Памятник николаю 1 на исаакиевской площади. Памятник Николаю I

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в советское время хотели снести – потому что памятнику жестокому гонителю свобод и просвещения не место в самом центре революционной столицы! Но, к счастью, эта идея не была реализована; и мы имеем возможность вспомнить основные события николаевского царствования, узнать о семейной жизни грозного императора, и отдать должное инженерному таланту Петра фон Клодта.

Напомню, что памятник этот был открыт в 1859 г. и уникален тем, что громадная фигура Николая I на вздыбленном коне установлена всего лишь на две точки опоры – в отличие от Медного всадника, который, как известно, хитрит и опирается еще и на хвост. Легенда гласит, что император Александр II , в царствование которого этот памятник появился, долгое время не верил, что такая скульптура будет устойчивой, и сомневался, стоит вообще ли разрешать установку памятника – а вдруг он упадет? Тогда скульптор фон Клодт сделал вот что (продолжение — на видео):

Памятник Николаю Первому — вовсе не первый

Любопытно также, что этот памятник стал вторым в мире конным памятником на двух точках опоры. Опередили нас, увы, американцы – в 1852 г. в Вашингтоне был создан памятник Эндрю Джексону, восьмому президенту США. Президент поднимает коня на дыбы прямо перед Белым домом. Таким образом, американцы опередили нас на семь лет.

Давайте теперь приглядимся к памятнику поближе. Прежде всего посмотрим на самого императора, который гарцует на вздыбленном коне. По воспоминаниям современников, Николай был прекрасным наездником, и его посадка была идеальной. Изображен он в парадном мундире конногвардейског о полка, на голове – парадный шлем, украшенный двуглавым орлом. Сами конногвардейцы ласково называли этого орла «голубком».

На постаменте памятника установлены четыре фигуры – это аллегории. Изображают они Мудрость, Власть, Справедливость и Веру. Попробуем разобраться — где какая?

С верой дела обстоят проще всего – в одной руке у нее крест, а в другой – книга (имеется в виду, естественно, Библия). Со Справедливостью тоже проблем не возникнет. В руке она держит весы. Как вы, вероятно, знаете, Справедливость очень часто изображают с весами, на которых она взвешивает дурные и хорошие поступки людей. В другой же руке у Справедливости меч, который можно трактовать следующим образом: меч – благородное оружие, оружие рыцарей, в обязанности которых входило оберегать справедливость и защищать слабых. Мудрость изображена с зеркалом в руках – это традиционный ее атрибут. Методом исключения находим оставшуюся аллегорию – Власть, которая представлена с копьем и щитом. Действительно, могущественная власть должна быть хорошо вооруженной.

Можно считать, что мы разобрались с аллегориями? Еще не совсем. Мало того, что аллегорические фигуры представляют качества, присущие хорошему правителю; в данном случае, они являются еще и портретами членов семьи Николая I . Про Николая рассказывают, что, будучи императором грозным, властным и даже жестоким, он в то же время был прекрасным семьянином, любящим мужем и заботливым отцом, обожавшим своих детей. Видимо, в память об этом в памятник решили включить портреты его жены и трех дочерей. Интересно, что, хотя во всех источниках говорится о том, что аллегории представляют собой именно портреты, однако почти нигде не упоминается о том, какая конкретная фигура кому соответствует. Давайте попробуем разобраться в этом, сравнив скульптуры с портретами жены и дочерей Николая.

Мы сразу столкнемся с проблемой: дело в том, что дочери Николая I очень похожи между собой, и при этом они все похожи на мать, императрицу Александру Федоровну. У всех вытянутый овал лица, большие выразительные глаза и прямой «греческий» нос, так что соотнести их со скульптурами непросто. Вероятно, в образе Веры изображена младшая дочь Николая I , Александра – тут портретное сходство бросается в глаза. Видимо, этот выбор не случаен. Судьба этой девушки была крайне печальной – Александра умерла от чахотки в 19 лет, причем умерла, будучи беременной, что стало для семьи двойным ударом. Поэтому Вера-Александра, изображенная с крестом в руке и молитвенно поднимающая глаза к нему, выступает как бы символом надежды ее родных на то, что в загробном мире ей уготована участь лучше, чем на земле; и на то, что им еще предстоит встретиться с ней на небесах. С другими же статуями все сложнее. Согласитесь, они похожи; и при этом обе похожи на мать, Александру Федоровну. По моей версии, в образе Мудрости изображена жена, Александра Федоровна; Власть – старшая дочь Мария, которая, по воспоминаниям современников, отличалась почти что мужским, прямым и властным характером; ну а Справедливость – Ольга. Впрочем, вы можете с этой версией поспорить.

