Пабло пикассо дора маар с кошкой. Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой

Агнешка Стржевски родилась от ненависти своей матери к одиночеству.
Агнешка считала, что эта причина для рождения ничем не хуже, чем другие.
Из ненависти к сидению дома Агнешка долго гуляла одна вечерами. Иногда мужчины пытались познакомиться с ней, но она только презрительно фыркала и шла дальше, заканчивая прогулку у молочного магазина.
Да, она изредка спала с мужчинами. С теми, которые ненавидели супружескую верность или воздержание. Чаще всего это случалось весной. Делала она это исключительно из ненависти к одиноким ночам.
Жизнь ее протекала незамысловато – она ела из ненависти к голоду, одевалась из ненависти к холоду, пила абсент из ненависти к отсутствию чувства легкого опьянения.
Агнешка ненавидела свое имя, реальность и аксиомы. Ах да, и зеркала.
В доме напротив, в комнате с широкими подоконниками и большим камином, жил чиновник почтового ведомства в отставке. Скучный господин, целыми днями раскладывающий пасьянсы. Но Агнешка считала его пиратом, отошедшим от дел, но проводившим много времени, разглядывая старинные карты с крестиками сокровищ. Мы ведь знаем, как она относилась к реальности. Часто она грезила о нем, а потом ненавидела себя за смятую постель и испарину. Но все равно мечтала однажды забраться к нему на колени под толстый и теплый клетчатый плед.
Она могла бы так же грезить о племяннике пирата, но тот никогда не расставался с собакой.
Вместо зеркал в ее доме были аквариумы с рыбами. По утрам она долго смотрелась в них, чтобы понять какая она сегодня. Иногда ее глаза – пара черных скалярий или юркие суматранские барбусы – расплывались по разным углам, и тогда осторожным щелчком по стеклу она собирала их вместе. Рот – иногда хищные цихлиды, изредка – дискусы, в грустные дни – бледные макроподы, случалось, что - медовые или целующиеся гурами. Морщинки – стайка тетр или неонов. А улыбалась она редко, поэтому – цветной арованой.
Ненавидя аксиомы, Агнешка часто сидела на крыше, а иногда и ходила по самому краю карниза, наблюдая, как взлетают стайки испуганных воробьев. А потом переговариваются по-птичьи, настороженно оглядываясь.
Фиолетовые лоснящиеся баклажаны, нежнозеленые кабачки, лук-порей и авокадо никогда не появлялись на ее столе. Агнешка ненавидела овощи.

Когда она увидела картины Пикассо, то подумала, что этот человек мог бы нарисовать ее портрет. Ведь он ненавидел реальность так же, как и она.
А Пикассо улыбнулся и подумал, что он мог бы нарисовать ее портрет, потому что она ненавидит реальность так же, как и он. И нарисовал.
«А как он будет называться?» - спросила Агнешка, когда портрет был готов.
«Портрет Доры Маар» - ответил Пабло.
«Доры Маар... - восхитилась Агнешка. – Чудесно! Просто чудесно! И эта шляпка...»
«Портрет Доры Маар с кошкой,» - уточнил маэстро.
«С кошкой... С кошкой?..» – не веря в свое счастье, восторженно выдохнула Агнешка. «Пабло, вы гений,» - прошептала она и зажмурила от удовольствия все свои глаза.

Из цикла «Мои любимые обманщики»

1. На первом месте портрет Адели Блох-Бауэр I (Adele Bloch Bauer I), написанный Густавом Климтом (Gustav Klimt) в 1907 году. Картина известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». В 2006 году американский предприниматель и президент Нью-Йоркского Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма Рональд Лаудер (Ronald S. Lauder) приобрел ее за 135,000,000 долларов США.

2. Полотно Пабло Пикассо (Pablo Picasso) 1905 года «Мальчик с трубкой» (Garçon à la Pipe) продано в 2004 году на аукционе Sotheby’s за $104,100,000.

3. Другая картина Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой» (Dora Maar with cat, 1941) продана на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке за 95,2 миллиона долларов.

