Памятник петру 1 на воде. Памятник Петру I - самый высокий, самый тяжелый, самый неоднозначный

Попасть внутрь «Петра» непросто: как сооружение, подведомственное «Гормосту», памятник тщательно охраняется, и разрешение на его посещение требует целого ряда подписей и печатей. Но встретили нас в итоге радушно, провели по всем закоулкам памятника, поделились схемами и чертежами и только внутрь парусов не пустили, так как без альпинистской подготовки туда не добраться. Нашими экскурсоводами были Дмитрий Шредер, промальпинист и бессменный смотритель комплекса, и Салкарбек Шамканов, руководитель ИПГ по надзору и эксплуатации главного монумента ГУП «Гормост». Итак, добро пожаловать на борт царского корабля!

Внешняя сторона

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» представляет собой парусное судно, вознесенное на высоту 30 м. Палуба находится на уровне 33,6 м, а за штурвалом стоит 18-метровый император Всероссийский Петр I (который и при жизни отличался немалым ростом). Набережная на подходе к «Петру» перекрыта, сам монумент тщательно охраняется. Связано это в основном с вандалами, которые так и норовят раскрасить основание скульптуры в неподобающие цвета или даже отпилить что-либо от бронзовых облицовочных листов — тем более что бронза, пошедшая на монумент, высококачественная и достаточно дорогая. С деревянной палубы островка непосредственно на постамент попасть нельзя: он отделен от прогулочной части фонтаном.

Несущий элемент верхней части скульптуры (от 33,6 метров) — мачта, укреплённая дополнительными подкосами; система напоминает трёхгранную пирамиду. На снимке слева -один из подкосов, по которому можно подняться наверх. В нескольких местах (примерно посередине) элементы такелажа пересекаются с лестницей, затрудняя подъём, поэтому до самого верха мы не добрались. Преодолеть их не так и трудно, но на это нужно отдельное разрешение.

Фонтан самый обыкновенный: под деревянным настилом расположены три мощных насоса, забирающих воду из Москвы-реки и подающих ее по распределительным трубопроводам на насадки. Единственная проблема — серьезная засоренность реки: сороудерживающие решетки на заборниках приходится чистить гораздо чаще, чем на обычных городских фонтанах. Итак, смотритель перебрасывает через фонтан временную металлическую лестницу, мы перебираемся и через крошечную квадратную дверцу попадаем внутрь. Сразу становится темно и страшно.

Ниже плинтуса: башня

На расчетной схеме памятник представляет собой консоль, защемленную в основании. Технически монумент делится на две части — многогранную башню-основание (от 0 до 33,6 м) и закрепленную в ней мачту (от 33,6 до 94 м). Решетчатая башня — это несущий элемент постамента. Ее основные составляющие — восемь колонн, расположенных на окружности диаметром 6,14 м. Нагрузка передается на фундамент через базы колонн и мощные анкера (диаметром по 7 см каждый). Толщина опорной плиты фундамента — около 5 см, «Петр» имеет значительный запас прочности и может противостоять любым нагрузкам. Через каждые 2,4 м в башне для обслуживания имеются кольцевые площадки шириной 0,85 м, они же служат диафрагмами жесткости несущего каркаса постамента. Внутри кольцевых площадок расположены лестничные марши.


Несущий элемент постамента — это башня, элементами которой являются восемь стоек-рёбер, расположенных на окружности диаметром 6,14 метров. Нижней точкой отсчёта в технической документации считается не уровень воды, а база опорных колонн основания. Это связано с двумя факторами: во‑первых, приходящиеся на нижнюю часть стоек-рёбер нагрузки максимальны, а во-вторых, фундамент, как и насыпной остров, проектировала организация «Гидроспецпроект», а не ЦНИИПСК, занимавшиеся расчётом металлоконструкций статуи. Соответственно, высота памятника по документам чуть ниже (примерно на 2,5 метра), чем реальная.

Нагрузки, которые приходится выдерживать несущим конструкциям «Петра», можно подразделить на две группы: ветровые и вызванные собственным весом монумента. Скульптура целиком вместе с постаментом весит более 2000 т, причем нагрузка эта приложена с небольшим эксцентриситетом (защемленная мачта снесена назад относительно центра окружности, на которой расположены колонны), соответственно, возникает изгибающий момент от собственного веса мачты. Но основные напряжения все-таки создаются ветром. Так как скульптура нестандартная и произвести расчет по существующим нормам для зданий и сооружений было невозможно, конструкторы пошли по оригинальному пути. Специалисты института механики МГУ им. Ломоносова изготовили модель и исследовали аэродинамические свойства монумента в трубе, как тестируют гоночный автомобиль. Полученные ими результаты и послужили ориентиром для проектировщиков.


