Памятник александру 3 в кремле. Памятник императору Александру II в Кремле

7 июня 2005 г. на Волхонке, в сквере рядом с восстановленным храмом Христа Спасителя был открыт памятник российскому императору Александру II работы скульптора Александра Рукавишникова. В современной столице это единственный монумент, напоминающий об отмене крепостного права и прославляющий царя – освободителя, много сделавшего для Первопрестольной. Но это не первый памятник в Москве царю-освободителю.
Прежний монумент Александру II находился в Кремле на склоне Боровицкого холма, обращённого к Москве-реке. Александр II был москвичом по рождению, появился на свет в кремлевском Николаевском дворце и был крещен в соседнем Чудовом монастыре. Именно близ Николаевского дворца был установлен первый памятник императору, принявшему мученическую смерть от руки народовольца Игнатия Гриневицкого.
Памятник был самым грандиозным и дорогостоящим в тогдашней России (работы обошлись примерно в 1 млн 800 тыс. руб.).
Его создавали в течение шести лет (1893-1898) на добровольные пожертвования, собранные по всей России. Ваял его знаменитый скульптор А.М. Опекушин, автор памятника Пушкину на Пушкинской площади в Москве, его соавторами были художник П.В. Жуковский, архитектор Н.В. Султанов. Мемориальный комплекс размещался на мощном квадратном основании, поднимающемся от Тайнинского сада до вершины Боровицкого холма. По периметру оно завершалось большой сквозной аркадой из сдвоенных колонн, выстроенных П-образно, каждый торец аркады венчался шатром, подобным центральному, но меньших размеров. Своды аркады были украшены 33 мозаичными портретами русских государей, начиная от Владимира Мономаха и заканчивая Николаем I. Центральный, самый высокий шатёр (или сени) поддерживали четыре колонны. Под ним располагалась величественная статуя императора в парадной генеральской форме и мантии. В правой руке он держал свёрнутый свиток с указом об освобождении крестьян, в левой – скипетр.

Современники, критически настроенные по отношению к царской власти, не приняли идею ее преемственности, которую выражал монумент. Памятник назвали ”Царь-будка”, а по Москве разошлась эпиграмма:
”Безумного строителя
Архибезумный план:
Царя-освободителя
Поставить в кегельбан”.
Монумент Александру II был разрушен вскоре после революции на основании
декрета "О снятии памятников царям и их слугам". Его демонтировали поэтапно с 1918 по
1923 г. : в 1918 г. первым делом убрали статую императора, а в 1923 г. сломали остальное.
Итак, в июне 2005 г. был открыт новый памятник Александру II. Надо сказать, что
Александр II был единственным москвичом на царском троне из династии Романовых. Отцом его был император Николай I, матерью – Шарлотта Прусская, в крещении Мария Федоровна. Маленький Саша получил всестороннее домашнее образование, руководить которым был приглашен русский поэт В.А. Жуковский, продемонстрировавший незаурядные педагогические способности.
В возрасте 20 лет наследник российского императорского трона совершил турне по Европе, длившееся почти год. Александр побывал почти при всех европейских дворах, осмотрел все достопримечательности – музеи, библиотеки, исторические памятники – и познакомился со своей будущей супругой Максимилианой Гессен-Дармштадтской, от которой у него впоследствии родились 6 сыновей и 2 дочери.
После смерти Николая I в 1855 г. Александр II вступил на престол. Это был приятный светский человек с чувством юмора и не без способностей, однако при этом он не обладал ни настойчивостью, ни силой воли, ни особыми данными для управления огромным многонациональным государством. ”Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время…” - писала об Александре фрейлина А.Ф. Тютчева. Россия же этим похвастаться не могла.