4. «Портрет доктора Гаше» (Portrait Of Dr Gachet) Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh) был продан на аукционе Christie’s за 82,5 миллионов долларов в мае 1990 года. Картина изображает доктора Ван Гога и была закончена за несколько недель до самоубийства художника в 1890 году. Картина была куплена японским промышленником Риоеи Саито (Ryoei Saito).


5. На том же аукционе Риоеи Саито купил картину Bal Au Moulin de la Galette, написанную французским живописцем Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir) в 1876 году, за $78,000,000.


6. На шестом месте в этом рейтинге полотно «Избиение младенцев» (The Massacre Of The Innocents), написанное Питером Паулем Рубенсом (Peter Paul Rubens) в 1611 году. Картина была куплена Кеннетом Томсоном (Kenneth Thomson) за $76,700,000 в 2002 году

7. Portrait de l’Artiste sans Barbe, автопортрет Винсента Ван Гога «без бороды» был создан в сентябре 1889 и был продан за 71.5 миллионов в 1998 году


8. Картина Rideau, Cruchon et Compotier Поля Сезанна (Paul Cézanne) написана в 1893-1894 и продана за $60,500,000 одной из самых богатых семей Америки Whitney в 1999 году.

9. «Женщина со скрещенными руками» (Femme aux Bras Croisés, 1901) Пабло Пикассо была продана за $55,000,000 на нью-йоркском аукционе Christie’s.


10. Картина «Ирисы» (Irises, 1889) Винсента Ван Гога была продана за $54,000,000 австралийскому коллекционеру Алану Бонду (Alan Bond) в 1987 году.

Еще одна картина, которую стоит отметить, это «Номер 5. 1948» (No. 5, 1948) Джексона Поллока (Jackson Pollоck). По неподтвержденным данным, она была продана за 140 миллионов долларов, что поставило бы ее первой в этом списке.

О том, что Пабло Пикассо успел поработать еще и в этом направлении искусства вспоминают не так уж часто. Может быть, потому что на фоне остальных работ, эти выглядят недостаточно яркими. А может, просто потому что их цена никогда не доходила до тех скандальных цифр.


Le Grand Faune brooch of 23k gold, 20/20 edition François Hugo after Pablo Picasso, 1973 (private collection of Diane Venet)

Несколько ювелирных работ великого художника предстали перед публикой только в 1998 году. Хотя эти изделия много лет пролежали дома у Доры Маар, возлюбленной художника - мало кто знал о их существовании. Украшения попали на аукцион лишь спустя год после ее смерти.


Ink and color pencil drawing by Picasso set in frame-shaped pendant for Dora Maar, c. 1936-1939

Марк Блондо - основатель аукциона Sotheby"s помогал каталогизировать украшения в начале 1998-го года в квартире Доры Маар на Rue de Savoie в Париже, где она жила с 1936-го по 1945-й годы, во время своей любовной связи с Пикассо.



Ady, Marie Cuttoli, her husband, Man Ray, Picasso and Dora Maar, photographed by Man Ray in the South of France, 1937 (photo by Man Ray)

"Ювелирные изделия были повсюду: под кроватью, в старых обувных коробках…" - рассказывает Блондо. "Она хранила их бережно, с ревностью, как память о Пабло".


Portrait of Dora Maar engraved on brass plate of Juvénia watch inserted in chromium-plated metal ring, c. 1936-1939

Даже эксперты в ювелирных работах модернистов не представляли до этой находки, что Пикассо занимался украшениями задолго до своего коммерческого сотрудничества с ювелиром Франсуа Гюго в конце 1950-х и 1960-х.



Среди изделий были брошь, четыре подвески, часы и кольца, готовые оправы, в которые художник вставлял миниаютюрные портреты, в основном самой Доры Маар.


"Dora Maar au foulard" pencil drawing on board by Pablo Picasso, set in large open-worked steel brooch with simulated marcasite border, c. 1936-1939

Шесть гравюр были сделаны на обычной гальке, которую Пикассо подобрал на пляже. Рисунок нанесен карманным ножом. Два лета подряд влюбленная пара провела в Жуан-Ле-Пен на юге Франции. Почти все гравюры из терракота, некоторые с отверстиями в верхней части, так что Маар могла носить их как амулеты.