Прекрасные портреты дочерей Николая I есть в Эрмитаже. А любимой резиденцией этого императора был Петергоф (кстати, туда я тоже вожу ).

Четыре барельефа — четыре истории

А теперь давайте опустим взгляд и посмотрим на барельефы, украшающие постамент памятника. Изображают они значимые события из царствования Николая. На переднем барельефе – восстание декабристов.

Вернее, само восстание на барельефе отсутствует, ведь для той эпохи декабристы были государственными преступниками. Вместо этого здесь изображен Николай I с наследником, Александром (тогда еще маленьким мальчиком) на руках, выходящий к народу и верным войскам, которые с большим энтузиазмом приветствуют правителя.

Со стороны Невского – барельеф, изображающий открытие Николаевской железной дороги – напомню, эта железная дорога, соединившая Петербург и Москву, была открыта в 1851 г.

Согласно легенде, во время открытия железной дороги произошел казус. На одном из участков, по которому должен был пройти поезд, не в меру ретивым начальством за ночь до открытия были выкрашены рельсы. Краска не успела высохнуть, и поезд, который должен был на этом участке подниматься в гору, начал пробуксовывать. Колеса крутились на свежей краске, однако состав не двигался. Николаю пришлось выйти из поезда и ждать, пока краску поспешно соскребали с рельс. Не этот ли момент изображен на барельефе?

Сзади, со стороны Мариинского дворца – награждение Сперанского за составление Полного свода законов Российской империи.

Михаил Сперанский, государственный деятель, который прославился проектами либеральных реформ еще в царствование Александра I , при Николае I получил ответственное задание – составить Полный свод законов, что он успешно и выполнил. Работа была проделана гигантская – свод состоит из нескольких десятков томов. Рассказывают, что по этому поводу граф Александр Меншиков (потомок знаменитого А.Д. Меншикова) однажды сострил. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, граф, в какой стране люди счастливее – в России или во Франции?» – он ответил: «Естественно, в России, причем в 33 раза». «Почему именно в 33?» –удивился собеседник. «Ну как же, во Франции один том Кодекса Наполеона, а у нас целых 33 тома свода законов. Чем больше законов, тем народ в стране счастливее». Глубокая острота, актуальная и по сей день.

Наиболее интересен четвертый барельеф. Он изображает подавление холерного бунта 1831 года.

Петербург в этот год поразила страшная эпидемия холеры. Лечить ее тогда толком не умели, заболевших свозили во временные больницы, которые были оборудованы в нескольких частях города, однако смертность в них была чрезвычайно высокой. В какой-то момент в народе прошел слух, что доктора специально травят народ в больницах и якобы забирают туда здоровых, которые там и заражаются, ну и так далее. Начался обычный русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Толпа собралась на Сенной площади, где находилась одна из больниц. Больница была буквально взята штурмом, многие врачи были убиты, а больных выпустили «на свободу». Вот как описывает сюрреалистичную сцену холерного бунта один из очевидцев:

«Нет никого, кто бы одушевил народ и возбудил в нем доверие к правительству. От этого в разных частях города уже начинаются волнения. Народ ропщет и по обыкновению верит разным нелепым слухам, как, например, будто доктора отравляют больных, будто вовсе нет холеры, но ее выдумали злонамеренные люди для своих целей, и т.п. Кричат против немцев лекарей и поляков, грозят всех их перебить. Правительство точно в усыплении: оно не принимает никаких мер к успокоению умов. <…>

В час ночи меня разбудили с известием, что на Сенной площади настоящий бунт. Генерал сказал, что войска и артиллерия держат в осаде Сенную площадь, но что народ уже успел разнести один лазарет и убить нескольких лекарей. <…> Три больницы разорены народом до основания. Возле моей квартиры чернь остановила сегодня карету с больными и разнесла ее в щепы.

- Что вы там делаете? - спросил я у одного мужика, который с торжеством возвращался с поля битвы.

- Ничего, - отвечал он, - народ немного пошумел. Да не попался нам в руки лекарь, успел, проклятый, убежать.

- А что же бы вы с ним сделали?

- Узнал бы он нас! Не бери в лазарет здоровых вместо больных! Впрочем, ему таки досталось камнями по затылку, будет долго помнить нас». (Никитенко А.В. Дневник).

