Ознаменование 300 летия российского флота. Памятник Петру I - самый высокий, самый тяжелый, самый неоднозначный

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» еще известен как памятник Петру I. На огромном пьедестале разместился корабль с фигурой Петра. Расположен он недалеко от Храма Христа Спасителя на искусственном острове в месте разделения Водоотводного канала и самой Москвы реки. Установили его в 1997 году, открытие состоялось 5 сентября 1997 г. в рамках празднования 850-летия Москвы.

Зураб Церетели создал его по заказу Правительства Москвы, хотя до этого планировалось годом раньше к 300-летию Российского Флота поставить памятник по эскизу академика Льва Кербеля, причем напротив Третьяковки. Однако московские власти посчитали проект Церетели более перспективным.

Данный памятник является самым высоким в России, да и в мире скульптурных памятников выше не так уж много. Общая высота достигает 98 метров. Впрочем, общественность столь громадный памятник, да еще расположенный в данном месте, восприняла негативно. Тем не менее, памятник просто не может не привлечь внимания знакомящихся с достопримечательностями столицы.

Инженерное сооружение выполнено из разных материалов и собиралось по частям. Основным материалом является высококачественная бронза, прошедшая пескоструйную обработку, патинирование и вскрытие защитными воском и лаком. Пьедестал представляет собой украшенный бронзовой облицовкой каркас из нержавеющей стали. Корабль и сама фигура Петра также были отдельными элементами, которые затем были вмонтированы на пьедестал. Из нержавеющей стали выполнены и ванты корабля. А вот паруса сделаны методом выколотки из меди, чтобы уменьшить вес конструкции. Некоторые элементы вроде свитка в руках Петра и Андреевских крестов на флагах позолочены. Кстати, Андреевские флаги подвижны и играют роль флюгеров.

Сам искусственный остров, на котором расположен памятник, представляет собой не просто железобетонный фундамент, а композицию с фонтанами, которые должны производить впечатление, что корабль действительно рассекает воду.

В памятнике специалисты указывают ряд неточностей с точки зрения морской истории, не были учтены пожелания видеть внутри еще и бюсты знаменитых флотоводцев, а статую Петра I изобразить в форме военного моряка 18 века. Памятник не раз предлагалось демонтировать, его даже пытались взорвать.

Народные названия, топонимы

  1. Памятник Петру I

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

В наши дни Замоскворечье, как и вся Москва, продолжает меняться. Например, на стрелке Москвы-реки в 1997г. появился памятник 300-летию Российского флотаработы Зураба Церетели. Общая высота памятника составляет 98м, что сделало монумент самым высоким в России и одним из самых высоких в мире.
Памятник уникален в техническом плане. Несущий каркас сделан из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались пьедестал, корабль и фигура Петра. Ванты корабля были отлиты из нержавеющей стали и сплетены из нескольких тросов, чтобы предотвратить их подвижность. Внутри памятника устроена лестница для наблюдения за его состоянием. Железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, образует искусственный остров и обрамляется фонтанами. Все это создает эффект рассекающего воду корабля.
Независимая общественная комиссия, оценивая художественные качества памятника в 1997г., за несколько месяцев до его открытия, указывала, что «Петр I», объявленный подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является.

Прежде всего, потому, что праздник прошел аж в октябре прошлого года. Во-вторых, еще в 1995 году моряки за подписью Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник. Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель… Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную.…

Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чем правительству Родины было сообщено специальным письмом. И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели. Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны.

Памятник Петру работы Кербеля установили в Измайлово. Городской комитет по празднованию 300-летия Флота по рекомендации Правительства Москвы съездил в мастерскую Церетели и ознакомился с проектом памятника. Члены комитета попросили власти рекомендовать 3.Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; - установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; - убрать орла с бушприта, но это не было сделано.

16 мая 1997г. общественная комиссия, созданная мэром Москвы из-за большого общественного резонанса в связи с появлением памятника, ознакомилась с результатами социологических опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» и ВЦИОМ - половине опрошенных москвичей памятник не нравился. Изучив результаты, комиссия провела свое собственное голосование: 13 ее членов проголосовали «за» то, чтобы оставить памятник на этом месте, 3 проголосовали «против». А 6 июля 1997г. группа «Реввоенсовет» попыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но взрыв отменили из-за возможных жертв среди прохожих. По другой версии, взрыв был предотвращен благодаря звонку анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт.

