Отношение толстого к масонству. Лев толстой как зеркало богоборчества

Интервью с Евгением Щукиным, историком масонства и действующим членом ложи «Имхотеп»

О братстве вольных каменщиков, его истории и учении, символике и ритуалах, написано уже много и известно практически все, несмотря на тайный характер масонского общества. Получить информацию о современном масонстве как организации, в том числе и в России, тоже нетрудно - в интернете представлены сайты всех российских масонских лож. Гораздо больший интерес представляют сами масоны - живые люди, которые по каким-то причинам решают стать частью одного из самых загадочных и скандальных сообществ в мировой истории. Кто же они - русские масоны? Почему они становятся членами этого общества? Чего ждут и чего ищут в масонстве? Говорить о всех современных российских масонах сложно, поэтому мы решили побеседовать с одним из самых активных и творческих российских «братьев» Евгением Щукиным, переводчиком, историком, занимающим в российском масонстве важное место.

Евгений, какую именно масонскую организацию вы представляете в данный момент?

Я состою в ложе «Имхотеп», которая работает в системе египетского масонства по уставу «Мемфис-Мицраим» . До этого состоял в Великой Ложе России (ВЛР) и работал по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу (ДПШУ), занимал в ВЛР и ДПШУ достаточно высокие должности, в частности должность заместителя секретаря. Вообще в масонстве я уже 17 лет, с 1993 года. Среди моих степеней посвящения: 32-й градус Шотландского устава, степень Царственного Свода английского образца, 33-й градус Устава Мемфиса-Мицраима, степень S.I. Древнего Ордена Мартинистов.

Как вы впервые познакомились с масонскими идеями?

Как и многие русские братья, с масонским учением я впервые познакомился через «Войну и мир» Толстого, потом пошел советский агитпроп - «За фасадом масонского храма» Замойского, а потом и самостоятельные поиски более объективной и полной информации, и тут я сразу наткнулся на Альберта Пайка . И в нем я сразу утонул, потому что это был гениальный человечище, нет практически ни одной духовно значимой для меня темы, которую он не раскрыл бы. В частности, именно через него я определился со своей религиозной позицией, которую можно назвать универсализмом. Он бы это так не назвал, но по сути именно универсалистскую позицию он сформулировал своими чеканными фразами, которые для меня многое определили.

Когда человек вступает в масонство, его вообще сразу предупреждают, что это не касса социального страхования, что никаких вспоможений материальных он получать не будет, а будет только платить, платить и платить - взносы, взносы и еще раз взносы.

Чем же вас так привлекло вольное каменщичество? Почему из множества эзотерических учений и организаций вы выбрали именно масонство?

Были некоторые внешние обстоятельства, например, диссидентство. Я был и остаюсь ярым антисоветчиком, и поскольку масонство в СССР подвергалось гонениям и идеологически было заклеймено, оно меня интересовало вдвойне. РПЦ я воспринимаю исключительно как советский бюрократический продукт и для меня это никогда не было вариантом духовного поиска. Кроме того - экзотика. О масонстве в России фактически ничего не было известно, масонов у нас живых не было, все это было окружено атмосферой тайны, скандала, экзотики. Я помню, каково было мое удивление, когда я приехал в Штаты, где и прошел посвящение, на стажировку в маленький городок на 30 тыс. человек населения на границе с Канадой, и там самым большим зданием был масонский храм в 8 этажей. Вот это меня тогда поразило: то, что в СССР было тайной, там было совершенно открытым и явным - самое большое здание в маленьком провинциальном городке. Экзотика, одним словом.

Но есть и более важные вещи, внутренние, скажем так. Масонство привлекает меня в двух своих аспектах - вертикальном и горизонтальном. В вертикальном плане оно предлагает органичный синтез всех эзотерических традиций разных эпох и разных культур, аккумулирует знание о них, позволяет их изучать и создает нужную атмосферу, чтобы их изучать. А в горизонтальном плане - я говорил об этом на радио «Эхо Москвы» - это, помимо всего прочего, способ возрождения и объединения русской интеллигенции, т.е. интеллектуалов, которые помимо интеллектуальной работы занимаются также и душевной работой. На данный момент масонство мне представляется единственной организацией, способной объединить интеллигенцию и это для меня очень значимый момент. То есть это объединение на основе и интеллектуальной, и духовной. В частности, я придерживаюсь позиции, что в масонство необходимо принимать только религиозных людей, хотя по этому поводу тоже есть разногласия в масонской среде. То, что в масонстве традиции сопряжены с очень красивыми ритуалами, тоже добавляет привлекательности масонству.

Офицеры Ложи Северного Кваббина (Массачусетс, США, 2010 год. Фото: flickr.com/photos/usonian/)

Широко распространено мнение, что членство в масонской ложе дает какие-то особые карьерные возможности, привилегии, доходы. Можете ли вы, зная ситуацию изнутри, подтвердить это или опровергнуть?

Это мнение абсолютно не соответствует действительности. Масонство вообще позволяет зарабатывать на себе только функционерам исключительно бюрократического типа. Т.е в ложах платная должность вообще только одна - Секретарь, который за все эти муки с оформлением документов получает какую-то очень низкую заработную плату. А больше никто на этом не зарабатывает, кроме каких-то коррупционных схем, которые в Великой Ложе России были в 90-е годы, а сейчас и там вряд ли кто-то что-то может получить. Просто когда ВЛР только начинала формироваться, были материальные поступления от братских организаций за рубежом, и с ними происходили какие-то удивительные вещи, в российских традициях. Когда человек вступает в масонство, его вообще сразу предупреждают, что это не касса социального страхования, что никаких вспоможений материальных он получать не будет, а будет только платить, платить и платить - взносы, взносы и еще раз взносы.

А как соотносится ваша профанная жизнь с членством в масонской ложе? Не мешает ли одно другому?

Иногда бывают сложности. Вот, например, я давал интервью на радио «Эхо Москвы», я не мог назвать свое настоящее имя, также я старюсь именно в узком смысле отграничивать масонство от работы.

Почему в данный момент вы работаете именно по уставу «Мемфис-Мицраим», одному из самых оккультных и эзотерических? Как лично вы относитесь к оккультным практикам?

Я их не одобряю, не ценю, я не верю в возможность манипулирования божественной волей, а магические ритуалы я воспринимаю только как таковые - как попытки манипулировать божественной волей. Мысленно я могу обращаться к Богу, но без конкретных формулировок, ритуалов и прочего.

Однако, несмотря на это, Египетское Масонство интересует меня по нескольким обстоятельствам. Во-первых, никто никого в ложе ни к чему не принуждает, какие-то общепринятые оккультные практики не существуют. Это просто одно из направлений масонства, которое да, традиционно объединяет людей, глубоко интересующихся какими-то эзотерическими темами. А история эзотерики, история оккультизма всегда меня очень привлекала и интересовала, я вообще историк по своей сути, хотя по образованию и по роду деятельности лингвист, переводчик. Кроме того, что масонство дает мне возможность глубоко изучить историю эзотерики разных веков и стран, оно также дает возможность общаться с теми людьми, которые мне интеллектуально близки.

Церемония вступления в Великую Ложу Франции в конце XVIII века. Иллюстрация из "Historia General de la Masoneria" (G. Danton, Испания, 1882 год)

А как вы понимаете масонское посвящение? Что представляет собой инициация в масонстве?

В масонстве это в значительной степени просто выдача бумажки. Но это должно дополняться личными состояниями, и это уже зависит от человека. Для многих людей важно просто занимать разные должности, влиять, управлять, а никакого стремления к духовному просветлению у них нет. Я же фактически рассматриваю посвящение как структурные точки вектора духовного развития, как путь улучшения самого себя.

Можно ли назвать масонское учение религиозным, а само масонство - религией?

