Памятник царь плотник петру первому. Памятник Петру «Царь-плотник» на Адмиралтейской набережной

20 октября 1696 года двадцатичетырехлетний царь Петр издал указ короткий, но убедительный: “Морским судам быть”. Так он выражал заветную идею государства Российского создать могучий регулярный военный флот.

Однако первые опыты строительства надежных кораблей для будущей Азовской флотилии убедили молодого Петра, что иностранные кораблестроители, приглашенные им на службу, были малосведущими в своем деле. И тогда Петр, стремясь постичь суть кораблестроения с азов, сам берется за топор… “Сначала научиться самому”, — решает царь. Несколько месяцев трудится он вместе с крепостными плотниками на верфи Воронежского адмиралтейства . Но скоро Петру стало ясно, что кроме энтузиазма лучших людей России и денежных отчислений из казны необходимы еще и прочные знания всех достижений кораблестроения. И вот задумывает он удивительное предприятие. Петр приказывает готовить посольство в Голландию, Англию и Венецию – самые крупные морские державы той поры.

Царь спешит. Уже в начале марта 1697 года русское посольство выезжает из Москвы в Амстердам. В его составе адмирал Лефорт, боярин Ф.А. Головин, думный дьяк Возницын, 30 волонтеров и 69 стольников. Волонтеры разделены на три группы, в одной из которых десятником под именем Петра Михайлова сам царь. В этой же группе и его любимец – Александр Меншиков. Кстати заметим, что из числа этих волонтеров впоследствии вышли известные флотоводцы России – Иван Синявин, Ипат Мухатов и Ермолай Скворцов, кораблестроитель – “мастер доброй пропорции” – Феодосий Скляев и первый русский флотский капитан Федор Урусов.

Посольский обоз двигался медленно, а царю не терпелось поскорее приступить к делу. Опередив своих спутников, Петр 7 августа 1697 года прибыл в Саардам – голландский городок на берегу залива Зюдерзее, к северо-западу от Амстердама, славящийся своими верфями. Их насчитывалось пятьдесят. Здесь строились купеческие и китобойные суда для всей Голландии.

Царь снял себе квартиру на тихой окраине, в доме якорного мастера Киста, не раз прежде бывавшего в Москве. Две маленькие комнатенки в задней половине дома. Темная каморка стала его спальней, а тесный чуланчик при входе – рабочим кабинетом. Два низких окошка еле пропускали дневной свет, но Петр был доволен своим новым жилищем.

Через три дня на верфи, принадлежащей Линстру Рогге, появился новый рабочий – Петр Михайлов. Громадного роста и недюжинной силы, человек этот из далекой России вызывал у медлительных и равнодушных голландцев удивление своим трудолюбием. Ежедневно с восходом солнца шел он на верфь в толпе мастеровых и трудился с ними до самого вечера. А когда кончался рабочий день, он не спешил уходить домой: осматривал стапели, фабрики, на которых делалась корабельная оснастка, заглядывал на другие верфи . Часто удивительный работник выходил в море на купленном им небольшом паруснике (типа буер) или навещал семьи знакомых плотников. Многие из них впоследствии приехали на работу в Россию. Не прошло и двух недель, как саардамские жители узнали, что под видом простого плотника в городке поселился русский царь. Это было так необычно, что за Петром стали ходить толпы зевак, куда бы он ни направлялся. Тогда Петр переехал в Амстердам, где вместе со своими волонтерами поступил на верфь Ост-Индской компании под начало корабельного мастера Класа Поля. Здесь он работал до прибытия русского посольства. И снова, как в Саардаме, вызвал удивление амстердамцев, превратившись из плотника в царя. Теперь уже официально осмотрел он адмиралтейство, арсенал, верфи и корабельные склады. В честь Петра бургомистр Амстердама устроил показательное морское сражение в заливе Зюдерзее. В городе только и разговоров было, что о русском царе-плотнике. Опять толпы любопытных собирались поглазеть на Петра.

Желая скрыться от любопытных, Петр поселился на территории адмиралтейства Ост-Индской компании, в доме простого канатного мастера.

Бургомистр города Амстердама старался оказать русскому царю и его посольству достойный прием. В ратуше был дан торжественный обед, после которого намечался грандиозный фейерверк. Но Петра это мало интересовало. Ему хотелось получить официальное разрешение работать на городских верфях. И такое разрешение было дано. Петр сразу же решил отправиться в Саардам за своими плотничьими инструментами. Нелегко было голландцам уговорить царя остаться до конца празднества и посмотреть приготовленный в его честь фейерверк.

