Открытый урок по робинзону крузо. "Чему может научить Робинзон Крузо?"

Цели урока:

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического мировоззрения учащихся.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Способствовать развитию образного, абстрактного мышления.

Образовательные:

  • Познакомить учеников с биографией и основными этапами творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества английского писателя в контексте эпохи Просвещения, добиться освоение художественного текста романа "Приключения Робинзона Крузо" в единстве формы и содержания.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point <Приложение 1 >; раздаточный материал <Приложение 2 >, портрет Даниеля Дефо, иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо.

Этапы урока

I. этап урока. Вступительное слово учителя. Учитель называет тему урока, сообщает цели урока.

Учитель. Итак, сегодня мы продолжим разговор об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге "Приключение Робинзона Крузо". Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний.

Рассказ о жизни и творчестве Даниеля Дефо с использование презентации "Даниель Дефо" <Приложение 1, часть 1>. Комментарии учителя и учеников на английском языке.

Учитель. Дефо был, безусловно, ярким представителем своей эпохи. Он сумел организовать множество деловых предприятий, многие из которых были, увы, неудачными. Он пережил поклонение современников и старость в бедности, преследование кредиторов и славу талантливого публициста, сочетавшуюся с загадочной и даже скандальной репутацией. Он был мастером литературной мистификации, нередко позволявшим себе в печати анонимно спорить с самим собой. Наконец, он снискал себе славу бесстрашного разведчика, выполнявшего весьма деликатные и ответственные поручения. Однако подлинную славу Дефо обрел лишь на 60 году жизни, когда опубликовал роман, принесший ему мировую славу. И действительно, в романе получили отражение богатейший опыт писателя, его тяготение к документальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов. Именно об этом романе великий просветитель Руссо написал слова, взятые нами в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Ученики читают эпиграф.) К обсуждению вопроса о значении романа мы ещё вернемся в конце урока, когда будем подводить его итоги.

Учитель. Итак, какова же история создания и публикации романа? Рассказ учителя с использованием материалов презентации <Приложение 1, часть 2>.

Учитель. Роман написан в начале XVIII века. Этот век вошёл в историю как эпоха Просвещения. Безусловно, будучи энергичным и предприимчивым человеком, который не был безучастен к происходившим вокруг событиям, Дефо не мог не обратить внимание на основные особенности этой эпохи при создании образа главного героя. Каковы же эти идеи? (Рассказ ученика с опорой на карточку 2 раздаточного материала).

II. этап урока. Работа с текстом произведения. Беседа с учениками по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа.

Учитель. В романе "Приключения Робинзона Крузо" Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?

Так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность.

В какой семье родился Робинзон? Как его воспитывали родители? Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве? Приучают ли его родители к труду? Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?

Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была "набита всякими бреднями". Отец считал, что Робинзону следует держаться "середины".

Почему Робинзон решает сбежать из родительского дома? Чем обусловлен его выбор? Слышит ли Робинзон уговоры отца? Разумно ли поведение героя романа, решившего утолить свою "страсть к морю"?

Он мечтает о морских путешествиях и "не хотел слушать ни о чем другом". Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает.

Что происходит с героем дальше? Как он оказывается в Америке и чем там занимается? Можно ли назвать поведение героя разумным? Какая страсть завладела героем полностью, безраздельно? Когда же всё рушится в жизни Робинзона? Почему именно такой сюжетный ход избирает Дефо?

Ученики рассказывают историю жизни Робинзона Крузо до того момента, как он попал на остров. Робинзоном безраздельно овладела страсть к обогащению сверх меры, считавшаяся в XVII веке самой губительной для человека. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинеи. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. ":мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий:". ":благоразумием я никогда не отличался:".

Учитель. Таким образом, Робинзон - это типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных общественных отношений. Ему присущи деловая смётка, здравый смысл, практицизм, расчётливость, интересы выгоды. Он разумен, хочет сам выбирать свою судьбу. Как писатель эпохи Просвещения, автор решает провести своеобразный эксперимент над своим героем, над человеческой природой. Буржуа, наделенный разумом и страстью, оказывается один на один с дикой, первозданной природой необитаемого острова. Он, теперь "естественный человек", должен действовать согласно своей "природе" и велению разума. Робинзону предстоит раскрыть возможности человека, указать на предназначение индивидуума в огромном мире, в природе и, конечно же, в обществе. Именно поэтому жизнь на острове оказывается в центре романа, что подчеркивается и композицией романа.

Итак, Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше? Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо? Почему именно этими вещами автор считает необходимым снабдить своего героя?

Ученики перечисляют предметы, которые кажутся герою необходимыми на острове, подкрепляя ответ цитатами.

Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему? Как связаны высказывания Робинзона Крузо с идеями эпохи?

"Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей". Однако потом всё же берёт их с собой на остров. Человек ценен сам по себе.

Что ещё узнаём мы о Робинзоне?

Он верит в Бога. В самые тяжёлые минуты в нем говорит голос рассудка. ":вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением". ":разум есть основа и источник математики, а потому, определяя и изменяя разумом вещи и составляя о них наиболее разумное суждение, каждый может через известное время овладеть любым ремеслом". Он овладевает многими ремёслами "благодаря трудолюбию и прилежанию".

Учитель. Робинзон оказывается на острове, где ему предстоит провести много-много лет. Остров не выдумка Дефо, а реальный географический объект, о котором, тем не менее, автор знал только из книг и который совсем не представлял. Тем не менее, описывая остров, Дефо создает яркие картины южной природы, подчеркивает своеобразие каждого времени года. Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?

Ученики подбирают цитаты с описанием острова.

Что поддерживает Робинзона Крузо в его одиночестве? Как он оценил своё положение? Что считает добром, а что злом? Попробуем проанализировать список, составленный Робинзоном?

Анализ отрывка романа, в котором Робинзон Крузо старается утешить себя тем, "что могло бы случиться и хуже, и противопоставлял злу добро". Труд, религия, терпение, благоразумие, здравый смысл. Робинзон "работал не покладая рук".

Как пробует вести своё хозяйство, приспособиться к жизни на острове? Дефо - мастер описаний, поэтому воспроизводит мельчайшие подробности жизни героя на острове. В частности, автор подробно описывает процесс изготовления того или иного предмета. Найдите такие описания.