Масонское учение можно назвать религиозным ровно в той степени, в какой философию религиозного человека можно назвать религиозной философией. Само по себе масонство — это лишь инструмент для практической реализации внутреннего духовного потенциала человека, религиозного, нравственного, да даже физического, если человек из всего масонства вдруг внезапно выберет идею строительства и займется возведением зданий на свежем воздухе, а почему нет? Ведь никто ему этого не может запретить, если он «так это видит».

Каково ваше отношение как масона к традиционным конфессиям?

Больше всего меня не устраивает христианство. Это моя субъективная точка зрения, хотя и основанная на прочитанной литературе. Я очень сильно против института жречества, т.е. посредничества между человеком и богом. Я убежден, что если богу надо, он может связываться с человеком напрямую, а посредник не нужен, поэтому я отрицаю и таинства, и священников и т.д. Я не вижу этих минусов в иудаизме, исламе, но там есть много чего другого - излишняя формализованность, придуманные людьми ограничения, которые к богу не имеют никакого отношения. А не монотеистические религии я как-то вообще не воспринимаю. Потому что верю в единого творца, и считаю, что все остальное человеческие заблуждения. Тем более, что я сторонник той теории, что монотеизм - первоначальная религия человечества и лишь недоучившиеся, необразованные неумные люди могут различные символы единого божества превращать в различных богов.

На данный момент совершенно тоталитарная сектансткая структура - это богдановская Великая Ложа России.

Но ведь в масонстве тоже есть ритуалы, ландмарки, т.е. своего рода ограничения, в чем на ваш взгляд отличие?

Отличие в том, что в масонстве нет формализации и ограничений по вертикали, а только по горизонтали - ритуал это то, что связывает людей, для создания структуры ритуал очень полезен, а для общения с Богом он не нужен.

Какова, на ваш взгляд, роль масонства в обществе, в частности, в современной России?

Изначально в социальном плане масонство планировалось как узкий центр духовный, который повлияет на общество вокруг себя. Но свою задачу масонство не выполнило и вряд ли когда-то выполнит, потому что это просто срез общества. В какой-то момент оно стало работать в обратную сторону, как пылесос, стало впитывать тенденции общества в себя, и за счет этого там бывают и финансовые преступления, и тоталитаризм, и все что угодно. Насколько я понимаю, на данный момент совершенно тоталитарная сектансткая структура - это богдановская Великая Ложа России. Но в этом они не отстают от Южной Америки, например, где масонство тоже очень тоталитарно, там у них такие традиции вековые - военная диктатура. А в масонстве итальянском, например, царит абсолютная анархия и бардак

Что вообще представляет из себя масонство в России? Какова приблизительная численность членов всех масонских лож?

В России масонство представляет собой несколько групп людей, пытающихся в конкурентной борьбе между собой, в первую очередь, сами понять, что такое масонство. А поскольку при этом они формируют масонство в этой стране, оно здесь и получается такое вечно недостроенное, рассыпающееся на ходу и постоянно меняющее внешний облик — точь-в-точь как песочный замок. Никакой роли в жизни окружающего российского общества оно не играет и совершенно замкнуто само на себя и зарубежные масонские юрисдикции.

В общем и целом, масонов в России чуть больше 600, приблизительно 250 — в ВЛР, приблизительно 350 — в ОВЛР и еще приблизительно 50-60 в остальных группах.

Если человек подал заявление и прошел одно собеседование, и выяснили, что он не хочет стать губернатором Камчатки через масонство, то этого достаточно, потому что это значит, что он тоже ушибленный по голове.

Как вы думаете, каковы вообще причины, по которым люди вступают в России в масонские ложи?

Еще в середине 90-х один из братьев наших, самый странный человек в нашем масонстве, бывший милиционер и вообще человек очень простой и прямой, сформулировал это в своей собственной манере, сказав, что мы все здесь будем всегда и, несмотря на все наши разногласия, никуда отсюда не денемся, потому что все мы по голове ушибленные. Я бы это так и описал, потому что за 17 лет, что я в масонстве, я повидал людей абсолютно всех типов, и всех их объединяет именно это. У нас бывают, например, и полублаженненькие люди, которые повернулись на эзотерике, бывают священники, представители официальных конфессий, воцерковленные люди, которые тем не менее этим интересуются. Бывают прагматики, историки, например, которые изучают материал, погрузившись в него изнутри. Бывают циники, которые ищут для себя выгод каких-то материальных, социальных, некоторые думают найти у нас кровавые оргии или секрет философского камня, потом, само собой, массово разочаровываются и уходят. Сложно выделить какие-то общие причины. Но все мы ушибленные. И я всегда в ложе выдвигаю такой аргумент, когда проходит голосование по новому кандидату, я всегда говорю одну и ту же фразу: человек подал заявление в XXI веке о вступлении в масонскую ложу. Что вам еще надо? Зачем его пытать? Давайте его принимать! Я лично считаю, что если человек подал заявление и прошел одно собеседование, и выяснили, что он не хочет стать губернатором Камчатки через масонство, то этого достаточно, потому что это значит, что он тоже ушибленный по голове. И не надо никаких трех собеседований, как у нас это делается, никаких обсуждений, дебатов, голосований, переголосований, надо сразу принимать

Каковы перспективы масонства в России?

Ну, у нас сейчас очень бурная, активная жизнь, мы развиваем наше новое послушание, за один год мы продвинулись очень далеко. Мы начинали с ложи в 7 человек, а за год мы выросли до 18, у нас тесные контакты с французским центром нашего послушания, мы собираем 2 раза в месяц в полном составе работы в ложе, и это показывает, что группа у нас именно сплоченная, а это и есть то, к чему мы стремились. Масонство отрицает индивидуальное посвящение, человек не может быть масоном вне ложи, он должен участвовать в ее работах постоянно, и не за патенты, а за идею. Этот год показал, что перспективы у нас огромные, в следующем году мы откроем еще одну ложу, так что все очень радужно.

Желающему вступить в масонскую ложу я бы посоветовал сто раз подумать. Я всегда говорю: нужно быть готовым к тому, что это ничего не изменит в жизни. Посвящение происходит внутри, и если не произошло, то не судьба, значит. Это как в «Маятнике Фуко» в главе про умбанду - подругу главного героя «накрывает», хотя она этого не хотела, а шведка, 3 часа пляшущая в центре зала, изо всех сил ищущая единения с духами и корчащаяся, не получает ничего и только устает.

Приемом проникновения в психологию действующего лица художественного произведения является внутренний монолог-размышление, внутренняя (“про себя”) речь, рассуждение персонажа. Одна мысль вызывает другую; каждая, в свою очередь, порождает цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов. “Открытия”, которые делают герои, – это ступени в процессе их духовного развития.

При приеме в масонство от вновь вступающего требуются гарантии. Желающий сделаться Вольным Каменщиком должен заручиться рекомендацией кого-либо из членов той ложи, в которую он желает быть принятым. Затем в назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вводит его в помещение ложи для обряда посвящения в первую масонскую ступень ученика”.

“Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свое имение. Его новые друзья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить им в его новой деятельности” (гл. 5).

Какие конкретные шаги предпринял , чтобы практическими делами подтвердить нравственные призывы масонов? В дальнейшем Пьер увидел, что под благообразной личиной святош кроется вовсе не то, что пытались демонстрировать братья по камеищичеству. Толстой пишет: “Из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни”. Пьер видел, что многие представители высшего общества, располагавшие не меньшим богатством, чем он, и принесшие масонскую клятву отдать все свое имущество для ближнего, уклонялись от внесения даже грошовой милостыни, и в его душу стали закрадываться сомнения.