Едва кончилось торжество, Петр, несмотря на предупреждения бургомистра об опасности ночного плавания, отправился на своем буере в Саардам. В час ночи добрался он до городка, собрал свои инструменты, а ранним утром явился на работу к Класу Полю.

Четыре с половиной месяца усердно трудился русский царь у корабельного мастера. Изучил все, что только мог, узнал все хитрости сложной работы. Об этом красноречиво свидетельствует аттестат, выданный царю-плотнику:

“Я, нижеподписавшийся, Геррит Клас Поль, корабельный мастер при Амстердамской камере привилегированной Ост-Индской компании, свидетельствую и удостоверяю по истине, что Петр Михайлов (находящийся в свите великого московского посольства в числе тех, которые здесь, в Амстердаме, на Ост-Индской корабельной верфи с 30 августа 1697 года по нижеуказанное число жили и под нашим руководством плотничали) во времена благородного здесь пребывания своего был прилежным и разумным плотником, также в связывании, заколачивании, плетении, конопачении, стругании, буравлении, распиловании, мощении и смолении поступал, как доброму и искусному плотнику надлежит, и помогал нам в строении фрегата “Петр и Павел”, от первой закладки его, длиною в 100 фут (от форштевня и до ахтерштевня), почти до его окончания, и не только что под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем. Для подлинного удостоверения я подписал сие моею собственною рукою. Дано в Амстердаме, в нашем постоянном местопребывании на Ост-Индской верфи, 15 января в лето господне 1698 г. Геррит Клас Поль, корабельный мастер привилегированной Ост-Индской компании в Амстердаме”.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Казалось бы, высшей похвалы мастерству быть не могло. Но не ради этого трудился царь на голландских верфях. Проницательный и ясный ум Петра подмечал многое. Взгляд его был широк. Царь быстро понял недостатки голландской системы кораблестроения. В собственноручных записях о составлении корабельного чертежа в трех плоскостях – на боку, полушироте и корпусе, — сохранившихся и поныне, отмечается, что голландцы руководствовались при строительстве кораблей одними практическими соображениями и составляли чертежи без всяких теоретических выкладок. Необходимо было усовершенствовать свои знания. Потеряв доверие к знаниям голландских мастеров, Петр впоследствии писал: “Если бы я не поучился у англичан, то навсегда бы остался плотником”.

Как раз в это время король Вильгельм, лично знавший Петра, приглашает царственного путешественника в Англию. В устье Мааса бросают якоря два военных корабля, две яхты и гукор. Им приказано сопровождать русского царя.

11 января 1698 года Петр уже в Лондоне. Он поселился на самой окраине английской столицы, поблизости от королевской верфи, в доме корабельного мастера Джорджа Эвелина. Его задачей было пополнить знания по теории кораблестроения и морской практике . Этому Петр отдает все свое время. Рассматривая чертежи различных судов, собственноручно вычерчивает на плазе части набора кораблей, часто беседует с адмиралом лордом Кармартеном, упорно и настойчиво изучает архитектуру и теорию строительства судов.

Лучшего учителя, чем Кармартен, царю трудно было найти: адмирал считался хорошим моряком и весьма известным в Англии корабелом. К тому же у него была огромная коллекция моделей кораблей, без сомнения, очень интересовавшая любознательного ученика.

В Англии Петр посетил артиллерийский арсенал в Вулвиче, пробыл три дня на стоявшей в Портсмуте военной эскадре и на 80-пушечном корабле “Гамбург” совершил плавание к острову Уайт. Все это убедительно показывает, что русский царь не терял времени даром.

Но вот в апреле 1698 года Петр, покинув берега “туманного Альбиона”, возвращается в Голландию. Снова амстердамцы целую неделю могли видеть высокую фигуру царя-плотника в самых различных частях своей столицы.

Однако еще не полностью удовлетворен любознательный Петр. Через Вену он уже было отправился в Венецию, славившуюся своим галерным флотом, но неожиданная весть о новом бунте стрельцов заставила его поспешить с возвращением в Москву. В конце августа 1698 года, после годового отсутствия на родине, Петр опять появляется в столице своего государства.

Надежды царя на денежную помощь Голландии и Англии для строительства Российского военного флота не оправдались. И это понятно: владычицы морей вовсе не были заинтересованы в появлении еще одного конкурента.

Посольство Петра получило решительный отказ. Но знания, приобретенные царем за время путешествия, были для России несравненно плодотворнее всякого материального пособия. Глубокое изучение Петром всех отраслей морского дела оказалось той основой, на которой взросло славное будущее русского военного флота. Ученик возвратился на родину мастером. Теперь все, в чем царь прежде вынужден был полагаться на чужое мнение, он видел ясно и знал сам. Рождение российского флота было теперь делом решенным.