Tête de Faune pendant amulet of engraved soft stone and Femme Qui Pleure engraved terra cotta amulet made by Pablo Picasso for Dora Maar, c. 1937

"Многие художники - даже кое-кто из великих - делали украшения для своих близких. И эти изделия были абсолютно неинтересны, с точки зрения ювелирного искусства - только как часть истории" - говорит Тони Гринбаум, историк искусства в Нью-Йорке, специализирующийся на ювелирах-модернистах. "Сам по себе факт, что Пикассо сделал эти украшения и сделал их для Доры Маар невероятно интересен, независимо от того, что они собой представляют в плане стиля и эстетики. Безусловно, подобная находка - это эпохальное событие".

Основная часть украшений сделана с 1936-го по 1939-й, в первые три года романа Пикассо и Маар. Единственное письменное упоминание об этих изделиях, которое парижские исследователи смогли найти, появляется в биографии Пикассо и Одры, написанной Джеймсом Лордом, который жил в Париже после ВОВ и дружил с обоими участниками истории.


Portrait of Dora Maar in ink and color pencil by Picasso set in carved yellow gold ring and polychrome enamel band, c. 1936-1939

По словам Лорда, первое украшение Пикассо сделал для Маар, чтобы утешить ее после потери кольца с рубином. Золотого кольца, полученного в обмен на одну из его акварелей.

"Во время прогулки, переходя мост, между влюбленными завязался спор. Пикассо упрекал Дору в том, что она уговорила его отдать произведение своего искусства в обмен на безделушку.

В какой-то момент Дора решительно сняла с пальца кольцо и бросила его в Сену, заставляя Пикассо замолчать. Позже она расстроилась, что поступила так импульсивно."



Pablo Picasso - "Trefle (Clover)", 1971, Jewelry, 23 Carat Gold Pendant

"Через несколько месяцев в этом месте реки проводили работы по углублению русла. И в течении нескольких дней Дора дежурила на мосту, в надежде найти кольцо. Но оно было потеряно навсегда. И все по вине Пикассо."

"Дора не могла забыть эту историю до тех пор, пока Пикассо не сделал кольцо собственного дизайна для нее. Оно было слишком драгоценным и слишком хрупким, чтобы его носить Конечно, к какой-то степени это была его месть."



23kt Gold Pendant, Pablo Picasso, "Visage géométrique aux traits"

Декабрь 05, 2012

Портрет Доры Маар

1937; 92х65 см
Музей Пикассо, Париж

Все женщины, которых любил Пикассо, были его музами и натурщицами. Каждую из них он писал вдохновенно и страстно. Сначала Фернанда, затем Ева, Ольга, Мария Тереза, Дора, Франсуа и, наконец, Жаклин — все эти женщины смогли покорить сердце мастера и уже поэтому были достойны живописного увековечения.

Сам художник однажды признался, что он делил всех представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». «Ему доставляло особую радость, — утверждает американская писательница Арианна Стасинопулос-Хаффингтон в обстоятельной монографии «Пикассо : созидатель и разрушитель», — превращать первых во вторых, и они «богини», не только позволяли ему это делать, но и получали удовольствие».

По мнению исследовательницы, художник не искал настоящей любви, а всегда стремился соблазнить, подчинить и навязать свою волю. В нем был исключительно сильно развит инстинкт разрушения. Его любовницами становились жены его близких друзей, порой с их ведома и согласия, как это, к примеру, было со второй женой поэта Поля Элюара (1895-1952) — Нюш, портрет которой сегодня хранится в парижском Музее Пикассо.

Вся жизнь мастера прошла под знаком борьбы инстинктов созидания и разрушения. «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив», — сказал однажды Пикассо.

Портрет Марии Терезы Уолтер

Музей Пикассо, Париж

Мария Тереза со своим идеальным овалом лица и «простым носом» (слова Пикассо) олицетворяла классическую красоту. Когда в 1937 году мастер создает ее портрет, то использует цветовую гамму, в которой преобладают нежные, спокойные оттенки, светлая голубизна и изумрудная зелень. Желтый цвет соломенной шляпы — это воспоминание о солнечных днях, проведенных вместе на французской Ривьере.

