Памятник поэту а к толстому в белоруссии. Упомянутый Памятник Алексею Толстому На Большой Никитской

Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали выражение о том, что Москва - порт пяти морей. Но если взять в руки карту Московской области, то никто не найдёт поблизости ни одного моря. Почему же так стали говорить? Начнем по порядку.

Хождение кораблей

В давние времена не существовало ни автомобилей, ни поездов, ни самолетов, а доставлять пищу и другие различные грузы в города нужно было всегда. На помощь пришёл флот. Конечно, корабли в древности были не такие, как сейчас. Сегодня они могут плыть против течения при помощи двигателя, а раньше суда тащили на канатах. Эту работу выполняли лошади. Человек запрягал и вел их по линии берега. Однако лошадям было тяжело, но человеку выполнять такую работу было еще сложнее.

Подтверждением этому факту служит под названием «Бурлаки на Волге». На ней художник изобразил толпу измученных тяжким трудом мужиков-бурлаков, которые тянут корабль на веревках. Их лица сгорели от палящего солнца, лбы покрыты потом, одежда превратилась в клочья от тяжкого труда. Страшно подумать, сколько сил и здоровья было отдано этими людьми для того, чтобы перевезти груз туда, куда необходимо. Порой человеку приходилось таким способом перемещать груженые корабли даже по лесам и лугам для того, чтобы судно продолжило свой путь по реке. С тех пор и пошло выражение, что корабли не плавают, а ходят.

Москвичи знают, что в их области есть городок Волоколамск. Название этого города состоит из двух корней «волок» и «лама». Этот населенный пункт возник именно в том перевалочном месте, где корабль вытаскивали из воды и перетаскивали по земле до русла Волошни. Такое хождение кораблей продолжалось ещё много веков, но в XVIII веке императору Петру Великому пришла в голову мысль о том, чтобы построить специальный канал. Но первое упоминание о порте пяти морей в истории будет еще позже.

Рукотворные реки

Государь Пётр Первый придумал возможность сократить водный путь для корабля. Представьте, что от Москвы до плыть нужно не 200 километров, как автомобилю, а гораздо больше. Всё дело в том, что реки очень извилистые, у них много изгибов и поворотов, поэтому водный путь длиннее, чем автомагистраль.

Наш император придумал выкопать глубокий желоб в тех местах реки, где она очень сильно изгибается, затем закрывать у реки старое русло, не пропуская туда воды, а новый желоб ею наполнять. Вот так идея Петра выпрямила некоторые реки!

И действительно, такая дорога была удобнее и короче прежней. Удивительно, но подобная задумка позволила строить водные пути в тех местах, где их никогда не было. Чтобы человеку не пришлось таскать на себе корабли, достаточно было прокопать глубокий канал, и магистраль для флота была возведена.

Возможно, вы удивитесь, но активный государь всё-таки воплотил в реальность такой проект. Под его руководством был построен Вышневолоцкий канал. соединил две и Цну. Так из Волги корабли попадали в Балтийское море. Порт пяти морей чуть позже возводили аналогичным образом.

Нереализованные планы

Государь Петр Великий в свое время задумал соединить Москву-реку и Волгу. Но этим планам не суждено было исполниться. В XVIII веке император отдал приказ составить смету на строительство, и когда она была подготовлена, ознакомившись с ней, Пётр Первый разочарованно сказал: «Однако!»

Строительство такого канала на тот период оказалось очень дорогим и долгим, так как не было техники, которая могла бы сделать это быстро и без человеческих жертв. А мы с вами все ближе подходим к ответу на вопрос: почему Москву называют портом пяти морей?

Столица хочет пить

Каждый из нас знает, что питьевая вода в кране есть благодаря тому, что город построен на берегах реки. Так было и с Москвой. На пороге ХХ века столица начинает развиваться настолько быстро, что горожане испытывают нехватку чистой воды. Властям города срочно нужно было предпринимать какие-либо меры.

И вот в 1931 году было решено соединить главную реку столицы с Волгой. Только она могла помочь Москве в этой ситуации. На следующий год началось возведение Великого Московского канала. Грандиозная стройка длилась 5 лет, а весной в 1937 году канал был успешно возведен.

Его длина составляла 128 километров. Этой же весной 23 марта Волгу остановили на 3 минуты, а канал заполнили волжской водой. Иваньковское водохранилище наполнилась, 18 апреля вода из Волги напоила столичных жителей!

Оказывается, не все москвичи знают о том, какой длинный путь преодолела вода, которую они пьют.

