Памятник обувь на набережной дуная будапешт венгрия. Туфли на набережной дуная

Примерно в 300 метрах от того места, где расположено здание венгерского парламента в Будапеште, на набережной Дуная стоят 60 пар стоптанной обуви. Будто кто-то в массовом порыве решил пройтись босиком, бросив в хаотичном порядке свои ботинки и туфли. На самом деле обувь сделана из железа. Вся вместе она представляет собой один из самых печальных памятников всего мира. Он посвящен евреям, расстрелянным в годы Второй Мировой войны в Будапеште.

Памятник на набережной появился всего 10 лет назад, но за этот относительно небольшой промежуток времени получил всемирную известность . Ни один рейтинг самых печальных или необычных памятников мира не обходится без железной обуви на набережной Дуная.

Стоптанные грубые башмаки, изящные туфельки, детские ботиночки – обувь стоит как попало и издалека выглядит как настоящая.

Показать больше

О том, что это памятник, говорит металлическая табличка, вмонтированная в бетон. Точнее их даже три. На английском, венгерском и иврите на них выбита одна фраза: «В память о расстрелянных ополченцами Скрещенных стрел жертвах в 1944–45 гг. Установлено 16 апреля 2005».

О гонениях евреев в Венгрии

Партия Скрещённых стрел - национал-социалистическая партия в Венгрии, которой удалось ненадолго захватить власть в стране. По сути ее представители были венгерскими фашистами и во всем поддерживали Гитлера. Осенью 1944 года представители партии сформировали в Венгрии прогерманское правительство, просуществовавшее около полугода. Этого короткого времени националистам хватило, чтобы причинить много боли, в особенности евреям. Сторонники Скрещенных стрел проводили ярую антисемитскую политику, грабя и убивая евреев по всему Будапешту. Еврейский квартал города, в центре которого находится Большая Синагога, превратился в настоящее гетто. Людей расстреливали прямо на набережной Дуная. Их ставили у самого края, сковывая одной цепью несколько десятков человек .

Одной пули хватало, чтобы жертва падала в воду, увлекая за собой остальных несчастных. Так фашисты экономили на боеприпасах и не занимались захоронением невинных жертв режима. Сколько именно тел приняли в свои объятия воды Дуная, точно не установлено до сих пор. Если же говорить о Холокосте во всей Венгрии, то в 1944-м и 1945-м годах было уничтожено по разным данным от 500 до 600 тыс. евреев. Страшные цифры…

Фашисты не только упивались всесильностью, но и наживались на своих жертвах. Забирали все ценное, не брезгуя даже обувью, которая в военное время была ходовым товаром. Евреев заставляли снимать обувь перед казнью. Туфли и башмаки – все, что оставалось от недавно еще дышащих людей после расстрела. Обувь фашисты либо продавали, либо использовали для своих нужд.

История создания памятника

Этот грустный факт стал основной идеей памятника, посвященного уничтоженным венгерским евреям. Мемориал был открыт 16 апреля 2005 года – в день памяти жертв Холокоста, который сами евреи называют Йом а-Шоа. В документах Нюрнбергского процесса говорится, что жертвами Холокоста стали шесть миллионов человек.

Как я уже сказал, памятник на набережной Дуная очень быстро стал популярным местом как среди местных жителей, так и среди туристов. Здесь всегда лежат свежие цветы и горят свечи. Люди приходят, фотографируют или просто стоят рядом, думая о чем-то своем.

Адрес: Budapest, Id. Antall József rkp., 1052 Венгрия

Согласитесь, не много на Земле мест, при посещении которых учащённо бьётся пульс, и начинают проступать слезы. Мемориал «Туфли на набережной Дуная», несомненно, относится к таким священным местам для всего человечества.

Прогуливаясь по набережной в центре Будапешта, вы совершенно случайно можете наткнуться на обувь, будто оставленную кем-то на краю тротуара у самой реки. Это памятник жертвам холокоста, который был воздвигнут в назидание последующим поколениям, чтобы каждый помнил и делал всё возможное, чтобы такого больше не повторилось.

