Памятник мальчику в праге. Прага - "удивительные скульптуры"

Сегодгя рассказ о необычных скульптурах и памятниках Праги. Впечатляет их количество и разнообразие стилей: от классики до модерна, от одухотворённых до откровеных провокаций. Они очень украшают прогулку по городу и если встречаешь их вновь, то воспринимаешь своими старыми знакомыми!

01. Фонтан "Музыканты" на Сеноважной площади (скульптор Анна Хрома). Четыре танцующие бронзовые скульптуры олицетворяют четыре реки: скульптура с мандолиной - Ганг, скульптура с флейтой - Амазонку, скульптура со скрипкой - Дунай, а с трубой - Миссисипи. Пятая скульптура - аллегория реки Нил. (Честно говоря, пятой я не увидел)

02. Скульптуры какой-то особой, загадочной красоты. Музыканты обнажены и прикрыты лишь лоскутами "бронзовой ткани", но их лица закрыты.

03.

04.

05. Мне показалось, что их замотанные лица символизируют абсолютное упоение звуками музыки и пренебрежение своей наготой

06.

07. "Танцор". Сам себе и кукловод и марионетка - гениально!

08. "Писающие мужчины" (скульптор Дэвид Черны). Они стоят во дворе музея Франца Кафки, по адресу Cihelna 2b, Praha 1 на Малой Стороне. Эта композиция представляет собой двух бронзовых мужиков, писающих на карту Чехии. Провокационные скульптуры установлены в 2004 году и управляются компьютером, который регулирует поворот бёдер и поднимает пипихозцы.

09. Так, можно даже заставить статуи «написать» собственную фразу, отправив с мобильного телефона SMS-сообщение на номер 724 370 770.

10. Вообще в Праге огромное количество обнажённых мальчиков, и у всех до блеска натёрто причинное место. Этот стоит во дворе музея игрушек (по адресу Jirska 6, Praha 1)

11.

12. Наверное, это самые известные фигуры младенцев знаменитого чешского мастера Дэвида Черны. Они так и называются "Babies" и ползают рядом с музеем на острове Кампа

13. По ним можно лазать, и никто никого не гоняет

14. Памятник жертвам коммунизма (скульптор Зоубек). Мала Страна, у подножья Петршинского холма. Он представляет собой лестницу, на которой находятся семь скульптур, символизирующих страдания обреченного на смерть человека... Гнетущее зрелище

15. Отдельного упоминания заслуживает и тема религиозных скульптур. Помимо классических статуй Аппостолов и множества распятий, в городе немало неординарных перформансов, вроде Христа из старой обуви (обычно эти инсталяции демонтируют на зиму, поэтому я его не застал)

16. Вот так изобразили распятие шутники в музее по адресу Karlova 2, Praha 1

17.

18. "Командор" у Сословного театра. Это памятник в честь премьеры оперы Моцарта Дон Жуан в 1787 г. (cкульптор Анна Хроми)

19. "Фишка" этого персонажа в том, что под плащём...пустота. Это тоже жутковато воспринимается

20. На фасаде Новой ратуши мы встречаем рабби Лёва. Легенда гласит, что Смерть, долго не могшая добраться до него, притворилась розой и была подарена рабби его дочерью (теперь она вечно плачет рядом). Если не знать этой красивой истории, то в голову лезут всякие нехорошие мысли;-P

21. C другой стороны здания нас встречает Железный (Черный) рыцарь Шалоуна. Заколдованного рыцаря вроде как можно расколдовать молитвами юной девственницы (хорошо устроился, однако).

22. Забавная лавочка без ножек, окупированная сладострастными музыкантами. Стоит перед отелем Inter Continental (на улице Pařížská)

23. Очень трогательные ребята стоят на одной из платформ Главного Пражского вокзала (Wilsonova 300/8, Praha )

24. На набережкой, рядом с Музеем Кампы, стоит Шри Чинмой и благославляет проплывающие мимо речные трамвайчики

25. Кафка - повсюду. Этот стоит по адресу Praha 1, Dušní 141/12

26. "Зигмунд Фрейд, висящий интеллигент" (скульптор Дэвид Черны). Скульптура из пластика и эпоксидной смолы символизирует оторванность интеллигенции от народа.

27. Отрешённый взгляд и рука в кармане какбэ намекает, что товарищу совершенно безразлична его безопасность, и вообще, он философски относится к вопросам жизни и смерти

28. Ещё один интересный объект, "парящий" над Прагой. Золотая кость... (без комментариев)

29. А этот милейший автомобиль на человеческих ногах называется "Quo vadis - Народный автомобиль ГДР «Трабант»" и стоит во дворе посольства Германии (Vlašská 19, Praha 1, Malá Strana ).

30. Прага может похвастаться множеством прелестных дев. Например, эта леди освещает путь своими каменными факелами на одной из опор Чехова моста

31.

32. Вообще обнажённые юные девы повсеместно сверкают своими прелестями на фасадах пражских домов

33. Сексапильная мадам-сфинкс лежит у стены здания Рудольфинум (со стороны набережной) по адресу Alšovo nábřeží 79/12

34. А эта особа ждёт посетителей на углу дома "Трех Ангелов", в одном из переулков рядом с Старогородской площадью

35. Какой-то сказоный лягушонок задумчиво курит трубку на причале. Меня тут в комментах поправили: "это не лягушонок, а Водник, то есть Водяной. в Праге есть несколько мест, где, как считается, может жить Водяной. одно - это, на канале Чертовка (рядом с колесом водяной мельницы), другое - под скалами Вышеграда, есть и другие"

36. Другой вариант современного искуссва в Праге - это стрит-арт. Например, целый оркестр фигурок из цветной проволоки. Они стоят на каком-то кафе на реке, сразу за шлюзом (со стороны Вышеграда)

37.

38. В каждом городе есть своя стена Цоя;-) В Праге она носит имя Джона Леннона и, по совместительтсву, является стеной Мальтийского сада (адрес Velkopřevorské nám. ). Наша ВКонташная собачка тут как тут

39.

40. Граффити в переходах очень красочные и весёлые. Любопытно, что никто не поганит их другими надписями

41.

42.

43.

44. А это мой любимый "Эмбрион" моего любимого Дэвида Черны. Скульптура, напоминающая человеческий зародыш," создана в 1996 году из металла, пластика и эпоксидной смолы. Он "вырос" на углу фасада здания театра Na Zabradli по адресу Anenske Namesti 5, Praha 1 , прилепившись на водосточную трубу, как внеземное существо из фантастического фильма.

45.

46. Ночью это нечто мерцает лунно-розовым цветом... Если не знать, что эта специально, можно заработать инфаркт. Брррр!

47. Экспозиция "Guns" во дворе музее AMoYA - Artbanka Museum of Young Art (все тот же Дэвид Черны) представляет собой четыре подвешенных пистолета, дуло каждого из которых направлено в центр

48. Гламурная бомба - ну это же прелестно!!

49. Кованая вывеска перед входом в один из многочисленных пражских отелей в центре города

50. А этот бар сделал своим тотемом двух пескарей и повесил парочку над входом

51. Эээ, "розовая овца"... снова без комментариев

52. Окно-узел - это же так по-пражски;-)

Памятник Божене Немцовой расположен на Слованском острове, что находится в центре города Праги, столицы Чехии. Памятник стал одним из символов парка, в котором расположен. Памятник в Праге был создан в сотрудничестве народного художника Чехии, скульптора Карела Покорны, и архитектора Ярослава Фрагнера, спроектировавшего превосходный постамент.

Божена Немцова занимает в чешской литературе особое место. Ее часто называют основоположницей современной чешской прозы. Практически не имея к концу жизни средств к существованию, писательница лишь после смерти получила должное признание и всенародную славу. Бронзовая скульптура наполнена эмоциональностью и истинным человеческим драматизмом. Памятник Божене Немцовой в Праге, считается одним из лучших монументов этой выдающейся чешской писательнице.

Памятник Яну Гусу

В Чехии Ян Гус - национальный герой, великий мыслитель и идеолог чешской Реформации. Выступал против продажности, лицемерия и поборов католической церкви.

Сложная многофигурная композиция на огромном каменном постаменте вписана в ансамбль площади таким образом, что высокая фигура мужественного проповедника-реформатора Яна Гуса оказалась в геометрическом центре площади.

На памятнике надпись, которая которая выражает основную философию великого чешского реформатора: «Любите людей».

Окружающие его скульптурные группы олицетворяют драматическую судьбу Чехии: гуситские войны отправляются в изгнание, мать с ребенком символизируют надежду на национальное возрождение.

Памятник, несомненно, является одной из самых значительных работ чешского скульптора начала ХХ века Ладислава Шалоуна.

Староместская площадь является пешеходной зоной, здесь всегда много гуляющих пражан и туристов.

