Памятник николаю 1 история создания. Памятник николаю i

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I.
Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I.

Тимм Василий Федорович
Торжественное открытие памятника Императору Николаю I в Санкт-Петербурге

Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.
Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года вскоре после смерти императора.

Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.

Официальная история сообщает: в феврале 1856 года, в первую годовщину смерти императора Николая I, по Высочайшему повелению императора Александра II началось проектирование памятника Николаю I.
Архитектору О. Монферрану было поручено представить "соображения о памятнике Николаю I". Проект был утвержден в мае 1856 года, через месяц определено место установки памятника - напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору.
Любопытный факт: конный памятник на этом же самом месте уже был запечатлён
И. Шарлеманем ещё в 1840-е годы:


Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета.
Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

Ему же был известен общий вид монумента ещё при жизни Николая I:


"Памятник Николаю I". Литография Ж. Жакотте и Ш. К. Башелье с рис. И. И. Шарлеманя и Дюрюи.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.).

Шокирующая для рисунка с натуры дата:


Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку с натуры И. Шарлеманя. Памятник Николаю I.
Литография, раскрашенная от руки акварелью, гуашью. 1853 год.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.). Фрагмент.


Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы.


Литограф К. Шульц по рисунку И. Шарлеманя.
Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы. Фрагмент.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Фрагмент.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I:


"14 декабря 1825 года" (север) - император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II)


1831 год - император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого "холерного бунта"; (запад).


1832 год - император награждает М. Сперанского орденом за издание "Полного собрания законов Российской империи"; (юг).


1851 год - император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге, (восток).

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов. Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми "Укротителей коней" на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача.
В начале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом.
Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана. Появился новый вариант скульптуры, где главное - стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно - торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями.
Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства.
Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках - двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

В 1860 году вокруг памятника была установлена бронзовая решетка из двадцати звеньев, созданная по проекту архитектора Л. Бонштедта.

Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.


памятник Николаю I

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя.
Он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, этот памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор.
В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям.
Со Знаменской площади (нынешней пл. Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади.

В.С.Садовников. Парад при открытии памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. 1856.


Открытие памятника Николаю I. 1857 г. В.Садовников. Акварель.

Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего "закрепить" всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.


памятник Николаю I

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено.
Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.


Санкт-Петербург и пригороды

Памятник императору Николаю I в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Исаакиевской площади в 1856-1859 годах. Автор конной скульптуры — П. К. Клодт, общее руководство проектом осуществлял Огюст Монферран, также в работе над скульптурными композициями принимали участие Р. К. Залеман и Н. А. Ромазанов.

Памятник представляет собой конную статую императора в мундире Лейб-гвардии Конного полка, которая стоит на гранитно-порфиро-мраморном постаменте. Вокруг основания расположено 4 барельефа с изображениями важнейших событий царствования Николая I — восстание декабристов 1825 года, холерный бунт на Сенной площади 1831 года, награждение М. М. Сперанского за «Свод законов Российской Империи» и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году. Кроме того, пьедестал памятника украшают четыре женские фигуры, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», причем, лица фигур обладают портретным сходством с женой императора Александрой Федоровной и дочерьми - Марией, Александрой и Ольгой. На постамент нанесена надпись «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».

Памятник содержит в своей конструкции оригинальное инженерное решение — он стоит всего на двух точках опоры, задних ногах коня. Благодаря этому приему памятник считался чудом технической мысли и не был демонтирован в советское время. Во время реставрации монумента были обнаружены металлические прутья в ногах коня, которые и удерживают памятник в таком положении.

Вокруг памятника установлены очень красивые фонари и литая чугунная ограда.

Памятник Николаю I и памятник Петру I (Медный всадник) стоят на одной оси, причем Николай как бы следует за Петром, который повернут к нему спиной. Такое расположение монументов стало причиной многочисленных народных шуток, типа — «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!», «Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!», «Медный всадник и чугунный задник» и т.п.

Еще одна легенда гласит о том, что дочь Николая I — Мария — в свое время отказалась селиться в Мариинском дворце, так как ее отец повернут к его фасаду спиной.

Общая высота памятника — 16,3 метра, высота конной статуи — 6 метров.

Памятник Николаю I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника Николаю I будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой второй половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

о ширине железнодорожной колеи 1524мм она стала только в 1900 году

Я не специалист в этой области. Доверяю источникам. которые рассказывают много интересного, например:
"Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.

Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов. К сожалению, тогда мало кто думал, что эта разница между российскими и европейскими железными дорогами доставит столько хлопот в наши дни.

Другая версия - в свое время такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы.

В России первая железная дорога С. -Петербург - Царское Село была построена с шириной колеи 6" (1829 мм) . Эта дорога была введена в действие в 1837 г. , т. е. через 12 лет после постройки Джорджем Стефенсоном первой железной дороги Стоктон - Дарлинггон. Это был период, когда принятая ширина колеи 4"81/2" подвергалась критике, и в ряде случаев строились дороги большей колеи.

Железная дорога С. -Петербург - Москва начала строиться в 1843 г. О выборе ширины колеи один из ее строителей инженер Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: "Трудно допустить, чтобы измерение для одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи) , принятое почти случайно на первой дороге Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще.. . До сих пор не обнаружились еще весьма убедительные причины к увеличению или уменьшению числа 4"81/2"... Впрочем, многие из лучших инженеров Америки полагают, что ежели бы при теперешней их опытности им предстояло назначить норму для ширины путей в стране, где железных дорог еще не существует, то они решились бы увеличить эту ширину до 51/2" и даже, может быть, до 6".
В России тогда еще железных дорог, имеющих серьезное хозяйственное значение, не существовало. Выбор колеи более широкой, чем 4"81/2", обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза, увеличение объема его котла, массы груза в вагонах, лучшую устойчивость подвижного состава.

Мельников предложил колею шириной 5" (1524 мм) , что на 89 мм шире стефенсоновской колеи. 29 сентября 1842 г. был издан указ "Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги". Крупнейшая дорога длиной 650 км стала предшественницей всех русских железных дорог, а также и железных дорог Финляндии.

Железные дороги шириной колеи 1435 мм и более обычно называют ширококолейными. Более узкие называют узкоколейными, такие дороги относятся к второстепенным. Только в США к 1890 г. протяженность подобных дорог была 20800 км. В Европе для узкоколейных железных дорог были установлены стандарты - 600, 750 и 1000 мм. На практике же во всем мире имеется до 30 различных вариантов, узкой колеи, начиная с 420 мм."

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в советское время хотели снести – потому что памятнику жестокому гонителю свобод и просвещения не место в самом центре революционной столицы! Но, к счастью, эта идея не была реализована; и мы имеем возможность вспомнить основные события николаевского царствования, узнать о семейной жизни грозного императора, и отдать должное инженерному таланту Петра фон Клодта.

Напомню, что памятник этот был открыт в 1859 г. и уникален тем, что громадная фигура Николая I на вздыбленном коне установлена всего лишь на две точки опоры – в отличие от Медного всадника, который, как известно, хитрит и опирается еще и на хвост. Легенда гласит, что император Александр II , в царствование которого этот памятник появился, долгое время не верил, что такая скульптура будет устойчивой, и сомневался, стоит вообще ли разрешать установку памятника – а вдруг он упадет? Тогда скульптор фон Клодт сделал вот что (продолжение — на видео):

Памятник Николаю Первому — вовсе не первый

Любопытно также, что этот памятник стал вторым в мире конным памятником на двух точках опоры. Опередили нас, увы, американцы – в 1852 г. в Вашингтоне был создан памятник Эндрю Джексону, восьмому президенту США. Президент поднимает коня на дыбы прямо перед Белым домом. Таким образом, американцы опередили нас на семь лет.

Давайте теперь приглядимся к памятнику поближе. Прежде всего посмотрим на самого императора, который гарцует на вздыбленном коне. По воспоминаниям современников, Николай был прекрасным наездником, и его посадка была идеальной. Изображен он в парадном мундире конногвардейског о полка, на голове – парадный шлем, украшенный двуглавым орлом. Сами конногвардейцы ласково называли этого орла «голубком».

На постаменте памятника установлены четыре фигуры – это аллегории. Изображают они Мудрость, Власть, Справедливость и Веру. Попробуем разобраться — где какая?

С верой дела обстоят проще всего – в одной руке у нее крест, а в другой – книга (имеется в виду, естественно, Библия). Со Справедливостью тоже проблем не возникнет. В руке она держит весы. Как вы, вероятно, знаете, Справедливость очень часто изображают с весами, на которых она взвешивает дурные и хорошие поступки людей. В другой же руке у Справедливости меч, который можно трактовать следующим образом: меч – благородное оружие, оружие рыцарей, в обязанности которых входило оберегать справедливость и защищать слабых. Мудрость изображена с зеркалом в руках – это традиционный ее атрибут. Методом исключения находим оставшуюся аллегорию – Власть, которая представлена с копьем и щитом. Действительно, могущественная власть должна быть хорошо вооруженной.

