Палаццо фарнезе и фонтаны в виде цветов ириса на площади фарнезе, рим, италия. Палаццо фарнезе и фонтаны в виде цветов ириса на площади фарнезе, рим, италия Площадь фарнезе в риме

Название : Palazzo Farnese (it), Palazzo Farnese / Farnese Palace (en)

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 1514 - 1589 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Микеланджело Буонарроти, Джакомо да Виньола, Антонио да Сангалло Младший, Джакомо делла Порта

Заказчик / Основатель : Кардинал Алессандро Фарнезе, позже ставший папой Павлом III

Архитектура паллацо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Палаццо Фарнезе в Риме - одно из самых значительных произведений Антонио Сангалло.

Первоначальные наброски палаццо относятся к 1514 году, но постройка начала осуществляться значительно позже. Лично Сангалло удалось Довести сооружение лишь до второго этажа.

После смерти зодчего работами руководил Микеланджело.

По своему пространственному облику палаццо Фарнезе задуман в плане традиций тосканской дворцовой архитектуры: здание имеет форму правильного параллелепипеда с замкнутым внутри него прямоугольным двором.

Архитектура палаццо Фарнезе - типичный образец стиля высокого Ренессанса. Пластическая проработка фасадов, монументальность и импозантность их внешнего облика - отличительные признаки римской школы - проявлены здесь достаточно определенно. Фасад палаццо Фарнезе знаменует собой отказ от рустики, характерной для всех флорентийских дворцов и более ранних римских палаццо. Стена палаццо лишена рельефа, и на ее гладкой поверхности четко выделяются архитектурно-орнаментальные элементы.

Основной материал сооружения - кирпич, а облицовочный - штукатурка. Отделка углов, окон и дверей произведена травертином, добытым из развалин Колизея.

Стена импонирует массой и размерами, и это главное средство воздействия зодчего на зрителя. Основа композиции фасада - соотношение громадных массивных стен со сравнительно небольшими, близко друг к другу поставленными окнами. Ритмическое чередование поясов, составленных из окон, с лентами гладких стен производит значительный эффект. Тектоника фасада выявляется сильными горизонтальными поясами, подчеркивающими деление сооружения на три этажа. Прием этот характерен для подавляющего большинства рассмотренных выше палаццо Ренессанса. Существенной особенностью фасадного выполнения палаццо Фарнезе является отсутствие системы пилястр, составлявших пластический костяк фасадных плоскостей, введенных в дворцовую архитектуру Ренессанса Альберти (палаццо Ручеллаи) и воспринятых в римских палаццо (Канчеллерия, Джиро и других). В общем виде архитектурная схема фасада палаццо Фарнезе построена скорее по типу фасада флорентийского палаццо Строцци, нежели по схеме палаццо школы Альберти.

Венчающий здание карниз выполнен Микеланджело. Основным архитектурным элементом фасада служат оконные проемы, обрамленные колонками, поддерживающими небольшие фронтончики. Мотив этот, встречающийся в ряде работ римских зодчих, часто применялся ими и является типичным для высокого Ренессанса. Сангалло разнообразит этот мотив чередованием треугольных и дугообразных фронтонов. Окна нижнего этажа снабжены прямыми сандриками на консолях и, в отличие от флорентийских палаццо, не имеют крепостного вида.

Углы здания обрамлены рустиком, что, с одной стороны, способствует приданию им большей жесткости, а с другой - как бы ограничивает плоскость фасада.

Композиционный центр фасада - ворота, балкон над ними, центральное окно второго этажа с укрепленным над ним гербом - подчеркивают симметрию всего сооружения.

Интересен двор палаццо. Здесь получили отражение мотивы, выявленные во дворе церкви Санта-Мария делла Паче (работа Браманте) и во дворе палаццо Массимо работы Перуцци. Во двор ведут центральные ворота, непосредственным же преддверием к нему является трехнефный сводчатый вестибюль, ритмическая организация которого и царящий в нем полумрак усиливают контраст между ограниченным, сравнительно узким ходом и большим светлым двором, из-за чего достигается сильный пространственный эффект.