Согласно нескольким описаниям, Николай I лично выехал для подавления бунта на площадь – в открытой коляске, в сопровождении всего лишь нескольких адъютантов. Николай встает во весь свой огромный рост перед бушующей толпой (а император был не только высоким, широкоплечим и физически сильным, к тому же обладал хорошо поставленным командирским голосом) и рявкнул на людей, приказывая им разойтись. Харизма Никола настолько сильна, что восставшие упали перед своим государем на колени, шапки слетели с их голов, после чего толпа разошлась. Впрочем, это официальная версия событий. Скорее всего, все было немножко не так – вероятно, большая часть восставших была сначала разогнана войсками и только потом Николай появился перед оставшимися, но уже присмиревшими людьми. В любом случае, в петербургской мифологии это событие осталось как пример личного героизма императора и именно так его в данном случае скульптор и запечатлел.

Теперь вопрос на засыпку. Посмотрите на барельеф и скажите, что изменилось на Сенной площади с того времени? В помощь вам – современная фотография.

Ответ очевиден: сейчас на Сенной нет церкви, которая хорошо видна на заднем плане барельефа и которая называлась церковь Спаса на Сенной. Вот как она выглядела. Церковь эта была уничтожена в советское время, во время хрущевской антирелигиозной кампании.

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

Проект памятника принадлежит архитектору Огюсту Монферрану . Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851). Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, созданные по модели архитектора Р. К. Вейгельта, считающиеся одними из самых красивых в городе. Невысокую ограду вокруг пьедестала спроектировал архитектор Л. Л. Бонштедт .

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя. В советское время особенно отмечалось, что он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником , обращён в ту же сторону, их разделяет только Исаакиевский собор . В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советском Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности конного памятника, имеющего всего две точки опоры. То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. На самом деле такие скульптуры имеются и в других городах мира.

Часто встречается мнение, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. Однако, при реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

А. С. Пушкин в своем дневнике записал: «В нем много от прапорщика и мало от Петра Великого». Великий русский поэт хорошо знал цену Николаю I. «...Самодовольная посредственность с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли», - так писал о Николае I Ф. Энгельс. Русский народ метко окрестил ненавистного императора, жестокого и тщеславного, Палкиным. Это был мрачный период репрессий, жестокого преследования передовых взглядов и прогрессивных стремлений.

Более ста лет прошло с тех пор. Свершился Великий Октябрь, очистивший дорогу свету, цивилизации, прогрессу. А одну из центральных площадей Ленинграда - Исаакиевскую - продолжает украшать нарядный монумент Николая I. Почему же и сегодня этот памятник сохраняет право на существование?

На высоком, богато декорированном постаменте гарцует на красивом, стройном коне офицер, туго затянутый в нарядный кавалергардский мундир. На голове каска с орлом. Ноги в высоких ботфортах упираются в стремена. Нарочитость и высокомерие сквозят в чопорной, надменной позе всадника.

В мае 1856 года после смерти Николая I его преемником Александром II был утвержден проект памятника.

Рисунок представил Монферран, завершавший тогда строительство Исаакиевского собора. Скульптору Клодту было поручено выполнение конной статуи. Работы продолжались около трех лет, и 25 июля 1859 года состоялось торжественное открытие монумента «при громе пушек, при звоне колоколов и трубных звуках».

Основная заслуга в создании памятника принадлежит скульптору Клодту. Он сам производил и отливку конной статуи. Конь имеет лишь две точки опоры, что само по себе было уникальным в подобных произведениях и требовало от литейщика высокого мастерства.

Клодт к этому времени был уже известным скульптором и следовал в своих работах по пути реализма. С этих же реалистических позиций подошел он и к созданию памятника Николаю I.

Приглядитесь к всаднику: низко надвинутая каска скрывает от вас его лицо, и вы не улавливаете портретного сходства. Случайно ли это? Мы помним, как заботился Фальконе о портретном сходстве в "Медном всаднике". А усилению индивидуальных черт Николая I не помогли даже требования "заказчика" Александра II, предъявленные к автору: "козырек у каски уменьшить, каску одеть несколько назад". Памятник был открыт таким, каким задумал его автор. Клодт отказывается от четкого выявления портретного сходства, перенося акцент на иные качества, свойственные императору. Внешний лоск, высокопарность, любовь к военной мишуре, тщеславие - вот черты, которые скульптор сумел передать в памятнике. За внешним лоском всадника скрываются жестокость и высокомерие, за чопорной парадностью - холодное бездушие.


