Отношения базарова и аркадия кратко. Взаимоотношения Базарова и Аркадия

Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка­дий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Ба­заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче­ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез­ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка­дий пытается.доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка­дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по­ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми­ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благо­родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Ар­кадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по­тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Что сближает и что разобщает этих героев романа "Отцы и дети"?

Базарова и Аркадия Кирсанова связывает нигилистическая теория, общественное движение молодежи, понимавшей необходимость назревших реформ. Горячее желание Аркадия участвовать в рождении новых идей по реформированию общества привело его под опеку Базарова, которому нравилась роль наставника и учителя, поэтому он и пытался сблизиться с Аркадием. Поначалу «ученик» очень хотел угодить «учителю», даже занялся «перевоспитанием» своего отца, Николая Петровича. Как выяснилось позже, ни дружбы, ни общего дела у Аркадия и Евгения на самом деле не было. Позднее Базаров называет своего «ученика» «мякеньким либеральным баричем», в котором нет «ни дерзости, ни злости», а потому он не годится «для горькой, терпкой, бобыльной жизни». Да и сам Аркадий понимал, что пути их разойдутся: он женится, а создав семью, продолжит родовые традиции дворян Кирсановых.

Базарову нужны были сторонники, последователи, ученики, как свита королю. И Аркадий убеждается в этом, когда спрашивает о Ситникове: «...зачем он здесь?» Ответ Базарова показывает бездонную пропасть его самолюбия: «Ты, брат, глуп еще... Ситниковы нам необходимы. Мне... нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Аркадий понимает, что он тоже относится к «олухам», и его это оскорбляет.

Для раскрытия идейного содержания романа большое значение имеет эпизод, где герои беседуют, лежа на сене. Здесь продолжается идеологический спор, начатый еще в имении Кирсановых. Аркадий, которому казалось, что он является единомышленником Базарова, постепенно осознает, как далеки его представления о назревших переменах в жизни от нигилистической теории друга и наставника.
В предыдущей (XIX главе) автор отмечает, что «между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений». Именно в этот вечер Аркадий понял, что Базаров презирает тех, кто считает себя его учениками. Он и сам не испытывал уважения к Ситникову и Кукшиной, но не хотел бы подвергать их оскорблениям, хотя невольно иногда участвует в очень неприятных сценах унижения «единомышленников».

Разговор молодых людей под стогом сена помогает раскрыть новые стороны характера Базарова и его взаимоотношений с Аркадием. Трагическое положение Базарова в том, что он отвергнут любимой женщиной. Но даже Аркадий не понимает друга, хотя ему Евгений признался, что потерпел поражение. Впервые Базаров осознал, что такое крах в помыслах и надеждах. Он глубоко переживает, он похудел, не может спать, почти болен. Для него, отрицавшего любовь как романтизм и непростительную глупость, вдруг открылась истина: человеческое сердце способно на глубокие и сильные чувства, когда разум и жизнь подчиняются одной цели – быть рядом с любимой. Еще недавно Базаров не стремился связывать себя серьезными отношениями с женщиной и мог бы поступить, как другие: «давай бог ноги». Теперь же Евгений уверяет Аркадия, что он не такой. Оказалось, что в испытании любовью проявилась сильная, крепкая натура человека, способного ответственно решать вопросы отношений между мужчиной и женщиной. Но именно в этот переломный и тяжелый для Базарова период он вдруг отброшен ударом отрицания, как ненужный предмет или нежелательное явление в жизни той, которая стала ему дороже всего на свете.

В беседе с Аркадием под стогом сена Базаров обещает, что больше не заговорит о чувствах. Он борется со своей болью, пытаясь философски отнестись к происходящему. Он ищет точку опоры и рассуждает о ничтожности человека-песчинки, «атома», «математической точки» в сравнении с мировым пространством, в сравнении с вселенной: «...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью...». Глубокая тоска и трагическое одиночество звучат в этих словах Базарова, который начинает осознавать, что теряет не только едва зародившуюся надежду на счастье быть любимым, но и вообще в жизни он одинок: нет настоящих учеников, нет и единомышленников, а от родителей давно сам отдалился.

