Откуда пошло выражение любви все возрасты покорны. Любви все возрасты покорны! Пушкин! Ее порывы благотворны

"Любви все возрасты покорны.." - и для огромного количества людей, не имеющих понятия, чем заканчивается эта фраза, она стала цельной, неоспоримой и окончательной, а часто даже оправданием того, что во многих умах называется покалеченной нравственностью. Никто из тех, кого я встречал, не отдавал себе отчёта в том, что это лишь замечательная фантазия, вызванная к жизни Александром Пушкиным и вложенная им в уста своего героя, который был молод и восторжен, с желанием всех обнять и дать всем возможность плескаться в молодящих водопадах. Но так не бывает. Да и речь в этой фразе о другом. О том, что всё должно быть вовремя. Именно ВОВРЕМЯ. Любовь - это сок, любовь - это абсолютно раскрытое великолепие каждого. Это желание почувствовать телом и раствориться душой. Не все возрасты способны на это в равной мере. Представьте себе краски весны и отцветающую осень. Как живёт лихорадочное лето или засыпает почти одноцветная, долгая зима. Просто каждой форме чувств своё время. Которое отмеряется четырьмя периодами жизни. И для каждого из них предназначено собственное развитие того, что среди людей называется покорностью любви. Раннее детство заключено в склонённом над тобой лице и звуках родного голоса. В молодости это нескончаемая война за ощущения, вовлекающая в себя судьбы, чувства и постоянно меняющий силу ударов пульс. Зрелость - это спокойное созерцание и глубокое погружение в завоёванный молодостью мир. Обречённость стариков заключается в том, что они просто не в состоянии повторить ошибки молодости без разочарования немощности и осознания ушедшего времени. В старости остаётся только память о прожитом и благодарность тем, кто остался рядом.

Нельзя натягивать на себя законы природы, словно безразмерную рубашку. Однако люди продолжают использовать знаменитую фразу Пушкина по собственному усмотрению. Именно ту её часть, которая, в отрыве от контекста, звучит слишком непродуманно, слишком двусмысленно и легковесно. Так непохоже на безусловного гения, прекрасно знающего, что он - Гений, но сделавшего над собою усилие не говорить об этом другим.
И тогда я полез в "Евгения Онегина", которого не читал ни разу в жизни. И нашёл эти слова. Оказавшиеся просто вырезанным из общей истории предложением, ставшим для многих искуплением, но не являющимся им. Потому что продолжалось это высказывание строчками, в авангарде которых шло безжалостное и всё объясняющее "но". И когда я это увидел, единственное, что я сказал: "Люди, мать вашу, зачем вы это делаете?"

Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мёртвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
(с)

Ушедшее право на молодость

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Все мы помним слова из поэмы "Евгений Онегин" Пушкина А.С.:

Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг".

Клаус Фопель в своей книге "На пороге взрослой жизни" пишет: "Любовь и дружба с возрастом существенно меняется. При этом возникает следующая картина (по Е. Шострому):
до шести лет доминирует эротическая форма любви, в частности, между матерью и ребенком, которая выражается в основном в проявлениях телесной нежности. Ребенок испытывает спонтанные чувства любви и раздражения. Его зависимость от родителей очень сильна.
От семи до двенадцати лет способность любить выражается у ребенка в развитии умения понимать чувства и интересы других людей. Особое значимым становятся отношения с товарищами по играм и взрослыми. Ребенок стремится к независимости и постепенно осваивает различные роли (ученик, партнер по играм, друг, мальчик, девочка и т.п.). У ребенка развивается способность осознавать интенсивность своих переживаний. С осознанием собственной индивидуальности появляется готовность признать индивидуальность другого человека.
От тринадцати лет до двадцати одного года усиливается осознание важности индивидуальности - своей и чужой. Дружба в этом возрасте очень важна и характеризуется более или менее безоговорочным принятием личности партнера: способности и ценности другого выходят на передний план. Постепенно подросток учится строить личные отношения с представителями противоположного пола. Он осознает, что можно испытывать амбивалентные чувства по отношению к человеку: одновременно любить и ненавидеть его, видеть сильные и слабые стороны. То же относится и к проблеме свободы. В этом возрасте человек учится быть независимым, самостоятельным и в тоже время учитывать требования общества.
От двадцати одного года до тридцать пяти лет закладываются основы долгосрочных отношений с любимым человеком, при которых каждый глубоко понимает и ценит индивидуальность партнера.
У режиссер Боаза Якина в фильме Death in Lave (2008) главный герой говорит: "Когда ты молод и в твоих руках молодая женщина, тебя заводит жизнь в ее коже, в мускулах под кожей. Ты чувствуешь сладкий запах её пота, её дыхания - от него кружится голова. Ты чувствуешь жизнь, когда она вздрагивает в ответ на каждое новое прикосновение.
Каждый раз, когда ты приближаешься к ней, ты чувствуешь, что живешь! Чувствуешь всплеск возбуждения!"