В архитектуре самого двора ощущается некоторая неувязка: тектоника верхнего этажа, осуществленного Микеланджело, заметно отличается от пластической организации первого и второго этажей; верхний этаж несколько тяжеловат по сравнению с нижними, применение же дугообразных сандриков над окнами и усложненный профиль пилястров не соответствуют почти классической чистоте архитектурной обработки низа. Мотив, использованный здесь Сангалло - колонки с арками на импостах, - возможно, навеян фасадом Колизея.

Сопоставляя двор палаццо Фарнезе с дворами ранних флорентийских палаццо, находим большое качественное различие в их архитектурной проработке, не говоря уже об общем пространственном осуществлении: вместо гладких, спокойных стенных поверхностей - усложненная профилировка, обильное применение колонн, пилястр, тяг, карнизов; вместо скромных медальонов - богато орнаментированные фризы; вместо отдельно стоящих колонок - мощные пилоны, поддерживающие отяжеленные стены верхних этажей. Скромные пояски заменены теперь античными антаблементами, украшенными классическими обломами.

В плане палаццо Фарнезе сильнее, чем в ранних дворцовых постройках Ренессанса, проявлено стремление подчеркнуть центрально-осевой характер сооружения. Это достигнуто, главным образом, организацией сквозных проходов в первом этаже, как бы делящих сооружение на две одинаковых половины. Разбивка помещений ясна и произведена вполне логично. Несмотря на общую симметрию, отдельные помещения (залы, комнаты, коридоры) расположены не симметрично. Это же относится и к лестницам, распределенным, казалось бы, случайно и не увязанным с фасадной проработкой.

  • Горящие туры в Италию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Этот монументальный дворец на берегу реки По был выстроен в 1556 г. Оттавио Фарнезе, герцогом Кастро и Пармы, который стал и герцогом Пьяченцы. Оттавио решил обустроить свою резиденцию именно здесь - вероятно, оттого, что чувствовал себя в большей безопасности из-за присутствия испанского гарнизона. Постройку дворца заказала супруга Оттавио Маргарита Австрийская, дочь императора Карла V. В результате этого поверх бывшей крепости, выстроенной Висконти в 1352 г., была возведена новая постройка - её-то мы и видим сегодня.

    После смерти последнего герцога из семьи Фарнезе в 1731 г. дворец пришёл в запустение. Реставрация началась только в начале 20 в. Сегодня во дворце размещены несколько важнейших музеев и выставочных пространств города. В частности, это Археологический музей, пинакотека (художественная галерея, которая занимает апартаменты герцогини на втором этаже), выставки «Фасти Фарнезиани» («Великолепие Фарнезе»), Музей Итальянского объединения, Музей древнего оружия, Музей диванов, государственный архив и несколько коллекций скульптур, фресок, майолик, стеклянных изделий 12-17 вв.

    В Археологическом музее Пьяченцы можно увидеть знаменитый артефакт со страшноватым названием «Печень из Пьяченцы». Это действительно печень натуральной величины из бронзы, сделанная во 2 в. до н. э. этрусками.

    Нынешняя конструкция дотягивает по размерам едва ли до половины запланированной в оригинальном амбициозном проекте Виньолы.

    Первоначальный план создавался Франческо Пачиотто из Урбино, а в 1558 г. им занялся известный архитектор Джакомо Бароцци - он же Виньола. Архитектор уже работал над другой виллой Фарнезе, в Капрароле, для кардинала Алессандро Фарнезе. Виньола существенно переделал оригинальный план, и, согласно новому варианту, дворец должен был стать воистину большим, сравнимым только с Ватиканским: примерно 111 на 88 м. Строительные работы были поручены Джованни Бернардо Делла Валле, Джованни Лавеццани и Бернардо Паниццари (Карамозино).

    В пинакотеке Пьяченцы собраны картины 16-17 вв. из герцогских коллекций. Самый ценный шедевр - «Мадонна с молодым св. Иоанном» кисти Боттичелли.

    Тем не менее нынешняя конструкция дотягивает по размерам едва ли до половины запланированной в оригинальном амбициозном проекте Виньолы. В ней не хватает множества архитектурных особенностей, включая части внешних стен, главный фасад с античного вида триумфальной аркой и большой башней, а также театр во внутреннем дворе. Политические причины и дороговизна строительства вынудили Оттавио не достраивать дворец, а вместо этого переместить свой двор из Пьяченцы в Парму. Работы по завершению частично готового палаццо были завершены только в 1602 г., при герцоге Рануччио I.

