Открытый урок по рисованию в апреле. Конспект открытого занятия по изо «Рисование в технике «по — мокрому» (с отражением) «Отражение деревьев в воде

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // URL: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

Открытый урок

по предмету рисунок

Тема: Рисунок натюрморта мягкими материалами

Преподаватель: Павленко И . В .

Детская художественная школа №1

г. Кентау

Тема III : Рисунок натюрморта из 3-4 предметов быта, овощей, веток,листьев (уголь, сангина, пастель)

Задание: Рисунок натюрморта "Осенний" из предметов быта, овощей, веток,листьев.

2.Передача объема

Цель : Изучение технических приемов и совершенствование навыков работы над созданием рисунков мягким материалом.

Задачи: Дальнейшее изучение выразительных возможностей мягких материалов. Передача выразительности светотеневой проработки предметов. Достижение цельности рисунка.

Материалы : Уголь,сангина, пастель, бумага формат А3.

Примечание: Рекомендуется ограничить цветовую гамму до 3-4 цветов, чтобы избежать "раскрашивания".

Количество работ: 1

План урока:

1. Орг. момент

2. Объяснение нового материала

3. Самостоятельная работа учащихся

4. Анализ выполненной работы

Ход урока:

1.Орг.момент

2. Передача объема предметов. (Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок - основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.
Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок - средство познания и изучения действительности.
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.С помощью тех же средств рисунка:
линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние. Главное выразительное средство рисунка - линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой - ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Сангина в переводе с латинского языка, означает «кроваво – красный». Это небольшая палочка, карандаш красновато – коричневого цвета, без наличия оправы. Зачастую такие палочки имеют форму мягкого мелка (четырехгранный, круглый мелок).

Натуральная сангина – это мягкий материал для рисования (мел красного цвета).

В настоящее время сангину изготавливают из оксида железа и каолина, добавляют небольшое количество клеящих веществ. Имеет форму небольшого мелка с гранями.

Популярна сангина с античных времен, но более широкое распространение получила в эпоху Возрождения. Именно в это время художники разгадали секрет и начали применять в своих работах такую технику – «трех карандашей». Для этого они брали тонированную бумагу, на которую рисунок наносился сангиной (применялись и другие мягкие материалы – сепия, уголь). После чего, отдельные участки рисунка осветляли мелом белого цвета.

В настоящее время такая техника довольно популярна. Самые лучшие работы с использованием сангины, выполнены именно на тонированной бумаге, где используется сочетание с белым мелом или углем.

Сангина применяется и в технике «гризайль», выполнение работы происходит с использованием различных оттенков одного цвета.

Используется, для рисования сангиной, бумага с шероховатой поверхностью, холст, картон. В данном случае применяется сочетание широких мазков, пятна, различной интенсивности, растушевки с использованием тонких линий. Рисунки, выполненные по этой технике очень живописны. Мягкий карандаш смачивают в воде и получают различную плотность и толщину штриха, различные пятна. При этом штрихи очень легко растушевываются, различные неудачные линии легко удаляются. На рисунке, при помощи сангины получаются грани различной толщины, что позволяет не менять инструмент и проводить разные линии. Такую технику используют, если есть необходимость в создании наброска с натуры.

Художники любят использовать сангину при работе с портретами, рисунками человеческого тела, она придает таким работам естественности. В работе с рисунками и портретами используется цветовая гамма, которая дает возможность выбрать мягкий карандаш (сангину) определенного оттенка, наиболее подходящего для точного изображения на бумаге художником линий, граней, раскрывающих особенность натуры. Например, для изображения пейзажей используют серовато – коричневые тона, обнаженное тело рисуют сангиной красноватых оттенков.

В некоторых случаях, для добавления контраста, делают комбинации сангины и угля. Данное сочетание холодных и теплых оттенков придает рисункам особенной красоты.

Все работы выполненные сангиной не требуют фиксации. Но некоторые художники используют фиксативы, или помещают рисунок под стекло, для обеспечения работе долговечности.

Рембрандт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, импрессионисты Ренуар, Моне – эти выдающиеся мастера живописи использовали в своих работах сангину.

3. Самостоятельная работа учащихся: Передача объема предметов.

