Отношения автора к наполеону война и мир. Отношение героев романа «Война и мир» к войне (Толстой А

Многие писатели обращаются в своем творчестве к историческим личностям. XIX век был насыщен различными событиями, в которых участвовали выдающиеся персоны. Одним из ведущих лейтмотивов для создания литературных произведений стало изображение Наполеона и наполеонизма. Некоторые писатели романтизировали эту личность, наделив ее мощью, величием и свободолюбием. Другие видели в этой фигуре эгоизм, индивидуализм, желание господства над людьми.

Ключевым стал образ Наполеона в романе "Война и мир" Толстого Льва Николаевича. Писатель в этой эпопее развеял миф о величии Бонапарта. Толстой отрицает концепцию "великого человека", потому что она связана с насилием, злом, подлостью, трусостью, ложью и предательством. Лев Николаевич считает, что только человек, обретший мир в своей душе, нашедший путь к умиротворению, может познать истинную жизнь.

Бонапарт глазами героев романа

О роли Наполеона в романе "Война и мир" можно судить уже с первых страниц произведения. Герои называют его Буонапарте. Впервые о нем начинают разговаривать в гостиной Анны Шерер. Многие фрейлины и приближенные императрицы активно обсуждают политические события в Европе. Из уст хозяйки салона исходят слова о том, что в Пруссии объявили Бонапарта непобедимым, и Европа ничего не может ему противопоставить.

Все представители высшего общества, приглашенные на вечер, по разному относятся к Наполеону. Одни его поддерживают, другие им восхищаются, третьи - не понимают. Образ Наполеона в романе "Война и мир" Толстой показал с разных точек зрения. Писатель изобразил, каким он был полководцем, императором и человеком. На протяжении всего произведения герои высказывают свое мнение о Бонапарте. Так, Николай Ростов называл его преступником. Наивный юноша ненавидел императора и осуждал все его действия. Молодой офицер Борис Друбецкой с уважением относится к Наполеону, хотел бы его увидеть. Один из представителей светского общества, граф Растопчин, сравнивал действия Наполеона в Европе с пиратскими.

Видение великого полководца Андреем Болконским

Мнение Андрея Болконского о Бонапарте менялось. Сначала он видел его великим полководцем, "великим гением". Князь считал, что такой человек способен только на величественные дела. Многие поступки французского императора Болконский оправдывает, а некоторые не понимает. Что же окончательно развеяло у князя мнение о величии Бонапарта? Аустерлицкое сражение. Князь Болконский смертельно ранен. Он лежал на поле, глядел в голубое небо и размышлял о смысле жизни. В это время к нему подъехал его герой (Наполеон) на коне и произнес слова: "Вот прекрасная смерть". Болконский узнал в нем Бонапарта, но это был самый обыкновенный, маленький и ничтожный человек. Потом, когда осматривали пленных, Андрей понял, насколько ничтожно величие. Он полностью разочаровался в своем бывшем герое.

Взгляды Пьера Безухова

Будучи молодым и наивным, Пьер Безухов с рвением защищал взгляды Наполеона. Он видел в нем личность, которая стояла выше революции. Пьеру казалось, что Наполеон дал гражданам равенство, свободу слова и печати. Сначала Безухов видел во французском императоре великую душу. Пьер учитывал убийства Бонапарта, но допускал, что для блага империи это допустимо. Революционные действия французского императора казались ему подвигом великого человека. Но Отечественная война 1812 года показала Пьеру истинное лицо его кумира. Он увидел в нем ничтожного, жестокого, бесправного императора. Теперь он мечтал убить Бонапарта, но считал, что такой геройской участи тот не заслуживает.

Наполеон перед Аустерлицким и Бородинским сражением

В начале военных действий Толстой показывает французского императора, наделенного человеческими чертами. Его лицо наполнено самоуверенности и самодовольства. Наполеон счастлив и выглядит как "влюбленный и успешный мальчик". Его портрет излучал "задумчивую нежность".

С возрастом его лицо наполняется холодностью, но все еще выражает заслуженное счастье. А каким читатели видят его после вторжения в Россию? Перед Бородинской битвой он очень изменился. Облик императора невозможно было узнать: лицо пожелтело, опухло, глаза помутнели, нос покраснел.