Памятник императору Петру I в Санкт-Петербурге. Скульптура работы Л. А. Бернштама впервые была установлена перед западным павильоном Адмиралтейства в 1910 году. Современный памятник — это копия оригинала, уничтоженного в 1918 году, нынешний Царь-плотник был установлен на Адмиралтейской набережной в 1996 году.

Памятник Царь-плотник напоминает те времена, когда Петр I под именем плотника Петра Михайлова 8 дней прожил в городе Саардаме в Голландии, где обучался судостроительному делу.

Первоначально набросок памятника назывался «Петр I обучается корабельному мастерству в Саардаме», эта композиция понравилась императору Николаю II и он решил подарить ее Санкт-Петербургу к 200-летию Полтавской победы.

В 1913 году в Летнем саду возле дворца Петра I была установлена уменьшенная копия Царя-плотника.

После революции 1917 года памятник, в рамках борьбы с наследием царизма, был демонтирован и переплавлен, как и большинство памятников Петру I.

В 1996 году правительство Нидерландов подарило Санкт-Петербургу бронзовую копию памятника Петру I, установленного в голландском Саардаме. Тот памятник, в свою очередь, был копией оригинала петербургского Царя-плотника, который в 1911 году был подарен Российской империей голландскому городу Саардаму и установлен на площади Дамплейн. Таким образом памятник вновь очутился на петербургской набережной.

Сегодня среди жителей города и гостей Петербурга распространен обычай касаться туфель императора на памятнике, надеясь заполучить удачу. Натертые до блеска бронзовые туфли Петра I тому подтверждение.

Туристу на заметку:

Посещение Царя-плотника будет интересно любому туристу, интересующемуся монументальной архитектурой первой половины XX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Самый трудолюбивый житель Петербурга, без сомнения, Петр I. И самый легендарный, и самый первый, и самый великий. Разве может отказать царственный покровитель Северной Столицы в просьбах своим потомкам? Главное, чтобы желания устраивали Петра.

На Адмиралтейской набережной Петербурга среди множества памятников, дворцов и исторических мест, стоит скромный памятник Петру Первому под названием «Царь-плотник». Петр, закатав рукава дорогого сюртука, мастерит простую рыбацкую лодку. Даже те, кто часто прогуливали уроки истории в школе знают, что царь запечатлен в бронзе за своим любимым занятием: строить корабли.

История памятника напоминает странствия самого Петра. Монумент был возведен по приказу Николая II в 1910 году, небольшая копия была подарена последним русским царем голландскому городу Саардам, где Петр открывал для себя и России тайны кораблестроения. В 1918 году новые хозяева Петрограда объявили памятник «антихудожественным» и уничтожили. Только в 1996 году Петр в образе плотника вернулся в родной город, к зданию Адмиралтейства, где три столетия назад царь дал начало истории Российского флота. Монумент был восстановлен с голландского оригинала.

С 1996 года у жителей Петербурга и гостей города есть уникальная возможность обратиться с челобитной к самому Петру Великому. Готовьте сразу серьезное прошение, легкомысленных и ленивых царь не терпит. Царь-плотник исполняет желания, связанные с карьерным ростом, устройством на работу, разрешением проблем в коллективе. Просить о повышении зарплаты не стоит. Сияющая правая коленка Петра говорит о том, что загадывая желание, нужно обязательно потереть царя за ногу. Коренные петербуржцы уверяют - это выдумка туристов, самодержец не склонен к панибратству и требует уважительного отношения к царской особе, пускай даже и занятой простым мужицким ремеслом.

Загадать желание, связанное с удачей в работе, мало! Необходимо первое время доказать царю свои способности, то есть трудиться не покладая рук. Царское покровительство просто так не дается! Выдержите испытательный срок в темпе работы Петра Михайлова (под таким именем знают русского царя в голландском городе корабелов Саардам), результат не заставит себя ждать - новая должность, смена рода деятельности на более престижный, все, о чем просили царя-плотника, сбудется. А если русская матушка-лень одолеет вас в первые недели после просьбы у памятника, тогда не видать вам повышения. Выбор за вами!

