Относится ли а линдгрен к литературным сказкам. Жанрово-тематическое своеобразие произведения А

В этом произведении А. Линдгрен рассказывается о дружбе обыкновенного мальчика Свантесона по прозвищу Малыш и необыкновенного Карлсона, который живёт на крыше. Одиноким и несчастным чувствовал себя Малыш, пока к нему не стал прилетать забавный и добродушный, неистощимый на выдумки толстяк Карлсон.

Все окружающие считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Однако сам Малыш ни минуты не сомневается в существовании своего замечательного друга. Причём он уверен, что, несмотря на наличие у Карлсона пропеллера, позволяющего ему летать, Карлсон - обыкновенный мальчик, его товарищ по играм.

И действительно, Карлсон - самый обыкновенный толстый мальчик, сластёна, проказник, отчасти эгоист. Он постоянно ищет забав. Но если дело дойдёт вдруг до беды, Карлсон всегда выручит, не подведёт. К тому же он умён, находчив, по-своему добр, старается защищать слабых. Достаточно вспомнить, как он издевается над жуликами, решившими обобрать простака Оскара, и над родителями, оставившими без присмотра голодного ребёнка.

В характере Карлсона узнаются детские слабости, и автор как будто побуждает смеяться над ними. Образ Малыша показан писательницей в развитии. Герой непрестанно думает и рассуждает. Он очень добр, щедр, уступчив. В нём всё время происходит внутренняя борьба. С одной стороны, Малыша увлекают проказы Карлсона, а с другой - он начинает протестовать, когда шалости переходят дозволенные границы. Малыш обожает животных и очень хочет иметь собаку. Он уважает старших, помогает слабым.

Всё произведение пронизано добротой, тонкой иронией и юмором. В нём много шуток, много ярких, запоминающихся выражений («Спокойствие, только спокойствие!», «Дело житейское» и др.).

Итак, кто такой этот забавный Карлсон? Возраст его остается загадкой, единственная информация, которая нам предоставляется - это расплывчатое определение «мужчина в самом расцвете сил ». Малыш считает Карлсона взрослым, но это не обыкновенный взрослый, запрещающий шалить, проказничать и куролесить, а тот самый удивительный и чудесный, который не только одобряет шалости, но и сам становится их инициатором. Характер Карлсона весьма противоречив: иногда он ведет себя весьма эгоистично, а иногда, бросаясь грудью на амбразуру, спешит на помощь Малышу, не особенно задумываясь о том, что он сильно рискует. Этому смешному человечку постоянно требуется подтверждение того, что он самый лучший, самый замечательный, самый любимый друг – одним из примеров этому является легендарная фраза «Малыш, но я ведь лучше собаки? ». И его можно понять, ведь он живет в своем маленьком домике совсем один, в то время как у Малыша есть родители, брат, сестра, два друга – Кристер и Гунилла, да еще и маленькая такса Бимбо…

Малыш же, по сравнению с Карлсоном, самый обыкновенный ребенок, каких в мире миллионы. Его имя, Сванте Свантесон , наводит на мысль о том, что автор хотела подчеркнуть его ординарность (если бы Малыш был русским, то звали бы его, вне сомнения, Иван Иванов). Это делалось с определенной целью – каждый ребенок должен был верить в то, что на месте Малыша мог оказаться он сам. Но в книге есть замечательный момент, когда мама Малыша говорит ему, что не согласилась бы расстаться с сыном ни за какие сокровища в мире (даже за сто тысяч миллионов крон!), и это – своеобразное напоминание маленькому читателю о том, что любой ребенок, каким бы заурядным он ни был, для своих родителей все равно является величайшим богатством.

Нельзя не заметить, что Малыш – очень добрый мальчик. Он никогда не обижается на Карлсона, даже если его капризы становятся невыносимыми, и готов отдать своему другу все что угодно. Так, например, он дарит ему на День Рождения свой любимый пистолетик, и мысль о том, что он порадовал Карлсона, сразу же затмевает сожаление от расставания с замечательной игрушкой.

Кстати, при прочтении «Карлсона» невольно вспоминаешь Пеппи Длинныйчулок, еще одну героиню Астрид Линдгрен. Они и в самом деле похожи: и Карлсон, и Пеппи, появляясь в жизни самых обыкновенных детей, в мгновение ока становятся их лучшими друзьями. Одна из самых примечательных их черт – это сочетание детскости и взрослости, иными словами, они могут веселиться так же самозабвенно и беззаботно, как маленькие дети, и в то же время, когда они рядом, любая проблема кажется совершенно пустяковой. Наверное, ни один ребенок не отказался бы от такого друга, как Пеппи или Карлсон, и умение Линдгрен так мастерски описать характер персонажа, симпатичного всем детям без исключения, действительно удивляет. Вдобавок, обе книги наполнены замечательным искрометным юмором, причем он понятен не только детям, но и взрослым. Ценность книг Линдгрен вообще трудно преувеличить, и «Карлсон», вне всяких сомнений – одно из лучших ее произведений, которое, хоть и ориентировано на детскую аудиторию, все равно будет интересно читателям любого возраста.

110 лет со дня рождения Астрид Линдгрен

Астрид Линдгрен - вероятно, самый известный в России шведский писатель.

Ее герои поселяются в головах в детстве - рыжая девочка Пеппи Длинныйчулок, дочь разбойника Рони, сыщик Калле Блюмквист, упитанный мужчина в самом расцвете сил, обладатель пропеллера на спине и самой распространенной в Швеции фамилией Карлсон, прилетающий к Малышу, когда тому становится грустно.

