Пабло пикассо испанец. Пабло Пикассо – биография, факты, картины – великий испанский живописец

Пикассо, родившийся в 23 часа 15 минут 25 октября 1881 года в городе Малага, явился на свет мертворожденным. Он не дышал. И не кричал. Акушерка, сообразив, что он безнадежен, перенесла все внимание на мать. Если бы при этом не присутствовал его дядя, доктор Сальвадор Руне, дитя никогда не вступило бы в жизнь. Однако дон Сальвадор склонился над младенцем и выдохнул ему в ноздри сигарный дым. Пикассо зашевелился. Пикассо завопил. В мир пришел гений. Его первый вздох, сделанный под натиском дыма, опалил ему горло, обжег легкие и пропитался возбуждением от никотина. Было бы несправедливым считать, что дух табака не выполнил свою работу.

Поскольку семейные предания бывают склонны к преувеличениям, то, возможно, дядя не так резко вернул новорожденного к жизни, и все же такое могло произойти. И это вполне объяснимо. Например, испанские хирурги не любят давать обезболивающие лекарства, когда обрабатывают раны пострадавших toreros . Они уверены в том, что чем больнее, тем быстрее пойдет заживление; для испанцев очень типично считать, что естественность - самое главное в курсе лечения. Дон Сальвадор, должно быть, полагал, что струя дыма подействует так же, как если бы он сказал: «Проснись, малыш! Жизнь в этой стране редко пахнет лучше, чем дым от сигары».

Поскольку недостаточно дать лишь беглое описание фактов, возможно, следует рассказать о родственниках, окружавших младенца. Отец Пикассо, Хосе Руне Бласко, был предпоследним сыном в большой семье, которая с гордостью прослеживала свое родство с аристократическими предками. «Хуан де Альмогера, родившийся в Кордове в 1605 году, стал и архиепископом, и вице-королем, и генерал-капитаном Перу и прославился беспощадным преследованием коррупции, имевшей место в монастырях». В 1850 году семья принадлежала всего лишь к среднему классу. Дедушку Пикассо по отцовской линии привлекала коммерция, он производил перчатки. Семеро его сыновей стали преуспевающими профессионалами: среди них были доктор, дипломат невысокого ранга, каноник в соборе. Отец Пикассо называл себя художником и в молодости не особенно утруждался, но был известен в городе. Друзья иногда называли его «англичанином», он был высоким, элегантным, голубоглазым и самым избалованным членом семьи. Он даже устроился так, что, будучи холостяком, несколько лет жил на ренту от старшего брата Пабло, каноника, заслужив тем временем репутацию славного малого. (Он был завсегдатаем публичного дома высокого класса, который держала Лола Л а Чата. Там проститутки должны были дожидаться гостей в «обычной гостиной, почти так же, как если бы они были дочками добропорядочных буржуа», где мизансцена предусматривала вязание, вышивание и чтение.)

Только к тридцати семи годам Хосе Руис был вынужден начать работать. Он стал преподавателем живописи в Школе изящных искусств Малаги и пять лет спустя женился на Марии Пикассо Лопес, которой тогда было двадцать пять лет.

Точнее, его женили. Невеста была «маленькой и подвижной, черноглазой и черноволосой», но бесприданницей. В Малаге семья Пикассо была неровня семейству Руис. Зато Мария могла предложить неистощимый запас энергии и привычку к экономии, что было весьма ценным вкладом при незначительных доходах ее мужа от двух малооплачиваемых должностей. Он также служил смотрителем в местном музее.

Жена притащила за собой в дом всех женщин своего семейства: мать-вдову, незамужних сестер, Эладию и Элеонору, и прислугу. Таким образом, ребенок Хосе Руиса и Марии Пикассо провел несколько следующих лет в окружении пяти женщин, всегда кидающихся помочь ему и готовых восхищаться любым его движением. Они были его первой королевской свитой.

При крещении он получил имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Пауло Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано Сантисима Тринидад Руис-и-Пикассо, или, если покороче, Пабло Руис. Примером тогдашнего отношения к нему может служить высказывание его матери: «Он был красив и как ангел, и как дьявол. От него нельзя было отвести глаз». Она же утверждала, что ему предрекали: «Если ты будешь солдатом, то станешь генералом. Если ты будешь священником, то в конце концов станешь папой».

В 1900 году, перед тем как он в девятнадцать лет впервые отправился в Париж, Пикассо сделал автопортрет (ныне утерянный), который он назвал «Yo - el Rey» и трижды подписал, подчеркивая: «Я - король, я - король, я - король». Это дает нам понять уровень его самомнения, которое культивировалось в маленьком мальчике обожавшими его женщинами. Несомненно, он был королем только внутри мирка служивших ему тетушек и оказался совершенно беззащитным, как только переступил за его границы.

Его сестра Лола родилась спустя три года после рождения Пабло и как раз через три дня после землетрясения, которое разрушило Малагу. Семейство Руисов покинуло свою квартиру на Пласа-де-ла-Мерсед и провело несколько ночей в студии самого престижного друга дона Хосе (и его работодателя) - Муньоса Дегрена, студия эта была построена на высокой скале. Тогда в жизнь трехлетнего мальчика вошли и оказались крепко связанными друг с другом два огромных события. Как раз за семьдесят два часа перед тем, как в его жизни появилась маленькая сестра, что нанесло урон его королевскому существованию, земля стала уходить из-под ног. Малыша закутали в одеяло и отнесли в дом, который его родители посчитали безопасным местом на время катаклизмов. Немаловажно и то, что место это принадлежало человеку, дружба с которым имела большое значение для родителей Пабло. Муньос Дегрен был не только директором Школы изящных искусств, но и самым признанным художником в Малаге. Мальчик должен был понять, что лучшую защиту от землетрясения предоставляет дом лучшего художника города.