4.Подведение итогов работы: Коллективный анализ проделанной работы. Отметить достоинства и недостатки работ.

Разработка конспектов занятий по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных техник

Конспект занятия «Храбрый лев»

(Для проведения в старшей группе ДОУ)

Цель: Формирование изобразительных навыков с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи: развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, обучение ритмичному нанесению штриховки; обучение сочетанию двух техник рисования: штриховки и тампонирования; учить с помощью штриха изображать качественный признак животного «лохматость гривы», с помощью поролоновой губки фактурность туловища животного; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие и умение самостоятельно подбирать цвета.

Материал: фотоиллюстрация льва Алекса из мультфильма «Мадагаскар», альбомные листы, цветные карандаши, поролоновые губки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Мадагаскар», чтение рассказа Ю.Яковлева «Хромой лев» (Приложение 1), рассматривание картин с изображением львов и львиц (Приложение 2).

Ход занятия

1. Детям предлагается отгадать загадку:

У него большая грива:

И - пушиста и - красива!

Какая миленькая киска…

Подходят дети к клетке близко,

К ней тянут руки, осмелев,

Но осторожно - это … (лев)!

Скажите, ребята, а как вы догадались, что речь идет именно о льве?

Правильно, только у льва такая большая и пушистая грива.

А сегодня к нам в гости пришел Лев Алекс - герой мультфильма «Мадагаскар».

Кто знает историю Льва Алекса? Где он в мультфильме жил в городе? (В зоопарке). Чем он питался? (приготовленную пищу, шницель, отбивную).

А где живут настоящие львы?

Никогда среди снегов

Не увидишь грозных львов.

Только в жарких странах,

В джунглях и саваннах,

Там, где лето круглый год,

Львиный селится народ.

Чем питаются настоящие львы? Как добывают себе пищу? (Ответы детей)

Лев - это король джунглей, царь зверей. Лев - хищное животное. Окраска льва желто-серая различных оттенков, грива часто того же цвета, что и шкура, но бывает тёмная, даже чёрная. Подвиды льва определяются в значительной степени по цвету гривы. За исключением гривы, шерсть на теле зверя короткая, лишь на конце хвоста кисточка длинных волос. Львы живут в саваннах. Львы живут семьями. Лев это огромная кошка, у него подвижное, сильное и гибкое тело. Он отлично бегает, а мощная шея и лапы помогают ему захватывать и удерживать свою жертву. У льва мощная челюсть с большими клыками. Лев - охотник, охотится он на диких животных, его жертвами часто становятся зебры, газели, антилопы гну, не редко они отбирают добычу у других охотников.

Грива - отличительный признак особей мужского пола, она является показателем силы и активности хищника, позволяет привлекать внимание львиц.

Физкультминутка

Чтобы быть сильными и смелыми, как лев

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками..

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

Алекс очень расстроен тем, что в зоопарке у него совсем нет друзей - львов. Сегодня мы с вами нарисуем для Алекса друзей, таких же как он, с такой же шикарной гривой как у него. Мы поможем этой шерсти вырасти на морде у льва - нарисуем много-много штрихов. Штрих - это линия, которая может быть длинной и короткой, прямой и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.

Сначала нарисуем туловище льва - большой треугольник, наверху треугольника изобразим овал - это голова. Вокруг головы нарисуем овал побольше, это и будет грива. На голове нарисуем маленькие овальные ушки. Добавим хвостик - изогнутую линию.

Затем для изображения гривы нанести короткий ряд штрихов ближе к голове. Второй ряд штрихов изображается над первым, штрихи чуть длиннее, третий ряд над вторым, штрихи - еще длиннее. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на край гривы. Штрихи выполняются цветными карандашами. Край хвостика также оформляется несколькими короткими штрихами, чтобы получилась кисточка.

Туловище животного выполняется в технике тампонирования. Поролоновую губку, смоченную водой, дети опускают в краску соответствующего цвета (светло-коричневый, охра, желтый) и оформляют шкуру животного, прижимая губку с краской к туловищу. Главное не выхолить за границы туловища животного, ведь лев - животное отнюдь не пушистое.