Памятник "Пршемысл и Либуше"

Легенда об основании Праги гласит, что после смерти Чеха, который привел чешский народ в Чехию, его сын, воевода Крок, основал город на скале над Влтавой и по высокому месторасположению назвал его Вышеградом. Когда Крок умер, чехи выбрали княжной младшую дочь его, Либуше. Решив перенести столицу, она послала слуг искать место на левом берегу Влтавы. Слуги встретили дровосеков, которые тесали дерево. "Что вы делаете?" - спросили слуги Либуше. "Рубим порог", - ответили дровосеки. Вернувшись, слуги все доложили княжне. "По порогу этому будет новый город Прагой называться, и слава его звезд достигнет!" - повелела впечатлительная Либуше.

Считается, что на месте, где Либуше произнесла эти слова, и установлен памятник в Вышеграде.

Памятник Берджиху Сметаны

Памятник Бедржиху Сметане установлен перед входом в музей композитора. На площадке, где установлен монумент, открывается прекрасный вид на реку Влтаву, Карлов мост и Пражский Град.

Бедржих Сметана (1824-1884) – известный чешский композитор, главный дирижер Национального оперного театра Чехии и пианист. Его имя ассоциируют с национальной композиторской школой. В своих произведениях он использовал чешские сюжеты и народные мотивы. Ему принадлежит произведение «Бранденбуржцы в Чехии», которая стала первой оперой в истории на чешском языке. Неофициальным чешским гимном считается его симфоническая поэма «Влтава». Похоронен Сметана на Вышеградском кладбище.

Памятник городскому бродяге

Памятник городскому бродяге – современный оригинальный памятник чешскому бездомному, расположенный в самом сердце столицы Чешской Республики. Он представляет собой сидящую статую человека на синей лавочке – босого мужчины средних лет в шляпе и свободном плаще.

Памятник бродяге находится на маленькой улочке в историческом центре Чехии, между Вацлавской и Староместской площадями. Это небольшая статуя в человеческий рост, около которой с удовольствием отдыхают и фотографируются туристы. Памятник отлит из бронзы. Отдыхающие в Праге любят здороваться с ним за руку, тереть на счастье его нос или край плаща.

Памятник на Билой горе

Памятник на Билой горе представляет собой каменную насыпь с мемориальной табличкой. Он был установлен в память о погибших во время короткого сражения, произошедшего на Билой горе 8 ноября 1620 года в рамках Тридцатилетней войны. В этот день Габсбургская католическая армия разгромила чешских протестантов, что предрешило судьбу Чешского государства на последующие три столетия.

Билая Гора, высотою 381 метр, является одним из районов Праги и располагается на западной ее окраине. Памятник погибшим чешским протестантам расположен посреди поля на холме, где произошла встреча войск 1620 года.

Памятник Советским солдатам установлен на Ольшанском воинском захоронении в Праге в районе Жижков. Рядом с памятником воинам, павшим во время освобождения Праги от немецких оккупантов, расположены одинаковые надгробия в виде каменного столпа с пятиконечной звездой. Всего здесь захоронено 426 чел. Над проектом памятника работали архитектор Карел Бенеш и скульптор Ярослав Бруги. Памятник представляет собой высокую серую плиту, у которой стоит бронзовый солдат с винтовкой в руках. Над плитой возвышается пятиконечная звезда с советской символикой: серпом и молотом. Памятник сопровождается мемориальной доской.

Памятник Рабиндранату Тагору

Памятник Рабиндранату Тагору расположен в историческом районе Прага-6, недалеко от метро Дейвицка, в столице Чехии. Это монумент, в честь выдающегося индийского писателя и поэта, композитора и исполнителя, политического деятеля, который оказал положительное влияние также и на отдельных культурных деятелей Чехии. Памятник Тагору выполнен в виде бюста писателя на высоком постаменте и расположен посреди небольшого сквера.

Памятник Палаху и Заицу

16 января 1969 года на Вацлавской площади произошло самосожжение Яна Палаха, который протестовал против проведения оккупации Чехословацкой Республики советскими войсками. Ян Палах был двадцатилетним студентом, который видя вокруг пассивность в действиях своих соотечественников перед войсками, которые оккупировали Чехословакию, от отчаяния, боясь, что страна может навсегда остаться тоталитарным государством, совершил акт самосожжения. Ян Заиц последовал его примеру.

Памятник Йозефу Манесу

Памятник Йозефу Манесу стоит на набережной Праги у основания моста, названного в честь выдающегося чешского художника XIX века.

Йозеф Манес – ведущий чешский живописец XIX века. Его работы в стиле романтизма были ярким продолжением европейской художественной традиции.

Памятник художнику был установлен в конце XIX века на набережной, возле зала Рудольфинума, где размещается национальный оркестр Праги.

Фигура Манеса, который держит в руках мольберт, дополняет архитектурный ансамбль площади, перекликаясь с памятником другому великому чеху – Антонину Дворжаку, скульптура которого установлена напротив.

Памятник TGM

На Градчанской площади Праги установлен бронзовый памятник первому президенту Чехословакии Томашу Гарригу Масарику.

Трёхметровая фигура Томаша Масарика возвышается на гранитном постаменте в самом центре исторического района Праги Градчаны.

Памятник изготовили скульпторы Йозеф Вайц и Ян Бартош по образцу мастера Отакара Шпаниеля, увеличив оригинальную модель в три раза. Прототип скульптуры был создан в 1931 году и сейчас размещается в пражском Пантеоне Национального музея. Современный вид изначальной модели придал архитектор Йиржи Ратоуски.

После установки памятника на Градчанской площади была также сделана копия статуи, которую затем увезли и разместили в Мехико на главном проспекте, названном в честь Масарика. Он настолько хорошо известен в своей стране, что авторы ограничились лаконичной надписью "TGM" на памятнике, без расшифровки полного имени первого президента.

Памятник Зигмунду Фрейду «Висящий человек»

Памятник Зигмунду Фрейду «Висящий человек» размещен на выступающей части крыши одного из домов Праги. Фигура знаменитого ученого «висит», зацепившись одной рукой за балку. Автор такого необычного творения – скандально известный пражский скульптор Давид Черный. Памятник был создан в 1996 году и имел ошеломительный успех, в связи с чем скульптуру вывешивали в Праге, Чикаго, Лондоне.

Говорят, что издали в сумерках подвешенная фигура Фрейда напоминает висельника или попавшего в беду человека и частенько пугает прохожих. Некоторые даже видят в скульптуре сходство с Владимиром Лениным и политическую подоплеку. Но по замыслу автора, памятник должен олицетворять оторванность интеллигенции от народа.

Фонтан-памятник писающим мужчинам

Фонтан-памятник писающим мужчинам установлен во дворе перед домом-музеем Франца Кафки. Музей находится на территории Малой Стране, примерно в 50 метрах от Карлова моста. В музее хранятся изданные книги писателя, его дневник, письма, фотографии, эскизы и многие другие вещи, связанные с его жизнью.

Перед музеем установлена необыкновенная скульптура, которая представляет собой композицию-фонтан, выполненную Давидом Черным. Два бронзовых мужчины стоят напротив друг друга, справляя нужду в неглубокий резервуар, по форме воссоздающий границы Чешской Республики. Автора-создателя вдохновила на это скульптурное произведение статуя писающего мальчика, расположенная в Брюсселе.

Пражский метроном

Пражский метроном над Влтавой - памятник по-своему уникальный. С одной стороны, он нелеп и, что называется, закрывает своеобразную пустоту, образовавшуюся на этом месте в ходе исторических событий. С другой, беспристрастно отсчитывая часы, минуты, мгновенья, метроном является безупречным и мощным символом ни от чего не зависящего, проходящего времени. Возвышаясь над центром красивейшей Праги, это несуразное сооружение ломает стереотипы и нередко приводит к экзистенциальным переживаниям.

Памятник соорудили в 1991 году на месте бывшего памятника Сталину. История распорядилась так, что огромный памятник вождю народов воздвигли в неудачное время, в 1955 году. Несколько лет спустя его демонтировали, а образовавшуюся дыру в конце концов "заткнули" метрономом, эдаким образцом современного искусства. Поначалу временно размещенный здесь памятник прижился и уже третье десятилетие мерно и неуклонно качает свой маятник. И кажется, что этот процесс никогда не остановится.

Памятник Вацлаву на перевернутой лошади

Памятник Вацлаву на перевернутой лошади - это ироничный вариант известного классического памятника святому Вацлаву. Изготовил этот необычный монумент весьма скандальный скульптор Давид Черный.

Этот вариант по популярности ничуть не уступает оригиналу: лошадь, привязанная за ноги, висит вниз головой с высунутым языком, а чешский король Вацлав сидит у неё на брюхе.

Сначала памятник было решено поставить хоть и близко к оригиналу, но на другой стороне площади. Однако жителям города данное творение скульптура не пришлось по душе и вызвало целую бурю недовольств. Поэтому памятник было решено перенести в другое место.

Сегодня его можно увидеть в атриуме пассажа Люцерн. Там памятник подвешен к потолку на железных тросах, а вокруг него постоянно много туристов.