Памятник «Царь-плотник» работы Леопольда Бернштама украшает Адмиралтейскую набережную, изображая молодого Петра I во время постройки лодки в голландском городе Заандаме. Скульптура покоится на гранитном постаменте. Высота скульптуры - 262 см, постамента - 65 см.
Одним из наиболее известных и популярных сюжетов в отношениях Голландии и России является пребывание полуинкогнито императора Петра Великого в Саардаме (Заандаме), где он обучался корабельному делу. Усвоение премудростей кораблестроения проходило настолько успешно, что корабельный мастер Поль отмечал: “Петр Михайлов, находившийся в свите великого московского посольства, был прилежным и разумным плотником, кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем, в том и другом упражняться”.
Этот эпизод не только произвел сильное впечатление на современников Петра, но послужил основанием для формирования популярного в истории культуры образа царя - плотника, царя - работника на русском троне. Неудивительно, что в период празднования 200-летия возникновения Санкт-Петербурга, скульптору Л.А. Бернштаму императором Николаем II был заказан памятник Петру I в облике саардамского плотника или “царя - плотника”, как его часто называли.
Судьба этого памятника абсолютно уникальна ввиду того, что он не остался единственным - на протяжении ХХ столетия повторялся еще трижды, причем каждый раз по разным причинам. Всего скульптур - близнецов оказалось четыре: первая - подаренная Николаем II Санкт-Петербургу и установленная в 1910 году на Адмиралтейской набережной (не сохранилась); вторая - заказанная Николаем II “в половинном размере” для подарка в Голландию, но не подошедшая по параметрам площади Дамплейн в Саардаме и установленная в Летнем саду (не сохранилась); третья - вторично заказанная Николаем II для подарка в Голландию в том же размере, что и для Петербурга и установленная в Саардаме в 1911 году (сохранилась); четвертая - скульптура, скопированная с единственного уцелевшего голландского варианта, доставленная в Россию на берега Невы как дар Нидерландов в 1996 году.
История скульптуры “Царь - плотник” началась в ноябре 1908 года, когда в газете “Биржевые ведомости” появилась заметка Е. Дмитриева “Трилогия Петра Великого”, в которой сообщалось: “Проживающий в Париже знаменитый русский скульптор Леопольд Бернштам заканчивает по Высочайшему заказу трилогию Петра Великого… в своём третьем произведении Бернштам представил “Саардамского плотника”… Я имел удовольствие видеть это замечательное произведение в мастерской Бернштама. Фигура Петра представляет всю силу, всё величие, всю святость труда. Царь в костюме простого голландского рабочего, обрабатывает с топором в руке остов лодки…Чтобы создать это произведение, скульптор специально ездил в Голландию, в Саардам, посетил там музей - домик Петра, углубился в изучение деталей и аксессуаров старины и даже нашёл, что жизнь с внешней стороны и условия труда рабочих по судостроению мало изменились с того времени, когда среди них числился плотник Петр”.
Убедительность образа царя - плотника должным образом подействовала и на русского монаршего заказчика: Его Величеству Николаю II благоугодно было избрать эскиз с изображением императора Петра Великого с топором в руках. Бернштам получил заказ на создание статуи императора Петра саардамским плотником размером до двух с половиной метров в высоту за 20 тысяч рублей в срок к августу 1909 года, что и было исполнено.
В июне 1910 года памятник был торжественно открыт, надпись на лицевой стороне его гласила: Царь Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году. На стороне, обращённой к Неве: Дар императора Николая II городу Петербургу 27 июня 1909 года. Реакция культурной общественности Петербурга на появление “Саардамского плотника” и парного ему второго произведения Бернштама “Петр близ деревни Лахты в 1724 году, спасающий тонущих рыбаков,” - была негативной. “За последний месяц - писала “Петербургская газета” в июне 1909 года, - Петербург украсился двумя новыми памятниками Петру Великому. Впрочем, выражение “украсился” наши художники находят в данном случае совершенно неподходящими… Они считают, что оба новых памятника… нарушают красивую архитектуру тех мест, где они поставлены… что это, кто угодно, но только не Петр Великий.
В то время как специалисты и любители искусства ломали копья, события продолжали развиваться. Ещё до окончания установки “Царя - плотника”, в августе 1909 года последовало Высочайшее повеление заказать за 15 тысяч рублей скульптуру Бернштаму - повторение скульптуры в половинном размере. Следовательно, она устраивала царя настолько, что он желал иметь ещё одну, предназначенную для постановки в городе Саардаме. Согласно скудным архивным данным, Бернштаму отправлены деньги в Париж, голландские власти извещены о будущем подарке, но российская миссия в Гааге сообщила, что “статуя Петра Великого в виде саардамского плотника” вследствие перемены места её постановки, является несоответственной по своим малым размерам вновь избранной властями города площади.