Базаров в споре с Аркадием заявляет, что не встречал еще равных себе среди окружающих, чем и объясняет свое презрение к людям. Также он напоминает, как почувствовал ненависть к мужику, для которого «надо бы постараться общественным деятелям», чтобы улучшить жизнь крестьянина. Эти слова Евгений произнёс, когда они шли мимо добротного дома старосты крестьянской общины в деревеньке, где жили родители Базарова. Евгений начинает противоречить самому себе: он всем недоволен, его мучает ненависть, и он уже не хочет посвящать свою жизнь борьбе за новое. Аркадий пытается остановить друга, напоминая, что так можно договориться до отсутствия принципов у нигилистов, а Базаров говорит, что принципов и нет, а есть ощущения.

В споре они доходят до противоречий по отношению к литературе, к мыслительным способностям человека и его речи. «Не говори красиво», – призывает Базаров Аркадия, когда он сравнивает падающий лист с полетом бабочки. Аркадия возмущает подобное навязывание воли старшего, а также высокомерие «учителя», который пророчит ему жизнь «по стопам» дядюшки и называет при этом Павла Петровича идиотом. В результате друзья почти поссорились, и А.Кирсанов предположил, что «никакая дружба долго не выдержит таких столкновений».

Эпизод показал, что пришло время отдаления Аркадия Кирсанова от Базарова, их пути вскоре разойдутся. Именно в беседе под стогом сена «ученик» проявил стремление вырваться из-под власти «учителя» и смело возражал ему. У них разные точки зрения на любовь, на брак, на отношение к родителям, разные взгляды на жизненные цели, на общественное движение, отношение к крестьянам, на роль человека в обществе. Они спорят о принципах аристократов и «ощущениях» нигилистов, о Пушкине и особенностях человеческой речи, о чувстве справедливости.

Автор не высказывает явной симпатии к кому-либо из героев, но его отношение передано через речевые характеристики, через восприятие природы (старого дворянского домика и зелени вокруг), через высказывания о родителях Базарова. Отношение автора к героям проявляется с помощью просторечных выражений и оценочных эпитетов: «порадовался бы этот идиот», «схвачу за горло», длинные и жесткие пальцы, зловещее лицо, нешуточная угроза, кривая усмешка, если речь идет о Базарове, но «невольная робость», если описывается состояние Аркадия, который «сопротивляется как бы шутя».

Аркадий, как выяснилось, был гораздо ближе по своим убеждениям к аристократам, чем к нигилисту Базарову. Он любил природу, поэзию и музыку, его никак не могло раздражать увлечение отца, который играл на виолончели. И в нём также было заложено стремление правильно и экономически выгодно вести хозяйство, трудиться в родовом имении. Позднее Аркадий добивается даже некоторых успехов в своём поместье.
Отношение к любви и к семейным ценностям у Аркадия также отличалось от нигилистических взглядов Евгения.
А.Кирсанов влюбляется, он счастлив в любви и становится хорошим семьянином.

Монологи Базарова помогли лучше узнать и понять героя, но затем произошло обострение противоречий между молодыми людьми, и диалоги с Аркадием позволили выявить тенденцию к расхождению не только в убеждениях, но и в тех путях, которыми они пойдут дальше.

Рецензии

На школьных уроках я Базарова не понимала. Теперь, имея некоторый жизненный опыт, могу сказать: Базаров строит свою жизнь, но сути своей личности сам до конца не понимает. Он не таков, каким себя видит. Отсюда все его противоречия.

С уважением, Галина

ЗЫ. Обожаю Тургенева! И не согласна с Д.Быковым: Тургенев не забытый автор.

Свое произведение “Отцы и дети” Тургенев И.С. создал в то время, когда поднялись вопросы об упразднении крепостного права, в то время, когда начались споры между демократами и либералами. Он угадал те временные настроения, как настоящий творец, когда типаж демократии сменил дворянскую интеллигенцию.

Автор в романе раскрывает двустороннюю проблему, которая сразу просматривается и в названии произведения. Проблемы поколения, это первая сторона, а вторая, это противоречивость либерализма и демократии. Базаров и Кирсанов герои романа, по идеи обязаны быть на одной стороне, однако так не случилось.

При составлении характеристики приятелей в своем романе, Тургенев пользуется портретом и диалогом. Сущность философии и политики в спорах особенно передается в диалогах. Главный конфликт Базарова с Кирсановым, как раз просматривается именно в острейшем диалоге. Главное расхождение во мнении Евгения с Аркадием, это было значимость человека. Так как между этими людьми не было взаимопонимания, то дружбой их отношения не назовешь. Подчиненность одного человека другому - это не дружба. Аркадий более слабый человек по своей натуре, поэтому в течении всего произведения видно его подчинение Базарову. Однако, со временем Кирсанов перестает беспрекословно повторять, поддерживать мысли и стремления нигилиста и приобретя собственное мнение начинает выдавать свои мысли.