Москва - город-порт пяти морей

Вот и ответ на вопрос. Открытие канала было в годы правления Иосифа Сталина. Это выражение и прозвучало из уст руководителя советского государства. Смысл этой фразы заключался в том, что после возведения каналов Московского и «Волга-Дон» из главного города по ним можно добраться до:

  • Чёрного моря.
  • Азовского моря.
  • Белого моря.
  • Балтийского моря.
  • Каспийского моря.

Статус «порт пяти морей» можно присвоить не только Москве, но и всем тем городам, у которых есть водное сообщение со столицей. К этим городам можно отнести Углич, Волгоград, Казань и так далее. Генералиссимусу Советского Союза было свойственно возводить подобные масштабные проекты, поэтому сделать порт пяти морей в Москве пришло в голову именно Сталину.

, ну, а кто не смотрел, посмотрите, и помнят следующий диалог:
- Если они такие умные, то пусть объяснят лучше, почему Киев - мать городов русских. Не, ну почему русских - ладно, понятно. Но почему Киев - мать? Он же - отец?
- А я скажу тебе. Это потому что Москва - порт пяти морей.
- О, а этот ответ меня устроил.
- А вот вопрос, почему кинологи занимаются не кино, а собаками, вот тут неизвестно.
- Допустим, это тоже потому что Москва - порт пяти морей. Но вот почему Саша не женится на Вике, вот это - непонятно...
- Пожалуйста. Вот ответьте мне. что больше всего напрягает в женатом состоянии?
- Что Москва - порт пяти морей!

Почему мне выяснить не удалось, а вот про Москву я с удовольствием расскажу.


Собственно ответ прост, с помощью сети каналов из Москвы можно выйти к пяти морям: Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному.

Вопрос соединения Белого моря и Балтийского моря поднимался на правительственном уровне на протяжении многих веков. Впервые идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала царю Петру І, но детально за разработку проекта канала взялись только в XIX веке. Однако все варианты строительства были отклонены царским правительством из-за их высокой стоимости.

В 1930-х годах советское правительство обратилось к вопросу строительства канала. Хотя окончательный проект был утверждён в феврале 1932 года, к строительству приступили ещё в конце 1931-го, оно длилось 1 год и 9 месяцев. В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. Постройка совершалась без современной техники и без поставок от страны. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф. Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа, общая численность которых не превышает 126 тысяч человек. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек».
Основным средством влияния на строительство была «котловка», неравное рационирование пайков: чем меньше з/к вырабатывал, тем меньшим был его паёк, а за ударный труд паёк, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли буханка хлеба и баланда из мороженой рыбы.

Воистину грандиозными сооружениями являются шлюзы Канала им. Москвы , которые находятся в районе Тушино. Канал имени Москвы соединяет реку Москву с Волгой, обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

Общая длина канала - 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушино. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка - 5 шлюзов (№ 2 - 6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка - 50 км. Здесь трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза - № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).
Канал им. Москвы: Советские времена

В составе канала имени Москвы - более 240 различных гидротехнических сооружений.
Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал , построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Знаменита так же звезда на шпиле Речного вокзала.
До 1935 года правительство СССР работало в Кремле под сенью старорежимных двуглавых орлов. Только после принятия сталинского Генерального плана реконструкции Москвы их решили заменить пятиконечными звездами. Огромные металлические звезды решили покрыть позолотой и украсить полудрагоценными камнями. В результате звезды оказались слишком большими, а самоцветы быстро потускнели и перестали сверкать в лучах прожекторов. Уже в 1937 году их сняли и заменили ныне существующими - из двухслойного рубинового стекла. Они украшают башни Кремля и по сей день. Из первых кремлевских звезд сохранилась только одна - она перенесена на шпиль Северного речного вокзала. Самоцветов на ней давно нет - их растащили вороны и галки.
Шпиль, на который установлена звезда, тоже особенный, по идее он раздвигается, словно подзорная труба, поднимая звезду выше для обозначения периода навигации. Но за всю историю его раздвигали лишь дважды.
Есть даже музей Канала им. Москвы , но попасть туда можно только по записи.

Еще одна грандиозная стройка СССР - Волго-Донской канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда. Основным назначением канала являлось воднотранспортное соединение между Москвой - центром СССР и новыми странами Социалистического блока в Восточной Европе.
Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.
До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться.
В 1920 году правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война.
В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Стройка велась силами т. н. «врагов народа» - политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса.
Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы.
31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов.

«Москва-порт пяти морей» - высказывание весьма спорное. Хотя если судить по количеству и качеству плавсредств у жителей нашей страны. Название портового города она претендовать всё же может. Москва - город фантастический.

В своём проекте я хочу выяснить смысл выражения «Москва – порт пяти морей».

