Откуда пошла купаться в крещение. Купель на Крещение: правила по окунанию в прорубь

Ф. И. Буслаев в своей известной в дореволюционной России речи «О народной
поэзии в древнерусской литературе», произнесенной в 1858 году,
подчеркивал, что «ясное и полное уразумение основных начал нашей
народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки и русской
жизни» (1). Пытаясь сегодня решить хотя бы малую часть этой задачи, мы
обязаны обратиться к еще живой народной традиции и попробовать рассмотреть
ее сквозь призму многотысячелетнего прошлого, в котором скрываются
«основные начала нашей народности». Отметим при этом, что в
восточнославянской народной традиции вообще, а в северно — русской в
особенности, сохранились такие элементы культуры, которые архаичнее не
только древнегреческих, но даже и тех, что зафиксированы в текстах
древнейших памятников индоевропейской мифологии — Ригведы, Махабхараты и
Авесты.

В связи с тем, что именно в ведических текстах сохранились в большом
количестве описания и объяснения архаичных индоевропейских календарных
обрядов, именно эти тексты представляется необходимым использовать как
дешифрующие при анализе восточнославянской и, в частности, северно —
русской календарной обрядности. Возможность обращения к ведическим текстам
при рассмотрении русского материала обусловлена «как большей степенью
соответствия между ведическим и русским в силу лучшей сохранности в нём
(русском языке — С. Ж.) архаизмов, чем в западных языках, так и большей
близостью русской (славянской) мифо — поэтической традиции к индоиранской»
(2).

В сохранившихся до рубежа XIX — ХХ вв. верованиях северно — русских, особенно в устойчивых календарно — обрядовых циклах, четко прослеживаются реликты архаического индоевропейского календаря, уходящего корнями в глубины тысячелетий. Так восточнославянская дохристианская
картина мира четко дифференцирует два временных цикла года: период от
зимнего солнцестояния (22 декабря) до летнего солнцестояния (22 июня) и
период от летнего солнцестояния до зимнего. Начало каждого из этих циклов
было четко обозначено календарными обрядовыми действиями: зимними Святками
и Купалой. Судя по некоторым реликтам обрядов, а также по скандинавским
материалам, в глубокой древности зимние Святки длились полный лунный месяц
или 28 дней. Так у шведов святки «были известны под именем Иольского или
Юльского праздника (iuul, ioel), как важнейшего и продолжительнейшего из
всех. Этот праздник отправлялся в честь ТОРА В НОРВЕГИИ ЗИМОЙ, А В ДАНИИ В
ЧЕСТЬ ОДИНА для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало
праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января и продолжался целых три
недели», — писал М. Забылин в 1880 г. (3).

скандинавские святки, длящиеся три недели, были посвящены
божествам, связанным с миром мертвых (предков), «тем светом» и мировым
древом.

Но восточнославянские Святки тоже связаны с культом мертвых, с миром
ушедших на «тот свет». Именно в эти дни в мир живых возвращалось «Святье»
- умершие, души которых на время Святок вселялись в тела их потомков —
ряженых. Судя по севернорусскому материалу, рядились (во всяком случае в
древности) самые родовитые и знатные, те, чьи роды были самыми старыми в
данной общине, деревне, селе. Об этом свидетельствует одно из вологодских
диалектных названий ряженых — «кулеса». Но в тех же диалектах «кулыня»,
«кулина» — знатная, богатая, родовитая. Стоит отметить, что санскритское
kula — семья, род, знатная семья, kula — ja — принадлежащий к знатному
роду, kulina — родовитый, знатный (5).

ОБЩЕИЗВЕСТНО, ЧТО В НАРОДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ У МЕРТВЫХ НЕТ ОБЫЧНОГО ЗЕМНОГО ТЕЛА («У НАВЕЙ НЕТ ОБЛИКА»), ПОЭТОМУ ОНИ МОГУТ ПРИЙТИ В ЭТОТ МИР ТОЛЬКО ПОЗАИМСТВОВАВ У КОГО — ТО ИЗ ЖИВЫХ ЕГО ПЛОТЬ. Л. Н. Виноградова

подчеркивает, что ряженые и нищие являются теми ритуально значимыми
людьми, при посредничестве которых можно связаться с миром умерших. Здесь
стоит отметить, что русское слово нищий соотносится с древнеиндийским
nistyas, что значит «чужой», «нездешний», и в целом аналогично понятию
«ряженый». Л. Н. Виноградова считает, что: «По — видимому, можно разделить
мнение ряда специалистов о том, что есть основания (в том числе и языковые
свидетельства) предполагать, что нищие (и ряженые — С. Ж.) воспринимались
как заместители умерших, а щедрое их одаривание — как отголосок
поминальных жертвоприношений» (6).