Монумент вызвал такое количество критических замечаний, что родилась даже легенда, будто изначально это был памятник Христофору Колумбу для Доминиканской республики. Но Доминиканское государство от памятника отказалось, и Колумб превратился в Петра Первого. Но ничего общего с действительностью она не имеет.
Однако несуразность в памятнике все-таки есть: Петр I стоит в небольшом ботике («отце русского флота») на ростральной колонне. При этом корабли украшены Андреевскими флагами, тогда как ростры - это носовые части вражеских судов. Получается, что Император воевал против собственного флота.

28 сентября 2010г., в день снятия Ю.М.Лужкова с должности мэра Москвы, Марат Гельман высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010г. и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место. После этого о намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов, Приднестровье, Петрозаводск, Воронеж, Иваново, Орел, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск. А еще ранее подобные письма поступали из Англии и Франции. Наконец, 28 июля 2011г. на пресс-конференции префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил:

Петр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что все должно быть, как создали наши предки.

А в пост-апокалиптическом романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной» памятник Петру I и Храм Христа Спасителя - одни из немногих уцелели в Москве. Причем мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Черную церковь») - специальным культовым сооружением, возведенным для свершения обрядов. В романе памятник Петру выглядит так:

Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик.

Попасть внутрь «Петра» непросто: как сооружение, подведомственное «Гормосту», памятник тщательно охраняется, и разрешение на его посещение требует целого ряда подписей и печатей. Но встретили нас в итоге радушно, провели по всем закоулкам памятника, поделились схемами и чертежами и только внутрь парусов не пустили, так как без альпинистской подготовки туда не добраться. Нашими экскурсоводами были Дмитрий Шредер, промальпинист и бессменный смотритель комплекса, и Салкарбек Шамканов, руководитель ИПГ по надзору и эксплуатации главного монумента ГУП «Гормост». Итак, добро пожаловать на борт царского корабля!

Внешняя сторона

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» представляет собой парусное судно, вознесенное на высоту 30 м. Палуба находится на уровне 33,6 м, а за штурвалом стоит 18-метровый император Всероссийский Петр I (который и при жизни отличался немалым ростом). Набережная на подходе к «Петру» перекрыта, сам монумент тщательно охраняется. Связано это в основном с вандалами, которые так и норовят раскрасить основание скульптуры в неподобающие цвета или даже отпилить что-либо от бронзовых облицовочных листов — тем более что бронза, пошедшая на монумент, высококачественная и достаточно дорогая. С деревянной палубы островка непосредственно на постамент попасть нельзя: он отделен от прогулочной части фонтаном.

Несущий элемент верхней части скульптуры (от 33,6 метров) — мачта, укреплённая дополнительными подкосами; система напоминает трёхгранную пирамиду. На снимке слева -один из подкосов, по которому можно подняться наверх. В нескольких местах (примерно посередине) элементы такелажа пересекаются с лестницей, затрудняя подъём, поэтому до самого верха мы не добрались. Преодолеть их не так и трудно, но на это нужно отдельное разрешение.

Фонтан самый обыкновенный: под деревянным настилом расположены три мощных насоса, забирающих воду из Москвы-реки и подающих ее по распределительным трубопроводам на насадки. Единственная проблема — серьезная засоренность реки: сороудерживающие решетки на заборниках приходится чистить гораздо чаще, чем на обычных городских фонтанах. Итак, смотритель перебрасывает через фонтан временную металлическую лестницу, мы перебираемся и через крошечную квадратную дверцу попадаем внутрь. Сразу становится темно и страшно.

Ниже плинтуса: башня

На расчетной схеме памятник представляет собой консоль, защемленную в основании. Технически монумент делится на две части — многогранную башню-основание (от 0 до 33,6 м) и закрепленную в ней мачту (от 33,6 до 94 м). Решетчатая башня — это несущий элемент постамента. Ее основные составляющие — восемь колонн, расположенных на окружности диаметром 6,14 м. Нагрузка передается на фундамент через базы колонн и мощные анкера (диаметром по 7 см каждый). Толщина опорной плиты фундамента — около 5 см, «Петр» имеет значительный запас прочности и может противостоять любым нагрузкам. Через каждые 2,4 м в башне для обслуживания имеются кольцевые площадки шириной 0,85 м, они же служат диафрагмами жесткости несущего каркаса постамента. Внутри кольцевых площадок расположены лестничные марши.