Поселяются и остаются до самых седин - на правах драгоценности, которую мы, становясь родителями, передаем своим детям, читая ее книги на ночь. Если уже прочитали все - найдите достаточно редкую автобиографическую «Мы все из Бюллербю», в которой писательница зарисовывает собственное детство - не очень богатое, зато наполненное впечатлениями и приключениями.

14 ноября 1907 года на юге Швеции, в городе Виммербю, родилась Астрид Анна Эмилия Эрикссон. Ее первой публикацией стало школьное сочинение, из-за которого одноклассники начали дразнить ее Сельмой Лагерлеф (шведская романистка.— “Ъ”). После этого Астрид зареклась сочинять сказки и пошла работать в местную газету Wimmerby Tidningen


«Если мне удалось сделать светлее хоть чье-нибудь мрачное детство, то я довольна»


«Стать предметом сплетен было все равно что оказаться в яме, полной змей, и я решила покинуть эту яму как можно скорее. Все произошло совсем не так, как некоторые могут подумать,— меня не выгнали из дома, как в старые добрые времена. Вовсе нет, я ушла сама. Никто не смог бы удержать меня дома»
После переезда в Стокгольм Астрид окончила курсы стенографисток, но не смогла найти работу и отдала своего новорожденного сына Ларса в приемную семью



«Я пишу для себя, чтобы развлечь того ребенка, что сидит внутри меня, — могу только надеяться, что и других детей это повеселит»
В 1928 году Астрид получила место секретаря в Королевском автомобильном клубе и спустя три года вышла замуж за своего шефа Стуре Линдгрена. Вступив в брак, Астрид Линдгрен смогла забрать сына и родила дочь Карин. После этого писательница нарушила зарок и начала сочинять сказки для домашних журналов


«Самое страшное — это когда ребенок не умеет играть. Такой ребенок похож на маленького скучного старичка, из которого со временем вырастает взрослый старец, лишенный, однако, основного преимущества старости — мудрости»
В 1944 году Астрид Линдгрен заняла второе место в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном издательством «Рабен и Шегрен», и смогла опубликовать повесть «Бритт-Мари изливает душу»


«Вы не найдете на земле истинного мира, возможно, это просто недостижимая цель»
Свою самую известную героиню — Пеппи Длинныйчулок — Астрид Линдгрен придумала во время войны и болезни дочери Карин. Первый самодельный тираж писательница подарила дочке на день рождения, а в 1945 году «Рабен и Шегрен» издали книгу «Пеппи поселяется на вилле "Курица"»


В 1954 году Астрид Линдгрен написала повесть «Мио, мой мио», в 1955-м — «Малыш и Карлсон». В 1961 году «Три повести о Малыше и Карлсоне» вышли в СССР: их прижизненный тираж на русском языке составил более 5 млн экземпляров



«Я пью лето, как дикие пчелы пьют мед. Собираю огромный ком лета, чтобы его хватило на… на то время, когда… будет уже другая пора… А ты знаешь, что это за ком?...
— В нем солнечные восходы и черничник, синий от ягод, и веснушки, как у тебя на руках, и лунный свет над вечерней рекой, и звездное небо, и лес в полуденный жар, когда солнечный свет играет в верхушках сосен, и вечерний дождик, и все, что вокруг… и белки, и лисицы, и лоси, и все дикие лошади, которых мы знаем, и купание в реке, и катание на лошадях. Понимаешь? Весь ком теста, из которого выпекают лето.»

«Рони, дочь разбойника»



«Журналисты настолько упрямы. Просто оставьте в газете пустое место и напишите: "Здесь должно было выйти что-то об Астрид Линдгрен, но она не пожелала в этом участвовать"»
С 1946 по 1970 год Астрид Линдгрен работала редактором детской литературы в издательстве «Рабен и Шегрен», опубликовавшем все ее книги, и вела викторины на шведском радио и телевидении

«Сегодня в нашем мире так много диктаторов, тиранов, угнетателей, мучителей… Что у них было за детство?»
В 1976 году Астрид Линдгрен опубликовала сказку для взрослых «Помперипосса из Монисмании» о чересчур жесткой налоговой политике, а в 1985 году направила в стокгольмские газеты сказку о любящей корове, направленную против плохого обращения с животными. В результате в 1988 году в Швеции был принят закон о защите животных Lex Lindgren (Закон Линдгрен)
Фото: Constantin-Film/ullstein bild via Getty Images


«Избавь меня бог от Нобелевской премии! Нелли Закс умерла от того, что получила ее, я уверена, что со мной произойдет то же самое»
В 1958 году Астрид Линдгрен получила медаль Ганса Христиана Андерсена (ее также называют Нобелевской премией в детской литературе), а в 1969 году — Шведскую государственную премию по литературе

"Андерсен наших дней», -так называют её в её родной стране и за рубежом. Как и у датского писателя, сказочные произведения Линдгрен близки к народному творчеству, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни. А сказочное, волшебное рождается в книгах Линдгрен из игры, из выдумки самого ребёнка.

Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе, близ города Виммербю, в семье земледельца. Девочка хорошо училась в школе, а её сочинения так нравились учителю по литературе, что он прочил ей славу Сельмы Лагерлёф, известной шведской романистки.


В 17 лет Астрид занялась журналистикой, работала в местной газете. Затем она переехала в Стокгольм, получила образование стенографистки и работала секретарем в разных

столичных фирмах.

В 1931 году Астрид Эрикссон вышла замуж и стала Астрид Линдгрен.