Александр II часто бывал в Москве, в частности, участвовал в торжествах по случаю открытия памятника на Бородинском поле и закладке храма Христа Спасителя в 1839 г., а также при открытии Большого Кремлевского дворца в 1849 г. В 1856 г., находясь в Москве с 29 марта по 1 апреля, император принял 30 марта в Большом Кремлёвском дворце предводителей дворянства Московской губернии и впервые публично высказался за отмену крепостного права.
14 августа 1856 Александр II с семьёй прибыл в Москву на коронацию и остановился в Петровском дворце. После торжественного вступления в город 17 августа и до коронационных торжеств жил в Останкине, затем - в Большом Кремлёвском дворце. 26 августа был коронован в Успенском соборе митрополитом Филаретом. Основные коронационные торжества проходили 26-28 августа в Грановитой палате и Кремлёвском дворце. 8 сентября на Ходынском поле при участии Александра II состоялся праздник для простого народа.
В царствование Александра II к Москве были подведены новые железные дороги - Нижегородская, Рязанская, Троицкая, Курская и Брестская, возникло много новых фабрик и заводов. Часть деревянных мостов заменили железными: Дорогомиловский (1868), Москворецкий (1872), Большой Краснохолмский(1873), Крымский (1874). Для уличного освещения в 1867 г. стал применяться газ. В 1872 г. была пущена первая линия конки, соединившая Иверские ворота и Смоленский вокзал.
В Москве в царствование Александра II было открыто значительное число новых учебных заведений, Румянцевский музей (1862), Зоологический сад (1864), основаны Политехнический музей (1872), Московское археологическое общество, возникли новые больницы, ряд благотворительных учреждений. Были установлены памятники А.С. Пушкину (на Тверской улице) и Героям Плевны.
В царствование Александра II было завершено присоединение к России территорий Кавказа, Казахстана, части Средней Азии, Уссурийского края; бурно развивалась промышленность, строились железные дороги, создавался броненосный флот, проводилось перевооружение армии нарезным оружием. Все это, безусловно, были положительные черты правления Александра II.
Вместе с тем, экономическое положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне было несколько случаев массового голода. Больших размеров достиг дефицит внешнеторгового баланса и государственный внешний долг. Обострилась проблема коррупции. В российском обществе произошел раскол, обострились социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.

Вошедшая в историю реформа ”по устройству быта помещичьих крестьян”, над которой 5 лет работал специальный секретный комитет и за которую Александра П впоследствии назвали ”освободителем”, провалилась. Она не смогла решить вопросов земельной собственности и получения крестьянами личных прав, за что и подверглась жесткой критике. Вообще все реформы, проведенные в царствование Александра II, - земская, судебная, военная, гимназическая, печати и т. д. - имели половинчатый, непоследовательный характер, т. к., будучи по сути буржуазными, не вели к конституционной монархии. Дело в том, что Александр II считал самодержавие единственно возможной формой правления в России.
Во время войны с Турцией (1877-1878) от османского ига была освобождена Болгария. Однако после военной победы Россия потерпела поражение на дипломатическом поприще во время Берлинского конгресса 1878 г. из-за прогерманской позиции Александра. Война помешала проведению денежно-валютной реформы, что вызвало недовольство в обществе.
После Польского восстания наметился отход от курса реформ. Усилились репрессии против революционеров и либералов, прошел ряд громких процессов по делам народников. На императора-освободителя Александра II были совершены пять покушений террористов (1866, 1867, 1879 - два, 1880). С конца 1870-х гг. правительство все чаще стало прибегать к смертным казням.
К концу царствования Александра II протестные настроения распространились среди разных слоев общества, включая интеллигенцию, дворянство и армию. В деревне начался новый подъём крестьянских восстаний, на заводах - массовое стачечное движение. Глава правительства П.А. Валуев, давая общую характеристику настроений в стране, писал в 1879 г.: ”Вообще во всех слоях населения проявляется какое-то неопределенное, обуявшее всех неудовольствие. Все на что-то жалуются и как будто желают и ждут перемены”.
В личной жизни императора тоже произошли перемены: императрица серьезно заболела, и у Александра Николаевича возникла связь с молодой княгиней Е.М. Долгорукой, дочерью князя М.М. Долгорукого; после смерти Марии Александровны они, не дожидаясь истечения годичного траура, заключили морганатический брак, Екатерина Михайловна Долгорукая стала называться княгиней Юрьевской. Их общие дети - сын Георгий и дочери Александра и Екатерина - получили титул светлейших князей Юрьевских. В это же время умер от туберкулеза 22-хлетний сын Александра от брака с Марией Александровной. Стареющий император окончательно потерял интерес к государственным делам.
В 2 часа 35 минут пополудни 1 марта 1881 г. Александр II был убит на набережной Екатерининского канала около 2 часов 25 минут пополудни по приговору Исполнительного комитета революционной организации ”Народная воля” бомбой, брошенной И.И. Гриневицким. Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже, с ”чая” (второго завтрака) в Михайловском дворце у своей кузины, великой княгини Екатерины Михайловны.
Царский кортеж выехал на набережную, и народоволец Н.И. Рысаков бросил бомбу в карету императора, но император не пострадал. Он пожелал увидеть преступника, вышел из кареты, и вдруг не замеченный охраной Гриневицкий бросил под ноги императору бомбу. Взрывная волна отбросила Александра II на землю. Из раздробленных ног хлестала кровь. В 15:35 император Александр II умер. Гриневицкий при взрыве был смертельно ранен и умер в тот же день около 22 вечера.