Во второй половине жизни главным в любви становятся уважение и понимание другого человека. В этом возрасте люди переживают кризис, связанный с осознанием конечности жизни, ухудшением состояния здоровья, ограничением профессиональных возможностей и т.д. При благоприятном развитии отношений партнеры принимают друг друга, признают друг за другом право жить в соответствии со своими возможностями, не высказывая недовольства, не пытаясь доминировать над другим или эксплуатировать его.
В второй половине жизни, мы пахнем не так как юноши. Их пот как электричество – и это страшно. Наши мускулы по-прежнему при нас, но ощущения другие. Всё мягче – и мы быстро можем расслабиться. И юность не так уж весела – в юности мы постоянно на что-то злимся!
Мы понимаем, что всё, что мы сейчас переживаем: приведёт к чему-то хорошему, что мы постоянно что-то теряем, что-то находим. И это так!
Мы, во второй половине жизни, приобретаем осознание того, что нужно снизить планку ожиданий. Не жди многого - и боль от осознания тщетности всего станет меньше!
Мы не хотим уничтожить наше счастье сейчас, чтобы избавить от боли в будущем? Мы принимаем счастье, и принимаем боль! Мы не терпим нытья от других и у нас своих проблем хватает.

После семидесяти лет любовь характеризуется мудростью и пониманием. Партнеры абсолютно понимают и ценят друг друга .

Литература:
1. Фопель. К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность. М.:Генезис, 2008.

Осторожно! Мезальянс
Материал http://www.myjane.ru/articles/text/?id=2763
Когда мы говорим о неравном браке, то чаще всего представляем знаменитую картину Пукирева, где дряхлый старец ведет к алтарю юную шестнадцатилетнюю красавицу. Но на самом деле, это всего лишь меньшее из зол! Примеров мезальянса великое множество, и очень редко получается, что такой брак вызывает черную зависть у окружающих.

Возрастной мезальянс - самый безобидный из всех имеющихся. Почему? Да хотя бы потому, что люди, вступающие в такие отношения, четко представляют, на что они идут. У их великовозрастного партнера все написано на лице и в медицинской карте. Правда, действительность оказывается гораздо жестче и зачастую не оправдывает даже самых смелых ожиданий. И очень часто та корысть, которая из отношений извлекается, не может возместить безвозвратно ушедших лет вашей собственной жизни.

Конечно, нельзя списывать со счетов и возможное светлое чувство, и тогда разница лет эдак в 40 никакого значения иметь не будет. Как говорится, любви все возрасты покорны. Но насколько долговечна такая любовь? Чаще всего она бывает тем самым бесом в ребро и той самой прорухой, которая находит на «старуху» в определенном возрасте… И тогда, очнувшись от негаданной страсти, можно только подивиться тому, на что вы оказались способны.