Совмещение разных точек зрения (глаза анфас, губы и нос в профиль) подчеркивает правильность черт лица Марии Терезы, представленного в универсальном для всех ракурсов мимическом движении (в одном этом портрете мы можем увидеть сразу три выражения).

С Дорой Маар Пикассо познакомился в 1936 году при посредничестве того же Поля Элюара. Во время их первой встречи Дора случайно поранила себе руку ножом. Ее окровавленные перчатки Пабло будет хранить всю жизнь как священную реликвию. Мария Тереза была стройной, слегка меланхоличной блондинкой. Дора же была, что называется, «вполне в испанском вкусе» — чувственная брюнетка, по свидетельству известного скульптора и фотографа Брассая (настоящее имя — Дьюла Халас (1899-1984)), «в равной степени вспыльчивая и страстная». Вот почему, портретируя Дору, Пикассо подбирает живые, горячие тона, точно соответствующие ее огненному темпераменту.

Дочь пылкого хорвата и утонченной парижанки, Дора Маар, родившаяся во Франции и выросшая в Аргентине, в возрасте 19 лет перебралась в Париж. С неизменным “Роллейфлексом” в руках она буквально ворвалась там в мир фотографии и вскоре стала известным фотографом. Критики утверждали, что она нажимает на кнопку аппарата в тот самый момент, когда реальность “расстраивается”. Называли ее стиль
“трагическим барокко” и “эстетикой катастрофы”.
Она сблизилась с сюрреалистами,

став своеобразной “музой” этого движения.
Ее знакомство с Пикассо произошло в 1936 году в парижском кафе “Две макаки”, где культовый поэт-сюрреалист Поль Элюар представил 53-летнему художнику 29-летнюю Дору Маар. Она сидела за соседним столиком и, положив на столешницу ладонь в черной перчатке, небрежно играла ножом, пытаясь быстро втыкать острие между пальцами. Неожиданно Дора не попала в цель и ранила руку. Показалась кровь, ошеломившая испанского живописца. Взволнованный, он попросил отдать ему эти перчатки и долго хранил их в застекленном шкафу. Так начался их головокружительный роман, продолжавшийся девять лет...



Под ее влиянием художнику удалось выбраться из затяжного творческого кризиса. Именно в этот период были написаны многочисленные портреты Доры и создана знаменитая “Герника”, процесс работы над которой она запечатлела в своих фотоснимках.


Пикассо часто писал Дору Маар. Он изображал ее во всем многообразии своих стилей и манер письма Ее легко узнать по яркому маникюру с острыми, длинными, напоминающими лезвие ножа ногтями и неизменно грустному лицу. Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся.


Недавно картина Пабло Пикассо “Дора Маар с кошкой” на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке была продана за 95 миллионов 216 тысяч долларов.


Расставание Маар с Пикассо имело катастрофические последствия. Дора Маар забросила фотографию и живопись, попала в психиатрическую клинику, откуда ее вытащил Жак Лакан, и на многие годы затворилась от мира в своей парижской квартире. Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был “безумной любовью” ее жизни, она скончалась в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности.


Роман Пабло Пикассо и Доры Маар стал своеобразной легендой. Он нашел отражение и в литературе, и в кинематографе. В 1996-м, например, был снят фильм “Прожить жизнь с Пикассо” Джеймса Айвори. Роль художника играл Энтони Хопкинс, а Дору Марр - Джулианна Мур.

Возобновлены съемки фильма “33 дня” - именно столько времени понадобилось Пикассо, чтобы запечатлеть на своем гигантском полотне (3,5 на 7,8 метров) “Герника” трагическую гибель испанского города с аналогичным названием в результате массированных бомбардировок с воздуха во время гражданской войны. Примерно пять лет назад запуск этого фильма в производство сорвался из-за банкротства кинокомпании. Поэтому сообщение о том, что на главные роли в фильме назначены Антонио Бандерас (Пикассо) и Гвинет Пэлтроу (Маар) сопровождается осторожным уточнением “по слухам”.




Top