Памятник петру на адмиралтейской набережной. Памятник "царь - плотник"

Не так давно я писал о . А сегодня мы поговорим о еще одном памятнике Петру I работы этого скульптора. Это "Петр - плотник", стоящий на Адмиралтейской набережной напротив дома №6. История его также оказалась достаточно бурной.

Бернштам, хоть и жил во Франции, активно воплощал в своем творчестве образ первого русского императора.

В 1907-м году он представил на выставку две гипсовые скульптуры. Одна из них изображала "Петра I, спасающего рыбаков близ Лахты",

а другая - "Петра, обучающегося корабельному мастерству в Саардаме".

Скульптуры понравились Николаю II. По его приказу были выполнены бронзовые отливки, которые в 1910-м году были установлены на Адмиралтейской набережной, напротив павильонов Адмиралтейства. Рядом с дворцовым проездом стоял "Петр, спасающий рыбаков":






а рядом с Сенатской площадью - "царь-плотник":







Позднее, в 1911-м году с "Царя-плотника" была снята копия, подаренная городу Саардаму.

Еще одна копия была снята в 1913-м году и установлена в Летнем саду.

Реакция петербуржцев на эти памятники не была восторженной. Так, во "Всеобщей истории глазами Сатирикона" ехидничали: "Умер Петр, простудившись при спасении утопавших солдат. Великий мореплаватель не утонул, спасая солдат. Только через двести лет потопил его скульптор Беренштам своим памятником на Сенатской площади... "




Неудивительно, что после революции обе статуи на Адмиралтейской набережной были отправлены в переплавку, как не представляющие ценности в художественном плане.


Судя по всему, дольше всех простоял Царь-плотник в Летнем саду. Он дотянул как минимум до 1937-го года, которым датируется это фото:

В 1996-м году Нидерланды сняли копию со своего памятника и подарили ее Петербургу. Подарок был приурочен к 300-летию Российского флота и Великого посольства.

Статую установили с постаментом, отличающимся от исторического.

В церемонии открытия памятника принимал участие принц Оранский, о чем гласят надписи на постаменте на русском и голландском языках.



P.S. 30 июня, в субботу состоится экскурсия по северо-западной части Васильевского острова .
Среди прочего мы увидим.

Самый трудолюбивый житель Петербурга, без сомнения, Петр I. И самый легендарный, и самый первый, и самый великий. Разве может отказать царственный покровитель Северной Столицы в просьбах своим потомкам? Главное, чтобы желания устраивали Петра.

На Адмиралтейской набережной Петербурга среди множества памятников, дворцов и исторических мест, стоит скромный памятник Петру Первому под названием «Царь-плотник». Петр, закатав рукава дорогого сюртука, мастерит простую рыбацкую лодку. Даже те, кто часто прогуливали уроки истории в школе знают, что царь запечатлен в бронзе за своим любимым занятием: строить корабли.

История памятника напоминает странствия самого Петра. Монумент был возведен по приказу Николая II в 1910 году, небольшая копия была подарена последним русским царем голландскому городу Саардам, где Петр открывал для себя и России тайны кораблестроения. В 1918 году новые хозяева Петрограда объявили памятник «антихудожественным» и уничтожили. Только в 1996 году Петр в образе плотника вернулся в родной город, к зданию Адмиралтейства, где три столетия назад царь дал начало истории Российского флота. Монумент был восстановлен с голландского оригинала.

С 1996 года у жителей Петербурга и гостей города есть уникальная возможность обратиться с челобитной к самому Петру Великому. Готовьте сразу серьезное прошение, легкомысленных и ленивых царь не терпит. Царь-плотник исполняет желания, связанные с карьерным ростом, устройством на работу, разрешением проблем в коллективе. Просить о повышении зарплаты не стоит. Сияющая правая коленка Петра говорит о том, что загадывая желание, нужно обязательно потереть царя за ногу. Коренные петербуржцы уверяют - это выдумка туристов, самодержец не склонен к панибратству и требует уважительного отношения к царской особе, пускай даже и занятой простым мужицким ремеслом.

Загадать желание, связанное с удачей в работе, мало! Необходимо первое время доказать царю свои способности, то есть трудиться не покладая рук. Царское покровительство просто так не дается! Выдержите испытательный срок в темпе работы Петра Михайлова (под таким именем знают русского царя в голландском городе корабелов Саардам), результат не заставит себя ждать - новая должность, смена рода деятельности на более престижный, все, о чем просили царя-плотника, сбудется. А если русская матушка-лень одолеет вас в первые недели после просьбы у памятника, тогда не видать вам повышения. Выбор за вами!