Есть и еще один вид нагрузок, который пришлось предусмотреть при конструировании: это гололед. Расчетный срок службы «Петра» — 100 лет (высшая категория). Соответственно, вероятность оледенения за такое длительное время высока, и скульптура способна выдержать вес ледяного слоя в 2,5 см толщиной! Для сравнения: во время московского ледяного дождя зимой 2011 года слой достигал едва ли 0,5 см.

Выше крыши: мачта

Мачта, защемленная на высоте 33,6 м, не менее важный несущий элемент, нежели башня. Она представляет собой полую трубу диаметром 1 м и принимаемую нагрузку передает не фундаменту, а собственно башне. Первоначально планировалось, что мачта не будет укреплена дополнительными подкосами, но в процессе расчетов выяснилось, что без них не обойтись. В итоге получилась система, напоминающая трехгранную пирамиду. Сама фигура Петра в сравнении со всем монументом весит не так уж и много — порядка 110 т, у нее свой каркас, и она просто прикреплена к мачте в нескольких точках касания. Масса мачты, к слову, вместе с подкосами составляет около 70 т.


Постамент изнутри напоминает декорацию к классической игре «Змеи и лестницы».

К несущим конструкциям — башне и мачте — прикреплены так называемые фахверковые элементы, на которых держатся бронзовые детали. Для изготовления каждого бронзового элемента в мастерской скульптора делают отдельную форму. Так как детали достаточно сложны, пришлось повозиться и инженерам-конструкторам, чтобы рассчитать фахверковые балки индивидуально для каждого элемента. Бронзовые детали, в свою очередь, не несут почти никакой нагрузки, кроме собственного веса и невыносимой тяжести художественного образа.

Интересна схема крепления такелажа. Тросы вант — гибкие, их нижние концы пропущены в палубные отверстия и уходят вниз, в постамент. Там на них укреплены полуторатонные грузы, свободно болтающиеся в отведенном для них пространстве. Такая система позволяет сделать напряжения стабильными, ванты не провисают благодаря достаточной массе грузов и не испытывают перегрузок при сильных колебаниях мачты от ветра.

Отдельно стоит упомянуть Андреевские флаги — на памятнике их укреплено 15 штук, 12 — на носах ростральных кораблей, один на бушприте, один на корме, и один — самый большой — на верхушке мачты. Флаги поворотные; сначала мы предположили, что вращение обеспечивается электродвигателями, но нет, движутся флаги свободно, по ветру. Представьте себе: самый мощный флаг имеет размеры 3 х 7 м и весит более 5 т!


Свободно висящие грузы, удерживающие такелаж в «условно-стабильном состоянии». Применяются грузы весом в 1000 или 1600 кг.

Требует ухода!

Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала — видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.


Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования.

Что будет с Петром?

Этот вопрос частенько поднимается в прессе — и по телевизору, и в журналах, и в блогах. Ответ прост и логичен: ничего не будет. Перенести скульптуру физически невозможно, разве что разрезать болгаркой сваренные элементы, а затем снова их варить на новом месте. Причем все расчеты пойдут прахом: другое место, другой фундамент, другие цифры.


На данный момент памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» — одно из самых высоких подобных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом списке занимают статуи различных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «нормальных» памятников небуддистского плана «Петр» честно держит четвертое место.

История о том, что «Петр» — это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, — в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов.


Памятник можно — и нужно — совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» — это потрясающей сложности инженерное сооружение и — да простят нас недовольные читатели — эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа.

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Описание

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Как добраться:

Адрес: г. Москва, Крымская набережная, 10, ближайшее метро – станции «Парк Культуры», «Полянка» и «Октябрьская».

Где находится памятник Петру I? Описание достопримечательности Москвы. История создания.

Адрес памятника Петру I: Россия, Москва, Крымская набережная, 10.

Памятник Петру представляет уникальное по характеристикам возведение, высотой почти девяносто восемь метров. Строение является одним из самых высотных мемориалов на планете и самым высоким в Российской Федерации. Над проектированием и строительством Петра трудились почти год.