История. Как это было

В 1939 году Венгрия вступила в союз с Гитлеровской Германией, получив за это часть территорий соседних государств. В 1940 году принимала активное участие в войне против Югославии, а в июне 1941 года, в составе стран-агрессоров, возглавляемой гитлеровской Германией, вероломно напала на СССР. Потому солдаты и офицеры советской армии награждались медалью «За взятие Будапешта», а не за освобождение, как это было с Варшавой или Прагой.

А вы знали что: Будапешт считается одним из самых мира.

На фото: Дети на улице Будапешта, 1939 г.

Предвидя свой неминуемый конец, гитлеровцы и их пособники из венгерской национал-социалистической партии «Скрещённые стрелы», стали скрывать следы своих преступлений и в Будапеште в 1944 году начались массовые расстрелы еврейского населения.

На момент начала Второй мировой войны евреев в Будапеште проживало около 40 тысяч, а по всей Венгрии их насчитывалось около 800 тысяч человек.

В годы войны еврейское население Венгрии, как, впрочем, и других европейских стран, подвергалось преследованиям, их загоняли в гетто, отправляли в концентрационные лагеря, и, самое ужасное, массово расстреливали.

На фото: Арестованные еврейские женщины идут по улице Будапешта. Скоро они погибнут от рук нацистов. 1944 г.

Евреев привозили на набережную Дуная в крытых грузовиках, и перед расстрелом заставляли снимать обувь, так как во время войны обувь была одним из ходовых товаров. Затем нацисты продавали эту обувь на чёрных рынках, или использовали башмаки, женские туфли и ботинки для своих нужд.

На фото: Советские солдаты в Будапеште, 1945 г.

Не утруждая себя захоронением, нацисты расстреливали людей у воды. Бесчеловечным было и то, что, экономя боеприпасы, людей связывали в цепь по 50-60 человек, стреляли в одного, и уже он, падая, увлекал за собой в воды Дуная ещё живых людей.

Преступления нацистов и их пособников вскрыли после того, как 18 января 1945 года войска советской армии взяли штурмом венгерскую столицу, и освободили будапештское гетто.

Автор идеи и скульптор памятника

Идея возвести памятник в честь жертв холокоста принадлежит известному венгерскому режиссёру Кену Тогаю. Он провёл большую исследовательскую работу, встречался со свидетелями, проанализировал многие страницы архивных материалов.

К сожалению, ему так и не удалось установить точное количество погибших во время массовых расстрелов в Будапеште и все их имена и фамилии, но исследователи сходятся на цифре 10 тыс. человек. Всего же после войны из 800 тыс. человек еврейской диаспоры в Венгрии, в живых осталось не более 200 тысяч.

На фото: венгерский скульптор Дьюла Пауэр (1941 - 2012)

Со своим предложением Кен обратился к талантливому скульптору Дьюлу Пауэру. Они вместе со специалистами провели исследования, и копии обувных пар мемориала полностью аутентичны образцам обуви 1940-х годов.

А о самых интересных музеях Будапешта, которые topcafe советует вам посетить, читайте статью.

Мемориал и память

Весь мир 16 апреля вспоминает жертв холокоста, поэтому к этой дате и приурочили открытие мемориала в Будапеште. В 2005 году на открытие памятника собралось множество жителей венгерской столицы, а также гости с других европейских государств.

Сам мемориал получился одним из самых печальных и трогательных в мире, представляет собой 60 пар обуви, сиротливо стоящих на берегу величественного Дуная. Среди обуви детские башмачки, мужские и женские туфли, стоптанные стариковские ботинки.

За экспозицией была установлена большая железная скамья, на которой размещены таблички, на которых на иврите, английском и венгерском языках выбиты слова, что памятник установлен в честь невинно погибших во время массовых расстрелов в Будапеште в период 1944–1945 годов.