Задача проекта:

1) Узнать историю названия

2) Узнать какие моря входят в «пять морей»

В Москве нет моря. Однако несмотря ни на что, по сути это верно. В 1933–1937 годах был построен 128-километровый канал имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой, а через нее – с Белым (через Беломорканал), Балтийским (через Волго-Балтийский канал) и Каспийским морями. А сооружение Волго-Донского канала (1957 год) открыло путь из столицы еще к двум морям – Азовскому и Черному. Вот по этой причине Москву и называют портом пяти морей.

  • История создания Беломорско-Балтийского канала и канала Москва-Волга

Еще по теме:

Африка
Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между двумя тропиками. Два раза в году Солнце в этих районах в полдень стоит в зените, а его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния. Средние температуры воздуха в летн...

Численность и размещение населения
На 1 января 2009 г. в республике проживает 1296,2 тыс. человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. В России преобладают субъекты, в которых численность населения варьирует от 1 до 2 млн. человек, к их числу относится и Чувашия. Сельское население в пределах Чувашии размещено...

Физико-географическая характеристика района картографирования
Географическое положение Территория Италии простирается на юг от дуги Альпийских гор и включает обращенные внутрь этойдуги склоны Альп, обширную Паданскую низменность, Апеннинский полуостров, крупные острова Сицилию, Сардинию и многочисленные мелкие острова (Рис 1.1). Рис. 1.1 - Фрагмент политическ...

Как известно, топонимы могут быть как официальными, отмеченными на всех картах, так и народными, когда тот или иной город, село, речку или гору жители региона называют по-своему. Московское море – один из таких топонимов. Он хорошо известен не только в столице и ее окрестностях. И хотя официальное наименование этого водоема – Иваньковское водохранилище, народное название подходит ему гораздо больше. Ведь история возникновения этого моря тесно связана с размахом ударных строек эпохи сталинизма, когда ради высшей цели не жалели ни заключенных ГУЛАГа, ни затопленных городов и поселков.

Остров Могильный в Иваньковском водохранилище

Московским морем Иваньковское водохранилище называют, в первую очередь, из-за его размеров. Площадь водоема составляет 327 км². Его длина – примерно 30 км, а ширина в разных местах – от 2 до 5 км. Максимальная глубина моря – 19 метров. Иваньковское водохранилище находится в верховьях Волги, из него берет начало канал имени Москвы, поставляющий пресную воду в столицу. На берегах моря расположены города Конаково и Дубна, а также поселки Козлово, Новозавидовский и Радченко.

Затопленный Город Корчева.

Волжскую воду в водохранилище удерживает девятикилометровая дамба. Иваньковская ГЭС и Конаковская ГРЭС используют этот водоем в гидротехнических целях. По Московскому морю осуществляется грузовое и пассажирское судоходство, оно соединяет города Поволжья со столицей. Берега водохранилища и образовавшиеся на нем острова заняты пансионатами, домами отдыха, детскими здравницами.

Большая Волга (Дубна). ГЭС и водосливная плотина Иваньковско

Водоем был искусственно создан в 1937 году в результате строительства канала, соединившего Волгу с Москвой-рекой. Это часть реализации амбициозного проекта советского правительства, получившего название «Москва – порт пяти морей».

Бурлаки в верховье Волги.

Согласно историческим документам, первые планы строительства канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой, возникли еще во времена царя Алексея Михайловича. Но его сын Петр Первый счел этот проект слишком затратным. Хотя прямой судоходный путь «из волжан в балты» имел свои перспективы, в первую очередь, с точки зрения роста объема грузоперевозок.

Шлюзы Иваньковского Водохранилища

При Николае Первом к проекту вернулись снова. В 1824 году Николай I поручает разработку нового проекта канала генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому. В «петровский» проект канала были внесены некоторые изменения. Общая протяжённость водного пути составила 214 вёрст (примерно 292 км).

Затопленный Город Корчева

В 1826 году по этому проекту в верховьях Сестры начались строительные работы, длившиеся более двадцати лет. В районе Солнечной горы, где ныне находится город Солнечногорск (ранее - село Солнечная Гора), реки Сестру и Истру соединили восьмикилометровым каналом, ширина которого составляла 45 метров. Для пополнения канала водой около деревни Загорье соорудили дамбу, протяжённостью около двух километров, и в долине рек Сестры и Мазихи образовалось водохранилище объёмом 12,6 миллионов кубометров. Это водохранилище, более известное как Сенежское озеро, по одной из версий, названное так по находившемуся здесь раньше погосту, а по другой, по имени любимого коня Екатерины II - Сенешаля.

