Откуда был пабло пикассо. Пабло пикассо картины

Самый известный и влиятельный художник XX века, пионер жанра кубизма и испанский экспатриант Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года.

Родители Пикассо

Пожалуй, самый известный художник, чье до нелепого длинное имя стало нарицательным, родился в октябре 1881 года в городе Малага, Испания. В семье было три ребенка — мальчик Пабло и его сестры Лола и Консепсьон. Отец Пабло, Хосе Руиз Бласко, работал профессором в школе изящных искусств. Про мать Пикассо известно очень мало: донна Мария была простой женщиной. Однако сам Пикассо часто упоминал про нее в своих интервью. Например, он вспоминал, что мать, обнаружив его неординарный талант к вязанию, произнесла слова, которые он запомнил на всю жизнь: "Сынок, если ты пойдешь в солдаты, ты станешь генералом. Если ты уйдешь в монастырь, ты вернешься оттуда Папой". Тем не менее, как иронично отмечал художник, "я решил пойти в художники и стал Пабло Пикассо".

© Sputnik / Сергей Пятаков

Репродукция картины "Девочка на шаре" работы Пабло Пикассо

Детство Пикассо

Несмотря на то, что школьная успеваемость Пикассо оставляла желать лучшего, он демонстрировал уникальные навыки в рисовании, и в 13 лет уже мог соревноваться с отцом. Хосе часто запирал его в комнате с белыми стенами и решетками в качестве наказания за плохую учебу. Со свойственной ему иронией, Пикассо позже рассказывал, что сидеть в клетке ему доставляло огромное удовольствие: "В камеру я всегда проносил тетрадь и карандаш. Я сидел на скамье и рисовал. Я бы мог там сидеть вечно, сидеть и рисовать."

Начало творческого пути

Будущая легенда художественного искусства впервые заявила о своей претензии на гениальность, когда семья Пикассо перебралась в Барселону. В 16 лет он поступил в Королевскую Академию Святого Фернанда. Экзаменаторы были потрясены, когда Пабло за сутки прошел вступительные испытания, рассчитанные на целый месяц. Но вскоре подросток разочаровался в местной системе образования, которая, на его взгляд, "была слишком зациклена на классике". Пикассо начал прогуливать занятия и бродить по улицам Барселоны, попутно делая наброски зданий. В свободное время он знакомился с богемой Барселоны. В то время все известные деятели искусства собирались в кафе "Четыре Кота", где Пикассо стал завсегдатаем. Его неподражаемая харизма заработала ему широкий круг связей, и уже в 1901 году он организовал первую выставку своих картин.

© Sputnik / В. Громов

Репродукция картины П. Пикассо "Бутылка перно (столик в кафе)"

Кубизм, синий и розовый периоды Пикассо

Отрезок между 1901 и 1904 годами известен как синий период Пикассо. В работах Пабло Пикассо тех времен доминировали мрачные синие тона, и меланхоличные темы, точно отражавшие его душевное состояние — художник пребывал в тяжелой депрессии, которая подписывала его творческие порывы. Этот период ознаменовался двумя выдающимися картинами Старый Гитарист (1903) и Жизнь (1903).

Репродукция картины Пабло Пикассо "Нищий с мальчиком"

Во второй половине 1904 года происходит радикальная смена парадигмы его творчества. Полотна розового периода исполнены розовых и красных красок, а цвета в целом гораздо нежнее, тоньше и деликатнее. Архетип розового периода — картина La famille de saltimbanques (1905).

В жанре кубизма Пикассо работал с 1907 года. Это направление отличается использованием геометрических форм, которые дробят реальные объекты на примитивные фигуры. "Авиньонские девицы" — первая значительная работа кубического периода Пикассо. На этом полотне лица изображенных людей видны одновременно в профиль и в анфас. В дальнейшем Пикассо придерживался именно такого подхода, продолжая дробить окружающий мир на отдельные атомы.

© Sputnik / А. Свердлов

Картина "Три женщины" художника П. Пикассо

Пикассо и женщины

Пикассо был не только выдающимся художником, но и довольно известным донжуаном. Он был женат дважды, но имел бессчетное количество связей с женщинами самого разного уровня и нравственности. Сам Пикассо резюмировал свое отношение к женскому полу следующим образом: "Женщины — это машины для страдания. Я делю женщин на два вида: любовницы и тряпки для вытирания ног". Неизвестно, связано ли открытое презрение Пикассо к прекрасному полу с тем, что две из семи самых важных женщин художника покончили с собой, а третья умерла на четвертый год совместной жизни.

Неоспоримым фактом остается то, что Пикассо не был привязан ни к одной из десятков или, возможно, сотен любовниц и жен, но активно использовал их, в том числе и финансово. Среди его законных жен была амбициозная советская танцовщица Ольга Хохлова. Брак с влиятельной женщиной не помешал ему заводить отношения на стороне. Так, с молодой любовницей Дорой Маар Пикассо познакомился в баре, когда та искромсала свои пальцы в кровавое месиво, пытаясь ножом попадать в промежутки между пальцев. Это глубоко впечатлило Пикассо, и он прожил с Дорой еще несколько лет втайне от Хохловой.

© Sputnik / Алексей Свердлов

Репродукция картины Пабло Пикассо "Свидание"

Душевные расстройства Пикассо

На протяжении его жизни и даже после смерти, Пикассо приписывали целый букет психических заболеваний. Впрочем, для этого не обязательно быть психиатром. Чрезмерно завышенная самооценка Пикассо, чувство абсолютного превосходства и уникальности, и крайний эгоцентризм соответствуют критериям нарциссического расстройства личности, описанного в Международной Классификации Болезней (МКБ) четвертого издания. Шизофренический статус Пикассо подвергается серьезным сомнениями со стороны медицинского сообщества, так как не представляется возможным диагностировать по картинам настолько сложное заболевание, но достоверно известно, что Пикассо страдал тяжелой формой дислексии — нарушение способности читать и писать при сохранении нормального интеллекта.