Робинзон многому научился на острове, например, добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя, например, делая сыр и масло из козьего молока. Герой пробует делать посуду из глины, мебель, усовершенствует свой дом. Он научился на острове обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики приводят примеры из текста, рассказывая, чему научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

Как вы думаете, какая особенность мировоззрения людей эпохи Просвещения проявилась в столь подробных описаниях? Смогли бы вы, например, сами обжечь горшок, следуя этому описанию?

Безусловно, да. Дефо стремится показать, жизнь в правдоподобных формах, показывает, как человек, оказавшись один на один с природой, смог не только выжить, но и познать окружающий мир, приобрести путём проб и ошибок многие важные навыки.

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию.

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины.

Обратимся теперь к карточке 1 < Приложение 2>. Можем ли мы согласиться с таким изображением Робинзона Крузо? Соответствуют ли внесённые в список понятия этапам, которые проходит в своей жизни на острове Робинзон?

Безусловно. Дефо ставит эксперимент, показывая, что разум, трудолюбие, оптимизм, вера в Бога помогают найти выход из самой сложной ситуации, в которую попадает человек. Это просветительские идеи. Дефо показывает эволюцию человека, который начинает свою жизнь на острове с почти примитивного состояния и столь же примитивных занятий. Он вводит новое летоисчисление. Он размышляет, оценивает свои поступки, анализирует природу человека. Робинзон повторяет путь человечества в эволюционном развитии. Именно поэтому роман приобретает обобщенный смысл, становится аллегорией.

Учитель. Конечно же, в истории жизни Робинзона на острове читатели угадывают представление автора о человеческой жизни, об истории человечества, основные этапы развития которого проходит на острове Крузо. Для Дефо важнейшим исходным пунктом становится индивидуум, чьё значение в историческом и эволюционном развитии невозможно переоценить. Это отражение просветительских идей, хотя, возможно, не совсем соответствующих правде истории. Можем ли мы согласиться, что история жизни Робинзона на острове начинается с "чистого листа"?

Нет, потому что кое-что из созданного человеком и человечеством он берёт на необитаемый остров с потерпевшего крушение корабля.

Учитель. О каких этапах жизни Робинзона на острове мы с вами ещё не упомянули?

О Робинзоне-рабовладельце, о колонизации острова. Это те этапы жизни Робинзона, которые не менее важны для понимания идейного замысла писателя. Например, встреча с Пятницей помогает понять, как относится Робинзон к дикарям и что из прошлой жизни героя способствует такому восприятию.

Итак, Робинзон видит след человеческой ноги... Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?

Сначала Робинзон Крузо воспринимает Пятницу всего лишь как покорного слугу, раба. Первым словом, которому он учит спасённого дикаря, становится слово "господин". Робинзона радуют в Пятнице "смиренная благодарность", "бесконечная преданность", покорность. Однако, когда герой узнаёт Пятницу ближе, понимает, что у него есть живость ума, "душевные способности". Крузо видит, что дикарь услужлив, умен, восприимчив. Наконец, Робинзон замечает, что Пятница понимает всё, чему его обучают. Несмотря на множество возникающих казуистских вопросов, Пятница даже приобщается к религии. ":если Бог такой сильный, такой крепкий, как дьявол, почему бог не убей дьявола и не сделай, чтобы он не делай больше зла?" Робинзон искренне привязывается к недавнему дикарю, рабу, слуге. ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны:меня полюбил:". Он воспитывает его.

Каким образом устроил Робинзон в дальнейшем управление колонией на своем острове? Как бы вы прокомментировали такое общественное устройство с позиции идей эпохи Просвещения?

III. этап урока. Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Учитель. Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился. Ещё раз вернемся к карточке 2 < Приложение 2>. Действительно, роман стал подлинным манифестом эпохи Просвещения. Именно в нем европейский читатель увидел героя-труженика, свободный, всепобеждающий творческий разум которого даже на необитаемом острове находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины. Таким образом, Робинзон Крузо в одиночестве, в общении с природой оказывается перед необходимостью постоянно воспитывать свой характер.

Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы согласиться со словами Ж.Ж.Руссо?

Роману Даниеля Дефо дают высокую оценку и с точки зрения его жанровой специфики. Обратимся к карточке 3 <Приложение 2>. Докажите, что такая характеристика романа правомерна.

С лёгкой руки Дефо жанр "робинзонады" вошёл в мировую литературу. Я предлагаю заглянуть в карточку 4 <Приложение 2>. Знакомы ли вам эти произведения? Я надеюсь, что урок, посвященный роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому взглянуть на историю выживания человека на необитаемом острове, историю его взаимоотношений с природой, поиска смысла собственного бытия.

IV. этап урока. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос обобщающего характера. Какие черты эпохи Просвещения вы видите в романе? В чем аллегоричность романа?

Урок литературы в общеобразовательной школе.

5 класс.

Тема «Путешествие Робинзона Крузо»

Тип урока : комбинированный.

Цель урока: познакомиться с произведением Д. Дефо, формирование у обучающихся серьезного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.

Задачи:

Образовательные:

Проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Расширение общего кругозора учащихся.

Выявить знание текста учащимися.

Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Развивающие:

Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;

Развивать способность учащихся выражать свою точку зрения

Воспитательные:

Прививать любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.

3. Выставка рисунков учащихся.

5. Музыкальная миниатюра, передающая звуки моря.

6. Оформленная доска. Эпиграф.

7. Карточки с названием 5 видов зерновых культур.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие, просьба сесть за парты, настрой на работу.
  2. Вступительная беседа

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 2-3 минуты музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег. Начало шторма ).

Что вы только что услышали в музыке, представили и почувствовали? (Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно)

Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны ?(море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо)

Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.

3. Формулирование темы и целей урока

Значит, чему будет посвящен наш урок? (путешествию Робинзона Крузо)

Какова цель урока? (познакомиться с произведением, с главным героем и понять, какие качества помогли главному герою преодолеть все испытания)

Итак, тема нашего урока «Путешествие Робинзона Крузо» Откройте тетради, запишите число, тему урока.

  1. Основная часть

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Николая Павловича Смирнова-Сокольского

Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и,
Может быть, не хотите.
Власть книги огромна.

Как вы понимаете эти слова? (Любая книга оказывает на нас, на наше воспитание большое влияние, да если мы этого не ждем. Любая книга нас воспитывает и дарит нам большой опыт в жизни.) К этому эпиграфу мы вернемся в конце урока.

Давайте вспомним немного о писателе и его биографии. Сейчас ученик напомнит нам некоторые страницы из биографии Даниэля Дефо. Представьте, что писатель на несколько минут оказался в нашем классе. Итак слушаем и смотрим.(ученик рассказывает о писателе от его имени)

Как возник сюжет романа ? Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле.