Дополняют рисунок дети по желанию тонким фломастером, изображая хвост, глаза, нос, усы, коготки на лапах.

Верхнюю часть композиции дети дополняют солнышком, выполненным в технике тампонирования, прижимая губку с желтой краской в виде круга. Нижнюю часть композиции дополняют травой в виде коротких и длинных штрихов карандашом или фломастером зеленого цвета.

Молодцы, ребята, у вас получились отличные львы. Нашему гостю очень понравились его друзья, и он предлагает устроить выставку работ.

Лев живет в семье, у него есть маленькие детишки.

В семействе у льва появился сынишка -

Весёлый, смешной, озорной шалунишка!

Он мал ещё очень, но милый, пригожий!

На маму и папу немножко похожий-

Нет гривы ещё, как у Лёвушки - папы…

И ходит смешно! Заплетаются лапы…

Пушистый и мягкий он, словно котёнок -

Для папы и мамы чудесный ребёнок!

Но только одно их немного тревожит -

Что рЫкать малыш совершенно не может!..

Он грозную мордочку сделает: «РЫ-Ы…»

А получается ласково: «ЛЫ-Ы-Ы…»

Учили и словом, учили и лапой -

Но львёнок не хочет быть грозным, как папа…

Он добрым родился, поэтому «Лы-ы…»

Роднее и ближе, чем папино «Ры-ы..»

В конце занятия поиграем в подвижную игру «Сонный львенок».

Львенок, львенок, чудачок,

Сшил пушистый пиджачок.

Нам водилку выбирать.

Львенку (в маске льва) завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу. Львенок идет на звук, стараясь запятнать того, у кого игрушка. Тот, кого львенок запятнает, становится ведущим.

Заключение

Обучение рисованию животных дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в настоящее время имеет важное значение. Сегодня особо остро стоит перед человечеством вопрос охраны природы Земли, заботливого и бережного отношения к тому, что растет на ней, а еще, конечно, ко всем, кто бегает и ползает, плавает и летает. Главная задача педагога не только научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В дошкольном детстве у ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.

В процессе обучения рисованию животных используются самые разнообразные техники и материалы. Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании животных используются рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста знакомят с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

При обучении детей рисованию животных необходимо использовать разные методические приемы, старалась подобрать такие, которые максимально бы помогли детям реализовать свои творческие способности, в том числе в изобразительной деятельности.

В практической части мы разработали конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Храбрый лев». В процессе разработки занятия мы старались максимально активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами стали:

· Использование игровой деятельности (Сонный львенок);

· сюрпризный момент - любимый герой мультфильма - лев Алекс из «Мадагаскара» приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

· просьба о помощи (лев Алекс просит помочь нарисовать ему друзей).

Рисование животных позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.

Использование в процессе обучения детей рисованию животных разнообразных нетрадиционных приемов позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

КГКП «Школа искусств и спорта»

План – конспект открытого урока
по изобразительному искусству
на тему «Деревья зимой»

Педагог: Ильтнер З.Т.

Г. Приозерск

Тема: Рисование на тему «Деревья зимой»
Вид урока: рисование по памяти и представлению.
Предварительная работа: экскурсия в сквер, наблюдение за природой.

Оборудование, материалы:
1. Диск с записью голоса «Зимушки»
2. Рисунок с изображением дерева и домика.
3. Дополнительные рисунки с изображением снеговика, сугробов, снегиря, сосулек, снега на крыше дома, снежной тучи со снежинками
4. Краски, кисти, палитры, тонированные листы бумаги, емкости для воды, салфетки, соль, губка, квадратики бумаги, простые карандаши, трубочки, акварельные краски.
5. Экран, проектор
6. Иллюстративный материал: рисунки про зиму, времена года.
7. Музыкальная аппаратура
8. Литературный ряд - стихи Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Жульжик, С. Козлова.
9. Музыкальный ряд: П. Чайковский. Февраль, из цикла "Времена года".
10. Конверт с письмом от Зимушки.
11. Подарки детям.
Связь с другими предметами:
1. Развитие речи
2. Познание мира
3. Музыка
4. Технология

Цель:
формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения.

