Памятник островскому у здания малого театра. Памятник островскому у здания малого театра Малый театр памятник островскому

В своих "Записках о положении драматического искусства в России в настоящее время" Александр Островский писал: «Москва - патриотический центр государства, она не даром зовется центром России... В Москве всякий приезжий невольно проникается русским духом. В Москве все русское становится понятнее и дороже». Островский был знаковым драматургом в русской литературе, именно его работы стали украшением репертуара русского театра, он стал создателем новой формы драматургии. В русской столице на Театральной площади установлен знаменитый памятник писателя. Скульптором проекта стал Николай Андреев, архитектором - Фёдор Шехтель. Бронзовая фигура писателя смотрит на снующих прохожих с гранитного постамента. Инициаторами создания столичной достопримечательности стало Общество русских драматургических писателей и оперных композиторов. Почему именно на Театральной площади, да ещё и перед Малым театром? Именно на сцене «Малого» было поставлено самое большое количество пьес Островского. В честь 100-летия со дня рождения писателя на этом месте был заложен камень будущего памятника. Скульптору удалось как нельзя лучше передать образ писателя, неспроста мастер изучил сотни документов и фотографий русского драматурга. Андрееву удалось это сделать на высшем уровне, также эта работа стала знаковым и последним произведением искусства архитектора Фёдора Шехтеля. Теперь, прогуливаясь по Театральной, не забудьте присмотреться в строгие, но такие мягкие черты лица известного русского драматурга Александра Островского!

О важности этого действа можно судить по тому, что на мероприятие прибыли члены советского правительства Михаил Иванович Калинин, Григорий Иванович Петровский и Авель Софронович Енукидзе. Здесь также присутствовал весь цвет творческой интеллигенции, а вот скульптора Андреева, к сожалению, не было из-за болезни. Уже Гиляровский после открытия монумента написал ему в послании: «Островский великолепен!»

Место для установки памятника выбрано не случайно. Еще при жизни известного драматурга стали называть не иначе, как «Дом Островского».

Бронзовая скульптура представляет Александра Николаевича в состоянии глубокой задумчивости и сидящем в роскошном кресле. В его руках записная книжка и остро отточенный карандаш, что, несомненно, призвано запечатлеть момент тяжелого и важного творческого процесса драматурга.

История создания монумента Островскому

История этого памятника Александру Островскому в Москве началась еще в 1923 году 12 апреля. В те дни еще проходили празднества, связанные со 100-летним юбилеем великого драматурга.

В 11 часов у Малого театра проходили торжества по случаю закладки монумента. Сюда, помимо артистов различных театральных площадок Москвы, интеллигенции и студентов, прибыл и нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, выступивший с речью.

В этом же году в Советском Союзе был объявлен конкурс на проектирование памятника Островскому, который, как указывалось выше, выиграл Николай Андреевич Андреев. Работу он выполнил при участии своего родного брата, также занимавшегося скульптурным творчеством.

Материал для монумента был заказан в Финляндии и в 1925 году был доставлен в Россию. Предварительные работы по созданию скульптуры Островского были завершены в 1928 году и далее оставалась только сделать отливку в бронзе. Этот процесс затянулся, и торжественное открытие перенесли на весенние дни 1929 года.

Стоит отметить, что идея воздвигнуть памятник великому мастеру возникла еще в 80-е годы девятнадцатого столетия. С инициативой выступило Общество русских драматургов и оперных композиторов, которое некогда было создано Александром Николаевичем.

Российское царское правительство поддержало идею и организовало сбор средств. 50 тысяч рублей было собрано к 1918 году, но создание монумента пришлось отложить из-за проходящих в стране революционных событий.

Проект сооружения памятника Александру Николаевичу Островскому в Москве возник еще в 1899 году, тогда же Общество русских драматических писателей и композиторов приступило к сбору средств. Но осуществить задуманное дело не удалось.

В марте 1923 года в связи со 100-летием со дня рождения драматурга директор Малого театра, народный артист Республики А.И.Южин обратился с ходатайством о сооружении памятника в Совнарком. Советское правительство это предложение одобрило и ассигновало необходимые средства. Был избран Юбилейный комитет по чествованию памяти А.Н.Островского, который «объявил всероссийский конкурс по сооружению памятника А.Н.Островскому в Москве. Форма памятника - фигура на постаменте. За лучшие проекты объявлены премии: одна в 1000 руб.; две по 750 руб.; три по 500 руб.; четыре по 250 рублей золотом. Адрес комитета: Малый театр» («Известия», 12 апреля, 1923 г.).

В те дни было определено и место будущему памятнику - у входа в Малый театр, и состоялась его торжественная закладка. Вот как отмечено это событие в газете «Известия»: «Вчера, к 11 часам утра на площадь Я.М.Свердлова (быв. Театральная) собрались труппы всех московских театров и также представители художественной литературы и театральных организаций. Труппа Малого театра вышла из здания театра, неся стяг с надписью: «Островскому - Малый театр. Шире дорогу - Любим Торцов идет». Открывавший митинг А.В.Луначарский сказал: «Настоящий памятник должен служить тому, чтобы заветы Островского не забывались и из них бил родник новой театральной жизни». На месте будущего памятника установили усеченную гранитную глыбу с надписью: «Место памятника Островскому». Председатель Юбилейного комитета А.И.Южин сказал: «От всей души Малый театр желает, чтобы великая фигура Островского оберегала Малый театр» («Известия», 14 апреля, 1923 г.).

