Памятник александру 3 на площади восстания. Памятник Александру III: достопримечательности, фото, видео, отзывы

Памятник императору Александру III был торжественно открыт у Храма Христа Спасителя 30 мая 1912 года. Автором памятника был скульптор А.М. Опекушин (широко известный по памятнику Пушкину в Москве). Четыре бронзовых орла у постамента были выполнены скульптором А.Л. Обером. Главным архитектором работ по возведению памятника был назначен А.Н. Померанцев, автор Верхних торговых рядов (ГУМа), производителем работ - инженер-архитектор К.А. Грейнерт. Были сооружены гранитная балюстрада, состоящие из фигурных столбиков, соединенных горизонтальными элементами, и ведущая к реке лестница. Работы над созданием памятника шли в течение 12 лет: с 1900 по 1912 год.


Памятник не случайно был установлен именно у Храма Христа Спасителя, являвшегося памятником павшим героям войны 1812 года. Храм был открыт именно в царствование Александра III, хотя работы над созданием Храма-мемориала велись и при "победителе" Наполеона Александре I, и при Николае I, и при Александре I I... Но только когда Александр I I I в 1881 году вступил на престол, работы были молниеносно завершены и в дни коронации нового государя в 1883 году Храм был освящен в его высочайшем присутствии.
Николай
I I, прибывший с семейством в 1912 году на торжества, связанные со столетием разгрома наполеоновских войск, именно к этой дате приурочил открытие памятника своему отцу.


Николай Александрович принимает парад у памятника Александру III


Торжественное открытие памятника

Царская палатка, в которой на торжествах находилась семья императора

Торжественное открытие памятника Александру III. Кинохроника

Увы, памятник, успевший стать московской достопримечательностью, просуществовал недолго. Вскоре после революции, в 1918 году он был снесен. На постаменте памятника предполагалось установить скульптуру "Освобожденный труд", на торжественной закладке которой присутствовал В.И. Ленин. Но и этому плану не суждено было сбыться - со временем был снесен и сам Храм-памятник, а на его место началось грандиозное строительство Дворца Советов, так же нереализованное...

Комод, бегемот, обормот neznaiko wrote in January 21st, 2014

В комментариях к посту про from_nordwest подкинул такое народное творчество начала XX века:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте идиот.

Есть разные версии, например:
На площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка,
На шапке - крест,
Кто угадает - того под арест.

Догадались, о чём идёт речь? Конечно, о памятнике Александру III.


Памятник Александру III, Знаменская площадь, ? год

Санкт-Петербург готовился к торжественному открытию памятника несколько месяцев. Столица была роскошно убрана. Дома и балконы были украшены флагами национальных цветов, в окнах были выставлены бюсты императорских особ. Особенно величественно были украшены Невский проспект и Знаменская площадь. Еще до открытия памятника многие недоброжелательно отзывались о работе, называли её карикатурой на императора. Сам Николай II признавался в своем желании "сослать памятник в Сибирь". Но скульптура очень понравилась Государыне Императрице Марии Федоровне, жене императора Александра III, поэтому проект в итоге был принят. Открытие памятника состоялось в 1909 году.


Передвижная модель памятника Александра III, при помощи которой определили точное место для монумента на Знаменской площади, 1905-1909 гг


Забивка свай для памятника Александра III, 1909 год


Открытие памятника Александру III на Знаменской площади, 23 мая 1909 года

Такого радостного возбуждения петербургская общественность не испытывала давно. Жесточайшие уроки русско-японской войны. Поражение революции 1905 года. И вдруг в центре столицы - тяжелая фигура царя, пригвождённого к гробовидному пьедесталу и приговорённого ко всеобщему остракизму убийственным реализмом искусства.

Скандал разразился почти сразу. Общество раскололось. Негодовала реакция. Демократически настроенная часть населения приветствовала появление монументального произведения такой обличительной силы. Городской Думе пришлось решать вопрос о праве статуи на существование. И только автор памятника, Паоло Трубецкой, итальянский подданный, отшучивался: "Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом".


Памятник Александру III, ? год

В 1919 году с постамента была сбита оригинальная надпись, а вместо неё выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало", отражавшее советскую идеологию:
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".


Памятник Александру III, 1919 год

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись "СССР".


Памятник Александру III, 1927 год

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и, учитывая его высокую художественную ценность, передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время блокады едва не погиб. В начале войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами.
Памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Но укрытие выдержало.



Памятник Александру III, между 2008 и 2011 гг

Так что, как ни странно, сносу памятника императору помешала революция.

В 1994 году в Санкт-Петербурге у входа в Мраморный дворец, являющийся филиалом Русского музея в наши дни и бывший некогда музеем В.И. Ленина, на Знаменской площади, была водружена конная статуя императора Александра III. Это событие стало возвращением монумента из долгих «скитаний». Первоначально же памятник императору был установлен в центре Знаменской площади. Посвящался он Александру III как основателю Транссибирской магистрали, которая начиналась на Николаевском (Московском) вокзале, расположенном поблизости.