Можно считать, что мы разобрались с аллегориями? Еще не совсем. Мало того, что аллегорические фигуры представляют качества, присущие хорошему правителю; в данном случае, они являются еще и портретами членов семьи Николая I . Про Николая рассказывают, что, будучи императором грозным, властным и даже жестоким, он в то же время был прекрасным семьянином, любящим мужем и заботливым отцом, обожавшим своих детей. Видимо, в память об этом в памятник решили включить портреты его жены и трех дочерей. Интересно, что, хотя во всех источниках говорится о том, что аллегории представляют собой именно портреты, однако почти нигде не упоминается о том, какая конкретная фигура кому соответствует. Давайте попробуем разобраться в этом, сравнив скульптуры с портретами жены и дочерей Николая.

Мы сразу столкнемся с проблемой: дело в том, что дочери Николая I очень похожи между собой, и при этом они все похожи на мать, императрицу Александру Федоровну. У всех вытянутый овал лица, большие выразительные глаза и прямой «греческий» нос, так что соотнести их со скульптурами непросто. Вероятно, в образе Веры изображена младшая дочь Николая I , Александра – тут портретное сходство бросается в глаза. Видимо, этот выбор не случаен. Судьба этой девушки была крайне печальной – Александра умерла от чахотки в 19 лет, причем умерла, будучи беременной, что стало для семьи двойным ударом. Поэтому Вера-Александра, изображенная с крестом в руке и молитвенно поднимающая глаза к нему, выступает как бы символом надежды ее родных на то, что в загробном мире ей уготована участь лучше, чем на земле; и на то, что им еще предстоит встретиться с ней на небесах. С другими же статуями все сложнее. Согласитесь, они похожи; и при этом обе похожи на мать, Александру Федоровну. По моей версии, в образе Мудрости изображена жена, Александра Федоровна; Власть – старшая дочь Мария, которая, по воспоминаниям современников, отличалась почти что мужским, прямым и властным характером; ну а Справедливость – Ольга. Впрочем, вы можете с этой версией поспорить.

Прекрасные портреты дочерей Николая I есть в Эрмитаже. А любимой резиденцией этого императора был Петергоф (кстати, туда я тоже вожу ).

Четыре барельефа — четыре истории

А теперь давайте опустим взгляд и посмотрим на барельефы, украшающие постамент памятника. Изображают они значимые события из царствования Николая. На переднем барельефе – восстание декабристов.

Вернее, само восстание на барельефе отсутствует, ведь для той эпохи декабристы были государственными преступниками. Вместо этого здесь изображен Николай I с наследником, Александром (тогда еще маленьким мальчиком) на руках, выходящий к народу и верным войскам, которые с большим энтузиазмом приветствуют правителя.

Со стороны Невского – барельеф, изображающий открытие Николаевской железной дороги – напомню, эта железная дорога, соединившая Петербург и Москву, была открыта в 1851 г.

Согласно легенде, во время открытия железной дороги произошел казус. На одном из участков, по которому должен был пройти поезд, не в меру ретивым начальством за ночь до открытия были выкрашены рельсы. Краска не успела высохнуть, и поезд, который должен был на этом участке подниматься в гору, начал пробуксовывать. Колеса крутились на свежей краске, однако состав не двигался. Николаю пришлось выйти из поезда и ждать, пока краску поспешно соскребали с рельс. Не этот ли момент изображен на барельефе?

Сзади, со стороны Мариинского дворца – награждение Сперанского за составление Полного свода законов Российской империи.

Михаил Сперанский, государственный деятель, который прославился проектами либеральных реформ еще в царствование Александра I , при Николае I получил ответственное задание – составить Полный свод законов, что он успешно и выполнил. Работа была проделана гигантская – свод состоит из нескольких десятков томов. Рассказывают, что по этому поводу граф Александр Меншиков (потомок знаменитого А.Д. Меншикова) однажды сострил. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, граф, в какой стране люди счастливее – в России или во Франции?» – он ответил: «Естественно, в России, причем в 33 раза». «Почему именно в 33?» –удивился собеседник. «Ну как же, во Франции один том Кодекса Наполеона, а у нас целых 33 тома свода законов. Чем больше законов, тем народ в стране счастливее». Глубокая острота, актуальная и по сей день.