Кто был виноват в этой ситуации - неясно. Где первоначально предполагалось поставить “Царя - плотника” и почему Николай заказал “половинный размер”, - “подгоняя” скульптуру к определенному месту или по каким-то иным соображениям? На эти вопросы нет ответов. “Узнав о несоразмерности скульптуры, Государь повелел заказать скульптору Бернштаму для указанной цели новую, подобную же статую, но уже в тех размерах, как и таковая же статуя, пожалованная им городу Петербургу, за цену, вместе с пьедесталом к нему за 27 тысяч 500 рублей”. Стоимость самого памятника определялась в десять тысяч, а стоимость пьедестала, по представленному Бернштамом и высочайше утвержденному рисунку, - из полированного гранита - 17 тысяч 500 рублей.
Новый “Царь - плотник”, в размере петербургского, оплачивался русской стороной, которая обеспечивала и доставку статуи из Парижа в Заандам. Однако на железнодорожной станции в Заандаме не оказалось крана, при помощи которого можно было бы выгрузить главную часть памятника, весящую около 700 пудов. Кроме того, расстояние от станции до места установки довольно значительное и пришлось бы передвигаться по очень узким улицам, что абсолютно невозможно. К тому же, мосты в городе для передвижения столь тяжелого груза пришлось бы специально укреплять. После переговоров с мэром Заандама решили доставить памятник по железной дороге до Амстердама, выгрузить все его части при помощи крана в 30 тонн и, погрузив на шаланду, нанять буксир, чтобы везти в Заандам как можно ближе к месту постановки.
Таким образом, мы “отследили” историю и первой и третьей скульптур “Царь - плотник”. Вторую, оказавшуюся ненужной, статую Петра Великого “в получеловеческий рост”, как курьёзно повествует документ, было приказано препроводить в Санкт-Петербургское Дворцовое Управление для хранения, до тех пор, когда будет испрошено Высочайшее указание, не последует ли повеление поставить в одном из дворцовых садов. В октябре 1910 года “статуя, признанная слишком малого по размерам для постановки в г. Заандаме…, доставлена за 546 марок 30 пфеннигов из Парижа в Петербург и принята в январе 1911 года смотрителем комнатного имущества Императорского Зимнего дворца г. Дементьевым и установлена в Зимнем дворце на Салтыковском подъезде”. Вскоре скульптура передана архитектору Николаю Тимофеевичу Стуколкину для постановки её в исполнение Высочайшего повеления, в Императорском Летнем саду.
Традиционно ежегодная активная жизнь начинается в Летнем саду весной. В мае 1911 года архитектор Стуколкин представил два эскиза гранитного пьедестала для постановки памятника в Императорском Летнем саду, на повышенном газоне, против выступа у Лебяжьего канала. При этом варьировались способы сооружения: цельный, из красного полированного гранита (за 1800 рублей) и постамент, сложенный из камней красного гранита (за 1500 рублей). Смета фирмы А. Моран указывала и стоимость устройства фундамента 100 рублей.
Фирма братьев Аксерио, - предложила выполнение полированного пьедестала из искусственного гранита за 185 рублей, сообщив, что 30 сентября пьедестал доставлен в Летний сад и поставлен на место. На него и был установлен бронзовый памятник императору Петру. В работе также принимали участие скульптурный мастер А. Андреев и подрядчик мостовых, земляных и шоссейных работ Д.П. Кузнецов. Все было готово к 10 сентября, но расплатились с последним участником лишь в апреле следующего 1912 года, - вероятно, выдерживалась сезонная пауза, чтобы наверняка убедиться в качестве работ.
История не пощадила оба памятника “Царю - плотнику” (первый и третий) в Петербурге.
Тем более ценной и значимой представляется инициатива правительства Нидерландов вернуть скульптуру Бернштама на берега Невы в виде четвертого памятника-близнеца, скопированного с памятника в Саардаме. Приуроченная к 300-летию основания Российского флота установка скульптуры на Адмиралтейской набережной стала важным событием в жизни города.

Легенды и суеверия, связанные с памятником «Царь-плотник»

Натертые до блеска прикосновениями рук бронзовые туфли «Царя-плотника» говорят о том, что возвращенный памятник полюбился жителям и гостям города. Они прикасаются к обуви великого реформатора, создавшего русский флот и умножившего славу государства Российского, в надежде на собственное процветание и благополучие.

Адрес: Адмиралтейская набережная, напротив дома № 6.
Как добраться: от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» автобусами 7 и 10; троллейбусами 1, 7 и 10.




Top