Такое восприятие ряженых дошло практически до наших дней. Согласно данным,
полученным фольклорно — этнографическими экспедициями под руководством А.
М. Мехнецова в 80 — е — 90 — е годы XX века, информаторы помнят о таких
обязательных персонажах святочного ряженья, как «предки» (старцы,
покойник), «нелюди», «чужаки» (нищие, побирушки), «высокие старухи». Для
того, чтобы душа живого человека, отдавшего на время святок свое тело
«предку», не осталась навсегда на «том свете», ряженые категорически
запрещали называть себя по имени, узнавать себя. За нарушение этого
запрета провинившегося «били смертным боем», так как считалось, что душа
поименованного может не вернуться в его тело, занятое на время святок кем
- то из его предков. Такое положение могло принести общине неисчислимые
бедствия, так как в дни Святок все жили по законам «перевернутого мира» —
мира предков. Именно об этом свидетельствуют воспоминания стариков и
старух из разных районов Псковской области (80 — е — 90 — е годы XX века),
отмечавших, что ряженых называли «дедами», что они ходили молча или «выли
по собачьи», кланялись до земли, что их лица были вымазаны сажей, что они
были не смешны, а вызывали уважение и страх, что их ждали в каждом доме и
готовились к этой встрече. В русской народной традиции РЯЖЕНЫЕ В КРЕЩЕНЬЕ
(КОГДА, КАК ПРАВИЛО, ТРЕЩАЛИ САМЫЕ ЛЮТЫЕ МОРОЗЫ), ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ,
ОБЯЗАТЕЛЬНО КУПАЛИСЬ В ПРОРУБИ, ВОЗВРАЩАЯ «ТОМУ СВЕТУ» ДУШУ ПРЕДКА,
КОТОРОМУ «ОДАЛЖИВАЛИ» НА ВРЕМЯ СВЯТОК СВОЕ ТЕЛО (7). СДЕЛАТЬ ЭТО БЫЛО
НЕОБХОДИМО, ТАК КАК С ДРЕВНЕЙШИХ ВЕДИЧЕСКИХ ВРЕМЕН СЧИТАЛОСЬ, ЧТО
КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ ДУШИ НА НЕБО, В ОБИТЕЛЬ БОГОВ И ПРЕДКОВ, ЭТО ПОГРУЖЕНИЕ В
РЕЧНЫЕ ИЛИ МОРСКИЕ ВОДЫ, ВПАДАЮЩИЕ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ В РЕКУ ВЕЧНОСТИ —
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ. М. Забылин отмечал, что в Тихвине, например, на святки
«снаряжалась большая лодка, которая ставилась на несколько саней и
возилась несколькими лошадьми по городу». Верхом на лошадях, везущих
лодку, и в самой лодке сидели ряженые (8). Даже в 1996 году в деревне
Журавлев Конец Гдовского района Псковской области фольклористам сообщили,
что те, кто рядился на Святки, в Рождество обязательно должны были
обливаться тремя ведрами колодезной воды (9), то есть воды, рождающейся и
протекающей под землей.

Жители «того света», проведав своих потомков и наградив или наказав их,
обязательно возвращались в свой мир. А живые делали все для того, чтобы ни
в коем случае ни одна мертвая душа не оставалась в нашем мире.

Вероятно, объяснение всему этому комплексу верований и соответствующих им
обрядовых действий надо искать где — то в глубинах тысячелетий, когда они
только зарождались. И в таком поиске невозможно обойти вниманием самые
архаичные индоевропейские мифо — поэтические тексты, сосредоточенные в
Ригведе, Махабхарате и Авесте. Так, в 304 главе «Мокша — дхармы» (одной из
книг Махабхараты) царь Юдхиштхира спрашивает своего наставника Бхишму:

«Что называется непреходящим, откуда нет возврата,
И что называется преходящим, откуда возвращаются снова?»
Он же говорит смертельно раненному Бхишме:
«Тебе осталось жить немного дней, пока направляется к югу, творец света.
А когда к северу повернет владыка, ты пойдешь путем высочайшим,
И когда ты пойдешь навстречу блаженству, от кого нам принять поученье?»
(10)

Совсем скоро, уже 19 января, православные христиане будут отмечать один из главных церковных праздников - Крещение Господне. В умах простых людей, даже далёких от веры в бога, это торжество ассоциируется с омовением в купелях, которые как правило прорубаются в открытых водоёмах. Только вот обязательно ли соблюдение данного ритуала? С этим вопросом корреспондент портала сайт обратился к настоятелю хабаровского Спасо-Преображенского собора протоиерею Георгию Сивкову.