Описание внешности императора

Лев Николаевич, рисуя образ Наполеона в романе "Война и мир", очень часто прибегает к его описанию. Сначала он показывает его среди маршалов на серой кобыле и в серой шинели. Тогда еще ни один мускул не шевелился на его лице, ничто не выдавало его нервозности и переживаний. Вначале Бонапарт был худощавым, а к 1812 году сильно располнел. Толстой описывает его круглый большой живот, белые лосины на жирных коротких ляжках, высокие ботфорты. Это напыщенный человек с белой пухлой шеей, от которого пахло одеколоном. Толстым, маленьким, плечистым, неповоротливым видят читатели Наполеона в дальнейшем. Несколько раз Толстой акцентирует внимание на невысоком росте императора. Также он описывает маленькие пухлые руки правителя. Голос Наполеона был резким и четким. Он выговаривал каждую букву. Ходил император решительно и твердо, делая быстрые шаги.

Цитаты Наполеона в романе "Война и мир"

Бонапарт говорил очень красноречиво, торжественно, не сдерживал раздражительности. Он был уверен, что все им восторгаются. Сравнивая себя и Александра I, он сказал: "Война - мое ремесло, а его дело царствовать, а не войсками командовать..." Об удаче император рассуждает следующей фразой: "...фортуна -настоящая распутница..." Военные действия он сравнивает с обычными делами, которые нужно доводить до конца:"...вино откупорено, надо его пить..." Рассуждая о действительности, правитель говорил:"Наше тело есть машина для жизни". Часто полководец размышлял о военном искусстве. Самым важным он считал оказаться сильнее неприятеля в определенный момент. Ему же принадлежат слова:"Легко ошибиться в пылу огня".

Цели Наполеона в романе "Война и мир"

Французский император был очень целеустремленным человеком. Бонапарт шаг за шагом двигался к своей цели. Поначалу все были в восторге от того, что этот человек из обычного поручика стал великим правителем. Что же им руководило? У Наполеона было честолюбивое стремление завоевать весь мир. Будучи властолюбивой и грандиозной натурой, он был наделен эгоизмом и тщеславием. Внутренний мир этого человека пугающий и безобразный. Желая властвовать над миром, он растворяется в тщеславии и теряет себя. Императору приходится жить напоказ. Честолюбивые цели превратили Бонапарта в тирана и завоевателя.

Равнодушие Бонапарта, изображенное Толстым

Личность Наполеона в романе "Война и мир" постепенно деградирует. Его поступки противоположны добру и правде. Судьбы других людей его совершенно не интересуют. Читателей поражает равнодушие Наполеона в "Войне и мире". Люди оказываются пешками в его игре с могущестом и властью. В реальности Бонапарт не замечает людей. Его лицо не выражало ни единой эмоции, когда он объезжал Аустерлицкое поле после сражения, все усеянное трупами. Андрей Болконский заметил, что несчастья других доставляли императору удовольствие. Страшная картина Бородинского сражения вызывает у него легкую радость. Взяв для себя лозунг "Победителей не судят", Наполеон ступает по трупам к могуществу и славе. Это очень хорошо показано в романе.

Другие черты Наполеона

Французский император считает войну своим ремеслом. Он любит воевать. Его отношение к солдатам притворное и напыщенное. Толстой показывает, насколько этому человеку важна роскошь. Пышный дворец Бонапарта просто поражал. Писатель изображает его изнеженным и избалованным упырем. Он любит, чтобы им восхищались.

Настоящий облик Бонапарта становится очевидным после сопоставления его с Кутузовым. И тот и другой являются выразителями исторических веяний времени. Мудрый Кутузов смог возглавить народное освободительное движение. Наполеон же стоял во главе захватнической войны. Наполеоновская армия погибла. Сам он стал ничтожеством в глазах многих, потеряв уважение даже тех, кто им некогда восхищался.

Роль личности в историческом движении на образе Бонапарта

Характеристика Наполеона в романе "Война и мир" нужна для того, чтобы показать реальный смысл событий. К сожалению, народные массы иногда становятся орудием в руках великих личностей. Толстой в своей эпопее попробовал показать свое видение того, кто руководит историческим процессом: случайности, вожди, народ, высший разум? Писатель не считает Наполеона великим, потому что в нем нет простоты, правды и добра.

Отношение Толстого к французскому императору

Наполеон в произведении "Война и мир" изображен Толстым следующим образом:

  1. Ограниченный человек. Он слишком уверен в своей военной славе.
  2. Приписанная людьми гениальность. В сражениях он не щадил свою армию.
  3. Шулер, действия которого нельзя назвать великими.
  4. Выскочка и личность без убеждений.
  5. Глупое поведение Бонапарта после взятия Москвы.
  6. Подлый человек.

