Отношение к вандализму на кладбище. Вандализм на кладбище

Поведение человека можно разделить на созидающее и разрушающее. Как говорится, легче разрушать, нежели создавать. Зачастую недовольные и несчастные люди, не имеющие иных способов самовыражения, прибегают к вандализму. Что это за понятие? Статья рассмотрит разницу между вандализмом и хулиганством. За вандализм на кладбище вообще назначена уголовная ответственность.

Различные причины и мотивы толкают людей на совершение аморальных действий. В зависимости от того, какое именно имущество портится, различают виды вандализма. Рассмотрим их примеры.

Что такое вандализм?

Любое осквернение недвижимого или движимого имущества можно назвать вандализмом. Что такое вандализм в психологии? Это психическое состояние человека, толкающее его на разрушение, изуродование или осквернение памятников, скульптур, достояний общественного значения. В противовес данному явлению можно поставить патриотизм – состояние человека, при котором он гордится своей страной, народом и старается всеми силами сохранить целостность своего государства.

Вандализм приписывается к одной из форм (аморального) поведения. Человек в данном состоянии совершает бессмысленные поступки, которые характеризуются осквернением, разрушением, изуродованием и прочими видами порчи различного имущества отдельных людей или общества в целом. Это могут быть:

  1. Памятники.
  2. Могилы.
  3. Заборы (надписи на них).
  4. Дома.
  5. Общественный транспорт.
  6. Общественные здания.
  7. Мусорные баки.
  8. Аттракционы.
  9. Лифты.

Различные надписи зачастую с нецензурной лексикой также относятся к вандализму.

Вандал – это человек, который намеренно или эмоционально разрушает имущество, принадлежащее другому индивиду или обществу.

Исторически данное понятие берет свое начало от восточно-германского племени вандалов, которые вторглись в Рим летом 455 году и вывезли ценности и некоторых пленных. Хоть их поведение было связано с грабежом, нежели с разрушением города, все же им приписывались качества диких, беспощадных, некультурных «варваров».

К вандализму приписывается не только разрушение памятников, но и осквернение икон и прочих религиозных и культурных ценностей. Данной стороной человеческого проявления активно интересуется уголовное право, которое имеет конкретные причины иногда наказывать тех, кто причинил тот или иной вред окружающим.

Виды вандализма

В зависимости от того, что было испорчено или разрушено, выделяют различные виды вандализма. Приведем самые распространенные:

  • Граффити – надписи и рисунки, нанесенные на любые гладкие поверхности: стены, заборы, асфальт и пр. Для этого используются краски или чернила.
  • Теггинг – подпись автора, оставленная в общественном месте. Разновидность граффити.
  • Бомбинг – простые картинки или легкие шрифты, нанесенные одним цветом либо обрамленные одним цветом и закрашенные другим.
  • Надписи, содержащие нецензурную лексику и аморальные фразы.
  • Сожжение книг.
  • Осквернение могил.
  • Порча или уничтожение картин, памятников культуры.
  • Сожжение церквей.

Специалисты неоднозначно относятся к желанию людей рисовать на общественном имуществе. Одни воспринимают стрит-арт как желание человека проявить свои художественные навыки, которые иными способами невозможно выразить. Другие считают, что таким образом «вандалы» стараются стать частью общества, при этом сами будучи зачастую игнорируемые.

К другим видам вандализма относят порчу частного имущества, например, поджег дома или автомобиля. Это не относится к тем ситуациям, когда собственник данного имущества совершает подобные действия. Вандализм характеризуется конкретно разрушением и порчей чужого имущества.

В уголовном праве данному понятию дается множество названий, в зависимости от того, что совершил человек:

  1. Хулиганство.
  2. Надругательство.
  3. Умышленное разрушение, повреждение или уничтожение.

Испортить или разрушить можно что угодно:

  • Лавочки.
  • Фонари.
  • Газоны.
  • Стекла.
  • Сиденья в общественном транспорте.
  • Камеры наблюдения.
  • Гаражи.
  • Подъезды.

Е. Евменова приводит такую классификацию вандализма:

  1. Идеологический.
  2. Корыстный.
  3. Осквернение могил.
  4. Экологический.
  5. Действия на желании мести.
  6. Электронно-вычислительный.
  7. В отношении малых архитектур (парки).
  8. Музыкально-спортивных фанатов.
  9. Антикультурный (памятники).

Криминальный вандализм делится на такие виды:

  • Бытовой.
  • Идеологический.
  • Террористический.
  • Криминальный.
  • Эпатажный.
  • Государственно-чиновничий.