Несомненно, в его сознании возникло и еще одно уравнение - поскольку маленькая сестра Лола появилась на свет так быстро после землетрясения, то для трехлетнего ребенка ее рождение стало результатом бедствия. А не являются ли женщины с большими животами предзнаменованием рождения и землетрясения? Интересно отметить огромных, деформированных женщин, которых он написал в 1920 году. Кстати, его бабушка по материнской линии, которая жила вместе с ними, была очень полной дамой и обладала в доме большой властью.

К 50-м и 60-м годам, когда Пикассо в свои семьдесят-восемьдесят лет стал пользоваться огромной популярностью у прессы, в его интервью часто стала появляться одна тема: когда он рисует - что-то происходит. Он не одинок. Процесс рисования, независимо от него самого, пробивается сквозь него. Как в дзен-буддизме. Оно совершает работу: «Одна линия притягивает к себе другую, в точке максимального притяжения линии изгибаются по направлению к пункту тяготения и форма изменяется». В 1964 году, в возрасте восьмидесяти трех лет, он снова делает замечание, странное для коммуниста и давнишнего атеиста. Объясняя способ нанесения краски на холст, он сказал Элен Пармелен: «В этом есть что-то священное. Стоит пользоваться именно этим словом, но люди употребляют его неправильно. Вы должны видеть в живописи то, чем она является, с ее способностью волновать нас потому, что к ней как бы прикоснулся Бог... вот что ближе всего к правде».

Давайте порассуждаем о том, как после землетрясения 1884 года трехлетний мальчик увидел рождение и катаклизм землетрясения звеньями одной и той же силы. Эта сила, существующая вдали от предсказуемой каждодневной жизни, была тем, что многие называют Богом. Если бедствия были ясным выражением присутствия Бога, то при этом существовало и нечто положительное - рисунки, неожиданно возникающие из-под руки мальчика. Следовательно, в сердце Вселенной разрушительная сила находилась совсем рядом с этим загадочным актом рисования. Семейная легенда, по утверждению Палау, который ссылается на Пенроуза, гласит, что первым словом Пикассо было слово «piz», то есть lápiz , карандаш. Ему давали карандаш, и он начинал поразительно хорошо действовать им, при этом с трудом подыскивая свои первые слова. Можно не обращать внимания на восторг, который вызывало столь раннее проявление таланта у любимца пяти придворных дам, но следует оценить глубину эмоций его отца. Академичный художник, который рабски добивался реалистического эффекта, к этому времени стал в Малаге признанным живописцем, рисующим голубей. Голуби не только были его любимой натурой, но стали также и его коммерческим знаком. Если бы вам случилось жить в Малаге и вы искали бы картины с изображением голубей, чтобы повесить их у себя в гостиной, то вы купили бы изделия дона Хосе.



Загнанный в ловушку собственной заурядности, дон Хосе должен был испытывать те же чувства, что испытывает бывший спортсмен, не отягощенный славой, когда его сын демонстрирует исключительные способности в его, отца, виде спорта. Теперь у отца появилось будущее. Он обязан был направлять огромный талант. В 1966 году Пикассо сказал фотографу Брассаю: «Мои первые рисунки никогда не могли бы быть выставлены на выставке детских рисунков. В них почти отсутствовала непосредственность и наивность детства... Их точность, их аккуратность пугают меня... Мой отец был профессором рисования, и, возможно, именно он подтолкнул меня в этом направлении».

С другой стороны, мальчик, которому было уже почти шесть лет, испытывал затруднения с чтением, письмом и абсолютно не понимал арифметики. Когда ему нужно было идти в школу, он впадал в оцепенение. Жауме Сабартес, посвятивший свою жизнь созданию мемуаров, пишет: «Каждое утро, когда горничная тащила мальчика в класс, он впадал в истерику».

Сидя за партой, ребенок не мог сосредоточиться. Он не обращал внимания на требования учителя и предавался рисованию. Иногда он вставал из-за парты, подходил к окну и стучал по стеклу проходившим по улице людям. При этом он, должно быть, чувствовал себя принцем, брошенным в камеру окружной тюрьмы. Контраст между его господством дома и унизительным существованием в комнате, полной мальчиков его возраста, вероятно, создал в нем тот страх перед обществом, который не покидал его до конца жизни. Он испытывал такой ужас, что отец перевел его в небольшое частное учебное заведение - колледж Святого Рафаэля, который возглавлял друг семьи. Новый учитель, оценивший уникальные творческие возможности мальчика, разрешил ему выходить из класса и сидеть на кухне вместе с женой преподавателя, которая готовила еду. Там мальчик мог рисовать, пока не приходил отец, чтобы забрать его домой.

У мальчика не было математических способностей, и на это была серьезная причина: он не воспринимал цифры как понятие, он видел их глазами, они для него были формой. Позже он говорил, что цифра семь казалась ему перевернутым носом. Жауме Сабартес приводит воспоминания Пикассо о чувствах, которые он испытывал, возвращаясь из школы домой: «Я им покажу, что я могу делать! Они увидят, как я могу сосредоточиться. Я не упущу ни малейшей подробности... Маленький глаз голубя круглый, как 0. Под нулем - грудь в виде 6, под ней - 3. Глаза, так же как и крылья, равны 2...»

Можно предположить, что если 0 - это глаз, то 1 может обозначать человека, видимого на расстоянии, а 2 может быть мужчиной или женщиной, преклонившими колени в молитве. Если перевернуть 3, то цифра становится грудью или ягодицами - как весело ребенку! Да разве мог он сосредоточиться на уроках! Цифра 4 могла казаться парусным кораблем на Средиземном море, 5 - фаллосом и яичками, 6 - бурдюком, из которого мужчины пьют вино во время боя быков, 7 - носом друга, а 8 - возможно, головой на теле его толстой бабушки, в то время как 9 могла быть цветком на изогнутом стебле.