    В Музее древнего оружия около 400 старинных экспонатов, оружия и доспехов, собранных пьячентским аристократом Антонио Пармой.

    Оригинальный проект Виньолы для палаццо Фарнезе

    Герцогская часовня («Капелла Дукале» или «Капелла Гранде») использовалась исключительно семьёй в религиозных целях. Она представляет собой зал, квадратный в плане, который был превращён в восьмиугольник путём добавления четырёх приделов по углам. Стороны сделаны такой же длины, что и высота часовни, так что в целом получается почти полукруглый купол. Капелла украшена гербовыми лилиями Фарнезе и масками в маньеристском ключе, изображающими ангелов. Другие символы, которые также имеют отношение к семье Фарнезе, - это единорог, морская звезда, дельфины и черепахи; их можно увидеть на большом фризе.

    Палаццо Фарнезе – один из самых выдающихся дворцов в стиле Высокого Возрождения в Риме. В 1936 году оно было передано в аренду Франции на 99 лет, и сегодня в здании размещается Посольство Франции в Италии.

    Палаццо было спроектировано в 1517 году для семейства Фарнезе, а в 1534 году, после того, как Алессандро Фарнезе стал Папой Римским Павлом III, было значительно расширено по проекту Антонио да Сангалло Младшего. В строительстве здания принимали участие выдающиеся архитекторы 16-го века, включая Микеланджело, Якопо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта. В конце 16-го века художник из Болоньи Аннибале Карраччи создал в Галерее Фарнезе цикл фресок, который положил начало двум разным стилям живописи последующего столетия – римского барокко и классицизма. В этом же дворце была собрана выдающаяся коллекция скульптур, ныне хранящаяся в Национальном Археологическом музее Неаполя, и коллекция произведений искусства, выставленная в Музее Каподимонте в Неаполе.

    Строительство Палаццо Фарнезе началось в 1517 году, и было прервано десять лет спустя во время разграбления Рима. А в 1534 году Алессандро Фарнезе привлек к работе над дворцом великого Микеланджело, который завершил возведение третьего этажа и внутренний дворик. В 1541 году он же поместил над центральным окном фасада огромный папский герб – самый большой из когда-либо созданных в Риме. Когда Павел III появлялся на балконе, весь фасад словно становился декорацией для его персоны. Дальнейшие модификации дворца отражали не только изменения статуса Алессандро, но и растущее влияние семейства Фарнезе в целом.

    В 16-м веке два огромных гранитных бассейна из Терм Каракаллы были приспособлены под фонтаны на площади Пьяцца Фарнезе, куда обращен фасад дворца. А в 17-м веке Папа Александр VII разрешил шведской королеве Кристине остановиться в Палаццо на несколько месяцев, но она жаловалась на присутствие «исчадий ада». После отъезда Кристины в Париж выяснилось, что ее слуги украли из дворца серебро, гобелены и картины, а также сожгли часть дверей и сняли медную кровлю.

    Палаццо Фарнезе послужило образцом для многих зданий по всему миру, среди которых – Шато Гримальди в Экс-ан-Провансе (Франция), Национальный строительный музей в Вашингтоне, Королевский дворец в Стокгольме.

    Площадь Фарнезе/Piazza Farnese это небольшая, типично квадратная площадь выполненная в типично римском стиле. В отличие от других знаменитых площадей Рима, таких как площади , или , площадь Фарнезе менее известна, поэтому на ней не многолюдно. Но это не делает площадь менее прекрасной, наоборот, в отсутствии толп туристов можно с лихвой насладиться красотами площади и римской архитектурой. В дни праздников на площади устраивают представления и проходят народные гулянья.

    Самый центр площади Фарнезе украшают два, практически одинаковых фонтана (Fontane di piazza Farnese) установленных в разное время. Оба фонтана Фарнезе были созданы из серых гранитных ванн, оставшихся от некогда знаменитых в Древнем Риме бань Каракаллы. Каждый фонтан венчает каменными скульптурами цветка Ириса. Почему Ирис? дело в том, что Ирис был символом семьи Фарнезе, которыми и была заложена площадь.

    Вот такая милая машинка была припаркована на площади

    Дворец Фарнезе (Палаццо Фарнезе) на площади Фарнезе, Рим, Италия

    Основным зданием площади является Палаццо Фарнезе/Palazzo Farnese - римский дворец, который считается одним из лучших образцов ренессансного стиля. Дворец, на первый взгляд, здание неприметное, однако имеет большое значение, являясь самым важным и высоким в Риме дворцом эпохи Возрождения.