Вандализм и хулиганство

Многие века формировались такие понятия, как вандализм и хулиганство. Некоторые считают, что данные понятия являются синонимами. Однако это не совсем так. У каждого явления есть своя определенная схема поведения, которая определяет наименование человека – вандал или хулиган.

Вандализм не всегда отмечается явным желанием кого-то оскорбить или пойти против общества. Хулиганство проявляется тогда, когда человек идет против норм общества, нарушает правопорядок и демонстративно оскорбляет общественный устой. К таким можно отнести спортивных фанатов, которые нападают на тех, кто к ним не присоединяется, и разрушает государственную собственность.

И хулиганство, и вандализм нарушают общественный правопорядок. Однако хулиганство всегда предполагает совершение противоправных и преступных действий.

Хулиганство предполагает совершение действий, которые выражают неуважение к другим элементам общества. Вандализм просматривается при осквернении памятников культуры или имущества государства. При вандализме идет уничтожение неодушевленных предметов, а не унижение живых людей.

Еще одним ярким отличием рассматриваемых понятий является то, что при вандализме происходит порча имущества, а значит, это зачастую происходит тайком, скрытно, а при хулиганстве все направлено на демонстрирование свое неуважительного отношения к окружающим. Хулиган действует напоказ.

  • Хулиганство является общим термином, который включает такую разновидность, как вандализм.
  • Вандализм известно с древних времен, а хулиганство – с XVIII века.
  • Вандал причиняет вред имуществу, а хулиган – личности гражданам.
  • Вандализм совершается скрытно, а хулиганство – демонстративно.

Уголовную ответственность люди начинают нести с 14 лет за конкретные правонарушения, с 18 лет – за более серьезные.

Причины вандализма

Рассматривая тему вандализма, у каждого может возникнуть вопрос, какие причины заставляют человека совершать подобные поступки. Каждый сталкивался с последствиями подобных деяний. Во многих (если не во всех) городах можно увидеть такую форму вандализма, как граффити. В новостях можно услышать о преступных действиях отдельных индивидов, которые испортили чье-то имущество. В общественном транспорте или во дворах также можно увидеть последствия девиантного поведения вандалов. Какие причины можно выделить в стремлении что-то разрушить?

Сайт психологической помощи сайт отмечает, что в каждой ситуации определяются свои причины возникновения тех или иных поступков. Подростковый вандализм можно охарактеризовать такими причинами, как:

  • Неблагоприятные взаимоотношения с родителями.
  • Отчуждение от семьи.
  • Недоразвитость позитивных интересов и наклонностей.
  • Стремление к самовыражению.
  • Влияние компании (друзей) на выработку негативных моделей поведения.
  • Отсутствие целей и смысла жизни.
  • Нарушение адаптации и процесса социализации.

Эпатажный вандализм проявляется зачастую у подростков и молодых людей, которые таким образом:

  1. Самоутверждаются.
  2. Противостоят общественным нормам, правилам приличия и морали.

Бытовой вандализм зачастую развивается на почве неприязненных отношений к субъекту, чье имущество подвергается разрушению или порче. Так, вандал направляет свой гнев не на человека, а не принадлежащие ему вещи и предметы. Он таким образом проявляет свой гнев, что зачастую происходит в состоянии алкогольного опьянения.

Отдельные виды вандализма направлены на сокрытие других преступлений, нанесение конкретного ущерба или с целью получения корысти. Здесь человек руководствуется конкретными целями, достижение которых возможно через порчу имущества.

Отдельные личности совершают противоправные действия, поскольку являются яркими приверженцами к определенной культуре, религии, движению. Два лагеря могут наносить вред имуществу друг друга с целью демонстрирования своей силы, власти и прочих показателей величия.

Мотивы вандализма

Под мотивами понимается толчок, который побуждает человека на совершение аморальных действий. Выделить однозначные мотивы вандализма не удается, поскольку у каждого преступника они разные. Однако сам акт вандализма совершается всегда, когда человек желает восстановить, вернуть контроль над ситуацией или людьми.

С. Коэн выделил такую классификацию мотивов вандализма:

  • Вандализм-приобретение – выступает как разновидность краж, где разрушение одного имущества позволяет завладеть другим.
  • Вандализм-тактика – человек своими разрушительными действиями желает достичь конкретной цели.
  • Вандализм-идеология – преследование социальных или политических целей.
  • Вандализм-месть – человек желает причинить вред после обиды или оскорбления, которое совершил индивид, на которого направлены действия.
  • Вандализм-игра – необдуманные поступки, которые совершаются детьми или подростками.
  • Вандализм-злость – основан на неприязни, враждебности и зависти к другим людям.