Какую концепцию жизни Наполеона показал Лев Николаевич? Французский император отрицал целесообразность исторической воли. За основу истории он берет единичные интересы, поэтому она видится ему беспорядочным столкновением чьих-то желаний. Наполеоном одолевает культ личности, он не верит во внутреннюю мудрость бытия. Чтобы достичь своих собственных целей, он использует интриги и авантюры. Его военный поход в Россию - это утверждение авантюры в качестве мирового закона. В попытке навязать миру свою волю он бессилен, поэтому терпит поражение.

Лев Толстой изумлен самодовольством, ложным рыцарством, высокомерием, фальшивой галантностью, раздражительностью, властностью, актерством, манией величия французского правителя, который угрожает стереть Пруссию с европейской карты. Толстому очень хотелось доказать, что все великие правители являются злой игрушкой в руках истории. Ведь Наполеон - очень хороший полководец, почему же он проиграл? Писатель считает, что он не видел боль других людей, не интересовался внутренним миром других, не имел милосердия. Образом Наполеона в романе "Война и мир" Толстой показал нравственно бездарного человека.

Лев Николаевич не видит в Бонапарте гения, потому что в нем больше злодейского. Изображая личность Наполеона в романе "Война и мир", Толстой применил гуманистический нравственный принцип. Власть наделила императора эгоцентризмом, который развился в нем до крайних пределов. Победы Наполеона опирались на тактику и стратегию, но он не учел дух российского войска. По мнению Толстого, ход истории вершит народ.


Андрей Болконский мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Он хотел благодаря войне прославиться, совершив подвиг. После участия в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, Болконский полностью поменял свое отношение к войне. Андрей понял, что война не так красива и торжественна, как он представлял. На Аустерлицком сражении, он достиг своей цели и совершил подвиг, подняв знамя убитого подпрапорщика и с призывом: "Ребята, вперед!" - повел батальон за собой в атаку.

После чего, Болконского ранили. Лежа на земле и наблюдая за небом, Болконский понял, что имел неправильные жизненные ценности.

Пьер Безухов относился к войне с большим интересом. Во время Отечественной войны Пьер полностью меняет свое отношение к Наполеону. Раньше он его уважал и называл «освободителем народов», но узнав, какой это человек на самом деле, Пьер остается в Москве, желая убить Наполеона. Безухов попадает в плен и переживает нравственные муки. Встретив Платона Каратаева, он сильно повлиял на мировоззрение Пьера. До участия в боевых действиях, Пьер не видел в войне ничего страшного.

Для Николая Ростова война это приключения. До своего первого участия в сражении, Николай не знал насколько война ужасная и страшная.

Во время своего первого сражения, при виде падающих от пуль людей, Ростов боялся выходить на поле боя из-за страха смерти. Во время Шенграбенского сражения, получив ранение в руку, Ростов покидает поле боя. Война сделала Николая более храбрым и мужественным человеком.

Капитан Тимохин настоящий герой и патриот России. Во время Шенграбенского сражения, без чувства страха, он побежал на французов с одной саблей и от такой храбрости французы побросали оружие и убежали. Капитан Тимохин – это пример мужества и героизма.

Капитан Тушин в романе был изображен “маленьким человеком”, но он совершил большие подвиги. Во время Шенграбенского сражения Тушин мастерски командовал батареей и не подпускал французов. Во время военных действий Тушин чувствовал себя очень уверенно и храбро.

Кутузов был великим полководцем. Он скромный и справедливый человек, жизнь каждого его солдата имела для него огромное значение. Еще до Аустерлицкого сражения, на военном совете, Кутузов был уверен в поражении русской армии, но ослушаться воли императора он не мог, поэтому начал сражение, обреченное на неудачу. Этот эпизод показывает мудрость и продуманность полководца. Во время Бородинского сражения Михаила Илларионович вел себя очень спокойно и уверенно.

Наполеон – это полная противоположность Кутузова. Война для Наполеона – это игра, а солдаты – это пешки, которыми он управляет. Бонапарт любит власть и славу. Главная его цель в любом сражении – это победа, несмотря на людские потери. Наполеона волновал лишь результат сражения, а не то чем пришлось пожертвовать.

В салоне у Анны Павловны Шерер высшие слои общества обсуждают события войны с Францией и Наполеона. Они считаю Наполеона жестоким человеком, а войну бессмысленной.

Обновлено: 2018-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Первая встреча в салоне А. П. Шерер. «Этот толстый молодой человек был сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова… Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался и был первый раз в обществе». «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне…При виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх…Этот страх мог относится только к тому умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличившему его от всех в гостиной».
Отношение к войне, Наполеону. «Теперь война против Наполеона. Ежели б это война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо».
Мечты и цели Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал». П. Б.: - Можешь себе представить, я все еще не знаю, ни то, ни другое мне не нравится.