Характерное отличие между участниками романа просматривается в поведении, когда они прибывали в поместье Аркадия и его семьи. Базаров изучает природу, лучшее занятие для него, это работа. Он всецело за науку, которая должна быть доступна обычному народу. Научный трудяга, постоянно экспериментирует, он просто утонут в профессии. Аркадий же, в отличии от Базарова - бездельник. Он вовсе другой - слабый, апатичный, вялый. В его образе просматривается либеральная настоятельность. Любое важное дело ни чем его не завлекает за что бы не взялся. Для Кирсанова главное, чтобы был покой и конечно уют.

Иван Сергеевич Тургенев не спеша показывает разницу мировоззрений "друзей", разные взгляды на мирские ценности, которые занимают основополагающее место в жизни -такие как любовь, природа, стихи... Противостояние Аркадия взглядам Базарова все больше заметно. "Ученик" (Аркадий) шаг за шагом уходит из-под контроля "Учителя". Главное отличие между этими героями романа, это их взгляды на людей. По своему признанию, Базаров питает отвращение ко многим людям, что нельзя сказать про Аркадия у которого нет ненавистных врагов. Один - мягкотел, второй - груб и резок. Зная, что приятель некогда уже не будет сподвижником, Базаров сообщает ему о том, что он "размазня с нежной душой". "Ученик" существовать беспринципно не будет. Аркадий принадлежит к старшему поколению, к эпохе "отцов". Поэтому он по суждениям близок к своему отцу либералу Павлу Петровичу.

Нельзя оценивать нравы "отцов" и "детей", есть и хорошее и не очень, что-то противоречивое в любом поколении. Важно понять единственное, что приятели Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, живущие в одном и том же поколении не могу найти взаимопонимания. Описываемая эпоха переломная и сложная, независимо от возраста она разделила героев на “отцов” и “детей”.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Аркадия в рассказе Тупейный художник Лескова

    Аркадий был крепостным и им владел граф Каменский в городе Орле. Профессия Аркадия называлась тупейный художник, т. е. гример и парикмахер. Он занимался внешним видом крепостных актрис в театре графа.

  • Мысль семейная в романе Толстого Война и мир сочинение

    Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

  • Анализ романа Великий Гэтсби Фицджеральда

    Работу над романом «Великий Гэтсби» Фрэнсис Фицджеральд начал в 1925 году. Наброском будущего романа был рассказ «Зимние грезы». Фицджеральд усердно работал над книгой

  • Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 7 класс (описание)

    На картине русского художника Константина Федоровича Юона изображена зима в своем завершение, скорей всего это февраль. Пригревает теплое, почти уже весеннее солнце, белый снег становится рыхлым и постепенно начинает таять.

  • У меня очень хорошая школа. Меня и моих одноклассников учит добрая учительница, она рассказывает, как нужно считать, пишет на доске буквы и слова, чтобы мы писали их в свои тетради.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева уже в своем названии отразил основной конфликт произведения. В среду «хороших представителей дворянства» подобно резкому порыву свежего ветра врывается «новый человек» – сын лекаря, демократ, нигилист Базаров. Он – воплощение отрицания привычной жизни дворянского поместья, ее пустоты. Противоречия между консерваторами и демократами – на первом плане романа. Однако особо интересным представляется анализ конфликта между персонажами, которые формально принадлежат к одному лагерю, являются, на первый взгляд, союзниками. Практически в самом начале произведения читатель встречается с Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым. Передовой студент, демократ приезжает погостить в усадьбе своего товарища. Аркадий искренне благодарен за это, он говорит отцу: «Он так любезен, что согласился погостить у нас!»

