Памятник николаю 1 на исаакиевской площади история. Памятник николаю первому

Памятник Николаю I в центре Исаакиевской площади был установлен 25 июля 1859 года, спустя год после завершения строительства Исаакиевского собора. Авторами памятника являются архитектор Огюст Монферран и скульптор Петр Карлович Клодт. Памятник уникален своим инженерным решением. Шестиметровая бронзовая группа, созданная талантливым скульптором Клодтом, имеет всего две точки опоры - поднявшийся на дыбы конь императора стоит на двух задних копытах. Общая высота памятника более 16 метров. С четырех сторон памятника установлены фонари, которые можно с полным основанием считать одними из самых красивых в Санкт-Петербурге.

Император Николай I изображен в парадной форме Кавалергардского полка. Великолепный скульптурный портрет очень точно изображает тщеславного и самодовольного правителя, которого многие современники называли царем-деспотом, душителем свободы. Конная скульптура водружена на высокий фигурный постамент, который украшают аллегорические скульптуры и горельефы на исторические темы. Четыре аллегорические скульптуры представляют Мудрость, Силу, Веру и Правосудие. Согласно легенде, для этих скульптур позировала жена императора и три его дочери. Горельефы, созданные скульптурами Н. А.Рамазановым и Р. К. Залеманом, иллюстрируют важнейшие события царствования императора - подавление восстания декабристов (1825), усмирение Николаем I холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по случаю составления первого Свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург-Москва (1851). Постамент облицован несколькими видами мрамора, красным шокшинским порфиром, а также красным финским и темно-серым сердобольским гранитом.

Петр Великий был кумиром Николая I, который во всем пытался подражать своему прославленному предку. Желавшие польстить императору поданные частенько сравнивали его с Петром. Тем не менее ничего общего между "жандармом Европы" и государем-преобразователем не было. А. С. Пушкин написал в своем дневнике фразу, ставшую крылатой: "В нем (Николае I) много от прапорщика и мало от Петра Великого". Современники заметили, что памятник Николаю I и Медный всадник обращены в одну сторону, располагаются на одной поперечной Исаакиевскому собору оси и практически на одинаковом расстоянии от собора. Это породило всевозможные шутки типа "Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!"

В 1860-е годы между памятником и собором был разбит сквер.

Как добраться

Доехать до станции метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства до Малой Морской улицы. Пройти по Малой Морской улице до конца.

Историческая справка

1856-1859 гг. - создание памятника Николаю I по проекту архитектора О. Монферрана и скульптора П.К. Клодта.
25 июня 1859 г. - торжественное открытие памятника Николаю I.
1860-е гг. - разбит сквер между памятником Николаю I и Исаакиевским собором.

Легенды и мифы

Согласно городской легенде, на следующий день после открытия монумента на ноге коня появилась деревянная табличка, на которой было написано: "Не догонишь!". Эта легенда стала основой для поговорки, гулявшей по Петербургу в 19 веке: "Дурак умного догоняет, но памятник ему мешает!"

Проект памятника принадлежит архитектору Огюсту Монферрану . Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851). Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, созданные по модели архитектора Р. К. Вейгельта, считающиеся одними из самых красивых в городе. Невысокую ограду вокруг пьедестала спроектировал архитектор Л. Л. Бонштедт .

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя. В советское время особенно отмечалось, что он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником , обращён в ту же сторону, их разделяет только Исаакиевский собор . В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советском Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности конного памятника, имеющего всего две точки опоры. То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. На самом деле такие скульптуры имеются и в других городах мира.

Часто встречается мнение, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. Однако, при реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Памятник императору Николаю I в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Исаакиевской площади в 1856-1859 годах. Автор конной скульптуры — П. К. Клодт, общее руководство проектом осуществлял Огюст Монферран, также в работе над скульптурными композициями принимали участие Р. К. Залеман и Н. А. Ромазанов.

Памятник представляет собой конную статую императора в мундире Лейб-гвардии Конного полка, которая стоит на гранитно-порфиро-мраморном постаменте. Вокруг основания расположено 4 барельефа с изображениями важнейших событий царствования Николая I — восстание декабристов 1825 года, холерный бунт на Сенной площади 1831 года, награждение М. М. Сперанского за «Свод законов Российской Империи» и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году. Кроме того, пьедестал памятника украшают четыре женские фигуры, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», причем, лица фигур обладают портретным сходством с женой императора Александрой Федоровной и дочерьми - Марией, Александрой и Ольгой. На постамент нанесена надпись «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».