Купание в проруби на Крещение не обязательный ритуал

- Расскажите о традициях празднования Крещения Господня. С чего всё началось?

- Традиция пошла ещё с первых веков Христианства. Отмечали молитвенным общением с господом. Первоначально Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день, хотя разница между этими событиями равно 30 годам. Позднее их разделили, а временной промежуток между нами назвали святками. Каждый из этих праздников предварялся и предваряется сейчас однодневным постом - сочельником. Нужен он для того, чтобы благоговейно подготовить себя к встрече этих событий из жизни господа нашего Иисуса Христа.

Вообще, любой церковный праздник основывается на каких-то отдельных примерах из жизни господа, божией матери или святых угодников. Всё это связано со спасением человека. Крещение Господне для нас вспоминается тем, что Иисус Христос показал нам пример принятия этого таинства. Он не нуждался в омытии грехов, так как сам был безгрешен, но сделал это из послушания закону и правилам божьим. Своим естеством господь освятил воду и теперь его последователи имеют возможность прикоснуться к нему.

Если человек не верит в бога, но при этом принимает участие в крещенском омовении, то почувствует ли он какие-либо изменения в себе?

Если принимать воду или креститься в иордани без веры в господа, то никакого очищения человек в духовном плане не почувствует. Если же есть вера, то вместе с водой он принимает благодать божью. Для христианина это может стать новой отправной точкой, ведь за спиной он оставляет всё, что было ранее. Крещенская вода соединена с божьей благодатью, но повторюсь, принимается она только тогда, когда человек верит.

Скажите, обязательно ли на Крещение Господне окунаться в холодную иордань, оборудованную на реке или каком-то другом водоёме?

Нет, это просто народная традиция, которая вошла в нашу жизнь. В церковных правилах нет никаких постановлений о купаниях в праздник Крещения Господне. Ко всему нужно подходить в определённой разумной степени. Но церковь идёт навстречу желаниям людей, но при этом объясняя, какие необходимы рамки для соблюдения благоговения к святой воде.

Церковь против, чтобы освящались какие-либо открытые бассейны. Такие запросы регулярно приходят. Мы объясняем, что при совершении таинства не должно происходить никаких развлечений или массовых купаний. Нужно с почтением относиться к празднику.

- Есть ли человеческие действия в этот праздник, которые церковь не поощряет?

Не допускается подходить к таинству Крещения в нетрезвом виде. Порицается также купание только ради того, чтобы похвастаться перед знакомыми или друзьями. У нас же зачастую первое, что люди делают после окунания - фотографии в социальные сети выкладывают. Это уже тщеславие какое-то.

- Как правильно подойти к омовению?

Нужно настроиться, что вы делаете импровизированную жертву богу, совершение маленького подвига. Важны благие мысли. Вот в таком настроении и важно заходить в воду. Желательно избежать купания в плавках или купальниках - желательно надеть на себя специальную длинную крестильную рубашку. Их используют при омовениях в святых источниках, например.

Перед тем как войти в воду нужно перекреститься один или три раза, прочитать молитву. Более сведущие люди могут пропеть тропарь к Крещению Господню. Но всё это личное желание. На самом деле никаких строгих правил не существует - только традиции.

- В народе твёрдо устоялось мнение, что купание в праздник Крещения Господне очищает от грехов. Так ли это?

Нет, это не так. Есть таинства покаяния и исповеди, к которым христианин при желании и исправлении своей жизни должен прибегнуть. Человек в присутствии священника просит у бога прощения, а тот читает над ним разрешительную молитву. Так и получают прощение грехов. Конечно, мы лично должны обращаться к богу. Но чтобы зайти воду и тебе сразу сняли все грехи, то такого нет. Без покаяния это невозможно.

- Если человек хочет совершить омовение, но прорубь на реке не для него, то где ещё это можно сделать?

В некоторых храмах есть свои закрытые купели. Например, в Спасо-Преображенском соборе к ней будет свободный доступ в праздник. Чаще всего приходят люди с детьми или те, кому по состоянию здоровья не подходит купание в открытой холодной воде.

- Сами священнослужители обязательно окунаются в открытую иордань в праздник?

Ну, если говорить обо мне, то последние года три я этого не делал, но до этого было. А вообще, многие священники вообще ни окунаются и не окунались. Вообще, спрашивать об этом у нас не принято - это личное дело каждого.