У нового памятника Александру II тоже непростая судьба — его пришлось переставлять и переделывать. Бронзовый монарх должен был появиться еще в 2004 году на небольшой Сапожковской площади перед Кремлем, рядом с Кутафьей башней, которая служит основным входом в Кремль для многочисленных туристов. Однако от этой идеи пришлось отказаться (в этом месте царь мешал бы проезду официальных кортежей), а установку памятника – отложить на неопределенный срок. Логично было бы установить скульптуру в Кремле, на месте прежнего памятника, однако Кремль признан ЮНЕСКО памятником всемирного наследия и, следовательно, неприкосновенен для дополнений и переделок.
Окончательное место для памятника Александру II выбрано не случайно: строительство, если можно так выразиться, ”первого варианта” храма Христа Спасителя было завершено как раз во времена его правления.
Авторами скульптуры являются скульптор Александр Рукавишников и архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Памятник органично включен в архитектурный комплекс храма Христа Спасителя, прекрасно вписывается в уютный скверик на Волхонке, прозванный Патриаршим садом, и внушительно смотрится на фоне храма Христа Спасителя.
Царь-освободитель, изображенный в полный рост, в военной форме и с царской мантией, смотрит на храм со стороны Всехсвятского проезда. Фигура Александра II стоит на фоне установленной на четырех колоннах расколотой ротонды, в верхней части которой написано: ”Царю-освободителю Александру II”. Ее монтаж был едва ли не самым сложным этапом работ по установке монумента из-за большого веса - 36 тонн. Сама бронзовая фигура императора весит более семи тонн, а ее рост составляет 6,5 метров.
Ротонда за спиной Александра II выполнена в классическом стиле и символизируют былую Россию. Император стоит у обрыва, и это тоже символично. Здесь скульптор применил элементы конструктивизма, чтобы показать наступление новой эпохи. На постаменте золотыми буквами выложены достижения самодержца: отменил крепостное право, ввел систему местного самоуправления, завершил многолетнюю кавказскую войну.
Авторам скульптуры удалось зафиксировать движение Александра II, словно замершего перед величием храма Христа Спасителя, в освящении которого он лично принимал участие, и удалось добиться довольно точного портретного сходства и тождества деталей одежды императора с его известными портретами.
”Насколько мне известно, группа авторов монумента специально ездила в Санкт-Петербург, изучала сохранившиеся костюмы того времени. Говорят, они даже нарядили одного из известных питерских артистов в костюм Александра II и фотографировали его для того, чтобы затем добиться более точного портретного сходства и сходства в деталях одежды”, - рассказал Эдуард Тимофеев, старший прораб ОАО ”Дормост”, руководивший работами по установке монумента. Работы эти велись с сентября 2004 по июнь 2005 года.
Из-за переноса памятника пришлось перепланировать его основание и сделать императору новую голову, чтобы правильно падал свет. Таким образом, нынешний вариант головы уже третий - прежние скульптору Александру Рукавишникову не понравились. Сдержанная поза монумента, по словам скульптора, его ответ советской монументальной пропаганде. ”У вождей отличительная черта какая? Они, как вы знаете, по всей стране помахивают руками, пританцовывают, за жилетку руки закладывают. А вот этого всего у царя не было”.

Биография знаменитого скульптора Опекушина под катом:

Опекушин Александр - (1838-1923) русский художник, скульптор-монументалист, скульптор-патриот.
Родился д. Свечкино, ныне Ярославской области, сын крепостного, скульптора-самоучки и потомственного
лепщика-декоратора.
В 1860 г. Александр, скопив с большим трудом 500 руб., откупился от помещицы, получив вольную.
В 1861 г. он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Е. Гуськиной.
Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. Иенсена в Петербурге. Действительный член петербургской АХ (1895 г.).
Вначале завоевал признание как портретист. Участвовал в создании (по проектам М. Микешина) памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (вылепив для него фигуру Петра I, открыт в 1862 г.) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873 г.), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А. Орлова и В. Чичагова) по собственным эскизам.
Совместно с М. Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А. Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 г.
Наиболее значительное произведение Опекушина - памятник А. Пушкину в Москве (бронза, гранит), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. который по праву стал самым популярным русским монументом XIX в.
1875 г. - оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А. Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей.
Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлимым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Опекушиным и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).
Открытие этого памятника в 1880 г. явилось событием огромного значения в жизни страны, по выражению
М. Антокольского, "народ нашел своего ваятеля".
Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882 г.) совместно с М. Микешиным создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».
В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах.
Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович.
Опекушин выполнил памятник Александру II у южной стены Кремля (бронза, открыт в 1898 г., не сохранился) и Александру III возле храма Христа Спасителя (создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования, бронза, 1912 г., не сохранился).
Не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники К. Бэру в Дерпте (1886 г.) и Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г., уничтожен в 1925 г.).
Опекушин создал также памятники А. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884 г.), М. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889 г.) - все бронза, гранит.
Опекушиным выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других.
После 1917 г. - заработанные Опекушиным многолетним трудом деньги, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы.
Дом - экспроприирован.
Опекушин совершенно забыт всеми, живет в крайней нужде. Умер Опекушин в с. Рыбница, ныне Ярославской области.

Все коллекционеры, интересующиеся имперским периодом, знают о редком мемориальном (памятном) рубле, отчеканенном в 1898 году, по случаю открытия памятника императору Александру II в Москве. Тираж его составил всего лишь 5 000 штук. На нумизматическом жаргоне этот рубль называется «Дворик».
На аверсе профиль императора и надпись по кругу «АЛЕКСАНДРЪ II ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКIЙ родился 17 апреля 1818 года скончался 1 марта 1881 года». На реверсе изображение памятника, под ним номинал «РУБЛЬ.» и надпись по кругу «ИМПЕРАТОРОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ III заложенъ въ 1893 году» «ИМПЕРАТОРОМЪ НИКОЛАЕМЪ II открытъ въ 1898 году» «въ кремлъ московскомъ». Первого марта 1881 года произошло чудовищное событие – террористический акт унесший жизнь помазанника божия императора Александра II. Новый император, его сын Александр III, сразу после прихода к власти резко разворачивает внутреннюю политику страны от либеральных реформ отца к укреплению и консолидации народа вокруг самодержавия. Он лично активно участвует во многих сферах жизни страны. «Умы стали чувствовать потребность в национально-исторической оглядке и это направление получило особую силу в царствование императора Александра III. ‹…› Национальный поворот произошёл и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи 1 » . Естественно поступает госзаказ на увековечение памяти невинно убиенного монарха. Памятники были заказаны во многих городах империи. В Москве было решено установить его в Кремле на склоне, спускающемся к Москва реке. В конкурсе на устройство памятника императору Александру II в Москве побеждает проект в смешанном стиле, но все-таки ближе к исконным русским традициям. Создателями величественного ансамбля стали скульптор А.Опекушин, архитектор Н.Султанов и художник П.Жуковский. Проектирование длилось с 1889 по 1897 год. Александр III лично контролировал творческий процесс.
Эскиз П. Жуковского.
Эскизы проектов памятника не прошедших конкурс.




Процесс строительства памятника.

Торжественное открытие памятника императору Александру II состоялось 16-го августа 1898 года при Высочайшем присутствии Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, прибывших в Москву вместе с Августейшими Детьми.
Открытие памятника.