Памятник содержит в своей конструкции оригинальное инженерное решение — он стоит всего на двух точках опоры, задних ногах коня. Благодаря этому приему памятник считался чудом технической мысли и не был демонтирован в советское время. Во время реставрации монумента были обнаружены металлические прутья в ногах коня, которые и удерживают памятник в таком положении.

Вокруг памятника установлены очень красивые фонари и литая чугунная ограда.

Памятник Николаю I и памятник Петру I (Медный всадник) стоят на одной оси, причем Николай как бы следует за Петром, который повернут к нему спиной. Такое расположение монументов стало причиной многочисленных народных шуток, типа — «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!», «Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!», «Медный всадник и чугунный задник» и т.п.

Еще одна легенда гласит о том, что дочь Николая I — Мария — в свое время отказалась селиться в Мариинском дворце, так как ее отец повернут к его фасаду спиной.

Общая высота памятника — 16,3 метра, высота конной статуи — 6 метров.

Памятник Николаю I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника Николаю I будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой второй половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Сразу после смерти царя был поставлен вопрос об увековечивании его памяти. Сын усопшего Александр II распорядился установить памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади.

Проектирование и открытие

Создание монумента было поручено Огюсту Монферрану. Этот французский архитектор уже был известен в России своими проектами Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге, а также участием в восстановлении московского Царь-колокола.

Специалист не успел закончить замысел, над которым работал несколько лет. Он скоропостижно скончался в 1858 году. Его начинание продолжил Петр Клодт, который также был известен многочисленными шедеврами по всей стране (скульптуры храма Христа Спасителя в Москве, памятник князю Владимиру в Киеве и т. д.). Специалист не только руководил работами, но и сам выполнил фигуру Николая. Памятник был торжественно открыт в 1859 году, четыре года спустя после смерти монарха. Кроме всего прочего его ансамбль включал в себя великолепные торшерные фонари, а первые годы рядом с монументом находился важный часовой пост.

Памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади находится между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором. Он является частью архитектурного ансамбля в центре Санкт-Петербурга. Интересно, что другой символ города - Медный всадник - находится на одной оси с памятником самодержцу. Единственное, что отделяет их, - это Исаакиевский собор.

Скульптура царя

Сохранились рабочие наброски, которые свидетельствуют, что первоначально Петр Карлович хотел показать императора, сидящего на спокойном коне, однако скоро отказался от этой идеи. Вместо этого памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади был выполнен в виде гарцующего коня и вытянувшегося в струнку царя на нем. Самодержец изображен в парадной форме конного гвардейца. Его фигура по-военному спокойна и строга, что не мешает памятнику выглядеть не только грациозно, но и помпезно.

Для того времени создать такой монумент было крайне тяжело по техническим причинам: еще не существовало общепринятого способа установки подобных скульптур на двух точках опоры. Для того чтобы композиции не угрожало обрушение, было решено добавить две железные подпоры, каждая из которых весила больше 50 пудов и отливалась в Олонецкой губернии. Итоговые затраты на производство статуи составили около 750 тысяч серебряных рублей и 20 тонн металла, в том числе бронзы, из которой создана фигура императора.

Постамент

Проект содержал и богато украшенный пьедестал, который включал в себя множество барельефов и фигур. Над ними работали скульпторы Роберт Залеман и Николай Ромазанов. Каждый из барельефов был посвящен одному из ярких событий правления царя. Так, памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади включает в себя сюжеты о восстании декабристов, открытии Веребьинского моста, награждении реформатора Сперанского и Холерном бунте на Сенной площади.