- Можно ли окунаться в иордань до того, как её официально освятили?

- Ну, всё-таки главное, - это богослужение. Это таинство исповеди и причастия, а купель лишь дополнение. А так просто приезжать и купаться…ну пусть купаются. Но к празднику Крещения Господне это вряд ли будет относиться. Надо всё-таки думать, что церковь, это не только массовое купание и освящение яиц на Пасху - это всё вторично. Если на этом останавливаться, то к богу никогда не приблизиться.

В день Крещения многие люди набирают воду в открытых водоёмах и порой даже употребляют её. Вы как-то предостерегаете своих прихожан от подобных действий?

Вообще, пить такую воду мы очень не рекомендуем. Эта жидкость подходит максимум для окропления чего-либо. Открытые водоёмы у нас сейчас достаточно грязные. Питьевую воду можно за пожертвование взять в храмах. Например, в этом году мы будем завозить жидкость из артезианской скважины, освящать её и бутилировать.

- Если можно озвучить, то из чего складывается размер пожертвований за воду, которую вы разливаете в храме?

На самом деле, мы закладываем в размер пожертвований ровно столько, чтобы окупить затраты - о прибыли речи идти не может. Доставка воды и бутылки, в которые мы её разливаем, обходятся не дёшево. Если вообще людей интересует, то хочется сказать, что мы на полном самообеспечении - никаких дотаций от государства не получаем.

Живём мы только на пожертвования. Если их не будет, то и церкви не будет. Для примера, в одном только нашем кафедральном соборе зимой в месяц мы отдаём за теплоснабжение больше 200 тысяч рублей. За электричество тоже выходит внушительная сумма - и 50 и 60 тысяч рублей бывает. Кроме того, в храме люди работают -все, кто его обслуживает должны зарплату получать.

Ежегодно православные христиане всего мира отмечают один из значимых праздников — Крещение Господне. Этот праздник является заключительным и третьим по счету в рождественском цикле, а так же входит в число двенадцати важнейших религиозных праздников. Сегодня мы поговорим об истории праздника и о том, как подготовиться к обряду купания в проруби в наши дни.

Одним из великих праздников считается Крещение Господне. Этот праздник один из немногих, который отмечается ежегодно и дата его не изменяется. В 2020 году Крещение Господне будет отмечаться на 13 день после Рождества, а именно 19 января, в субботу.

История Крещения

После длительных странствий пустыней, согласно Евангелию, пророк Иоанн пришел к реке Иордан, в которой иудеями традиционно совершались обряды очищения. Здесь он стал крестить людей в водах реки, рассказывая им о крещении и о покаянии.

Когда Мессии исполнилось 30 лет, он так же пришел к реке Иордан и попросил пророка крестить его. После обряда небеса раскрылись, и на молодого Иисуса снизошел Дух Святой в виде голубя. Затем послышались слова Господа, который говорил, что Иисус сын его.

Само событие указывало Иоанну и всем тем, кто в тот момент находились у реки на Божественное достоинство крещения Иисуса. История гласит, что именно тогда народу и была явлена Святая троица: Бог — голосом, Бог Сын — Иисус и Святой Дух — снизошедший голубь..

Когда появилась традиция купания на Крещение в проруби?

Купание в проруби на крещение ничто иное, как народная традиция, и она не имеет абсолютно никакого отношения к богослужению или Евангелию. В Москве эта традиция стала массовой только в 90 годы. Церковные служители заявляют, что таковой обязанности, как погружение в зимнюю прорубь у православных нет. Это что-то из ряда экстрима, личного упорства доказать что человек может бороться с природой даже в таких суровых условиях.

Данная традиция существует и нынче в России, Украине и других странах. В Греции, например Епископ в этот день освящает море, бросает крест, читая молитву далеко в море, а христиане ныряют за ним следом, дабы достать крест. Это тоже народный обычай.

В России на Крещение вырубают иордань — прорубь в виде креста, после чего в ней святят воду. Веками вода освящалась церковью в источниках, а затем простой народ брал воду из купели. Некоторые же хотели засвидетельствовать свою силу в веру, и они решались окунуться в проруби. Оттуда и берет свое начало данная традиция.

Как подготовить прорубь?

Следует отметить, что прорубь для массового купания, подготавливают специально обученные этому бригады. Место купания очищается от снега, а затем с помощью бензопилы и страховочных тросов вырезают изо льда крест. Глыбы вырезанного льда отправляют или далее по реке или вывозят специальной техникой.