Картина Пикассо "Алжирские Женщины" — самая дорогая картина, когда-либо сошедшая с аукциона. В 2015-м ее приобрели за 179 миллионов долларов.

Пикассо ненавидел водить из страха повредить свои руки. Его роскошным лимузином Hispano-Suiza всегда управлял личный водитель.

У Пикассо был роман с Коко Шанель. Как вспоминала мадемуазель Шанель, "Пикассо был единственный мужчина во втором тысячелетии, который меня возбуждал." Однако сам Пикассо опасался ее, и часто жаловался, что Коко была слишком известная и непокорная.

Про самовлюбленность и астрономическую самооценку Пикассо ходят легенды. Впрочем, некоторые слухи вовсе таковыми и не являются. Легендарный художник однажды сказал другу : "Бог — это тоже художник… как и я. Я — Бог".

Пабло Пикассо настолько легендарен, что это даже не обсуждается. Настолько, что многие с готовностью ответят на вопрос «кто это?», но, если обратиться к подробностям личности и творческого пути Пабло — выяснится, что познания о художнике носят крайне ограниченный и фрагментарный характер. Нет, разумеется, найдутся и такие, кому даже тематическая статья известной всем энциклопедии покажется маленькой и скучной, но наш материал создан для всех остальных. Потому что Пабло Пикассо — действительно легенда, вне всяких сомнений, и с ее (легенды этой) содержанием стоит познакомиться каждому.

Свою долгую и насыщенную событиями жизнь Пикассо начал в 1881-м году, в испанском городке Малага в семье дона Хосе Руиса Бласко и доньи Марии Пикассо Лопе. Сложносоставное имя, данное Пабло при крещении — следствие тяжелых родов. Согласно бытующей легенде, младенец появился на свет мертворожденным, точнее, об этом поспешила сообщить Марии акушерка. Но дядя Пабло, брат его отца, принимавший роды, выдохнул в лицо новорожденному струйку дыма гаванской сигары, на что младенец отреагировал кашлем и плачем протеста. Несчастная мать, еще не отошедшая от родов, была сперва ошарашена новостью о смерти первенца, а после — его чудесным «воскрешением», за которое она начала благодарить всех святых, о которых вспомнила в тот момент. Их имена и дали Пабло при крещении — Пабло Диего Хосе Франсиско де Па́ула Хуан Непомусе́но Мария де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо. Мать считала, что это станет оберегом для ее сына.

Сказка это или нет — не суть важно. Вокруг выдающихся личностей всегда клубится целая уйма «информационной пыли», состоящей из слухов, домыслов, мифов и легенд. Все это, несомненно, украшает биографию, но нисколечко не влияет на факты. А в случае с Пабло, факты заключаются в том, что его становление, как художника, произошло благодаря непосредственному участию его родителей. Отец Пабло был художник-анималист и на момент рождения первенца он работал преподавателем в местной школе ИЗО. Именно отец обучил маленького Пабло азам живописи, которые тот воспринял «на ура». Предрасположенность к изобразительным искусствам разглядела в сыне и Мария Пикассо, которая всячески поощряла и способствовала его развитию именно в этом направлении. На столь благодатной почве талант Пабло расцвел во всей красе.

Согласно другой легенде, успехи сына настолько впечатлили Хосе Руиса, что он отдал Пабло свою палитру и зарекся писать картины впредь. Однозначно можно сказать лишь о том, что Пабло действительно достиг удивительных успехов для своих лет. Свою первую серьезную картину маслом он написал уже в 8-милетнем возрасте — это был «Пикадор», сопровождавший художника всю последующую жизнь. А в 14 Пикассо, несмотря на недостаточный возраст, с блеском сдал вступительные экзамены для учебы в школе изящных искусств Ла-Лонха. А еще через 3 года он поступил на учебу в мадридскую Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо — самое престижное художественное учебное учреждение Испании.

«Пикадор», 1889.


Впрочем, в Мадриде его более интересовала коллекция Музея Прадо — там он «учится» у старых мастеров, в частности Веласкеса и Эль Греко, картины которых копирует, а также пишет собственные полотна в стиле старых мастеров. Разумеется, не по годам развитый Пикассо не видит ничего увлекательного и нового в академической программе Королевской академии и бросает ее спустя полгода, после поступления, еще более углубляясь в изучение работ старых мастеров. Подобный поворот в развитии сына не обрадовал Хосе Руиса, а дальнейшее обращение Пабло к художественному авангарду и вовсе разочаровало его, так что вплоть до самой смерти в 1913-м их отношения были натянутыми.

Ирония в том, что именно отец невольно способствовал тому, что Пабло открыл для себя Мадрид, музей Прадо, Веласкеса, Эль Греко и прочих старых мастеров, а также решил поступить в Академию. В 15-16 лет Пикассо под руководством отца написал первые серьезные академические полотна: «Первое причастие» и «Знание и милосердие» (мужской образ на обоих — образ отца Пабло). Эти работы выставлялись на многочисленных выставках, заслужили признание и были отмечены престижными наградами, что и открыло Пабло путь в Мадрид. Но, пытаться загнать гения в какие-то рамки — дело безнадежное, тем более гения в период юношества.

«Знание и милосердие», 1897.



«Первое причастие», 1896.