Понравилось вам прочитанное произведение.

К сегодняшнему уроку вам нужно было нарисовать самые интересные моменты из книги. Некоторые работы я поместила на доску. Итак, какие эпизоды вам понравились больше всего?

Я вижу, что произведение вам понравилось, запомнилось и произвело на вас впечатление.

Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).

О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).

Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения Константина Батюшкова “Тень друга”. (Прочитает ученица).

Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?

Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….

– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Мы можем представить, как он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.

– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?

Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.

Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?

– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки .

Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?

– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, хижину, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.

– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.

– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?

– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли .

Какие ремёсла, профессии освоил Робинзон на острове?

– Агронома, строителя, охотника, рыбака,плотника.

Физминутка

Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа ?

– Положительного.

Можем ли мы назвать его героем и почему?

– Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.

Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:

Все ли качества Робинзона всё же положительные?

– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.

– В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.

Кто заменял Робинзону общество человека на острове?

– Собаки, кошки, попугай.

– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Почему? – Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.

– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.

Прочитайте из текста (чтение текста)

Т.е. Робинзон и пятница стали преданными друзьями, которые могли в любую минуту отдать свою жизнь друг за друга.

Как же закончилась эта история Робинзона Крузо?

–Робинзон и Пятница были спасены англичанами.

  1. Подведение итогов урока

Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации,.

Какие черты характера Робинзона помогли выжить на необитаемом острове в течение 28 лет? Напишите качества в тетрадь.

– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

Что помогло Робинзону– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек.

А теперь вернемся к эпиграфу урока. Вам нужно ответить на вопросы письменно. Как прочитанная книга пригодиться в жизни? Чему она учит?

  1. Домашнее задание.

Письменное задание закончить дома.


Урок литературы в 5 классе по теме «Д. ДЕФО. Краткие
сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и
удивительные приключения Робинзона Крузо» (1й урок).
Класс: 5.
УМК: Меркин Г.С. Учебник по литературе за 6 класс. Изд­во: 10­е изд.
стер. – М. 2012.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Воспитательные:

Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной
личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и
осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического
мировоззрения учащихся.
Развивающие:


Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также
к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию
речевых навыков. Способствовать развитию образного, абстрактного
мышления.
Образовательные:
Познакомить учеников с биографией и основными этапами
творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества
английского писателя. Продолжать работу по формированию читательской
компетенции через использование различных педтехнологий на основе анализа
литературного произведения.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация
Microsoft Power Point; раздаточный материал, портрет Даниеля Дефо,
иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо, текст.
Формируемые компетенции: социально­личностная компетенция,
учебно­
ценностно­смысловая и личностная компетентности учащихся,
познавательная компетентность, информационная и коммуникативная
компетентности, ценностно­смысловая и общекультурная компетентности.
Формы работы обучающихся: индивидуальные, парные, групповые,
фронтальные.
Оргмомент. Звучит музыка с шумом моря.
1.
­ Учитель читает отрывок из романа «Приключения Робинзона Крузо»
Этапы урока
на английском языке (у детей на столе на английском языке).
I WISH TO BE A SAILOR (я хочу быть моряком)
MY name (мое имя) is Robinson Crusoe. I was born in the old city of York
(был рожден в старом городе Йорке), where there is a broad river (где есть

широкая река; there is/are - имеется), with ships coming and going (с
кораблями приходящими и уходящими).
When I was a little boy (был маленьким мальчиком), I spent much of my
time (проводил много своего времени) looking (глядя) at the river.
How pleasant was the quiet stream (каким красивым был тихий поток),
flowing (текущий; to flow - течь), always flowing, toward the far­away sea (по
направлению к далекому морю)!
I liked to watch (смотреть на) the ships as they came in (как они
приходили) with their white sails (с белыми парусами) spread to the wind
(распростертыми на ветру).
I liked to think of the strange lands (думать о чуждых землях) which they
must have visited (которые они должно быть посетили), and of the many
wonderful things (прекрасных вещах/событиях) they must have passed (которые
они увидели/с которыми столкнулись).
I wished to be a sailor. I thought how grand it must be to sail and sail (я
думал как прекрасно это должно быть плавать под парусами) on the wide blue
sea (по широкому синему морю), with the sky above (сверху) and the waves
beneath (волнами сзади). Nothing could be pleasanter (ничто не могло быть
прекраснее).
My father wanted me to learn a trade (хотел /чтобы/ я научился ремеслу).
But I could not bear the thought of it (не мог вынести мысли об этом). I could not
bear the thought of working every day in a dusty shop (мысль о работе каждый
день в пыльном магазине).
I did not wish to stay in York all my life (все жизнь). I wanted to see the
world (увидеть мир). I would be a sailor and nothing else (хотел быть моряком и
никем другим).
My mother was very sad (печальна) when I told her.
A sailor"s life, she said, was a hard life (тяжелая жизнь). There were many
storms (штормов) at sea, and ships were often wrecked (корабли часто терпели
крушение; wreck - крушение).
She told me, too, that there were great fishes (огромные рыбы) in the sea,
and that they would eat me up if I fell into the water (съедят меня, если я упаду в
воду).
Then she gave me a cake (дала мне пирог), and kissed (поцеловала) me.
"How much safer (как намного = насколько безопаснее) it is to be at home!" she
said.
But I would not listen (не слушал ее) to her. My mind was made up (мое
решение было принято; to make up one’s mind - принять решение), and a
sailor I would be (и моряком я стал бы = хотел стать).
When I was eighteen years old (когда мне было 18 лет), I left my pleasant
home and went to sea (покинул мой красивый дом и отправился в море).
2. Постановка цели урока.