Несущий элемент постамента — это башня, элементами которой являются восемь стоек-рёбер, расположенных на окружности диаметром 6,14 метров. Нижней точкой отсчёта в технической документации считается не уровень воды, а база опорных колонн основания. Это связано с двумя факторами: во‑первых, приходящиеся на нижнюю часть стоек-рёбер нагрузки максимальны, а во-вторых, фундамент, как и насыпной остров, проектировала организация «Гидроспецпроект», а не ЦНИИПСК, занимавшиеся расчётом металлоконструкций статуи. Соответственно, высота памятника по документам чуть ниже (примерно на 2,5 метра), чем реальная.

Нагрузки, которые приходится выдерживать несущим конструкциям «Петра», можно подразделить на две группы: ветровые и вызванные собственным весом монумента. Скульптура целиком вместе с постаментом весит более 2000 т, причем нагрузка эта приложена с небольшим эксцентриситетом (защемленная мачта снесена назад относительно центра окружности, на которой расположены колонны), соответственно, возникает изгибающий момент от собственного веса мачты. Но основные напряжения все-таки создаются ветром. Так как скульптура нестандартная и произвести расчет по существующим нормам для зданий и сооружений было невозможно, конструкторы пошли по оригинальному пути. Специалисты института механики МГУ им. Ломоносова изготовили модель и исследовали аэродинамические свойства монумента в трубе, как тестируют гоночный автомобиль. Полученные ими результаты и послужили ориентиром для проектировщиков.


Есть и еще один вид нагрузок, который пришлось предусмотреть при конструировании: это гололед. Расчетный срок службы «Петра» — 100 лет (высшая категория). Соответственно, вероятность оледенения за такое длительное время высока, и скульптура способна выдержать вес ледяного слоя в 2,5 см толщиной! Для сравнения: во время московского ледяного дождя зимой 2011 года слой достигал едва ли 0,5 см.

Выше крыши: мачта

Мачта, защемленная на высоте 33,6 м, не менее важный несущий элемент, нежели башня. Она представляет собой полую трубу диаметром 1 м и принимаемую нагрузку передает не фундаменту, а собственно башне. Первоначально планировалось, что мачта не будет укреплена дополнительными подкосами, но в процессе расчетов выяснилось, что без них не обойтись. В итоге получилась система, напоминающая трехгранную пирамиду. Сама фигура Петра в сравнении со всем монументом весит не так уж и много — порядка 110 т, у нее свой каркас, и она просто прикреплена к мачте в нескольких точках касания. Масса мачты, к слову, вместе с подкосами составляет около 70 т.


Постамент изнутри напоминает декорацию к классической игре «Змеи и лестницы».

К несущим конструкциям — башне и мачте — прикреплены так называемые фахверковые элементы, на которых держатся бронзовые детали. Для изготовления каждого бронзового элемента в мастерской скульптора делают отдельную форму. Так как детали достаточно сложны, пришлось повозиться и инженерам-конструкторам, чтобы рассчитать фахверковые балки индивидуально для каждого элемента. Бронзовые детали, в свою очередь, не несут почти никакой нагрузки, кроме собственного веса и невыносимой тяжести художественного образа.

Интересна схема крепления такелажа. Тросы вант — гибкие, их нижние концы пропущены в палубные отверстия и уходят вниз, в постамент. Там на них укреплены полуторатонные грузы, свободно болтающиеся в отведенном для них пространстве. Такая система позволяет сделать напряжения стабильными, ванты не провисают благодаря достаточной массе грузов и не испытывают перегрузок при сильных колебаниях мачты от ветра.

Отдельно стоит упомянуть Андреевские флаги — на памятнике их укреплено 15 штук, 12 — на носах ростральных кораблей, один на бушприте, один на корме, и один — самый большой — на верхушке мачты. Флаги поворотные; сначала мы предположили, что вращение обеспечивается электродвигателями, но нет, движутся флаги свободно, по ветру. Представьте себе: самый мощный флаг имеет размеры 3 х 7 м и весит более 5 т!