С матерью у Пабло отношения были теплыми до самой ее смерти в 1939-м году. Своим темпераментом он походил более на нее, нежели на отца. Да и материнская вера в непременный успех сына не могла не сказаться на его будущих успехах. Уже переехав во Францию Пабло часто приглашал мать в гости, водил ее по ресторанам и, разумеется, дарил свои картины. Творческий прием «эмоции одного дня» он тоже перенял у матери — в детстве она рассказывала ему сказки, придумывая их на ходу, используя для этого переживания минувшего дня.

Ретроспектива в отношения Пабло Пикассо с его родителями призвана показать, что своим успехом он во многом обязан именно им. Ну и своей безумной работоспособности. Пикассо прожил достаточно долгую жизнь — он умер в возрасте 91-го года. И всю жизнь он творил, постоянно развиваясь и находясь в неустанном поиске нового. В качестве творческого наследия Пикассо оставил около 20-ти тысяч работ, попробовав свои силы во многих направлениях ИЗО. Ну а тот факт, что его картины — самые дорогие из когда-либо продаваемых/покупаемых или тот, что его картины чаще всего воруемы — это вам наверняка известно и без нас.

Но возвратимся в начало XX века, чтобы проследить творческую эволюцию Пабло Пикассо. Стоит сразу заметить, что мы «пробежимся» по ней буквально вскользь, потому как уж больно насыщенна и многогранна судьба художника — отдельным периодам его творчества посвящают диссертации, так что пытаться уместить весь его жизненный путь в одном материале, с претензией на полноту картины — было бы просто кощунственно, да и непременно ввело бы вас, уважаемые читатели, в откровенное заблуждение. Но если вскользь — нам это вполне по силам.

В Барселоне, после ухода из Академии, Пикассо задержался еще примерно на полгода, с энтузиазмом осваивая и осмысляя мастерство классиков. В 17 лет он возвращается в Барселону, где вписывается в жизнь творческого объединения «Els Quatre Gats», названного так по имени заведения, в которой заседали молодые художники. Там в 1900-м году проходят две персональные выставки Пикассо, там он знакомится с Карлосом Касахемасом, с которым в том же 1900-м отправляется в Париж, на Всемирную выставку, где знакомится с импрессионизмом, который сразу же начинает активно осваивать. В следующем году Касахемас совершает самоубийство, а сам Пабло столкнулся с естественными трудностями — парижские критики воспринимали его доброжелательно, но попрекали в отсутствии собственного стиля. Его картины не покупали, средств для существования не было. Пикассо жил в Барселоне, у родителей, время от времени посещая Париж, куда он возил свои новые картины. Но ни вторая, ни третья поездки не увенчались успехом. Пикассо был в депрессии, но это было крайне продуктивное состояние — в нем он очень много писал, буквально сотни полотен, которые позже будут отнесены к «голубому периоду», станут настоящими жемчужинами мирового искусства, будут продаваться за баснословные деньги и выставляться в крупнейших музеях мира.

0 /0




«Голубой период»

Четвертая поездка в Париж стала для Пабло переломной, что художник предчувствовал, забрав с собой все свои работы. Он поселился в небольшой комнатушке общежития художников Бато-Лавуар на Монмарте и вскоре встретил Фернанду Оливье, в которую влюбился всерьез и надолго. «Голубой» период сменился «Розовым» — в течении нескольких лет он пишет преисполненные изящества, утонченности и очарования картины, используя жизнерадостные тона — по большей части оттенки красного, оранжевого, розового и серого цветов.

А в 1907-м Пикассо создает полотно «Авиньонские девицы» — первое его творение в стиле кубизма, основателем и главным апологетом которого Пикассо стал. Именно с кубизмом ассоциируется его имя в массовом сознании. Кубизм Пикассо имеет несколько периодов, и начался с протокубистского или «Африканского периода». В это время Пабло познакомился с архаическим искусством Африки, что и нашло отражение на его полотнах. Более того, он стремился к максимальной простоте и примитивизации, постепенно упрощая форму, а пространству придавая ощущение плотности.

«Авиньонские девицы», 1907.


Далее были аналитический и синтетический кубизм. Пикассо стремился показать мир таким, каков он есть, писать «не то, что вижу, а то, что знаю». С этой целью он активно экспериментировал с цветом, вплоть до ухода в монохромность и обратно к жизнерадостным ярким тонам, работал с фактурой и материалом изображаемого, отказался от перспективы, использовал элементы коллажа, символы и вполне реального вида объекты.

Кубизм выполнял более философскую, чем изобразительную функцию, не демонстрируя, но обозначая. Это была попытка отразить внутреннюю суть предметов и пространства — своеобразная революция в изобразительном искусстве. В отсутствии индивидуального стиля Пикассо никто упрекнуть более не смел. А со временем перестали и насмехаться над странностью его стиля — осталось лишь удивление, постоянно подкрепляемое самим художником, который не стеснялся объяснять что, зачем и почему он изображает. Стоит отметить, что в становлении кубизма сыграл не малую роль и Жорж Брак, в паре с которым работал Пикассо.

Примеры аналитического кубизма (1909-12)

Примеры синтетического кубизма (1912-17)


Параллельно Пикассо начинает участвовать в оформлении театральных постановок «Русского балета» Сергея Дягилева. Первая же постановка, «Парад», произвела большой скандал в Париже, но Дягилев именно такой реакции и добивался. В течении десяти лет Пикассо участвовал в оформлении шести балетных постановок, а также познакомился со своей первой женой — балериной Ольгой Хохловой, родившей ему сына. Данный период ознаменовался отходом от кубизма в сторону «классицизма», но и элементы кубизма появлялись во многих более поздних работах Пабло, да и «классицизм» его был очень характерным, можно даже сказать фирменным.

«Две женщины, бегущие по пляжу», 1922.