Это - произвольные примеры. Что бы он ни видел в цифрах, с уверенностью можно заключить, что они жили в нем в виде формы, и, следовательно, он не мог их осознавать в качестве цифр. Но так или иначе, он все время рисовал. Мы должны понять, каким чудом в эти ранние годы казались ему линии на листе бумаги. Лицо, возникающее из-под карандаша, могло связать его с внешним миром. Это было равноценно тому, что другой ребенок испытывает удивление, когда способность говорить вознаграждается пищей и комфортом; поскольку формы, созданные карандашом Пабло, были для него так же реальны, как слова, то, естественно, стало понятно - картинки просто и спокойно приводят к тому же результату, что и разговорная речь: и то и другое - волшебство, которое достигает такого эффекта! Отсюда делался вывод: если рисовать, то можно управлять силами, способными произвести землетрясение. Под защитой своих рисунков он чувствовал себя в относительной безопасности. Пятьдесят лет спустя Пикассо расскажет Роланду Пенроузу, что среди первых его рисунков было много спиралей. В Испании продаются churros , спиралевидные оладьи. За нарисованную спираль он получал от мамы или от тетушек churro . Маленький волшебник!

Когда Пабло было шесть лет, родилась вторая сестра, Консепсьон (Конча). Семья по экономическим соображениям должна была переехать в Ла-Корунью, на северный берег Испании. Муниципальный музей Малаги был закрыт, а там дон Хосе получал большую часть своих доходов.

Впрочем, в Ла-Корунье мальчик, который впадал в ступор при одной мысли о школе, несколько возмужал, по крайней мере, если верить одному его интервью, которое не публиковалась до 1982 года. Пикассо рассказывал о том, что стал главарем банды. Вполне возможно. Вот одна из загадок отрочества - мальчик перерастает страх, который прежде испытывал постоянно. То ли он действительно охотился с дробовиком на котов, как он это утверждал, то ли пародировал маэстро в бое быков перед одиннадцатилетними сверстниками. Все это сомнительно. Более правдоподобно то, что у банды вызывала восхищение его способность к рисованию. Пабло в Ла-Корунье процветал, чего нельзя было сказать о его родителях, которые лишились Малаги, где прошла вся их жизнь. В новом городе они вскоре впали в депрессию.




Один из этих рисунков (вверху) сделан за десять дней до того, как 19 января 1895 года от дифтерии умерла его младшая сестра, ей было семь лет. Набросок головы Кончиты Пабло, возможно, сделал предыдущей весной.

Так в тринадцать лет Пабло пережил травму, которая в значительной степени составила основу его одержимости. Утаивая от маленькой девочки опасность ее состояния, семья, как обычно, праздновала Рождество, но все знали: Кончита смертельно больна. Ее тринадцатилетний брат - мы можем только догадываться о его состоянии и благородном решении - дал обет ни больше ни меньше как Богу: если Кончита выживет, он должен будет оставить все мысли о рисовании.

Мы знаем от Джона Ричардсона, что спустя шестьдесят лет Пикассо говорил об этом обете Жаклин Роке, его второй и последней жене. Несколькими годами раньше он подробно описывал Франсуазе Жило свои мучения, когда видел страдания Кончиты:

«...он разрывался между желанием уберечь сестру и желанием ее смерти, так как тогда дар его будет спасен. Когда она умерла, он решил, что Бог - злобен, а судьба - враждебна. В то же время он был убежден, что именно из-за двойственности его чувств Бог убил Кончиту. Его вина была огромна. Но, с другой стороны, он уверовал в свое громадное, могущественное влияние на окружающий мир. И это смешалось в нем с примитивным, почти магическим убеждением в том, что смерть сестры открывает ему путь в искусство и он должен следовать призыву силы, которая ему дана, каковы бы ни были последствия этого».

Арианна Стассинопулос Хаффингтон иначе оценивает значительность влияния этого инцидента: даже гению рановато решать в тринадцать лет, что Бог - это зло, но в том случае, если Пикассо был правдив с Жило и Жаклин Роке, то он дал невероятный обет. Только святой мог не задумываться о цене жертвы во имя таланта, и только особенно добродетельный ребенок не должен был схитрить, ускользнув обратно в рисование, даже если Кончита не оправдала бы ожиданий.

Мы знаем лишь, что Пикассо оберегал эту историю почти шестьдесят лет. И это говорит о том, что он дал слово и не сдержал бы его. Как он мог не почувствовать вины, когда она умерла? Бог был не только повелителем, но и, несомненно, судьей, который вел счет нарушенным обетам.

Отец тяжело переживал смерть Кончиты. Три с половиной года, прожитые в Ла-Корунье, он постоянно находился в депрессии. Каждый день дон Хосе должен был идти преподавать в школу. Вернувшись из школы домой, он подолгу стоял у окна, уставившись на дождь. В теплой Малаге у него был круг друзей и родственников, в здешнем холоде у него не было никакой компании. Он слонялся по зимнему морскому порту. Не было даже случайных клиентов, которые купили бы у него голубей. В Малаге он получал удовольствие, взяв сына с собой на бой быков, и «однажды, - как говорит Хаффингтон, - маленький мальчик был так поражен ярким костюмом матадора, что не переставал плакать, пока не потрогал его». По словам других интервьюеров, мальчик сидел на коленях torero, «ошеломленно глядя на него».

Да, костюм матадора мог вызвать первобытный восторг, и это удовольствие доставил мальчику дон Хосе. Здесь, в Корунье, дон Хосе жил рядом с маленькой смуглой женой, с маленьким смуглым сыном и с маленькой смуглой дочерью. Он потерял Кончиту, которая обещала вырасти высокой и светловолосой. Дон Хосе горевал. Легенда Пикассо, которая творилась не без помощи Сабартеса, заставляет нас поверить в то, что дон Хосе бросил живопись и подарил свои кисти сыну, чей талант демонстрировал уже больше, нежели только обещания, по словам Пьера Кабанна и Мануэля Пальяреса, которые скоро, в Барселоне, станут лучшими друзьями Пикассо, эта история выдумана, и к тому же есть картины дона Хосе, датированные позже этого периода. Эту историю, как сорок лет спустя Пикассо говорил Сабартесу, лучше рассматривать в подтексте. Возможно, мальчик тогда решил, что ему больше нечего взять из отцовских наставлений по умению рисовать.