Задачи:
Образовательные:
закрепить умение изображать по памяти и представлению;
формировать художественно-графические умения;
обучить навыку работы в смешанной технике.
Развивающие:
учить передавать картину зимнего пейзажа на основании наблюдений;
научить видеть красоту природы;
развивать у детей потребность в творчестве;
развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание;
развивать ассоциативное мышление;
развивать представление и творческую активность учащихся во время работы над рисунком на заданную тему, активизировать словарь.
развивать мышление.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус;
вызывать интерес к различным видам искусства.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Дети сидят за партами)
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте все посмотрим на наших гостей и улыбнемся им. (Дети поворачиваются к гостям и улыбаются). А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.
Фото 1

Вот и поздоровались со всеми, кто присутствует на нашем занятии. Сели все ровно, красиво и приготовились внимательно меня слушать. Сегодня, когда я зашла в кабинет, обнаружила у себя на столе вот эту посылку. Но без вас разворачивать не стала. Фото 2, 3.

Давайте все вместе посмотрим, что же нам прислали. А это что такое? (Рассматривает диск) Интересно, кто это нам его принес? Давайте послушаем! (Включает диск, на диске звучит голос «Зимушки»). Фото 4

Звучит голос "Зимушки: «Дорогие ребята, я знаю, что вы умеете и любите рисовать. И недавно я видела вас, как вы гуляли по скверу, ходили на озеро и любовались природой. И мне это очень понравилось. К тому же моя подруга «Золотая Осень» мне рассказала, что часто наблюдала за вами, стоя за окном, и любовалась картинками, которые вы рисовали про неё. Мне тоже очень хочется, чтобы вы нарисовали рисунки про меня. Тему задания я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете скоро разгадать.
Я очень люблю украшать природу в свой зимний наряд. Я приготовила для вас подсказки, чтобы вы догадались, какую картину я хочу увидеть в ваших рисунках. А подсказки мои вы найдете в посылке, которую я вам прислала, услышите в музыке, в стихах и увидите в картинах. Отгадайте загадки, рассмотрите иллюстрации, послушайте музыку, стихи и подумайте, что вы будете рисовать. А я выберу время и загляну к вам, полюбоваться на ваши рисунки. До встречи, ваша Зимушка-Зима»
Педагог: Так вон оно что! Это, оказывается, «Зимушка-зима» прислала нам посылку с заданиями и подсказками, она хочет, чтобы мы нарисовали рисунки, а вот про что и на какую тему мы будем рисовать, мы узнаем по подсказкам, которые прислала Зимушка – зима. Ну что, порадуем «Зимушку»?
Тогда начнем с того, что нам нужно разгадать, что же она желает увидеть в наших рисунках и порадовать ее.

2. Актуализация опорных знаний
– Посмотрим дальше, что же еще находится в посылке. Ребята, Зимушка прислала нам рисунок, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотела рассказать нам Зимушка. (На листе ватмана изображен дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки. Вы, пожалуйста, дослушайте загадку до конца, а потом можете отвечать хором. И мы дополним рисунок вашими отгадками.
1. Он из снега слеплен ловко:
Три колобка и нос – морковка. (Снеговик)
2. Чернокрылый, красногрудый
Он у нас найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
3. Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла,
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла… (Сугроб)
4. Висит под крышей
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосульки)
5. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)
Рисунок на листе ватмана дополняется изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи.
Фото 5

Педагог (обобщение ответов детей)
Итак, ответьте мне на вопросы:
- Какое время года на дворе?
- Как вы догадались?
- А какие времена года вы еще знаете?
(показ картины «Времена года»)
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какие игры можно играть зимой?
Педагог:
- Как вы думаете, справились мы с заданием?
- Про какое время года получилась картинка? (ответы детей)
- Правильно, у нас получилась картинка про зиму. Нравится вам? Думаю, Зимушке тоже понравится наша работа. Но, давайте же посмотрим, что еще нам приготовила Зимушка. (Достать из посылки конверт с заданием, прочитать текст).
«Ребята, вы справились с первой подсказкой хорошо. Теперь я прошу вас посмотреть на экран, рассмотреть иллюстрации про зиму и рассказать, что вы увидели и что вам понравилось».
- Вот такое интересное задание нам предстоит выполнить. (Помощник включает проектор)
- Сели все ровно, красиво. Смотрим внимательно на экран, и каждый из вас может рассказать о том, что ему больше всего понравилось. А я вам прочитаю несколько стихотворений про зиму.

