Памятник александру ii в кремле мая 1918. Рубль на открытие памятника императору Александру II в Московском Кремле

Алексей Илларионович Кириченко (укр. Олексій Іларіонович Кириченко) (25 февраля 1908, Чернобаевка Белозёрского района Херсонской области УССР - 28 декабря 1975, Москва) - советский партийный и государственный деятель. Член ЦК КПСС в 1952-1961 годах, Член Президиума ЦК КПСС в 1955-1960 годах, кандидат в члены Президиума ЦК КПСС в 1953-1955 годах, секретарь ЦК КПСС в 1957-1960 годах. Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1962 годах. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1958-1962 годах.

Биография

Родился 25 февраля 1908 года в рабочей семье в селе Чернобаевка Херсонской губернии (ныне Белозёрского района Херсонской области). Детство было нелегким. Первая мировая война забрала отца - рабочего-железнодорожника, который погиб на Юго-Западном фронте в Галичине. Мать осталась с шестью малолетними детьми. Поэтому Алексей Кириченко, закончив только четыре класса начальной школы, с ранних лет был вынужден зарабатывать на жизнь: был помощником пастуха, пастухом, батраком, чернорабочим в каменоломне, рабочим службы ремонта пути Екатеринославской железной дороги, впоследствии - трактористом сельского общества взаимопомощи.

В 1927 году он стал слушателем одногодичных курсов автотракторных инструкторов-механиков при Украинской профессионально-технической школе в городе Херсоне - это был приблизительный эквивалент сегодняшнего техникума. После окончания курсов он сначала работал механиком в автотракторных мастерских в Херсоне, а позже, с осени 1928 года, - в далеком Казахстане - механиком в большом Кустанайском зерносовхозе. Через год Кириченко возвращается на Родину, где поначалу становится старшим механиком, а спустя три месяца - управляющим отделением зернового совхоза «Красный Перекоп» на Херсонщине.

В августе 1931 года поступил в Азово-Черноморский институт инженеров-механиков социалистического земледелия, который находился в городе Зернограде Азово-Черноморского края. Еще студентом А. И. Кириченко (в партию он вступил в 1930 году) участвовал в общественной жизни института и города, в работе партийной ячейки, по поручению которой он выезжал в села уполномоченным райкома партии во время коллективизации и хлебозаготовок. В течение всех студенческих лет он избирался членом партийного комитета института, три года возглавлял комсомольскую организацию вуза. По окончании института А. И. Кириченко был направлен в город Ахтырку Харьковской области, где в августе 1936 года был назначен заведующим учебной частью техникума механизации сельского хозяйства и одновременно вёл преподавательскую работу.

Прокатившаяся в 1937-1938 годах по Украине мощная волна репрессий способствовала его стремительному продвижению вверх по партийной лестнице. В марте 1938 года А. И. Кириченко был переведен на работу в аппарат ЦК КП(б) Украины на должность инструктора. За неполные два года он успел поработать инструктором отделов науки, руководящих парторганов, кадров, заведующим сектором отдела кадров, заведующим транспортным отделом ЦК.

По свидетельству очевидцев - людей, которые в те годы работали в аппарате ЦК КП(б)У, А. И. Кириченко и первый секретарь украинского ЦК Н. С. Хрущёв познакомились не позже лета 1938 года. Занимаясь кадровыми вопросами, Кириченко имел служебную необходимость и возможность общаться с секретарями ЦК, в том числе и с первым секретарём ЦК КП(б)У Хрущёвым. Энергичность, знание сельского хозяйства, общие черты в поведении, разговоре, манере общаться объединяли А. И. Кириченко и Н. С. Хрущёва, сближали их. Даже свою трудовую деятельность они начинали одинаково - пасли в детстве скот. Уже в конце 1940 года Политбюро ЦК КП(б)У включило и утвердило кандидатуру Кириченко в список резерва на должность секретаря ЦК КП(б)У. А в феврале 1941 года 33-летний Кириченко стал уже секретарём ЦК по промышленности. Однако на этой должности ему пришлось работать очень недолго - немногим больше четырех месяцев.