Социальный мезальянс – это как раз тот случай, когда то, что позволено Юпитеру не позволено быку. Помните Гошу из «Москва слезам не верит»? Это классический вариант мужской психологии – мужчина должен быть на голову выше женщины, ровня – может быть, ниже – не в коем случае! Представьте себе союз профессорской дочки и дорожного строителя. Пока они ходят за ручку и целуются в подъезде, все вроде бы хорошо. Они целиком и полностью заняты друг другом и те возможные культурные разногласия , которые их рано или поздно коснутся, даже не приходят им в голову. Девушке повезет, если ее избранник почитывает классику и ознакомлен с элементарными правилами поведения за столом. А если нет?

Первый раз девушка задумается о силе своей любви, когда представит своего избранника родителям. Виду, конечно, не подаст и даже сгоряча может хлопнуть дверью и уйти к жениху. А там его образ жизни, футбол и пиво и прочие «радости» семейной жизни, которые, как ей казалось, к любви не имеют никакого отношения. Через некоторое время она станет стыдиться его, ведь он так не похож на ее университетских приятелей, а потом ей будет стыдно за себя, ведь он такой добрый и так ее любит, а она… Конечно, она попробует его перевоспитать, что является, пожалуй, самой распространенной женской ошибкой. Есть ли перспективы у такого союза? Вряд ли…

Интеллектуальный мезальянс - ситуация опять-таки не однозначная. Если жена, простите, дура, мужчине многие завидуют. Если дурак муж, то женщину обычно жалеют. Вопиющая несправедливость. Мужчина, падкий на женские прелести, частенько приводит в дом эдакую феечку в кружевах и на шпильках, воспитанную в первобытно-общинном строе и неграмотную до безобразия. Феечка порхает по дому, обслуживает мужа и не мыслит для себя лучшей доли. При этом мужчина держит ее на коротком поводке, а вдруг ей в голову придет желание учится или же, не дай Бог, конечно, работать. Для удачного исхода такого мезальянса жена должна быть дурой полной и окончательной. И тогда его друзья обязательно поздравят с «удачным выбором» и непременно захотят себе такого же немудреного мужеского счастья.

С женщиной другая ситуация. Ежели ее избранник умом не вышел, только и слышно: «Бедная ты, бедная». А может, он борщи вкусные готовит, да и в сексе ого-го. В расчет не берется, срабатывает извечное русское, «а поговорить?». Вот и оправдывается бедная женщина как может и прячет своего возлюбленного от нескромных глаз невольных обидчиков. А между прочим, она так же может удовлетворить тягу к интеллектуальному общению, ведя высокодуховные беседы с другими женщинами и даже мужчинами… И уж точно поддержит своего мужа в его стремлении к чему-то прекрасному и высокому.

Национальный мезальянс . Раньше тяга женщин к темненьким мужчинам реализовывалась только в романах с гостями кавказских гор и калмыцких степей. Теперь города нашей родины наводнили арабы, турки и по-настоящему темнокожие парни. Выбирай - не хочу. Увеличилось количеств вариаций на тему: другие миры - другое воспитание. Это в городах многие из них светские и образованные, но стоит только оказаться им на родине предков, как в них происходят коренные перемены. И там уже молодая жена живет по законам мужа, иногда разделяя тяжелую женскую долю еще с парой тройкой таких же наивных и влюбленных прелестниц. Качать свои права бесполезно, там так принято, да и, собственно, ты сама стремилась стать его женой. Вырваться из такого мезальянса очень сложно, а тех, кто вырывается, показывают по телевизору, рассказывают про них длинные поучительные истории, а некоторые счастливицы даже умудряются на этом заработать, написав книгу про свои нелегкие скитания.

Политический мезальянс . Раньше мы все верили в светлое будущее и строили коммунизм. Теперь появилось множество партий, хороших и разных. И межпартийные разногласия потихоньку проникают и в семейные отношения. Казалось бы, чего тут такого: она – демократ, он – коммунист. Ан нет. Споры и ссоры на идеологической почве могут отравить любой, даже самый крепкий союз. Особое обострение начинается в период предвыборной гонки, когда партийная агитация, минуя заслоны бытовых отношений, проникает и в интимную сферу. Кстати, именно в этот период распадается большинство таких браков.