Каркасная часть сооружения изготовлена из нержавеющей стали. Стоит заметить, что сам корабль, скульптура царя и нижняя часть монумента собирались по частям, после чего устанавливались на пьедестал. Для культурного наследия страны использовалась бронза самого достойного качества. Свиток, который находится в руке царя и кресты на знаменах были позолочены. Не стоит говорить, что монумент открывает туристам поистине величественный вид.

Величие, уникальность и сравнительная молодость монумента, собирает вокруг себя множество споров: например, знатоки отмечают, что объект разногласий является почти точной копией скульптуры Колумба, которую скульптор Зураб Церетели изготовил к празднованию «500–летия Америки», но так и не смог продать.

В обсуждения подливают огонь и моряки России. Они выражают недовольство работой. По их мнению, обелиск, который создал Лев Ефимович Кербель, более точно олицетворял тематику памятника. И действительно, знатоки морской истории отмечают, что Андреевский вымпел находится не на своем месте, по обычаю он вывешивался на карме корабля. Так же, на сооружении украшены Андреевским флагом растры, которые предназначались для тарана при нападении противника и не украшались флагами.

Крупный общественный резонанс вызвала скульптура у жителей Москвы, который обусловлен местом, где нашел свое пристанище объект. В столице прошли массовые акции против бронзового царя с плакатами «Вас здесь не стояло». Впрочем, есть мнение, что подобные пикеты были спланированные заранее, и недовольство среди местного население подогревалось еще до установления монумента. Такое мнение имеет под собой почву – к примеру, политтехнолог Марат Гельман считает, что подобные настроения вокруг первого лица вся Руси были направлены непосредственно бывшего мэра Юрия Михайловича Лужкова, а вовсе не из эстетических соображений. Что примечательно, после отставки Лужкова споры вокруг мемориала несколько поутихли и на сегодняшний момент вовсе сошли на нет. Решающую точку в обсуждениях вокруг культурного достояния поставил Сергей Байдаков.

Жители города относятся к обелиску императора довольно скептически. Но, несмотря на скептицизм населения, бронзовый Петр является одним из самых значимых и посещаемых строений столицы. Шквал негодования в сторону скульптуры вызвал огромный интерес среди туристов. Сегодня гости из разных стран спешат увидеть это величественное строение и запечатлеть себя на его фоне.

Важная информация о памятнике Петру I в Москве: часы работы, цена, валюта.

Режим работы:

без выходных

Цены на билеты:

Бесплатно для всех граждан.

Посмотреть на карте Памятник Петру I (как добраться):

Информация: Россия, Москва Памятник Петру I официальный сайт.

Петр Первый – бесспорно ключевая фигура для Санкт-Петербурга, обязанного своим рождением Российскому Царю. Поэтому, горожане трепетно относятся к памяти Великого Петра, образ которого увековечен многими архитекторами.

Медный всадник

Безусловно, самый известный памятник Петру Первому, который был воздвигнут по приказу Екатерины Второй, чтившей и приклонявшейся перед величием императора.

На постаменте по приказу императрица была выполнена надпись «Петру Первому Екатерина Вторая лѣта 1782», Конная статуя была выполнена скульптором Этьеном Фальконе, а голову императора исполнила его ученица Мари Анн Колло. Петр I изображен в динамике, на вздыбленной лошади. Тем самым Фальконе хотел показать силу императора, его рвение двигаться только вперед и вести страну к светлому будущему.

Змея под копытами лошади императора символизирует победу Петра Великого над его врагами и противниками его реформ. Постамент был задуман скульптором в виде волны. Для него потребовалась огромная глыба высотой в 11,2 метра. Нужная глыба была найдена крестьянином Семеном Вишняковым недалеко от деревни Лахта. Существует поверье, что пока Петр Первый находится на своем месте, с Санкт-Петербургом будет все хорошо…

Месторасположение: Сенатская площадь

Памятник Петру I у Инженерного замка

Еще при жизни Петра Первого скульптор Бартоломео Карло Растрелли (отец знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли) начал создание этого памятника – первой конной статуи в России. Однако, памятник был отлит лишь к 1747 году и еще долгое время не мог обрести своего места. Первоначально планировалось установить его на Дворцовой площади после завершения строительства Зимнего дворца. Однако, после смерти Елизаветы, интерес к творению Растрелли был потерян, а памятник был закрыт в амбаре Литейного двора на Васильевском острове. Несколько десятков лет о нем никто не вспоминал. Лишь Павел I вспомнил о величественном монументе и по его приказу он был установлен перед Михайловским (Инженерным) замком.