Многие мировые и отечественные СМИ признают, что мемориал в Будапеште один из самых пронзительных и печальных памятников, установленных в честь жертв холокоста и Второй мировой войны.

Хореографы и режиссеры, вдохновленные посещением будапештской набережной, на которой стоит обувь, создают шедевры мирового кино и балетного искусства, которые выступают живой памятью о расстрелянных на берегах Дуная.

Трогательный, трагический и печальный мемориал, не оставляющий равнодушным к тем далёким событиям ни одного, кто посещает это зловещее место, давно стал символом противостояния нацизму. Печалит одно, что анализируя мировые события современности, складывается впечатление, что история ничему не учит, а только снова и снова наказывает человечество за невыученные уроки…

Я повидала много памятников жертвам Холокоста, возведенных в разных странах. Туфли на Набережной Дуная - один из самых душераздирающих. Эти туфли, они так много обозначают и символизируют, что парой слов тут не обойдешься.

Где находится мемориал

Этот памятник я обнаружила на Набережной Корзо, неподалеку от здания Венгерского Парламента. Шла я к нему специально, намеренно, была настроена на то, какое впечатление на меня произведет увиденное, но в любом случае, к такому невозможно подготовиться.


Что представляет собой мемориал "Туфли на Набережной"

К каждому визиту к мемориалам жертвам Холокоста я готовлюсь заранее. Мне нужен настрой, так как каждый раз - это невероятно тяжело. И перед тем, как рассказать, какие впечатления на меня произвел памятник, я скажу пару слов об истории его создания.

Весь ужас еврейской трагедии в Будапеште во время Второй Мировой войны был в том, что евреев преследовали и уничтожали не немецкие нацисты, а местные, которые являлись членами партии "Скрещенные стрелы", исповедующей нацизм, как национальную идею. А еще хуже то, что евреи здесь гибли уже на исходе войны, в самом ее конце.


Евреи, мужчины, женщины, дети, сгонялись на набережную, их заставляли разуваться, загоняли на паромы и отправляли вниз по течению. Там их загоняли в воду и расстреливали. Растерзанные тела воды Дуная уносили прочь, избавляя нацистов от необходимости захоранивать трупы.

Ту обувь, которая оставалась на берегу, нацисты продавали по сходной цене всем желающим. И такие находились.


Боже, это ужасно. Я до сих пор не могу вспоминать это место без содрогания. Туфли, конечно, не настоящие, они железные, но полностью копируют модели 40-х годов, некоторые из них стоптанные, другие в отличном состоянии, мужские ботинки, женские туфельки и ботильоны, и, самое страшное и ужасное - детская обувь.

Видеть эту обувь, и знать, что ждало их хозяев после того, как те ее сняли, для меня было практически непереносимо, очень тяжело и трудно. Но не прийти сюда я не могла. Для меня это что-то очень личное.


Каждая пара туфель - это чья-то боль и целая трагедия. У этих людей, оставивших обувь на набережной, не было никаких шансов выжить, каждая туфля, каждый детский ботиночек - это напоминание об ужасах войны, о трагедии целой нации.

Здесь не плакать невозможно, когда я пришла к мемориалу, здесь было много людей, не знаю, по поводу, или здесь всегда так. Около туфель было невероятное количество зажженных свечей, все люди приносили цветы.

Я сидела возле этих туфель, меня душили слезы, я с трудом сдерживала рыдания. Это место - место памяти, людской боли, трагедий множества жизней. Те, кто создал этот мемориал - они сделали большое дело, эти туфли - напоминание о том, что никогда больше не долно повториться, о геноциде целой нации.