Памятник Яну Непомуцкому

Памятник Яну Непомуцкому - статуя, изображающая знаменитого чешского святого и мученика, установленная на Карловом мосту в Праге. Считается, что прикосновение к статуе приносит удачу и счастье.

Первый памятник Яну Непомуцкому был установлен на Карловом мосту в начале 17 века, а современная бронзовая скульптура появилась в 1863 году. Её автором выступил знаменитый скульптор Вольфганг Герольт, а постамент изготовил Жан Батист Матей. Памятник получился очень красивым и величественным, и он быстро стал образцом для множества других скульптур, изображающих Яна Непомуцкого.

И даже сегодня это изваяние считается самым красивым украшением Карлова моста и одной из известнейших достопримечательностей Праги.

Памятник пожарным

Памятник пожарным - это памятник, посвященный 343 пожарным Нью-Йорка, которые погибли при спасательных работах в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, при террористическом акте. Этот монумент был открыт на острове Кампа. в Праге. Памятник представляет собой гранитный монумент, который изображает каску пожарного с номером 114.

Слова на постаменте гласят: «Пожарный - это человек, живущий на свете два раза: для себя и для других. И именно поэтому жизнь пожарного служит настоящим примером настоящего понимания человеческой жизни».

На открытии памятника присутствовали мэр столицы Богуслав Свобода и представители посольства США. После того, как закончился государственный гимн - члены Пражского корпуса добровольных пожарных возложили венки на гранитный монумент.

Памятник "Пиета" на Карловом мосту

Памятник "Пиета" находится на Карловом мосту в Праге. Эта скульптурная группа была создана в 1859 году скульптором Эмануэлом Максом, который запечатлел сцену оплакивания Иисуса Христа. В переводе с итальянского «Пиета» означает милосердие и благочестие.

Помимо привычных в этом иконографичном сюжете Девы Марии и Марии Магдалины, на Карловом мосту скорбит по Спасителю и апостол Иоанн Богослов.

Это не первая Пиета, воздвигнутая на данном месте. Раньше здесь находилась вытесанная в 1695 году из камня Пиета руки скульптора Яна Брокоффа, которая позже была перенесена в сад монастыря Милосердных сестер. А в более раннее время, а именно в XV веке, на месте современной Пиеты располагалось изображение Распятия, снесенное мощным наводнением 1496 года.

Помимо Пиеты, сегодня на Карловом мосту располагается еще 29 скульптурных групп, посвященных католическим святым и имеющих свою уникальную историю.

Памятник Святому Вацлаву

В 1912 году перед зданием национального музея поставлена одна из достопримечательностей Праги, памятник святому Вацлаву работы Йозефа Вацлава Мысльбека.

Памятник Яну Гусу

Памятник Яну Гусу расположен в северной части площади и всем своим величием демонстрирует символ национального единства. Философ, провоповедник и руформатор, боровшийся за свободу чехов был признан еретиком в 1414 гожу, а спустя год был приговорен католической церковью к казни через сожжение.

Памятник Карлу IV

Памятник Карлу IV установлен на Кржижовницкой площади, у Карлова моста, в Праге. Он был воздвигнут в честь пятисотлетия Карлова университета в 1848 году. Этот четырехметровый бронзовый памятник выполнен в неоготическом стиле. Его украшают аллегории четырех университетских факультетов: Арношт Пардубицкий, Ян Очек Влашимский, Бенеш Коловратский и Матье Аррасский - знаменитые сподвижники короля.

Карл IV изображен держащим меч - символ его военных побед и статут университета. Стоит отметить, что Карлов университет, являющийся главным в стране, древнейшим в Центральной Европе, а также одним из старейших в мире, был основан императором в 1348 году.

Памятник Францу Кафке

Между Испанской Синагогой и костелом Святого Духа в Старом городе находится необычный памятник - памятник знаменитому австро-венгерскому писателю Францу Кафке.

Бронзовая скульптура, изготовленная по проекту Ярослава Роны, появилась в Праге в 2003 году. Памятник Кафке составляет 3,75 метров в высоту, а весит он 700 килограмм. Памятник изображает писателя на плечах у гигантского костюма, в котором отсутствует тот, кто его должен носить. Памятник отсылает к одному из произведений Кафки "История одной борьбы". Это история о человеке, который верхом на плечах другого человека бродит по улицам Праги.

Памятник жертвам коммунизма

Памятник жертвам коммунизма является многоскульптурной аллегорической композицией, размещенной у подножия Петршина холма в Малом граде Праги. Данный мемориал установлен в честь пострадавших от тоталитарного режима 1948-1988 годов. Памятник был открыт в 2002 году, его авторы – скульптор Олбрам Зубек и архитекторы Зденек Хользел и Ян Керел.

Скульптурная композиция состоит из 7 бронзовых фигур, которые изображены спускающимися по лестнице вниз. Каждая последующая статуя более «разрушена», чем предыдущая: сначала «теряются» конечности, затем появляются разломы в телах, и в конце концов создается впечатление, что человек постепенно растворился. По задумке авторов, памятник символизирует страдания политзаключенных в период коммунистического правления. В центре находится надпись, указывающая, сколько людей было арестовано, депортировано, умерло в тюрьмах, убито при побеге, казнено в те годы. А на размещенной рядом бронзовой табличке пояснено, кому посвящается данный памятник.

Памятник Яну Жижке

Памятник Яну Жижке – конная статуя Яна Жижки, установленная на холме Витков в 1950 году. Она символизирует собой память национальному герою Чехии – Яну Жижке, который на этом месте в 1420 году с четырьмя тысячами людей защитил Прагу от многотысячного войска крестоносцев.

Национальный памятник Яну Жижке находится в центре парка Витков, на вершине одноименного холма, практически в центре Праги.Величсетвенная статуя национальному герою Чехии имеет высоту девять метров без пьедестала и весит почти 17 тонн. Она состоит из 120 бронзовых частей и пяти тысяч болтов. Статуя Яна Жижки, является крупнейшим в мире бронзовым конным памятником. Ее спроектировал чешский скульптор Богумил Кафка, под влиянием работ Огюста Родена, но сам мастер не увидел собственного творения, поскольку погиб во Второй Мировой войне.

Памятник Ярославу Гашеку

Памятник Ярославу Гашеку, расположенный в Праге, выполнен в стиле модерна. Монумент представляет собой некий гибрид коня с барной стойкой. В центре нее располагается небольшой пьедестал с бюстом самого писателя. Конь выполнен из бронзы, стела и бюст писателя сделаны из камня. Внутри скакуна сделано огромное отверстие. По первоначальной идее, в этом месте должна была располагаться пивная бочка.

Автором памятника стал известный чешский скульптор Непраш Карел. Однако сам автор не дожил три года до его открытия. Памятник Ярославу Гашеку был открыт в 2005 году. Его открытие было похоже на национальный праздник. Во время этого мероприятия проходило выступление лучших чешских хореографических коллективов. В этот же день солдаты производили выстрелы из оружия и исполняли национальный гимн.

Кстати, памятник обошелся чешской казне в сто сорок тысяч долларов.

Памятник привидению

Пражане свои привидения по-настоящему уважают. И даже одному из них поставили памятник! Это Железный человек, статую которого вы обнаружите на углу здания Новой ратуши.

Дух Яхима Берки справедливо расплачивается за свои грехи. Вернувшись домой с войны, он, поверив сплетням, отверг свою невесту. Лишь женившись на соседской девушке, он узнал, какую ошибку совершил. Не только отвергнутая девушка и ее отец лишили себя жизни, но и его жена превратилась в ленивую пьяницу.

Он принял мужское решение: задушил жену и повесился в подвале. Но даже тогда не обрел покоя. Его дух блуждает по Платнержской улице, надеясь на избавление. Один раз в сто лет он может поговорить с чистой девушкой. Однако сегодня таких кот наплакал, а болтовня с потрепанными жизнью девицами Яхиму не поможет.

Памятник Антонину Дворжаку

Памятник Антонину Дворжаку был установлен на площади Яна Палаха перед знаменитым Рудольфиниумом, дворцом музыки и искусств.

Антонин Дворжак – всемирно известный чешский композитор, произведения которого прославили его родную страну. В его творчестве нашли выражение музыкальные традиции Богемии и Моравии, народная музыка и напевы его родной земли. В последние годы жизни Дворжак был директором Пражской консерватории, которая в то время размещалась в Рудольфиниуме - дворце в самом сердце города.

После Второй мировой войны на площади перед резиденцией симфонического оркестра Чехии был воздвигнут бронзовый памятник Антонину Дворжаку.