Торжественное открытие памятника Петру Первому состоялось в 1800 году. На пьедестале монумента Павел I велел сделать надпись «Прадеду – правнук», как бы в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая».

Местоположение: площадь перед Инженерным замком, Садовая ул., 2

Памятник «Царь-плотник»

Памятник «Царь-плотник» является копией памятника Петру Великому, установленного в 1911 году в Нидерландах. Однако, история не так проста….

Всем известно, что Петр I увлекался ремеслами и корабельным делам. Отсюда и появилась идея у скульптура Л.А. Бернштама изобразить русского императора за любимым делом — строительством нового судна. В 1907 году Николай Второй заинтересовался двумя гипсовыми макетами памятников Леопольда Бернштама, представленными на выставке в Париже.

Один макет носил название “Петр, спасающий рыбаков близ Лахты”, другой - “Петр, обучающийся корабельному мастерству в Саардаме”.

По указу Николая Второго в 1910 году с макетов были отлиты бронзовые памятники и установлены на Адмиралтейской набережной Петербурга. Они стали подарком императора на его двухсотлетие Северной столицы. В 1911 году по распоряжению Николая II с памятника “Царь-плотник” отлили две бронзовые копии. Одна, меньшего размера, была установлена в Летнем саду в 1913 году.

Другая, точная копия памятника, российское правительство передало в дар старинному Саардаму (Ниделанды). Однако, после революции памятники Петру Первому-реформатору были отмечены, как не представляющие художественной ценности и отправлены на переплавку. Лишь в 1996 году правительство Королевства Нидерланды презентовало Санкт- Петербургу копию памятника “Царь-плотник”. Считается, что пришедший к памятнику может попросить императора помочь в поиске работы или продвижении по карьерной лестнице.

Месторасположение: Адмиралтейская набережная

Бюст Петр I на Московском вокзале

Приезжающих на Московский вокзал встречает сам император – основатель Петербурга! В центре светового зала Московского вокзала установлен бюст Петра Первого. Бюст был выполнен скульптором А.С. Чаркиным, который взял за основу бюст Петра I, созданный в 20-х года 18 века К.Б. Растрелли. Установка бюста в 1993 году прошла без пышной церемонии открытия и была приурочена к возвращению города его исторического названия.

Местоположение: Площадь Восстания, Московский вокзал

Бюст Петра I у домика Петра I

История города неразрывно связано в первой скромной обителью императора Петра Первого – скромным домиком, расположенным на Петровской набережной. В 1875 году в честь 150-ти летней годовщины со дня смерти Петра Первого был установлен памятник Петру I работы скульптора Николя-Франсуа Жилле. Он представляет собой бюст, установленный на высокий постамент, выполненный из красного гранита.

Местоположение: Петровская наб. дом 6

Памятник Петру I работы Шемякина

В 1991 года на территории Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты был открыт памятник Петру I, который до сих пор вызывает у многих не однозначные эмоции…

Скульптура является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Считается, что автору удалось достичь максимальной схожести с реальным лицом Петра Первого благодаря использованию при его создании подлинной посмертной восковой маски императора, снятой Растрелли. Однако, весь образ Петра первого выполнен в гротескной манере, свойственной автору.

Местоположение: Петропавловская крепость

Памятник Петр I в аэропорту Пулково

Скульптор Михаил Дронов представил Петра Первого в образе современного пассажира аэропорта, который спешит в путешествие по России. Благодаря этому, в зоне внутренних рейсов, каждый может попросить у Петра Первого благословения в добрый путь! Император облечен в одежду того времени, однако с одной руке он держит смартфон, а другой тянет за ручку чемодан. Статуя выполнена из Пулковской глины и отлита в бронзе. Высота статуи соответствует историческому росту императора и составляет 2 метра 20 сантиметров.

Местоположение: «Пулково», зона внутренних рейсов

Бюст Петра I на фасаде Нахимовского училища

Здание Нахимовского училища является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Оно было построено в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно- морское училище. Замысел строительства Училищного дома имени Петра Великого был приурочен к 200-летию Санкт-Петербурга.