3. Работа с иллюстративным материалом: рисунки про зиму, времена года. Сопровождать иллюстрации чтением стихотворений про зиму.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Вырастала елка в лесу на горе,
У неё иголки зимой в серебре.
У неё на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И стоит береза в сонной тишине,
А заря, лениво обходя кругом,
Беседа по содержанию.
1. Ребята, понравились вам иллюстрации?
2. Чем они вам понравились?
3. Расскажите, что изображено на этих иллюстрациях.
4. Что общего на этих иллюстрациях изображено? (Деревья)
Фото 6, 7, 8, 9.

Обобщение ответов.
- Правильно на всех иллюстрациях мы с вами увидели красоту природы зимой, мы видели зимний лес, деревья в зимнем наряде.
Ребята, как вы уже поняли, каждый из нас видит красоту природы по - своему. Художники пишут картины. Фотографы снимают красоту природы на фотокамеры. Поэты сочиняют стихи о природе. Композиторы сочиняют красивую музыку, которую мы послушаем позже.
- Сейчас я прочитаю стихотворения еще раз, а вы должны угадать что означают выделенные слова. Как вы их понимаете. (повторное чтение стихотворений).
Беседа по содержанию:
- Как вы понимаете слова:
Мохнатый лес.
Белый снег пушистый.
Белою косынкой.
Иголки зимой в серебре.
Снежное пальтишко.
И горят снежинки в золотом огне.
Посыпает ветви новым серебром.
- Ребята, мы с вами выполнили все задания Зимушки: кто из вас догадался, что мы должны нарисовать? Как называется тема нашего урока? (дети отвечают – «Деревья зимой») Верно – «Деревья зимой».
1. Какие деревья мы должны нарисовать? (хвойные и лиственные)
2. Сосны и ели – это, какие деревья? (хвойные)
3. А береза, тополь? (лиственное)
4. Чем они отличаются? (иголками и листочками)
5. Вспомните, нашу экскурсию в сквер, какие деревья растут у нас? (лиственные)
6. Облака седые – это, какого цвета?
7. Что мы должны помнить, когда будем рисовать березу? (она без листьев)
8. Что это за белая косынка у сосны? (снег)
9. Снежное пальтишко у елки? (снег)
10. У березы серебро? (снег)
- Молодцы! Снег падает и ложится на ветви деревьев и со стороны кажется, что они надели белые косынки и снежные пальтишки. Кто помнит, о чем просила нас Зимушка? Правильно, она хотела, чтобы мы угадали тему урока и нарисовали картину про зимние деревья.
4. Физкультурная минутка:
- А сейчас нам пора немного отдохнуть и мы с вами сделаем разминку. Встаньте прямо и повторяйте за мной, выполняя движения.
Ветер дует нам в лицо. (машут руками перед лицом)
Закачалось деревцо.(подняли руки вверх, раскачивают в разные стороны)
Ветер тише, тише, тише, (приседают медленно)
Деревцо все выше, выше. (подтягиваются на носочках)

Фото 10,11,12.

Педагог: Тихонько садимся на свои места и работаем дальше. Прежде чем приступить к работе проверим, все ли готово у нас для работы. Для чего у вас на столах трубочки? Чтобы деревья получились пушистые, ветвистые у нас есть секрет «выдувания».
Фото 13,14,15.

Мы уже учились рисовать деревья. Для чего кусочки губки? А кусочками губки мы рисуем сугробы. Для чего соль? Да, мы с вами знаем маленький секрет о волшебной соли. Уже на готовый рисунок, еще не высохший, мы посыпим соль, чтобы засверкали снежинки, заискрился снег.
Фото 16,17,18,19, 20

Как вы думаете, как нам изобразить снег на ветвях деревьев, чтобы он был пушистым? (методом тычка)
Я приготовила бумагу, тонированную в синий цвет. Почему такого цвета? (можно нарисовать лес в разное время суток – день, ночь, утро или вечер. Нарисовать белый снег.)
(ТБ). Кто скажет, как правильно пользоваться кисточками, карандашами? Что можно делать, а что нельзя.
Вот вроде бы все вспомнили и пора приступать к рисованию. Начинайте рисовать. А я, как обещала, тихонько включу музыку. Это музыкальное произведение называется «Времена года», сочинил которое композитор П.И. Чайковский. Музыка поможет вам лучше представить красоту зимнего леса, его безмолвие, холод.
(звучит музыка)

5. Самостоятельная работа детей

Фото 21, 22, 23.