Астрид Линдгрен, шутя, вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные стокгольмские зимы, болезни дочки Карин, которая все время просила маму

о чем-нибудь рассказать. Именно тогда мама с дочкой придумали озорную девочку с рыжими косичками – Пеппи.

Ей (книге) присудили несколько призов, а автора пригласили работать в детское книжное издательство.

Затем появились повести о Малыше и Карлсоне (1955-1968), Расмусе-бродяге (1956), трилогия об Эмиле из Леннеберги (1963-1970), книги "Братья Львиное сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника» (1981) и т.д

Её книги полюбили не только дети, но и взрослые всего мира. Почти все свои книги

Линдгрен посвятила детям (лишь несколько – юношеству). « Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», - решительно заявляла Астрид. Она, вместе с героями книг, учила детей, что «если жить не по привычке, целой жизнью будет день!»

Советские читатели открыли для себя Астрид Линдгрен еще в 1950-е годы, и ее первой

книгой, переведённой на русский язык, была повесть "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.

А знаете ли вы, где находится единственный в мире памятник этому толстячку с пропеллером на спине? Не Стокгольме и не Мальме, а в Одессе. Он установлен во дворе

известной в Одессе фирмы «Доминион». Хозяин фирмы, Герман Наумович Коган, с детства полюбил доброго друга детей и поставил ему памятник.

Каждый год, в сентябре, возле него проходит празднование дня рождения Карлсона,

на который приглашаются сироты из ближайших детских домов. От имени именинника их угощают фруктами, сладостями и, конечно, любимым блюдом сказочного героя - вареньем из большой стеклянной банки. Героев Линдгрен отличает непосредственность,

пытливость, изобретательность, озорство сочетается с добротой, серьёзностью.

Сказочное и фантастическое соседствует с реальными картинами жизни обычного шведского городка.

Среди самых главных премия имени Г-Х.Андерсена, премия имени Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО, различных правительств, «Серебряный Медведь».

Линдгрен не только писала книги, но и активно боролась за права детей. Она считала, что их нужно воспитывать без телесных наказаний и насилия.

В1958 году Астрид Линдгрен была присуждена Международная золотая медаль

имени Ханса Кристиана Андерсена за гуманистический характер творчества

Именем Астрид…

Специфика сказочного мастерства Линдгрен

Специфика сказочного мастерства Линдгрен заключается в том, что она создавала сказки, где реальные современные мальчики и девочки вдруг приобретают сказочные свойства, как бедная, заброшенная девочка Пеппи, или живут двойной жизнью в обычном городе Швеции XX ст. с телефоном, посещением школы, как Малыш; с бедностью и злоключениями, как брат Львиное Сердце; с сиротством, как Мио; вместе с тем у них есть второй мир -- сказочный, фантастический.

Здесь они или могущественны и героически сами (Мио, брат Львиное Сердце), или имеют наделенных сверхъестественными силами помощников и друзей, как Малыш, приятелем которого становится Карлсон. Сказочные герои прошлого летали на коврах-самолетах, в летающих сундуках и т.п. Дети XX ст., знакомые с летательными аппаратами нашего времени, угадывают моторы, пропеллеры, кнопки управления. Сама фантастика Линдгрен -- это мир, создаваемый воображением современного ей ребенка. Затеи Карлсона, например, -- это шалости, которых возможны для обычного ребенка с развитой фантазией. Линдгрен некогда не морализирует. Она заставляет своих маленьких читателей увидеть плохое на доступных им примерах. Мягкий юмор писательницы создает особую добрую атмосферу, где не остается возможности для торжества злого начала.

Неизбежность окончательной победы добра присуща и повестям Линдгрен для юношества, а их герои - такие же фантазеры, как и герои сказок. Калле Блюмквист воображает себя знаменитым следователем, играет со своими друзьями в войну Красной и Белой роз. Расмус-Бродяга идеализирует жизнь бездомных нищих. Линдгрен в повестях о реальных событиях тоже воспитывает своих читателей: война Красной и Белой роз ведется между друзьями по правилам высоко трактованного рыцарства, она преисполнена неисчерпаемой изобретательности подростков, разрушает препятствия; Расмус понимает истинную сущность бродяг .

Однако Линдгрен не отказалась от троллей, эльфов, домовых или одухотворений сил природы, гор или предметов, но это традиционно фантастическое объединяется у нее с изменением реальности детской фантазией. В своих сказках Линдгрен шла за Г.К. Андерсеном, который умел рассказывать удивительные истории об обычных предметах, за С.Лагерлеф, которая объединяла в одном произведении учебник о природе Швеции, реальной жизни маленького мальчика Нильса и историю гусиной стаи. Однако она не повторяет своих предшественников. Линдгрен, вводя читателя в круг фантазий и эмоций ребенка, учит взрослых уважать его внутренний мир, видеть в нем личность.