Можно сказать, что Базаров снисходит до дружбы с молодым Кирсановым. Аркадий увлечен идеями Базарова, он один из лучших его «учеников». Человек умный, проницательный. Евгений Васильевич Базаров достаточно быстро понял, что сделать Аркадия «своим», окончательно изменить его взгляды невозможно. Образ Аркадия Кирсанова, таким образом, занимает в романе совершенно особое место. С одной стороны, он примыкает к лагерю «детей», иначе говоря – революционеров, а с другой -неотъемлемая часть лагеря «отцов». Это подчеркивает и сам автор: «Вглядитесь в лица Николая Петровича. Павла Петровича. Аркадия. Слабость, вялость или ограниченность».
Одним из основных приемов создания образов (в этом произведении Тургенева является контраст. Так, Аркадий отличается и по некоторым чертам характера. и по некоторым взглядам от своего отца и деда. Он стремится к новому, его увлечение естественными науками, вероятно, не только лань моде. Аркадий стремится подражать Базарову во всем, прислушивается к его советам. Молодой Кирсанов отнюдь не лишен положительных качеств. Он неглуп, любознателен. Однако на основное различие между этими персонажами, тоже созданными на основе контраста, указывал автор романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Базаров не желает быть рабом принципов, которые придумали другие, слепо следовать традициям, он отрицает принципы, «принятые на веру». Он человек прямой, часто даже резкий. Говоря о своих убеждениях, Евгений ничуть не склонен их смягчать, приглаживать. Казалось бы. многие взгляды Базарова разделяет и Аркадий. Но увлечение этого «барина» нигилизмом носит весьма поверхностный характер. Кроме того, некоторые высказывания Евгения неприятно задевают Кирсанова. Таковы, например, слова Базарова о женщинах, об искусстве.
Для тою чтобы показать общие черты Аркадия и Базарова и то, что отличает этих героев друг от друга, И. С. Тургенев, можно сказать, проводит их через одни и те же испытания. Черты характеров персонажей особенно ярко проявляются в тех ситуациях, когда им необходимо сделать выбор. Когда приятели приехали в имение Кирсанова. Аркадий понял, что Евгений Базаров сразу не понравился его дяде. Но в этот раз он принял сторону того, кто считал не только своим другом, но и учителем. Базаров же ничуть не смутился, он даже намеренно подчеркивал резкость собственных манер и суждений.
По ходу романа обоих героев автор подвергает искушению, он предлагает им выбрать «дворянское счастье». Оно воплощено в образах Катерины и Анны
Одинцовых. Аркадий, который сначала был увлечен незаурядной натурой Анны Сергеевны, в этот раз прислушивается к совету Евгения обратить внимание на младшую сестру. В милой Катерине Одинцовой Аркадий находит непосредственность, искренность, открытость. которые близки его натуре. Он даже музицирует, хотя и смущается, когда за этим занятием застает ого Базаров. Пожалуй, именно в имении Одинцовой Аркадий осознает, что суровая жизнь, к которой призывает Базаров, вовсе не является для него, Кирсанова, идеалом. В Катеньке он находит свою судьбу и вполне счастлив. Кстати, его «нигилистические» познания пригодились в жизни. Аркадий сумел гораздо лучше своего отца повести хозяйство. Базаров же окончательно понял, что Аркадий – союзник лишь временный, а значит необходимо с ним расстаться. Прощаясь с ним, Евгений говорит: «…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой
задор: для нашего дола это не годится». Именно в этой беседе Базаров произносит слова, которые можно назвать историческими, дает необычайно точную характеристику и Аркадию, и людям, подобным ему: «Ты славный малый, но ты все-таки мяконький,
либеральный барич…» Евгений понимает, что суровая. полная лишений жизнь, к которой он готовит себя, совершенно не подходит Кирсанову. В душе Базарова борются различные чувства: «сожаление, боязнь рассиропиться». Автор сумел психологически верно передать это состояние в речи героя. Евгений по-дружески произносит: «Прощай, брат!», а после, словно спохватившись, иронически добавляет:
«Прощайте, синьор!».
В романе «Отцы и дети» именно Евгений Васильевич Базаров – наиболее сложный и противоречивый персонаж. Он одинок его попытки обрести дружбу, любовь практически бесплодны. Тургенев считал, что Базаров – «лицо трагическое». И это утверждение справедливо. Трагизм Евгения Базарова не только в том, что его время еще не пришло, не только а том, что он не может обрести счастье, но и в том. что он сознательно отказывается от этого счастья. Кажется что Евгений боится свободно проявить свои чувства, старается показаться более резким. даже грубым, более рациональным, чем он есть в действительности. Возможно, в этом проявляется тот же страх «рассиропиться». Лишь перед смертью в нем раскрываются качества, о которых ранее читатель мог только догадываться: скрытая под внешней суровостью, равнодушием нежность к родителям, поэтичность любви к Анне Сергеевне Одинцовой. Героя переполняет жажда жизни и труда на благо страны, но он понимает, что ничего уже не успеть; остается лишь достойно и мужественно встретить смерть. И Базаров позволяет, наконец, прорваться истинным чувствам, впервые говорит о себе до конца откровенно; «тоже думал: обломаю дел много, не умру куда! задача есть, ведь я гигант». Лишь теперь он не стесняется открыто проявить заботу о родителях. Поручая их судьбу Одинцовой, Евгений произносит: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» Евгений Базаров умирает «накануне», он не совершает, казалось бы, ничего значительного, однако сила и обаянию этого персонажа настолько сильны, что буквально приковывают внимание читателя. И. С. Тургеневу удалось о романе показать не только основной социально-политический конфликт эпохи, но и создать яркие образы героев, которые и обеспечили столь долгую жизнь этого произведения.