    Дворец был разработан и возведен в 1517 году для семьи Фарнезе, а в историю его здания были вовлечены некоторые из самых известных итальянских архитекторов 16-го века, в том числе Микеланджело, Якопо Бароззи да Виньола и Джакомо делла Порта.

    В те времена сама площадь Фарнезе служила небольшим двором дворца, а фонтан Фарнезе о котором мы рассказывали выше, был установленный во дворе в середине XVI века папой Павлом III Фарнезе. В то время фонтан не был фонтаном, вода в него не подавалась, скорее ванна фонтана служила декоративным украшением и отлично выполняла функцию трибуны.

    Теперь вы наверное поняли, почему площадь и фонтаны на ней носят название Фарнезе… В честь семьи Фарнезе!

    Уже больше ста лет и до сих пор во дворце Фарнезе размещается посольство Франции. Благодаря этому площадь ещё называют площадью Франции, а фонтаны - фонтанами Франции.

    Церковь Санта-Бригида на площади Франции в Риме

    Справа от Палаццо Фарнезе расположена небольшая шведская церковь Санта-Бригида или Св. Бриджит/Chiesa di Santa Brigida.

    Костел посвящен Святой Бриджит Швеции, которая прибыла в Рим в 1350 году, где начала новые порядки. В 1354 году Бриджит переехала в дом на площади Фарнезе, где и жила до своей смерти в 1373. Фасад церкви выполнен в стиле барокко, датируется ХVII веком.

    Порой на площади Фарнезе можно слышать завораживающий звон колоколов церкви Santa Brigida.

    Как мы путешествуем дешево!

    Отели и апартаменты ищем на Booking.com . Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем

    Европа 16 века представляла собой огромную арену религиозных войн, которые были вызваны Реформацией и последующей реакцией на нее со стороны сторонников Католической церкви.

    В 1527 году императором Священной Римской Империи Карлом Пятым был взят и разграблен Рим. Правящий на тот момент в Вечном Городе папа Климент Седьмой был заключен под стражу в Замке Святого Ангела. Да и сама 16 века была ареной борьбы между Францией и Испанией за право гегемонии над этой страной.

    Тем не менее, в духовном и культурном плане Италия и Рим оставляли за собой пальму первенства. Так, например, в Риме была открыта Витрувианская академия, которая служила объединением для всех ведущих архитекторов Италии.

    В 1534 году новым папой стал Алессандро Фарнезе , который вошел в историю под именем Павла Третьего. Павел Третий продолжал политику своих предшественников, которые поддерживали деятелей искусства и стремились сделать Рим самым передовым городом того времени.

    Так, например, Павел Третий продолжил работы по строительству Собора Святого Петра. Так во времена его правления была закончена роспись алтарной стены Сикстинской Капеллы.

    Строительство Дворца Фарнезе

    Дворец Фарнезе в является одним из самых значительных архитектурных памятников в Риме. Строить дворец начали еще в 1511 году под руководством Антонио да Сангалло Младший. После смерти Сангалло достраивать палаццо Фарнезе пришлось уже великому Микеланджело, который благодаря Павлу Третьему навсегда поселился в Риме. Находится дворец Фарнезе на одноименной с ним площадью, которая также украшена замечательными фонтанами.

    Настоящим украшением дворца является изумительной красоты внутренний дворик, который обрамлен аркадами и колоннами.

    По своему плану палаццо Фарнезе представляет собой прямоугольник. По своему стилю его можно отнести к классическим флорентийским палаццо эпохи Возрождения.

    Площадь перед палаццо должна была подчеркивать могущество Фарнезе. До этого момента ни один из римских дворцов не имел такой внушительной площади перед своим фасадом.

    Джулия Фарнезе на картине

    С 1547 года строительством дворца руководил архитектор Джакомо Виньола , а заканчивал строительство дворца Фарнезе уже в 1589 году Джакомо делла Порто. В 1731 году дворец был куплен королями Неаполя, которые вызвали в свою столицу самые ценные экспонаты дворца. Например, была вывезена знаменитая античная статуя Фарнезского быка.

    Палаццо Фарнезе на карте



    
    Top