Главные герои сказочных повестей Астрид Линдгрен

Крупнейшие произведения Линдгрен - это сказки-повести: «Пеппи Длинныйчулок» («Boken om Pippi Langs-trump», 1945-1946), «Мио, мой Мио» (1954), «Малыш и Карлсон, который живет на даxy» (« Lillebror och Karlsson pa Taket », 1955 - 1968),« Братья Львиное Сердце »(« Brodema Lejon-hjarta », 1973), а также повести для детей и юношества« Приключения знаменитого следователя Калле Блюмквиста »(« Masterdetektiven Blomqvist lever farligt » , 1946-1953), «Расмус-бродяга» («Rasmus pa Luffen», 1956) и трилогия об Эмиле из Леннеберги («Emil in Lonneberga», 1963-1970). Линдгрен не выражала открыто своей программы, но хотела своим творчеством способствовать демократизации общественных отношений, хотела видеть мир без войны, где страдать дети. Она писала для детей, и поэтому его идеи приобретают форму, доступной для детского понимания. Так, в сказке-повести «Мио, мой Мио!" Герой выступает против злого рыцаря Като, а братья Львиное Сердце борются против тирана Тенгиля. В произведениях Линдгрен, где используется средневековый реквизит, речь идет не только об извечной борьбе добра и зла, как во всех сказках всех времен. В чертах противников положительных героев писательницы и в описаниях стран, которыми они правят, явно проступают черты фашизма, а сами персонажи похожи на современных шведов .

Специфика сказочного мастерства Линдгрен состоит в том, что она создавала рассказы-сказки, повести-сказки, где реальные современные мальчики и девочки вдруг приобретают сказочных свойств, как бедная, заброшенная девочка Пеппи, или живут двойной жизнью в обычном городе Швеции XX в. с телефоном, посещением школы, как Малыш, с бедностью и лишениями, как братья Львиное Сердце; с сиротством, как Мио; время у них есть другой мир - сказочный, фантастический. Здесь они или мощные и героические сами (Мио, брать Львиное Сердце), или могут иметь наделенных сверхъестественными силами помощников и друзей, как Малыш, приятелем которого становится Карлсон. Сказочные герои прошлого летали на коврах-самолетах, у летучих сундуках и т.д.. Дети XX в., Знакомы с летательными аппаратами нашего времени, придумывают движки, пропеллеры, кнопки управления. Сама фантастика Линдгрен - это мир, создаваемый воображением современной ей ребенка. Проделки Карлсона, например, - это баловство, которых багнеться обычному ребенку с развитой фантазией. Линдгрен никогда не морализирует. Она заставляет своих маленьких читателей увидеть плохое на доступных им примерах. Мягкий юмор писательницы создает особую добрую атмосферу, где не остается возможности для торжества зла начала.

Неизбежность окончательной победы добра присуща и повестям Линдгрен для юношества, а их герои - такие же фантазеры, как и герои сказок. Калле Блюмквист воображает себя знаменитым следователем, играет со своими друзьями в войну Алой и Белой розы. Расмус-бродяга идеализирует жизнь бездомных нищих. Линдгрен в повестях о реальных событиях тоже воспитывает своих читателей: война Алой и Белой роз ведется между друзьями по правилам высоко трактованного рыцарства, она полна неиссякаемой изобретательности подростков, разрушает состоянию препятствия; Расмус понимает истинную сущность бродяг. Однако Линдгрен не отказалась от троллей, эльфов, домовых или одухотворение сил природы, гор или предметов, но это традиционно фантастическое сочетается в ней с изменением реальности детской фантазией. В своих сказках Линдгрен шла за Г.К. Андерсеном, который умел рассказывать удивительные истории о найпрозаичниши предметы, за С.Лагерлеф, которая совмещала в одном произведении учебник о природе Швеции, реальная жизнь маленького мальчика Нильса и историю гусиной стаи. Однако она не повторяет своих предшественников. Линдгрен, вводя читателя в круг фантазий и эмоций ребенка, учит взрослых уважать его внутренний мир, видеть в нем личность.

Пеппи Длинныйчулок -- центральный персонаж серии книг шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Пеппи -- маленькая рыжая веснушчатая девочка, которая живёт одна на вилле «Курица» в небольшом шведском городке вместе со своими животными: обезьянкой господином Нильсоном и лошадью. Пеппи -- дочь капитана Эфраима Длинныйчулок, который впоследствии стал вождём чернокожего племени. От своего отца Пеппи унаследовала фантастическую физическую силу, а также чемодан с золотом, позволяющий ей безбедно существовать. Мама Пеппи умерла, когда та была ещё младенцем. Пеппи уверена, что она стала ангелом и смотрит на неё с неба («Моя мама -- ангел, а папа -- негритянский король. Не у всякого ребёнка такие знатные родители»).

Пеппи «перенимает», а скорее, придумывает разнообразные обычаи с разных стран и частей света: при ходьбе пятиться назад, ходить по улицам вниз головой, «потому что ногам жарко, когда ходишь по вулкану, а руки можно обуть в варежки».

Лучшие друзья Пеппи -- Томми и Анника Сёттергрен, дети обычных шведских обывателей. В компании Пеппи они часто попадают в неприятности и смешные переделки, а иногда -- настоящие приключения. Попытки друзей или взрослых повлиять на безалаберную Пеппи ни к чему не приводят: она не ходит в школу, неграмотна, фамильярна и всё время сочиняет небылицы. Тем не менее, у Пеппи доброе сердце и хорошее чувство юмора.

Пеппи Длинныйчулок -- одна из самых фантастических героинь Астрид Линдгрен. Она независима и делает всё, что хочет. Например, спит с ногами на подушке и с головой под одеялом, носит разноцветные чулки, возвращаясь домой, пятится задом, потому что ей не хочется разворачиваться, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде.