В романе Тургенева “Отцы и дети” изображена эпоха, когда в России назревали значительные перемены. Как раз в это время обострился кризис крепостнической системы, обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. В это время формируется новый тип человека - человека дела, а не фразы. В центре борьбы стоит фигура революционера-демократа. В образе Базарова писатель отразил черты

этого общественного и человеческого типа. Базаров - мощная личность. Не разделяя

В романе есть совсем иные персонажи, по видимости, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между “учителем” и “учениками”.

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим “демократическим” обликом от хозяев-помещиков. С Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, к тому же дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается именно подчинение слабой натуры Аркадия более сильной натуре Базарова. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и переставал все повторять за Базаровым.

Разница между героями видна в их поведении. В имении Кирсанова Базаров занимается работой, изучением природы. Главное его дело - это естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем, так как увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России. Аркадий - совершенная противоположность, он ничем не занимается. Ни одно из серьезных дел его по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

Совершенно разные суждения можно от них услышать по отношению к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего

тона, которые, как мне кажется, столь важны в дворянском быту. Это сказывается во всех

его привычках, манерах, внешнем виде.

Самый крупный спор у них произошел, когда разговор зашел о роли природы в жизни

человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно ученик” выходит из-под власти своего “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий уже не может быть сподвижником Базарова. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.

Зато Базаров перед ними предстает как человек нового поколения, которое пришло на

смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек,

принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” противопоставляется действие и бездействие через людей, совсем разных по характеру.

Базаров до конца дней был верен своим убеждениям несмотря на то, что потерял всех своих друзей. Он не потерял веру в те идеи, к которым стремился всю жизнь. Мне нравится в Базарове его живость, энергичность, подвижность. Ему надоело жить старой жизнью, по старым законам. Он хотел лучшей жизни для народа и для всей России.

А Аркадий отошел от убеждений Базарова, как только вернулся домой к своей обычной жизни. Для него нигилистические убеждения были только модой, стремлением подражать “новому поколению”. Но такая жизнь не для него. В конце концов он женился и зажил тихой мирной жизнью, как когда-то его родители.

Мне кажется, да и каждый согласится со мной в том, что такие, как Базаров, нужны России и нынешней, и будущей.

Как противоположные люди в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” показаны два друга

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров - сын уездного лекаря. Он отрицает

не только поэзию, но и музыку, искусство, живопись, любовь к природе. Он насмехается над Рафаэлем. В отличие от Базарова, Аркадий представляется нам романтиком, который

хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам: музыка, поэзия,

живопись присутствуют в его жизни. Тургенев подчеркивает желание Аркадия казаться

взрослым и иметь собственный взгляд на окружающий его мир. Этот молодой человек

изо всех сил старается быть похожим во всем на Евгения Базарова и заслужить его

уважение. Находясь под влиянием друга, Аркадий лишь увлечен идеей отрицания. Он

зависит от Базарова, но далеко не во всем похож на него. А вот Базаров никогда не ищет

ни уважения, ни внимания. Он свободный человек, не зависящий ни от кого. Базаров

считает, что каждый человек должен сам себя воспитать. Автор все время напоминает нам, что Евгений Базаров не чудовище, а всего лишь несчастный, одинокий человек, с острым умом.