Памятник Николаю I. Барельеф "Открытие Веребьинского моста на железнодорожной магистрали Петербург - Москва"

Конная статуя Николая I поднята на высокий пьедестал, но нет в ней величия, героики. Обилием деталей и вычурностью отличается этот пьедестал, выполненный по рисункам архитектора Монферрана. Он создан из различных сортов мрамора и гранита разнообразных тонов и оттенков: финляндского и сердобольского гранита, шоханского порфира, итальянского белого мрамора, и словно стремится поразить зрителя своим богатством. На фоне белого мрамора с лицевой стороны памятника под гербом надпись: "Николай I, император всероссийский" и дата открытия памятника "1859".

По сторонам овальной верхней части пьедестала - тяжеловесные аллегорические фигуры с портретными чертами жены и трех дочерей императора, выполненные скульптором Р. К. Залеманом. Две из них обращены в сторону Исаакиевского собора: одна с весами в руках, олицетворяющая Правосудие, другая с мечом и копьем, символизирующая Силу. С противоположной стороны - Вера, женская фигура с покрытой головой, держащая в руках крест и раскрытое евангелие; другая - Мудрость, с неизменным зеркалом в руках, словно открывающим ей истину.

Четыре барельефа по сторонам постамента имели цель прославить царствование Николая I; они были выполнены скульпторами Р. К. Залеманом и Н. А. Рамазановым.

С лицевой стороны, обращенной в сторону Исаакиевского собора, барельеф, на котором помечена дата - 1825. На фоне дворового фасада Зимнего дворца Николай I, отправляясь на Сенатскую площадь, передает войскам своего сына, наследника престола.

На втором барельефе дата - 1831. На фоне строений бывшей Сенной площади - карета, в которой стоит "миротворец" - император. Около кареты толпятся крестьяне. Идиллически-мирная сцена, изображенная здесь, совершенно не отражает истинного характера события - холерного бунта, происшедшего в июне 1831 года, когда массовое выступление бедноты было жестоко подавлено гвардейскими полками.

В сторону б. Мариинского дворца обращен барельеф с датой 1832 - "Вручение М. М. Сперанскому ордена Андрея Первозванного". Николай I говорил, что нашел в Сперанском "самого ревностного, преданного слугу". При Александре I, накануне войны 1812 года, Сперанский был сослан. В царствование Николая I, в 1826 году он возглавил 2-е Отделение императорской Канцелярии и под его руководством было издано "Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах" и "Свод законов Российской Империи в 15 томах". Эта работа была простым механическим соединением законов, изданных в разное время.

На барельефе изображена церемония вручения ордена в Грановитой палате в Москве. На переднем плане Сперанский и Николай I в окружении ряда государственных деятелей; на столе - тома "Свода законов" - работа, за которую Сперанский.и был награжден орденом.

На четвертом барельефе представлен момент открытия в 1851 году Веребьинского моста железнодорожной магистрали Петербург - Москва, где присутствует и Николай I.

Дополнением к богато декорированному постаменту служат четыре фонаря, созданные по рисункам Клодта.

Высоко оценил работу Клодта величайший критик В. В. Стасов. Ценим и мы этот памятник за несомненные элементы критического подхода к изображаемому, за мастерство исполнения конной фигуры, за органическое сочетание художественных достоинств с исторической правдой.

«В нём много от прапорщика и мало от Петра Великого»
А.С. Пушкин .

Так нелицеприятно отозвался об императоре Николае I гений русской литературы. Однако памятник этому самодержцу в стиле необарокко в столице открывают в 1859 году, причем, не только с целью исторического увековечивания памяти самодержца, но и для гармонизации всего эстетического пространства между двумя «исполинами» русской архитектуры - Исаакиевским собором и Мариинским дворцом , отличающимися друг от друга и стилевыми решениями, и художественным воплощением.

Легкому и стремительному движению коня О.Монферан противопоставил нарочито «парадную» вытянутую фигуру императора. Можно сюда добавить и явную «дисгармонию» между легкой фигурой всадника и помпезным, тяжелым его основанием - пьедесталом . Очевидно, эта задумка и была дешифрована Пушкиным.

С одной стороны, Николай I уподобляется Петру Великому , его конь также резв и вздыблен. Причем, автором проекта он поставлен уже не три, а на две точки опоры. А с другой, сам всадник как бы находится вне этого движения , он застыл в самодовольстве и тщеславном любовании.

В качестве «аргументов» значительности этой персоны в русской истории на пьедестале памятника в горельефах отображены важные события времен его правления, где все величие Николая I дополнительно подчеркнуто аллегориями фигур Силы, Мудрости, Правосудия и Веры, представленных женскими образами.