В середине 20-х на смену «классицизму» приходит «сюрреализм» — данный период ознаменован внутренними терзаниями художника, разладом в личной жизни и процессами в Европе того времени. В своих полотнах этого периода Пикассо выплескивает внутреннее напряжение, конвульсивное и истеричное, ирреальное и полное странных образов, которые иначе, чем галлюцинациями не назовешь. Он активно обращается к образу женщины, неизменно наделяя его достаточно устрашающими чертами, которые соседствуют с экстравагантной чувственностью.

Примеры периода сюрреализма (1909-12)


Впрочем, в отношении творчества Пикассо — все относительно. Ситуативность и настроение художника, его «эмоции одного дня» — все это находило свое отражение на полотнах. Пабло щедро выплескивал внутреннее вовне, оставляя на полотнах отпечаток собственного состояния здесь и сейчас.

В 37-м году он в течении 2-х месяцев создает титанического полотно «Герника», отражающее трагедию, произошедшую в этом небольшом баскском городке, разбомбленном сторонниками режима Франко, противником которого Пикассо являлся. Творчество предвоенного и военного периода наполнено мрачными красками и выражает безысходность, трагичность и внутреннее смятение художника.

«Герника», размеры полотна 349 × 776 см


Удивительная черта Пикассо — писать в любом состоянии. Войну он пережил в оккупированном Париже, не прекращая своей деятельности, а в 44-м году он вступает в компартию Франции. Захватившие его идеи гуманизма и всеобщего мира выражаются в нарисованной им «Голубке мира» — символе Всемирного конгресса сторонников мира. Данный символ имел в будущем множество интерпретаций, многие из которых создал сам Пикассо.

«Голубка мира», 1952.


Послевоенное творчество Пикассо никак не классифицируется. В период с 1945-го по 1955-й годы он жил с Франсуазой Жило на юге Франции. От этого союза у Пабло осталось двое детей и целая серия жизнерадостных картин, пропитанных солнечным духом средиземноморья. После разрыва с Франсуазой художник в присущей ему манере «отчитывался» на полотнах о собственных переживаниях, попутно добавляя в свои работы сожаление о неотвратимой старости и даже некий скепсис в отношении самой живописи.

После он был еще раз женат, писал собственные интерпретации известных полотен, обращался к различным сюжетам и создавал в целом разноплановые произведения. И все они неизменно отмечены его уникальным состоянием, так что изучая работы Пикассо вы, по сути, можете прикоснуться к его внутренним переживаниям.


«Лежащая обнаженная и голова», 1973 (последняя картина Пикассо)


Творил Пабло Пикассо до самой смерти. Ныне признан величайшим художником XX века. Что, кроме прочего, выражается и в цифрах — его картины неоднократно били рекорды стоимости. Последний, на данный момент, был установлен 11 мая 2015 года — картина «Алжирские женщины (версия О)» была приобретена на аукционе «Кристис» за $179 365 000.

«Алжирские женщины (Версия O)» 1955.


P. S. Маэстро, собственной персоной.

Пикассо, родившийся в 23 часа 15 минут 25 октября 1881 года в городе Малага, явился на свет мертворожденным. Он не дышал. И не кричал. Акушерка, сообразив, что он безнадежен, перенесла все внимание на мать. Если бы при этом не присутствовал его дядя, доктор Сальвадор Руне, дитя никогда не вступило бы в жизнь. Однако дон Сальвадор склонился над младенцем и выдохнул ему в ноздри сигарный дым. Пикассо зашевелился. Пикассо завопил. В мир пришел гений. Его первый вздох, сделанный под натиском дыма, опалил ему горло, обжег легкие и пропитался возбуждением от никотина. Было бы несправедливым считать, что дух табака не выполнил свою работу.

Поскольку семейные предания бывают склонны к преувеличениям, то, возможно, дядя не так резко вернул новорожденного к жизни, и все же такое могло произойти. И это вполне объяснимо. Например, испанские хирурги не любят давать обезболивающие лекарства, когда обрабатывают раны пострадавших toreros . Они уверены в том, что чем больнее, тем быстрее пойдет заживление; для испанцев очень типично считать, что естественность - самое главное в курсе лечения. Дон Сальвадор, должно быть, полагал, что струя дыма подействует так же, как если бы он сказал: «Проснись, малыш! Жизнь в этой стране редко пахнет лучше, чем дым от сигары».

Поскольку недостаточно дать лишь беглое описание фактов, возможно, следует рассказать о родственниках, окружавших младенца. Отец Пикассо, Хосе Руне Бласко, был предпоследним сыном в большой семье, которая с гордостью прослеживала свое родство с аристократическими предками. «Хуан де Альмогера, родившийся в Кордове в 1605 году, стал и архиепископом, и вице-королем, и генерал-капитаном Перу и прославился беспощадным преследованием коррупции, имевшей место в монастырях». В 1850 году семья принадлежала всего лишь к среднему классу. Дедушку Пикассо по отцовской линии привлекала коммерция, он производил перчатки. Семеро его сыновей стали преуспевающими профессионалами: среди них были доктор, дипломат невысокого ранга, каноник в соборе. Отец Пикассо называл себя художником и в молодости не особенно утруждался, но был известен в городе. Друзья иногда называли его «англичанином», он был высоким, элегантным, голубоглазым и самым избалованным членом семьи. Он даже устроился так, что, будучи холостяком, несколько лет жил на ренту от старшего брата Пабло, каноника, заслужив тем временем репутацию славного малого. (Он был завсегдатаем публичного дома высокого класса, который держала Лола Л а Чата. Там проститутки должны были дожидаться гостей в «обычной гостиной, почти так же, как если бы они были дочками добропорядочных буржуа», где мизансцена предусматривала вязание, вышивание и чтение.)

Только к тридцати семи годам Хосе Руис был вынужден начать работать. Он стал преподавателем живописи в Школе изящных искусств Малаги и пять лет спустя женился на Марии Пикассо Лопес, которой тогда было двадцать пять лет.