Нередко вандализм является проявлением пропаганды, которая оказывается на группы тех или иных лиц. Зачастую это связано с молодежными группами, которые создают свою внутреннюю культуру и придерживаются определенных стереотипов, которые диктуют средства массовой информации. Совершать разрушительные и аморальные поступки считается нормальным для подростков, что изначально берется из СМИ, где за совершение подобных поступков не следует наказание.

Д. Кантер выделил такие мотивы вандализма:

  1. Исследование.
  2. Эстетическое переживание.
  3. Скука.
  4. Экзистенциальное исследование.

Наличие вандализма говорит о несовершенстве социальных структур, которые занимаются воспитанием новых поколений. Эмоциональное напряжение, психологические проблемы, отсутствие помощи и поддержки развивают внутреннюю агрессию у человека, который может ее направлять не на людей, а на их имущество или предметы общественного значения в целом.

Примеры вандализма

Примерами вандализма могут стать такие ситуации:

  1. Сожжение кнопок или стен лифта.
  2. Разрушение лавочек перед подъездами.
  3. Разрушение лавочек на детских площадках.
  4. Граффити на стенах магазинов, заборах и колонах мостов.
  5. Сброс памятника с постамента.
  6. Разрезание ножом мягких сидений в общественном транспорте. Сюда же относятся различные надписи на стенах транспорта или сиденьях.
  7. Разрушение могил, их выкапывание или уничтожение памятников.
  8. Использование свастики, магических и прочих религиозных или ритуальных знаков на стенах общественных зданий.
  9. Разбитие стекол или фонарей.
  10. Порча чужого автомобиля.
  11. Уничтожение церковных реликвий и зданий.
  12. Бросание бутылок об стены зданий.

Любое разрушение, осквернение, порча, частичное или полное уничтожение чужого имущества является вандализмом. В данную группу могут не входить предметы, которые принадлежат лично человеку. Если же индивид находится в общественном месте или на территории другого лица, тогда любое разрушение считается вандализмом, если было совершено без ведома и согласия хозяина.

Отдельно следует выделять ситуации, которые совмещают вандализм и хулиганство. Таким примером может стать поведение спортивных болельщиков, которые могут унижать своих противников, избивать их фанатов, портить имущество, бросаться бутылками из-под алкоголя. Зачастую две формы правонарушения проявляются под действием психотропных препаратов и веществ, которые отключают критическую оценку ситуации.

Вандализм на кладбище

Кладбище считается последним пристанищем тех, кто умер. Там люди находят свой покой. Родственники, которые еще живы, имеют единственный способ еще раз повидаться с ними – у могилы. Они приходят к ним, убирают могилы, оставляют цветы и конфеты. Это является своеобразным способом душевного успокоения и принятия того, что человека больше нет в живых, однако с ним можно в любое время встретиться и в одностороннем порядке пообщаться.

Вандалы, которые разрушают могилы (выкапывают ради наживы, разрушают надгробья, вытаптывают землю, оставляют свастику или похабные надписи), зачастую проявляют свой протест против устоявшихся общественных норм либо желают таким образом причинить душевную боль близким усопших. В некоторых случаях они совершают свои действиях в религиозных, сатанинских или национальных целях, желая оскорбить тех, кто не входит в их группу.

Уголовная ответственность за вандализм на кладбище наступает с 16 лет. Зачастую он совершается подростками в состоянии алкогольного опьянения с целью самоутверждения и завоевания расположения к себе у сверстников. Преступными считаются действия:

  • Любое нарушение целостности могилы: разрушение надгробья, разрытие могилы, разлом гроба и т. д.
  • Любые унизительные или осквернительные действия с телом.
  • Нанесение нецензурных или оскорбляющих надписей на местах захоронения.

В зависимости от степени тяжести преступления, человеку назначают 360 часов работ, исправительные работы до года, арест до 3 месяцев. Если лицо, совершившее преступление, не достигло 16 лет, тогда родители выплачивают административный штраф, а ребенка ставят на учет в отдел по делам несовершеннолетних. Более суровым наказанием является ограничение свободы от 3 месяцев до 3 лет или исправительные работы на 5 лет.

Итог

Вандализм является проявлением к обществу либо способом самовыражения. Яркие патриоты или фанаты тоже склонны к порче имущества своих противников. Итог неспособности человека контролировать свои поступки и выбирать правомерные способы достижения цели является заключение под стражу.