Она невероятно сильная и проворная, хотя ей всего девять лет. Она носит на руках собственную лошадь, побеждает знаменитого циркового силача, разбрасывает в стороны целую компанию хулиганов, обламывает рога свирепому быку, ловко выставляет из собственного дома двух полицейских, прибывших к ней, чтобы насильно забрать её в детский дом, и молниеносно забрасывает на шкаф двоих громил воров, которые решили её ограбить. Однако в расправах Пеппи нет жестокости. Она на редкость великодушна к своим поверженным врагам. Осрамившихся полицейских она угощает свежеиспеченными пряниками в форме сердечек. А сконфуженных воров, отработавших свое вторжение в чужой дом тем, что они всю ночь танцевали с Пеппи твист, она великодушно награждает золотыми монетами, на сей раз честно заработанными.

Пеппи не только на редкость сильна, она ещё и невероятно богата. Ей ничего не стоит купить для всех детей в городе «сто кило леденцов» и целый магазин игрушек, но сама она живёт в старом полуразвалившемся доме, носит единственное платье, сшитое из разноцветных лоскутов, и единственную пару туфель, купленных ей отцом «на вырост».

Но самое удивительное в Пеппи -- это её яркая и буйная фантазия, которая проявляется и в играх, которые она придумывает, и в удивительных историях о разных странах, где она побывала вместе с папой-капитаном, и в бесконечных розыгрышах, жертвами которых становятся недотепы-взрослые. Любой свой рассказ Пеппи доводит до абсурда: вредная служанка кусает гостей за ноги, длинноухий китаец прячется под ушами во время дождя, а капризный ребёнок отказывается есть с мая по октябрь. Пеппи очень расстраивается, если кто-нибудь говорит, что она врет, ведь врать нехорошо, просто она иногда забывает об этом.

Пеппи -- мечта ребёнка о силе и благородстве, богатстве и щедрости, свободе и самоотверженности. Но вот взрослые Пеппи почему-то не понимают. И аптекарь, и школьная учительница, и директор цирка, и даже мама Томми и Анники злятся на неё, поучают, воспитывают. Видимо поэтому больше всего на свете Пеппи не хочет взрослеть:

«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и куминальные налоги. И ещё они напичканы предрассудками и всякой ерундой. Они думают, что стрясётся ужасное несчастье, если сунуть в рот нож во время еды, и всё такое прочее».

Но «кто сказал, что нужно стать взрослым?» Никто не может заставить Пеппи делать то, чего она не хочет!

Книги о Пеппи Длинныйчулок исполненны оптимизма и неизменной веры в самое-самое хорошее.

И последнее, о чем необходимо сказать: о влиянии Астрид Линдгрен на русскую детскую литературу. Следует признать, что само существование прекрасных книг шведской писательницы поднимало планку качества в детской литературе, меняло отношение к детской книге как к литературе второго сорта, создание которой не требует от писателя чрезмерных усилий, лишь бы было складно и забавно (и назидательно). Конечно, Астрид Линдгрен не была одинока в этой борьбе за хорошую детскую книгу, но ее авторитет и личный пример во многом содействовал упрочению высоких требований к литературе для детей.

Астрид Линдгрен оставила удивительное наследство -- талантливую и разнообразную современную детскую литературу, которая -- и это никакое не преувеличение -- вышла из ее книг. Спасибо ей за этот чудесный волшебный дар нам всем.

Книги Астрид Линдгрен хороши еще и тем, что к ним хочется возвращаться, их хочется перечитывать не только в детстве, но во взрослом возрасте. Это сказки и вместе с тем это истории про детей, таких, которые живут в соседнем дворе. В них нет ничего фантастического, просто они умею мечтать, фантазировать, видеть недоступное взрослым.



























Включить эффекты

1 из 27

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Астрид Анна Эмилия Линдгрен, урождённая Эрикссон; 14 ноября 1907 года, Виммербю, Швеция - 28 января 2002 года, Стокгольм, Швеция - шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше".

  1. "Андерсен наших дней"
  2. Начало трудового пути
  3. Рождение Пеппи
  4. Невероятный успех "Пеппи"
  5. Россия и Астрид Линдгрен
  6. В гостях у Карлсона
  7. Премии и награды
  8. Имени Астрид…
  9. Биография

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

Слайд 2

«Андерсен наших дней»

Так называют её в её родной стране и за рубежом.
Как и у датского писателя, сказочные произведения Линдгрен близки к народному творчеству, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни.
А сказочное, волшебное рождается в книгах Линдгрен из игры, из выдумки самого ребёнка.

Слайд 3

  • Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе, близ города Виммербю, в семье земледельца. Девочка хорошо училась в школе, а её сочинения так нравились учителю по литературе, что он прочил ей славу Сельмы Лагерлёф, известной шведской романистки.
  • Слайд 4

    Начало трудового пути

    В 17 лет Астрид занялась журналистикой, работала в местной газете. Затем она переехала в Стокгольм, получила образование стенографистки и работала секретарем в разных столичных фирмах. В 1931 году Астрид Эрикссон вышла замуж и стала Астрид Линдгрен.

    Слайд 5

    Рождение Пеппи

    Астрид Линдгрен, шутя, вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные стокгольмские зимы, болезни дочки Карин, которая все время просила маму о чем-нибудь рассказать. Именно тогда мама с дочкой придумали озорную девочку с рыжими косичками.

    Слайд 6

    Невероятный успех «Пеппи»

    Слайд 7

    Затем появились повести о Малыше и Карлсоне (1955-1968), Расмусе-бродяге (1956), трилогия об Эмиле из Леннеберги (1963-1970), книги "Братья Львиное сердце« (1979), "Роня, дочь разбойника» (1981) и т.д Её книги полюбили не только дети, но и взрослые всего мира.