Люди, живущие в частном секторе и имеющие бассейн, вырезают прорубь непосредственно у себя в бассейне, так же используя бензопилу. Больше о том, как подготовить прорубь, вы узнаете из видео.

С какого часа можно купаться в проруби на Крещение 2020

Массовые купания происходят вечером 18 числа и рано утром 19 числа. Однако перед тем как попробовать свои силы в борьбе с природой, необходимо посетить службу в храме, а так же причаститься. После вечерней службы 18 января уже можно купаться. Идеальным считается промежуток времени 00-1:30 в ночь с 18 на 19 число. Принято считать, что в этот период целебные свойства крещенской воды самые сильные и способны исцелить любой недуг. Купания в больших городах происходят вплоть до обеда 19 числа, поскольку приходит очень много желающих.

Крещение купание в проруби, видео

Как подготовиться к купанию в проруби?

Медики рекомендуют готовиться к купанию в проруби задолго. Купание в ледяной воде в глубокие морозы — огромный стресс для организма и чтобы ваш организм не дал сбой, необходимо тщательно подготовиться и закалиться. Начинать подготовку лучше с лета, постепенно день за днем, делая обливания.

За 2 дня до Крещения необходимо начинать утро с контрастного душа. Перед душем обязательно сделайте зарядку. Такую процедуру рекомендуют повторять несколько раз в день.

За день до купания пребывание под контрастным душем нужно увеличить. Желательно чтобы вы стояли под холодной водой полностью в течение 5-7 минут, но не больше, а вода должна быть не холоднее чем 15 градусов.

К купанию в проруби нужно подойти со всей ответственностью и даже если вы человек глубокой веры, но имеете проблемы со здоровьем со списка ниже, то откажитесь от погружения в иордань.

Окунаться нельзя, если у вас следующие проблемы со здоровьем:

  • сердечные заболевания;
  • ожирение;
  • гипертония;
  • эпилепсия;
  • аритмия;
  • склонность к судорогам;
  • болезни дыхательных органов;
  • частные гаймориты, синуситы и фронтиты;
  • астма;
  • кожные заболевания (например. экзема и псориаз);
  • простатит;
  • гинекологические заболевания;
  • сахарный диабет;
  • катаракта;
  • тиреотоксикоз;
  • невротические заболевания.

Так же крещенское купание не пойдет на пользу тем, кто страдает от бессонницы.

Если вы все же решились на купание, несмотря на все запреты, то вы должны понимать, что ответственность за свою жизнь вы берете только на себя. За пару часов до купания плотно покушайте. Возьмите с собой сухую одежду, полотенце и термос с горячим чаем.

Сразу по приезду нельзя резко окунаться, вы должны охладиться постепенно. Скиньте сначала верхнюю одежду, через несколько минут обувь, затем разденьтесь по пояс и только потом приступайте к купанию.

В чем купаются в проруби девушки и женщины, а в чем мужчины?

Особых ограничений в одежде для купания в проруби на Крещение ни для мужчин, ни для женщин нет. Большинство представительниц прекрасного пола купаются в купальниках или ночных рубашках, а представители сильной половины в плавках.


К проруби идут босиком или в обуви?

В отличие от одеяния во время купания, не стоит забывать и об обуви. К проруби подходить нужно в нескользящей и легко снимаемой обуви, чтобы не отморозить ноги, пока будете продвигаться к месту купания. Для того чтобы дойти к проруби так же подойдут и шерстяные носки и специальные резиновые тапки. Идя к месту купания, помните, что дорожка, скорее всего, будет скользкой.

Как правильно купаться в проруби: сколько раз окунуться, окунуться нужно с головой или нет?

Традиция купания в проруби подразумевает в себе троекратное окунание с головой. Однако окунаться лучше всего по шею не намочив голову, это позволит избежать сужения сосудов головного мозга. Так же стоит воздержаться от прыжков в воду, это может привести к шоку от потери температуры от холода.

Можно ли мусульманам купаться в проруби на Крещение?

Несмотря на то, что Крещение православный праздник, церковь никак не регламентирует поведение представителей других религий. Если вы мусульманин и хотите принять участие в купании на Крещение, посетите имама и задайте ему этот вопрос. Церковь не запрещает купаться в проруби представителям мусульманской религии.

Купаются ли католики в проруби на Крещение?

Как уже говорилось выше, Православная Церковь не запрещает купание на Крещение представителям других религий, поэтому если вы католик и желаете присоединиться к православной традиции, то смело отправляйтесь на специально отведенные для купания места.