Заказчиком памятника была царская семья и лично Николай II. Из представленных проектов предпочтение отдали работе скульптора из Италии П. Трубецкого. Статуя Александра выполнена была из бронзы литейщиком Э. Сперати. Ее отливали по частям: фигуру самодержца в мастерских Робекки, а коня на сталелитейном заводе. Трехметровый постамент (архитектор Ф.О. Шехтель) исполнен из красного гранита. На нем была начертано: «Императору Александру III Державному Основателю Великаго Сибирскаго пути».

Работа над памятником продолжалась с 1899 по 1909 годы. Для большего удобства на Старо-Невском проспекте была сооружена специальная мастерская. В ходе подготовительных работ скульптор Трубецкой создал 8 небольших моделей памятника, 4 в натуральную величину и 2 полноразмерные копии. Брат Александра III великий князь Владимир Александрович, увидевший одну из этих моделей, счел ее карикатурой и отзывался о работе Трубецкого нелестно. Однако работа скульптора нравилась вдовствующей императрице, поскольку она видела в ней большое портретное сходство.

Монумент Александра III отличался от других памятников самодержцам. Скульптор изобразил императора без всякой идеализации и парадности. На огромном красном мраморном параллелепипеде верхом на коне-тяжеловозе изображен тучный человек в мешковатой одежде и бараньей шапке, чем-то похожий на конного городового, который упирается одной рукой в ляжку.

В этом памятнике ясно видно творческое кредо Трубецкого, считавшего, что портрет не должен иметь точного сходства с человеком, но должен отражать характерные его черты. Трубецкому приписывают и такую фразу: «Я изобразил одно животное на другом». Памятник вызвал недовольство у членов царской семьи. Николай II хотел даже отправить его в Иркутск. С.Ю. Витте, современник П. Трубецкого, писал о том, что на торжественное открытие скульптора не пригласили. Однако, 23 мая 1909 года в присутствии царских особ монумент был открыт и освящен.

В памятнике Александру III, установленному у Мраморного дворца, не сразу можно распознать памятник предпоследнему российскому государю. В нем ничего героического, великодержавного и помпезного. Скорее он напоминает фольклорное изображение какого-нибудь былинного богатыря, сидящего на исполинской лошади. Неслучайно этот памятник называют самой яркой антитезой Медному всаднику. Стремительный порыв и горделивое воплощение самодержавия в работе Фальконе контрастирует с приземленностью, подчеркнутой массивностью и основательностью в работе итальянского скульптора Паоло Трубецкого.

Сначала памятник был установлен на Знаменской площади Петербурга перед зданием Николаевского вокзала (нынешняя площадь Восстания) 28 января 1909 года. Скульптор трудился восемь лет, прежде чем был достигнут окончательный вариант статуи. Трубецкой создал 14 моделей, при этом две в натуральную величину, но только третья большая модель получила одобрение специальной комиссии и царской семьи.

Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Первоначально скульптор предполагал изваять монарха сидящим, но во втором туре предложил два варианта конной статуи императора. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон - тяжеловесный и массивный, как раз под стать фигуре императора. Отливка памятника осуществлялась мастером-литейщиком Э. Сперати, которого специально пригласили из Турина. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Сразу после открытия памятник вызвал самые противоречивые отзывы, от восторженных до резко критических. Говорили, что это насмешка над самодержавием, что изваять царя в виде толстого болвана с тупым взглядом из-под насупленных бровей, сидящим на такой же толстой упирающейся лошади, недопустимо. По городу немедленно пошли гулять стихи, которые живы и сегодня:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Надо отметить, что при жизни Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался тучным и громоздким. С. Ю. Витте писал о нём: «По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти».

После революции 1917 года памятник подвергся массовой критике. Как его только не ругали: и пугало, и скотина, и обормот… В 1927 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники. В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад. Как тогда говорилось, он стал «узником Русского музея». Во время блокады памятнику пришлось пережить прямое попадание артиллерийского снаряда, но, к счастью, это прошло для него бесследно, так как сотрудники музея, как могли, засыпали памятник песком, обшили досками и сверху укрыли бревнами.

После Великой Отечественной войны несколько камней из постамента памятника были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея. В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца. И, как оказалось, загадку про комод и бегемота в городе по-прежнему помнят.

Как добраться

Памятник Александру III находится перед восточным фасадом Мраморного дворца. Добраться до Мраморного дворца можно следующим образом. От станции «Невский проспект»/»Канал Грибоедова» или «Гостиный двор» пройти по Невскому до канала Грибоедова, повернуть направо и пройти по набережной канала Грибоедова мимо собора Спаса на Крови до моста через реку Мойку. Повернуть налево, пройти минуту по набережной Мойки и свернуть направо в Аптекарский переулок, который приведет вас на Миллионную улицу. Мраморный дворец будет располагаться справа.