Екатерининский Канал в Солнечногорске сегодня

Реки Сестра и Истра были спрямлены. На Истре было построено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов таких же размеров, как на Тихвинской водной системе . В 1850 году новый водный путь Москва - Волга был торжественно открыт. Но вскоре стартовала эра железнодорожных грузоперевозок, и водный путь стал просто не нужен. В 1860 году, всего через 10 лет после официального открытия, Екатерининский канал прекратил свое существование, постепенно придя в упадок. Огромные инвестиции и трудовые затраты оказались потраченными впустую.

Строительство Иваньковской ГЭС

В начале ХХ века стала насущной проблема снабжения столицы питьевой водой, и о необходимости канала снова заговорили. Первая мировая война и Октябрьская революция приостановили эти планы. Политическое решение о соединении Волги с Москвой-рекой было принято только в 1931 году. Деревню Иваньково, откуда началось строительство плотины, перенесли на новое место. Так на карте региона появилась название «Ново-Иваньково». Только вдумайтесь: в результате строительства водохранилища был затоплен город Корчева и более 100 окрестных деревень. Жителей этих населенных пунктов власти вынудили переехать. Под водой остались леса, кладбища, церкви, сады.

Затопленные Деревни

Десятки тысяч людей круглыми сутками рыли землю лопатами, грузили грунт на тачки и вручную поднимали его за кромку будущего водохранилища. Из-за грунтовых вод заключенные трудились в грязи. Людей, умерших от непосильного напряжения, голода и холода, хоронили там же, в общих ямах. Как и Беломорканал, Московское море плещется буквально над костями. Строительство канала было завершено в начале 1937 года. Весенний волжский паводок быстро наполнил Иваньковское водохранилище. А уже 1 мая того же года из Горького (Нижний Новгород) вышли суда: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин» и «Вячеслав Молотов». Они успешно достигли столицы.

Иваньково, Дубна. Подготовка с затоплению деревня

Все это было уничтожено по воле партийных вождей ради высшей цели. Основная волна переселенцев перебралась в соседний город Конаково, которому повезло остаться на карте Московской области. При строительстве Иваньковского водохранилища, как и на Беломорканале, широко использовался каторжный труд заключенных ГУЛАГа. Условия их жизни нельзя назвать человеческими. Не отапливаемые, протекающие бараки Дмитлага и Химлага возникли вдоль всей территории строительства. А заключенным партийные боссы дали прозвище «каналармейцы». При этом снимались пропагандистские фильмы и писались статьи о том, что благодаря труду бывшие преступники встают на путь исправления.

Фотографии Волга Селижарово

Иваньковское водохранилище и канал, соединивший Волгу с Москвой-рекой, рассматривались советским правительством не только как крупнейшие гидротехнические сооружения. Это был один из символов эпохи социализма. Поэтому на берегу канала возвели два монумента – Ленину и Сталину. Высота каждого памятника вместе с постаментом составляла 26 метров. Впрочем, после разоблачения культа личности, во времена Никиты Хрущева, статуя Сталина была взорвана.

Несмотря на тяжелейшие условия труда и тысячи загубленных жизней, несмотря на затопленные деревни, Иваньковское водохранилище и канал решили поставленную задачу: Москва-река вновь стала полноводной и пригодной для судоходства, а жители столицы никогда не чувствовали перебоев с водоснабжением. Строительство водохранилища стало одним из этапов амбициозного проекта «Москва – порт пяти морей», реализованного в сталинское время. Смысл его в том, что из столицы по водным путям стало возможным добраться до Черного, Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Канал имени Москвы и«Волго-Дон» открыли путь к трем южным морям. А вышеупомянутый Беломорканал позволил судам ходить из столицы на Балтику и Белое море.

Существует расхожее выражение: «Москва - порт пяти морей». При этом из водоёмов в городе - парочка рек да несколько прудов, а купаться вообще негде. Где эти пять морей, с таким вопросом мы обратились к профессору кафедры экономической политики ВШЭ Алексею Скопину.

«Почему Москва - порт пяти морей?»

Алексей Скопин

профессор кафедры региональной экономики и экономической географии ВШЭ

Это выражение впервые прозвучало из уст Иосифа Сталина на открытии канала имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой. Идея в том, что после строительства двух каналов - имени Москвы и «Волга-Дон» - из столицы водным путём можно добраться до пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.

На самом деле получается, что портом пяти морей можно назвать любой город, у которого есть водное сообщение с Москвой: Казань, Углич, Волгоград и так далее. Но это детали, конечно. Главное, что красиво звучит. Вообще идея сделать Москву «портом пяти морей» - она абсолютно сталинская. Он любил создавать выдающиеся проекты, противоречащие здравому смыслу. Вот столица, расположенная в центре европейской части России, будет портом пяти морей - это амбициозный проект, который требует больших затрат и человеческих усилий. Но социализму же все по плечу




Top