо обязательно оценить его критическую самооценку, у психически больных людей она полностью отсутствует. Надо спросить - а может ли это быть не так, как вы говорите? Если человек говорит «да, может быть, я могу ошибиться», то он, наверное, не такой уж и больной.

Самое главное, священник в пастырской работе должен быть всегда начеку и должен понимать, что к нему на исповедь, на беседу, за консультацией может прийти психически больной человек. С ним надо быть очень вежливым, корректным и осторожным. И попытаться его эвакуировать в сторону психоневрологического диспансера. Если врач будет лечить медикаментозно и снимет острый психоз, а священник окажет духовную помощь, то можно достигнуть хорошего результата. Но если священник попытается взять все на себя, то он и больному не поможет, и себе навредит.

- То есть убийство о. Павла никак не связано с тем, что батюшка мог критиковать какие-то решения церковных иерархов?

Это не связано ни прямо, ни косвенно. Убийцу зовут Сергей, он является психически больным, состоит на учете у психиатра. Мама привезла его к о. Павлу с шизофренией в острой стадии, в надежде, что священник поможет ее сыну. Я очень хорошо знал отца Павла, это был замечательный батюшка, очень добрый и мягкий человек. Он был очень доверчивый и иногда делал такие ошибки. Например, разрешал пожить у себя ворам, и они его потом обворовывали.

И в этот раз он тоже совершил ошибку, он бы не справился с шизофренией и реактивным психозом. Он переоценил свои силы как священника. Он был уверен, что поможет Сергею. А помочь он не мог, потому психически больные люди находятся вне контакта, они живут в своем собственном мире.

У Сергея быстро развился бред воздействия, и он зарезал священника, пытавшегося ему помочь. То, что Сергей после убийства пытался покончить собой еще раз доказывает, что убийство не заказное и не политическое. Это ошибка отца Павла как священника и мученический венец его служения как пастыря. Жизнь забирается не без Бога, и в этом событии сказался Его непостижимый Промысел. Замечательный был батюшка. Для священника такой конец как мученический венец, за который ему несомненно простятся все грехи, ведомые и неведомые.




Top