Сегодня в Европе, Америке, Азии существует большое число масонских лож. Значительная их часть объединена в международную организацию. Но в рядах Вольных Каменщиков нет единства. Сами масоны все меньше отрицают свою связь с политикой, но, как и прежде, главным они считают гуманистические идеалы и обеспечение прав человека. В России легально действует несколько масонских лож. Одна из них – “Великая ложа России” – имеет свой официальный сайт в Интернете. Великий Мастер, некий Григорий Д., в своем обращении к читателям сайта сообщает, что его ложа избегает заниматься политикой. На вопрос, есть ли среди современных масонов известные люди из мира бизнеса и политики, отвечает: “Полагаю, что могут быть”.

Каким будет масонство в будущем? Будет ли оно влиятельной силой или будет притягивать людей своей причастностью к древним тайнам и загадочным ритуалам? Ответы на эти вопросы даст будущее.

Разделы: Литература

Введение

А.Радищев, Н. Карамзин, А. Грибоедов, А.Пушкин, М. Сперанский, Павел I, Александр I , А.Суворов, М.Кутузов – имена, известные всем. Но всемирная известность – не единственное, что их объединяет. Однако не каждый знает, что все они принадлежали к одному из самых таинственных, малоизученных философских течений в истории России – к масонству.

Кто они – масоны? Почему споры о масонстве продолжаются и сегодня? Чем же оно привлекало великих людей? Каковы нравственные стороны философии масонства и его влияние на формирование мировоззрения людей прошлых эпох и современности? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к истории маонства.

Слово “масон” в переводе с английского и французского означает “каменщик”, а с определением “франк” - “свободный каменщик”. Реальная история масонства начинается со строительства собора святого Павла в Лондоне под руководством архитектора сэра Кристофера Рена. Собор строился долго – с 1675 по 1710 год. Тут-то и зародилась замечательная идея: для привлечения общественного внимания к этому долгострою и для сбора дополнительных средств основать артели каменщиков, которые будут “строить” собор, не поднимая ни одного кирпича, а лишь размышляя об этом. Так среди них оказались врачи, архитекторы, юристы, ювелиры. В начале 18 в. возникли ложи, где настоящих каменщиков по профессии не было. Представителей интеллигенции, торговцев, дворян, священников и чиновников привлекали в ложи отсутствие социальных перегородок между “братьями”, реальное равенство масонов, взаимопомощь, защита интересов “братьев” всеми членами лож. На своих заседаниях ложи обсуждали различные теоретические и практические вопросы, выполняли роль одновременно политических клубов, культурно-просветительных и философских обществ.

Символами масонства стали орудия труда каменщика: мастерок, отвес, циркуль, угольник, белый фартук. Во главе каждой ложи стоял мастер, венерабль. Управляющий целым союзом назывался гроссмейстером или Великим Мастером. Появились и первые теоретики масонства: Андерсен и Даугулье, которые подвели под масонство философскую базу, начали создавать его теорию и структуру. 24 июня 1717 г. в лондонской пивной “Гусь и гридирон” состоялось собрание делегатов 4 лож “свободных каменщиков”, которые избрали Великую ложу Англии.

Вскоре масонство перекинулось во Францию и другие европейские страны. Появились традиции, новая символика, масоны придумали себе новую историю, восходящую от строительства храма Соломона. Главным строителем этого храма был назначен Адонирам, который был убит за то, что не раскрыл магическое слово, сказанное ему царем Соломоном. Это имя бога Иегова. Эта легенда об Адонираме лежит в основе посвящения в степень мастерства в масонских ложах.

Со временем в ложи стала вступать родовитая знать – придворные и лорды, но тогда нарушился главный принцип масонского устава – неучастие в политической жизни страны.

Масонство из чисто английского явления превратилось в международную организацию. И европейские государи опасались того, что “братья”, нередко занимающие высокие посты в правительствах, могут действовать, исходя из интересов ордена в пользу других держав.

Масоны проповедовали всеобщую религию. Вот как говорилось о ней в “Новой книге уставов”: “В наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех, это та всеобщая, всех объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем не называлось наше вероисповедание”.

В России первые масонские ложи появились в 30-е годы 18 века. В орден вступали по самым разным причинам. Для одних это была дань моде – их привлекала внешняя сторона масонства. Другие видели в нем чистое, высокое нравственно-философское учение и посвящали всю свою деятельность постижению законов братства. Русское масонство ставило перед собой задачу “познания тайны бытия” через христианскую терпимость и “обязательность работы соборной”, которая включала в себя самосовершенствование, духовное творчество, просвещение, строительство человеческого счастья. Изучение масонских символов, хранение масонских тайн, особенности братских отношений вносили мистическое настроение в орден.

“Золотым веком” для русских масонов было царствование Екатерины II. По данным исследовательницы Т.А.Бакуниной- Осоргиной (публикация 1939 г.), в разных городах страны с 1760 до начала 1790-х гг. работало около 100 масонских лож разных систем. Две трети из них действовали в Санкт-Петербурге и Москве.

С воцарением в 1801 г. Александра I начался “серебряный век русских масонов”. В ложи вновь хлынули тысячи дворян, офицеров, чиновников и др. Масоны проявили себя настоящими патриотами во время войн с Наполеоном и заграничного похода русской армии в 1813 г. После войны, во время которой создавались “военно-походные ложи”, масонство еще более расширилось. Именно в масонских ложах начали интересоваться политикой будущие декабристы.

В то же время подавляющее большинство масонских лож придерживались консервативных взглядов. В ложах, как и в 18 в., почти половина членов являлись иностранными подданными. Поворот Александра I к реакционной политике в начале 1820-х гг.привел к тому, что все тайные общества, а среди них прежде всего масонские ложи, были в России запрещены. Этот запрет подтверждали и все последующие императоры.

Масонская традиция в России, насчитывавшая 90 лет, прервалась. Но отдельные представители русской дворянской интеллигенции стали вступать во время пребывания за границей в английские, итальянские и особенно французские ложи. В 1880-х гг. во французских ложах разных систем насчитывались уже десятки русских подданных. И не следует забывать, что российские масоны внесли выдающийся вклад в развитие русской культуры и общественной жизни второй половины XVIII и первой четверти XIX в., в европеизацию страны, в формирование армии и государственного аппарата. Демократические идеалы масонов способствовали смягчению нравов и зарождению народолюбивой идеологии русской интеллигенции.

Основными нравственно-философскими идеями масонства, на мой взгляд, были следующие:

  1. Неприемлемость монархического государственного устройства.
  2. Идеал масонов – демократическая республика
  3. Все члены общества – братья. И ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делают между ними различия.
  4. Цель масонства – разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром.
  5. Человечество – выше отечества. Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создавать международное движение, следствием которого будут идеалы свободы, равенства и братства между народами.
  6. Идеи национальных революций, которые разрушат исторически сложившиеся государства и приведут к созданию масонского сверхгосударства.

Главным в философии масонов был и есть человек, его духовное состояние и гармоничное развитие. Взаимопомощь среди членов ордена со временем превратилась в систему благотворительности. Масоны строят и содержат больницы, клиники, научно-исследовательские центры. Филантропические фонды существуют благодаря добровольным взносам членов братства и различным пожертвованиям. В дореволюционной России по инициативе масонов открывались богадельни, школы, воспитательные дома. Но благотворительность – лишь часть деятельности ордена, направленной на благо человечества.

Прогресс общества возможен только при отсутствии войн между государствами и внутри них. А потому вольные каменщики выступают против разрешения конфликтов насильственным путем. Каждый из братьев может и должен принести пользу, пробудив в себе самые лучшие качества. Масоны всех направлений считают: приобретение знаний в естественных и гуманитарных науках, долгая и терпеливая самоподготовка помогут им создать равноправный и справедливый общественный строй, некий храм свободы, равенства и братства.

Нравственно-философские аспекты романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.