Однако скучная жизнь скоро закончилась. Преподаватель из Школы изящных искусств Ла Ллотья в Барселоне хотел поменять свое место на место в Корунье. Поэтому семейство Руис смогло переехать в Барселону. Они осознавали, что эта перемена, переезд из провинциального города в центр искусств, не только благотворна для всей семьи, но и очень важна для сына, обладающего необыкновенными способностями. Поражает портрет тети Пепы, сделанный им во время остановки в Малаге по пути в Барселону. При таком свидетельстве о таланте мальчика можно понять, почему никакие обеты не остановили бы его.

Пабло Пикассо - великий испанский художник , кубист, скульптор, деятель искусств, запомнившийся неповторимым стилем своих картин и законодателем последующей моды на искусство. Полное имя этого гениального художника — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис.

Пикассо очень много работал и будучи в тандеме с Джорджем Браком основал так называемый стиль живописи - . Бесспорно, что он оказал немалое влияние на всё искусство последующее за ним, так как до сих пор у него немало подражателей и учеников, которые следуют за его творчеством.

Самая ранняя картина Пабло Пикассо - Пикадора, которая была написана в 8 лет. Учился рисовать Пикассо у своего отца, который был учителем рисования. Потом он учился в различных школах искусств, среди которых были такие, как: школа изящных искусств в Барселоне, школа в Ла-Корунье. Первая выставка работ произошла в Барселоне в июне 1989, в кафе «Els Quatre Gats». С творчеством импрессионистов Пабло познакомился позднее, после того как уехал в Париж. Уже здесь, после самоубийства лучшего друга и вследствие некоторой депрессии в его жизни происходит период, который потом все искусствоведы мира назовут «Голубым Периодом ”. Стиль этот будет развиваться уже в Барселоне, когда художник возвратиться. Этот период в жизни картин Пикассо характеризуется унынием, выражением смерти и старости, депрессией, меланхолией, грусти. Работы, которые относятся к голубому периоду - это Любительница абсента, Свидание, Нищий старик с мальчиком. Голубым его назвали также из-за того, что в картинах этого периода преобладают голубые оттенки.

В 1904 году, когда великий испанский художник поселяется в Париже в общежитии для бедных художников, голубой период сменяется розовым, в котором скорбь и образы смерти сменяются более жизненно настроенными сценами из театра, историями жизни странствующих комедиантов, быту актёров и акробатов. Розовые оттенки превалировали в его картинах из-за чего и получили название “розовый период”.

Как уже говорилось ранее совместно с Джорджем Браком, где-то в районе 1907 года он становится родоначальником кубизма вследствие того, что перешёл в своём творчестве от изображения к анализу формы и составляющих. Кубизм во всей своей манере отвергал натурализм и, по мнению многих искусствоведов, был навеян Пабло Пикассо вследствие увлечения африканской скульптурой, которая отличается угловатостью, гротескным выдвижением форм, характерным орнаментом. Африканская скульптура вообще повлияла на многие течения изобразительного искусства, так например, кроме Пикассо, она помогла Матиссу создать Фовизм.

В 1925 на смену розовому и жизнерадостным картинам приходит самый сложный и трудный период в жизни художника. Кубизм развивается в абсолютно ирреальные и сюрреалистические образы. Его монстры и существа, орущие и разорванные на части, навеяны вспыхнувшей тогда революцией сюрреализма в живописи и литературе. Потом был страх перед , который навис над всей Европой, который также произвёл своё влияние на творчество Пабло: Рыбная ловля ночью на Антибах, Майя и её кукла, Герника. С последней картиной, на которой изображены ужасы войны, связана одна известная история. Однажды нацистский офицер увидев фотографию Герники спросил у Пикассо: «Это вы сделали?», на что тот ему ответил: «Это сделали вы!».

После войны им овладевает новое настроение, так как череда приятных событий: любовь к Франсуазе Жило, рождение двух детей, дарит ему счастливый и яркий период в творчестве населённый жизнью, семьёй, счастьем.

Умер Пабло Руис Пикассо в 1973 году на своей вилле во Франции. Похоронили великого художника возле замка, который принадлежал лично ему и назывался - Вовенарт.

Пабло Пикассо картины

Все картины открываются в полном размере с описаниями!

Самый известный и влиятельный художник XX века, пионер жанра кубизма и испанский экспатриант Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года.

Родители Пикассо

Пожалуй, самый известный художник, чье до нелепого длинное имя стало нарицательным, родился в октябре 1881 года в городе Малага, Испания. В семье было три ребенка — мальчик Пабло и его сестры Лола и Консепсьон. Отец Пабло, Хосе Руиз Бласко, работал профессором в школе изящных искусств. Про мать Пикассо известно очень мало: донна Мария была простой женщиной. Однако сам Пикассо часто упоминал про нее в своих интервью. Например, он вспоминал, что мать, обнаружив его неординарный талант к вязанию, произнесла слова, которые он запомнил на всю жизнь: "Сынок, если ты пойдешь в солдаты, ты станешь генералом. Если ты уйдешь в монастырь, ты вернешься оттуда Папой". Тем не менее, как иронично отмечал художник, "я решил пойти в художники и стал Пабло Пикассо".

© Sputnik / Сергей Пятаков

Репродукция картины "Девочка на шаре" работы Пабло Пикассо

Детство Пикассо

Несмотря на то, что школьная успеваемость Пикассо оставляла желать лучшего, он демонстрировал уникальные навыки в рисовании, и в 13 лет уже мог соревноваться с отцом. Хосе часто запирал его в комнате с белыми стенами и решетками в качестве наказания за плохую учебу. Со свойственной ему иронией, Пикассо позже рассказывал, что сидеть в клетке ему доставляло огромное удовольствие: "В камеру я всегда проносил тетрадь и карандаш. Я сидел на скамье и рисовал. Я бы мог там сидеть вечно, сидеть и рисовать."