К сожалению, этот памятник не сохранился до наших дней, остались фотодокументы тех времен, но они не показывают всей красоты его внутреннего убранства. Вот, что пишет журнал «Нива» за 1898 год. «Памятник императору Александру II, сооруженный по Высочайше одобренному проекту Н.В.Султанова и Н.В.Жуковского, представляет собою слияние двух стилей: по общему виду и по форме крыш это вполне русское сооружение, а по деталям - это здание в стиле Возрождения, согласованное по формам и по цвету своих материалов с общим характером итальяно-русского, белокаменного, златоглавого Кремля. Памятник построен по южному склону кремлевского холма, против Малого Николаевского дворца, занимая площадь в 323 кв. саж.(688 кв.м.) Если смотреть на памятник с Замоскворечья или со стороны Спасских и Боровицких ворот, то все сооружение представляется как бы вырастающим из нижнего кремлевского сада, примыкая верхней своей площадью к внешнему краю плаца. По боковым сторонам памятника спускаются от плаца по склону холма две высокие каменные лестницы, заканчивающиеся общей площадкой и широким сходом, ведущим в сад близ церкви св. Константина и Елены. Памятник по внешнему своему виду состоит из поднимающегося над склоном кремлевского холма выступа в 8 саж. (17м.) высоты, обрамленного вверху с трех сторон сквозной галерейкою, со статуей императора помещенной посредине под высоким балдахином или сенью с шатровым верхом. Арки и своды галереи поддерживаются 152 колоннами, расположенными в два ряда. По фризу галереи, начиная с левой ее стороны, высечена надпись: "Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893 великим Государем нашим Императором Александром Александровичем и окончен при великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898" . В галерею ведут два входа, в виде сеней; над крышей правого входа помещен герб дома Романовых, представляющий грифона с мечом и щитом, а над левой входной сенью - герб города Москвы, изображающий Георгия Победоносца. Своды галереи украшены мозаичным золоченым орнаментом в стиле итальянского ренессанса, в виде розеток и звезд. Эта мозаика служит узорным фоном, на котором расположены, в самой середине сводов, большие медальонные мозаичные портреты русских государей, начиная с св. Владимира и кончая императором Николаем I; всего 33 портрета. По бокам портретов изображены года начала и конца царствования каждого государя. Эскизы портретов и орнаментов свода галереи написаны художником П.Б.Жуковским. По этим эскизам мозаика портретов и всей галереи сделана в Венеции. В боковых входах и в углах галереи подвешены к своду четыре бронзовых вызолоченных канделябра для электрического освещения памятника. Высоко поднимающаяся над галереей сень сделана из темно-розового финляндского гранита и убрана украшениями из темно-зеленой бронзы с золотой бликовой. Четырехсторонняя кровля главной сени, круто поднимающаяся кверху, сделана из бронзовых листов чеканной работы, вызолоченных чрез огонь и украшенных слаборельефным орнаментом с заливкою фона темно-зеленой эмалью. По общему своему виду кровля представляет собою как бы колоссальный парчовой шатер. Шатер главной сени увенчан большим бронзовым золоченым двуглавым орлом. Высота сени от поверхности площади до вершины орла - 17 сажен. (36,2м.). В центре купола средней сени - изображение Императорской короны в золотых лучах. По краям купола сделана следующая надпись золотыми буквами: "Родился 17 апреля 1818 г. Вступил на престол 19 февраля 1855 г. Венчался на царство 26 августа 1856 г. В Бозе почил 1 марта 1881 г." . Статуя императора помещается под сенью на четырехстороннем пьедестале из красного гранита. Исполненная профессором скульптуры А.М.Опекушиным, статуя отлита из темно-зеленой бронзы; высота ее 7 аршин.(4,97м.). Император Александр II изображен в одеянии, в котором венчался на царство, в полной генеральской форме и в Императорской порфире. На лицевой стороне пьедестала; сделана надпись: "Императору Александру II любовию народа" »(Сажень 1=2,13 м. Аршин 1=0,71 м.)
Фотографии памятника.






Рисунок М. М. Перетятковича.


Общий вид Кремля.



Пожалуй, самым первым «репрессированным» памятником стал именно этот монумент. 26 февраля 1918 года Совнарком принял решение о переводе столицы из Петрограда в Москву. Правительство решило проживать в Кремле и, естественно, соседство с монархом посчитали неуместным. В короткие сроки памятник был демонтирован. Саму колоннаду окончательно уничтожили в 1928 году.
Снос памятника.


7 июня 2005 года по инициативе партии «Союз Правых Сил» и при поддержке правительства Москвы у храма «Христа Спасителя» был установлен памятник императору Александру II. Автор памятника - скульптор А. Рукавишников, архитектор И. Воскресенский, художник С. Шаров.
Памятник императору Александру II у храма «Христа Спасителя» .



В конце мемориальной надписи фраза – «ПОГИБ 1 МАРТА 1881 ГОДА В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА». Так что «герои народовольцы», фамилиями которых названы улицы во многих городах нашей страны, являются террористами и преступниками, и это засвидетельствовано.

1 Прахов А.В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Художественные сокровища России. - 1903. - № 4 - 8. С. 136.