Роман Л.Н.Толстого “Война и мир” вышел в свет в то время, когда масонские общества в России давно уже были запрещены. Но события романа переносят нас в первые десятилетия XIX века, когда масонство в России процветало. Известно, что Михаил Илларионович Кутузов был масоном, он искал в братстве возможность осмыслить и постичь мир. Его масонская история начинается с 1779 г.: в немецком городе Регенсбург он стал причастен к таинствам ордена. Позже, путешествуя по Европе, Кутузов вошел в ложи Франкфурта и Берлина, а по возвращении в Россию в 1783 г. его признали ложи Петербурга и Москвы. Михаил Илларионович пользовался большим авторитетом среди масонов различных степеней. При посвящении в седьмую степень шведского масонства Кутузову присвоили орденское имя Зеленеющий Лавр и девиз “Победами себя прославить”. Этому девизу вполне соответствовала жизнь полководца.

Более 30 лет Кутузов отдал братству, именно он остановил Наполеона, демона насилия и властолюбия в понимании вольных каменщиков, осуществив тем самым основную цель ордена – достижение мира и спокойствия. В романе Толстого Кутузов уже человек с состоявшимися убеждениями, его не мучают сомнения так, как это происходит с Пьером Безуховым, которого как раз волнуют вопросы нравственного самоусовершенствования. Носителем этих идей в романе “Война и мир” является Иосиф Алексеевич Баздеев, который произвел на Пьера сильное впечатление своей страстной проповедью. Образ Баздеева написан с реального лица – Иосифа Алексеевича Поздеева, очень популярного среди московских масонов. Это обстоятельство, по-видимому, и заставило оставить без изменения имя и отчество персонажа и внести незначительные изменения в его фамилию.

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят сложный духовный путь в мучительных поисках истины. Увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

Поступление Пьера Безухова в масонское общество приходится на тяжелый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он мучается, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. Считал себя виноватым, что женился не любя, - это повергает Пьера в глубокий кризис. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?” – спрашивает он себя. Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.

Приход Пьера к масонству стал важным событием, поскольку это поможет найти выход его внутренним метаниям. Он “думал, думал, думал и думал”, – сообщает автор. Но чем больше он думал, тем “темнее, запутаннее и безнадежнее представлялись ему прошедшее, будущее и, главное, настоящее”.

Во время таких размышлений, когда Пьер был погружен “в высший склад мыслей, до которых может достигнуть человек”,- в этот момент в комнату вошел незнакомый человек. Это был старый масон Баздеев, который пришел к Пьеру, чтобы обратить его. Он сразу начал разговор о масонстве, предложил ввести Пьера в “братство вольных каменщиков”, где он обретет успокоение. В проницательном взгляде масона Пьер “почувствовал надежду и успокоение”. Через неделю был назначен прием Безухова “в Петербургскую ложу Северного сияния”. Пьер был принят в ложу с соблюдением всех ритуалов. Новая жизнь вселила в Пьера новые силы, и после посвящения в масоны он был “весел и сдержан, как бы подтрунивая над всем миром, зная истину”.

Со дня приема в “братство масонов” для Пьера началась “новая жизнь – деятельности и довольства собою”. Вскоре Пьер, поддержанный братьями-масонами в своих давних намерениях, поехал по имениям “с целью весьма ясно определенной: облагодетельствовать своих двадцать тысяч душ крестьян”.

Смысл жизни Пьер находит в философии нравственного самоусовершенствования как средстве устранения зла в себе и мире. Почему же Пьер, будучи атеистом и считая религию “несправедливою”, вступает в масонское общество? Потому что привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправить тем самым человеческий род и “противоборствовать злу, царствующему в мире”. И он искренне принял новое учение и верил в него. Пьер воспринимал масонство не как религиозную секту с ее внешней обрядностью, а как “лучшее единственное выражение лучших, вечных сторон человечества”. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал. У него было так много сомнений и колебаний, что он потянулся к тем, кто имел веру и убежденность в чем-то: “Пьер с замиранием сердца… испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни”. Итак, желание обрести что-то устойчивое, цель жизни для себя приводит Пьера в масонство…

Известны слова Л.Н.Толстого о том, что он не видит существенной разницы между основными принципами своего учения и философскими идеями масонства.

Смысл истинной жизни видится ему в духовной любви к миру и к ближнему как к самому себе. По его мнению, для людей, которые нашли радость жизни в духовной любви к миру, страха смерти не существует. Духовное существо человека бессмертно и вечно, оно не умирает после прекращения телесного существования. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самоусовершенствовании человека, которое включает в себя заповеди Иисуса Христа из Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея. Краеугольным камнем программы самоусовершенствования является заповедь о непротивлении злу насилием. Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием – воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, но, не заражаясь им, способно в активном духовном противостоянии злу победить его. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон ее.

Мысли Толстого о победе над злом и об осуществлении христианского идеала всеобщего братства созвучны идеалам масонства о нравственном совершенствовании каждого человека.

…Итак, “Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устраивал ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож… Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, насколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге… ”, – повествует Толстой. Вскоре Пьер убеждается, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. “ Из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни”. Пьер видел, что многие представители высшего общества, располагавшие не меньшим богатством, чем он, и принесшие масонскую клятву отдать все свое имущество для ближнего, уклонялись от внесения даже грошевой милостыни, и в его душу стали закрадываться сомнения. “В чаду своих занятий и увлечений Пьер, однако, по прошествии года начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног, чем тверже он старался стать на ней”. Пьер начал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Он не сомневался в масонстве, но подозревал, что “русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника”. Чтобы разобраться во всем, он едет за границу. Там он получает доверие многих высокопоставленных лиц, проникает во многие тайны, возводится в высшую степень, а в Россию привозит план ордена. Весь этот план был основан на том, “чтоб образовать людей твердых, добродетельных, связанных единством убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель”. В Петербурге он выступил перед “братьями”, говорил долго, но речь его произвела не столько сильное впечатление, сколько волнение и принята была холодно. Предложения его не были приняты, и Пьер, не дожидаясь формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

Пьеру не удалось довести работу по самоусовершенствованию до конца. Идеи масонов, которые были, как казалось, близки ему, не сумели помочь ему в разрешении всех его проблем, а деятельность его не дала должных результатов.

Нравственно-философские аспекты современного масонства.

Но масонство продолжает жить. В 90-е г. ХХ в. по инициативе французских центров масонства после более чем 70-летнего перерыва в России появляются масонские ложи. Новые отечественные масоны переняли нравственно-философские идеи, традиции и дух ордена, выработанные за многовековую историю братства. Сегодня масоны называют себя не тайным обществом, а обществом с тайнами, и утверждают, что братство занимается исключительно сохранением духовных ценностей. “Наш объект – духовный мир человека, а не общества”. По неофициальным данным, в России насчитывается 26 лож в разных регионах, в которых состоит около 500 человек. 7 марта 2005 г. в Риге встретились представители масонских организаций из 12 стран мира. Среди легально действующих в России масонских лож – Великая Ложа России.

“Великая Ложа России – единственная регулярная масонская организация на территории России, признанная более чем девяноста регулярными Великими Ложами мирового Братства”, - так записано на официальном сайте Великой Ложи России Всемирного ордена вольных каменщиков. Представители ложи сообщают, что они избегают заниматься политикой. На вопрос, есть ли среди современных масонов люди из мира бизнеса и политики, отвечают, что “могут быть”.

Какой будет философия масонства в будущем? Станет ли она влиятельной идеей современности или масонство будет привлекать к себе лишь тайнами и загадочными ритуалами? На все эти вопросы сможет ответить лишь время.

Список литературы

  1. Аксенова М.Д . Энциклопедия для детей. Т. 5. История России. Ч. 2. “Аванта +”. М., 2001 г.
  2. Башилов Б. История русского масонства, М., “Русло” – “Община”, 1992 г.
  3. Долинина Н. Г. По страницам “Войны и мира”. “Детская литература”. Л., 1978 г.
  4. Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. “Педагогика- Пресс”. М., 1993 г.
  5. Ермилов В.В. Толстой-художник и роман “Война и мир”. М., 1961 г.
  6. Зайденшнур Е.Э. “Война и мир” Л.Н.Толстого. “Книга”. М., 1966 г.
  7. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12 т. М., 1987. – Т. 4.