Точнее, его женили. Невеста была «маленькой и подвижной, черноглазой и черноволосой», но бесприданницей. В Малаге семья Пикассо была неровня семейству Руис. Зато Мария могла предложить неистощимый запас энергии и привычку к экономии, что было весьма ценным вкладом при незначительных доходах ее мужа от двух малооплачиваемых должностей. Он также служил смотрителем в местном музее.

Жена притащила за собой в дом всех женщин своего семейства: мать-вдову, незамужних сестер, Эладию и Элеонору, и прислугу. Таким образом, ребенок Хосе Руиса и Марии Пикассо провел несколько следующих лет в окружении пяти женщин, всегда кидающихся помочь ему и готовых восхищаться любым его движением. Они были его первой королевской свитой.

При крещении он получил имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Пауло Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано Сантисима Тринидад Руис-и-Пикассо, или, если покороче, Пабло Руис. Примером тогдашнего отношения к нему может служить высказывание его матери: «Он был красив и как ангел, и как дьявол. От него нельзя было отвести глаз». Она же утверждала, что ему предрекали: «Если ты будешь солдатом, то станешь генералом. Если ты будешь священником, то в конце концов станешь папой».

В 1900 году, перед тем как он в девятнадцать лет впервые отправился в Париж, Пикассо сделал автопортрет (ныне утерянный), который он назвал «Yo - el Rey» и трижды подписал, подчеркивая: «Я - король, я - король, я - король». Это дает нам понять уровень его самомнения, которое культивировалось в маленьком мальчике обожавшими его женщинами. Несомненно, он был королем только внутри мирка служивших ему тетушек и оказался совершенно беззащитным, как только переступил за его границы.

Его сестра Лола родилась спустя три года после рождения Пабло и как раз через три дня после землетрясения, которое разрушило Малагу. Семейство Руисов покинуло свою квартиру на Пласа-де-ла-Мерсед и провело несколько ночей в студии самого престижного друга дона Хосе (и его работодателя) - Муньоса Дегрена, студия эта была построена на высокой скале. Тогда в жизнь трехлетнего мальчика вошли и оказались крепко связанными друг с другом два огромных события. Как раз за семьдесят два часа перед тем, как в его жизни появилась маленькая сестра, что нанесло урон его королевскому существованию, земля стала уходить из-под ног. Малыша закутали в одеяло и отнесли в дом, который его родители посчитали безопасным местом на время катаклизмов. Немаловажно и то, что место это принадлежало человеку, дружба с которым имела большое значение для родителей Пабло. Муньос Дегрен был не только директором Школы изящных искусств, но и самым признанным художником в Малаге. Мальчик должен был понять, что лучшую защиту от землетрясения предоставляет дом лучшего художника города.



Несомненно, в его сознании возникло и еще одно уравнение - поскольку маленькая сестра Лола появилась на свет так быстро после землетрясения, то для трехлетнего ребенка ее рождение стало результатом бедствия. А не являются ли женщины с большими животами предзнаменованием рождения и землетрясения? Интересно отметить огромных, деформированных женщин, которых он написал в 1920 году. Кстати, его бабушка по материнской линии, которая жила вместе с ними, была очень полной дамой и обладала в доме большой властью.

К 50-м и 60-м годам, когда Пикассо в свои семьдесят-восемьдесят лет стал пользоваться огромной популярностью у прессы, в его интервью часто стала появляться одна тема: когда он рисует - что-то происходит. Он не одинок. Процесс рисования, независимо от него самого, пробивается сквозь него. Как в дзен-буддизме. Оно совершает работу: «Одна линия притягивает к себе другую, в точке максимального притяжения линии изгибаются по направлению к пункту тяготения и форма изменяется». В 1964 году, в возрасте восьмидесяти трех лет, он снова делает замечание, странное для коммуниста и давнишнего атеиста. Объясняя способ нанесения краски на холст, он сказал Элен Пармелен: «В этом есть что-то священное. Стоит пользоваться именно этим словом, но люди употребляют его неправильно. Вы должны видеть в живописи то, чем она является, с ее способностью волновать нас потому, что к ней как бы прикоснулся Бог... вот что ближе всего к правде».

Давайте порассуждаем о том, как после землетрясения 1884 года трехлетний мальчик увидел рождение и катаклизм землетрясения звеньями одной и той же силы. Эта сила, существующая вдали от предсказуемой каждодневной жизни, была тем, что многие называют Богом. Если бедствия были ясным выражением присутствия Бога, то при этом существовало и нечто положительное - рисунки, неожиданно возникающие из-под руки мальчика. Следовательно, в сердце Вселенной разрушительная сила находилась совсем рядом с этим загадочным актом рисования. Семейная легенда, по утверждению Палау, который ссылается на Пенроуза, гласит, что первым словом Пикассо было слово «piz», то есть lápiz , карандаш. Ему давали карандаш, и он начинал поразительно хорошо действовать им, при этом с трудом подыскивая свои первые слова. Можно не обращать внимания на восторг, который вызывало столь раннее проявление таланта у любимца пяти придворных дам, но следует оценить глубину эмоций его отца. Академичный художник, который рабски добивался реалистического эффекта, к этому времени стал в Малаге признанным живописцем, рисующим голубей. Голуби не только были его любимой натурой, но стали также и его коммерческим знаком. Если бы вам случилось жить в Малаге и вы искали бы картины с изображением голубей, чтобы повесить их у себя в гостиной, то вы купили бы изделия дона Хосе.