Начало творческого пути

Будущая легенда художественного искусства впервые заявила о своей претензии на гениальность, когда семья Пикассо перебралась в Барселону. В 16 лет он поступил в Королевскую Академию Святого Фернанда. Экзаменаторы были потрясены, когда Пабло за сутки прошел вступительные испытания, рассчитанные на целый месяц. Но вскоре подросток разочаровался в местной системе образования, которая, на его взгляд, "была слишком зациклена на классике". Пикассо начал прогуливать занятия и бродить по улицам Барселоны, попутно делая наброски зданий. В свободное время он знакомился с богемой Барселоны. В то время все известные деятели искусства собирались в кафе "Четыре Кота", где Пикассо стал завсегдатаем. Его неподражаемая харизма заработала ему широкий круг связей, и уже в 1901 году он организовал первую выставку своих картин.

© Sputnik / В. Громов

Репродукция картины П. Пикассо "Бутылка перно (столик в кафе)"

Кубизм, синий и розовый периоды Пикассо

Отрезок между 1901 и 1904 годами известен как синий период Пикассо. В работах Пабло Пикассо тех времен доминировали мрачные синие тона, и меланхоличные темы, точно отражавшие его душевное состояние — художник пребывал в тяжелой депрессии, которая подписывала его творческие порывы. Этот период ознаменовался двумя выдающимися картинами Старый Гитарист (1903) и Жизнь (1903).

Репродукция картины Пабло Пикассо "Нищий с мальчиком"

Во второй половине 1904 года происходит радикальная смена парадигмы его творчества. Полотна розового периода исполнены розовых и красных красок, а цвета в целом гораздо нежнее, тоньше и деликатнее. Архетип розового периода — картина La famille de saltimbanques (1905).

В жанре кубизма Пикассо работал с 1907 года. Это направление отличается использованием геометрических форм, которые дробят реальные объекты на примитивные фигуры. "Авиньонские девицы" — первая значительная работа кубического периода Пикассо. На этом полотне лица изображенных людей видны одновременно в профиль и в анфас. В дальнейшем Пикассо придерживался именно такого подхода, продолжая дробить окружающий мир на отдельные атомы.

© Sputnik / А. Свердлов

Картина "Три женщины" художника П. Пикассо

Пикассо и женщины

Пикассо был не только выдающимся художником, но и довольно известным донжуаном. Он был женат дважды, но имел бессчетное количество связей с женщинами самого разного уровня и нравственности. Сам Пикассо резюмировал свое отношение к женскому полу следующим образом: "Женщины — это машины для страдания. Я делю женщин на два вида: любовницы и тряпки для вытирания ног". Неизвестно, связано ли открытое презрение Пикассо к прекрасному полу с тем, что две из семи самых важных женщин художника покончили с собой, а третья умерла на четвертый год совместной жизни.

Неоспоримым фактом остается то, что Пикассо не был привязан ни к одной из десятков или, возможно, сотен любовниц и жен, но активно использовал их, в том числе и финансово. Среди его законных жен была амбициозная советская танцовщица Ольга Хохлова. Брак с влиятельной женщиной не помешал ему заводить отношения на стороне. Так, с молодой любовницей Дорой Маар Пикассо познакомился в баре, когда та искромсала свои пальцы в кровавое месиво, пытаясь ножом попадать в промежутки между пальцев. Это глубоко впечатлило Пикассо, и он прожил с Дорой еще несколько лет втайне от Хохловой.

© Sputnik / Алексей Свердлов

Репродукция картины Пабло Пикассо "Свидание"

Душевные расстройства Пикассо

На протяжении его жизни и даже после смерти, Пикассо приписывали целый букет психических заболеваний. Впрочем, для этого не обязательно быть психиатром. Чрезмерно завышенная самооценка Пикассо, чувство абсолютного превосходства и уникальности, и крайний эгоцентризм соответствуют критериям нарциссического расстройства личности, описанного в Международной Классификации Болезней (МКБ) четвертого издания. Шизофренический статус Пикассо подвергается серьезным сомнениями со стороны медицинского сообщества, так как не представляется возможным диагностировать по картинам настолько сложное заболевание, но достоверно известно, что Пикассо страдал тяжелой формой дислексии — нарушение способности читать и писать при сохранении нормального интеллекта.

Картина Пикассо "Алжирские Женщины" — самая дорогая картина, когда-либо сошедшая с аукциона. В 2015-м ее приобрели за 179 миллионов долларов.

Пикассо ненавидел водить из страха повредить свои руки. Его роскошным лимузином Hispano-Suiza всегда управлял личный водитель.

У Пикассо был роман с Коко Шанель. Как вспоминала мадемуазель Шанель, "Пикассо был единственный мужчина во втором тысячелетии, который меня возбуждал." Однако сам Пикассо опасался ее, и часто жаловался, что Коко была слишком известная и непокорная.

Про самовлюбленность и астрономическую самооценку Пикассо ходят легенды. Впрочем, некоторые слухи вовсе таковыми и не являются. Легендарный художник однажды сказал другу : "Бог — это тоже художник… как и я. Я — Бог".

Вряд ли найдется человек на планете, которому не знакомо имя Пабло Пикассо. Основатель кубизма и художник множества стилей повлиял в 20 веке на изобразительное искусство не только Европы, но и всего мира.