    Слайд 8

    Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (лишь несколько – юношеству). « Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», - решительно заявляла Астрид. Она, вместе с героями книг, учила детей, что «если жить не по привычке, целой жизнью будет день!»

    Слайд 9

    Россия и Астрид Линдгрен

    Советские читатели открыли для себя Астрид Линдгрен еще в 1950-е годы, и ее первой книгой, переведённой на русский язык, была повесть "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше".

    Слайд 10

    В гостях у Карлсона

    А знаете ли вы, где находится единственный в мире памятник этому толстячку с пропеллером на спине? Не Стокгольме и не Мальме, а в Одессе. Он установлен во дворе известной в Одессе фирмы «Доминион». Хозяин фирмы, Герман Наумович Коган, с детства полюбил доброго друга детей и поставил ему памятник.

    Слайд 11

    Каждый год, в сентябре, возле него проходит празднование дня рождения Карлсона, на который приглашаются сироты из ближайших детских домов. От имени именинника их угощают фруктами, сладостями и, конечно, любимым блюдом сказочного героя - вареньем из большой стеклянной банки.

    Слайд 12

    Героев Линдгрен отличает непосредственность, пытливость, изобретательность, озорство сочетается с добротой, серьёзностью. Сказочное и фантастическое соседствует с реальными картинами жизни обычного шведского городка.

    Слайд 13

    Премии и награды

    Среди самых главных премия имени Г-Х.Андерсена, премия имени Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО, различных правительств, «Серебряный Медведь». Линдгрен не только писала книги, но и активно боролась за права детей. Она считала, что их нужно воспитывать без телесных наказаний и насилия.

    Слайд 14

    В 1958 году Астрид Линдгрен была присуждена Международная золотая медаль имени Ханса Кристиана Андерсена за гуманистический характер творчества

    Слайд 15

    Имени Астрид…

    * Названа одна из малых планет.
    * В Стокгольме будет улица Астрид Линдгрен.
    * Международная передвижная книжная выставка.
    * В 2000 году шведы назвали свою соотечественницу "Женщиной столетия".

    Слайд 16

    Музей Астрид Линдгрен

    • Книги Астрид Линдгрен в её музее.
  • Слайд 18

    • Женщина, которой при жизни был поставлен памятник
  • Слайд 19

    • Астрид Линдгрен ушла из жизни 28 января 2002 года в возрасте 95 лет. Она похоронена в родных краях, в Виммербю
  • Слайд 21

    Автор свыше тридцати пяти книг

    Книги Астрид Линдгрен переводятся во всех уголках земного шара, а герои произведений говорят чуть ли не на сорока пяти языках, в том числе и по- русски. Она лауреат многих шведских национальных и международных премий.

    Слайд 22

    Библиография:

    1944 - Бритт-Мари изливает душу
    1945 - Черстин и я
    1945 - Пеппи поселяется в вилле «Курица»
    1946 - Пеппи собирается в путь
    1946 - Калле Блюмквист играет
    1947 - Мы все из Бюллербю
    1948 - Пеппи в стране Веселии
    1949 - Снова о детях из Бюллербю
    1949 - Крошка Нильс Карлсон
    1950 - Бойкая Кайса (или: Кайса Задорочка)
    1950 - Кати в Америке
    1951 - Калле Блюмквист рискует
    1952 - Весело живётся в Бюллербю
    1952 - Кати в Италии
    1953 - Калле Блюмквист и Расмус
    1954 - Мио, мой Мио!
    1954 - Кати в Париже
    1955 - Малыши Карлсон, который живёт на крыше
    1956 - Расмус-бродяга
    1957 - Расмус, Понтус и Глупыш
    1958 - Дети с улицы Бузотеров
    1959 - Солнечная полянка (или: Южный луг)
    1960 - Мадикен
    1961 - Лотта с улицы Бузотеров
    1962 - Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел
    1963 - Эмиль из Лённеберги
    1964 - Мы - на острове Салькрока
    1966 - Новые проделки Эмиля из Лённеберги
    1968 - Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять
    1970 - Жив ещё Эмиль из Лённеберги!
    1971 - Мои выдумки*
    1973 - Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта
    1976 - Мадикен и Пимс из Юнибаккена
    1979 - Пеппи Длинныйчулок устраивает ёлку*
    1981 - Ронья, дочь разбойника
    1984 - Как маленькая Ида надумала пошалить*
    1985 - Эмилева проказа №325*
    1986 - «Не будем мелочиться», сказал Эмиль из Лённеберги*
    1987 - Ассар Пузырь*
    1991 - Как Лисабет запихнула в нос горошину*

    Книги, помеченные *, на русском языке не издавались.

    Слайд 23

    Повести и рассказы

    1950 Спокойной ночи, господин Бродяга!
    1950 Золотко мое (Золотая девонька – другой перевод)
    1950 Кто выше!
    1950 Кайса Задорочка (Бойкая Кайса – другой перевод)
    1950 Мэрит
    1950 Кое-какая живность для Каля-Паралитика (Что-нибудь живое для Каля-колченожки – другой перевод)
    1950 Пелле переезжает в сортир
    1950 Смоландский тореадор
    1950 Старшая сестра и младший брат
    1950 Под вишней
    1950 Несколько слов о Саммельагусте
    1954 Мио, мой Мио! (+укр. вариант перевода)
    1956 Расмус-бродяга (+ укр. вариант перевода)
    1957 Расмус, Понтус и Глупыш
    1973 Братья Львиное сердце (+ другой перевод, + укр. вариант перевода)
    1981 Рони, дочь разбойника (Ронья, дочь разбойника – другой перевод, + укр. вариант перевода) Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хульта (повесть о родителях А. Линдгрен)