Наиболее интересен четвертый барельеф. Он изображает подавление холерного бунта 1831 года.

Петербург в этот год поразила страшная эпидемия холеры. Лечить ее тогда толком не умели, заболевших свозили во временные больницы, которые были оборудованы в нескольких частях города, однако смертность в них была чрезвычайно высокой. В какой-то момент в народе прошел слух, что доктора специально травят народ в больницах и якобы забирают туда здоровых, которые там и заражаются, ну и так далее. Начался обычный русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Толпа собралась на Сенной площади, где находилась одна из больниц. Больница была буквально взята штурмом, многие врачи были убиты, а больных выпустили «на свободу». Вот как описывает сюрреалистичную сцену холерного бунта один из очевидцев:

«Нет никого, кто бы одушевил народ и возбудил в нем доверие к правительству. От этого в разных частях города уже начинаются волнения. Народ ропщет и по обыкновению верит разным нелепым слухам, как, например, будто доктора отравляют больных, будто вовсе нет холеры, но ее выдумали злонамеренные люди для своих целей, и т.п. Кричат против немцев лекарей и поляков, грозят всех их перебить. Правительство точно в усыплении: оно не принимает никаких мер к успокоению умов. <…>

В час ночи меня разбудили с известием, что на Сенной площади настоящий бунт. Генерал сказал, что войска и артиллерия держат в осаде Сенную площадь, но что народ уже успел разнести один лазарет и убить нескольких лекарей. <…> Три больницы разорены народом до основания. Возле моей квартиры чернь остановила сегодня карету с больными и разнесла ее в щепы.

- Что вы там делаете? - спросил я у одного мужика, который с торжеством возвращался с поля битвы.

- Ничего, - отвечал он, - народ немного пошумел. Да не попался нам в руки лекарь, успел, проклятый, убежать.

- А что же бы вы с ним сделали?

- Узнал бы он нас! Не бери в лазарет здоровых вместо больных! Впрочем, ему таки досталось камнями по затылку, будет долго помнить нас». (Никитенко А.В. Дневник).

Согласно нескольким описаниям, Николай I лично выехал для подавления бунта на площадь – в открытой коляске, в сопровождении всего лишь нескольких адъютантов. Николай встает во весь свой огромный рост перед бушующей толпой (а император был не только высоким, широкоплечим и физически сильным, к тому же обладал хорошо поставленным командирским голосом) и рявкнул на людей, приказывая им разойтись. Харизма Никола настолько сильна, что восставшие упали перед своим государем на колени, шапки слетели с их голов, после чего толпа разошлась. Впрочем, это официальная версия событий. Скорее всего, все было немножко не так – вероятно, большая часть восставших была сначала разогнана войсками и только потом Николай появился перед оставшимися, но уже присмиревшими людьми. В любом случае, в петербургской мифологии это событие осталось как пример личного героизма императора и именно так его в данном случае скульптор и запечатлел.

Теперь вопрос на засыпку. Посмотрите на барельеф и скажите, что изменилось на Сенной площади с того времени? В помощь вам – современная фотография.

Ответ очевиден: сейчас на Сенной нет церкви, которая хорошо видна на заднем плане барельефа и которая называлась церковь Спаса на Сенной. Вот как она выглядела. Церковь эта была уничтожена в советское время, во время хрущевской антирелигиозной кампании.

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

Памятник Николаю I - одно из самых значимых скульптурных сооружений Санкт-Петербурга. Он расположен на одной из главных площадей северной столицы и служит ее великолепным украшением. Напоминая внешне знаменитый «Медный всадник», он, тем не менее, имеет свои оригинальные черты, в первую очередь, с инженерно-технической точки зрения, а также отличается от него внешним видом.

Общая характеристика

Памятник Николаю I был воздвигнут по инициативе его преемника и сына Александра II. Автором был О. Монферран, вернее, последний спроектировал композицию и создал пьедестал, а саму фигуру императора придумал и отлил П. Клодт. Отливка и создание длились три года, а открытие состоялось в 1859 году. При его постройке использовались ценные материалы, например итальянский мрамор. Первоначально скульптор планировал сделать фигуру правителя на спокойно стоящем коне, однако этот проект был отвергнут Монферраном, желавшим в композиции соединить две части площади, которые были решены в разных архитектурных стилях. В результате памятник приобрел тот вид, который существует теперь. Император восседает на коне, находящемся в движении, которому противопоставлена спокойная фигура всадника.