Достопримечательности Праги

Музей Франца Кафки, Прага, Чехия

Мои обычные демисезонные ботиночки, купленные со скидкой в 40 процентов на распродаже в одном сицилийском магазинчике, опровергли тот факт, что в Прагу надо обязательно ехать на плоской подошве. Да, каблук мой не высок, но многими советчиками и он был бы отвергнут, так как дорожки в Праге выложены брусчаткой, а небольшие спуски и подъемы по городу, вроде как, должны напрягать ноги. Нет и нет, скажу я вам! Даже шпильки подойдут для замысловатых дорожек Праги. Ведь на шпильках по узорчатым тропинкам придется идти медленно и внимательно, а это значит, что запомнится больше, и впечатления будут ярче.
Но даже в случае, когда девушка идет на шпильках, стоит ли сомневаться в ее профессионализме бегать быстро по переулочкам, если возникнет такое желание? Тем более, если навыки приобретались в русских переулках, где пражская брусчатка показалась бы гладкой, зеркальной тропой.

Наш приезд в Прагу. Бойлер и батарея

В Праге мы поселились в уютной маленькой квартире-студии моей подруги. Парадная дома украшена белой лепниной в виде цветочных узоров и голов, которые как бы выныривают из стен, завлекая погрузиться в мир древности. Еще за сутки до нашего приезда старый, советского времени, бойлер в квартире решил взорваться. Конечно, внутри подруги тоже случился взрыв и потоп.

— Я всегда думала, что он упадет мне на голову! Но чтобы вот так вот!

Буквально за пару часов до того, как мы приехали, котел заменили на новый, поэтому мысль не мыться в Праге все 3 дня испарилась в строительной пыли, которая аккуратно, по-европейски, лежала на полу, в раковине, на крышке унитаза - после замены умершего бака на живой.

— Я давно этого боялась. И совсем не уверена, что все будет в порядке, что вода будет идти горячая. Сколько я уже здесь живу? Кажется, 3 года, но вот произошло это сейчас. - Домывая пол, причитала о случившемся хозяйка бойлера. По дороге с вокзала мы делились разными впечатлениями друг с другом и, конечно, я рассказывала о том, как мы прожили зиму на Сицилии в замерзшем виде, сколько раз думали, что взорвется итальянская стуфа, как научились поджигать ее зажигалкой и вообще! Каким было мое удивление, когда в Праге, в сравнительно молодом доме не оказалось автономного отопления, к которому я уже снова привыкла в Будапеште. Та же самая газовая горелка была спрятана в коричневый корпус, за которым и тлел фитиль.

Карлов мост и исполнение желаний

На следующий день пешком мы вышли в сторону Карлова моста, обойдя Вишеград и оставив его на сладкое.

По дороге нам встретился знаменитый танцующий дом, в котором располагается картинная галерея и различные офисы.

На Карлов мост мы, как и все, поспешили, чтобы натереть пузо лежащему святому старцу. Стоит ли говорить о том, что всю дорогу, видя то там, то здесь причудливые памятники, узоры, лодки, людей, я, то и дело, загадывала свое желание еще и еще.




По дороге неизвестные предлагали самые различные услуги от катания на специальном авто до продажи марихуаны. Как известно, конопля в Чехии легализована, но только в том случае, если ее выращивать дома. Продавать с рук по закону нельзя.


Вернемся к исполнению желаний. До Карлова моста мы дошли от Вишеграда примерно за полтора часа.

Я столько раз загадала хорошую погоду, что на следующий день пошел снег в Праге. И было холодно только в те три дня, пока мы были там. Обидно? Нет, незабываемо!

Некоторые говорят, что на Карловом мосту для исполнения желания надо тереться носами. Другие утверждают, что надо обязательно: загадать какое-то число, например, 30, после скакать на левой ноге и проскакать вокруг себя таким образом, пока не упадешь. И если упадешь раньше, чем досчитаешь до 30, то желание не сбудется!


Присматривают место, которое надо потереть!
Обдумывают желание!
А вот здесь просто рабочие, которые чинят крышу рядом с мостом, на котором все что-то трут.

Но самый популярный вариант загадывания желания на Карловом мосту - это потереть живот или другую часть скульптуры, изображающую неслучайно упавшего в воду Яна Непомуцкого.

Собственно, мимо пройти не получится, потому что блеск живота озарит ваш путь еще задолго до того, как вы сделаете на мост первый шаг. Но бывают и такие, кто желание не хочет загадывать, поэтому их разыскивают. И что надо было человеку? Неужели сложно было натереть какую-нибудь статуэтку?

Кстати все опрошенные утверждают, что желания сбываются. Хотя мои уважаемые чешские друзья сказали, что следует всего-то прикоснуться к кресту, загадывая желания, совсем излишне натирать что-то.


Ну как же без джаза на мосту!

Но обратите внимание, что на мосту не одна фигура и крест светятся. Многочисленные детали известных монументов отполированы до блеска. А уличные музыканты, профессионалы в отличных ботинках, создают особые желание в голове!

Так же, как и важная деталь юноши неподалеку от Пражского града и Золотой улочки.


Женщина в раздумьях: а не потереть ли ему еще чего-нибудь, на всякий случай?

Слухов по поводу того какие именно сбываются желания, бродит много, и опять же, говорят, что желания действительно сбываются, так что имейте в виду! Тереть надо ответственно!

Чуть позже мы узнали о том, что такое Злата улочка и почему я не пожалела, что туда сходила.

Скульптура Кабурека

Городская скульптура – неотъемлемая часть любого большого города. В Праге она очень разная: от монументальных памятников до забавных небольших скульптур. Одна из последних – скульптура Кабурека, чешского водяного на острове Кампа.

В легендах старой Праги Кабурек занимает свое особое место. Он отличается от, например, русского водяного, который, как хозяин вод, редко появлялся на суше и часто утаскивал к себе в подводное царство кого-нибудь для собственного развлечения. Кабурек – водяной добрый. Больше всего на свете он любит пиво и красивых девушек, причем предпочитает бутылочное.

Легенда рассказывает, что в жизни водяной был обычным горожанином. Как и весь рабочий люд, любил Кабурек пропустить кружку-другую пива вечером после трудового дня. Возвращаясь домой, он упал в воды Чертовки и утонул. С тех пор бродит по Кампе миролюбивая нечистая сила, заходит в пражские пивные и проводит время среди горожан.

В свободное от посещений пивных время Кабурек собирает души утопленников в глиняные горшочки на дне в своем обиталище. Кстати гончар, у которого Кабурек берет горшки, тоже пользовался доброй славой.

Кабурек любит хорошее пиво, и если он появляется в пивной часто, то это большая честь для хозяина: в плохое заведение Кабурек не пойдет. Чтобы водяной чувствовал себя в заведении комфортно, хозяин ставил в углу бадью с водой: у Кабурека всегда должны были быть ноги и полы сюртука в воде.

Спугнули его дары цивилизации и технического прогресса. Как только в пражских пивных стали появляться граммофоны, потом музыкальные центры или, того хуже, телевизоры, Кабурек перестал появляться здесь. Бродит иногда по Кампе человек во влажном сюртуке, у прохожих просит бутылочку пива и дарит им свежую рыбу в благодарность.

Скульптор Йозеф Налепа решил запечатлеть забавного жителя острова и изваял статую Кабурека. Сидит он на колесе старой мельницы в позе мыслителя, покуривает трубочку, внимательно-задумчиво смотрит на воду, а может быть, в вечность. Такой водяной-философ, по-человечески понятный, со своими пристрастиями и слабостями, словом, с душой.

Статуя водяного на Кампе находится возле моста Влюбленных. На мосту совсем недавно появились замочки: каждая влюбленная пара считает своим долгом закрепить таким образом свой союз. Из-за этого скульптуру Кабурека часто не видно. Только приглядевшись, можно увидеть человечка в шапке и зеленом сюртуке, который присел рядом с речкой поразмышлять о смысле человеческой жизни.

Скульптура «Плащ совести» или «Пустой плащ»

У входа в старинный пражский Сословный театр гостей поджидает необычный привратник. На пьедестале восседает закутанная в плащ фигура. Но это вовсе не трюки уличных артистов! Если приглядеться, то мурашки поползут по спине - под бронзовыми складками плаща никого нет...

Табличка под скульптурой поясняет: статуя изображает призрачного Командора, персонажа оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера музыкального шедевра состоялась в 1787 году именно в этом театре, причем автор лично дирижировал оркестром. В наши дни это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, стены которого лицезрели великого австрийского композитора. Ходили слухи, что Моцарт консультировался в Праге с легендарным сердцеедом Джакомо Казановой, ставшим прототипом Дона Жуана.

Знаменитая драма, завязкой которой стала дуэль распутного повесы и севильского вельможи, вдохновила не одно поколение деятелей культуры и известна нам, прежде всего, по пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость». Отец, стремясь защитить честь дочери от поругания, пал жертвой Дона Жуана, но вернулся с того света в виде надгробной статуи, чтобы отомстить убийце. Мятежный бестелесный дух Командора, активно вмешавшийся в дела смертных, стал источником вдохновения для чешского скульптора Анны Хроми, автора статуи возле Сословного театра.