    Слайд 24

    Сказки

    1949 Любимая сестра
    1949 В стране между Светом и Тьмой (В сумеречной стране – другой перевод)
    1949 Нет разбойников в лесу! (Нет в лесу никаких разбойников – другой перевод)
    1949 Мирабель (Мирабэль – другой перевод)
    1949 Крошка Нильс Карлсон (+ другой перевод)
    1949 Петер и Петра (+ другой перевод)
    1949 Веселая кукушка (Кукушку-подружка – другой перевод)
    1949 Однажды ночью в мае, Эльфа и носовой платочек)
    1949 Принцесса, не желавшая играть в куклы (Принцесса, которая не хотела играть в куклы – другой перевод)
    1959 Юнкер Нильс из Эки
    1959 Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка... (Звучит ли моя липа, поёт ли соловей – другой перевод)
    1959 Солнечная полянка (Южный Луг – другой перевод)
    1959 Стук-постук (Тук-тук-тук – другой перевод)

    Слайд 25

    Слайд 26

    Экранизации

    • 1968 - Малыш и Карлсон (реж. Борис Степанцов)
    • 1970 - Карлсон вернулся (реж. Борис Степанцев)
    • 1971 - Малыш и Карлсон, который живет на крыше (реж. Валентин Плучек, Маргарита Микаэлян), фильм-спектакль
    • 1974 - Эмиль из Леннеберги (реж. Олле Хеллбом)
    • 1976 - Приключения Калле-сыщика (реж. Арунас Жебрюнас)
    • 1977 - Братья Львиное сердце (реж. Олле Хеллбом)
    • 1978 - Расмус-бродяга (фильм) (реж. Мария Муат)
    • 1984 - Пеппи Длинныйчулок (реж. Маргарита Микаэлян)
    • 1985 - Проделки сорванца (реж. Варис Брасла)
    • 1987 - Мио, мой Мио (реж., Владимир Грамматиков)
  • Слайд 27

    В заключении хотелось бы сказать …

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    «Севастополь в мае» (1855);

    Б.Л.Пастернак

    В романе 4 тома и эпилог:

    1 том – 1805 год

    II том – 1806-1811 годы

    III том – 1812 год

    IV том – 1812-1813 годы

    Эпилог – 1820 год

    семьи «любимые» и «нелюбимые»

    Семьи и их фамильные черты

    Безуховы

    Болконские

    Курагины

    Отец и мать,

    Искренность

    Милосердие

    Бескорыстие

    Увлеченность

    Патриотизм

    Великодушие

    Отец-граф

    Сын – Пьер

    Другие дети

    Властность

    Гневливость

    Андрей – Лиза

    Разумность

    Сдержанность

    Ответственность

    Патриотизм

    Карьеризм

    Достоинство

    Скромность

    Религиозность

    Отец и мать

    Без детей

    Порочность

    Корыстность

    Лживость

    Ненависть

    Лицемерие

    Позерство

    История с кошельком Денисова.

    ИЗУЧЕНИЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗОВ»

    В очерке «Как умирают русские солдаты» Л.Н.Толстой напишет: «Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..».

    Устав от жизненных противоречий Толстой вместе с братом отправляется на Кавказ, а потом добивается перевода в Дунайскую армию, позднее в Крым, в Севастополь. В это время армия Меншикова покинула район боевых действий. И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий при поддержке населения организовали оборону и выдержали осаду 120 тысячной армии неприятеля.

    Л.Н. толстой был непосредственным участником обороны и видел, как сражаются русские солдаты и матросы, как они умирают. Все это описано в цикле «Севастопольские рассказы»:

    «Севастополь в декабре месяце» (1854);

    «Севастополь в мае» (1855);

    «Севастополь в августе» (1855).

    «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

    «Герой моей повести – правда – и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ».

    Толстой показывает войну в крови и страданиях, восхищается мужеством русских людей. 349 дней героической эпопеи Севастополя показали, что русский народ медлительный в мирной жизни, уверенно действует в условиях опасности.

    По мысли Толстого, народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства, а не полководцы или императоры.

    Война, по Толстому, - это не знамена, фанфары, красивые стройные ряды и барабанная дробь. Это – грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, ужас.

    Война обнажает подлинную сущность каждого человека, но не убивает лучших человеческих проявлений.

    Истинный патриотизм – не кричащий, он глубоко внутренний. Подлинный героизм не требует наград. Любовь к Родине глубоко спрятаны в душе русского человека.

    Толстой выступает за правду простого человека. Критерием истины он считает простоту, добро, правду.

    Писатель отмечает единство мыслей и чувств, охватывающие всех русский людей в момент опасности.

    Все эти постулаты писатель подтвердит в романе «Война и мир»

    История создания романа «Война и мир»

    «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

    Б.Л.Пастернак

    Для Толстого было характерно двойственное отношение к жизни как единство к «истории души человека» и к «истории целого народа». Когда в середине 50-ых гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, пережившего его.

    1856 год – начало замысла. «Я начал писать повесть с героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию». Книга называлась «Декабристы». Действие было современным. Александр II, взойдя на трон, объявил амнистию участникам декабрьского мятежа 1825 года. Дожившие до этого дня, получили разрешение вернуться. Толстого привлекал образ человека, который через 30 лет оказывается в городе своей юности, где все переменилось: и моды, и нравы, - а он остался прежним. Он романтик и идеалист.