Свободно висящие грузы, удерживающие такелаж в «условно-стабильном состоянии». Применяются грузы весом в 1000 или 1600 кг.

Требует ухода!

Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала — видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.


Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования.

Что будет с Петром?

Этот вопрос частенько поднимается в прессе — и по телевизору, и в журналах, и в блогах. Ответ прост и логичен: ничего не будет. Перенести скульптуру физически невозможно, разве что разрезать болгаркой сваренные элементы, а затем снова их варить на новом месте. Причем все расчеты пойдут прахом: другое место, другой фундамент, другие цифры.


На данный момент памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» — одно из самых высоких подобных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом списке занимают статуи различных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «нормальных» памятников небуддистского плана «Петр» честно держит четвертое место.

История о том, что «Петр» — это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, — в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов.


Памятник можно — и нужно — совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» — это потрясающей сложности инженерное сооружение и — да простят нас недовольные читатели — эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа.

  • Другие названия: Памятник Петру Первому. Памятник Петру I. Памятник 300-летию российского флота / В ознаменование 300-летия российского флота
  • Дата постройки: 1997 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Скульптор Зураб Царетели
  • Адрес: Берсеневская наб., д.2
  • Метро: Полянка
  • Координаты: 37°36′30.06″E; 55°44′19.17″N

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" на насыпном острове у Берсеневской набережной на разделе Москвы-реки и Водоотводного канала был открыт 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы.

Монумент является одним из самых высоких не только в столице и в стране, но и в мире. Его высота составляет 98 м., общий вес - более 2 тыс. тонн.

Памятник, более известный как памятник Петру I, создан скульптором Зурабом Церетели и представляет собой 18-метровую фигуру Петра I за штурвалом корабля на высоком постаменте. В основание монумента встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

Грандиозная скульптура из бронзовых листов на каркасе из нержавеющей стали, венчающая искусственный островок Москва-реки, несмотря на свою "экстравагантность", получила большую известность. Поглядеть на это "чудо" стремятся многие гости Москвы.

Общественное мнение по поводу скульптуры неоднозначно. Некоторые считают, что стараясь подчеркнуть важность события, Церетели, как обычно переборщил с деталями. Во-первых, громоздкий, изобилующий барельефами и скульптурами постамент. Башня из кораблей, очевидно, должна подчеркивать могущество и мощь российского флота. Причудливое нагромождение кораблей крест-накрест - очевидно символизирует Андреевский флаг, учрежденный Петром Первым в качестве флага военно-морского флота России. Зачем понадобилось идти на подобные ухищрения, если все равно каждый из кораблей в буквальном смысле слова увешан Андреевскими флагами, остается загадкой.

Во-вторых, весьма удивляет одеяние царя. Верхняя часть наряда - светская одежда XVIII века, нижняя - античные одежды римского легионера, ну и в довесок - обутые на босу ногу ботфорты. Конечно, Петр Первый эксцентричная неординарная личность, и все же не настолько, чтоб одеваться подобным образом. Что хотел сказать автор, наряжая царя подобным образом, также остается тайной.

С эстетической точки зрения представители культурной общественности считают, что верхний корабль категорически несоизмерим по пропорциям с мачтой и рулем, отчего смотрится слегка нелепо. Словом, весь этот монументальный ансамбль - гремучая смесь реализма, авангарда и буйной фантазии скульптора, все же пользуется большой популярностью.

Скульптурная композиция имеет сложное и уникальное устройство. Чтобы следить за состоянием монумента внутри объекта имеется лестница.

Удивительная скульптура видна из разных уголков Москвы, своими габаритами и эксцентричностью затмевает все окрестные достопримечательности. Хорошо это или плохо - судите сами. Творчество Церетели весьма неоднозначно, познакомившись ближе с его творениями, каждый делает свои выводы. Одно можно сказать наверняка - памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" - безусловно, яркий, запоминающийся монумент.

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Описание

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Как добраться:

Адрес: г. Москва, Крымская набережная, 10, ближайшее метро – станции «Парк Культуры», «Полянка» и «Октябрьская».




Top