­ Как вы думаете, о каком произведении и авторе пойдет речь сегодня
на уроке?
­ Почему я прочитала кусочек произведения на английском языке?
­ Для чего прозвучала музыка?
­ Что вы услышали за этими звуками?
­ О чем же пойдет речь на уроке?
3. Биография Дефо.
­ Дома вы читали это прекрасное произведение на русском языке. Для
вас подготовлено сообщение о жизни Даниэля Дефо (сообщение ученицы с
презентацией). Попробуйте уловить связь с текстом, прочитанным на
английском языке, есть ли сходство? (Приложение 1.)
4.
История создания романа и главный прототип Робинзона
(сообщение ученицы с презентацией). (Приложение 2.)
Что удивило вас в этой истории?
5. Физкультминутка (проводит ученик).
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба)
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
6. Были проведены исследования к изучению этого произведения.
Это исследование поможет нам при изучении произведения.
1 ученик представляет исследовательскую работу на тему
«Прототипы Робинзона Крузо».
Мы считаем, что наша тема актуальна, так как до сих пор неизвестно,
кто из прототипов является главным. Наша гипотеза состоит в том, что все
представленные версии могут иметь место, и эти факты интересны нам и
помогут в установлении истории создания романа.
Полное название книги звучало так: «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать
восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки
близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во
время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его
неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Прототипов популярнейшего героя романа Даниеля Дефо «Робинзон
Крузо» было два, как минимум.
Первым прототипом героя романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» был
врач Хенри Питман. Он участвовал в бунте против английского короля Якова
II в 1685 году и поэтому был сослан на один из островов в Карибском море.
Он сумел выжить на необитаемом острове в ужасных условиях одиночества.
Построив самодельную лодку, бежал с острова. Однако на своей пироге он
причалил опять к необитаемому острову у берегов Венесуэлы. И все же, он
был спасен прибывшими за пресной водой венесуэльскими моряками. После
своего возвращения в Англию Питман опубликовал книгу под названием
«Удивительные приключения Хенри Питмана».
Исследователи творчества Дефо предполагают, что «робинзон» Питман
и Дефо были хорошо знакомы, и бывший врач рассказал писателю многие
детали своего приключения. Даже аборигена по имени Пятница Дефо взял из
рассказов Питмана.
Второй прототип Робинзона Крузо ­ шотландский моряк Александр
Селькирк. В 1704 году корвет под названием «Пять портов» совершал
кругосветное плавание. Моряк Александр Селькирк служил на нём боцманом.
Он всю дорогу не ладил с капитаном. Ему это всё надоело, и он сам попросил
высадить его на необитаемом острове. Остров расположен в южной части
Тихого океана очень далеко от ближайшего побережья. Из жалости моряку
дали немного еды и воды. Селькирк надеялся, что его вскоре подберёт какое­
нибудь судно.
Когда­то на острове, куда высадили Селькирка, жили люди и у них
были домашние животные. Они не дали Селькирку умереть с голоду. Сначала
Селькирк охотился на одичавших овец и коз, питаясь их мясом и одеваясь в
их шкуры. Затем он соорудил загон, где держал животных. Проблема была
только с одеждой – её грызли крысы. Селькирк приручил диких кошек – они и
спасли его от грызунов.
Александр Селькирк рассчитывал пробыть на острове месяц­полтора,
но был подобран британским кораблем в 1709 году, лишь через четыре года и
4 месяца. Он почти разучился говорить, приобрел повадки дикого зверя.
Когда лондонцы узнали о похождениях их земляка, Селькирк стал
популярной личностью английской столицы. Однако нежиться в лучах
всеобщего внимания Селькирку пришлось недолго. Немногословный, не
умевший красочно и ярко рассказывать о пережитом, он быстро наскучил
публике, перестал быть для нее забавой. Тогда он уехал в свой родной Ларго.
Встретили его здесь поначалу радушно, но потом отношение к нему
изменилось. Пребывание на острове не прошло бесследно: мрачный вид и
угрюмый взгляд Селькирка отпугивали людей, молчаливость и замкнутость
раздражали. Спустя несколько лет Селькирк вернулся на флот, стал
лейтенантом «на службе его величества короля Великобритании». Ему
поручили командовать кораблем «Уэймаус». Во время очередного плавания к

берегам Западной Африки в 1720 году Селькирк умер от тропической
лихорадки и был похоронен с воинскими почестями.
В 2008 году учеными британского Общества постсредневековой
археологии было обнаружено место стоянки Александра Селькирка. Находки
археологов позволяют предположить, что, находясь на острове, моряк
построил у ручья два шалаша и наблюдательный пункт, с которого можно
было видеть проходящие корабли. Там же была найдена пара навигационных
приборов начала XVIII века, которые, как полагают, принадлежали А.
Селькирку: капитан корабля, обнаружившего шотландца, упоминал, что
вместе с человеком на борт были подняты и какие­то математические
инструменты. Правда, он также писал, что Селькирк на своем острове
охотился на диких коз, однако никаких следов этого ученые пока не нашли.
Говорят, что встреча Александр Селькирк с Даниелем Дефо состоялась
в одном из портовых кабачков. История Селькирка вдохновила Дефо на
написание романа «Робинзона Крузо». Только
в романе Даниель
Дефо переместил остров Робинзона Крузо к берегам Бразилии, добавил к
сюжету аборигенов и «заставил» героя провести на необитаемом острове
почти 28 лет!
В романе Робинзон вырос в состоятельной семье и не имел
представления, как выполняют простую работу: шьют одежду, плотничают,
обжигают горшки, сеют и пекут хлеб, доят коз, взбивают масло и делают сыр.
Поэтому он постоянно вынужден был «изобретать колесо». Молодой человек
превращается в подлинного творца, обретает собственный внутренний мир,
становится мудрым человеком. Это книга о самовоспитании, о том, как
человек «делает себя сам».
Кстати, в наше время россияне читают не перевод знаменитого романа,
а русский пересказ Корнея Чуковского. От полного текста пересказ
отличается количеством страниц, их осталось не более половины.
Наше исследование подтвердило гипотезу: при создании своего романа
Дефо пользовался реальными историями, случившимися с реальными людьми,
причем прототип был не один.
2 ученик. «Что такое «робинзонада» и какую роль сыграл роман
Дефо в дальнейшем развитии мировой литературы?»
Нас заинтересовала, были ли в мировой литературе произведения,
написанные после романа Дефо, на похожую тему и кто являлся его
продолжателями, а также, что такое «робинзонада», которое мы встретили в
литературной критике, изучая роман Дефо.
«Робинзонада» ­ эпический литературный жанр, описывающий
поведение человека или группы людей, оказавшихся в изоляции от общества,
цивилизации, но преодолевающих все трудности, препятствия, возникающие
на их пути. «Робинзонады» ­ это один из популярных жанров в мировой
литературе.
Мы узнали, что Робинзонада - поджанр приключенческой