Нередко вандализм сказывается на продолжительности жизни человека. Так, он может стать жертвой мести того, кому был причинен ущерб. Следует понимать, что разрушительные действия не вызывают восхищения или одобрения. Общество однозначно отрицательно относится к любым формам вандализма, что заставляет его еще больше изолироваться от подобных личностей.

Если человек желает получить признание от окружающих, тогда вандализм ему в этом не поможет. Совершение преступных действий ради вступления в группу хулиганов кончится лишь проблемами с правоохранительными органами. Если человек выбирает вандализм, тогда он становится объектом, против которого будет бороться все общество. А это, пожалуй, не тот путь, по которому хотела бы пойти здоровая личность.

На прошлой неделе информационное пространство Крыма взбудоражила новость об очередном , совершенном на мусульманском кладбище в Ленинском районе. Неизвестными были повреждены 15 надгробий. На следующий день власти быстренько отчитались о поимке негодяев и, вроде бы, все успокоились. Как говорится, шито-крыто. Но все ли прошло так гладко, как пытаются преподнести чиновники?

Итак, все началось с того, что местные крымтатары, узнав о случившемся, обратились в полицию и сообщили об инциденте сельскому руководству. Информация, подкрепленная фотографиями разбитых надгробных памятников, в считанные часы разлетелась по соцсетям, вызвав негодование на полуострове в целом. Осознав, что дело может набрать неслабые обороты, замглавы администрации Керчи тут же заявил, что виновники найдены и будут наказаны. Причем, сделал это на утро после произошедшего, то есть менее чем через сутки. Даже при большом желании мне с трудом представляется, как полицейские всю ночь разыскивают бессовестных вандалов. А если вспомнить, что за последние годы в многочисленных подобных случаях преступников ни разу не находили, да в общем-то и не искали, то история становится еще фантастичнее. Но сейчас не об этом.

Заместитель главы уточнил, что вандалами оказались несовершеннолетние, которые надругались над памятниками ради забавы. Источник, близкий к расследованию дела, сообщил о возрасте ребят, самому старшему из которых всего 13 лет, младшему – 9.

Для понимания всей картины произошедшего необходимо подчеркнуть, что 15 достаточно больших и очень тяжелых надгробных камней были буквально сломаны, а часть из них разгромлена до такой степени, что ни о каком восстановлении не идет и речи. Возникает вполне логичный вопрос: каким образом эти дети смогли повалить, а то и выкорчевать чуть ли не с «корнями» гранитные и мраморные плиты, вес которых в среднем составляет 100 килограммов?

При этом родители малолетних хулиганов в местных кругах говорят, что их чада не имеют никакого отношения к случившемуся. Не знаю, чем уж там провинились они сами или их дети, но заявлять об этом публично они боятся.

Но, как бы там ни было, ясно одно: разрушить надгробия пойманным детям не под силу. А кто был вместо них или вместе с ними, уже не столь важно. Важно теперь то, что версия некоторых крымчан о провокативной составляющей произошедшего выглядит не такой уж и безосновательной. Вполне возможно, что цель таких выходок – подтолкнуть крымтатар на некие действия, направленные против предполагаемых преступников. Или же побудить радикально настроенные религиозные группы к ответным действиям на святынях христиан. К слову, не могу вспомнить, когда в последний раз сообщалось и сообщалось ли вообще о надругательстве в Крыму над христианскими культовыми объектами или захоронениями.

И пока многие сочли инцидент с разбитыми надгробиями исчерпанным и благополучно о нем забыли, хочется обратить внимание на контекст, которым сопровождались действия вандалов. Если абстрагироваться от конкретного случая с кладбищем и вспомнить другие акты вандализма, так или иначе совершенные в отношении крымтатар, то можно проследить весьма четкую негативную тенденцию.

Возьмем недавний инцидент с мечетью в Карасубазаре (Белогорске), построенную на средства известного мецената Ресуля Велиляева. Ее забор был изрисован свастиками, а белоснежные стены самого сооружения облиты черной краской. Всему этому предшествовало задержание Велиляева и отправка его в московское СИЗО Лефортово якобы за просроченные продукты в магазине его торговой сети. Тогда новость получила широкий резонанс, в том числе и за пределами Крыма, ведь Ресуль Велиляев известен как меценат, сделавший немало для жителей Карасубазара (Белогорска).

Или же многочисленные случаи гнусных ограблений и поджогов мечетей за последние несколько лет, которые происходили накануне или во время священных мусульманских праздников, когда крымтатары вновь становятся объектом повестки дня в информационном поле.

А что же такого предшествовало вандализму на кладбище в Еди-Къую (Ленино)? Буквально за неделю до инцидента в ОБСЕ поддержали резолюцию Украины по Крыму, в которой говорится о «нарушении прав человека и основных свобод» на полуострове и особое внимание уделяется именно крымтатарам.