Аркадий искренний, бескорыстный, любящий человек. Базаров отрицает романтизм, но все же является романтиком, как и Аркадий. И в порыве откровения признается Аркадию в любви к окружающим. Проследим как раскрываются характеры героев в похожих

ситуациях. Сильно и страстно любит Базаров Одинцову, скрывая свое чувство до

предсмертного объяснения с ней. Аркадий же повторил судьбу своего отца: брак, семья, покой - много ли еще ему надо? Тихое счастье не нужно Базарову, рядом с ним

должен быть сильный и умный друг, которого, к сожалению, не нашел в Анне Сергеевне.

Аркадий живет по принципам, которые Базаров пытается, уничтожить. Базаров - врач по образованию и предпочтение отдает только естественным наукам потому, что они дают точные знания, ему чужда красота природы, мир искусства, он отрицает принципы

аристократов. И Тургенев солидарен с героем. Базаров считает, что “природа - не храм, а

мастерская, и человек в ней работник”. С этой мыслью Аркадий готов был согласиться,

но, развивая эту мысль, он не пришел к тем же результатам, что и Базаров. Аркадий

утверждал, что работнику надо отдыхать, и он не может ограничиться одним сном после

утомительного труда. В этом вопросе их мнения так и не сошлись.

На протяжении романа Базаров стремится понять мужиков. Он воспринимается ими вроде шута, и крестьяне ждут от него не рассуждений об их делах, а медицинской помощи. Насчет Аркадия можно сказать, что он никогда не лезет в чужие дела и не выставляет себя напоказ. Прощаясь с Аркадием, Базаров дает личную оценку приятелю: “Для нашей горькой, терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится”.

В отношениях Базарова с Аркадием Кирсановым нет настоящего взаимопонимания. Это не единомышленники, а лишь временные попутчики.

В произведениях Тургенева второй половины XIX века появляются герои, которым в тягость пустота их собственной жизни, которые смутно сознают несправедливость рабства, ищут новый смысл жизни, порой становясь “лишними” людьми. В то же время рождаются и появляются герои - передовые люди. Только в их среде возникал сознательный протест против дурного устройства общества. Изображение этих людей, чаще всего небогатых и образованных дворян, и занимает большое место в произведениях Тургенева. Этих людей отличает высокий нравственный уровень, широкий кругозор и нежелание идти общим путем. Таков Евгений Базаров. Его можно отнести к разряду “новых” людей, но таких людей, как Базаров, было еще мало в России; они были одиноки и не поняты массами.

Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко народными чертами. Ясный ум, практическая сметка, глубокое знание жизни, неутомимое трудолюбие, энергия, огромная воля, независимость в суждениях и поступках, мужественное и честное отношение к жизни и к смерти - вот важнейшие особенности характера Базарова. Он - человек дела, “не терпит красивых слов”. “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил

между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”.

Базаров - нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь

существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. Автор вокруг своего героя создает атмосферу

вражды и непонимания: дворянам с Базаровым не по пути. Но он наталкивается и на

непонимание со стороны народа.

В романе есть и другие персонажи, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его “учениками”.

Таким “учеником” является Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова - это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор дает понять, насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг “бросает косвенный взгляд назад и умолкает”. Аркадий находится под обаянием личности

старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит “говорить красиво”. Нигилистические убеждения не становятся его натурой. Постепенно между

приятелями назревает конфликт, Аркадий все чаще не согласен с другом, но сначала не

решается прямо говорить об этом, чаще отмалчивается.

Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает различия между ними: “Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или

благородного кипения дойти не может... а мы драться хотим...”

В сущности, Аркадий - “мякенький либеральный барич”. Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание, мечты о коренных переменах в общественной жизни, стремление “место расчистить”. Евгений последователен в своих воззрениях,

иногда доходит до цинизма. Тургенев подчеркивает, что Аркадия коробит от

циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует постоянной зависимости

от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению, теперь - Кате.

Неудача постигает Евгения и в личной жизни - он полюбил помещицу Одинцову. Эта любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, в последних главах он уже не тот, каким мы знали его в начале романа. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому

душевному кризису. Все валится у него из рук, и само заражение его кажется не таким уж

случайным. Базаров умирает, не успев ничего совершить. Перед смертью, которую он

встречает просто и мужественно, герой как будто сознает, что время его еще не пришло. Тургенев сделал его героической, благородной личностью, однако обреченной на гибель.