В июле 1918-го, пьедестал памятника ликвидирован в 1931 году .

Памятник
Памятник императору Александру III

Дореволюционная открытка с изображением памятника Александру III, 1912-1917 годы
55°44′44″ с. ш. 37°36′24″ в. д. H G Я O L
Страна Российская империя
Город Москва , Пречистенская набережная
Скульптор Александр Опекушин , Артемий Обер
Архитектор Александр Померанцев
Строительство - годы
Высота 16 метров
Материал Бронза
Состояние Демонтирован в 1918 году
Медиафайлы на Викискладе

История

Создание

Установить памятник Александру III в Москве было решено вскоре после смерти самодержца в октябре 1894 года. По указанию императора Николая II в декабре того же года был организован комитет по сооружению скульптуры, его главой царь назначил великого князя Сергея Александровича . По всей стране объявили конкурс на лучший проект монумента, на сбор средств для его установки также открыли подписку , по итогам которой было собрано около 2,5 миллиона рублей . Первое место в конкурсе заняла работа скульптора Александра Опекушина - автора памятника Пушкину в Москве. Главным архитектором был назначен московский зодчий Александр Померанцев, главным инженером - архитектор Карл Грейнерт. В работе над монументом также приняли участие архитекторы Франц Когновицкий и Фома Богданович-Дворжецкий . По предложению историка Ивана Цветаева местом для установки памятника выбрали площадку перед храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, на которой раньше стояла церковь Всех Святых в Чертолье .

Строительство монумента продолжалось с 1900 по 1912 год. Как вспоминал Александр Опекушин, работа над скульптурой была осложнена тем, что голову Александра III ему пришлось лепить дважды:

Открытие

Торжественное открытие монумента в присутствии представителей всех сословий и членов императорской семьи состоялось 30 мая 1912 года. В 8 часов утра с Тайницкой башни прозвучали пять пушечных выстрелов. В 10 часов у входа в храм Христа Спасителя начался крестный ход во главе с московским митрополитом Владимиром , императором Николаем II, его матерью Марией Фёдоровной и женой Александрой Фёдоровной . После 360 праздничных выстрелов и исполнения Преображенского марша со скульптуры сняли покрывало, митрополит Владимир окропил монумент святой водой и провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным. К монументу было возложено 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций. После осмотра памятника членами императорской фамилии товарищ председателя комитета по сооружению памятника гофмейстер Александр Булыгин прочитал текст акта о передаче монумента в ведение московского городского управления. Вечером город и скульптура были иллюминированы . У скульптуры выставили круглосуточный почётный караул из воинов-ветеранов .

Ликвидация

Демонтаж монумента начался 17 июля 1918 года. Работами руководил помощник народного комиссара имуществ республики, член комиссии по охране памятников искусства и старины Моссовета архитектор Николай Виноградов . За уничтожением памятника также следил первый председатель СНК РСФСР Владимир Ленин . Барон Карл фон Ботмер писал в своих мемуарах :

1 мая 1920 года на месте монумента в присутствии Ленина заложили памятник «Освобождённый труд». На уцелевшем пьедестале монумента Александру III установили металлический картуш работы скульптора Веры Мухиной со словами «Здесь будет сооружён памятник „Освобожденный труд“». Скульптура не была возведена, сохранившийся постамент памятника Александру III снесли вместе с храмом Христа Спасителя в 1931-м. На их месте планировалось построить Дворец Советов , однако позже от этой идеи отказались .

  • Демонтаж памятника, 1918 год

Художественные особенности

Выполненная в стиле монументального реализма бронзовая статуя стояла на ступенчатом гранитном пьедестале красного цвета и была обращена лицом к Москве-реке . Опекушин изобразил царя сидящим на троне в мантии с императорской короной на голове. В руках у Александра III лежали скипетр и держава . На постаменте была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881-1894». По его углам стояли бронзовые двуглавые орлы с распростёртыми крыльями работы скульптора Артемия Обера . У памятника располагалась невысокая гранитная балюстрада , спроектированная Александром Померанцевым, к реке от монумента спускалась лестница .

Современники критиковали памятник за излишнюю монументальность . В путеводителе по Москве издания 1917 года монумент описывался как «слишком громадный и тяжеловесный, [отличающийся] необычайным количеством и богатством материала, затраченного на его сооружение» .

Нумизматика

Примечания

Литература

  • Аглинцева Т. А. Прошлое в монетах: памятные монеты 1832-1991 гг.. - М. : Финансы и статистика, 1994. - 286 с. -



Top