литературы, который вслед за романом Д. Дефо «Робинзон Крузо»
живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей
на необитаемом острове. Примеры - «Коралловый остров» Р. Баллантайна,
«Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. Уэллса,
«Повелитель мух» У. Голдинга, «Остров накануне» У. Эко.
В более широком смысле под робинзонадой понимаются все
произведения (не только литературные, но и фильмы, как, например,
«Остаться в живых»), рисующие жизнь и приключения «обособленных
личностей вне общества». При таком подходе под определение робинзонады
подпадают рассказы о «детях джунглей» - Маугли и Тарзане, а также,
например, романы «Семеро братьев» Алексиса Киви и «Пан» Кнута Гамсуна.
Среди наиболее известных произведений этого жанра следует отметить
следующие:
1.
Верн Ж. Таинственный остров. Школа робинзонов. Клодиус
Бомбарнак. Зимовка во льдах. Опыт доктора Окса.
2.
3.
Как
Внуков Н.А. Один.
Голдинг У. Повелитель мух.
видите, среди перечисленных мною произведений, которые
отнесены к жанру «робинзонады», можно увидеть и произведения XIX века,
и XX века, как серьезные, заставляющие задуматься о судьбе человечества, о
его будущем, так и те, которые являются пародией.
Итак, мы в результате исследования мы выяснили, что термин
«робинзонада» произошел от имени главного героя романа Дефо, а также
узнали последователей этой темы.
Как вы думаете, чем нам помогут эти исследования при изучении
произведения?
7. Викторина. (Работа в группах). Вы готовили вопросы по уроку и на
знание текста произведения. Высшую отметку получит группа, которая
задаст самые интересные вопросы и ответит на предложенный блок от
соперников.
1 группа.
­ Из скольких томов состоит книга о Робинзоне? (Из 3­х томов: 1­й –
1719 г., 2­й – 1719 г., ­ «Дальнейшие приключения Р. Крузо», 3­й – 1720 г. –
«Серьезные размышления Р. Крузо».)
­ Англичане XVII­XVIII веков иногда слышали от моряков о людях,
живших какое­то время на необитаемых островах, назовите причину, по
которой можно было оказаться жителем острова. (На английском флоте был
жестокий обычай оставлять на островах в чем­либо провинившихся
матросов.)
­ Кто был прототипом Р. Крузо? Джеймс Кук. Александр Селькирк.
Марко Поло.

­ Сколько лет было Р. Крузо, когда он впервые отправился в морское
путешествие? 18 лет. 27 лет. 32 года.
­ Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на
остров. Где он провел первую ночь? В пещере. На берегу. На дереве. (Он
боялся, что на острове водятся хищные звери.)
­ Откуда на необитаемом острове у Робинзона появились рабочие
инструменты и ружье? Переправил с разбитого корабля. Их выбросило на
берег. Нашел на острове в хижине.
2 группа.
­ Каких животных взял с корабля Р. Крузо? Двух кошек и собаку.
Морских свинок. Попугая.
­ Как Р. Крузо доставил продукты и вещи с корабля на берег? На себе.
На плоту. На шлюпке.
­ По каким признакам Робинзон искал себе место для жилища? (Дом
должен быть расположен в сухом месте, укрыт от солнечного зноя, защищен
от возможного нападения хищников и людей; из его окон должно быть видно
море, чтобы Робинзон не пропустил корабль, если тот появится.)
­ В какой одежде ходил Робинзон? (Первые три года носил рубашки и
брюки, а затем сшил себе одежду из шкур убитых им животных.)
­ Какую вещь «не первой необходимости» изготовил своими руками
Робинзон? (Зонтик, который мог открываться и закрываться.)
­ Почему и зонтик, и одежду Робинзон Крузо шил мехом наружу?
(Дождевая вода стекала по меху, как по наклонной крыше.)
3 группа.
­ Сколько лодок построил Робинзон Крузо? (Две: одну большую,
которую не смог спустить на воду; вторую меньших размеров.)
Однажды, изучая остров, Р. Крузо открыл цветущую зеленую долину.
Что на ней росло? Яблоки, груши. Персики, абрикосы. Дыни, виноград,
апельсины.
­ Что придумал Р. Крузо, чтобы не потерять счет времени? Складывал в
ящик маленькие палочки. Делал ножом зарубки на столбе. Подсчитывал дни в
дневнике.
­ Чем успокаивал себя Р. Крузо? Вспоминал о прошлом. Мечтал о
будущем. Вел дневник.
­ Из каких зерен вырастил урожай Р. Крузо? Из риса, ячменя. Из
пшеницы, овса. Из гречки, кукурузы.
­ Когда Робинзон смог позволить себе отделить часть зерна на еду?
(Только на четвертый год он приготовил себе лепешки.)
4 группа.
­ Птицы причиняли вред урожаю. Что сделал Р. Крузо, чтобы их
отпугнуть? Повесил подстреленных птиц на высоком столбе. Поставил
чучело. Бегал по полю, крича и размахивая руками.

­ Какой посудой пользовался Робинзон? Сплетенной из прутьев.
Глиняной. Деревянной.
­ На одиннадцатом году пребывания на острове Р. Крузо приручил
животное. Какое? Лошадь. Козу. Барана.
­ Какой фразе в первую очередь научил попугая Р. Крузо? «Бедный,
бедный Робинзон. Куда ты попал?» «Робинзон родился в Англии. Хочу
домой». «Мы вернемся домой».
­ Незадолго до конца жизни на острове Р. Крузо спас от смерти дикаря.
Как его звали? Суббота. Понедельник. Пятница.
­ Сколько лет прожил на острове Р. Крузо? 28 лет. 32 года. 15 лет.
5 группа. Разгадать кроссворд. (Приложение 3)
Вопросы от учителя всем группам.
­ Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров? Кошку и собаку.
Пятницу и попугая. Пятницу и собаку. Почему?
­ Может ли на самом деле существовать райский необитаемый остров,
описанный в романе? (О существовании такого острова ничего не известно)
­ Благодаря чему Р. Крузо, живя на необитаемом острове, сумел
остаться в живых? Продуктам, которые взял с корабля. Оружию. Энергии,
настойчивости и труду.
8. Робинзон Крузо после своего долгого путешествия приехал к нам
в гости. Предлагаю взять у него интервью на тему «Что помогло
Робинзону выжить на необитаемом острове». В парах подготовьте по 2
вопросу знаменитому герою. Инсценируйте интервью. Остальные
оценивают Робинзона и корреспондента.
9. Беседа с учениками, работа с текстом.
Меняется ли Робинзон Крузо на острове?
(Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить,
а не существовать, не предаваться унынию).
На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё,
что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и
внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему он так
поступает?
(Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он
находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске
истины).
10. Рефлексия.
­ Подтвердились ли ваши знания о романе?
­ Чем был интересен урок?
­ Почему образ Робинзона интересен до сих пор?
11. Синквейн со словом «Робинзон».
12. Подведение итогов. Отметки.
Так кто же такой «Робинзон» и почему сейчас это имя стало нарицательным?