Художник Пабло Пикассо: детство и годы обучения

Один из ярчайших родился в Малаге, в доме на площади Мерсед, в 1881 году, 25 октября. Ныне там располагается музей и фонд имени П. Пикассо. Следуя испанской традиции при крещении, родители дали мальчику достаточно длинное имя, которое представляет собой чередование имен святых и самых близких и почитаемых в семье родственников. В конечном счете его знают по самому первому и последнему. Фамилию Пабло решил взять материнскую, посчитав отцовскую слишком простой. Талант и тяга к рисованию у мальчика проявились с самого раннего детства. Первые и очень ценные уроки ему преподнес отец, который тоже был художником. Звали его Хосе Руис. Свою первую серьезную картину он написал в восемь лет - «Пикадор». Можно смело утверждать, что именно с нее началось творчество Пабло Пикассо. Отец будущего художника получил предложение о работе преподавателя в Ла-Корунье в 1891 году, и вскоре семья переехала на север Испании. Там же Пабло в течение года проходил обучение в местной школе искусств. Затем семья перебралась в один из красивейших городов - Барселону. Юному Пикассо на тот момент было 14 лет, и он был слишком молод для того, чтобы учиться в Ла-Лонху (школа изящных искусств). Однако отец смог добиться того, чтобы его допустили к вступительным экзаменам на конкурсной основе, с которыми он справился блестяще. Спустя еще четыре года родители приняли решение устроить его в лучшую на тот момент передовую школу искусств - «Сан Фернандо» в Мадриде. Учеба в академии быстро наскучила юному дарованию, в ее классических канонах и правилах ему было тесно и даже скучно. Поэтому больше времени он посвящал Музею Прадо и изучению его коллекций, а спустя год вернулся в Барселону. К раннему периоду его творчества относятся картины, написанные в 1986 году: «Автопортрет» Пикассо, «Первое причастие» (на ней изображена сестра художника Лола), «Портрет матери» (на фото ниже).

Во время пребывания в Мадриде он впервые совершил где изучил все музеи и живопись самых великих мастеров. Впоследствии он приедет в этот центр мирового искусства неоднократно, а в 1904 году переберется окончательно.

«Голубой» период

Этот временной промежуток можно рассматривать как именно в это время начинает проявляться в творчестве Пикассо его индивидуальность, все еще подверженная постороннему влиянию. Известный факт: талант творческих натур проявляет себя максимально ярко в сложных жизненных ситуация. Именно так и случилось с Пабло Пикассо, произведения которого теперь известны всему миру. Взлет был спровоцирован и произошел после продолжительной депрессии, вызванной смертью близкого друга Карлоса Касагемаса. В 1901 году на выставке, организованной Волларом, были представлены 64 работы художника, однако на тот момент они еще были полны чувственности и яркости, явно ощущалось влияние импрессионистов. В свои законные права «голубой» период его творчества вступал постепенно, проявляя себя жесткими контурами фигур и утерей трехмерности изображения, уходом от классических законов художественной перспективы. Палитра красок на его полотнах становится все более однообразной, акцент делается на синий цвет. Началом периода можно считать "Портрет Хайме Сабартеса" и автопортрет Пикассо, написанные в 1901 году.

Картины «голубого» периода

Ключевыми в этот период для мастера стали такие слова, как одиночество, страх, вина, боль. В 1902 года он вновь вернется в Барселону, однако остаться в ней так и не сможет. Напряженная обстановка в столице Каталонии, нищета со всех сторон и социальная несправедливость выливаются в народные волнения, постепенно охватившие не только всю Испанию, но и Европу. Вероятно, такое положение дел оказало влияние и на художника, который в этот год работает плодотворно и чрезвычайно много. На Родине создаются шедевры «голубого» периода: «Две сестры (Свидание)», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия» (фото полотна выше), «Жизнь», где еще раз возникает образ погибшего Касагемаса. В 1901 году была также написана картина «Любительница абсента». В ней прослеживается влияние популярного на тот момент увлечения «порочными» персонажами, характерного для французского искусства. Тема абсента звучит во многих картинах. Работа Пикассо, помимо всего прочего, полна драматизма. Особенно явно в глаза бросается гипертрофированная рука женщины, которой она словно старается защититься. В настоящее время «Любительница абсента» хранится в Эрмитаже, попав туда из частной и весьма внушительной коллекции работ Пикассо (51 произведение) С. И. Щукина после революции.

Как только появляется возможность вновь отправиться в без колебаний решает ею воспользоваться и уезжает из Испании весной 1904 года. Именно там он столкнется с новыми интересами, ощущениями и впечатлениями, что даст начало новому этапу его творчества.

«Розовый» период

В творчестве Пикассо этот этап длился относительно долго - с 1904 г. (осень) до окончания 1906-го - и был не совсем однородным. Большая часть картин периода отмечена светлой гаммой красок, появлением охристых, жемчужно-серых, красно-розовых тонов. Характерно появление и в последующем доминирование новых для творчества художника тем - актеры, циркачи и акробаты, атлеты. Безусловно, подавляющее большинство материала ему предоставлял цирк Медрано, который в те годы располагался у подножия Монмартра. Яркая театральная обстановка, костюмы, поведение, разнообразие типажей словно вернули П. Пикассо в мир, пусть и преображенных, но реальных форм и объемов, естественного пространства. Образы на его картинах вновь стали чувственными и наполнились жизнью, яркостью в противовес персонажам «голубого» этапа творчества.

Пабло Пикассо: произведения «розового» периода

Картины, ознаменовавшие начало нового периода, впервые были выставлены в конце зимы 1905 году в галерее Серюрье - это «Сидящая обнаженная» и «Актер». Один из признанных шедевров «розового» периода - «Семейство комедиантов» (на фото выше). Полотно имеет внушительные размеры - в высоту и ширину более двух метров. Фигуры циркачей изображены на фоне синего неба, принято считать, что арлекин с правой стороны - это сам Пикассо. Все персонажи находятся в статике, и между ними не наблюдается какой-либо внутренней близости, каждого сковало внутреннее одиночество - тема всего «розового» периода. Кроме того, стоит отметить следующие работы Пабло Пикассо: «Женщина в рубашке», «Туалет», «Мальчик, ведущий лошадь», «Акробаты. Мать и сын», «Девочка с козлом». Все они демонстрируют зрителю красоту и редкую для картин художника безмятежность. Новый толчок в творчестве случился в конце 1906 года, когда Пикассо путешествовал по Испании и оказался в небольшой деревне в Пиренеях.