Торжество открытия памятника императору Александру II состоялось 16-го августа в Высочайшем присутствии Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, изволивших прибыть в Москву вместе с Августейшими Детьми накануне торжества, 15-го августа, в 6 часов вечера.
16-го августа, в 8 часов утра, пять пушечных выстрелов с Тайницкой башни Кремля возвестили Москве о наступлении торжества открытия памятника императору Александру II. Но уже до выстрелов началось сильное движение народа вокруг Кремля. Особенно много народа собралось на Софийской набережной против Кремля, откуда видна ограда памятника и верхняя часть-голова статуи императора под величественною сенью. Главный фасад всего сооружения обращен к кремлевским соборам.

Памятник императору Александру II, сооруженный по Высочайше одобренному проекту Н. В. Султанова и Н. В. Жуковского, представляет собою слияние двух стилей: по общему виду и по форме крыш это вполне русское сооружение, а по деталям — это здание в стиле Возрождения, согласованное по формам и по цвету своих материалов с общим характером итальяно-русского, белокаменного, златоглавого Кремля. Памятник построен по южному склону кремлевского холма, против Малого Николаевского дворца, занимая площадь в 323 кв. саж. Если смотреть на памятник с Замоскворечья или со стороны Спасских и Боровицких ворот, то все сооружение представляется как бы вырастающим из нижнего кремлевского сада, примыкая верхней своей площадью к внешнему краю плаца. По боковым сторонам памятника спускаются от плаца по склону холма две высокие каменные лестницы, заканчивающиеся общей площадкой и широким сходом, ведущим в сад близ церкви св. Константина и Елены (рис. на стр. 700).


Памятник по внешнему своему виду состоит из поднимающегося над склоном кремлевского холма выступа в 8 саж. высоты, обрамленного вверху с трех сторон сквозной галерейкою, со статуей императора помещенной посредине под высоким балдахином или сенью с шатровым верхом. Арки и своды галереи поддерживаются 152 колоннами, расположенными в два ряда. По фризу галереи, начиная с левой ее стороны, высечена надпись: "Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893 великим Государем нашим Императором Александром Александровичем и окончен при великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898". В галерею ведут два входа, в виде сеней; над крышей правого входа помещен герб дола Романовых, представляющий грифона с мечом и щитом, а над левой входной сенью — герб города Москвы, изображающий Георгия Победоносца. Своды галереи украшены мозаичным золоченым орнаментом в стиле итальянского ренессанса, в виде розеток и звезд. Эта мозаика служит узорным фоном, на котором расположены, в самой середине сводов, большие медальонные мозаичные портреты русских государей, начиная с св. Владимира и кончая императором Николаем I; всего 33 портрета. По бокам портретов изображены года начала и конца царствования каждого государя. Эскизы портретов и орнаментов свода галереи написаны художником П. Б. Жуковским. По этим эскизам мозаика портретов и всей галереи сделана в Венеции. В боковых входах и в углах галереи подвешены к своду четыре бронзовых вызолоченных канделябра для электрического освещения памятника.

Высоко поднимающаяся над галереей сень сделана из темнорозового финляндского гранита и убрана украшениями из темнозеленой бронзы с золотой бликовой.
Четырехсторонняя кровля главной сени, круто поднимающаяся кверху, сделана из бронзовых листов чеканной работы, вызолоченных чрез огонь и украшенных слаборельефным орнаментом с заливкою фона темнозеленой эмалью. По общему своему виду кровля представляет собою как бы колоссальный парчовой шатер. Шатер главной сени увенчан большим бронзовым золоченым двуглавым орлом. Высота сени от поверхности площади до вершины орла- 17 сажен. В центре купола средней сени — изображение Императорской короны в золотых лучах. По краям купола сделана следующая надпись золотыми буквами: "Родился 17 апреля 1818 г. Вступил на престол 19 февраля 1855 г. Венчался на царство 26 августа 1856 г. В Бозе почил 1 марта 1881 г.".

Статуя императора помещается под сенью на четырехстороннем пьедестале из красного гранита. Исполненная профессором скульптуры А. М. Опекушиным, статуя отлита из темнозеленой бронзы; высота ее 7 аршин. Император Александр II изображен в одеянии, в котором венчался на царство, в полной генеральской форме и в Императорской порфире. На лицевой стороне. пьедестала; сделана надпись: "Императору Александру II любовию народа" (рис. на стр. 697)…

Кандидат искусствоведения Илья Печёнкин.