Чему учит нас этот роман?
Домашнее задание.
1 группа – Какие качества характера необходимы человеку для
выживания?
2 группа – Какие предметы необходимы для выживания?
3 группа – Нарисовать иллюстрацию к роману. Почему выбрали этот
эпизод?
4 группа – Если бы я был Робинзоном…(продолжите)
5 группа – Каким я увидел Робинзона.
1.
2. Урнов Д. М. Дефо. ­ М., 1978.
Даниель Дефо «Робинзон Крузо». М.: Эксмо, 2008.
Литература
Перечень используемых на занятии ЭОР
Название ресурса
1. Набор
информационных
инструментов
2. Биография
3. Исследовательские
работы
4. Текст на
английском языке
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
Форма
предъявлени
я
информации
Презентация www
.900

Igr
. net ,
Сообщение,
презентация
Защита
Чтение
http://ppt4web.ru/literatura/defo­
puteshestvennik.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дефо,_Дани
ель
http://shkolazhizni.ru/culture/articles/2486
4/
http://lingualeo.com/ru/jungle/robins
on­crusoe­1­frank­19987#/page/1

Цель: Доказать, что роман о Робинзоне Крузо – гимн Человеку.

Словарь:

  • реалистический роман
  • психологический роман
  • авантюрно-приключенческий жанр
  • прототип

1. Вступительное слово учителя . (Звучит аудиозапись “Голос моря”)

Вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе.

Тема нашего урока “Даниэль Дефо. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка”

Цель нашего разговора о книге – понять: верно ли, что роман “Робинзон Крузо”, как утверждают исследователи, это гимн Человеку?

В центре нашего внимания сегодня – роман, которому исполнилось 286 лет. Вы говорили, что книга прочитана вами с огромным интересом. И мы постараемся понять, чем привлекает роман, который отделяют от наших дней почти три столетия.

Мы будем говорить о художественных особенностях книги и о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек? Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных?

2. Д. Дефо: писатель и его эпоха

Сообщения учащихся.

3. Создание романа

Мы неоднократно говорили с вами о жизнеподобии и вымысле в литературе. Роман Дефо вполне может пополнить наши знания – у книги богатая предыстория.

Роман отражает современную Дефо эпоху усиления колониальной экспансии Англии, эпоху географических открытий, когда на карте мира было множество “белых пятен”, когда многие мореплаватели находились в путешествиях годы.

Это реалистический роман , относящийся к авантюрно-приключенческому жан ру, весьма популярному в Англии того времени.

Давайте выслушаем сообщение о создании романа, его жизненной основе.

Сообщение ученика о создании романа и прототипах героя*

Слово учителя.

Итак, прототипом образа Робинзона стал английский моряк Селькирк. Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.

Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Когда уже немолодой Робинзон со значительными средствами, опытом и обширными деловыми планами высаживается на родном берегу, в Лондоне уже действует 28-летний Дефо, купец с образованием, кормилец обширного семейства, вольный гражданин города Лондона, глава небольшой церковной общины, публичный оратор, рискующий как в политических играх, так и на скачках и петушиных боях..

Вы уже кое-что знаете о Даниэле Дефо. Как вы думаете, какие черты его личности позволяют утверждать: писатель является одним из прототипов своего героя?

(Любовь к жизни и упорство в преодолении препятствий)

Реальные факты легли в основу романа, у героя книги есть реальные прототипы. Но Дефо был писателем. То есть он творчески осмыслил поразившие его факты:

Если Селькирк провел на острове 4 года и 5 месяцев, то Робинзон – 28. Автор сознательно поставил своего героя в тяжелейшие условия. Причем его герой после всех испытаний остался цивилизованным человеком.

Дефо перенес место действия из Тихого океана в Атлантический, в устье реки Ориноко. Координаты острова, названные писателем, совпадают с координатами острова Тобаго. Дефо избрал этот район потому, что он был достаточно подробно описан в тогдашней литературе. Сам писатель здесь никогда не бывал. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна. Ведь почти все, описанное в романе, ограничено пространством. И необходима была полная точность деталей: климат, флора и фауна, рельеф острова.

Роман писался быстро, с удовольствием. При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стал завоевывать сердца читателей во всем мире.

Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. При жизни Дефо роман выдержал 17 изданий. Книги продавались по 5 шиллингов - деньги немалые. Но раскупался роман быстро.

Мастерство писателя победило: люди, читая книгу, искренне верили в “удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”.

4. Причины огромного успеха романа.

Роман “Робинзон Крузо” был необычайно популярен. Попробуйте объяснить его популярность. В чем видите вы ее причины?

Современники верили в подлинность описанного, т.к. рассказ ведется от 1 лица

Сюжет крайне увлекателен, в основе его – авантюра

Впервые в английской литературе героем стал рядовой английский буржуа – предприимчивый, смелый, энергичный. И при этом – совершенно заурядный, обычный человек.

5. Работа переводчика

- В 1764 году появился первый русский перевод романа. Как работает переводчик? Труден ли его хлеб?

Что надо знать и уметь переводчику?

Ответить на эти вопросы смогут ребята, переводившие фрагменты романа с английского языка на русский.

С какими трудностями вы встретились? / Английский язык претерпел значительные изменения с момента написания романа/.

- Прочитайте получившийся у вас текст.

Выступление группы переводчиков.

6. Герой романа и его судьба. /Беседа с использованием текста романа/.

(Звучит аудиозапись: шторм на море)

Вы снова слышите то, что слышал и Робинзон. Представим: один во всем мире, вырванный из привычной жизни, такой маленький и слабый по сравнению с морем человек…

- Что он чувствовал, осознав свое положение? /Поначалу – отчаяние, тоску/

- Как назвал он свой остров? /Остров отчаяния/.

- А что он стал делать, осознав своё положение? /Обустраиваться на острове/.

- Робинзону Крузо неслыханно повезло. В чем? /Корабль его прибило к острову/.

- Что прежде всего было взято с корабля?

- “Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?” – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/.

- Докажите примерами упорство этого человека

- Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?

/Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д.. А главное – он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию/.

Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, качество Робинзона, которое помогло ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше? /Трудолюбие/.