Так как здание изначально планировалось не только как учебное заведение, но и как памятник архитектуры в стиле ретроспективизма, оно получило изысканный и запоминающийся облик. Место для него было выбрано вблизи домика Петра Первого. Бюст Петру I работы скульптора В.В.Кузнецова был установлен на уровне 3-го этажа фасада Нахимовского училища в проеме, имеющем декоративное оформление.

Местоположение: Петроградская набережная, дом 2

Памятник Петру I З.К. Церетели

В 2006 году на площади перед гостиницей Прибалтийская, расположенной на Васильевском острове, был открыт памятник Петру Первому работы скульптора З.К. Церетели. Первоначально памятник был представлен на персональной выставке Зураба Церетели, проходившей в петербургском Манеже в 2005 году. Статуя выполнена из бронзы, а постамент из красно-вишневого полированного гранита. Высота пьедестала памятника составила 8 метров, благодаря чему Петр Первый возвышается над своим городом.

На насыпном острове на Москве -реке стоит памятник высотой почти 100 м.
Это - памятник Петру I (Памятник в ознаменование 300-летия Российского Флота) работы известного скульптора Зураба Церетели. Царь Петр I как-будто стоит на палубе рассекающего волны корабля. Сам памятник очень величественный во всех смыслах. Конструкции устанавливали по частям уже на месте: корабль, пьедестал, мачты, паруса, фигура императора. Прочный каркас создан из нержавеющей стали, облицован бронзой и покрыт специальным составом для защиты от погодных явлений. Оказывается, внутри памятника есть лестница - по ней поднимаются смотрители, отслеживающие состояние монумента.

Эта столичная достопримечательность отлично видна с прогулочного пароходика, их множество курсируют в течение навигационного периода по Москве - реке. Сама конструкция в виду ее высоты отлично видна и с разных точек с суши.

Любопытна история создания памятника Петру I.

Якобы, в начале 90-х годов Церетели создал скульптуру Христофора Колумба. Повод был отличный - 500 лет со дня открытия американского континента. Но статуя оказалась невостребованной и после переработки и доработки из нее сделали и установили ту самую статую Петра I. Эта версия не подтверждена официально.

А официально - памятник посвящен морякам в честь 300-летия Российского Флота, хотя, опять таки по слухам, к этой дате планировали установить напротив совсем другой памятник (тоже статуя Петра) другого архитектора - скульптора - Льва Кербеля. Оказывается, правительство Москвы (напоминаю, это было в 90-х гг прошлого века) создало комиссию, и комиссия устроила что-то типа "Церетели VS Кербель". Выиграл Церетели, его задумку комиссия назвала "неповторимо прекрасной", но все же рекомендовала некоторые доделки.

И вот в дни празднования 850-летия Москвы, в начале сентября 1997 года памятник был торжественно открыт.

Открытие сопровождалось недовольством определенных слоев архитекторов и . Была даже проведена акция "Вас здесь не стояло" со сбором подписей против установки. Среди причин "против" - слишком уж он (памятник) огромный, да и место не подходящее.

Сейчас все эти акции -"против" связывают в том числе и (!) с тем, "чтобы остановить на пути в президенты". Во как! Никто и не ожидал!

А в 1997 году радикальная российская группа Реввоенсовет чуть не взорвала памятник (взрывчатку заложить успели), но что-то там не срослось: то ли здравый смысл возобладал, то ли аноним позвонил - рассекретил.

А, спустя 10 лет, в 2007 году, всерьез звучали предложения "обстроить" памятник стеклом и бетоном, была бы очередная "башня", с памятником внутри и, возможно, смотровой площадкой.

Говорят, что даже устанавливали ящик - сбор средств для демонтажа всех творений Церетели на территории Москвы. Но, проявив уважение к скульптору и его семье, основание на сбор добровольных пожертвований изменили - "на снос памятников, уродующих город".

После отставки мэра Ю.М.Лужкова звучали призывы по переносу или даже - сносу памятника. Но волевое решение префекта ЦАО (Центрального Административного Округа) - "стоит и будет стоять" остановило недовольных.

Так или иначе, попадая в Центр Москвы, гуляя по старым , жители и многочисленные гости нашего города видят как маяк очертание памятника "В ознаменование 300-летия Российского Флота" с мощной фигурой царя - реформатора Петра I.

Интересно ваше отношение (если есть) к этому неоднозначному творению.





Top