Женские фигуры, украшающие пьедестал, имеют лица трех дочерей и жены Николая. Согласно задумке скульпторов, они олицетворяют четыре столпа, на которых основывалось правление этого самодержца, - силу, правосудие, мудрость и веру. Между двумя из них также находится государственный герб Российской империи, утвержденный как раз во время царствования Николая Павловича. В целом постамент выполнен из гранита и мрамора, который привозили из самых разных европейских стран: Финляндии, Италии и т. д.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади и его судьба

Как и другие многочисленные свидетельства о царской эпохе, этот монумент находился под угрозой демонтажа в советскую эпоху. Памятники российским императорам сносили повсеместно. Такая судьба постигла скульптуры Александра II, Александра III и т. д. Особенно культурные объекты страдали в 30-е годы, когда что-то продавали за рубеж, а что-то уничтожали по идеологическим причинам. Однако памятник на Исаакиевской площади удалось отстоять не в последнюю очередь из-за уникальных инженерных решений, благодаря которым скульптура удерживалась на двух точках опоры. Пострадала только оригинальная ограда, которая была демонтирована. Ее восстановили уже после развала СССР.

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади чудом пережил Великую Отечественную войну и 900 дней блокады, когда Ленинград постоянно находился под бомбардировками. Так как такой массивный объект было невозможно перенести в более безопасное место, было решено закамуфлировать его. Это помогло: немецкие бомбардировщики ничего не задели.

Значение

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге быстро стал одним из многочисленных символов Северной Пальмиры. Он дополняет образ Исаакиевской площади, которая благодаря множеству важных культурных объектов является главной в городе наравне с Дворцовой.

Этот изящный памятник часто используется в филателии и разных видах искусства как лицо Петербурга. Панорама площади со скульптурой и собором остается одним из самых красивых видов в городе.

Конная статуя императору России Николаю Павловичу Романову, вошедшему в историю под именем Николая I, находится в центре Исаакиевской площади с 25 июля 1859 года. Она продолжила череду конных памятников российским монархам, начатую Медным всадником Петра Великого и продолженную Павлом I . Этот красивый и сложный монумент сильно рисковал в советское время из-за противоречивой личности императора, запомнившегося, в основном, усмирениями, подавлениями и военной муштрой. Однако вовремя выдуманный миф об уникальности памятника, имеющего всего 2 точки опоры (ноги коня), помог отговорить функционеров от культуры от планов по его сносу. (Во время реконструкции выяснилось, что тонкий математический расчет основательно подпирают два металлических столба, связывающих копыта с постаментом).

16-метровый памятник выполнен в виде фигуры всадника на пьедестале. В отличие от Медного всадника, он представляет собой не цельную каменную глыбу, а композитную конструкцию из разных пород: в облицовке архитекторы Н. Ефимов , А. Пуаро и скульпторы Р. Залеман , Н. Рамазанов использовали мрамор, шокшинский порфир, красный финский и темно-серый сердобольский гранит. Для создания скульптуры коня к проекту был привлечен Петр Клодт , ранее создавший известную скульптурную группу Аничкова моста. Разработкой проекта руководил француз Огюст Монферран , к тому времени уже несколько десятков лет проведший в России в работе над такими достопримечательностями и символами Санкт-Петербурга, как Александринская колонна и Исаакиевский собор .

Всадник в форме Кавалергардского полка, как считается, передает некоторые черты характера императора Николая I: гордая и властная посадка на вставшем на дыбы коне (нередко символизировал Россию в целом), присущее ему при жизни тщеславие, нашедшее выражение в стремлении быть во всем похожим на своего предка - Петра Великого (расположение двух памятников на одной линии не случайно). В свете некоторой претензии, сквозившей в фигуре, а также общего впечатления о годах правления Николая I скорое появление известной характеристики не кажется безосновательной: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Барельефы на пьедестале запечатлели главные исторические достижения, которые, по мнению современников, отличали правление императора, например: подавление восстания декабристов (1825 год), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831 год), награждение М. Сперанского по случаю составления первого свода законов (1832 год), торжественное открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва (1851 год). С каждой стороны памятника поставлено по высокому фонарю, которые завершают ансамбль.

Это место в Петербурге чрезвычайно богато на достопримечательности. Кроме собора и памятника, на Исаакиевскую площадь также выходит Мариинский дворец , Манеж , гостиница Напомним также, что большая часть площади является Синим мостом, который считается самым широким в Петербурге (93 метра). Ближе к набережной Невы расположено бывшее здание Сената и Синода (ныне здесь располагается Конституционный Суд РФ и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина) и Медный всадник . Передохнуть от изучения всего этого великолепия можно в разбитом в 60-е годы XIX века перед Исаакиевским собором сквере.




Top