Памятник островскому у здания малого театра. Памятник островскому у здания малого театра Малый театр памятник островскому

Располагается на гранитном постаменте.

Памятник
Памятник А. Н. Островскому

Памятник А. Н. Островскому у здания Малого театра
55°45′34″ с. ш. 37°37′13″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Москва , Театральная площадь
Скульптор Н. А. Андреев
Архитектор Ф. О. Шехтель
Строительство - годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410982290006 (ЕГРОКН). Объект № 7732413000 (БД Викигида)
Материал бронза , гранит
Медиафайлы на Викискладе

История

В 1886 году в среде Общества русских драматических писателей и оперных композиторов возникла идея соорудить памятник А. Н. Островскому - основателю и первому председателю Общества. В 1899 году была открыта подписка на сбор средств, и к 1917 году фонд на сооружение памятника достиг 50 тыс. рублей. Однако за все эти годы к сооружению памятника так и не приступили (вероятно, реализовать проект помешала Первая мировая война). Это было связано с тем, что появившееся в 1908 году другое общество - имени А. Н. Островского, - также видело своей задачей создание памятника драматургу и собирало для этих целей средства путём проведения спектаклей и концертов; к 1917 году ему удалось собрать такую же сумму - 50 тыс. рублей. До октябрьской революции два общества так и не смогли договориться о форме памятника и сроках его установки .

В 1922 году, в связи с предстоящим в 1923 году празднованием 100-летия драматурга, Государственный академический Малый театр и Общество имени А. Н. Островского организовали Юбилейный комитет, председателем которого избрали А. И. Сумбатова-Южина . Комитет обратился в СНК с ходатайством о сооружении памятника Островскому в Москве на Театральной площади, у здания Малого театра. СНК это предложение поддержал, выпустив соответствующее постановление и выделив на создание памятника 560 тыс. рублей, но по целому ряду бюрократических причин к его сооружению так и не приступили .

13 апреля 1923 года, в рамках юбилейных торжеств, посвящённых 100-летию со дня рождения Островского, перед зданием Малого театра заложили первый камень в основание будущего памятника. После празднования Юбилейный комитет переименовали в Комитет по сооружению памятника А. Н. Островскому, а на создание памятника объявили конкурс, условия которого были выработаны И. Э. Грабарём , А. М. Эфросом , Ф. О. Шехтелем и П. С. Коганом . Жюри конкурса, председателем которого был архитектор Ф. О. Шехтель, в ноябре 1923 года присудило первую премию скульптору Н. А. Андрееву , вторую и третью - В. А. Андрееву, четвёртую - Н. А. Андрееву, А. С. Голубкиной и И. С. Ефимову , однако итоги конкурса в целом признало неудовлетворительными . В результате приняли решение обратиться к четырём премированным скульпторам с предложением переработать представленные эскизы согласно директивам, которые будут выработаны специальной комиссией, а также согласились принять к обсуждению проекты и других авторов - вне конкурса и без вознаграждения. Специальная комиссия в составе А. В. Гусева, Ф. О. Шехтеля, И. Э. Грабаря, И. С. Остроухова , К. Ф. Юона , А. В. Бакушинского и А. М. Эфроса определила принципы, на основе которых должны быть переработаны проекты: портретное сходство с А. Н. Островским, монументальность памятника и его связь с Малым театром. Срок для подачи эскизов установили на 1 января 1924 года. К этой дате в комиссию поступили проекты всех четырёх премированных авторов, а также новые работы скульпторов И. Д. Шадра , Павлова и Соколова. При рассмотрении работ выяснилось, что только Н. А. Андреев исправил свой проект и по результатам обсуждения приняли решение: «Поручить Н. А. Андрееву исполнение памятника А. Н. Островскому согласно представленного им эскизу, причём признано желательным придать памятнику сходство с А. Н. Островским в позднейший период его жизни» .

Весь 1924 год Комитету пришлось улаживать различные организационные вопросы, главным из которых был вопрос финансирования. Рассчитанную Комитетом смету на сооружение памятника в 90 тыс. рублей Наркомпрос , в ведении которого находился Малый театр, урезал до 80 тыс., а из этой общей суммы выделил на весь следующий 1925 год только 5 тыс. рублей. Наркомпрос также предлагал изменить место установки памятника, так как здание театра к тому времени обветшало и требовало капитального ремонта, проведению которого, по мнению чиновников, мог помешать памятник, однако Комитету удалось отстоять ранее выбранное место .