Загнанный в ловушку собственной заурядности, дон Хосе должен был испытывать те же чувства, что испытывает бывший спортсмен, не отягощенный славой, когда его сын демонстрирует исключительные способности в его, отца, виде спорта. Теперь у отца появилось будущее. Он обязан был направлять огромный талант. В 1966 году Пикассо сказал фотографу Брассаю: «Мои первые рисунки никогда не могли бы быть выставлены на выставке детских рисунков. В них почти отсутствовала непосредственность и наивность детства... Их точность, их аккуратность пугают меня... Мой отец был профессором рисования, и, возможно, именно он подтолкнул меня в этом направлении».

С другой стороны, мальчик, которому было уже почти шесть лет, испытывал затруднения с чтением, письмом и абсолютно не понимал арифметики. Когда ему нужно было идти в школу, он впадал в оцепенение. Жауме Сабартес, посвятивший свою жизнь созданию мемуаров, пишет: «Каждое утро, когда горничная тащила мальчика в класс, он впадал в истерику».

Сидя за партой, ребенок не мог сосредоточиться. Он не обращал внимания на требования учителя и предавался рисованию. Иногда он вставал из-за парты, подходил к окну и стучал по стеклу проходившим по улице людям. При этом он, должно быть, чувствовал себя принцем, брошенным в камеру окружной тюрьмы. Контраст между его господством дома и унизительным существованием в комнате, полной мальчиков его возраста, вероятно, создал в нем тот страх перед обществом, который не покидал его до конца жизни. Он испытывал такой ужас, что отец перевел его в небольшое частное учебное заведение - колледж Святого Рафаэля, который возглавлял друг семьи. Новый учитель, оценивший уникальные творческие возможности мальчика, разрешил ему выходить из класса и сидеть на кухне вместе с женой преподавателя, которая готовила еду. Там мальчик мог рисовать, пока не приходил отец, чтобы забрать его домой.

У мальчика не было математических способностей, и на это была серьезная причина: он не воспринимал цифры как понятие, он видел их глазами, они для него были формой. Позже он говорил, что цифра семь казалась ему перевернутым носом. Жауме Сабартес приводит воспоминания Пикассо о чувствах, которые он испытывал, возвращаясь из школы домой: «Я им покажу, что я могу делать! Они увидят, как я могу сосредоточиться. Я не упущу ни малейшей подробности... Маленький глаз голубя круглый, как 0. Под нулем - грудь в виде 6, под ней - 3. Глаза, так же как и крылья, равны 2...»

Можно предположить, что если 0 - это глаз, то 1 может обозначать человека, видимого на расстоянии, а 2 может быть мужчиной или женщиной, преклонившими колени в молитве. Если перевернуть 3, то цифра становится грудью или ягодицами - как весело ребенку! Да разве мог он сосредоточиться на уроках! Цифра 4 могла казаться парусным кораблем на Средиземном море, 5 - фаллосом и яичками, 6 - бурдюком, из которого мужчины пьют вино во время боя быков, 7 - носом друга, а 8 - возможно, головой на теле его толстой бабушки, в то время как 9 могла быть цветком на изогнутом стебле.

Это - произвольные примеры. Что бы он ни видел в цифрах, с уверенностью можно заключить, что они жили в нем в виде формы, и, следовательно, он не мог их осознавать в качестве цифр. Но так или иначе, он все время рисовал. Мы должны понять, каким чудом в эти ранние годы казались ему линии на листе бумаги. Лицо, возникающее из-под карандаша, могло связать его с внешним миром. Это было равноценно тому, что другой ребенок испытывает удивление, когда способность говорить вознаграждается пищей и комфортом; поскольку формы, созданные карандашом Пабло, были для него так же реальны, как слова, то, естественно, стало понятно - картинки просто и спокойно приводят к тому же результату, что и разговорная речь: и то и другое - волшебство, которое достигает такого эффекта! Отсюда делался вывод: если рисовать, то можно управлять силами, способными произвести землетрясение. Под защитой своих рисунков он чувствовал себя в относительной безопасности. Пятьдесят лет спустя Пикассо расскажет Роланду Пенроузу, что среди первых его рисунков было много спиралей. В Испании продаются churros , спиралевидные оладьи. За нарисованную спираль он получал от мамы или от тетушек churro . Маленький волшебник!

Когда Пабло было шесть лет, родилась вторая сестра, Консепсьон (Конча). Семья по экономическим соображениям должна была переехать в Ла-Корунью, на северный берег Испании. Муниципальный музей Малаги был закрыт, а там дон Хосе получал большую часть своих доходов.

Впрочем, в Ла-Корунье мальчик, который впадал в ступор при одной мысли о школе, несколько возмужал, по крайней мере, если верить одному его интервью, которое не публиковалась до 1982 года. Пикассо рассказывал о том, что стал главарем банды. Вполне возможно. Вот одна из загадок отрочества - мальчик перерастает страх, который прежде испытывал постоянно. То ли он действительно охотился с дробовиком на котов, как он это утверждал, то ли пародировал маэстро в бое быков перед одиннадцатилетними сверстниками. Все это сомнительно. Более правдоподобно то, что у банды вызывала восхищение его способность к рисованию. Пабло в Ла-Корунье процветал, чего нельзя было сказать о его родителях, которые лишились Малаги, где прошла вся их жизнь. В новом городе они вскоре впали в депрессию.




Один из этих рисунков (вверху) сделан за десять дней до того, как 19 января 1895 года от дифтерии умерла его младшая сестра, ей было семь лет. Набросок головы Кончиты Пабло, возможно, сделал предыдущей весной.

Так в тринадцать лет Пабло пережил травму, которая в значительной степени составила основу его одержимости. Утаивая от маленькой девочки опасность ее состояния, семья, как обычно, праздновала Рождество, но все знали: Кончита смертельно больна. Ее тринадцатилетний брат - мы можем только догадываться о его состоянии и благородном решении - дал обет ни больше ни меньше как Богу: если Кончита выживет, он должен будет оставить все мысли о рисовании.