Выходит, что практически все безобразия следуют за большими информационными всплесками, связанными с крымтатарами и их жизнью на полуострове. Как только мировому сообществу напоминают о маленьком, но духом сильном народе и о проблемах, с которыми он сталкивается на родной земле, ответные меры не заставляют себя долго ждать. Коренному народу лишний раз демонстрируют, кто устанавливает правила игры.

Как к этому относиться – выбор каждого. Но понимать и осознавать то, что прячется между строк, должны все. Ведь это, в частности, определяет направление развития и дальнейшее поведение крымтатар в современных условиях.

Когда три года назад на кладбище напали вандалы, терпению нашему и горожан пришел конец. Вместо того, чтобы в очередной раз объяснять газетчикам, что мэрия не имеет в бюджете средств на борьбу с вандализмом, решили бороться с этим злом собственными силами. Для начала создали штаб из инициативных и решительных противников вандалов. Нашли единомышленников в молодежных объединениях, милиции, ФСБ, отделениях политических партий, совете ветеранов. Кто-то из них, ветеранов, предложил в борьбе с вандалами использовать фронтовой опыт. Как известно, в начальный период Великой Отечественной войны нашим бойцам приходилось туго. Сказывались нехватка оружия и личного состава. Эту нехватку солдаты восполняли находчивостью и смекалкой. Например, нередко использовались фальш-вышки с чучелом вместо часового. Другой пример. Когда надо было создать впечатление у врага о нашем численном превосходстве, кто-нибудь из бойцов с мощным голосом выкрикивал команды типа «первый батальон, обходи справа, второй батальон, приготовиться к атаке!», хотя на позициях располагалось не больше роты. Иногда эта хитрость срабатывала, позволяла выиграть время, а то и вовсе решить исход боя в пользу наших воинов. В общем, мы решили прибегнуть к такой же хитрости, договорившись сохранять наши планы в тайне, прежде всего от прессы: некоторые журналисты, как известно, доброе дело могут испортить в считанные часы.
Первое время каждую ночь мы переодевали чучело часового, меняли позу, место на вышке. Кто-то предложил повесить шарф, который бы развевался на ветру, создавая иллюзию движения. В прессу дали объявление о том, что теперь кладбище охраняется, завели собак, развесили объявления. Использовали и звуковой эффект. Через громкоговоритель, укрепленный на столбе, прокручивали магнитофонную ленту с записью предостерегающих команд охранника.
Эффект превзошел все ожидания. Вандалы не появились ни в первую неделю, ни в первый месяц. Вот уже три года надругательств над памятниками больше нет. Были бы деньги, мы, наверное, пошли бы по другому пути, используя зарубежный опыт. Там на кладбищах установлено мощное освещение всей территории, ведется видеонаблюдение. Во многих странах - Португалии, Испании, Италии, Англии - полиция каждый час объезжает всю территорию кладбища в ночное время. Обязательны высокая ограда, автоматически закрывающиеся ворота, громкое радиооповещение о закрытии кладбища, обход с собаками. Конечно, такие системы охраны используются не везде. Есть кладбища в Германии, Финляндии, Швеции, которые вообще не охраняются. Но там большие средства и общественные усилия направляются на разъяснения, почему необходимо сохранять и развивать кладбищенскую культуру. Несомненно, просветительский подход носит более цивилизованный характер. Мне, например, больше нравится такой подход, когда о кладбищенской культуре говорят как о национальном достоянии, наследии. Считаю ключевым словом здесь - «НАСЛЕДИЕ».
В России, очевидно, по причине Второй мировой войны, большевизма и коммунизма, слово «наследие» практически никогда не использовалось в этом контексте. Мы привыкли к другому слову - Память. Память об убитых. И меньше - Память о делах, свершениях, завоеваниях. Практически исчезло такое понятие, как летопись. Жизнеописаний много, но мало истинной летописи истории науки, техники, почти нет описаний прогресса. Мне кажется, наши педагоги где-то ошиблись, сделав ставку в воспитании и обучении на основе героических подвигов и жизни выдающихся, известных людей в духе патриотизма. Все это, безусловно, должно присутствовать в педагогике. Но наша жизнь проходит в эпоху научно-технического прогресса. Его творят люди,