7. Психологизм романа

“Жизнь и необычайные приключения “Робинзона Крузо” можно назвать одним из первых психологических романов. Грусть, отчаяние, тоска, уныние – все испытал Робинзон. И поддайся он этим чувствам – не было бы его возвращения.. Но он так сильно хотел жить, что сумел взять себя в руки. Он работал и работал, а по вечерам, пока не кончились чернила, делал записи.

- Сюжет романа осложнён страничками дневника Робинзона. Какова цель ведения этого дневника?

/Робинзон учился анализировать своё настроение и поступки. Дневник помог ему быть более стойким. Дневник стал его собеседником/.

- Особое внимание привлекает сочиненное им стихотворение о Добре и Зле. Какова роль этих строк?

/Даже находясь в критической ситуации, надо уметь находить положительное, хорошее в том, что с тобой происходит. Надо стараться не предаваться унынию, а действовать, понимая, что могло быть и хуже, что жизнь продолжается/.

Выступление ученицы: Самооценка и самоанализ в дневниках Робинзона Крузо.

Ведь Д. Дефо не просто родоначальник европейского романа. Он – родоначальник романа психологического.

Как вы понимаете выражение “психологический роман”? Докажите примерами из текста, что Робинзон постоянно осмысливает свои поступки, мысли, желания.

Многие исследователи творчества Дефо утверждают, что Робинзон – натура противоречивая: в нем смешались самые разные черты, как добрые, так и дурные. Подумав, я решила согласиться с этим утверждением. А что думаете вы? Есть ли противоречия в характере Робинзона?

Заполнение таблицы:

Отрицательное в Робинзоне:

История с Ксури. Робинзон еще не умеет думать о других, не умеет сопереживать и нести ответственность за жизнь другого.

Первое слово, выученное Пятницей, – Господин /не друг, не товарищ/

“Я – царь и хозяин этой земли. Права мои на нее бесспорны”.

Положительное в герое:

“Мне суждено было самому быть виновником всех моих несчастий”

“Однако бесполезно было сидеть сложа руки и мечтать о том, чего нельзя было получить”

-Какие же качества сочетаются в герое романа?

/Дружелюбие – и снобизм; доброта – и высокомерие; склонность к власти – и склонность к покаянию, хозяйственность - и купеческая расчетливость: он скрупулезно подсчитывает количество убитых дикарей/

А что вообще это за личность, мистер Робинзон? Если говорить о книге – то это герой положительный или отрицательный?

(Положительный герой – это герой, у которого сильно нравственное начало, герой, способный подать пример высокой нравственности, преподать нам, читателям уроки добра).

Ученики высказывают свое мнение

Среди нас есть человек, который знает Робинзона куда лучше нас. Это его верный слуга Пятница.

Инсценированный рассказ Пятницы от первого лица

Скажи, Пятница: твой господин - хороший человек?

А теперь давайте послушаем самого мистера Робинзона.

Инсценированный рассказ Робинзона от первого лица

  • Идут годы, полные труда, неимоверных усилий – и Робинзон становится мудрее, многое понимает иначе.

А что именно?

  1. Он начал верить в Бога
  2. “Я научился больше смотреть на светлые, чем на темные стороны моего положения”
  3. “Я был сыт, потребности мои были удовлетворены – для чего же мне было все остальное?” Т.е. человеку не так уж много и надо для счастья.

8. Сюжет и композиция романа

Как построен роман? Что считаете вы важнейшими звеньями сюжетной линии, раскрывающими характер героя?

  • Можете ли вы определить такие важнейшие элементы сюжета как завязка, кульминация и развязка?
  • А почему мы не говорим о художественно-выразительных средствах: эпитетах, метафорах, сравнениях? /Мы читали роман в переводе/
  • А почему я не спрашиваю вас о роли пейзажа в романе, в раскрытии образа героя? (Он – купец, прагматик, он лишь использует природу)

Читая книгу, я обратила внимание на слова: “Во всяком зле можно найти добро, стоит только подумать, что могло случиться хуже”.

  • А на что обратили внимание вы?

/Чтение вызвавших интерес строк/

А как вы понимаете знаменитую шекспировскую фразу, выбранную в качестве эпиграфа?

9. Подведение итогов

Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона?

Современна ли эта книга?

Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения.

10. Заключительное слово учителя.

В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились, сочетаются и положительные, и отрицательные качества. Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.

Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.

Домашнее задание: Написать сочинение “Чему учит нас роман “Робинзон Крузо” или Письмо господину Робинзону Крузо.

Приложение 1

Д.Дефо и его эпоха. Политическая и литературная деятельность автора романа о Робинзоне.

Дефо - английский писатель, основоположник европейского романа нового времени.Сын купца. Окончил духовную академию. Служил в виноторговом деле и основал собственную фирму. Всю жизнь занимался рискованными коммерческими предприятиями. Участвовал в мятежном восстании герцога Монмута против королевских властей и скрывался от властей. Сочувственно встретил переворот 1688 г., сделавший буржуазию одним из правящих классов Англии.

Чего же хотел от жизни Дефо? Чего добивался? Вся его разнообразная и подчас рискованная деятельность была подчинена одной цели: Дефо мечтал разбогатеть. Ради этого он и пускался в бесконечные авантюры. И это было вполне в духе времени – предприимчивые и ловкие быстро достигали цели.

Риск считался делом обычным: рисковали купцы, богачи-аристократы, ростовщики и ювелиры, исполнявшие роль банкиров (банков еще не было). Кому-то грозил крах финансовый, кому-то грозила тюрьма. Немало простаков погибло в мутных волнах спекуляции, неудачных сделок, банкротства. В воздухе витал призрак легкой наживы!

Был полон решимости испытать колесо фортуны и молодой Даниель. Правда, странствия и приключения на море его не привлекали – он не переносил морские переезды.

Уже в 20 лет Даниель Фо стал удачливым коммерсантом и долго после того не мог отделаться от приставшей к нему клички «Галантерейщик». Вымышленные дворянство и древнее происхождение дали право на присоединение к простонародному «Фо» частицы «Де». С тех пор будущий писатель и стал именовать себя «мистером де Фо». Он и герб сочинил себе: три свирепых гриффона на фоне красных и золотых лилий и рядом латинский девиз: «Похвалы достоин и горд».

Коммерция… Гибель зафрахтованного Дефо корабля… Банкротство… Бегство от долговой тюрьмы…Скитания в квартале Минт на Темзе – приюте для лондонских преступников… Жизнь под чужим именем…

Но Дефо не отчаивался. Занимался журналистикой. Предлагал серию экономических и политических реформ. Создал свод поучений для английской буржуазии в практике и морали – трактат «Совершенный английский негоциант» («The complete English Tradesman»). Большое значение имели брошюры Дефо, посвященные защите гражданских свобод – печати и вероисповедания. Защищал в сатирах внесословный и общечеловеческий принцип личной доблести и благородства.