Расположение

Скульптурная композиция расположена на площади между Исаакиевским собором и Мариинским театром. Она находится на одной оси со знаменитым «Медным всадником», что является своего рода аллегорией: ведь известно, что император при жизни стремился подражать Петру I, и такое расположение, очевидно, должно было подчеркивать эту преемственность в политике. Однако следует также учитывать тот факт, что создатели стремились превратить площадь в единый культурно-археологический ансамбль, и для этого решили поставить монумент именно на данном месте. Для окончательного оформления пространства на указанном месте и был поставлен памятник Николаю I на Исаакиевской таким образом, был украшен еще одной скульптурной композицией, посвященной одному из императоров.

Внешний вид

С первого взгляда новая композиция очень напоминает знаменитую статую Петра I, которому Николай Павлович очень хотел подражать в годы своего правления. Именно поэтому композиция имеет явные отсылки к этому монументу, но вместе с тем и отличается от него. В первую очередь это относится к позе всадника. На первой композиции царь изображен в динамике: он сидит с протянутой рукой, его корпус устремлен вперед, а поворот головы символизирует устремленность в будущее. Памятник Николаю I, напротив, представляет его спокойным и величественным, что особо подчеркивается также и парадным пьедесталом, на котором расположена фигура. Сам царь представлен в мундире Конного полка, что также подчеркивает официальный характер скульптуры, в то время как «Медный всадник» больше имел символическое значение. Он выполнен в духе просветительских идеалов и должен был знаменовать победу разума и прогрессивность петровских реформ. Но памятник Николаю I на олицетворял мощь и величие императорской власти. Это вполне соответствовало духу правления этого царя, который заботился об усилении абсолютизма.

Украшения

Отдельно следует сказать об аллегорических образах, расположенных на пьедестале монумента. В первую очередь, это четыре женские фигуры, которые символизируют силу, мудрость, правосудие и веру. Их лица являются портретными изображениями императрицы и дочерей этого царя. Автором их является Р. Залеман. Между двумя фигурами расположен герб. Также следует упомянуть про барельефы, которые изображают наиболее значимые события николаевского царствования: холерный бунт, награждение Сперанского за издание свода законов и открытие императором Три барельефа выполнил Ромазанов, один - Залеман. Поначалу памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге не имел ограды, но впоследствии она была пристроена.

Технические достоинства

Скульптура является уникальной с инженерной точки зрения. Дело в том, что статуя стоит на постаменте, опираясь всего лишь на две точки, - это задние ноги коня. Это был единственное сооружение подобного рода в Европе. Аналогичная конструкция была применена только в США при возведении скульптуры Э. Джексона. Поначалу предполагалось, что памятник Николаю I в Санкт-Петербурге устойчив за счет того, что в статую лошади была положена металлическая дробь для того, чтобы утяжелить точку опоры. Однако при проведении реставрационных работ в советское время ничего подобного обнаружено не было. Выяснилось, что сооружение устойчиво за счет специальных тяжелых металлических брусов, которые были заказаны скульптором на одном из лучших заводов.

Дальнейшая судьба

В встал вопрос о том, чтобы снести памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Вместо него планировалось поставить скульптуру одного руководителей Красной армии: Фрунзе или Буденного. Однако при обсуждении вопроса учли то немаловажное обстоятельство, что конструкция является уникальной с технической точки зрения, и что демонтировать ее будет очень непросто, и в связи с этим решили оставить сооружение. Впоследствии также отклонили проект заменить его другим сооружением. Была убрана только ограда, которая, впрочем, была восстановлена через некоторое время.

Значение

Памятник, выполненный в стиле необарокко, стал действительно связующим звеном всей площади. Дело в том, что на ней расположено несколько зданий, выполненных в разных стилях, и проект был призван создать некоторую гармонию и единство в данном пространстве. Эта композиция отличается одновременно и легкостью, динамизмом и в то же время ей присущи монументальность, величественность, спокойная торжественность. Такое удачное соединение нескольких разных архитектурных черт позволило композиции стать завершающим элементом на площади. Кроме того, явное сходство с «Медным всадником» является своеобразной отсылкой с предыдущим строениям, что должно было связать все культурное пространство данного места в единое целое. Эта задача была в полной мере решена создателями нового проекта.

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге, адрес которого - Исаакиевская площадь (от станции «Адмиралтейская», по Морской улице), стал очень удачным архитектурным решением его автора по завершению общего облика не только данного места, но и всего города в целом. Известно, что он является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей как благодаря композиции, так из-за красивых фонарей вокруг нее.




Top