Мы знаем от Джона Ричардсона, что спустя шестьдесят лет Пикассо говорил об этом обете Жаклин Роке, его второй и последней жене. Несколькими годами раньше он подробно описывал Франсуазе Жило свои мучения, когда видел страдания Кончиты:

«...он разрывался между желанием уберечь сестру и желанием ее смерти, так как тогда дар его будет спасен. Когда она умерла, он решил, что Бог - злобен, а судьба - враждебна. В то же время он был убежден, что именно из-за двойственности его чувств Бог убил Кончиту. Его вина была огромна. Но, с другой стороны, он уверовал в свое громадное, могущественное влияние на окружающий мир. И это смешалось в нем с примитивным, почти магическим убеждением в том, что смерть сестры открывает ему путь в искусство и он должен следовать призыву силы, которая ему дана, каковы бы ни были последствия этого».

Арианна Стассинопулос Хаффингтон иначе оценивает значительность влияния этого инцидента: даже гению рановато решать в тринадцать лет, что Бог - это зло, но в том случае, если Пикассо был правдив с Жило и Жаклин Роке, то он дал невероятный обет. Только святой мог не задумываться о цене жертвы во имя таланта, и только особенно добродетельный ребенок не должен был схитрить, ускользнув обратно в рисование, даже если Кончита не оправдала бы ожиданий.

Мы знаем лишь, что Пикассо оберегал эту историю почти шестьдесят лет. И это говорит о том, что он дал слово и не сдержал бы его. Как он мог не почувствовать вины, когда она умерла? Бог был не только повелителем, но и, несомненно, судьей, который вел счет нарушенным обетам.

Отец тяжело переживал смерть Кончиты. Три с половиной года, прожитые в Ла-Корунье, он постоянно находился в депрессии. Каждый день дон Хосе должен был идти преподавать в школу. Вернувшись из школы домой, он подолгу стоял у окна, уставившись на дождь. В теплой Малаге у него был круг друзей и родственников, в здешнем холоде у него не было никакой компании. Он слонялся по зимнему морскому порту. Не было даже случайных клиентов, которые купили бы у него голубей. В Малаге он получал удовольствие, взяв сына с собой на бой быков, и «однажды, - как говорит Хаффингтон, - маленький мальчик был так поражен ярким костюмом матадора, что не переставал плакать, пока не потрогал его». По словам других интервьюеров, мальчик сидел на коленях torero, «ошеломленно глядя на него».

Да, костюм матадора мог вызвать первобытный восторг, и это удовольствие доставил мальчику дон Хосе. Здесь, в Корунье, дон Хосе жил рядом с маленькой смуглой женой, с маленьким смуглым сыном и с маленькой смуглой дочерью. Он потерял Кончиту, которая обещала вырасти высокой и светловолосой. Дон Хосе горевал. Легенда Пикассо, которая творилась не без помощи Сабартеса, заставляет нас поверить в то, что дон Хосе бросил живопись и подарил свои кисти сыну, чей талант демонстрировал уже больше, нежели только обещания, по словам Пьера Кабанна и Мануэля Пальяреса, которые скоро, в Барселоне, станут лучшими друзьями Пикассо, эта история выдумана, и к тому же есть картины дона Хосе, датированные позже этого периода. Эту историю, как сорок лет спустя Пикассо говорил Сабартесу, лучше рассматривать в подтексте. Возможно, мальчик тогда решил, что ему больше нечего взять из отцовских наставлений по умению рисовать.


Однако скучная жизнь скоро закончилась. Преподаватель из Школы изящных искусств Ла Ллотья в Барселоне хотел поменять свое место на место в Корунье. Поэтому семейство Руис смогло переехать в Барселону. Они осознавали, что эта перемена, переезд из провинциального города в центр искусств, не только благотворна для всей семьи, но и очень важна для сына, обладающего необыкновенными способностями. Поражает портрет тети Пепы, сделанный им во время остановки в Малаге по пути в Барселону. При таком свидетельстве о таланте мальчика можно понять, почему никакие обеты не остановили бы его.

Роды были тяжелыми, и ребенок родился настолько слабым, что акушерка посчитала его мертворожденным. Она оставила его на столе и пошла сообщить матери плохую новость. Спасло ребенка везение — его дядя, Don Salvador, курил сигары, и увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо. Новорожденный скорчил гримасу и зашелся в плаче. Если бы не курение, Пабло Пикассо мог бы и не появится на свет как известный художник…

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в анадалузской провинции Испании, в городе Малага. Его отец, Хосе Руис Бласко, был художником, поэтому неудивительно, что Пабло начал рисовать с детских лет. Свою первую картину маслом он написал в 8 лет, а в 13 лет поступил в Барселонскую Академию художеств, поразив приемную комиссию своим талантом. Именно в это время Пабло берет себе фамилию матери — Пикассо— считая, что она лучше звучит, а также для того, чтобы его не путали с отцом. Три года спустя юный художник уже учился в мадридской академии Сан-Фернандо, считавшейся лучшей в Испании.


Хосе Руис Бласко

В 1900 году Пикассо посещает Париж — культурную столицу Европы, и через два года, в 1902, начал рисовать картины в серо-голубых и сине-зеленых холодных тонах. Этот период его творчества прозвали «голубым периодом». В 1905 году Пикассо создаёт легендарную «Девочку на шаре» — картину с более теплыми розовыми тонами. Так и состоялся переход от меланхоличного «голубого периода» к жизнеутверждающему «розовому»

“Девочка на шаре”

В 1907 году Пикассо прекращает эксперименты с цветом. Его больше интересует анализ формы и ее деформация. Так рождается его первая работа в жанре кубизма под названием «Авиньонские девицы». На протяжение следующих лет Пикассо ломает линии и объемы, рассекает лица на портретах на отдельные элементы, превращает отдельные элементы в геометрические формы и блоки. Его работы хорошо раскупаются, и художник, несколькими годами ранее чуть-ли не нищенствующий, становится очень обеспеченным человеком.