Монументальное сооружение «Царь-плотник» в Петербурге Леопольда Бернштама служит украшением набережной. Оно

изображает Петра I в молодости, занятого строительством лодки.

Памятник хранит богатую на события историю. В 1907 г. состоялась парижская выставка, где устроили показ гипсовых

изображений памятников Л.А. Берштрама, изображающих Петра I, обучающегося кораблестроительству, спасающего рыбаков.

Чертежи были приобретены Николаем II, по его заказу сделали отливки из бронзы. Монументы открыли в июне, в 1910 г. Петра-

плотника расположили у западных ворот там, где Петр спускал флот на воду. А Петра, вытаскивающего рыбаков установили

рядом с восточным павильоном здания, недалеко от Зимнего дворца. В 1911 г. во Франции, сделали ещё такую же статую. Её,

Россия подарила городу Заандаму, где царь проходил обучение кораблестроительству.

Прошел Октября 1917 года. Эти два монумента разобрали и переплавили. В 1919 г. началось правление советской власти, и в

монументах увидели антихудожественность и уродство. Но уменьшенную копию «Царя-плотника» хранили в Летнем саду до 1934

г. Потом, и на копию стали нападать журналисты, городские путеводители о ней нелестно отзывались. Статуе давали

характеристики яркого образца «лживого идеализма», «мещанства» и даже «сюсюкающего патриотизма». В конце концов, и этот

дубликат пошел на переделку.

Чем «Царь-плотник» сильно не понравился правительству большевиков - трудно объяснить. Но благодаря голландцам, сохранившим скульптуру, не поддавшихся нападкам советского руководства, сегодняшнее поколение обозревает работу, выполненную Леопольдом Бернштрамом.

В девяностые годы, с памятника в голландском городе Заандаме, сделали бронзовую копию и преподнесли её в подарок Санкт-

Петербургу, когда отечественному флоту исполнялось 300 лет (1696-1996). Так, «Царь-плотник» вернули в Россию. Памятник

устанавливали в присутствии принца Оранского Виллен-Александера. Скульптуру высотой 2,62 м возвели на постамент 0,65 м.

Хотя художественные достоинства этого памятника вызывали споры. Но утраченную скульптуру вернули. Она заняла достойное

положение в городе.

Существует несколько городских легенд и суеверий, связанных с монументом «Царя-плотника». Блестящие туфли бронзовой

статуи Петра Первого - свидетельство того, что жители и гости города полюбили этот памятник. Считается, что для улучшения

собственного процветания и благополучия следует прикоснуться к обуви российского преобразователя. Однако искусствоведам и

хранителям городских архитектурных сооружений такое внимание со стороны прохожих и отдыхающих не нравится, из-за

нарушения защитного слоя.

Памятник Петру «Царь-плотник» в Петербурге, на Адмиралтейской набережной, был монтирован не случайно. Петр сам

принимал непосредственное участие в строительстве морского флота.

Характер государя был тяжел и решителен, он не любил ленность и безделье своих подданных. Сам был работящим,

настойчивым, жадным до знаний.

Петербуржцы помнят о том времени, когда в 1697 году, плотник Петр Михайлов восемь дней проживал в голландском городке. Он

выполнял работу за двоих, вникал в тонкости плотничьего дела. Его домик был таким маленьким, что царь спал в сидячем

положении в чуланчике, препятствия ему были нипочем.

По истечении времени, личность императора раскрылась (урядник оказался не кем иным, как Петром Великим). Царь был

вынужден удалиться из города. Голландцы оставили и сберегли память о работающем мастеровом-царе. В сохранности и

домишко, где проживал Петр. Жители Саардама и поведали всем об этой истории.