ВЫВОД: Увлечение революционными идеями и Наполеоном; растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным. Пьер – граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых.

Совершаемые ошибки Состояние героя
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд.
Женитьба на Элен « Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли. Через полтора месяца он был обвенчан и поселился… счастливым обладателем красавицы жены и миллионом в большом доме графа Безухова». Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.
Дуэль с Долоховым Переломное событие в жизни Пьера. Дуэль заставила Пьера задуматься и понять, что живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло
Масонство Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

ВЫВОД: Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…», - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни Что происходит с Пьером, как он меняется
Масонство Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда – знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».
Деятельность в деревне «Приехав в Киев, Пьер вызвал всех управляющих и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказана помощь,… что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы».
Участие в Отечественной войне 1812 года. А) Участие в Бородинском сражении. Б) Идея убить Наполеона А) Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом». «Наш барин» прозвали его солдаты и ласково смеялись между собой. Б) «Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.
В плену « Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго,… олицетворением духа простоты и правды».
Женитьба на Н. Ростовой Цель их любви – супружество, семья, дети. Интуитивное понимание близкого человека. Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю жизнь – смысл своей жизни: Пьер – в сознании себя опорой для более слабого человека.
Эпилог Пьер – член одного общества, один из его основателей.

Путь любимых героев Толстого – это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни – быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Безухова и Болконского сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.

ТЕМА: ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ

Эпиграф Я не жил прежде. Только теперь живу.

Князь Андрей

Эта девушка такое сокровище…Это редкая

Пьер Безухов

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

- Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?

Остановимся на сценах, которые показывают Наташу в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее поведения, портретную характеристику.

- В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?

Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече.

Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь. (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2).

- Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Шерер среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди как реки».

Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…» Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.

В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.

Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

- Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе. Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.

- Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?

Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.

- Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья.

- Что же возрождает Наташу к жизни?

Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему, благополучно. Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь» - пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.

В русской литературе, пожалуй, нет произведения, которое можно сравнить с романом-эпопеей «Война и мир» по значительности проблем, в нем поднимае­мых, по художественной выразительности повество­вания, по воспитательному воздействию. Перед нами проходят сотни человеческих образов, судьбы одних соприкасаются с судьбами других, но каждый из геро­ев является личностью самобытной, неповторимой. Так на протяжении всего романа пересекаются жиз­ненные пути Пьера Безухова и князя Андрея Болкон­ского. Писатель знакомит нас с ними уже на первых страницах - в салоне Анны Павловны Шерер. Они очень разные - надменный, честолюбивый князь и доверчивый, слабохарактерный Пьер, но вместе с этим оба являются воплощением авторского идеала - человека, стремящегося к познанию смысла жизни, к определению своего места в этом мире, проходящего через нравственные страдания на пути духовного совершенствования. Через многое надо пройти героям, чтобы в конце концов обрести гармонию в душах. Прежде всего, они пытаются избавиться от ложных убеждений, нелицеприятных черт характера. И лишь преодолев свои слабости, испытав немало разочарова­ний, обусловленных столкновениями с жестокой дей­ствительностью, князь Андрей и Пьер обретают то, что, по их мнению, является непреложной истиной, неподвластной фальши.

Толстой показывает читателю одни и те же явле­ния глазами своих таких разных героев. Оба они ис­пытывают чувство восхищения к Наполеону. Для Пьера Безухова, воспитанного на идеях французских просветителей, Наполеон являлся сильным, непобе­димым «наследником» французской революции, при­несшим соблазн буржуазной свободы. Князь Андрей воплощал в мыслях о Бонапарте собственные мечты о всенародном признании, славе, безграничной власти. Но и тот и другой, столкнувшись с определенными об­стоятельствами, развенчали своего кумира. Болкон­ский осознал ничтожность как собственных честолю­бивых помыслов, так и деяний французского импера­тора, увидев безграничное, величественное небо, явившееся ему как высшее откровение после ранения под Аустерлицем: «Как тихо, спокойно и торжествен­но... все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба», «...в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим... не­бом... ». Князь Андрей понял, что слава не должна яв­ляться главной целью человеческой деятельности, что существуют иные, более высокие идеалы. Пьер же возненавидел французского полководца в результате осмысления страданий русского народа в захватниче­ской несправедливой войне 1812 года. Общение с про­стым народом открыло для Безухова новые ценности, иной смысл жизни, заключающийся в доброте, со­страдании, служении людям: «...я жил для себя и по­губил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь я понял счастие жизни». Через отношение своих любимых героев к Наполеону писатель выражает собственные мысли об этом госу­дарственном деятеле, являвшемся для Толстого во­площением «мирового зла».