Дефо стал влиятельной политической фигурой. В период усиления реакции опубликовал памфлет в защиту веротерпимости, за что был приговорен к позорному столбу и тюремному заключению. К моменту приведения приговора в исполнение опубликовал памфлет «Гимн позорному столбу» («A hymn pillory»). Сотни лондонцев приветствовали Дефо, прикованного к позорному столбу. Правда, за освобождение от тюрьмы Дефо заплатил тем, что стал секретным агентом правительства. Умер в одиночестве, скрываясь от кредиторов.

Но чем глубже погружался в пучину жизни Дефо-человек, тем больше находил поводов для размышлений Дефо-писатель.

Писал сатиры – в частности, направленные против королевского двора. Занимался журналистикой. и провозглашал общечеловеческий принцип личной доблести и благородства.

Писал рассказы о преступниках, книги о магии. Романы Дефо выросли из его журналистики. Все они лишены литературных прикрас, написаны от первого лица живым разговорным языком того времени, точным и ясным.

Романы «Записки кавалера» (1720), «Дневник чумного года» (1722), «Капитан Сингльтон» (1720), «История полковника Жака» (1722) принадлежат к приключенческому жанру. Роман «Молль Флендерс» (1722) – социальный, «Роксана» (1724) – социально-уголовный. Романы Дефо лишены разработанного сюжета и строятся вокруг биографии героя, это своего рода перечень его успехов и неудач. Путь его персонажей почти всегда одинаков: через преступление – к богатству, довольству и раскаянию. Духовная жизнь героев Дефо небогата: они трезвы, практичны, настойчивы, обладают здравым смыслом. Есть у Дефо книга, ныне почти забытая, но она выдает подлинные чувства и желания Дефо. Это «Беспристрастная история царя Петра Алексеевича» (т.е. Петра Первого), рассказ в которой ведет английский офицер, воюющий в русской армии. Дефо сочувствует политическому деятелю, который шел на преобразование России, он одобрял все его политические начинания.

Всего Дефо написал более 350 произведений.

Дефо разорялся, терпел крах как политик, сидел в тюрьме. Но он обладал поистине неистощимой энергией и никогда не терял веры в жизнь.

Приложение 2

Прототип героя романа

Установлено множество источников романа Дефо. Среди них история Нокса, который 19 лет прожил пленником на Цейлоне. Кроме того, Дефо, конечно, знал отчеты о путешествиях, корабельные дневники Вудса Роджерса, Вильяма Феннеля и других.

Но самым непосредственным источником романа Дефо был отчет о жизни шотландского матроса Александра Селькирка на необитаемом острове Хуан Фернандес в Тихом океане.

В одном из современных Дефо журналов («Англичанин» за 1713 год) был помещен очерк Стиля о приключениях Селькирка. Кроме того, Дефо мог познакомиться с ними по «Путешествиям вокруг света» Вудса Роджерса, корабль которого «Герцогиня» в 1709 году подобрал Селькирка. Существует также предположение, что Дефо встречался с Селькирком и беседовал с ним.

Александр Селькирк родился в 1676 году в Шотландии в семье башмачника. С малолетства любил он больше всего рассказы бывалых моряков о приключениях и сказочных странах. В 18 лет он сбежал из дома и отправился в море. Много плавал, разбогател. Но дома ему было скучно.

Селькирк прочитал в газете о том, что знаменитый капитан, авантюрист, пират и одновременно ученый-натуралист Уильям Дампьер на двух судах собирается в Вест-Индию за золотом. 27-летний Александр Селькирк записался одним из первых. Ему предстояло служить боцманом на галере «Сэнк пор».

Полтора года длился поход. Атлантический, Тихий океаны. Во время плаванья между капитаном галеры «Сэнк пор» и боцманом Александром Селькирком не раз возникали ссоры. И дошло до того, что Селькирк решил покинуть корабль. И в судовом журнале сделали запись: Александр Селькирк списан с судна «по собственному желанию».

В шлюпку погрузили платье и белье, кремневое ружье, фунт пороху, пули и огниво, несколько фунтов табака, топор, нож, котел и даже библию. Селькирк оказался на необитаемом острове Мас а Тьерра, что в 600 км от Чили. Он надеялся, что долго пробыть на острове ему не придется – ведь корабли довольно часто заходят сюда за пресной водой.

Жизнь на острове он начал с заботы о пище : еды ему дали лишь на один день. К счастью, на острове оказалось множество диких коз. Значит, пока есть порох и пули, питание ему обеспечено.

Остров был покрыт густой растительностью и имел около 20 км в длину и примерно 5 км в ширину. На берегу можно было охотиться на черепах и собирать в песке их яйца, а у берегов встречались лангусты и тюлени.

Особенно трудно было в первые месяцы – из-за полного одиночества. И Селькирка временами охватывал страх при мысли о том, что придется здесь провести остаток жизни. Он не знал, что корабль «Сэнк пор» вскоре потерпел крушение и почти вся команда погибла.

Селькирк построил две хижины из бревен и листьев, оборудовал их. Одна служила ему «кабинетом» и «спальней», в другой он готовил еду. Он сшил при помощи простого гвоздя одежду из козьих шкур. Закончив трудовой день, Селькирк отдыхал: смастерил, например, сундучок и украсил его искусной резьбой. А кокосовый орех превратил в чашу для питья. Подобно первобытным людям, он научился добывать огонь трением, а когда у него кончился порох – стал руками ловить диких коз. Это было непросто: однажды Селькирк не удержался и вместе с козой упал в пропасть. Трое суток пролежал там без сознания. После этого – на случай, если заболеет и не сможет преследовать животных, он стал подрезать сухожилия у маленьких козлят. Те утрачивали резвость и становились более доступными для охотника.

На острове он провел 1580 дней и ночей – более четырех лет. И одержал победу над природой и одиночеством! А спас его труд, как и героя книги Дефо Робинзона.

Разумеется, история Селькирка поразила воображение Дефо. Еще бы: в его рассказе о происшедшем Дефо увидел главное для себя: маленький и такой уязвимый человек - и безграничный океан . И Человек может выйти победителем! Причем не просто выжить физиологически, а остаться существом разумным, достойным цивилизации.




Top