Африканский период творчества

С архаичным африканским искусством П. Пикассо впервые столкнулся на тематической выставке музея Трокадеро. Его впечатлили языческие идолы примитивной формы, экзотические маски и статуэтки, воплощавшие в себе великую силу природы и дистанцированные от мельчайших деталей. Идеология художника совпала с этим мощным посылом, и в результате он стал упрощать своих героев, делая их подобными каменным истуканам, монументальными и резкими. Однако первая работа в направлении данной стилистики появилась еще в 1906 году - это портрет работы Пабло Пикассо писательницы Он переписывал картину 80 раз и уже совершенно разуверился в возможности воплотить ее образ в классическом стиле. Этот момент можно по праву назвать переходным от следования за натурой к деформации формы. Достаточно взглянуть на такие полотна, как «Обнаженная женщина», «Танец с покрывалами», «Дриада», «Дружба», «Бюст моряка», «Автопортрет».

Но, пожалуй, самым ярким образцом африканского этапа творчества Пикассо является картина «Авиньонские девицы» (на фото выше), над которой мастер трудился около года. Она венчала данный этап творческого пути художника и во многом определила судьбу искусства в целом. Впервые полотно увидело свет лишь спустя тридцать лет после его написания и стало открытой дверью в мир авангарда. Богемный круг Парижа буквально раскололся на два лагеря: «за» и «против». В настоящий момент картина хранится в Музее современного искусства города Нью-Йорка.

Кубизм в творчестве Пикассо

Проблема уникальности и точности изображения оставалась на первом месте в европейском изобразительном искусстве вплоть до того момента, когда в него ворвался кубизм. Стимулом к его развитию многие считают вопрос, возникший среди художников: «Зачем рисовать?» Достоверному изображению того, что видишь, в начале 20 века можно было научить практически любого, к тому же буквально на пятки наступала фотография, которая грозила целиком и полностью вытеснить все остальное. Зрительные образы становятся не только правдоподобными, но и доступными, легко тиражируются. Кубизм Пабло Пикассо в данном случае отражает индивидуальность творца, отказываясь от правдоподобного изображения внешнего мира и открывая совершенно новые возможности, границы восприятия.

К ранним работам относятся: «Горшок, бокал и книга», «Купание», «Букет цветов в сером кувшине», «Хлеб и ваза с фруктами на столе» и т. д. В полотнах четко прослеживается, как меняется стиль художника и приобретает все более абстрактные черты к концу периода (1918-1919 годы). Например, «Арлекин», «Три музыканта», «Натюрморт с гитарой» (на фото выше). Ассоциирование зрителями творчества мастера с абстракционизмом совершенно не устраивало Пикассо, ему был важен сам эмоциональный посыл картин, их скрытый смысл. В конечном итоге созданный им же самим стиль кубизм перестал постепенно вдохновлять художника и интересовать, открыв дорогу новым веяниям в творчестве.

Классический период

Второе десятилетие 20 века было для Пикассо достаточно сложным. Так, 1911 год ознаменовался историей с украденными статуэтками из Лувра, которая выставила художника не в лучшем свете. В 1914 г. выяснилось, что, даже прожив столько лет в стране, за Францию Пикассо сражаться в Первой мировой войне не готов, что развело его с многими друзьями. А в следующем году умерла его возлюбленная Марсель Умбер.

На возвращение более реалистичного в творчестве Пабло Пикассо, произведения которого наполнились вновь читаемостью, фигурностью и художественной логикой, повлияли и многие внешние факторы. В том числе поездка в Рим, где он проникся античным искусством, а также общение с балетной труппой Дягилева и знакомство с балериной Ольгой Хохловой, которая вскоре стала второй женой художника. Началом нового периода можно считать ее портрет 1917 года, который в некотором роде носил экспериментальный характер. Русский балет Пабло Пикассо не только вдохновил на создание новых шедевров, но и подарил возлюбленную и долгожданного сына. Самые известные работы периода: «Ольга Хохлова» (на фотографии выше), «Пьеро», «Натюрморт с кувшином и яблоками», «Спящие крестьяне», «Мать и ребенок», «Женщины, бегущие по пляжу», «Три грации».

Сюрреализм

Разделение творчества есть не что иное, как желание разложить по полочкам и втиснуть его в определенные (стилистические, временные) рамки. Однако к творчеству Пабло Пикассо, которого украшают самые лучшие музеи и галереи мира, такой подход можно назвать весьма условным. Если следовать хронологии, то период, когда художник был близок к сюрреализму, выпадает на 1925-1932 годы. Совершенно неудивительно, что на каждом этапе творчества мастера кисти посещала муза, и, когда О. Хохлова пожелала узнавать себя на его полотнах, он обратился к неоклассицизму. Однако творческие люди непостоянны, и вскоре в жизнь Пикассо вошла юная и очень красивая Мария Тереза Вальтер, которой на момент знакомства исполнилось всего 17 лет. Ей была уготована роль любовницы, а в 1930 году художник купил замок в Нормандии, который для нее стал домом, а для него - мастерской. Мария Тереза была верной спутницей, стойко перенося творческие и любовные метания творца, поддерживая дружескую переписку вплоть до смерти Пабло Пикассо. Произведения периода сюрреализма: «Танец», «Женщина в кресле» (на фотографии ниже), «Купальщица», «Обнаженная на пляже», «Сон» и т. д.

Период Второй мировой войны

Симпатия Пикассо во времена военных действий в Испании в 1937 году принадлежала республиканцам. Когда в этом же году итальянская и немецкая авиация разрушила Гернику - политический и культурный центр басков - Пабло Пикассо город, лежащий в руинах, изобразил на огромном одноименном полотне буквально за два месяца. Его буквально охватил ужас от угрозы, которая нависла над всей Европой, что не могло не отразиться на творчестве. Эмоции выражались не прямо, а воплотились в тональности, ее мрачности, горечи и сарказме.

После того как отгремели войны, и мир пришел в относительное равновесие, восстанавливая все, что было разрушено, творчество Пикассо тоже обрело более счастливые и яркие краски. Его полотна, написанные в 1945-1955 годах, обладают средиземноморским колоритом, очень атмосферны и отчасти идеалистичны. В это же время он начинает работать с керамикой, создавая множество декоративных кувшинов, блюд, тарелок, статуэток (фото представлено выше). Произведения, которые были созданы в последние 15 лет жизни, весьма неравномерны по стилистике и качеству.