С началом войны с Германией А. И. Кириченко в июле 1941 года было присвоено звание военно-политического состава - бригадный комиссар. Рядом со значительно более опытными и известными Никитой Сергеевичем Хрущёвым, Леонидом Романовичем Корнийцом, Михаилом Алексеевичем Бурмистенко он назначается членом Военного совета Юго-Западного фронта, который отвечал за работу органов и подразделений военного тыла и снабжение. Он участвует во всех тяжёлых операциях оборонного периода, помогает проводить эвакуацию промышленных предприятий и железных дорог Украины.

Биография знаменитого скульптора Опекушина под катом:

Опекушин Александр - (1838-1923) русский художник, скульптор-монументалист, скульптор-патриот.
Родился д. Свечкино, ныне Ярославской области, сын крепостного, скульптора-самоучки и потомственного
лепщика-декоратора.
В 1860 г. Александр, скопив с большим трудом 500 руб., откупился от помещицы, получив вольную.
В 1861 г. он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Е. Гуськиной.
Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. Иенсена в Петербурге. Действительный член петербургской АХ (1895 г.).
Вначале завоевал признание как портретист. Участвовал в создании (по проектам М. Микешина) памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (вылепив для него фигуру Петра I, открыт в 1862 г.) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873 г.), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А. Орлова и В. Чичагова) по собственным эскизам.
Совместно с М. Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А. Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 г.
Наиболее значительное произведение Опекушина - памятник А. Пушкину в Москве (бронза, гранит), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. который по праву стал самым популярным русским монументом XIX в.
1875 г. - оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А. Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей.
Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлимым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Опекушиным и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).
Открытие этого памятника в 1880 г. явилось событием огромного значения в жизни страны, по выражению
М. Антокольского, "народ нашел своего ваятеля".
Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882 г.) совместно с М. Микешиным создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».
В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах.
Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович.
Опекушин выполнил памятник Александру II у южной стены Кремля (бронза, открыт в 1898 г., не сохранился) и Александру III возле храма Христа Спасителя (создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования, бронза, 1912 г., не сохранился).
Не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники К. Бэру в Дерпте (1886 г.) и Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г., уничтожен в 1925 г.).
Опекушин создал также памятники А. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884 г.), М. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889 г.) - все бронза, гранит.
Опекушиным выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других.
После 1917 г. - заработанные Опекушиным многолетним трудом деньги, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы.
Дом - экспроприирован.
Опекушин совершенно забыт всеми, живет в крайней нужде. Умер Опекушин в с. Рыбница, ныне Ярославской области.

Благодаря реформам в военной сфере Россия получила мощную и хорошо оснащённую армию. При Александре II удалось вернуть утраченное положение на международной арене: в ходе Балканской войны 1877-78 годов было нанесено сокрушительное поражение Турции, присоединением ряда стратегически важных территорий завершилась многолетняя Кавказская война, началась подготовка к активному продвижению российских интересов в Центральную Азию.

Жизнь императора трагически оборвалась 1 марта 1881 года в результате организованного против него террористического акта. На месте его убийства в Санкт-Петербурге возвышается собор Спаса-на-Крови.

Памятник императору

Памятник Александру II в Москве был открыт в 2005 году в сквере между улицей Волхонкой, Всехсвятским проездом и Пречистенской набережной возле храма Христа Спасителя. Создан по инициативе общественности при непосредственном участии Правительства Москвы. Авторы памятника — скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров.

В Московской городской Думе в Комиссии по монументальному искусству несколько раз обсуждали, на какое место в городе установить памятник. Изначально это планировалось сделать в Александровском саду, но установить скульптуру высотой более шести метров на территории Московского Кремля и в его окрестностях оказалось невозможным. Тогда было решено установить памятник там, где он находится сейчас.

Торжественное открытие состоялось 7 июня 2005 года. Монумент освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В церемонии приняли участие министр культуры России Александр Соколов, мэр Москвы Юрий Лужков, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Омский и Тарский Феодосий, архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Александр, а также государственные, политические и общественные деятели, представители творческой интеллигенции.

Александр II изображён в полный рост в военной форме и с царской мантией. Царь-освободитель смотрит на храм Христа Спасителя со стороны Всехсвятского проезда. Бронзовая фигура императора высотой более шести метров и весом семь тонн установлена на трёхметровом мраморном постаменте, где перечислены его заслуги перед Россией.