Выделенную на 1925 год скромную сумму было решено израсходовать на подготовительные работы - в первую очередь приобрести камень для постамента, проект которого разработал Ф. О. Шехтель . Гранит решили закупить в Финляндии - в той же каменоломне, откуда ранее брали камень для постамента памятника Гоголю (его соавтором также был Шехтель). Сооружение постамента поручили художественной артели «Камень» В. И. Орлова, который был известен изготовлением постаментов памятника Гоголю и памятника первопечатнику Ивану Фёдорову . На преодоление трудностей, связанных с заключением контракта с зарубежной фирмой, доставкой груза из Финляндии и прохождением таможенных процедур ушло более года - камень поступил в артель весной 1926 года .

На 1926-1927 годы на сооружение памятника Комитету ассигновали 25 тыс. рублей. В 1926 году на эти средства удалось устроить фундамент на сваях и уложить сверху первую плиту постамента . В том же году умер Ф. О. Шехтель и далее работы по возведению постамента по его проекту выполнял архитектор И. П. Машков . В 1927 году Комитет понёс новую утрату - скончался его председатель А. И. Сумбатов-Южин. Некоторое время Комитет оставался без руководителя, пока в феврале 1928 года председателем не избрали

Площадь Островского в Санкт-Петербурге - это архитектурный ансамбль, включающий в себя такие известные памятники истории и культуры как Александринский театр и Российская национальная библиотека, Аничков дворец и памятник Екатерине ΙΙ, здание Министерства народного просвещения и Дирекция императорских театров по улице Зодчего Росси.

В составе застройки исторического центра площадь Островского включена в перечень объектов Всемирного наследия Юнеско.

Площадь Островского - как добраться

Существует предание, что при закладке памятника в порыве эмоций одна из придворных дам бросила в котлован свое кольцо, затем ее примеру последовали и все другие присутствующие. Отсюда и родилась легенда о том, что под памятником зарыты несметные богатства и, как результат, в советское время представители Смольного хотели провести раскопки в Екатерининском саду, но дальше разговоров дело не продвинулось.

В наше время памятник вновь попал в частушки:

Монумент Екатерине
Охранять бы надо ныне
Новый русский бы не спер
Монумент к себе во двор.

Сад перед Александринским театром в народе называют Екатерининским или Катькой. В советское время вокруг сквера тусовались местные художники, продававшие свои картины, поэтому сохранилось еще одно название этого места - «Монмартр ».

Сквер перед Александринским театром - излюбленное место отдыха петербуржцев, здесь встречаются с друзьями и назначают свидания.

Виртуальные прогулки

Екатерининский сад (Катькин садик) - видео

С 1929 года на площади перед зданием Малого театра на гранитном постаменте восседает бронзовый Александр Островский – известный русский драматург, сыгравший большую роль в становлении отечественного театрального искусства. Многие его произведения были поставлены именно на сцене Малого театра, а инициатива увековечить память о писателе еще в конце XIX века была высказана членами Общества драматургов и оперных композиторов, которое было учреждено самим Островским.

Примерно в то же время был объявлен сбор средств на постройку памятника, но воплощение этой идеи в граните и бронзе началось только в 1926 году. Предварительные работы на несколько лет были прерваны начавшейся гражданской войной и Октябрьской революцией. Но в 1923 году, в год столетия со дня рождения Александра Островского, работы по созданию памятника было решено возобновить. Тогда же состоялась закладка первого камня и был объявлен конкурс проектов. Его победителем стал скульптор Николай Андреев, который работал над монументом вместе с известным архитектором Федором Шехтелем. Работе Шехтеля здесь принадлежит постамент, над завершением которого после смерти Шехтеля также трудился Иван Машков.

События, связанные с установкой памятника Островскому, проходили при участии высших партийных чинов. Так, его закладка в апреле 1923 года проходила в присутствии наркома просвещения Анатолия Луначарского, а торжественное открытие в мае 1929 году - при участии председателя Всероссийского Центрального исполкома партии Михаила Калинина.