Памятник «Царь-плотник» работы Леопольда Бернштама украшает Адмиралтейскую набережную, изображая молодого Петра I во время постройки лодки в голландском городе Заандаме. Скульптура покоится на гранитном постаменте. Высота скульптуры - 262 см, постамента - 65 см.
Одним из наиболее известных и популярных сюжетов в отношениях Голландии и России является пребывание полуинкогнито императора Петра Великого в Саардаме (Заандаме), где он обучался корабельному делу. Усвоение премудростей кораблестроения проходило настолько успешно, что корабельный мастер Поль отмечал: “Петр Михайлов, находившийся в свите великого московского посольства, был прилежным и разумным плотником, кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем, в том и другом упражняться”.
Этот эпизод не только произвел сильное впечатление на современников Петра, но послужил основанием для формирования популярного в истории культуры образа царя - плотника, царя - работника на русском троне. Неудивительно, что в период празднования 200-летия возникновения Санкт-Петербурга, скульптору Л.А. Бернштаму императором Николаем II был заказан памятник Петру I в облике саардамского плотника или “царя - плотника”, как его часто называли.
Судьба этого памятника абсолютно уникальна ввиду того, что он не остался единственным - на протяжении ХХ столетия повторялся еще трижды, причем каждый раз по разным причинам. Всего скульптур - близнецов оказалось четыре: первая - подаренная Николаем II Санкт-Петербургу и установленная в 1910 году на Адмиралтейской набережной (не сохранилась); вторая - заказанная Николаем II “в половинном размере” для подарка в Голландию, но не подошедшая по параметрам площади Дамплейн в Саардаме и установленная в Летнем саду (не сохранилась); третья - вторично заказанная Николаем II для подарка в Голландию в том же размере, что и для Петербурга и установленная в Саардаме в 1911 году (сохранилась); четвертая - скульптура, скопированная с единственного уцелевшего голландского варианта, доставленная в Россию на берега Невы как дар Нидерландов в 1996 году.
История скульптуры “Царь - плотник” началась в ноябре 1908 года, когда в газете “Биржевые ведомости” появилась заметка Е. Дмитриева “Трилогия Петра Великого”, в которой сообщалось: “Проживающий в Париже знаменитый русский скульптор Леопольд Бернштам заканчивает по Высочайшему заказу трилогию Петра Великого… в своём третьем произведении Бернштам представил “Саардамского плотника”… Я имел удовольствие видеть это замечательное произведение в мастерской Бернштама. Фигура Петра представляет всю силу, всё величие, всю святость труда. Царь в костюме простого голландского рабочего, обрабатывает с топором в руке остов лодки…Чтобы создать это произведение, скульптор специально ездил в Голландию, в Саардам, посетил там музей - домик Петра, углубился в изучение деталей и аксессуаров старины и даже нашёл, что жизнь с внешней стороны и условия труда рабочих по судостроению мало изменились с того времени, когда среди них числился плотник Петр”.
Убедительность образа царя - плотника должным образом подействовала и на русского монаршего заказчика: Его Величеству Николаю II благоугодно было избрать эскиз с изображением императора Петра Великого с топором в руках. Бернштам получил заказ на создание статуи императора Петра саардамским плотником размером до двух с половиной метров в высоту за 20 тысяч рублей в срок к августу 1909 года, что и было исполнено.
В июне 1910 года памятник был торжественно открыт, надпись на лицевой стороне его гласила: Царь Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году. На стороне, обращённой к Неве: Дар императора Николая II городу Петербургу 27 июня 1909 года. Реакция культурной общественности Петербурга на появление “Саардамского плотника” и парного ему второго произведения Бернштама “Петр близ деревни Лахты в 1724 году, спасающий тонущих рыбаков,” - была негативной. “За последний месяц - писала “Петербургская газета” в июне 1909 года, - Петербург украсился двумя новыми памятниками Петру Великому. Впрочем, выражение “украсился” наши художники находят в данном случае совершенно неподходящими… Они считают, что оба новых памятника… нарушают красивую архитектуру тех мест, где они поставлены… что это, кто угодно, но только не Петр Великий.
В то время как специалисты и любители искусства ломали копья, события продолжали развиваться. Ещё до окончания установки “Царя - плотника”, в августе 1909 года последовало Высочайшее повеление заказать за 15 тысяч рублей скульптуру Бернштаму - повторение скульптуры в половинном размере. Следовательно, она устраивала царя настолько, что он желал иметь ещё одну, предназначенную для постановки в городе Саардаме. Согласно скудным архивным данным, Бернштаму отправлены деньги в Париж, голландские власти извещены о будущем подарке, но российская миссия в Гааге сообщила, что “статуя Петра Великого в виде саардамского плотника” вследствие перемены места её постановки, является несоответственной по своим малым размерам вновь избранной властями города площади.