Я считаю, что этот роман навсегда останется одним из самых загадочных произведений мировой литературы, наряду с “Горем от ума” Грибоедова. В этих книгах отражены извечные противоречия человеческой жизни - максимализм юности и житейская

умудренность, бескомпромиссность... Что лучше? Ответ на это в вечности, в спокойствии “равнодушной природы”, в последних, примиряющих строках романа.

Роман И.С.

Тургенева был написан в 60-е годы прошлого столетия. Это роман о “новых” людях. Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” о конфликте, противостоянии старого поколения с

установившейся системой моральных устоев, нравов и нового с современными взглядами,

принципами, идеалами.

Проблема конфликта “отцов и детей” существовала всегда, она актуальна в любое время. Все новое, внедряемое молодым поколением, наталкивается на стену непонимания. В нашем случае это противостояние Базарова со старшим поколением.

Базаров и Аркадий подружились во время обучения в университете. Базаров был убежденным нигилистом. Взгляды и убеждения Аркадия формировались под его влиянием. Аркадий до конца не убежден в своей идее, он старается подражать Базарову. Аркадию хочется быть таким же, как Базаров, хочется походить на него, но внутренне он не тот нигилист, каким себя выдает. Базаров готов оспаривать свою точку зрения до конца (как это он делает с Павлом Петровичем), и его невозможно разубедить в его взглядах. Аркадия же легко убедить в неверности его взглядов. Базаров действительно понимает то, во что он верит. Аркадий не понимает всей серьезности их убеждений. Ему хочется быть похожим на своего товарища. Но Аркадий не может быть похожим из-за внутренней особенности - характера.

У Базарова твердый, непоколебимый характер, он вольный человек, он постоянен в выборе своих убеждений. Характер Аркадия - гибкий и мягкий. Он легко поддается влиянию со стороны. Аркадий лишен умственной оригинальности и постоянно нуждается в чей-нибудь интеллектуальной поддержке, в сравнении с Базаровым он кажется юнцом, не готовым к самостоятельной жизни.

Благоговея перед своим учителем, Аркадий с удовольствием отрицает то, что отрицает

Базаров, подчиняясь его влиянию. Отношение Базарова к другу выявляет его характер. Он

один, сам по себе со своими мыслями и убеждениями. Чаще всего он не хочет высказаться, замыкается в себе и изредка роняет слово. Аркадий же с радостью

подхватывает фразу, высказанную Базаровым. Аркадий тоже не любит своего друга, он

просто подчиняется силе его ума. Отношение его к Базарову наигранно. Он просто

познакомился с ним, заинтересовался его принципами, покорился его силе и вообразил,

что от души любит его.

А Базаров из тех людей, кто любит поучать, воспитывать, указывать. Отношения Базарова и Аркадия нельзя назвать дружбой, они находятся во взаимной зависимости, они необходимы друг другу не как друзья, а как учитель и ученик.

Несмотря на то, что Базаров и Аркадий приятели и объединены общей идеей, они совершенно разные люди с разными характерами.

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. После выхода романа на него обрушился шквал критических статей.

Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени,

появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” основными героями являются Базаров и Аркадий Кирсанов.

Действующие лица группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы их отнесем.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в

противоположном лагере. Базаров - новый человек, представитель тех молодых

деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

К политическому лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий

Кирсанов. Правда, он искренне увлекается теорией Базарова, стремится подражать ему и

выдает себя за такого же нигилиста, как его приятель. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий обнажает идейное родство с “отцами”. Не случайно он то и дело защищает их: в одной главе он пытается убедить Базарова, что Павел Петрович - “хороший человек”, а Николай Петрович - “золотой человек”.

Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Над медициной же своего отца Базаров смеется, потому что она отстала от жизни. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

Аркадий - совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый,

ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий обнаруживает свое кровное и идейное родство с либералами и в ряде других мест романа.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог -

наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских поров,

происходящих в романе.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

С Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без

взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На

протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову.

Со временем Аркадий приобретает свое мнение и уже перестает повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста, и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах,

внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты - нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

“Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь приспособить для этого идеи Базарова.

Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка - муж с женою”. Аркадий не становится продолжателем его взглядов, он находит свое душевное успокоение с Катей Одинцовой.

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Базаров и аркадий. Сравнительная характеристика героев " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Базаров и аркадий. Сравнительная характеристика героев " для печати

Русские писатели




Top