Именно этой нарочитой демонстрации «преемственности» и верности «петровским» делам и надлежало стать в дальнейшем причиной многих острот. Дело в том, что памятник Николаю I развернут в том же направлении , что и «Медный всадник », т.е. они смотрят в одну и ту же сторону, но между ними находится православный храм - Исаакиевский собор . Так вот по этому поводу в С.-Петербурге после открытия монумента появилась присказка: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает» . Говорят, что на следующий день на правой ноге коня и вовсе появилась дощатая надпись «Не догонишь».

Но, так или иначе, а главный заказчик памятника - сын Николая - Александр II, осматривая еще только макет монумента в мастерской, дал лишь незначительные указания по изменению и в целом остался доволен работой.

Сложнейшая техническая задача , заключающаяся в постановке коня на две задние ноги, была разрешена самим О.Монфераном. Кстати, набросок этого памятника, состоящий из эскизов структуры и архитектурных деталей монумента, в 2009 году был выставлен на аукцион Кристи за 100 тыс. фунтов стерлингов .

Считалось, что лошади Николая I «помогает» стоять на ногах точный математический расчет и насыпанная в этот вычисленный центр тяжести памятника дробь. Однако 80-х 20 века при реставрации монумента было выяснено, что никаких дополнительных «утяжелений» в скульптуре нет. Конь застыл во вздыбленной позе, благодаря двум тяжелым железным подпорам-прутьям , идущим от копыт до основания пьедестала . Известно, что автор фигуры П.Клодт заказал эти подпоры на самом лучшем заводе и весили они по 60 пудов (по 2000руб) .

После переворота 1917 года этот памятник, как монумент царизма, собирались снести или на худой конец, посадить вместо Николая I на этого взвихренного коня кого-то из собственных героев (Буденный, Фрунзе) Протестовала против этого монумента и Марина Цветаева , которая ненавидела царя, «убившего» Пушкина. Только выводами специалистов о невозможности с чисто технической стороны всех этих манипуляций с памятником, монумент О.Монферана на Исаакиевской площади остался жить. Кстати, по общему признанию, именно этот памятник окружен самыми красивыми фонарями С.-Петербурга, а сама площадь стала одним из лучших архитектурных ансамблей и любимым местом горожан .

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I.
Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I.

Тимм Василий Федорович
Торжественное открытие памятника Императору Николаю I в Санкт-Петербурге

Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.
Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года вскоре после смерти императора.

Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.

Официальная история сообщает: в феврале 1856 года, в первую годовщину смерти императора Николая I, по Высочайшему повелению императора Александра II началось проектирование памятника Николаю I.
Архитектору О. Монферрану было поручено представить "соображения о памятнике Николаю I". Проект был утвержден в мае 1856 года, через месяц определено место установки памятника - напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору.
Любопытный факт: конный памятник на этом же самом месте уже был запечатлён
И. Шарлеманем ещё в 1840-е годы:


Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета.
Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

Ему же был известен общий вид монумента ещё при жизни Николая I:


"Памятник Николаю I". Литография Ж. Жакотте и Ш. К. Башелье с рис. И. И. Шарлеманя и Дюрюи.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.).

Шокирующая для рисунка с натуры дата:


Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку с натуры И. Шарлеманя. Памятник Николаю I.
Литография, раскрашенная от руки акварелью, гуашью. 1853 год.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.). Фрагмент.


Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы.


Литограф К. Шульц по рисунку И. Шарлеманя.
Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы. Фрагмент.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Фрагмент.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I:


"14 декабря 1825 года" (север) - император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II)


1831 год - император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого "холерного бунта"; (запад).


1832 год - император награждает М. Сперанского орденом за издание "Полного собрания законов Российской империи"; (юг).


1851 год - император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге, (восток).

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов. Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми "Укротителей коней" на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача.
В начале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом.
Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана. Появился новый вариант скульптуры, где главное - стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно - торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями.
Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства.
Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках - двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

В 1860 году вокруг памятника была установлена бронзовая решетка из двадцати звеньев, созданная по проекту архитектора Л. Бонштедта.

Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.


памятник Николаю I

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя.
Он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, этот памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор.
В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям.
Со Знаменской площади (нынешней пл. Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади.

В.С.Садовников. Парад при открытии памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. 1856.


Открытие памятника Николаю I. 1857 г. В.Садовников. Акварель.

Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего "закрепить" всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.


памятник Николаю I

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено.
Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.


Санкт-Петербург и пригороды




Top