Вообще посещение этого места дается всем тяжело, я видела слезы в глазах мужчин, их руки и голоса дрожали, равнодушных лиц здесь не было. Этот мемориал нельзя назвать трогательным, он разрывает душу на части и заставляет страдать. По-настоящему. Но это страдание, оно как-будто очищает, позволяет каждому, кто пришел сюда, чья душа наполнилась состраданием и болью, стать лучше и чище. И главное - не забыть того, что происходило в Будапеште в конце Второй Мировой войны, помнить о том, что пострадало невероятное количество мирных людей, беззащитных, не имеющих возможности стоять за себя и защищаться, беспомощных.


Если вы будете в Будапеште, сходите к мемориалу "Туфли на Набережной Дуная". Будет трудно, но все мы должны чтить память тех людей, кто безвинно пострадал и погиб в той страшной войне, особенно детей.

2017-10-21T11:40:23+00:00

«Туфли на набережной Дуная». Когда только подходишь к этому мемориалу в Будапеште, размещенному вдоль реки на протяжении 40 метров, сжимается сердце. Поначалу, издалека даже трудно поверить, что эта обувь не настоящая, настолько она кажется реальной.

Но подойдёшь поближе, вспомнишь историю этого памятника, посвящённого Холокосту, и становится жутко! Только вблизи понимаешь, что всё это – сделано из металла. Но от этого не становится легче. Авторы памятника «Туфли на набережной Дуная», расположенного примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом, – кинорежиссёр Кен Тогай (это – его идея) и скульптор Дьюла Пауэр. Примечательно, что Кен Тогай – наполовину русский, наполовину англичанин, а скульптор Дьюла Пауэр по национальности венгр с русскими корнями. Работа этого талантливого дуэта достойна восхищения и уважения. На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на трёх языках – на иврите, английском и венгерском надписи: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками “Скрещённых стрел” в 1944-1945 гг. Установлено 16 апреля 2005 года».


На набережной только обувь – и ничего больше. Она выглядит так естественно, что, кажется, хранит тепло оставивших её людей. Будто кто-то снял эти туфли, ботинки на берегу на минутку и сейчас вот-вот вернётся. Страшный, пронзительный, удивительно скромный и невыразимо трогательный памятник. Всё-таки для того, чтобы нормального человека «пробрало» насквозь, не требуется никакой помпезности и навязчивых нравоучений. Одного мига, одного взгляда достаточно, чтобы почувствовать и замереть, ужаснувшись. Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится как раз в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа здание венгерского Парламента. Всё просто: газоны с цветами, серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами – нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий. Легко можно различить обувь для мальчиков и девочек, мужчин и женщин, старую и новую. Нет ни одной повторяющейся пары. Все разные - как и люди, которые погибли на этом месте.

Именно из еврейского гетто в Будапеште, «работавшего» 50 дней, людей выводили на берег реки, связывали по 60 человек вместе и (для экономии пуль) стреляли в первого, который, падая в реку, тянул за собой в небытие остальных, ещё живых. По непроверенным данным, более 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой немецкие и венгерские нелюди-антисемиты расправлялись с женщинами, мужчинами, детьми, потрясает воображение. А почему оставалась обувь убитых на берегу? Почему на смерть люди шли без обуви? И вновь причиной тому немецкая расчетливость: прежде, чем совершить злодеяние, они заставляли всех, от мала до велика, снимать обувь, ведь в то время башмаки и туфли стоили дорого. Потом эту обувь без проблем можно было продать на чёрном рынке, в том числе и немецкому населению в Германии, а то и использовать для собственных нужд. Таким образом, преступление совершалось с выгодой. Тысячи, десятки тысяч людских тел унесли воды Дуная. Если бы каждому расстрелянному посвятить одну пару обуви, то на набережной просто не хватило бы места. Сегодня здесь насчитывается 53 пары, но в 2005 году (когда 16 апреля открывали мемориал в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне) их было 60. Несколько пар за это время куда-то исчезли.