Авторский замысел гораздо шире и не ограничивается духом мщения. С юности увлекавшаяся творчеством сюрреалистов, Анна Хроми разработала целую концепцию «Плащей совести». Пустоту, обрамленную плащом, она трактует, как нематериальные следы, остающиеся в нашем мире после ухода человека. Ими может быть любовь, творческое наследие, мстительность, обида... Они не существуют материально, о чем говорит пустота под плащом, но их импульсы продолжают трансформировать реальность, придавая ей формы, подобно складкам ткани поверх духовной сущности Командора.

Творческая идея была воплощена в цикле идентичных мраморных скульптур возле кафедрального собора Зальцбурга, перед Сословным театром в Праге, перед средневековой церковью Св. Северина на фрисландском острове Силт, в Королевском дворце князей Монако и около Национального археологического музея в Афинах, где в 2007 году прошла выставка работ Хроми.

Проект длился с 2005 по 2011 год и вызвал огромный интерес как у простых обывателей, так у знаменитостей. Персональные копии «Плаща» приобрели римские папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, певец Андреа Бочелли, семьи итальянских бизнесменов Ферреро и Феррагамо.

В 2010 году Хроми создала юбилейную коллекцию «Плащ для мира» со статуями, выкрашенными в геральдические цвета 200 стран мира. По идее автора под плащом оказались неуловимый национальный менталитет каждого народа и дружеские чувства, объединяющие их в человечество.

Таким образом, каждый волен наполнить содержимое плаща любыми эмоциями, что делает эту скульптуру универсальным отображением безграничной человеческой души.

Скульптура «Младенцы» в Праге

В 2000 году на телевизионной башне Жижкова в Праге была размещена скульптурная композиция огромных (длиной около 3,5 метров) безликих младенцев, которые ползут на большой высоте вниз и вверх по стенам этого здания. Появление этих инопланетных младенцев на скучной телевизионной башне, которая напоминает о коммунистическом прошлом города, превратило ее в одно из самых известных и популярных объектов Праги у туристов.

Зимой в 2000 – 2001 году власти города решили демонтировать фигуры малышей, поскольку крепеж их не был рассчитан на дополнительную массу снега. Но местные жители уже успели полюбить здание телебашни в ее новом обновленном облике, а потому встали на защиту скульптуры. Городская администрация пошла навстречу горожанам и, после улучшения системы крепежей, «Младенцы» вновь вернулись на свое место. Скульптор очень тщательно выбирал месторасположение каждого своего «подопечного», но до сих пор остается недоволен расположением одного из них.

Гигантские младенцы были задуманы Давидом Черным еще в 1994 году, тогда он жил Нью-Йорке. Изначально композиция скульптур предназначалась музею современного искусства в Чикаго. Но этот музей не смог найти денег на инсталляцию, а потому фигуры несколько лет кочевали по разнообразным выставкам.

Младенцы в парке Кампа

В 2008 году в парке Кампа возле музея «поселилось» еще три гигантских черных малыша со штрих-кодами вместо лиц. Скульптуры отлиты в бронзе, каждая, как и ее «жижковский брат», по 3,5 метра длиной, а высотой около 2,5. Вес каждого малыша 100 кг. Скульптурная композиция «Младенцы» пользуется огромной популярностью у туристов и является одной из наиболее значимых инсталляций открытой части музея на Кампе.

Здесь каждый желающий может рассмотреть их поближе, сфотографировать и даже залезть на известных малышей.

Все скульптурные композиции Давида Черного имеют скрытый смысл. Вот и «Младенцы» тоже. Малыши без лиц выражают протест скульптора против абортов.

Скульптура «Висящий человек» в Праге

У случайного прохожего на Гусовой улице может от неожиданности екнуть сердце: на стальной мачте, торчащей с крыши одного из дома, болтается человек! Кто это? Висельник-самоубийца или попавший в беду человек?! Случается и так, что взволнованные туристы вызывают полицейских или пожарных. Что ж, на подобное внимание к своему детищу и рассчитывал скульптор-провокатор Давид Черный (David Cerný), подвесивший в 1997 году скульптурное изваяние человека, держащегося рукой за балку, на пражской улице. Произведение было приурочено к выставке «Респект 97».

Уникальная скульптура высотой в 220 см – одно из многих творений всемирного известного чешского скульптора в Праге. Неизменно эпатирующий и часто раздражающий сограждан своими работами Черный заработал тем не менее международное признание. Скульптура «висящего человека» («Viselec») объездила мир и была «вывешена» на Чешском культурном центре в Берлин, на Национальном театре и на посольстве Чешской Республики в Лондоне и многих других. На выставке в Чикаго в 2007 году даже приключился казус с полицией, приехавшей «спасать» потенциального самоубийцу.

Но неужели «висящий человек» был создан только с целью вызвать испуг? Некоторые чешские обыватели, да и другие представители бывшего Восточного Блока, находят портретное сходство скульптуры с Владимиром Лениным и видят в работе политическую сатиру на приказавший долго жить коммунистический рай. Однако сам скульптор утверждает, что фигура олицетворяет австрийского отца психоанализа Зигмунда Фрейда. Уцепившийся одной рукой за спасительную балку профессор как бы завис над пропастью Бессознательного, в которое он одним из первым заглянул на стыке XIX и XX веков. Продолжая игру с публикой, Черный предлагает и другое, более скандальное, толкование: скульптура символизирует оторванность интеллигенции от простого народа, которому чужды дебри психоанализа. Провокация удалась на славу: интерес к произведению не угасает, и предлагаемые трактовки позволяют современным психоаналитикам заглянуть в потайные уголки сознания толкователей.

Скульптура «Перевернутый Конь»

Какими только эпитетами не называют доброжелатели скульптуру «Перевернутый Конь» и ее автора Давида Черного. Одно бесспорно: этот шедевр создал поистине уникальный скульптор, в работах которого удивительно переплелись тонкий юмор, политическая и социальная сатира, провокационность и недюжинный талант.

Перевернутый Конь – пародийная копия конной статуи Святого Вацлава, одного из особо почитаемых в Чехии святых.

В 1999 году на Вацлавской площади был установлен новый Вацлав, исполненный Давидом Черным: скульптурный святой, невозмутимо восседающий на перевернутом, подвешенном за ноги, мертвом коне со свисающим изо рта языком.

Изначально предполагалось установить работу в главном здании чешской почты, но руководство отвергло этот вариант и скульптуру разместили с противоположной стороны площади, в нижнем ее конце, напротив своего прототипа. Через небольшой промежуток времени памятник перенесли в торговый пассаж «Люцерна», что на Водичковой улице.

Хозяйкой дворца Люцерн был предложен вариант установки «Коня» под куполом галереи пассажа. И вплоть до сегодняшнего дня огромная фигура перевернутой и подвешенной за ноги лошади – высота памятника около 5 метров, а длина около 3 – свисает из-под купола торгового центра.

Интересно, что язык, свисающий изо рта мертвого коня, постоянно меняет цвет. С чем это связано? Его приходиться часто реставрировать, потому что с завидной периодичностью лошадь остается без языка.

Бывает, это хулиганит местная молодежь, хвастаясь перед сверстниками оторванным кусочком – это в молодежной среде считается своего рода подвигом, бывает, туристы похищают на память частичку уникального произведения, а подобрать материал для нового языка по цвету очень сложно.

Экскурсоводам нравится приводить туристов в торговый центр и рассказывать о перевернутом коне и периодических похищениях языка.

Скульптура «Стул на Влатве»

Скульптура «Стул на Влатве» является частью экспозиции музея современного искусства, расположенного на острове Кампа. Скульптура представляет собой действительно огромный стул с погнутой ножкой. Кстати, идейный замысел скульптора до сих пор не известен. По этому поводу идет много споров и существует много домыслов, каждый желающий может выдвинуть свою версию, какой бы безумной она не казалась.

В 1980-е годы чешский скульптор Магдалена Етелова создала четырехметровую скульптуру стула. Только в 2002 году она увидела свет и была представлена на суд публике. Скульптуру установили на шлюзе реки Влатвы. Однако простояла она недолго, во время наводнения в июне волны реки смыли двухтонный стул с постамента. Скульптуру нашли более чем в 40 км ниже по реке. Гигантский стул был полностью разрушен водой. Восстановлению скульптура не подлежала.

Город не скоро оправился после этого крупного наводнения. Но местные жители успели полюбить эту немного странную скульптуру. Они отождествляют ее с музеем Кампа, считают этот стул символом современного искусства. Поэтому в 2003 году студенты-энтузиасты Изобразительно-промышленной школы построили современную версию, точную копию разрушенной скульптуры. Современный арт-объект получил название «Возвращение стула – 2». Скульптуру установили на прежнее место, так что она по-прежнему указывает путь к музею, являясь своеобразным маяком заведения.

Современный стул несколько «подрос», высота его составила 6 метров. А поскольку весит скульптура теперь 8 тонн, вместо 2, то и подъем воды ей больше не страшен. Новый стул сможет выдержать наводнение любой силы.