Бытовой мезальянс – классическая форма сосуществования мужчины и женщины. Ее стремление к порядку осложняется его попытками приблизить условия вашего обитания к полному хаосу… На любые терпеливые женские действия по уборке, мужчина отвечает своим непредсказуемым свинством – идеального порядка все равно не добиться, так что ни один его мускул не дернется в сторону наведения порядка. Так живут практически все, иногда правда мужчина и женщина меняются местами, а иногда эдакое стремление к чистоте принимает крайние формы. Но поскольку явление это весьма распространенное, то и понимание в большинстве таких пар поистине безграничное.

Список можно продолжать до бесконечности: вегетарианец и мясоед, лентяйка и трудоголик, военный и пацифистка… Ясно одно: счастье в неравном браке - тяжелая и изнурительная работа. Все советы о том, как же этого добиться, сводятся по сути к тому, что надо проявить терпение, подключить понимание и вспомнить о любви. Банально? Возможно. Но мало кто на этом свете оказывается способным на эти чувства. Может быть, именно поэтому добрая половина человечества так несчастна.

Может ли любовь гореть всю жизнь?
Автор: Н.И. Козлов
Что делать, чтобы любить всю жизнь? Когда спрашивают о любви, хочется отвечать только стихами, но наши ответы будут не совсем романтическими, многое придется уточнить.
Во-первых, вы о любви или о влюбленности? Влюбленность бесконечно гореть не может.
Обычно, влюбленность - это три года (или меньше), дальше организм привыкает и химия перестает действовать. Все. Ищите новый источник очарования...
Химия действовать перестает, но есть люди, которые живут во влюбленном состоянии практически постоянно. В этом случае трудно сказать, что человек влюблен в кого-то конкретно, он влюблен в жизнь, а передается это конкретному человеку.
Тогда первые 3 года ты любишь девушку , следующие - свою молодую жену , дальше мадонну с младенцем , дальше маму первоклассника и прекрасную женщину. И так далее - вплоть до задорной старушки , окруженной стайкой внуков.
Смена социальной роли человека и изменение его внутреннего мира позволяет любви гореть всю жизнь - при условии, что этот человек умеет любить. Конечно, меняется и окраска любви: на место прежней любви (романтической влюбленности , любви-страсти) постепенно приходит любовь другая: любовь-радость, любовь-благодарность .
Теперь главный вопрос: вы о любви или об отношениях? Любовь и отношения - это про разное: вы знаете пары, у которых очень хорошие и стабильные отношения друг с другом, но о любви они не говорят. Когда люди спрашивают о любви на всю жизнь, чаще они имеют в виду другое: хорошие отношения надолго. С любовь все сложнее, а отношения - проще. Может быть, так и следует: вначале разобраться с отношениями, сделать отличными свои отношения с близкими и любимыми, а потом уже думать о любви и прочем прекрасном?
Хорошие отношения - это вполне реально, и хорошие отношения, забота друг о друге – основа любви.
Впрочем, может быть, ваш вопрос "можно ли любить вечно" - о другом. Может быть, вы мечтаете, чтобы ваше чувство было вечным само по себе, без ваших усилий, вы хотите любить всю жизнь, ничего для этого не делая? Если да, то можете продолжать хотеть, но так - не бывает. Само по себе вечным чувство не бывает: на некоторый период – загоритесь, а на всю жизнь – нет.
Если вы хотите любить всю жизнь, то вы должны заботиться о том, чтобы жить радостно и быть внимательным к своим любимым. И жить так всю ближайшую жизнь. Вообще-то это работа, это усилия, но если вы любите, эти усилия для вас радостны, а спустя годы – уже не тяжелы, а естественны и привычны.
Ложкой работать во время завтрака вам не тяжело? Вот здесь – так же.
Ничего сложного: нужно высыпаться, делать зарядку, стать организованным, освоить внутренне Хорошо и внешнее Солнышко, учиться любить - то есть в целом освоить программу Дистанции и прочая работа над собой. А если ты не собираешься работать, уважаемый романтик, то в твоей жизни вечная любовь будет в основном по телевизору.