Сколько дней купаются в проруби на Крещение?

Как уже говорилось выше, погружение в иордань происходит в ночь с 18 на 19 число. Фактически купаются в проруби 2 дня: 18 и 19 января.

Полезно ли купаться в проруби на Крещение?

Каждому человеку перед тем, как решиться на такой шаг нужно понимать, что купание на Крещение ничего более чем просто традиция и никакого отношения к Евангелию, как это уже упоминалось выше, оно не имеет. Если вы не закаляетесь на протяжение года, а решили пощекотать себе нервишки и получить свою дозу адреналина, то важно понимать, что неподготовленный организм может отреагировать на такой перепад температуры болезнями, а в некоторых случаях у людей случается инсульт. Поэтому взвесив только все за и против, отправляйтесь покорять иордань. Польза от такого мероприятия весьма сомнительна, «смыть» грехи у вас вряд ли получится, а вот заработать проблемы со здоровьем хватит сполна.

Для многих праздник Крещение — всего лишь традиция купания в проруби, но не стоит забывать об истинном его значение. Лишь вера в Бога способна исцелить!

РПЦ активно пропагандирует миф о том, что русский народ «испокон веков» шел на Крещение Господне купаться в проруби: якобы вода в этот праздник становится святой, и человек, окунувшийся в ледяную воду, не заболеет. И сегодня каждый православный считает своим долгом поплескаться в крещенской проруби.

Любопытно, что свидетельств о том, что это явление носило массовый характер, нет. Конечно, о самой традиции можно найти упоминания в классической литературе (например, у Куприна и Шмелёва). Это позволяет говорить о том, что на Крещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.

У Даля мы находим: В иордани купаются, кто о святках рядился. «Кто о святках рядился» - то есть, те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это такой способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.




Мало кто задумывается над тем, откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло.


Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.

Вообще, купание в проруби - это часть древних языческих инициатических воинских обрядов.

Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста.

Церковь, будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им свое каноническое объяснение - дескать, следуя евангельским мифам, православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане». Поэтому купание в проруби в любые другие дни, кроме Крещения, жестоко преследовалось церковью - как прямое кощунство и язычество. Вот почему Даль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное время и не всеми.

Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей.

Есть ещё один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет.




Согласно библейскому мифу, Иоанн Креститель при помощи обряда окунания в Иордан «сосватал» Христу Святого Духа, как до этого сватал его раньше другим своим последователям. На греческом этот обряд называется Βάπτισμα (буквально: «погружение»), от этого слова происходит современные слова «баптисты» и «баптистерий» (место, где крестят).

Русское слово « крещение » восходит к древнерусскому слову « крес » , означающему « огонь » (корень как в слове « кресало » - огниво, кремень для высекания огня). То есть, слово « крещение » означает « возжигание » . Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте « возжечь » в человеке « искру божию » , которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).

В современном русском языке остались отголоски этого обряда: «боевое крещение», «рабочее крещение». Сюда же можно отнести выражение «работать с огоньком».
Разумеется, что сами обряды инициации отличались в зависимости от характера крещения: обряды посвящения в бойцы, знахари или кузнецы были разными. Поэтому слово «крещение» всегда уточняли, прибавляли слово, поясняющее, на какой статус оно, на какое поприще.

Христиане же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своё пояснение - крещение водой - такое словосочетание часто можно найти в русских переводах Священного писания. Нашим предкам был очевиден абсурдный смысл этого выражения - «крещение (возжигание) водой, но мы это словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющееся.

Сакральный смысл «крещения» водой в детстве как магического обряда заключается в заливании водой той самой родовой искры (т.е. в христианской трактовке - от ветхого Адама, а по сути - от Диавола, от Природы) и замена ее Святым Духом, который спускается на него непосредственно сверху. Т.е. « крещаемый водой» этим обрядом как бы отрекается от своих корней, от своей земной природы - отрекается от Рода.

Слово « крест » в значении нескольких (не обязательно двух) взаимно перекрещенных перекладин - происходит от слова « крест » , означавшего тип кострища (полений, сложенных определённым образом). Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий. Оно изначально было (и сейчас является) синонимом к слову « крыж » (корень, как в слове « кряж » - вывороченный из земли пень с переплетенными кореньями). Следы этого слова в современном языке осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах « крыжик » - крестик (галочка) в ведомости, глагол « крыжить » - проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, « крестоносец » - это « крыжаносец, крыжак » ).