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Санкт-Петербург, набережная Екатерининского канала. Фото Натальи Домриной.

Малый Николаевский дворец в Московском Кремле. Открытое письмо начала ХХ века.

Строительство памятника Александру II в Московском Кремле. 1890-е годы.

Н. В. Султанов, П. В. Жуковский, А. М. Опекушин. Памятник императору Александру II в Московском Кремле. Открытое письмо начала ХХ века.

Вид Кремля с памятником Александру II со стороны Москвы-реки. Открытое письмо начала ХХ века.

А. М. Опекушин. Статуя Александра II для памятника в Московском Кремле. Рисунок М. М. Перетятковича.

Первого марта 1881 года в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала был смертельно ранен самый либеральный из российских монархов царь-реформатор Александр II (1818-1881). Насильственная кончина императора, случившаяся двадцать лет спустя после обнародования акта, отменившего крепостное право, стала мрачным предзнаменованием кровавых потрясений будущего столетия.

Убийство императора вызвало колоссальный резонанс. Общественные и административные круги в Петербурге и Москве практически одновременно выступили с инициативой создания всенародного памятника личности и делам покойного самодержца. В Санкт-Петербурге на месте рокового покушения было решено построить православный храм-памятник. В конкурсе на лучший проект принял участие весь цвет российской архитектуры.

Реализованный проект храма Воскресения Христова, разработанный А. А. Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым) и подражающий многоцветностью и сложностью декорации московскому собору Василия Блаженного, справедливо считается манифестом русского стиля времени Александра III. Судьба храма-памятника, получившего неофициальное, но ёмкое название «Спас на Крови», в ХХ веке складывалась драматично. Однако жестокое время пощадило его, и сегодня храм на Екатерининском канале - одна из жемчужин Северной столицы, привлекающая потоки туристов.

Гораздо менее известен московский памятник Александру II, более скромный по замыслу, но в не меньшей степени отразивший масштаб личности императора и его деяний.

Восьмого марта 1881 года на экстренном заседании Московской городской думы городской голова С. М. Третьяков сообщил о решении создать памятник Александру II. Как и в Петербурге, памятник возводили на народные деньги. Крупнейшими жертвователями выступили Московская городская дума, губернское земство, купеческая управа, великие князья Сергей, Владимир и Павел Александровичи, представители богатейших купеческих фамилий. Около миллиона было собрано по подписке, а общая сумма составила более 1,7 миллиона рублей. Вопрос о том, каким будет монумент, стал предметом живой общественной дискуссии.

В апреле 1881 года объявили открытый конкурс на составление проекта. В жюри вошли крупные художники и архитекторы - А. И. Резанов, М. П. Боткин, К. М. Быковский, Р. А. Гедике, С. В. Дмитриев, Е. С. Сорокин, скульптор М. В. Харламов, инженер А. А. Семёнов, представители общественности (в частности, М. Н. Катков) и церковной иерархии - епископ Дмитровский Амвросий. Условия конкурса давали большую творческую свободу художникам, ограничивая их лишь указанием места будущего монумента («в Кремле, против Малого Николаевского дворца, на плац-параде»), материалов («граниты, порфиры, мраморы и бронза») и довольно общим требованием, чтобы памятник служил «верным и ясным изображением личности, великих дел и событий славного царствования почившего Государя». Добавим, что к участию в состязании допускались не только российские, но и зарубежные авторы, причём необязательно из Европы. Газета «Неделя строителя» сообщала в 1882 году о проекте, представленном в российское посольство в Лондоне художником Трекарамом из Калькутты.

И всё же конкурс не дал удовлетворительных результатов. В 1883 году была сделана вторая попытка выбрать надлежащий проект путём свободной конкуренции. Кроме того, вне конкурса рассматривались предложения скульпторов М. М. Антокольского и Д. Н. Иенсена, архитектора Глезера и некоего «г. Куприянова». Монумент Александру II большинство участников конкурса предлагали соорудить в виде статуи на более или менее сложном постаменте со скульптурной декорацией.