«Авиньонские девицы»

В 1916 году Пикассо создавал эскизы костюмов для одного из спектаклей Сергея Павловича Дягилева, где он и познакомился с Ольгой Хохловой, одной из балерин труппы, и в 1918 году женился на ней. Через 3 года спустя у них родился сын, Поль. После свадьбы Пикассо расстался с богемной жизнью: теперь он был состоятельным человеком и влиятельным членом общества. В этот период Пикассо частично отходит от кубизма и снова возвращается к реалистичному искусству.

Портрет Ольги

В 1925 году Пабло Пикассо написал картину «Танец», давшую начало сюрреалистическому этапу его деятельности, причем не только в живописи, но также и в скульптуре. В 1927 году художник встретил 17-летнюю Марию Терезу Вальтер, у них возник роман, она стала его любовницей и моделью. В 1935 году Мария Тереза родила ему дочь, но уже год спустя они расстаются. В это же время Пикассо расстается и с женой, хотя официально они остаются женаты до смерти Ольги в 1955 году. Его моделью на следующие девять лет жизни становится французская художница и фотограф Дора Маар. Ее лицо Пикассо ломал и искажал в своих работах "Плачущая женщина", "Портрет Доры Маар с кошкой" и других. Теперь перейдем к самым знаменитым картинам Пабло Пикассо:

"Плачущая женщина"

"Портрет Доры Маар с кошкой"

В 1937 году художник создал одну из самых легендарных своих работ - «Гернику» — в память об одноименном городе в Басконии, разбомбленном итальянской и немецкой авиацией. В период Второй мировой войны Пабло Пикассо остался в Париже, и в 1944 году даже вступил во Французскую коммунистическую партию.

«Герника»

После войны Пикассо отправляется на юг Франции вместе с молодой художницей Франсуазой Жило, родившей ему двоих детей и до их расставания в 1953 году служившей ему музой. Семь лет, с 1948 по 1955, семья художника проводит в городе Валлорис, знаменитом своими керамическими мастерскими. Там у Пикассо пробуждается любопытство к керамике, сохранившееся до конца его жизни. Большое внимание он уделяет пацифизму. Одна из работ этого периода — «Голубь мира» — становится эмблемой Первого Всемирного конгресса сторонников мира.

В 1961 году престарелый Пикассо женится на 34-летней Жаклин Рок, подвигшей его на серию портретов. Именно ей Пикассо посвятил больше всего своих работ. Жаклин становится последней женщиной в бурной жизни любвеобильного художника и остается с ним до последних дней. В 1960-е годы Пикассо занимался переосмыслением классики: его работы в кубическом стиле были своеобразными вариациями на тему картин выдающихся художников прошлого (Мане, Гойи, Веласкеса). Один из талантливейших людей XX века умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года во французском городе Мужен, на собственной вилле. После себя Пабло Пикассо оставил десятки тысяч работ, изменивших представление об изобразительном искусстве, и славу одного из наиболее выдающихся художников столетия. Его картины в настоящее время входят в число самых дорогих работ, продаваемых на аукционах.

“Первая картина”

Пабло Пикассо - испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.

Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.

Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки - Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.

Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.

Учеба

В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников , и . Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».

Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.

Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.


В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. , где и находится до сих пор.


Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.


Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» . Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.


Светлый период жизни отразился и на творчестве художника - на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Сюрреализм

Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.


Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.

Военный период

В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Народная трагедия нашла отражение в собирательных образах погибшего воина, скорбящей матери, разрубленных на части людей. Символом войны у Пикассо становится изображение быка Минотавра с большими безразличными глазами. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.


В конце 30-х годов появляются картины «Ночная рыбалка на Антибах», «Плачущая женщина». Во время войны Пикассо не эмигрировал из оккупированного немцами Парижа. Даже в стесненных бытовых условиях художник продолжал работать. В его картинах «Натюрморт с бычьим черепом», «Утренняя серенада», «Бойня» и скульптуре «Человек с ягненком» появляются темы смерти и войны.

Послевоенное время

Радость жизни вновь поселяется в картинах мастера, созданных в послевоенный период. Красочность палитры и светлые образы нашли свое воплощение в цикле жизнеутверждающих панно, которые Пикассо создавал для частной коллекции в содружестве с художниками Паломой и Клодом Уже.


Излюбленной тематикой этого периода для Пикассо становится древнегреческая мифология. Она находит воплощение не только в живописных полотнах мастера, но и в керамике, которой увлекся Пикассо. В 1949 году для Всемирного Конгресса сторонников мира художник пишет полотно «Голубь мира». Создает мастер и вариации в стиле кубизма на темы живописцев прошлого - Веласкеса, Гойи, .

Личная жизнь

С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.


Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.


Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.

Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.


После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети - сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.

Смерть

В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.


Памятник Пабло Пикассо

За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти - музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

Картины

  • «Первое причастие», 1895-1896 гг.
  • «Девочка на шаре», 1905 г.
  • «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
  • «Девушка в сорочке», 1905 г.
  • «Семейство комедиантов», 1905 г.
  • «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
  • «Авиньонские девицы», 1907 г.
  • «Молодая дама», 1909 г.
  • «Мать и ребенок», 1922 г.
  • «Герника», 1937 г.
  • «Плачущая женщина», 1937 г.
  • «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
  • «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
  • «Объятия», 1970 г.
  • «Двое», 1973 г



Top