Уже в нынешнем столетии памятник автору «Грозы», «Бесприданницы» и других пьес был отреставрирован. Площадь, на которой стоит монумент, при жизни драматурга называлась Петровской, в годы советской власти – имени Свердлова, а в 90-е годы была переименована в Театральную.

О важности этого действа можно судить по тому, что на мероприятие прибыли члены советского правительства Михаил Иванович Калинин, Григорий Иванович Петровский и Авель Софронович Енукидзе. Здесь также присутствовал весь цвет творческой интеллигенции, а вот скульптора Андреева, к сожалению, не было из-за болезни. Уже Гиляровский после открытия монумента написал ему в послании: «Островский великолепен!»

Место для установки памятника выбрано не случайно. Еще при жизни известного драматурга стали называть не иначе, как «Дом Островского».

Бронзовая скульптура представляет Александра Николаевича в состоянии глубокой задумчивости и сидящем в роскошном кресле. В его руках записная книжка и остро отточенный карандаш, что, несомненно, призвано запечатлеть момент тяжелого и важного творческого процесса драматурга.

История создания монумента Островскому

История этого памятника Александру Островскому в Москве началась еще в 1923 году 12 апреля. В те дни еще проходили празднества, связанные со 100-летним юбилеем великого драматурга.

В 11 часов у Малого театра проходили торжества по случаю закладки монумента. Сюда, помимо артистов различных театральных площадок Москвы, интеллигенции и студентов, прибыл и нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, выступивший с речью.

В этом же году в Советском Союзе был объявлен конкурс на проектирование памятника Островскому, который, как указывалось выше, выиграл Николай Андреевич Андреев. Работу он выполнил при участии своего родного брата, также занимавшегося скульптурным творчеством.

Материал для монумента был заказан в Финляндии и в 1925 году был доставлен в Россию. Предварительные работы по созданию скульптуры Островского были завершены в 1928 году и далее оставалась только сделать отливку в бронзе. Этот процесс затянулся, и торжественное открытие перенесли на весенние дни 1929 года.

Стоит отметить, что идея воздвигнуть памятник великому мастеру возникла еще в 80-е годы девятнадцатого столетия. С инициативой выступило Общество русских драматургов и оперных композиторов, которое некогда было создано Александром Николаевичем.

Российское царское правительство поддержало идею и организовало сбор средств. 50 тысяч рублей было собрано к 1918 году, но создание монумента пришлось отложить из-за проходящих в стране революционных событий.

Описание

Памятник императрице Екатерине Второй воздвигнут в центре площади Островского в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Специально для ландшафтного оформления монументально-скульптурной композиции, вокруг нее разбит Александринский сквер.

Площадь Островского обрамляют шедевры русской архитектуры разных эпох, в глубине площади по центральной оси расположен Александринский театр, главным своим фронтоном с изображением конной квадриги, которой управляет древнегреческий бог Аполлон, покровитель искусств, здание театра являет собой образец искусства русского классицизма. С правой стороны площади находится Санкт-Петербургская Публичная библиотека, основанная императрицей Екатериной II, памятник архитектуры 18 – 19 веков, вместилище исторических артифактов, выражающих идеи мировой человеческой мысли. С левой стороны на площадь боковым фасадом выходит Аничков дворец, бывшая дворянская усадьба 18 века, которой в разные исторические периоды владели сановные особы. Для устройства новой площади, центром которой должен был стать монумент Екатерине II, часть строений усадьбы Аничкова дворца были снесены.

Идея воздвигнуть монумент императрице Екатерине II возникла еще при ее жизни, но царица отвергла эту затею, решение увековечить образ великой Екатерины Второй пришло во время юбилейной даты – 100-летия со дня восшествия на престол всемилостивейшей государыни.

На открывшемся пространстве по указу императора Александра II 24 ноября 1869 года была произведена закладка памятника, дата была выбрана не случайно, 24 ноября – день Святой Екатерины. Фундамент под памятник соорудили сложно, вначале забили дубовые сваи, сверху уложили бутовый слой, потом гранитный.

Пьедестал, круглый в плане, изготовленный из различных пород карельских гранитов, широк в своем основании, составлен из четырех частей от большей к меньшей по восходящей, завершает композицию бронзовая фигура императрицы. Она расположена на бронзовом круглом постаменте, который несет на себе основной гранитный пьедестал.