Торжество открытия памятника императору Александру II состоялось 16-го августа в Высочайшем присутствии Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, изволивших прибыть в Москву вместе с Августейшими Детьми накануне торжества, 15-го августа, в 6 часов вечера.
16-го августа, в 8 часов утра, пять пушечных выстрелов с Тайницкой башни Кремля возвестили Москве о наступлении торжества открытия памятника императору Александру II. Но уже до выстрелов началось сильное движение народа вокруг Кремля. Особенно много народа собралось на Софийской набережной против Кремля, откуда видна ограда памятника и верхняя часть-голова статуи императора под величественною сенью. Главный фасад всего сооружения обращен к кремлевским соборам.

Памятник императору Александру II, сооруженный по Высочайше одобренному проекту Н. В. Султанова и Н. В. Жуковского, представляет собою слияние двух стилей: по общему виду и по форме крыш это вполне русское сооружение, а по деталям — это здание в стиле Возрождения, согласованное по формам и по цвету своих материалов с общим характером итальяно-русского, белокаменного, златоглавого Кремля. Памятник построен по южному склону кремлевского холма, против Малого Николаевского дворца, занимая площадь в 323 кв. саж. Если смотреть на памятник с Замоскворечья или со стороны Спасских и Боровицких ворот, то все сооружение представляется как бы вырастающим из нижнего кремлевского сада, примыкая верхней своей площадью к внешнему краю плаца. По боковым сторонам памятника спускаются от плаца по склону холма две высокие каменные лестницы, заканчивающиеся общей площадкой и широким сходом, ведущим в сад близ церкви св. Константина и Елены (рис. на стр. 700).


Памятник по внешнему своему виду состоит из поднимающегося над склоном кремлевского холма выступа в 8 саж. высоты, обрамленного вверху с трех сторон сквозной галерейкою, со статуей императора помещенной посредине под высоким балдахином или сенью с шатровым верхом. Арки и своды галереи поддерживаются 152 колоннами, расположенными в два ряда. По фризу галереи, начиная с левой ее стороны, высечена надпись: "Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893 великим Государем нашим Императором Александром Александровичем и окончен при великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898". В галерею ведут два входа, в виде сеней; над крышей правого входа помещен герб дола Романовых, представляющий грифона с мечом и щитом, а над левой входной сенью — герб города Москвы, изображающий Георгия Победоносца. Своды галереи украшены мозаичным золоченым орнаментом в стиле итальянского ренессанса, в виде розеток и звезд. Эта мозаика служит узорным фоном, на котором расположены, в самой середине сводов, большие медальонные мозаичные портреты русских государей, начиная с св. Владимира и кончая императором Николаем I; всего 33 портрета. По бокам портретов изображены года начала и конца царствования каждого государя. Эскизы портретов и орнаментов свода галереи написаны художником П. Б. Жуковским. По этим эскизам мозаика портретов и всей галереи сделана в Венеции. В боковых входах и в углах галереи подвешены к своду четыре бронзовых вызолоченных канделябра для электрического освещения памятника.

Высоко поднимающаяся над галереей сень сделана из темнорозового финляндского гранита и убрана украшениями из темнозеленой бронзы с золотой бликовой.
Четырехсторонняя кровля главной сени, круто поднимающаяся кверху, сделана из бронзовых листов чеканной работы, вызолоченных чрез огонь и украшенных слаборельефным орнаментом с заливкою фона темнозеленой эмалью. По общему своему виду кровля представляет собою как бы колоссальный парчовой шатер. Шатер главной сени увенчан большим бронзовым золоченым двуглавым орлом. Высота сени от поверхности площади до вершины орла- 17 сажен. В центре купола средней сени — изображение Императорской короны в золотых лучах. По краям купола сделана следующая надпись золотыми буквами: "Родился 17 апреля 1818 г. Вступил на престол 19 февраля 1855 г. Венчался на царство 26 августа 1856 г. В Бозе почил 1 марта 1881 г.".

Статуя императора помещается под сенью на четырехстороннем пьедестале из красного гранита. Исполненная профессором скульптуры А. М. Опекушиным, статуя отлита из темнозеленой бронзы; высота ее 7 аршин. Император Александр II изображен в одеянии, в котором венчался на царство, в полной генеральской форме и в Императорской порфире. На лицевой стороне. пьедестала; сделана надпись: "Императору Александру II любовию народа" (рис. на стр. 697)…




Top