Христиане, слили эти два разнородных, хотя и однокоренных, понятия - крест (на котором распяли) и крещение (обряд христианской баптизмы), сведя их к слову «крест» как пересечение линий.

Православной Церковью 19 января (по новому стилю) празднуется Крещение или Богоявление. Это самый древний праздник у христиан, и его установление корнями уходит к временам учеников-апостолов Христа. Он имеет еще и древние названия: «Епифания» - явление, «Теофания» - Богоявление, «Святые светы», «Праздник Светов» или просто «Светы», так как именно Сам Господь пришел в мир в этот день, чтобы явить ему Свет Неприступный.

Праздник Крещение

Слово «крещу» или «крещаю» с греческого языка переводится как «погружаю в воду». Практически невозможно понять важность и сам смысл того, что такое Крещенское купание, не имея представления о том, какое символическое значение имеет вода в Ветхом Завете.

Вода есть начало жизни. Именно она оплодотворила все живые существа, которые и произошли из нее. Где нет воды, там безжизненная пустыня. И вода же способна разрушать, как во времена Великого потопа, когда Бог залил греховную жизнь людей и тем самым уничтожил зло, которое они творили.

Бог своим Крещением сделал воду святой, и теперь в память этого события традиционно празднуется Водосвятие. В это время освящается вода во всех православных храмах, а потом в реках и водоемах.

Иордан

В этот день традиционно осуществляется народное шествие, называемое «Крестный ход на Иордан», для того чтобы освятить воду и чтобы потом устроить Крещенское купание в проруби.

Крещение Иоанново означало, что как омытое водою тело очищается, так и кающаяся душа, уверовавшая в Бога, будет очищена от грехов Спасителем.

Библейская история гласит о том, как пришел в те дни Иисус из Назарета, и крестил его Иоанн в Иорданской реке. Когда Иисус вышел из воды, разверзлись небеса, и Дух, как голубь, сошел на него. И послышался глас с небес: «Ты сын Мой возлюбленный, в котором мое благословение».

Богоявление открыло людям Великую тайну Святой Троицы, к которой приобщается каждый окрещающийся. Потом Христос сказал своим апостолам, чтобы они шли и учили этому все народы.

Крещенские купания. Традиции

Традиция водосвятия у наших предков появилась с тех древних времен, когда в 988 году Киевский князь Владимир крестил Русь. Теперь же только священник может совершать обряд Водоосвящения, так как в это время читаются специальные молитвы с троекратным погружением в воду креста. Делается это в сам праздник Крещения после литургии. Но сначала перед этим в водоеме делается прорубь, обычно в виде креста, называемая «Иордань».

В эти дни Крещенская вода - это настоящая святыня, которая может исцелять и укреплять душевные и телесные силы человека. Поэтому совершается такая торжественная процессия освящения возле проруби водоема, чтобы сделать доступным купание на Крещение для людей. Православные люди набирают из проруби воду и умываются, а вот самые смелые и отважные буквально ныряют в нее.

Традиции предков

Русскими традиция купания в проруби была позаимствована еще у древних скифов, которые так закаляли своих младенцев. Они просто окунали их в холодную воду и тем самым приучали к суровым условиям климата.

Кроме того, традиция купаться в проруби была и в языческих обрядах, так происходило посвящение в воины. И поныне на Руси любят после баньки растереться снегом или прыгнуть в холодную воду.

Некоторые языческие обряды так и укоренились в нашей жизни и по сей день. Поэтому мы купаемся в проруби и празднуем Масленицу, которую привязали к началу Великого поста.

Крещенский праздник

Согласно церковным правилам, в Крещенский сочельник происходит «великое освящение воды». Верующие люди приходят на службу в церковь, ставят свечи и набирают освященную воду. Однако окунаться в прорубь не требуется, это происходит по собственному желанию человека.

Вообще, на Руси считалось, что купание в проруби на Крещение способствует исцелению от многих недугов. Вода, как живая материя, способна изменять свою структуру под воздействием информации, поэтому все зависит от мыслей в голове человека. В целые народные гуляния превращаются крещенские купания, фотографии этого празднования всегда показывают, как весело и интересно они проходят.

Купание в Крещение. Как правильно

Но это веселое и безобидное, на первый взгляд, занятие может повлечь за собой ряд неприятных моментов. Специальной подготовки Крещенское купание особо не подразумевает. Тело человека к холоду приспособлено, и поэтому здесь важен только настрой.

Что же может произойти с человеческим организмом при погружении в ледяную прорубь?

1. Когда человек погружается в холодную воду с головой, у него идет резкое возбуждение центральной нервной системы и коры головного мозга, что в целом положительно влияет на весь организм.