Оригинальный проект представил известный московский зодчий А. С. Каминский. Архитектор решил включить монумент в композицию уже существовавшего здания - Малого Николаевского дворца, построенного в 1770-х годах М. Ф. Казаковым. В этом дворце 17 (29) апреля 1818 года родился будущий император Александр II. По мысли Каминского, классицистические фасады здания надлежало полностью перестроить в русском стиле, а собственно памятник разместить в угловой полуротонде. Статую императора (не бронзовую, а беломраморную) предполагалось установить внутри центрического павильона, пышно декорированного и увенчанного куполом, изображающим шапку Мономаха. На внутренней стене павильона автор хотел бы начертать полный текст Манифеста об освобождении крестьян, а в куполе - поместить живописное изображение «Появление императора Александра II среди народа на Адмиралтейской площади в день объявления освобождения крестьян 5 марта 1861 года». Таким образом, проект, представленный Каминским, был призван увековечить в равной степени личность монарха и событие, неразрывно связанное с его именем.

Однако эклектичный по формам и предполагавший вторжение в ансамбль Малого Николаевского дворца замысел Каминского вызывал впечатление скорее графической фантазии, нежели проекта архитектурного сооружения. Ни он, ни более традиционные композиции других конкурсантов не убедили членов жюри. Выплатив соответствующие премии (первая досталась М. А. Чижову, вторая - А. М. Опекушину, третья - тандему М. О. Микешина и Н. И. Баринова, четвёртая - мюнхенскому скульптору А. Гессу), жюри было вынуждено признать, что ни один из проектов не годится для воплощения «как недостаточно выражавший славную, вечной памяти достойную деятельность в Бозе почившего Монарха».

Круг участников третьего конкурса, объявленного в 1887 году, был очерчен заранее. Письменные приглашения разослали академикам А. Р. фон Боку, Н. А. Лаверецкому, А. М. Опекушину, М. А. Чижову и М. М. Антокольскому, которые вне зависимости от результатов конкурса должны были получить за свои проекты по 5000 рублей серебром. Несмотря на привлечение столь маститых представителей художественного цеха, результаты на этот раз получились ещё более скромными.

Назначение следующего конкурса было признано совершенно бесполезным. Бесплодность творческих исканий серьёзно обеспокоила императора Александра III. Осенью 1889 года один из ближайших к нему царедворцев художник П. В. Жуковский - сын поэта В. А. Жуковского, бывшего воспитателем будущего царя-освободителя, - создал эскиз памятника, демонстрирующий знакомство автора с конкурсными проектами прежних лет, но в то же время обладающий качествами, которые не встречаются ни в одном из них. Основополагающий эстетический принцип композиции, нарисованной Жуковским, был сформулирован самим Александром III в частной беседе с художником: «Просто и священно». Для более детальной разработки проекта император посоветовал Жуковскому обратиться к видному архитектору, реставратору и знатоку древнерусского зодчества Н. В. Султанову, который в итоге и стал основным автором и строителем монумента. Третьим участником творческого коллектива пригласили знаменитого своим памятником А. С. Пушкину (1880) скульптора А. М. Опекушина. Он и создал статую императора.

14 мая 1893 года в присутствии Александра III и членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония закладки памятника. Надо сказать, что в ходе подготовительных земляных работ на плац-параде перед Малым Николаевским дворцом были раскрыты фундаменты древних Приказов и обнаружено большое количество предметов старины. Это послужило причиной для начала полноценных археологических раскопок. Все выявленные артефакты передали в Исторический музей. Завершили строительство памятника уже в царствование Николая II, летом 1898 года.

Удачной стороной замысла Жуковского, претворённого в проекте Н. В. Султанова, можно считать решение расположить памятник на бастионе, выступающем над склоном кремлёвского холма. В результате город получал превосходную смотровую площадку для обзора панорамы Замоскворечья. Сень, решённая в виде остроконечного шатра, визуально перекликалась с завершениями кремлёвских башен. В окончательном проекте, датированном 1895 годом, квадратная в плане сень покоилась на четырёх устоях в виде сгруппированных колонн. С трёх сторон её обрамляла невысокая галерея, которая заканчивалась двумя шатровыми павильонами меньшего размера, симметрично фланкирующими главный объём. Своды галереи украшали 33 мозаичных портрета русских князей и царей. Сама фигура императора, изображённого в полном генеральском мундире и порфире, с выразительным жестом правой руки, была установлена на гранитном постаменте с надписью «Императору Александру II любовию народа».

Роковым для этого памятника, как, впрочем, и для многих других кремлёвских зданий, стал 1918 год, когда Кремль превратился в резиденцию большевистского правительства. Монумент царю-освободителю пал одной из первых жертв новой государственной политики.




Top