    1825 год – восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя». Декабрьское движение началось после освободительных походов русской армии по Европе. Молодые офицеры увидели мир без рабства, устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры» - таким было следующее название романа.

    1812 год – война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

    1805-1807 годы – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с Францией, не описав наших неудач и нашего срама». Бессмысленная и мучительная война на чужой территории, нищета армии, недальновидность военачальников.

    «Три поры» превратились в четыре: 1805 – 1812 – 1825 – 1856.

    В романе 4 тома и эпилог:

    1 том – 1805 год

    II том – 1806-1811 годы

    III том – 1812 год

    IV том – 1812-1813 годы

    Эпилог – 1820 год

    Новое произведение Толстого начало публиковаться в журнале «Русский вестник» в 1865 году под названием «Тысяча восемьсот пятый год». Книга стала предметом пристального внимания всей читающей публики и критиков за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону. Тургенев назвал - «странным историческим романом».

    Специфика жанра романа-эпопеи

    Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы.

    Особенности жанра романа-эпопеи

    Черты эпопеи в романе «Война и мир»

    Воплощает в себе судьбы народа, сам исторический процесс. Широкая всесторонняя картина мира, включающая исторические события, раздумья над судьбами мира, личные переживания.

    Большой объем с общенародной проблематикой.

    Становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба.

    Картины русской истории: Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение. Большая протяженность по времени – 15 лет.

    Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, организации декабристов.

    Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт богучаровских крестьян, московских ремесленников.

    Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.

    Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. Огромное количество человеческих характеров (500)

    Широкий охват пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые горы, Австрия, Смоленск, Бородино.

    Роль личности и народа в истории.

    Популярным в светских кругах историческим лицом был Наполеон. Тема опасности для общества идеи сильной личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам

    Каким должен быть жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своей целью служение Отечеству.

    Как во время величайших испытаний сплачивается народ и раскрывается его духовная красота и величие.

    Сюжетно-композиционные особенности.

    В названии романа заложен принцип сопоставления – противопоставления – основной прием романа Толстого, «срывание всех и всяческих масок»: салон Анны Павловны Шерер

    Состояния войны и невойны, показаны люди в огне «войны, которая является постоянным спутником человека: это война с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, родителями и детьми. Это война в обществе, война за деньги и власть, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.

    Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России. Военные действия затрагивают всю страну, все слои населения. Человек, попадая в жернова войны, против воли изменяется, проявляются все лучшее и все худшее в человеке.

    В переломные исторические моменты многое зависит от каждого отдельного человека, именно в такое время проявляется единство нации.

    Показана реакция военных и невоенных людей на один и тот же факт: сдача Смоленска комментируют Андрей и Алпатыч, Бородинское сражение – Пьер и Андрей. События исторического масштаба обсуждаются в салонах, на балах, в семейном кругу, в письмах к друзьям и любимым. Историческая и личная трагедии оказываются тесно связана

    И мир, и война захватывают каждого человека, и каждый вбирает в себя весь мир. Все герои живут одновременно в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви и одновременно в истории, в вечности).

    Система образов романа «Война и мир»

    В 25 главах первой части Толстой знакомит читателей с героями романа. Среди них нет ни одного исторического лица, ни одного исторического события, но автор стремится как можно полнее показать, как началось, как сложилось то, что он назвал «порой срама» русской армии. Экспозиция – увертюра предстоящего поражения в ненужной народу войне.

    Принцип антитезы является основой композиции и системы образов произведения толстого. На образном уровне автор вводит принцип параллелизма:

    французский император – русский император;

    отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве;

    метания Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.

    Герои романа-эпопеи делятся на:

    семьи «любимые» и «нелюбимые»

    противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы

    естественность поведения – искусственность

    Семьи и их фамильные черты

    Безуховы

    Болконские

    Курагины

    Отец и мать,

    Искренность

    Милосердие

    Бескорыстие

    Увлеченность

    Патриотизм

    Великодушие

    Отец-граф

    Сын – Пьер

    Другие дети

    Властность

    Гневливость

    (в Пьере только в критических ситуациях)

    Андрей – Лиза

    Разумность

    Сдержанность

    Ответственность

    Патриотизм

    Карьеризм

    Достоинство

    Скромность

    Религиозность

    Отец и мать

    Без детей

    Порочность

    Корыстность

    Лживость

    Ненависть

    Лицемерие

    Позерство

    Все, кроме семьи Ростовых и Курагиных, неполные: нет матери, во главе семьи только отцы.

    Отдельные семьи в романе переплетаются и кажутся одной большой семьей.

    Многодетность семей, но обязательно «в семье не без урода»: не в свою породу пошла Вера, «неудачен» Анатоль, Ипполит.

    Семья Курагиных лишена продолжения. Так Толстой наказал «нелюбимую» семью.

    Жизнеспособность семей: кто и почему выживает? Кто и почему погибает?

    Система образов, созданная Толстым, призвана

    показать сложность и многогранность жизни человека

    познакомиться с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.

    Зачет по знанию сюжетной линии 1 и 2 томов.

    Настроение, планы князя Андрея в начале романа.

    Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент их прощания?

    История с кошельком Денисова.

    Что испытал Николай Ростов в своем первом бою?

    Намерения князя Андрея, когда он едет в действующую армию.

    О чем просит Андрей Болконский Кутузова?

    Что случилось в Шенграбенском сражении с батареей Тушина и почему?

    Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?

    Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?

    Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?

    Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?

    Князь Андрей в Аустерлицком сражении.



  • 
    Top