События 1917 года, произошедшие в России, изменили судьбу мира. Человечество испытало потрясения, вызвавшие грандиозные общественные катаклизмы. Началась революция, эпоха построения нового мирового порядка. Ленин, олицетворявший безбожную богоборческую власть, назвал зеркалом революции 17-го года не декабристов, не революционеров-террористов. Ленин назвал зеркалом кровавой русской революции Льва Толстого. Отчего? Мы привыкли видеть в Толстом гуманиста и гениального писателя, однако Ленин знал, что говорил, указывая на своего предтечу. Осфальд Шпенглер в своем знаменитом труде "Закат Европы" называет Толстого отцом большевизма. И мы опять задаем себе вопрос: "Почему?". В книге "Лев Толстой в современном мире" Ломонов, видный исследователь жизни и творчества писателя, пишет: "Мало уделяется истории борьбы Толстого с религией и церковью. У нас пока нет ни одной работы, в которой были бы систематизированы, подвергнуты анализу и оценке документы борьбы Толстого с церковниками. Эта тема еще ждет своего исследования".
Итак, что превратило Толстого в человека, лично возненавидевшего Христа и Христову Церковь? Что побудило его помыслить себя создателем новой религии и пророком для всего человечества? До сих пор широко распространен взгляд, что между Толстым и православной Церковью не было антагонизма, и что будто бы Толстой до конца своих дней оставался философом-богоискателем, и более того - проповедником особого, очищенного христианства. Даже протоиерей Василий Зеньковский в своей истории русской философии именно так оценивает деятельность Льва Толстого. Многие думают, что расхождение Толстого с Церковью - роковое недоразумение. И даже Бердяев, отмечавший, что Толстой был чужд религии Христа, как мало кто, в то же самое время утверждал, что Толстой "много сделал для пробуждения религиозных интересов в обществе безбожников", и что именно за это он был отлучен от Церкви, именно за свои религиозные искания. Но сам Толстой многократно опровергал своих защитников. А опровергает он их и по своей смерти.
Должно все-таки понять, что представляло собой учение Толстого, каковы были цели его учения, наконец, кем же все-таки был граф Лев Николаевич Толстой. Но все по порядку.
Известно, что с 15-летнего возраста Толстой увлекся чтением Жан-Жака Руссо, которого называл впоследствии своим учителем жизни. Толстой снял с груди нательный крест, заменив его медальоном с портретом Руссо. Отречение произошло в душе 15-летнего юноши. Христос отвергнут, Его место занял Руссо.
Кем был Жан-Жак Руссо? Помимо общеизвестных фраз о знаменитом писателе и философе XVIII века, сохранились достаточно интересные факты о личности и деяниях Руссо. Его отец был женевский часовщик, эгоистичный искатель приключений, подрабатывавший еще и как учитель танцев. Имя его было Исаак. Юный Руссо прошел вслед за отцом все этапы развратной жизни. Немецкий доктор психиатр Вильгельм Ланге Эльбаум в своем капитальном исследовании "Гений, безумие и слава", вышедшем в Мюнхене в 1928 году, анализирует личность идеолога Великой французской революции: "Руссо неоднократно объявляли сумасшедшим. Дегенерация с колыбели. Эксгибиционизм. Мозахизм. Фетишизм. Клептомания. Мания преследования с манией величия. Ипохондрия. Шизофрения, к 40 годам принявшая хроническую, параноидальную форму". Став известным, Руссо связал свою судьбу с крестьянкой. Как пишет сам Руссо - некрасивой, неграмотной, вульгарной и ограниченной до такой степени, что она не способна была определить, который час суток. С этой коровницей Терезой Руссо и сожительствовал, нажив пятерых детей, которые, по признанию самой Терезы, были от других случайных связей. Кстати, потом Руссо всех своих детей бросил, они оказались в сиротском доме.
Руссо был гениальным философом. Вот важнейшая идея, однажды осенившая Жана Руссо: "Просвещение вредно, и самая культура есть ложь и преступление". Эта мысль так поразила Руссо, что, по его же словам, пришел в состояние опьянения и лежал полчаса под деревом. Когда он пришел в себя, его жилетка была мокрой от слез. Заметим, что эту же идею в свое время стал проповедовать и Толстой. Гениальный философ Руссо писал письма Господу Богу и вместо почтового ящика клал их под алтарь собора, сообщает один из самых известных криминалистов и психиатров прошлого века профессор Ламбродо. Поскольку ответных писем от Бога Руссо не получал, он "логически" заключил, что Бога нет. Кстати, Руссо был трижды вероотступником: сначала он отрекся от католичества, перейдя в протестантство, затем отрекся и от протестантства и, наконец, отрекся от своей религии религий философов.
Мы не случайно довольно подробно говорим о Руссо - Руссо-человеке и Руссо-философе. Нужно понять, кто был непоколебимым идеалом для Толстого на протяжении всей его жизни. Толстой был прилежным учеником своего наставника. В августе 1901 года уже зрелый Толстой пишет: "К Руссо были несправедливы, величие его мысли не было признано. Я прочел всего Руссо, все 20 томов. Я более чем восхищался им - я боготворил его. В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста. Многие страницы его так близки мне, что кажется мне, я их написал сам".
Руссо справедливо называют отцом французской революции. Лев Толстой - зеркало русской революции. Возьмем книгу Кеннета Гоффа "Отец коммунизма - сатанизм". Кстати, автор книги прекрасно знает свой предмет: в прошлом он был одним из организаторов и руководителей компартии США. Кеннет Гофф пишет: "Волна люциферианства прокатилась по России перед революцией. Французская революция и русская революция. Впрочем, ни одна не была сделана из экономических или политических причин, чтобы облегчить участь бедных. Факт тот, что обе эти революции являются результатом тайного планирования с целью того, чтобы определенная система, невидимая империя, скрытая организация могли добиться своих темных целей". Руссо, кстати, как и прочие идеологи революции 1789 года, был масоном. Отца французской революции называют еще и отцом демократии. Руссо, взяв основу демократии у английского масона Локо, в 1760 году писал: "Невозможно, чтобы великие монархии просуществовали долго. Мы приближаемся к кризису, к веку революций". Руссо провозгласил, что сам народ должен устанавливать законы, права и религиозные убеждения. Но для достижения этого нужно упразднить государства. По сути дела, это же говорил потом и Толстой. Почему? Причина очень проста: апостол Павел во 2-м послании к фессалоникийцам говорит, что антихрист овладеет миром, когда будут ниспровергнуты устои государственности. Толстой, как это нетрудно заметить, яростно ополчился против государственного устроения русского народа. Теперь уже нетрудно понять почему. Нетрудно понять также, почему это слово - "демократия" - до сих пор остается знаменем разрушителей богозданных основ человеческого бытия.
Прежде чем идти далее, обратимся к истории, которая для нас может прояснить многое. Факты проливают свет на тайну Толстого. Тайну, для многих еще оставшуюся нераскрытой. Для этого нужно вернуться в XIV век, так как по словам внука Толстого Сергея Михайловича «в каждом изгибе семейной саги Толстых провидится Лев Толстой». Род Толстых ведет свое происхождение от немца Индриса, в 1352 году пришедшего из Германии с двумя сыновьями и тремя тысячами войска. Свидетельство о графском достоинстве Толстых называет его Генрихом. Этот Индрис-Генрих в действительности был граф Анри Де Мос из Фландрии, крестоносец-тамплиер. Биограф Льва Толстого, его внук Сергей Михайлович, как-то очень невнятно сообщает, что после неудачи крестоносцев на Кипре Индрис, он же Генрих, он же Анри Де Мос, отправился в Россию. Какая же неудача на Кипре заставила знатного крестоносца отправиться так далеко? Немного истории, и все станет ясно.
Когда в 1187 году Иерусалим был отнят у христиан, орден тамплиеров переселился в Акру, приморскую крепость в Сирии. Спустя столетие под ударами сарацинов Акра пала, и тамплиеры перебрались на Кипр. В начале XIV века французский король Филипп Красивый, заручившись поддержкой папы Климента V, разгромил орден тамплиеров – разоблаченных поклонников сатаны. Так вот какая неудача на Кипре вынудила влиятельного и богатого крестоносца странствовать по свету. Надо полагать, граф тамплиеров Анри Де Мос с тремя тысячами войска не случайно оказался в Московии. Прародитель Льва Николаевича сделал успешную карьеру в России.
Здесь для уяснения сути нашего исследования надо сделать краткий экскурс в область геральдики. Дело в том, что герб рода Толстых дает пищу для самых серьезных размышлений. Герб увенчан короной. Но на ней нет креста. Почему? Ответ находим в самом гербе – под короной изображен косой крест – символ шотландского масонства, для адептов которого насилие служит главным средством для достижения цели. Заметим, Вернадски в своей книге «Масонство в царствование Екатерины II» сообщает, что согласно существующему документу – письменной присяге Петра I – русский царь был принят в ложе святого Андрея шотландского обряда. По указанию того же исследователя среди рукописей масона Ленского есть письменное свидетельство, подтверждающее, что Петр I и Лефорт в Голландии были приняты в тамплиеры. Итак, в верхней части фамильного герба – символ шотландского масонства, в нижней части на красном фоне – пламенеющая звезда, пентограмма. Один из высших масонов XIX века Папюс так объясняет значение пентограммы: «Тайный свет изображается в виде пятиугольной звезды, он был символом человека, излучающего из себя таинственный свет люцифера». На гербе Толстых, помимо прочих масонских символов, присутствует и этот знак антихриста. Пламенеющая звезда расположена на красном поле, а красный цвет по учению вершителей тайны беззакония указывает окончание великого делания. Собственно говоря, это означает не что иное, как пришествие в мир антихриста. Между прочим, еще герб Толстых в начале XIX века имел изображение шестиконечной звезды, именуемой «щитом Давида» – символа иудейства. Внук Толстого составивший в 50-х годах нашего столетия генеалогическое древо рода Толстых, многозначительно заменил «щит Давида» на пентограмму – знак люцифера.