Неслучайно проводит писатель своих героев и че­рез испытание любовью к Наташе Ростовой - симво­лу внутренней красоты, чистоты и непосредственно­сти. По мнению Толстого, Наташа - сама жизнь. И эволюция героев была бы несовершенной, если бы они не познали любовь к этой светлой девушке: где «она... там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота...». Наташа помогает героям открыть новые, неизведанные еще глубины своей души, познать истинную любовь и все­прощение. Князь Андрей и Пьер Безухов являются олицетворением идеального героя Толстого, а Наташа стала идеальной, но не идеализированной героиней не только романа, но целого поколения.

Отношение к Наполеону Бонапарту в романе «Война и Мир».

Образ Наполеона возникает на страницах романа в разговорах и спорах о нем в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство из ее гостей ненавидят и боятся Наполеона. Они не могут забыть, что после французской революции молодой генерал Наполеон Бонапарт воевал на стороне революционной Франции, успешно одерживал победы в борьбе с реакционными коалициями, которые возглавляла Англия. В 1799 году Наполеон, опираясь на влиятельные круги буржуазии, совершил государственный переворот, установил режим консульства, но фактически предоставивший ему всю полноту власти. Русское правительство желало восстановления на французском престоле династии Бурбонов. Анна Павловна, выражая официальное отношение правительства к Наполеону, говорит о том, что «Россия одна должна, быть спасительницей Европы», а императору Александру I «предстоит величайшая роль в мире и он исполнит свое призвание задавить гидру революции».

В отличие от официальных правительственных кругов передовая дворянская молодежь (князь Андрей и Пьер) сочувственно отнеслась к ранней деятельности Наполеона, видя в нем «великого человека». Андрей Болконский подтверждает это, вспоминая события 1796 года, когда Наполеон был одним из генералов французской республики и принимал участие в сражении на территории Италии против реакционной Австрии. В этой кампании он одержал ряд побед, но особенно его прославила битва при Арколе. Французы долго не могли взять Аркольский мост. Наполеон со знаменем в руках вырвался вперед, увлекая за собой солдат; мост был взят. Когда Наполеон воевал в Египте и Сирии и там началась эпидемия чумы, он, заботясь о своих солдатах, посещал.чумные госпитали в Яффе. Князя Андрея, привлекает сила характера Наполеона, его всемирная слава. Однако уже в этом разговоре Андрей Болконский говорит о том, что есть другие поступки Наполеона, «которые трудно оправдать».

В последующем развитии событий Толстой раскрывает в Наполеоне то, что невозможно было в нем оправдать и что, в конце концов, привело его к гибели - аморальную, античеловеческую сущность бонапартизма. Наполеон выступает как самонадеянный и упоенный своим величием человек. Толстой осуждает в императоре властолюбие, индивидуализм, жажду славы. С кем бы Наполеон ни разговаривал, он всегда думал о том, что все сделанное и сказанное им будет принадлежать истории. Поэтому накануне Бородинской битвы император замечает (для истории), что для него это кровопролитное сражение - игра в шахматы. Однако в Бородинском бою он впервые почувствовал, что счастье изменяет ему. Когда французские генералы заговорили о подкреплении непобедимого войска и предложили «ввести в дело старую гвардию», он опустил голову и долго молчал, а затем ответил: «За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию». Наполеон равнодушен к страданиям людей: рассматривая убитых и раненых, он испытывал свою душевную силу. В день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». «Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам, пальбы и не поднимая глаз... Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы». «И никогда, однако, - пишет Толстой, - до конца жизни своей не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны- добру и правде, слишком далеки от всего человеческого...»

В последний раз Наполеон пытается играть роль победителя на Поклонной горе. Ожидая депутацию из Москвы, он думает о том, в каком виде ему предстать перед русскими в столь величественную для него минуту. Как опытный актер, он мысленно разыгран всю сцену встречи с «боярами» и сочинил свою великодушную речь к ним. Используя художественный прием «внутреннего» монолога героя, Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие игрока, его ничтожность. «Когда Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча... «Москва пуста. Какое невероятное событие!» - говорило сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского предместья». Показав, как судьба окончательно развенчала Наполеона, великий русский писатель замечает, что развязка театрального представления не удалась - «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях». Обличая бонапартизм как общественное зло, Толстой показывает, что за громкими фразами тиранов о народном благе стоят чудовищные преступления, противные «человеческому разуму и всей человеческой природе».




Top