6. Индивидуальная работа с детьми.
Фото 24.

7. Итог урока:
- Понравился вам урок?
- Чем мы занимались?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
- Кто считает, что работа удалась, всё задуманное выполнено, всё нарисовано аккуратно, можете повесить свою работу на левую сторону доски.
- Кто считает, что работа не совсем получилась, не всё задуманное выполнено, кто не совсем доволен своей работой, повесьте свою работу на правую сторону доски.
- Мы потом все вместе определим, правильно ли оценена работа. (Дети вешают свои работы)
- Как красиво! Как будто мы в зимнем лесу оказались! Даже в классе прохладней стало.
8. Анализ работ.
(Всё ли нарисовано; как нарисовано; в какой технике; выполнено ли то, что задумано; аккуратно ли выполнена работа)

9. Сюрпризный момент: (стук в дверь, входит «Зимушка»)

Зимушка: Я всё это время стояла под окном, слушала и смотрела, как вы рисовали, да и не утерпела, как увидела ваши рисунки. Какие же вы молодцы! Порадовали меня, спасибо! На память о себе я оставляю вам снежинки. Помните, что я ваш друг. Играйте в снежки, стройте снежные крепости, катайтесь на коньках и не обижайтесь, если я кого-то ущипну за нос и щеки. Будьте здоровыми и веселыми! До свидания.
Педагог:
Прозвенел уже звонок,
И закончился урок.
Спасибо всем за старание.

Донская средняя школа

Енбекшильдерский район

Учитель: Садвакасов Марат X

Урок рисования в 6 классе

графическая работа

Тема: Натюрморт

Цель урока. Ознакомить учащихся с линейным изображением натюрморта, как

определить композиционное расположение всей группы объектов, и их конст-

руктивного строения, характера формы.

Оборудование урока. Необходимые материалы.

А. Для учителя. Наглядные пособия, натюрморта в последовательном виде изо-

бражения. Сам натюрморт, состоящий из предметов быта: поднос, кесе, драпи-

ровка желтого цвета.

Б. Для учащихся: Альбом для рисования, карандаш ТМ, ластик.

Организационный момент.

Ход урока.

Кто скажет что находится перед вами?

И как вы думаете какая тема нашего урока?

«Натюрморт» Прежде чем начну я объяснять построение, хочу напомнить вам

что слово натюрморт в переводе с французского означает

«Мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного

искусства.

Скажите мне, пожалуйста, почему этот жанр получил такое название?

В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека: предме-

ты быта, снедь, цветы, плоды и т.п.

Возник этот жанр в XVII веке в Голландии и Испании.

А теперь перейдем непосредственно к нашему натюрморту. Наш натюрморт

состоит из 2-х предметов, не включая драпировки. Здесь вы видите поднос кесе

посуда из которого пьют чай. О чем говорит наш натюрморт?

О домашней обстановке, которую мы привыкли видеть на столе. Это можно

отнести к тематическому типу натюрморта.

А теперь перейдем к практической части: БУДЕМ УЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ.

Первым делом художник что должен делать? Он должен правильно расположить

лист бумаги горизонтально или вертикально в зависимости от расположения

предметов в натюрморте.

В данном случае мы расположим лист горизонтально.

Почему? Потому что предметы здесь расположены больше в ширину, чем в вы­соту. Вот мы это решили.

Теперь задача стоит в том, как нам правильно скомпоновать. Что такое скомпоновать? Компоновать - составлять целое из отдельных частей. То есть нам нужно расположить все предметы так, чтобы они не оказались на листе со­всем маленькими или совсем большими, чтобы они ни вправо ни влево не сгруппировались, а были расположены по центру формата.