Прошло шесть лет. Лучшим проектом памятника была признана скульптура Н.А.Андреева. Отлил ее из бронзы мастер Миглиник. Вес скульптуры более полутора тонн. Постамент из темно-зеленого диорита, доставленного из Финляндии, весом около 12 тонн. Сооружен памятник был еще в 1928 году, о чем указано на постаменте, но открытие его состоялось 27 мая 1929 года в 12 часов дня.

В это время в Москве проходил Пятый Всесоюзный съезд Советов и делегаты съезда во главе с М.И.Калининым приняли участие в торжестве. А.И.Южина уже не было в живых, председателем общественного комитета по сооружению памятника стал академик П.Н.Сакулин. Речи и выступления присутствовавших нашли свое отражение в газетах («Вечерняя Москва», 27 мая 1929 г., №118; «Известия», 28 мая 1929 г., №119). Интересно вспомнить, что памятник обошелся государству на 20 тысяч рублей дешевле, чем предполагалось.

При открытии памятника П.Н.Сакулин огласил постановление Президиума Моссовета о передаче памятника Островскому «в ведение московского Малого театра».

В связи с этим постановлением был составлен акт передачи, в настоящее время хранящийся в Музее-заповеднике А.Н.Островского в Щелыково (инв. № 601), публикуемый в настоящем томе впервые.

Текст написан чернилами на плотной бумаге, без штампов и печати и подписан П.Н.Сакулиным, А.А.Яблочкиной, А.В.Луначарским, Н.Кашиным. Две подписи разобрать не удалось.

Комитет по сооружению памятника А.Н.Островскому, с разрешения Президиума Московского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 22 мая 1929 года за № 7504, передает ныне открытый памятник в ведение и хранение Государственного Московского Малого театра, в чем и составлен настоящий акт.

Москва

Председатель Комитета Я.САКУЛИН

Товарищи Председателя А.ЯБЛОЧКИНА

Почетный член Президиума А.ЛУНАЧАРСКИЙ

За Казначея Комитета (нрзб.)

Секретарь Комитета Н.КАШИН

Е. Хмелевская, «Малый театр 1824-1974»., том 2, стр. 610-611.

С 1929 года на площади перед зданием Малого театра на гранитном постаменте восседает бронзовый Александр Островский – известный русский драматург, сыгравший большую роль в становлении отечественного театрального искусства. Многие его произведения были поставлены именно на сцене Малого театра, а инициатива увековечить память о писателе еще в конце XIX века была высказана членами Общества драматургов и оперных композиторов, которое было учреждено самим Островским.

Примерно в то же время был объявлен сбор средств на постройку памятника, но воплощение этой идеи в граните и бронзе началось только в 1926 году. Предварительные работы на несколько лет были прерваны начавшейся гражданской войной и Октябрьской революцией. Но в 1923 году, в год столетия со дня рождения Александра Островского, работы по созданию памятника было решено возобновить. Тогда же состоялась закладка первого камня и был объявлен конкурс проектов. Его победителем стал скульптор Николай Андреев, который работал над монументом вместе с известным архитектором Федором Шехтелем. Работе Шехтеля здесь принадлежит постамент, над завершением которого после смерти Шехтеля также трудился Иван Машков.

События, связанные с установкой памятника Островскому, проходили при участии высших партийных чинов. Так, его закладка в апреле 1923 года проходила в присутствии наркома просвещения Анатолия Луначарского, а торжественное открытие в мае 1929 году - при участии председателя Всероссийского Центрального исполкома партии Михаила Калинина.

Уже в нынешнем столетии памятник автору «Грозы», «Бесприданницы» и других пьес был отреставрирован. Площадь, на которой стоит монумент, при жизни драматурга называлась Петровской, в годы советской власти – имени Свердлова, а в 90-е годы была переименована в Театральную.

Памятник Николаю Островскому (1904–1936) - писателю, автору романа «Как закалялась сталь» - установлен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятники Островскому установлены в 20 городах мира

Благодаря незаурядным способностям Николай Алексеевич Островский (1904–1936 ) закончил школу в девять лет, его приняли в церковно-приходскую школу досрочно. В 15 он идет добровольцем на фронт, а с 23 лет и до конца жизни прикован к постели из-за неизлечимой болезни. Тогда же и начинает писать романы : из-за слепоты и неподвижности изобретает специальный трафарет для написания текстов. После публикации произведения «Как закалялась сталь» Островский становится очень популярным и почитаемым, получает орден Ленина, дом в Сочи и квартиру в Москве. Перед смертью успевает написать, точнее надиктовать, еще один роман — «Рожденные бурей» .

Похоронен на в Москве (1 участок, 44 ряд).

представляет собой , изображающий полулежащего и диктующего свой роман писателя. Работа скульптора Владимира Цигаля установлена на , к которому приставлена такая же каменная стела меньшего размера, на ней — металлические буденовка и сабля в портупее . На обеих плитах выполнена




Top