Скульптура «Стул на Влатве» органично вписывается в окружающий пейзаж, достойно выделяясь на фоне других арт-объектов экспозиции музея.

Скульптура Ласточка

Один из многих комплексов старинных зданий Праги Клементинум стал самым настоящим родителем небольшому, но очень интересному современному памятнику – скульптуре «Vlaštovka - Влаштьовка (Ласточка)» Магдалены Поплавской.

Эта скульптура имеет простую, но вместе с тем трогательную историю. Все произошло словно в какой-то странной сказке.

В одном из самых старых и красивых замков Клементинуме однажды проводили выставку дипломных работ студентов одной из художественно-промышленных школ Праги. На ней было представлено множество работ молодых авторов, среди которых была пластиковая скульптура, созданная обычной девушкой по имени Магдалена Поплавска. Это была статуя сидящей маленькой девочки, которая держала в руках фигурку, сложенную из бумаги. Каждый из посетителей видел в ее руках то самолетик, то журавлика, то ласточку.

По окончании экспозиции все студенты забрали свои работы, а девочка почему-то осталась забытой. После закрытия выставки по странному стечению обстоятельств она прижилась в замке на долгие годы. Потом кто-то посадил пластиковую девчушку на крышу одной из построек комплекса Клементинум, и она, свесив свои ножки, сидит на том здании до сих пор и словно наблюдает за прохожими, собираясь запустить в них фигуркой из бумаги.

Существует еще одна версия дальнейшего развития событий: люди рассказывают, что хозяйка этой работы вернулась и забрала девочку, но скульптура к тому времени настолько полюбилась пражанам, что они дружно потребовали ее вернуть, и девочка снова приехала в «отчий дом» Клементинума.

Туристы, которые смотрят на девочку, сидящую на крыше, часто путают фигурку с настоящим ребенком. Часто можно услышать восклицания и размышления о том, как же ребенок мог попасть на такую высоту, а иногда по этому поводу происходят нешуточные волнения.

Никто так точно и не понял, что же за фигурка находится в руках у ребенка. До сих пор все называют ее по-разному: самолетиком, ласточкой или журавликом. Позже местные жители Праги определились и ласково назвали скульптуру «Ласточка». Может быть потому, что именно ее им больше всего напоминала бумажная фигурка, но причиной вполне мог стать и тот факт, что сама девочка, бесстрашно расположившаяся на высоте более 4 метров, ассоциируется у горожан с этой отважной птичкой.

«Гармония или скульптура Молящегося»

Расположилась в Праге, на берегу реки Влтава.

Она воздвигнута в честь известного индийского философа-гуманиста, проповедника, художника, поэта и писателя Шри Чинмоя.

Еще в 12-летнем возрасте Шри Чинмой присоединился к духовному сообществу Шри Ауробиндо. С того момента вся его жизнь была посвящена изучению скрытых божественных сил с тем, чтобы раскрыть внутреннюю энергию и знания человека и сделать его лучше. Со своими последователями он приезжал во многие страны, неоднократно посещал Прагу.

В 2007 году Шри Чинмой ушел из жизни. Два года спустя во многих городах мира, в том числе в столице Чехии, появились монументы как дань памяти и уважения к его светлому учению.

Он был другом и учеником Шри Чинмоя. В своих интервью всегда подчеркивал, что стать скульптором ему помогла поддержка его духовного учителя.

Вдохновившись идеями и философским учением человека, мантры, ум и сердце которого были посвящены Миру и Вселенской Гармонии, в 2009 году Кайвалья создал в его честь монумент.

Рукотворное произведение, созданное человеком, без нарочитого эффекта, просто и естественно вписалось в природную среду, расположившись среди спокойной глади реки, неба и деревьев.

Мужская фигура человека, изображенного в полный рост и облаченного в традиционную индийскую одежду, запечатлена в момент медитации. Благообразное лицо проповедника не только строгое, но и доброе. Его поза спокойна и торжественна. А руки, сложенные в молитвенном жесте, - как знак сопричастности к Всевышнему Разуму, дающему всему живому смысл существования.

В 2013 году в Праге было наводнение, очень эффектно смотрелась скульптура, оцените сами.

Веря, что именно духовность, а не политика принесет в мир гармонию, Шри Чинмой написал полторы тысячи книг. Он создал музыку для медитации, картины и песни. Разработал уникальную программу - «Поднимая Мир Сердцем Единства». Ее цель – отмечать выдающиеся достижения людей в любой сфере деятельности, тем самым вдохновляя их и делая человечество более благодарным и совершенным.

Каждый день к памятнику Шри Чинмоя приходят сотни людей.

В эпоху, когда мир потерял свою устойчивость, а искусство утратило идеалы, фигура Молящегося предстаёт символом времени, таящем надежду и вселяющем веру в Добро и Разум.

Скульптура молящегося человека находится между Карловым мостом и мостом Легии прямо около музея Кампа.

Скульптура Франца Кафки

Скульптура Франца Кафки стоит вблизи от торгового центра Quadrio над станцией метро, которая называется Národní třída.

При строительстве статуи было учтено, чтобы она бесперебойно работала при обычной погоде в Праге. При сильном морозе либо снегопаде на статую одевается специальная «обертка».

С самого начала предполагалось, что на площади будет находиться произведение искусства. Инвесторы связались с Давидом Черным, у которого имелись три различных предложения, после чего был сделан выбор в пользу данной скульптуры.

Памятник Франца Кафки выполнен в виде гигантской головы из нержавеющей стали, высотой в 10 метров и весом 45 тонн. Она состоит из 42 вращающихся в разных направлениях дисков (сами диски весят 38 тонн, а остальной вес приходится на 1 километр электрических проводов). Диски имеют свойство трансформироваться в портрет Франца Кафки на несколько секунд, а потом скрывать его, обращаясь в зеркало, котором можно увидеть отражение близлежащих зданий. Небольшие зеркала расположены внизу скульптуры, которые выполняют ту же функцию - отображать окружение скульптуры. Максимальная скорость вращения каждого диска – 6 оборотов в минуту, скорость вращения регулируется удаленно (говорят, что сам Давид Черный, управляет скульптурой).

Такая необычная зеркальная скульптура Франца Кафки в Праге обошлась муниципалитету в 30 миллионов крон.

Давид Черный объяснил свою концепцию так: "Творчество Кафки оказало большое влияние на Прагу и, следовательно, голове принадлежит Торговый центр и центр Праги."

Франц Кафка - довольно известный во всем мире чешский писатель-сатирик. Возможно, скульптор хотел показать своим произведением многоликость, многогранность писателя.

Скульптура Три ведьмы ”полетухи”

Одной из cамых знаменитых и мистических скульптур в столице Чехии является парковая скульптура трех ведьм -«полетух», расположенная во Франтишканском саду, неподалеку от католического храма. Постамент трех ведьм-полетух – это образец классической французской парковой архитектуры. Он был выполнен известным скульптором и архитектором Йозефом Климешем.

Скульптура представляет собой трех каменных барышень, раскинувших руки и устремившихся друг за дружкой в ритуальном танце шабаша. О том, что скульптурные ведьмы именно танцуют, говорят их летящие одежды и убранные с лица волосы. Ведьмы-«полетухи» украшают постамент небольшого питьевого фонтана.

Прообраз скульптуры трех ведьм – летающие злые колдуньи, которых, по легендам, видели в этой местности около 100 лет назад.

Скульптурная композиция трех ведьм-«полетух» – необычна в своем исполнении. В отличие от других каменных статуй мистической тематики, она не наследует стилистику готики и не стремится подчеркнуть внешнее безобразие и ужас. Образы летящих ведьм, хотя и не слишком детализированы, все же – достаточно миролюбивы. На первый взгляд они совершенно безлики, лишены характера и похожи друг на друга. Однако, если присмотреться, выражение лица каждой из трех ведьм выражает определенную эмоцию.

Примечательно, что у изваяний, имеющих человеческое лицо, отсутствуют глаза. Но зато их лица украшают легкие улыбки, которыми скульптор, вероятно, хотел подчеркнуть иронию нахождения подобной скульптуры в столь религиозном месте, а также напрасные суеверия туристов.

С тыльной стороны все три каменные фигуры – полые. С помощью такого приема автор скульптурной композиции избавлялся от монументальности. Кроме того, игра света и тени на камне добавляет скульптуре выразительности и таким образом компенсирует отсутствие проработанных форм и черт лица фигур.

В Праге скульптура очень популярна, потому что в ночь с 30 апреля на 1 мая столица Чехии отмечает Вальпургиеву ночь, в программу празднования которой входит посещение фонтана трех ведьм-«полетух».

Скульптура «Подхалимство»

Одна из наиболее провокационных скульптур Давида Черного. Сатира, остроумие и откровенный злой юмор, выраженные в скульптуре, плещут через край, обнажая и высмеивая подхалимство как человеческий порок.