Как часто мы произносим заученные фразы на автомате, совершенно не осознавая, кто их сказал и что они на самом деле значат. Woman"s Day выбрал крылатые выражения, смысл которых исказился с течением времени.

1. «Любви все возрасты покорны»

Мы применяем фразу из произведения Пушкина «Евгений Онегин», когда хотим сказать, что люди в возрасте тоже могут построить отношения. Но вот незадача! На самом деле эта цитата вырвана из контекста и имеет противоположное значение.

Александр Сергеевич пишет, что любовь доступна для всех, но полезна только «юным, девственным сердцам». То есть автор не пропогандирует менять жену в преклонном возрасте или заводить молодого любовника, когда муж надоест. Наоборот, он говорить о том, что «в возраст поздний и бесплодный, на повороте наших лет, печален страсти мертвой след». Читайте внимательно!

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют -

И жизнь могущая дает

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след :

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

2. «Народ безмолвствует»

Еще одна цитата, которую нам подарил Александр Пушкин. Мы истолковываем ее в значение: «пассивные люди» или «безразличные ко всему люди». Но обратимся к оригиналу. В трагедии «Борис Годунов» автор применяет эту фразу, когда говорит о народе, отказыващемся принимать то, что ему навязывают. Смотрие сами!

«Масальский: Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. (Народ в ужасе молчит.) Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

3. «Век живи - век учись»

Как интересно люди сократили фразу римского политика и филоссофа Сенеки! На самом деле она звучит так: «Век живи - век учись тому, как следует жить». Полагаем, что здесь речь идет не о знаниях и высших образованиях, а о житейской мудрости, которую получить намного сложнее.

4. «Красота спасет мир»

Фраза взята из произведения Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Чаще всего ее используют, чтобы обозначить физическую привлекательность человека (забавно, когда ее применяют пластические хирурги или косметологи!). При этом автор имеет в виду красоту не внешнюю, а духовную.

5. «Элементарно, Ватсон!»

Знали ли вы, что известная цитата Шерлока Холмса принадлежит не его создателю писателю Артуру Конан Дойлу, а режиссерам? Иными словами, в произведениях про детектива это выражение не встречается.

6. «Цель оправдывает средства»

Так говорят люди, которые считают правильным идти по головам ради достижения своей цели. На самом деле выражение вырвали из контекста, и в полной версии оно имеет противоположное значение и звучит так: «Если цель – спасение души, то цель оправдывает средства» . Принадлежит цитата, кстати, католическому святому Игнатию де Лойоле.

0 Сегодня мы цитируем великих писателей и поэтов прошлого, даже не задумываясь, о смысле, который они вкладывали в то или иное произведение. В этой статье мы поговорим об отдельно взятой строчке "Любви все возрасты покорны ".
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё несколько полезных статей на тематику фразеологизмов . Например, что значит Любишь кататься, люби и саночки возить ; как понять выражение Кто не работает, то не ест ; кто сказал Вставайте граф, вас ждут великие дела ; что означает Не верь, не бойся, не проси и т. п.
Итак, продолжим, кто сказал Любви все возрасты покорны ?

Любви все возрасты покорны - это цитата из восьмой главы стихотворного романа "Евгений Онегин "


Вообще, весьма необычная ситуация сложилась не только с творчеством поэта , историей его жизни, отдельно взятой поэмы, но даже "похождениями" конкретной строфы из стихотворения Пушкина. Основной массе людей нравится раздёргивать любимые произведения на цитаты, так произошло и в нашем случае. Особенную популярность обрела фраза "Любви все возрасты покорны", значение которой не все смогли правильно истолковать.

Теперь, многие пожилые люди, которые женятся/выходят замуж за тех, кто на тридцать - сорок лет их моложе, находят оправдание в пушкинских строках. Ведь если даже ОН разрешил, то значит можно влюбляться и любить, и они цитируют его слова на каждом углу.