многие из которых лежат на кладбищах. Об этих творцах молодежь должна знать, и в этом, не сомневаюсь, любой мой коллега поддержит меня. На наших кладбищах немало памятников выдающимся хирургам, известным ученым, знаменитым деятелям культуры… Стоят памятники сами по себе, только изредка привлекая внимание случайных посетителей. Это неправильно. К таким захоронениям должны быть организованы экскурсии, коллективные посещения в дни памяти. Необходимы профессиональные описания памятников. Специалисты в лучшем случае приходят на кладбище, чтобы уточнить место нахождения памятника, из чего он изготовлен. Людям необходимы и другие сведения. На кладбищах в Ростове много захоронений выдающихся наших современников. Но я, руководитель кладбищенского хозяйства, не имею таких сведений. Когда приезжают делегации, я показываю кладбище, но не всегда могу ответить на многочисленные вопросы гостей. Приходится ограничиваться рассказами досужих историй: здесь покоится мать министра, он приезжает регулярно. А это отец известного политика. Он совсем забыл отца. Правда, звонит из Москвы, просит привести могилу в порядок. А вот ватага «блатной братвы», все как на подбор. Нередко испытываю неловкость от того, что серьезной информацией не располагаю.
Мои коллеги за рубежом, я это точно знаю, чувствуют себя куда как более комфортно. Потому что на кладбищах постоянно работают историки, которые пополняют информационный багаж кладбищенских специалистов. Там экскурсии по кладбищам - норма. Есть даже конкурс - десять наиболее посещаемых кладбищ. Когда это будет у нас?
Уверен, если бы наших школьников водили на экскурсии по кладбищам, знакомили с жизнью и достижениями усопших земляков, вряд ли бы эти экскурсанты подняли в будущем руку на памятник. Ведь каждый памятник - это наше наследие.
В одних странах кладбища приобрели статус музеев, в других - кладбищ-заповедников. Есть кладбища-парки, где люди привыкли гулять. Туда приезжают с детьми в колясках, с друзьями, однокурсниками. На кладбищах работают киоски, небольшие кафе. У них живые кладбища. Они помогают живым. Уже сам уклад кладбища воспитывает молодежь, учит чтить память усопших, помогает обрести основу патриотической гордости. Там издаются буклеты, рассказывающие о кладбищах, путеводители, разработаны маршруты для посетителей. Могилы известных сограждан - это то, чем гордятся за рубежом в каждом городе, в каждом населенном пункте. У них собственное, выработанное столетиями, представление о том, каким должно быть кладбище. Поэтому там следопыты ставят перед собой несколько другие задачи, нежели наши. Хотя стратегическая цель совпадает - воспитание патриотизма. Разница в тактике - выборе примеров, на которые можно равняться подрастающему поколению. Если у нас - героизм при защите Отечества, то у них - созидательная деятельность личностей, прославивших селение, город, страну. Они гордятся такими земляками, помнят их, чтят их память. На этой основе воспитывается патриотизм.
К сожалению, ни одну страну мира не миновал кладбищенский тайфун вандализма. Эта проблема носит планетарный характер. Проявление вандализма зафиксировано на разных континентах и в разных странах как на Западе, так и на Востоке.
Сообщения об актах вандализма на кладбищах то и дело появляются на страницах зарубежных средств массовой информации. В Европе, например, надолго запомнился случай, когда президент Французской республики был вынужден направить королеве Великобритании извинительное письмо за акт вандализма на кладбище британских солдат, погибших на севере Франции во время Первой мировой войны. Как говорится в письме, «эти неприемлемые и постыдные действия единодушно осуждаются французским народом. От лица Франции и от себя лично прошу Вас принять мое глубочайшее сожаление в связи со случившимся».
Что-то не помню я, чтобы российские власти отреагировали хотя бы на один факт кладбищенского вандализма, зафиксированный на территории нашего Отечества. Много чаще слышен протестующий голос Церкви. По словам архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, люди, решившиеся на святотатство осквернения могил, не только сами, но и потомки их попадают под страшное проклятие.
Хотел этими словами о проклятии закончить статью, но пришла мысль заглянуть в словарь. Согласно словарному определению, вандализм - это бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников. В уголовном праве Российской Федерации это деяние квалифицируется как преступление против общественной безопасности, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений и порче имущества в общественных местах. Если исходить из этого опре-
деления, то кладбищенский вандализм есть ни что иное, как осквернение или разрушение могил и надгробных сооружений. Но моя статья убеждает, это будет слишком узким определением вандализма на кладбище. Речь идет не только о механическом разрушении. Кладбищенский вандализм - это осквернение памяти усопших, надругательство над нашим духовным наследием.
Излишне говорить - место последнего покоя умерших на земле достойно самого благоговейного нашего отношения. Ведь на кладбищах мы погребаем дорогих нашему сердцу родителей, чад, сродников, благодетелей, друзей. Потому невольно должно возникать в нас чувство любви, уважения, благодарности к почившим. Смерть не прекращает, а только внешне изменяет наши непосредственные сношения с близкими и дорогими нам ушедшими в мир иной людьми. И разве можно найти какое-то оправдание равнодушному или недостойному отношению к могилам живших прежде нас?