Кто был виноват в этой ситуации - неясно. Где первоначально предполагалось поставить “Царя - плотника” и почему Николай заказал “половинный размер”, - “подгоняя” скульптуру к определенному месту или по каким-то иным соображениям? На эти вопросы нет ответов. “Узнав о несоразмерности скульптуры, Государь повелел заказать скульптору Бернштаму для указанной цели новую, подобную же статую, но уже в тех размерах, как и таковая же статуя, пожалованная им городу Петербургу, за цену, вместе с пьедесталом к нему за 27 тысяч 500 рублей”. Стоимость самого памятника определялась в десять тысяч, а стоимость пьедестала, по представленному Бернштамом и высочайше утвержденному рисунку, - из полированного гранита - 17 тысяч 500 рублей.
Новый “Царь - плотник”, в размере петербургского, оплачивался русской стороной, которая обеспечивала и доставку статуи из Парижа в Заандам. Однако на железнодорожной станции в Заандаме не оказалось крана, при помощи которого можно было бы выгрузить главную часть памятника, весящую около 700 пудов. Кроме того, расстояние от станции до места установки довольно значительное и пришлось бы передвигаться по очень узким улицам, что абсолютно невозможно. К тому же, мосты в городе для передвижения столь тяжелого груза пришлось бы специально укреплять. После переговоров с мэром Заандама решили доставить памятник по железной дороге до Амстердама, выгрузить все его части при помощи крана в 30 тонн и, погрузив на шаланду, нанять буксир, чтобы везти в Заандам как можно ближе к месту постановки.
Таким образом, мы “отследили” историю и первой и третьей скульптур “Царь - плотник”. Вторую, оказавшуюся ненужной, статую Петра Великого “в получеловеческий рост”, как курьёзно повествует документ, было приказано препроводить в Санкт-Петербургское Дворцовое Управление для хранения, до тех пор, когда будет испрошено Высочайшее указание, не последует ли повеление поставить в одном из дворцовых садов. В октябре 1910 года “статуя, признанная слишком малого по размерам для постановки в г. Заандаме…, доставлена за 546 марок 30 пфеннигов из Парижа в Петербург и принята в январе 1911 года смотрителем комнатного имущества Императорского Зимнего дворца г. Дементьевым и установлена в Зимнем дворце на Салтыковском подъезде”. Вскоре скульптура передана архитектору Николаю Тимофеевичу Стуколкину для постановки её в исполнение Высочайшего повеления, в Императорском Летнем саду.
Традиционно ежегодная активная жизнь начинается в Летнем саду весной. В мае 1911 года архитектор Стуколкин представил два эскиза гранитного пьедестала для постановки памятника в Императорском Летнем саду, на повышенном газоне, против выступа у Лебяжьего канала. При этом варьировались способы сооружения: цельный, из красного полированного гранита (за 1800 рублей) и постамент, сложенный из камней красного гранита (за 1500 рублей). Смета фирмы А. Моран указывала и стоимость устройства фундамента 100 рублей.
Фирма братьев Аксерио, - предложила выполнение полированного пьедестала из искусственного гранита за 185 рублей, сообщив, что 30 сентября пьедестал доставлен в Летний сад и поставлен на место. На него и был установлен бронзовый памятник императору Петру. В работе также принимали участие скульптурный мастер А. Андреев и подрядчик мостовых, земляных и шоссейных работ Д.П. Кузнецов. Все было готово к 10 сентября, но расплатились с последним участником лишь в апреле следующего 1912 года, - вероятно, выдерживалась сезонная пауза, чтобы наверняка убедиться в качестве работ.
История не пощадила оба памятника “Царю - плотнику” (первый и третий) в Петербурге.
Тем более ценной и значимой представляется инициатива правительства Нидерландов вернуть скульптуру Бернштама на берега Невы в виде четвертого памятника-близнеца, скопированного с памятника в Саардаме. Приуроченная к 300-летию основания Российского флота установка скульптуры на Адмиралтейской набережной стала важным событием в жизни города.

Легенды и суеверия, связанные с памятником «Царь-плотник»

Натертые до блеска прикосновениями рук бронзовые туфли «Царя-плотника» говорят о том, что возвращенный памятник полюбился жителям и гостям города. Они прикасаются к обуви великого реформатора, создавшего русский флот и умножившего славу государства Российского, в надежде на собственное процветание и благополучие.

Адрес: Адмиралтейская набережная, напротив дома № 6.
Как добраться: от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» автобусами 7 и 10; троллейбусами 1, 7 и 10.




Top