Каменный постамент завершается широкой полкой, на которой вокруг главной фигуры располагаются скульптуры сподвижников. Она стоит всевластная, величественная, полная достоинства и покоя, ее окружают сподвижники – люди, воплотившие в жизнь идеи великолепного екатерининского века. Своим талантом, трудом на воинском и общегосударственном поприще они создавали величие и независимость Российской империи.

Над памятником Екатерине II работал творческий коллектив архитекторов, художников, скульпторов, мастеров-литейщиков. Руководство проектом было поручено архитектору Д. И. Гримму, скульптурные композиции выполнили художник и скульптор М. О. Микешин, скульптор А. М. Опекушин, мастер-литейщик М. А. Чижов (выполнил скульптуру Екатерины), архитектор В. А. Шретер работал над бронзовым обрамлением монумента.

На лицевой стороне пьедестала расположена бронзовая доска с посвятительной надписью "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год". Доска обрамлена предметами, символизирующими направления деятельности императрицы и ее сподвижников, это военные сухопутно-морские подвиги полководцев, выдающиеся открытия новых земель русскими мореплавателями, развитие наук, искусства, совершенствование государственного устройства и закона Российской империи.


Фигура императрицы гармонично воспринимается со всех ракурсов, с лицевой стороны она в своем точном портретном сходстве, одетая в ниспадающие одежды, предстает перед нами всевластной царицей. В правой руке она спокойно, но твердо держит жезл императорской власти, в левой руке покоится лавровый венок – символ величия и силы государственных деятелей всех времен и народов. Фигура ее одновременно торжественна и грациозна, она спокойна, но хочет идти вперед. Это движение усиливает ниспадающая мантия, зримое изображение которой говорит нам о том, какой неподъемный груз ответственности за свою страну несет матушка-императрица. Как истинная женщина, Екатерина предстает перед нами в изящном венце, у ног ее расположена императорская корона, под которой изображен свиток с именным вензелем.

Скульптурная композиция памятника Екатерине II состоит из двух частей, на нижней гранитной круговой полке расположены фигуры сподвижников, венчает памятник сама фигура императрицы, расположенная на бронзовом постаменте.

Кто же были эти люди, своим умом, трудом, подвигами, талантом, преданностью своей родине, которые создавали величие России.


На лицевой стороне постамента расположены фигуры П. А. Румянцева-Задунайского, Г. А. Потёмкина и В. А. Суворова, поражает портретное сходство великих полководцев разных периодов времени эпохи правления Екатерины. Между героями происходит живой диалог о судьбах народов и отечества.

Группа скульптурных изображений А. А. Безбородко и И. И. Бецкого повествуют языком искусства о развитии государственного строительства.


О расцвете просветительских мыслей и становления русского поэтического направления ведут беседу поэт и выдающийся государственный деятель Г. Р. Державин и президент Российской академии, одна из самых образованных женщин Европы Е. Р. Дашкова.

Отдельную группу представляют собой В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. Эти люди жили в разное время. Орлов-Чесменский защищал свободу своей отчизны и исторически близких православных христианских народов. Чичагов был выдающимся исследователем и мореплавателем, всю свою жизнь положившим на благо служения России.


Памятник Екатерине Второй был торжественно открыт 24 ноября 1873 года в присутствии государя. Событие сопровождалось военным парадом и салютом. Весь архитектурно - скульптурный комплекс сооружался в течение 12 лет, силы создателей, их воля, упорство и вера в победу увенчались блистательным результатом. Памятник, высотой в 15 метров, искусно вписан в относительно небольшое пространство площади Островского перед Невским проспектом. Императрица Екатерина Вторая взором, исполненным величия, всматривается в грядущее, ее сподвижники также думают о главном – о будущем родной страны.
  • Скульптор

    М. О. Микешин, М. А. Чижов, А. М. Опекушин

  • Контакты

    • Адрес

      Санкт-Петербург, площадь Островского, Екатериненский сквер

    Как добраться?

    • Метро

      Гостиный двор

    • Как добраться

      До станции метро "Гостиный Двор", выйдя, направо по Невскому проспекту, через 2 минуты вы окажетесь перед памятником Екатерине II



    
    Top