Игорь МОРДУХОВИЧ, директор Муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг, Ростов-на-Дону

Количество актов вандализма на кладбищах Петербурга заметно уменьшилось: если в 2008 году по этому поводу было подано 103 заявления, то в этом - зафиксировано пока только два случая. Такие данные привел директор городской специализированной службы по вопросам похоронного дела Андрей Молдованов. Впрочем, последние два инцидента, к сожалению, стоят многих: на территории старейших некрополей повреждены десятки памятников, часть из них восстановлению не подлежит. Что развязывает руки хулиганам, выясняла корреспондент "РГ".

Оба происшествия случились в апреле, с разницей буквально в несколько дней. Сначала вандалы осквернили Громовское старообрядческое кладбище в Московском районе: подожгли венки и кресты, разгромили могильные плиты. Всего, по словам сотрудника некрополя, пострадали шесть надгробий. Не успели правоохранители начать проверку, как поступил следующий тревожный сигнал. Группа молодых людей разрушила более 30 памятников на Смоленском кладбище, причем после осмотра оказалось, что половина из них утрачены полностью. Восьмерых вандалов (были среди них несовершеннолетние и приезжие) задержали практически сразу, дело было передано в суд.

В действиях хулиганов СМИ тут же усмотрели национальную подоплеку, но, как выяснилось, ни ее, ни религиозных или политических мотивов у них не было - компания просто хотела срезать путь и, видимо, "по приколу" крушила все попадавшиеся по дороге могильные камни. При этом восстанавливать надгробия теперь придется родственникам умерших: максимальная сумма, которую может компенсировать город в подобных случаях, составляет 9784 рубля. Для памятника из гранита (а им-то как раз досталось больше всего) этого, конечно, мало.

Эксперты говорят, что положительная динамика налицо: удалось остановить, например, выламывание оградок, которые еще несколько лет назад хулиганы массово несли в пункты приема цветных металлов, но соглашаются - полностью контролировать порядок на территориях кладбищ пока не получается.

Конечно, у каждого городского кладбища есть охрана, однако часто территории захоронений огромны. Есть такие, что составляют более 50 гектаров. На каждом углу камеру не поставишь. И даже если бы мы хотели, через зеленые массивы, деревья сети не протянуть. Еще в 91 году у нас были убраны посты милиции, сейчас мобильной группы, которая бы регулярно проверяла территорию, нет, - формулирует проблему Андрей Молдованов.

Но осквернение мест упокоения - это не только разрушение могильных камней. На историческом Митрофаньевском кладбище, например, неизвестные приноровились складировать мусор. За этот некрополь, где похоронены более 400 тысяч петербуржцев, горожане бьются уже который год.

Сначала его хотели застроить и проложить через него магистраль, но благодаря протестам решение удалось отменить. Добились и включения его в список объектов культурного наследия. Однако обширная территория почти уничтоженного в советское время кладбища остается сегодня доступной для всяческого рода нарушителей.

Мы обнаружили шесть мусорных куч, да таких, которые убрать можно только с помощью специализированного транспорта. Пока ограды нет, это будет продолжаться. Еще два участка в самом центре кладбища используются под склад черного лома. Других мест, видимо, для этих целей не нашлось, - рассказывает заместитель председателя "Санкт-Петербургского Митрофаньевского союза" Илья Попов.

Своими силами общественники справиться не надеются и очень рассчитывают на поддержку чиновников. Пока же удалось только снести незаконные постройки и начать выселение арендаторов, которые фактически оккупировали территорию кладбища, но работа эта продвигается крайне медленно.

По словам специалистов, основная проблема в том, что сегодня государством не предусмотрено каких-либо мер по защите памятных надгробий. Предполагается, что у кладбища есть охрана, на этом все и заканчивается. В действующем законе "О погребении и похоронном деле" статус кладбищ как особо важных объектов не прописан, а меры охраны и содержания упоминаются вскользь. Возможно поэтому некоторые погосты сегодня даже не ограждены по периметру. Более того, иногда вообще непонятно, кому принадлежит территория и следит ли за ней хоть кто-то. Сегодня многие петербуржцы предпочитают договариваться со смотрителями - за определенную плату они соглашаются почаще осматривать могилы. Некоторые страхуют гранитные кресты, что в случае чего покрывает расходы на установку нового памятника. Правоохранители же просят проявлять бдительность и сообщать, если вдруг замечены подозрительные личности - надгробие они, может, и не разрушат, но случаи воровства тоже не единичны. Напомним, вандализм в местах захоронений карается сроком до пяти лет лишения свободы.