Иронизируя на тему угодничества и пресмыкательства одного человека перед другим, Давид Черный в 2003 году представил взору зрителей 2 белые фигуры пятиметровых обнажённых безголовых мужчин, упирающихся руками в бетонную стену. Мужчины наклонились к земле под углом 90º и являют миру самые нелицеприятные части своих тел, предназначенные явно не для поцелуев.

Таким провокационным образом Давид Черный максимально точно передаёт суть подхалимства, напрямую указывая, в чем именно оно выражается во взаимоотношениях между людьми. Отсутствие голов у статуй «мягко намекает» на глупость и умственную недалёкость подхалимов и тех, кто поддаётся воздействию их лести.

Примечательно, что безголовость фигур говорит не только об «отсутствии мозгов», а, следовательно, низком интеллектуальном развитии, но и об отсутствии лица. Казалось бы, очевидная вещь – нет головы, нет лица. Но и здесь прослеживается тонкая ирония Черны: подхалим безлик, он теряет свое лицо, уничтожает себя как личность.

Способ выражения мысли словно призван вызвать отвращение у наблюдателей к пороку и людям, им страдающим, ведь изображённое скульптором подхалимство воспринимается как нечто грязное и унизительное.

Однако сатира и «скульптурное злословие» автора не ограничиваются исключительно монументальным выражением мысли. В своей работе, помимо высмеивания духовных пороков, Давид Черный заключил и ядовитую политическую иронию. Ознакомиться с ее содержанием можно, поднявшись по специально установленной железной лестнице и заглянув в гиперболизированные анальные отверстия статуй, словно в клоаку политической жизни.

Вниманию взобравшегося по лестнице человека предстаёт без остановки повторяемое видео с Вацлавом Клаусом, экс-президентом Чехии, и Миланом Книжаком, известным чешским художником, скульптором, музыкантом и диссидентом. Сюжет видео прост и одновременно едок: Милан Книжек с особым усердием и старанием кормит Вацлава Клауса кашей, стекающей по подбородку бывшего президента Чехии и капающей на стол, и всё это под знаменитый трек Queen «We are the champions».

Если покопаться в истории, становится очевидным следующий факт. В течение своей жизни Давид Черный неоднократно выступал с критикой Вацлава Клауса, который занимал пост премьер-министра Чехии в период 1993 – 1997 годах, а позже в 2003 был избран президентом страны. Именно в 2003 году Черным была создана скульптура «Подхалимство». Совпадение ли?

«Памятник подхалимству» установлен в настоящем центре современного искусства Чехии – галерее Futura. Галерея, как и хранимые в её лоне скульптуры, резко отличается от себе подобных: Futura представляет собой отреставрированную фабрику, сохранившую дух индустриального прошлого.

Скульптура «Притча о черепе»

На Златой улочке, на территории Пражского града, размещена достаточно необычная, отлитая из бронзы, скульптура, название которой очень философское – «Притча о черепе». Хотя пражане считают, ей больше подойдет название «Смерть насилует жизнь».

Скульптура представляет собой человека, который находится в смиренной коленно-локтевой позе, на спине у него расположился громадный череп. Не менее интересна скульптура и сзади, здесь можно увидеть отполированные до блеска туристами мужские достоинства, скорее всего, к удаче. Вес этой скульптурной композиции превышает 500 кг.

Инсталляция изготовлена известным пражским скульптором-авангардистом Ярославом Рона в 1993 году. Он потратил на ее создание более 250 тысяч крон (приблизительно 8500 евро). Мастер получил мировое признание благодаря своей действительно уникальной работе «Памятник Францу Кафке». Он – художник, скульптор и график, автор удивительных эскизов к киноленте «Америка Франца Кафки», а также он является постоянным сценаристом театра «Sklep».

У каждого, увидевшего эту скульптуру, возникают противоречивые чувства. Огромный череп, подавляющий своей массой безликого человека, заставляет задуматься о, наверное, самом главном – что есть смерть. «Притча о черепе» еще раз напоминает, что ничто не вечно, и всему когда-то приходит конец. Скульптура показывает, насколько беспомощен человек перед смертью. Некоторые пражане также считают скульптурную композицию памятником узникам древней тюрьмы Далиборка, которые когда-то умерли в ее стенах. То есть, главной идеей этого шедевра, отлитого в бронзе, является напоминание о смерти. Хотя некую угнетенность от увиденного скрадывает традиция, придуманная туристами, потереть на счастье мужские достоинства.

Сам Ярослав Рон заявляет, что данная скульптурная композиция, как и многие другие его работы, посвящены Францу Кафке, а если выразиться точнее, его произведениям. Инсталляция очень точно олицетворяет черты и характер персонажей его произведений. Литературные сочинение Кафки пронизаны абсурдом и страхом перед враждебным внешним миром, высшими авторитетами, которые пробуждали в своих читателях соответствующие тревожные чувства. Сегодня подобную гамму чувств испытывает каждый, увидевший скульптуру «Притча о черепе». Расположение скульптуры не случайно. Ведь в одном из этих домов на Златой улочке жил когда-то Франц Кафка.

Памятник Францу Кафке в Праге

Один из пражских памятников выдающемуся писателю XX века, певцу абсурда Францу Кафке, расположился неподалеку от места его рождения, между Пражским еврейским музеем и костелом Святого Духа. В конце XIX века здесь находились ворота между районом отверженных – иудейским Йозефовым кварталом – и христианской Прагой. Мрачные мистические легенды, витавшие вокруг еврейского гетто, нашли отзвук в фантасмагорическом мире кафкианских произведений, которой, в свою очередь, служит источником вдохновения для художников настоящего.

Скульптурная композиция, созданная Ярославом Роной (Jaroslav Rónа) в 2003 году, часто включается в десятку самых необычных памятников мира. Кафка восседает на плечах пустого костюма, шагающего по улице по щиколотку в мостовой. Писатель жестом указывает направление своему носильщику. Кафка был вечным скитальцем в родном городе: творил на немецком языке, поскольку Чехия была частью Австро-Венгерской империи, сменил 13 съемных квартир, не получил признания при жизни... Можно только догадываться, знал ли он наверняка, куда держит путь.

Одна из версий восходит к рассказу Кафки «История одной борьбы», герой которого позавидовал случайному попутчику и взобрался к нему на плечи, чтобы увидеть мир чужими глазами. Оказавшись в «чужой шкуре», герой новеллы избавился от зависти к незнакомцу, поскольку у каждого своя боль...

Другое предположение связано с пражскими мифами о Големе – глиняной кукле, которую раввин Леви волшебным образом оживил и сделал своим слугой. Под влиянием иррационального метафизического наследия Кафки оказались многие гуманитарии. Оно оказало огромное влияние на европейскую литературу и философскую мысль, исподволь «направляя» их.

Статую можно также воспринимать как призыв подняться над собственной мелочностью и зашоренностью. Ведь человек часто закован в свои привычки, как в костюм, и неадекватно оценивает происходящее вокруг. Более того, внешнее проявление должно подчиняться внутреннему, то есть человек должен быть способен управлять своим имиджем, указывать ему, куда следовать. Только тогда он обретает истинную свободу.

Некоторые усматривают в скульптуре Роны социальную сатиру на безликий бюрократический аппарат, в котором чиновники равнозначны своим функциям. Тут не лишне вспомнить блистательный роман «Мастер и Маргарита», в котором пустой костюм отлично справляется с должностными обязанностями.

Такое обилие толкований вполне в духе книг писателя, которые затягивают, как омут, но при этом избегают прямых ответов на возникающие вопросы.

Скульптура London Booster

Знаменитый чешский скульптор Давид Черный давно известен всему миру благодаря своим необычным творениям. В них автор показывает мировые реалии в юмористическом, даже немного сатиричном свете. И вот, в 2012 году мир увидел новый шедевр знаменитого чеха – скульптуру London Booster.

Это произведение искусства находится на родине скульптора, в Праге, посмотреть на него может любой желающий. Достаточно посетить торговый центр Ходов, рядом с которым на одной из детских площадок и находится это творение. Оно представляет собой всем известный лондонский двухэтажный автобус с ягодицами, который отжимается от пола на двух гигантских руках. Сделаны эти руки из обрезков металлических труб, а внутри «спортсмена» скрыт электрический мотор, который приводит всю конструкцию в движение. Механизм оснащен мощной гидравликой, позволяющей поднимать автобус на большую высоту. Автор оставил транспортному средству традиционный красный цвет, но немного переоборудовал внутренний интерьер, а окна снабдил экранами, на которых транслируются видеоролики. Также зрители рассказывают, что при совершении упражнений «спортсмен» убедительно кряхтит и вздыхает, что придает ему еще большей натуралистичности. Посмотреть на это чудо можно каждый день с 15.00 до 15.30. Единственное условие, при котором спортсмен не работает – плохая погода (сильный дождь или снегопад).