Один из крупнейших художников двадцатого века - Пабло Пикассо - умер в возрасте 91 года на своей вилле во Франции. Похоронен вблизи принадлежавшего ему замка Вовенарт.

Пабло Пикассо (полное имя – Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо ) – испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.

Он говорил, что изображает мир не таким, каким его видит, а каким представляет. Это гораздо ценнее, это и есть высшее творчество. Его работы признаны самыми востребованными и оказались самыми дорогими в мире.

Краткая биография

Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге, Испании. Пабло был сыном учителя рисования Хосе Руиса , краски и кисти сопровождали его с детства.

Пабло очень рано стал делать четкие карандашные эскизы. Жизнь на юге Испании, в пестрой древней Малаге, где бои с быками собирали почти всех жителей города, яркие краски природы наложили на его творчество свой отпечаток.

Начало творчества

Свою первую картину маслом на дереве «Пикадор» Пикассо написал в 8 лет, посвятив ее бою быков. Он никогда с ней не расставался - она была его талисманом. Да и вообще, если какая-то вещь ему нравилась, он становился ее рабом, например, свои любимые рубашки изнашивал до дыр. Это был черноглазый, коренастый, по-южному импульсивный мальчик, чрезмерно честолюбивый и очень суеверный.

Однажды отец попросил 12-летнего сына дописать картину с голубями. Пикассо так увлекся, что создал собственную картину. Когда отец увидел ее, то замер в удивлении. Он долго не мог прийти в себя, а потом отдал сыну палитру, краски и уже больше не брался за них, оставив живопись.

Учеба и первые успехи

Когда семья в 1894 году переехала в Барселону, Пабло поступил в школу изящных искусств. Свои работы начал подписывать фамилией матери - Пикассо. В 1897 году в Мадриде он выдержал конкурс в академию Сан-Фернандо. Вот тогда юноша и почувствовал себя настоящим художником.

Многое в живописи давалось ему легко, рисовал он быстро. Общаясь со своими коллегами, молодыми художниками, и сравнивая свои картины с чужими, он видел, что его творчество ярче, колоритнее, интереснее. Так постепенно к нему пришло осознание своей исключительности.

Но он понимал, что путь художника к вершине славы труден и долог. Тут ему пригодилось честолюбие, желание, во что бы то ни стало завоевать Олимп. Он подчинил свою жизнь одной идее, проявил самоотверженность, самодисциплину, берясь за любую работу, позволявшую ему свободно творить.

Поездка во Францию

В 1900 году Пикассо вместе с другом отправился в Париж - там собирались талантливые художники, рождались новые веяния в искусстве, там творили импрессионисты. Там он усердно работал и изучал французский язык. Через год он уже выставил свои работы в галерее известного коллекционера Воллара.

В это время на него большое впечатление произвело самоубийство друга. Невольно в его творчестве обозначился “голубой” период, когда он писал мрачные картины, героями которых были нищие, слепые, алкоголики, проститутки «Любительница абсента », «Нищий с мальчиком».

Удлиненные фигуры на его картинах напоминали манеру испанца Эль Греко. Но со временем “голубой” период сменился “розовым” - так появилась его знаменитая «Девочка на шаре» .

Зарождение кубизма

С 1904 года Пикассо поселился на Монмартре, где работал над картиной «Семья акробата с обезьяной» . В 1907 году он познакомился с художником Жоржем Браком. Вскоре они вместе ушли от натурализма, изобретя новую форму живописи - кубизм .

Угловатые объемы, геометрические фигуры, фрагменты натюрмортов и лиц, в которых с трудом угадывается что- то человеческое, заполняют его полотна («Портрет Фернанда Оливье», «Фабрика Хорта де Эбро»).

После Первой мировой войны кубизм из работ Пикассо постепенно начал исчезать. Он сотрудничал с русским балетом, делал декорации и костюмы для постановок.

В это время он познакомился с русской балериной Ольгой Хохловой , которая в 1918 году стала его женой, а в 1921 году у них родился сын Поль. Пикассо еще писал свои кубистические натюрморты, но уже приобщился к графике, создал циклы картин к «Метаморфозам» Овидия, «Лисистрате» Аристофана.

Творчество во время войны

Во время гражданской войны в Испании Пикассо, противник Франко, поддерживая республиканцев, написал в 1937 году серию акватинт «Мечты и ложь генерала Франко» . После бомбардировки немецкой и итальянской авиацией городка басков Герника, после гибели людей и разрушений Пикассо создал художественный памятник этой трагедии.

На громадном полотне в типичной для него экспрессивной манере он воплотил все - горе, страдание людей, животных, разрушенные здания.

Этой картиной он отразил свой страх перед неведомой силой, предупреждая всех, что гражданская война в Испании может перекинуться в Европу.

В годы немецкой оккупации он оставался в Париже и не прекращал своей работы, писал портреты, натюрморты, в которых отражал трагизм и безысходность жизни в условиях фашистского режима. Он ненавидел воину, ненавидел Гитлера и в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии.

Но это было чисто внешнее приобщение к идеалам Маркса: он не писал идеологические картины, не подчинялся законам и уставам партии. Написанный им «Голубь мира» с веточкой в клюве стал символом освобождения от фашизма.

Пикассо — керамик

В 1947 году Пикассо увлекся ремеслом и своими руками на фабрике выполнял декоративные тарелки, блюда, кувшины, статуэтки, но вскоре это увлечение ему надоело, и он перешел к портретам.

В последние годы Пикассо писал в разных стилях, подражал импрессионистам. Перед смертью он признался, что больше всего ему нравились картины Модильяни.

Критики живописи отмечали: «Не все равноценно в его творчестве, но все его произведения очень высоко ценятся» .

Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года в городе Мужен, во Франции. Он был похоронен рядом со своим замком Вовенарт.




Top