У памятника всегда зажжены поминальные лампадки, и лежат живые цветы. Посещение мемориала «Туфли на набережной Дуная» в Будапеште ничем не ограничено, можно приходить круглосуточно. В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но только этот один памятник (описание его не в каждом местном путеводителе найдёшь; объяснять – почему, не стану: думаю, и так понятно) выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой, кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии, – обувь на набережной Дуная. В 2013 году газета «Аргументы и факты» (Россия) включила будапештский мемориал в число 18 «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке.

До Второй мировой войны в Венгрии насчитывалось около 800 тысяч евреев, из них примерно 280 тысяч жили в Будапеште, который иногда называли «юдапешт». Еврейская община в Венгрии была самой многочисленной в Европе, поэтому жертв было очень много. Венгерская синагога считается второй по величине в мире (после нью-йоркской). По некоторым данным, только четвертая часть венгерских евреев пережила Холокост.

В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный фашистской Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся всё-таки противником геноцида евреев и цыган, вынужден был передать власть лидеру венгерской нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши, который, не мешкая ни дня, организовал массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган, а также их депортацию в концлагеря и в Германию. Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних и самых зловещих эпизодов Холокоста. Всего за три месяца, предшествовавшие взятию города советскими войсками, гитлеровцы и их венгерские пособники уничтожили около 300 тысяч венгерских евреев… Между металлическими ботинками и туфлями горят зажжённые свечи, лежат живые цветы и камни, которые евреи в память о своих погибших соплеменниках привозят со всего света. В одном из детских ботинок я увидел конфеты и маленькие мягкие игрушки. Комок к горлу…

В саду будапештской синагоги, которая находилась на территории самого большого в Европе гетто, поставили памятник «Дерево жизни». На каждом листочке – имя погибшего еврея. Это гетто 18 января 1945 года освободила Красная Армия. Кстати, табличка с благодарностью солдатам, спасшим оставшихся в живых, до сих пор висит на стене синагоги. К глубокому сожалению, и синагога, и табличка, и памятник – одни из немногих, уцелевших во время борьбы правительства Венгрии с так называемым наследием коммунистического прошлого…

+++

Гера ШТОРМ (написано в 2015 году ):

На берегу евреям снять ботинки! /«Обутым неприлично умирать?», – / Спросил ребенок мать, а та слезинки / Старалась незаметно вытирать. / «Ты не волнуйся, мам, я не голодный, / Вчера кусочек хлeбушка я съел. / Мы там замерзнем, мам, Дунай холодный? / Я плавать научиться не успел… / Мам, ты скажи, а умирать не больно? / Я просто упаду и утону? / Или умру от пули и спокойно / И плавно я потом на дно пойду? / Ты за руку возьми меня покрепче, / Чтоб мы не потерялись под водой. / Вдвоём с тобой спастись нам будет легче, / Мы спрячемся за сильною волной». / На берегу Дуная всем снять обувь! / «Все говорят: кончается война. / Ты видишь, мама, в небе белый голубь? / Смотри, а там идёт наша волна».

Сергей МИХАЛКОВ (написано в 1944 году ) «Детский ботинок»

Занесённый в графу с аккуратностью чисто немецкой, / Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской. / Его номер по книге: «Три тысячи двести девятый». / «Обувь детская. Ношена. Правый ботинок. С заплатой…» / Кто чинил его? Где? В Мелитополе? В Кракове? В Вене? / Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя? / Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый, / под порядковый номер «Три тысячи двести девятый»? / Неужели другой не нашлось в целом мире дороги, / кроме той, по которой пришли эти детские ноги / в это страшное место, где вешали, жгли и пытали, / а потом хладнокровно одежду убитых считали? / Здесь на всех языках о спасенье пытались молиться: / чехи, греки, евреи, французы, австрийцы, бельгийцы. / Здесь впитала земля запах тлена и пролитой крови / сотен тысяч людей разных наций и разных сословий… / Час расплаты пришёл! Палачей и убийц – на колени! / Суд народов идёт по кровавым следам преступлений. / Среди сотен улик – этот детский ботинок с заплатой, снятый Гитлером с жертвы «Три тысячи двести девятой».




Top