В наше время это стало настолько привычным, что даже в различных энциклопедиях, данная цитата используется в качестве оправдания "неравного брака ". Однако, если вы более внимательно прочтёте ещё несколько абзацев на этой странице, то поймёте, что эта строчка является вовсе не разрешением, а скорее предостережением. Смысл в том, чтобы люди преклонного возраста поменьше мечтали о плотских утехах, а задумались о своей душе.

Понятное дело, что любовь может "накрыть" любого человека и в преклонном возрасте, но последствия подобного шага будут скорее негативными . Впрочем, это не значит, что Пушкин отказывает всем в любви, вовсе даже наоборот.

Некоторые исследователь, изучавшие творчество Пушкина , склонны считать неверное толкование фразы "Любви все возрасты покорны", популярностью оперы "Евгений Онегин", автором либретто являлся Константин Шиловский . Именно с его именем связано неправильное трактование этой строчки.

Сейчас многие любители поэзии считают, что творчество Пушкина довольно примитивное, если взглянуть на него с современной точки зрения. Хотя некоторые любители поэзии склонны находить в его строках скрытый, потаённый смысл, который не каждому дано разгадать и понять.

История создания произведения "Евгений Онегин"

Создавался он с мая 1823 года по сентябрь 1830, то есть более семи лет. Однако работа над данным текстом не прекращалась автором вплоть до того, как в 1833 году появилось последнее издание. В 1837 году вышел последний авторский вариант произведения. У Александра Сергеевича больше нет других творений, которые имели бы такую длительную историю создания. Роман Пушкина "Евгений Онегин" отнюдь не писался автором "на одном дыхании", а складывался в разное время жизни. Четыре периода творчества Александра Сергеевича охватывает данное произведение - от южной ссылки до времени, известного как Болдинская осень (1830 год).

Все главы с 1825 по 1832 год издавались как самостоятельные части и стали большими событиями в литературной жизни еще до завершения самого романа. Если принять во внимание прерывистость, фрагментарность работы Пушкина, пожалуй, можно утверждать, что данное произведение для него являлось чем-то вроде записной книжки, альбома. Сам Александр Сергеевич иногда называет "тетрадями" главы своего романа. Записи пополнялись в течение семи с лишним лет "наблюдениями ума холодного" и "заметами сердца".

Роль отступления "Любви все возрасты покорны" Пушкина в произведении

В восьмой главе Пушкин описывает новый этап, который пережил Онегин в своем духовном развитии. Встретив в Петербурге Татьяну, он очень изменился. Ничего не осталось в нем от прежнего рассудочного и холодного человека. Этот пылкий влюбленный не замечал ничего, кроме предмета любви, чем весьма напоминает Ленского. Впервые в своей жизни Онегин испытал настоящее чувство, которое обернулось любовной драмой. Сейчас уже Татьяна не может ответить главному герою на запоздалую любовь. "Любви все возрасты покорны", авторское отступление из восьмой главы, является своеобразным объяснением Пушкина психологического состояния Онегина, его любовной драмы, которая неизбежна.

Внутренний мир героя в восьмой главе

На первом плане в характеристике персонажа, как и прежде, стоит соотношение между чувством и разумом. Теперь уже рассудок был побежден. Евгений полюбил, не слушая его голоса. Автор замечает не без иронии, что Онегин чуть было не или не стал поэтом. В восьмой главе мы не находим итогов духовного развития этого персонажа, поверившего наконец в счастье и любовь. Не достиг желанной цели Онегин, по-прежнему в нем отсутствует гармония между разумом и чувством. Его характер автор произведения оставляет незавершенным, открытым, подчеркнув, что Онегин способен к резкому изменению своих ценностных ориентиров, что он готов к поступку, к действию.

Онегин от нигилизма приходит к любви

Интересно то, как автор размышляет о дружбе и любви в отступлении "Любви все возрасты покорны". Стихи эти посвящены отношениям между друзьями и влюбленными. Два этих вида взаимоотношений между людьми являются оселками, на которых человек испытывается. Они раскрывают внутреннее богатство его или же, напротив, опустошенность.