Нужно сделать так, чтобы лист был занят полностью и все предметы вмести­лись.

Для этого нужно провести карандашом рамку на бумаге, сделать примерный набросок.

Карандаш держите свободно не надавливая на бумагу, тонкими линиями что­бы легче было исправить ошибку стереть резинкой.

Смотрите на эту работу показано начало, есть примерный набросок. А теперь начнем искать пропорцию этих предметов.

«пропорция» - в переводе с латинского означает «соотношение», «соразмер­ность», то есть соотношение величин отдельных элементов друг другу. Напри­мер мы сейчас проводим круг - изображая поднос как круглый арбуз. Теперь мы должны найти соотношение рядом стоящей чашки к подносу, какая разница ме­жду ними в величине но как это нужно сделать?

С помощью визирования карандашом. С места, на вытянутую руку, карандашом мы измеряем высоту чашки. И эту найденную высоту тут же считаем, во сколько раз вмещается в размер подноса. Оказыва­ется, чашка в 4 с половиной раза меньше подноса. Значит, мы должн

сейчас разделить поднос в четыре с половиной раза, и одна из них будет высота нашей чашки. Вот мы и нашли пропорцию между подносом и чашкой.

Ну а теперь перейдем к построению.

Вначале художник должен определить для

себя всегда.

Линию горизонта. Что это такое? Это линия

находится на уровне глаза. Вы все сидите, выпрямились, а теперь вы должны взять карандаш и в горизонтальном положении держать точно перед глазами. Вот так вот показываю. Теперь вы смотрите через карандаш на натюрморт, где находится карандаш, над натюрмортом или под натюрмортом, это и будет лини­ей горизонта. Мы у себя на работе проводим тонкую линию горизонта. В данное время уровень нашего глаза находится выше натюрморта. Исходя из это, мы бу­дем строить натюрморт. Поднос нам виден абсолютно круглым хотя он чуть, чуть овальный не заметно нашему глазу. Как правильно добиться круга? Нужно привести прямую линию посередине круга, разделить ее пополам, найти середи­ну, и только потом, измеряя все стороны от середины строим правильный круг. Вы видите, что, у тарелки есть дно, а это еще один круг внутри. Тоже самое из­меряете и проводите круг, измеряя все стороны. После того как мы нашли круг, теперь нам нужно построить. Ориентируемся линией горизонта.

Вначале проведем прямую линию посередине вертикально мы должны найти пропорцию верхней части с днем чашки? Опять же визированием, ищем соот­ношение. Дно во сколько раз вмещается в верхнюю часть, в два раза вмешается дно. Значит, дно в два раза меньше верхней части. Так и отмечаем и соединяем прямыми линиями. Вот и нашли

соотношение, то есть пропорцию кесе. А теперь смотрим кесе имеет круглую форму. Но мы видим овал, вытянутый круг, потому что мы видим чуть выше этого предмета. Если бы мы стояли возле этой посуды, мы бы видели полностью круглое дно, и поверхность этой посуды, тоже круглая. В зависимости от линии горизонта мы и видим изменение окружности. Рисуете овал вот так во и теперь поправляете форму кесе, чтобы соответствовало натуре, натурой у нас является кесе, повторяете все за мной.

Делаете это аккуратно не нажимая на карандаш, потому что мы будем исправ­лять линии невидимые. Оставляем только видимую. После, как мы уже построи­ли эти два предмета, можем сделать и набросок драпировки. Показываем круп­ные складки, которые перекрывают часть натуры. Драпировкой является мате­риал, который заполняет пространство, свободное место в натюрморте.

На этом построение у нас закончилось, можете линии, которые мешают стереть, оставить только нужные, это все видимые нам части.

На следующем уроке рисования начнем изучать свет, тень. Будем придавать объемность форме предметов.

Домашнее задание, принести на следующий урок эту работу, и еще не­сколько карандашей, твердый мягкий, мягкий в 2 раза, резинку, точилку. А те­перь давайте оставшееся время до звонка выставим в классе все свои рисунки, обсудим их и оценим сегодняшнюю нашу работу.

Урок закончен. До свидания.




Top