В конце XVII века Толстые стали весьма заметны в российской истории. Потомок рыцаря-крестоносца, Петр Андреевич Толстой, оказался верным слугой императора – императора-тамплиера… Врага Церкви и собственного народа. Петр Андреевич Толстой в 1717 году с тайной миссией был послан государем в Неаполь, где находился в это время царевич Алексей со своей любовницей. Толстой выполнил поручение Петра I. Обманом, действуя через возлюбленную царевича, вернул Алексея в Москву, где затем принял самое непосредственное участие в его пытках. Государь щедро наградил эмиссара и палача, пожаловал поместье и назначил главой тайной канцелярии. Нелишним будет заметить, что Петр Андреевич Толстой усердно штудировал Макиавелли, переводя сочинение политика, ставшего известным впоследствии своей исключительной беспринципностью.
Затем род Толстых теснейшими узами породнился с Волконскими, самыми заметными из которых были Николай Сергеевич Волконский, масон-вольтерьянец, и Сергей Волконский – масон-декабрист. Николай Сергеевич Волконский, дед Толстого, между прочим, демонстративно отказался построить церковь в своем Ясно-Полянском имении, чем шокировал все добропорядочное население округи. В связи с этим биограф рода Толстых сообщает, что существовало мнение о принадлежности Николая Сергеевича Волконского к масонской ложе. Здесь стоит упомянуть о дяде Льва Толстого, Федоре Ивановиче, в котором, как говорит биограф, обнаруживаются черты, характерные для всего рода Толстых. В своих воспоминаниях Лев Толстой пишет о нем: «Много бы хотелось рассказать про этого необыкновенного, привлекательного человека». Но Лев Николаевич не рассказывает… Сделаем это за него. Федор Иванович Толстой был картежник, дуэлянт, любитель острых ощущений – он убил 10 человек. Федор Толстой женился на цыганке, которая родила ему 11 детей. Первого ребенка, дочь, он почему-то назвал Сарой. Дети Толстого умирали один за другим. Федор Толстой видел в этом Божью кару за убийство на дуэлях. После смерти каждого ребенка он записывал его имя напротив своих жертв и помечал: «Квиты». Так умерли 10 детей. Но и единственная дочь, оставшаяся в живых, не была вполне нормальна. Толстой помечает также, что его дядя научился у цыган волхвованию.
Что же сам Лев Толстой?
С младенчества он воспитывался в среде чуждой и веры, и народной жизни. Самые сильные впечатления детства, по словам самого Льва Николаевича, были связаны с его бабкой графиней Пелагеей Николаевной Толстой. Часто оставаясь на ночь у бабушки, он был свидетелем того, как крепостной слепец-рассказчик рассказывал графине сказки на сон грядущий. Ночной сумрак освещал только слабый огонь лампады у иконы, у которой не читались молитвы, а повествовались фантасмагории Шахерезады. Биограф передает: «Левушка был весь поглощен таинственным видом бабушки, ее колеблющейся на стене тенью, видом старика с белыми незрячими глазами, повествовавшего странное ».
Воспитанный таким образом Лев Толстой еще в раннем детстве обнаружил странности в поведении. Однажды только для того, чтобы заявить о себе, он выпрыгнул из окна высокого второго этажа. Удивительно, но мальчик получил только сотрясение мозга. В другой раз он остриг себе брови – единственно из странной фантазии. Будучи еще совсем ребенком, он взял в привычку, входя в зал, где находились гости, приехавшие к Толстым, поворачиваться к ним спиной и делать поклон задом. Образно говоря, это он продолжал делать и в сознательном возрасте, но уже к Православной Церкви и русскому православному народу, да и ко всем читателям тоже.
Лев Николаевич в изложении истории своей первой любви на страницах повести «Детство» умолчал, например, как он из ревности толкнул с высокого балкона предмет своей первой любви лишь за то, что 9-летняя девочка заговорила не с ним. Она после этого долго не могла поправиться и долго хромала.
В доме Толстых Евангелие не было в почете. Со стороны взрослых Толстой не видел действенных примеров благочестия. В доме велись совсем иные разговоры. Многие биографы упоминают о весьма любопытном обстоятельстве раннего детства Толстого. Слушая разговоры взрослых, дети проникались идеей «тайны о муравейных братьях». Главным в этой легенде была «зеленая палочка», на которой якобы написан секрет о том, как сделать всех людей счастливыми. На склоне лет Толстой писал: «Идеал «муравейных братьев», льнущих любовью друг к другу, – только не под двумя креслами, завешенными платками, а под всем небесным сводом, всех людей мира – остался для меня тот же». В этих представлениях о магической «зеленой палочке» и «муравейных братьях» отразились преображенные детским сознанием разговоры взрослых. Это было как раз то время, когда все общество будоражило дело декабристов. Среди осужденных было немало родственников и друзей Толстых, как, например, их дальний родственник Павел Калошин, участник самой первой организации заговорщиков-декабристов, основанной братьями Муравьевыми. Калошин был одним из составителей «Зеленой книги» – программы декабристского союза «Благоденствие». Декабристы чтили своих предшественников – разрушителей богоустановленных основ бытия человеческих обществ. В разговорах взрослых, слышанных детьми, говорилось не только о братьях Муравьевых, но и моравских братьях. Это отмечают и некоторые исследователи, как, например, немецкий биограф Толстого Янко Лаврин к этой мысли приводит следующие факты: секта моравских братьев исповедовала учение, которое удивительным образом совпадает с воззрениями Толстого – моравские братья боролись с Церковью, отрицали иерархию властей и учили не противиться злу. Заметим, что эти идеи, характерные для зрелого Толстого, были высказаны моравскими братьями еще в середине XV века.
Декабристы Муравьевы, моравские братья, «муравейные братья» – все это звенья одной цепи, цепи богоборчества. Есть нечто, проливающее свет на содержание этой игры: дети играли в «муравейных братьев» в темноте, закрываясь плотным покрывалом от света. Почему? Это не только лишь бессознательное подражание взрослым, тайно говорившим о Муравьевых, «Зеленой книге», моравских братьях, – это проявление прозябений плевел зла, посеянных в детских душах. В Евангелии от Иоанна сказано о богоборствующих: «Возлюбили более тьму, нежели свет». Дети Толстых играли в «муравейных братьев» в полной темноте.
За год до смерти на отца Льва Толстого, Николая Ильича, в церкви во время богослужения сорвалось массивное паникадило и рухнуло прямо ему на голову. Отец Льва Толстого чудом остался жив. Летом 1837 года, выйдя из своей квартиры, Николай Ильич вдруг упал на улице без сознания. Не приходя в себя, без обычного для православного христианина соборования и без покаяния, он умер. Смерть отца была большим потрясением для Льва Толстого, которому исполнилось тогда всего 9 лет.
Мать Толстого, урожденная Мария Николаевна Волконская, будучи воспитана отцом, придерживавшимся вольтерьянских взглядов и слывшим откровенным безбожником, была чужда стремления воспитать своих детей в духе христианского благочестия. Но часто человек приходит к покаянию у порога смерти. Умирая, Мария Николаевна пожелала благословить своих чад. Все дети подходили к умирающей матери, которая все более слабеющей рукой осеняла каждого крестным знамением. Когда настал черед 2-летнего Левы, он, увидев мать, занесшую руку, чтобы перекрестить сына, дико закричал и, упираясь и извиваясь всем телом, вырывался из рук тех, кто старался подвести его под благословение. Увы! Это оказалось пророчеством всей последующей жизни Льва Толстого – богоборца, ненавистника Христа и яростного хулителя Христовой Церкви.
То, что составляло первую половину судьбы Льва Толстого, он сам описывает в своей исповеди: дуэли, картежничество, блудодеяния всех родов, ложь, воровство, насилие, убийство. Толстой говорит, что изменился и нашел смысл жизни, но древо, как известно, познается по плодам. Но каковы плоды толстовского преображения? Из 12 детей Толстого 4 умирают. У дочери Толстого Татьяны – 5 мертворожденных детей, у второй дочери Марии – то же самое. У сына Толстого Льва рождается первенец и тут же умирает. Когда Толстому было уже за 60, он проповедует полное целомудрие и кощунствует над браком. А сам в то время зачинает 13-го ребенка, обвиняя свою жену в том, что это она соблазнила его на грех. Толстой доводит свою жену до мысли о самоубийстве, и пишет в своем дневнике, что она «камень у него на шее». А сам Толстой прячет от себя ружье и веревки – его преследует мысль покончить с собой. И это уже преобразившийся Толстой, философ, гений, обретший, как он сам утверждает, истину.
Когда Толстому было уже за 80, а его жене за 60, у него появляется секретарь с многозначительной фамилией Чертков, которому в сентября 1909 года Толстой завещал права на свои сочинения. Семейный кошмар достиг кульминации – жена обвинила графа в педерастии, в истерике грозя застрелить Черткова. И все это на глазах взрослых детей. Разгадка в дневниковой записи от 29 ноября 1851 года. Толстой пишет: «Я никогда не любил женщину. Но я довольно часто влюблялся в мужчин. Я влюбился в мужчину, еще не зная, что такое педерастия». Жена Толстого знала, о чем говорит, она знала содержание дневников мужа и знала его жизнь.
Тринадцатое чадо Толстого Александра не вышла замуж. Довольствовалась подругой – Татьяной Тауфос Раппопорт. Впоследствии Александра Толстая перебралась в Америку и создала знаменитую толстовскую ферму, в которой нашли приют многие из числа идейных учеников Толстого, революционеров, усердно воплощавших идеи Льва Николаевича в жизни. Среди них оказалась княгиня Панина, одна из богатейших женщин дореволюционной России. В ее доме начинал свою карьеру Ленин. На толстовской ферме доживал свой век и Махно Жигулев, который писал о себе так: «Я был во всех левых партиях и организациях. Левее может быть только сумасшедший дом». Именно в такой дом – толстовскую ферму – Жигулев и попал. Это не только метафора. Дело в том, что до того, как фермой стала распоряжаться Александра Толстая совместно с Тауфос Раппопорт, там действительно был приют для умственно неполноценных детей. На толстовской ферме гостила и дочь Сталина, Светлана Аллилуева. В новом «Русском слове» от 4 марта 1958 года промелькнуло прелюбопытное сообщение, что, помимо ЦРУ, толстовскую ферму финансирует странная организация со странным названием «Святые и грешники».