Испытание дружбой главный герой, как известно, не выдержал. Причиной трагедии в этом случае стала его неспособность чувствовать. Автор недаром, комментируя душевное состояние Онегина перед дуэлью, замечает, что он мог бы обнаружить чувство вместо того, чтобы "щетиниться, как зверь". В этом эпизоде Онегин показал себя глухим к голосу сердца своего друга Ленского, а также своего собственного.

От фальшивых ценностей света закрылся Евгений, презрев ложный блеск их, однако ни в деревне, ни в Петербурге не открыл подлинных человеческих ценностей для себя. Александр Сергеевич показал, каким сложным является движение человека к понятным и простым, казалось бы, очевидным жизненным истинам. Автор показывает, через какие испытания нужно пройти человеку, чтобы сердцем и умом понять значительность и величие дружбы и любви. От предрассудков и сословной ограниченности, внушенных праздной жизнью и воспитанием, через отрицающий не только ложные, но и истинные рассудочный нигилизм Онегин приходит к открытию высокого мира чувств, любви.

Неверная трактовка онегинской строки

Удивительна история не только жизни Александра Сергеевича, его творчества, отдельно взятого произведения, такого как, например, роман Пушкина "Евгений Онегин". Даже одна строчка стихотворения этого великого поэта порой живет своей собственной жизнью. "Любви все возрасты покорны", авторское отступление Александра Сергеевича, цитируется сегодня очень часто. Зачастую ищущее в произведении не глубины мысли Пушкина, а оправдывание своего малодушия, человеческое сознание выхватывает из контекста эту строчку и приводит ее как аргумент. Мы начинаем утверждать и убеждать других в том, что если поэт разрешил, значит, можно влюбляться.

Любовь в зрелом возрасте

Настолько привычной стала сегодня эта мысль, что даже находится объяснение в энциклопедических изданиях о том, что фраза эта применяется для того, чтобы объяснить (оправдать) проявления чувств между людьми немолодого уже возраста. Однако первая строчка строфы "Любви все возрасты покорны" (стихи последующие это подтверждают) на самом деле не разрешение на то, чтобы увлекаться в любом возрасте. Как раз наоборот - это авторское предостережение. Следующий стих не случайно начинается союзом "но": "Но юным, девственным сердцам...", пишет Пушкин, порывы ее благотворны, а вот на повороте лет они могут быть весьма печальны.

Любовь, действительно, может настичь и в зрелом возрасте человека, однако последствия для многих людей, ставших близкими, будут катастрофичны. Конечно, это не означает, что мудрый Александр Сергеевич запретил зрелым людям влюбляться. Однако пушкинский идеал, Татьяна, не позволила же себе после замужества этого чувства.

Почему интересующая нас строка часто истолковывается неверно?

Исследователи объясняют, почему фраза "Любви все возрасты покорны", автор которой - Пушкин, часто истолковывается превратно, а также почему она приобрела такую популярность. Известность ей принесло широкое распространение оперы под названием "Евгений Онегин". Константин Шиловский был автором либретто к ней. Он изменил текст, в котором после первой строки сразу следует третья: "Ее порывы благотворны". То есть Шиловский переделал этот отрывок из "Евгения Онегина". Он изменил смысл таким образом, что любовь стала полезной как едва увидевшему свет юноше, так и "бойцу с седою головой". Благодаря этому интересующая нас строка сегодня часто истолковывается превратно.

История фамилии "Гремин"

Это не единственный случай, когда при адаптации произведения меняется его содержание. Оперы и постановки зачастую вносят что-то свое в Например, меняются имена героев, появляются новые.

В романе "Евгений Онегин" не упоминается имя мужа Татьяны Лариной. Сказано Пушкиным лишь то, что это генерал 1812 года. Однако в опере Чайковского с одноименным названием он имеет фамилию Гремин. "Евгений Онегин" поэтому лучше изучать, основываясь на авторском оригинале. Только так можно избежать неверных трактовок и фактических ошибок.




Top