2. Воздействие низких температур кратковременно воспринимается организмом как стресс, который может снимать воспаление, отеки и спазмы.

3. Теплопроводность воздуха, окутывающего тело, в 28 раз меньше, чем теплопроводность воды. В этом состоит эффект закаливания.

4. Холодная вода заставляет высвободить дополнительные силы организма, и после соприкосновения с ней температура человеческого тела поднимается до 40 градусов по Цельсию. А как известно, при такой отметке гибнут микробы, больные клетки и вирусы.

Правила купания

Купание в крещенские морозы подразумевает исполнение некоторых правил. Главное при этом, чтобы прорубь была специально оборудована и все это действие происходило под присмотром спасателей. Население обычно информируют о таких массовых местах купания.

Купание в проруби предполагает наличие плавок или купальника, махрового халата и полотенца, а также комплекта сухой одежды, тапочек или шерстяных носков, резиновой шапочки и горячего чая.

Перед тем как устроить купание в Крещение, как правильно это делать, очень важно знать. Для начала надо немного разогреться зарядкой, а еще лучше сделать пробежку. К проруби надо подходить в нескользкой, удобной легкоснимаемой обуви или носках. Необходимо также проверить устойчивость лестницы, а для подстраховки кинуть в воду веревку, крепко закрепленную на берегу.

Окунаться в прорубь надо по шею и лучше не мочить голову, чтобы не произошло сужение сосудов головного мозга. Прыжки в прорубь с головой тоже нежелательны, так как потеря температуры может вызвать шок. Холодная вода сразу вызовет учащенное дыхание, и это совершенно нормально, таким образом тело приспосабливается к холоду. В воде больше одной минуты находиться опасно, может произойти охлаждение организма. Также нужно очень внимательно следить за детьми, которые, испугавшись, могут забыть, что они умеют плавать.

Из проруби тоже надо уметь выходить, чтобы не упасть, а для этого надо крепко держаться за поручни, и при этом использовать сухую тряпку. После купания необходимо хорошенько растереть себя полотенцем и надеть сухую одежду. После купания лучше всего выпить горячий чай из трав или ягод, заранее приготовленный в термосе.

В этот день употреблять алкоголь категорически воспрещено, так как он негативно влияет на естественную терморегуляцию всего организма, поэтому и последствия могут быть разные. Важно еще знать, что на голодный или, наоборот, забитый желудок купаться тоже недопустимо.

Противопоказания к купанию

Как бы ни было полезно Крещенское купание, противопоказания на это все же есть. И они касаются острых и хронических заболеваний. Это нарушение работы сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, гипертония, инфаркты), центральной нервной системы (травмы черепа, эпилепсия), эндокринной системы (тиреотоксикоз, сахарный диабет), зрительных органов (конъюнктивит, глаукома), органов дыхания (астма, воспаление легких, туберкулез), мочеполовой системы (цистит, воспаление придатков или предстательной железы), желудочно-кишечного тракта (язва, холецистит, гепатит), кожно-венерические заболевания; воспаление носоглотки и отиты и т.д.

Мнение медиков

Медицинские специалисты в этой области считают, чтобы купание в проруби на Крещение не принесло никаких неожиданных неприятностей, нужно быть абсолютно здоровым. И это особенно опасно для тех, кто курит или употребляет алкоголь, так как приток крови к легким может вызвать воспаление или даже отек бронхов и пневмонию. У молодых людей, не говоря уже о пожилых, артерии не всегда способны правильным образом отреагировать на холодную воду, и в этот момент может наступить остановка дыхания, а затем и сердца.

Если заниматься системным моржеванием, то это непременно будет способствовать оздоровлению организма, а вот когда это происходит нечасто, то все станет сильным стрессом для него, поэтому перед купанием нужно серьезно взвесить все "за" и "против".

Заключение

Много людей на Крещение героически решаются искупаться в проруби, хоть эта идея может быть и небезопасна. Однако уж очень славно проходят народные Крещенские купания, фотографии с этих праздников получаются достаточно выразительными, кто-то только настраивается зайти в воду, кто-то уже счастлив от того, что он искупался, а кто-то уже греется и пьет горячий чай.

Многие верующие люди считают, что купание в проруби на Крещение для настоящего православного человека - это большое благо. И ведь так оно и есть. Только здесь главное - понять, достаточно ли крепка и глубока у вас эта вера, чтобы она стала настоящим щитом от всех бед в момент, когда происходит Крещенское купание.




Top