Интересны сведения, сообщаемые Максом Н ордау в его книге «Вырождение». В ней доктор Нордау рассматривает Толстого как писателя и как человека. Вместо предисловия Нордау пишет: «Вырождающиеся не всегда преступники, развратники, анархисты или сумасшедшие. Иногда они бывают писателями и представителями искусств. Некоторые из этих выродков, – пишет доктор Нордау, – в литературе и музыке, в мире художеств вошли за последние годы в моду и были провозглашены творцами нового искусства и провозвестниками грядущих веков». Нордау продолжает: «Какими бы достоинствами не отличался художественный талант Толстого, своей мировой славой и влиянием на современников он обязан не ему. «Война и мир» и «Анна Каренина» почти не имели читателей за пределами России. Только появившаяся в 1889 году «Крейцерова соната» разнесла его имя по всем углам земного шара. Небольшой рассказ был переведен на все европейские языки, издан в сотнях тысяч экземпляров. Миллионы людей страстно зачитывались им. Начиная с этого момента общественное мнение Запада поставило его в первые ряды современных писателей. Славу, не дававшуюся так долго автору «Войны и мира», «Казаков» и «Анны Карениной», «Крейцерова соната» завоевала одним ударом». В чем же ее загадка? Там муж убивает жену якобы из ревности к жене. На самом деле причина – ревность мужа к своему любовнику. Поэтому рассказ Толстого приводится во многих медицинских исследованиях по психопатологии как яркий пример латентной, то есть скрытой гомосексуальности. Должно заметить: жена Толстого просто ненавидела «Крейцерову сонату». 12 февраля 1891 года в своем дневнике Софья Андреевна записала: «Я сама в сердце своем почувствовала, что эта повесть направлена в меня. Она сразу нанесла мне рану, унизила меня в глазах всего мира и разрушила последнюю любовь между нами».
Нордау продолжает: «Существенным пунктом учения Толстого о нравственности является умерщвление плоти. Всякое отношение с женщиной нечисто, в том числе и супружество. «Крейцерова соната» воспроизводит это учение в образах». Толстой вкладывает свое понимание брака в уста Порнышева, убийцы из ревности. Тот говорит: «Медовый месяц. Ведь название одно какое подлое. Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить. Меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их. И делал вид, что мне приятно».
В своем рассказе «Семейное счастье» Толстой уверяет, что мужчина и женщина, даже если они женятся по любви, после женитьбы должны сделаться врагами. Толстой по утверждению психиатра описывает дегенератов. Но не говорит этого, и переносит эту мерку на всех людей. Зачем? Со школьной скамьи нам толкуют о великом гуманисте и человеколюбце Толстом. Однако это совсем не соответствует действительности. Весной 1857 года Толстой посетил Париж. Он весело проводил время: Лувр, Версаль, вечерами публичные женщины, оперы, театр. Человеколюбец Толстой оказался в Париже для того, чтобы, как он сам признался своей родственнице Александре Андреевне, «испытать себя»: «Я отправился на публичную казнь на гильотине. Весенним днем на рассвете на площади Роккет должна была состояться казнь». Толстой в письме литературному критику Боткину подтверждает, что достиг искомого, получил сильнейшее впечатление от увиденного: «Искусная и элегантная машина, посредством которой в одно мгновение убили сильного, свежего, здорового молодого человека». Впрочем, подобные случаи характерны для любящего все человечество Толстого на всем протяжении его жизни – от детских лет до преклонного возраста. Между прочим, после, так сказать, просмотра казни он уехал в Швейцарию, где провел в Клоране самое, по его словам, счастливое лето своей жизни – в пикниках и увеселениях. В этом весь Толстой, гуманист и человеколюбец.
Еще один немаловажный факт из жизни Льва Толстого остается скрытым от его биографов и литературоведов: один из известных итальянских масонов Микеле Мурамарко уделяет Толстому значительное место на страницах своей основательной книги по апологетике масонства. Итальянский масон Мурамарко безошибочно узнает в Толстом собрата масона. По чему? По делам, жизни и деяниям, запечатленным в произведениях писателя. Христос сказал: «По делам их узнаете их». Однако доказательства принадлежности Толстого к масонству есть. Эти доказател ьства хранятся в доме Льва Толстого на Пречистенке. Летом 1999 года совершенно открыто демонстрировались принадлежавшие лично Толстому предметы масонского культа: масонский ритуальный молоток, белые перчатки члена ложи, фамильный масонский перстень с изображением черепа и скрещенных костей.
В жизни Льва Толстого много загадок. В этой связи позволим себе процитировать Максима Горького, однажды сказавшего о Толстом нечто для нас важное: «Помимо всего, о чем он говорит, есть много такого, о чем он всегда молчит. Даже и в дневнике своем – молчит. И, вероятно, никогда никому не скажет. Это нечто лишь порою и намеками проскальзывало в его беседах, намеками же проскальзывает в двух тетрадках его дневника, который он давал читать мне. Эту мрачную тайну знают посвященные в мистерию зла».
В своем письме Вергсхагену от 7 марта 1905 года Толстой пишет: «Меня очень радует, что я был и остаюсь масоном по своим убеждениям. Я всегда с самого детства питал глубокое уважение к этой организации. И думаю, что масонство сделало много добра человечеству». Когда в 1901 году русские масоны открыли свой парижский филиал под безобидной вывеской «Русская высшая школа общественных наук», почетным председателем попечительского совета стал Лев Толстой.
Весной 1857 года Толстой посетил Париж. Он весело проводил время: Лувр, Версаль, вечерами публичные женщины, оперы, театр. Человеколюбец Толстой оказался в Париже для того, чтобы, как он сам признался своей родственнице Александре Андреевне, «испытать себя»: «Я отправился на публичную казнь на гильотине». Толстой отнюдь не из праздного любопытства идет смотреть, как человеку отсекает голову острый нож гильотины. Один из известнейших масонов ХХ века Мирче Илиаде пишет в своей знаменитой книге «Священное и мирское», что для масона «смерть является высшей степенью инициации, началом нового духовного существования». Еще один «вольный каменщик» Рено де ля Ферьер в своем труде о масонстве подтверждает: «Масон в процессе инициации превращается в другого человека. Вот в чем масонская тайна». Действительно, вступающий в масонство переживает мистическую смерть. В этом заключается мрачный ритуал «вольных каменщиков». Человек символически умирает для Бога, становясь причастником смерти – смерти вечной. Сказанного, полагаю, вполне достаточно, чтобы понять многие загадочные моменты в судьбе Толстого и получить ключ ко многим и очень многим произведениям Льва Толстого, которым присуща особая тайнопись масонских идей.
Доктор Нордау считает, что славу Толстому принесли не его романы, а его философия – философия патологии. Основная заповедь толстовства – непротивление злу насилием, то есть «не противтесь пороку!», «не судите!», «долой суды, войска, государство!». Толстой в своем учении анархист, потому что анархия есть необходимый этап в подготовке к революции. Нордау пишет: «Путь к счастью по Толстому состоит в отрицании науки и знания». Как главный глашатай нравственности он приводит безнравственную теорию непротивления злу и преступлению, раздачи имущества и уничтожения человеческого рода через полное воздержание. Толстой настаивает на вреде знания и целительной силе невежества. Нордау говорит: «Все духовные особенности Толстого могут быть прекрасно объяснены известными и характерными чертами вырождения».
Толстой пишет о себе: «Скептицизм довел меня до состояния, близкого к сумасшествию». В своей исповеди он признается: «Я чувствовал, что я не совсем здоров душевно». Ламброза, анализируя Толстого как психиатр, говорит: «Мы имеем дело не с благородным стремлением к познанию, толкающим Толстого к вопросам о цели и значении жизни, но с болезнью вырождающегося. С сомнением и умствованием совершенно бесплодным».
Все это подтверждает сам Лев Николаевич. Так, в письме к двоюродной тетушке Александре Толстой от 18 октября 1857 года пишет: «Надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и решаться. А спокойствие – душевная подлость». Как раз этим Лев Николаевич и занимался все оставшееся время своей несчастной жизни.
Нельзя не сказать еще об одном обстоятельстве, оставившем глубокий след в судьбе Толстого. Летом 1869 года Толстой пережил ужас богооставленности. В письме к жене он так говорит об этом: «Было 2 часа ночи. Я устал страшно. Вдруг на меня напала тоска… Страх… Ужас… Каких я никогда не испытывал». Через 15 лет Толстой написал рассказ «Записки сумасшедшего». Этот рассказ, говорит Иван Бунин, по сути, есть точное воспроизведение того, что написано в письме к Софье Андреевне. В Библии есть такие слова: «…осуждаемое собственным свидетельством нечестие – боязливо, и преследуемое совестью всегда придумывает ужасы. Страх есть лишение помощи от рассудка. Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение» (Книга премудрости Соломона).
Теперь процитируем слова из книги Александры Львовны Толстой «Отец». Она приводит диагноз, который поставил Толстому знаменитый психиатр Руссалимо. «Диагноз неутешительный. Дегенеративная двойная конституция. Параноиальная и истерическая с преобладанием первой». Кстати, потом Руссалимо ставил диагноз другому сумасшедшему, труп которого до сих пор находится для всеобщего обозрения на Красной площади в Москве.

Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, насколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по-прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал. В чаду своих занятий и увлечений Пьер, однако, по прошествии года начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступал к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте. Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож были Пьеру знакомые в жизни люди, и ему трудно было видеть в них только братьев по каменщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя двадцать — тридцать рублей, записанных на приход и большею частью в долг, с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещается отдать все свое имущество для ближнего, и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться. Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей — сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломона. Пьер уважал этот разряд братьев-масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства. Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его. К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности, и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Вилларский и даже великий мастер главной ложи. К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдению Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми, богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе. Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухов успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага камеищицкого дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивали в нем, и всем показалось, что он что-то скрывает и готовит. Назначено было торжественное заседание ложи 2-го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь. — Любезные братья, — начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. — Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства — нужно действовать... действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. — Пьер взял свою тетрадь и начал читать. — «Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, — читал он, — должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу. Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много нынешние политические учреждения. Что же делать при таком положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, все ниспровергнуть, изгнать силу силой?.. Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания потому, что нимало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому, что мудрость не имеет нужды в насилии. Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть — нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать все, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков. Тогда, когда все погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворить своим страстям в пределах добродетели и чтобы наш орден доставлял к тому средства. Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся, — тогда все будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества». Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые, казалось, были на его стороне, понимали его по-своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее. По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухову замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре, Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.


Top