Ст.

  • Арест до трех м.

Деяния, зафиксированные в ч. 1 ст. 244 УК РФ, могут совершаться:

Осквернение могил статья

При этом несомненным плюсом ст.

229 УК РСФСР по сравнению со ст. 244 УК РФ являлось, наличие в ней признака «хищение из могил». Во-первых, название статьи не соответствует содержанию, т.е. название уже, чем смысл статьи, в названии указано только понятие надругательство, а объективная сторона представлена так же и другими действиями: уничтожение, повреждение, осквернение. Комментарий к статье 244 УК РФ Ст. 2282; 2002. N 30. Ст. 3033; N 50.

Ст. 4931; 2003. N 2. Ст. 160, ст.

167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 Уголовного кодекса РФ) 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред.

от 28.07.2012, с изм. от 04.06.2014) «О погребении и похоронном деле»). 2. Предмет преступления - тела умерших, места захоронения, надмогильные сооружения и кладбищенские здания, где совершаются церемонии в связи с погребением умерших или их поминовением (см. Впоследствии на этом месте вырос густой лес, исчезли свидетельства трагедии, но - тайное всегда становится явным.

Когда в стране начался процесс реабилитации жертв тоталитаризма, о Куропатах было сказано в полный голос. Жаль только, что потом скорбное место стало ареной борьбы политических мнений, доходивших порой до спекулятивных провокаций.

Сегодня урочище почитается в стране как место захоронения. Способы совершения надругательства в законах не определены. Это могут быть: осквернение, в т.ч. путем нанесения непристойных надписей, рисунков, выливание нечистот; разрушение надмогильных сооружений; раскапывание места погребения, расчленение трупа либо его уничтожение, срывание одежды. Надругательство характеризуется как объективным моментом – совершением относительно праха или места погребения определенных действий, так и субъективным – стремлением оскорбить память об умершем (выделено – автором – прим.

Статья 244

Статья 244 УК РФ

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения Новая редакция Ст.

244 УК РФ 1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — 2.

Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 1. Объект преступного посягательства — общественная нравственность, требующая уважительного отношения к усопшим.

Вандализм на кладбище осквернение могилы статья ук рф

244 УК РФ: наказание Наказание За указанный в первой части ст. 244 УК РФ состав преступления субъекту грозит:

  • Арест до трех м.
  • Не больше 360 часов обязательных работ.
  • Исправительные работы до 12 мес.
  • Штраф до 40 тыс. р. или равный доходам за 3 мес.

Деяния, зафиксированные в ч.

1 ст. 244 УК РФ, могут совершаться:

  • Группой граждан, в том числе предварительно договорившимися, а также организованным сообществом лиц.
  • В сопровождении насильственных действий или под угрозой их применения.
  • По мотивам расовой, политической, национальной, идеологической, религиозной вражды, ненависти в отношении определенного социального объединения или в отношении архитектурного, скульптурного сооружения, которое посвящено жертвам фашизма или борьбе с нацизмом, а также участков погребения участников такого противостояния.

Вандализм на кладбище

Под вандализмом в современном законодательстве понимается осквернение зданий и различных сооружений, порча имущества в общественном транспорте и иных общественных местах. За вандализм предусмотрена ответственность по статье 214 УК РФ.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с вандализмом на кладбище, то вам следует помнить, что:

  1. Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  2. Все случаи уникальны и индивидуальны.
  3. Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.

Однако, если объектом вандализма становятся тела умерших или места их захоронения, то преступные действия квалифицируются уже по статье 244 Уголовного кодекса РФ.

Опасность данного деяния кроется в оскорблении общественной нравственности, чувств живых к умершему, памяти об усопшем, а также религиозных или народных обычаев и ритуалов захоронения.

Статья 244 УК РФ

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения Новая редакция Ст. 244 УК РФ 1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — 2.

Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1. Объект преступного посягательства — общественная нравственность, требующая уважительного отношения к усопшим.

Статья 244

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения 1.

Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, - 2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1. Общественная опасность данного преступления заключается в оскорблении памяти об усопшем, чувств живых к умершему, народным обычаям почитать умерших. Преступления, предусмотренные ч.

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ, ст 244 УК РФ

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст 244 УК РФ 1.

Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — 2.




Top