Почему именно автобус? И почему мастер сотворил из него исполинских размеров спортсмена? Как объясняет сам Давид, такие автобусы являются визитной карточкой города. Само открытие инсталляции было приурочено к Олимпиаде в Лондоне, где, собственно и находилась скульптура на протяжении всей Олимпиады. Скульптор, вероятно, хотел создать некий символ для всех спортсменов.

Насчет вида упражнений автор скульптуры тоже имеет свои пояснения. Как говорит Черны, отжимания – это те упражнения, которые обязательны для исполнения в тренировочной программе любого спортсмена. Причем, это не зависит от вида спорта, весовой категории или половой принадлежности. Кроме того, отжимания – это способ улучшения дисциплины в армии, исправительных лагерях и тюрьмах.

Тема автомобилей в творчестве Давида встречается довольно часто. Ранее им были созданы скульптуры в виде автомобиля на четырех человеческих ногах и авто на фасаде Пражской галереи. А инсталляция London Booster продолжает удивлять тысячи туристов и по-прежнему сохраняет память об Олимпиаде. Творец надеялся, что механизм сохранит стойкость, по меньшей мере, до конца Олимпийских игр, но спортивный автобус превзошел все ожидания и прекрасно работает до сих пор.

Каждый день с 15:00 до 15:30 автобус приводится в действие, что приводит детей в полный восторг.

Скульптура «Эмбрион»

В Праге на углу ничем не примечательного здания нечто привлекает внимание абсолютно всех прохожих. Это нечто – скульптурная композиция скандально известного чешского скульптора Давида Черны, название которой «Эмбрион». Здание, сливная труба которого послужила пуповиной этой удивительной инсталляции, является театром Na Zabradli.

Давид Черны создал скульптуру, напоминающую человеческий зародыш, еще в 1996 году. Для ее изготовления он использовал три материала – металл, эпоксидную смолу и пластик. Внутрь инсталляции скульптор внедрил обычные светодиоды. Высота эмбриона 120 см.

Появление «Эмбриона» на водосточной трубе было приурочено к юбилею пражского театра Na Zabradli, а ему исполнилось 50 лет. Именно таким образом Давид Черны решил поздравить театральный коллектив. Эмбрион разместился на углу фасада дома, прилепившись к водосточной трубе, как инопланетное существо из фантастической киноленты, а произошло это 9 декабря 2008 года. Изготовление и размещение инсталляции Давид Черны провел за свой счет. Вот такой необычный подарок получил театр на свой «день рождения».
Эмбрион 2

Несмотря на то, что это абсолютно не противоречивая скульптура, а к тому же она прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и вполне органично смотрится на внешнем фасаде здания, скульптору все же пришлось выслушать множество критических замечаний в свой адрес. Многим она пришлась не по нраву.

После монтажа футуристического зародыша лицедеи, простые сотрудники и даже управление театра распределились на два враждующих лагеря. Одним скульптура понравилась и они довольны подарком, а другие требует ее немедленно демонтировать. Это противостояние, к сожалению, заметно и сцене, враждующие стороны с трудом сосуществуют здесь. Но пока эмбрион все еще находится на своем месте.

Несмотря на расхождения во мнениях горожан, это скульптура однозначно пользуется популярностью у туристов. Во-первых, этот «Эмбрион», по задумке скульптора, символизирует зарождение творческой жизни. Во-вторых, после захода солнца зародыш начинает мерцать розовато-красным цветом, что придает общей атмосфере города некую таинственность. Абстрактная фигура вызывает повышенный интерес у туристов и ночью своим загадочным приятным свечением и миганием. Ну, а, в-третьих, это творение руки Давида Черны, а он для Праги, как Антонио Гауди для прекрасной Барселоны.

Скульптура «Красные автомобили»


Идея создать в Праге международный центр современного искусства, в котором чешские и зарубежные деятели искусств могли обмениваться идеями и со-творить, зародилась у скульптора-авангардиста Давида Черного в 2000 году.

Изначально площадку планировалось открыть в здании бывшего мясокомбината в промышленном районе Holešovice. Скульптор придумал для центра оригинальное название «MeetFactory» (в вольном переводе «Фабрика встреч»), пользуясь созвучием английских слов «meet» (встречать) и «meat» (мясо). Этот каламбур дал толчок для развития идеи оформления здания. Черный изготовил из стеклопластика два кроваво-красных автомобиля в натуральную величину, которые должны были висеть на стене у входа, напоминая издалека окровавленные мясные туши на крюках.

Однако наводнения в Праге в 2002 году воспрепятствовали реализации проекта в Holešovice, и клуб MeetFactory открылся только в 2005 году в помещении опустевшего склада в районе Smíchov. До переезда в Smíchov красные автомобили Черного выставлялись во дворце Veletržní Palác. Сегодня они украшают фасад MeetFactory, следуя авторской задумке. Они видны отовсюду и, словно маяк, притягивают к себе посетителей. Ассоциации со скотобойней также усиливают красные потеки, нарисованные на стенах клуба.

Несмотря на кровавые аллюзии, задачи арт-площадки MeetFactory, которой Черный заведует совместно с Давидом Коллером и Элис Неллис, исключительно мирные. Она объединяет и поддерживает все направления современного искусства: живопись, театр, кино и музыку - и стремится приблизить их к народу. Выставочные залы дают шанс молодым художникам со всего мира найти своего зрителя. Насыщенная музыкальная программа предлагает до 6–8 событий в месяц, включая электро- и инди-вечеринки, на которых можно приметить самого Черного с банкой пива. Помимо прочего, красные автомобили символизируют атмосферу «улетного» веселья, царящую в клубе.

Скульптура-фонтан «Писающие мужчины» в Праге

Фонтан (Čůrající postavy) находится неподалеку от здания музея Франца Кафки, который является не совсем музеем в традиционном понимании. Скорее это передвижная выставка, оставшаяся в городе на достаточно длительный срок (около 10 лет). Экспозиция ее расположилась на территории бывшего кирпичного завода Гергета. Вот подле него и стоит интересная, просто поражающая воображение, скульптурная композиция.

Инсталляция выполнена в некотором совершенно абсурдном стиле, в принципе, как и произведения гениального писателя Франца Кафки. Она представляет фонтан, образованный стоящими друг напротив друга двумя писающими мужчинами. Интересно, что средняя часть скульптур может поворачиваться из стороны в сторону. Благодаря этому движению, фонтанчики и вырисовывают разнообразные фигуры на воде.

Автор этого монумента – скульптор и художник Давид Черный. Он действительно создал достаточно необычный «памятник» мужчинам, которые справляют малую нужду на карту Чехии и одновременно «вычерчивают» около себя изречения известных пражан.

Принцип работы этого hi-tech-творения очень прост. Части тела бронзовых мужчин, высота которых 2 метра 10 сантиметров, передвигаются электромоторами, установленными внутри мужчин, а управляет ими компьютер. В результате работы моторов перемещается также и струя воды, создавая, таким образом, у подножия статуй очертания различных символов.

Привычную «работу» этих мужчин, которые столь непривычным способом цитируют знаменитостей, можно приостановить. Для этого необходимо с мобильного телефона отправить короткое SMS-сообщение на номер (+420 724 370 770), указанный рядом с необычным фонтаном. Через несколько минут после получения послания, мужчины постараются воспроизвести его содержание. Интересно, что движения статуй выглядят при этом очень натурально. Эта особенность скульптуры привлекает всеобщее внимание. Здесь всегда много туристов.

Давид Черный достаточно скандальная личность. Однако благодаря такому необычному и вызывающему сочетанию постыдного и смешного люди и обращают внимание на находящийся рядом музей Кафки. Скульптурная композиция «Писающие мужчины», как и многие его работы, также вызвала резкую критику общественности, но, тем не менее, получила такое же широкое признание и стала еще одной яркой достопримечательностью Праги.

О знаменитой скульптуре «Писающий мальчик», установленной неподалеку от площади Гран-Палас в Брюсселе, известно, пожалуй, каждому туристу. А знаете ли вы, что в чешской столице находится его «конкурент»? Точнее, даже два. Речь о памятнике писающим мужчинам, установленном во дворе Музея Франца Кафки, что находится в Малой Стране, по левую сторону от Карлова моста (расстояние между ними не более 50 метров). Автором оригинальной работы является , популярный у себя на родине и за рубежом художник и скульптор.

Скульптурная композиция в виде фонтана установлена прямо напротив , где, к слову, хранятся личный дневник писателя, письма, фотографии и его книги. Выглядит она так: двое отлитых из бронзы мужчин стоят друг против друга и справляют малую нужду. Делают они это, разумеется, не на дорожное покрытие, а в неглубокий резервуар. Если вы подумали, что он обычный, как у других фонтанов, то ошиблись: форма резервуара напоминает… очертания территории Чешской Республики. Гости города на Влтаве, впервые увидевшие композицию, восторженно восклицают: «Это надо же было до такого додуматься!» И тут есть чему удивиться и чем восхититься, потому что такие памятники в Праге увидишь не повсеместно, а лишь в некоторых местах.




Top