Памятник в ознаменование 300 летия российского флота. Скульптурная композиция "300-летие российского флота"

Памятник Петру I, установленный в Москве официально называется: "В ознаменование 300-летия российского флота".

Как добраться до Памятника Петру I

Памятник Петру I находится на , возле ее пересечения с .

Ближайшие станция метро: Полянка, Октябрьская. Относительно недалеко метро Кропоткинская.

Описание памятника Петру I

Памятник российскому императору открыли в 1997 году, по заказу Правительства Москвы, скульптор З. Церетели. Общая высота памятника 98 метров. Является самым высоким в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире.

Попасть внутрь памятника туристам не получится. Это сооружение подведомственно «Гормосту» и тщательно охраняется. Посещение памятника возможно, но только после получения разрешения и в сопровождении. А зря. Если бы на вершине памятника была смотровая площадка, доступная для туристов, наверняка это было бы одно из самых популярных мест в Москве.

Если Вы решите подойти ближе к памятнику, обязательно поднимитесь на , который проходит от до .

Считается, что в основу памятника легла разработка скульптора Зураба Церетели памятника Кристофору Колумбу, которую он предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991 и 1992 годах, к 500-летию открытия Американского континента. Статую не приобели, но ее уменьшеная копия была установлена в Испании (см. Кристофор Колумб (wikipedia.org)).

Карта

Видео

Изображения

Памятник Петру I "В ознаменование 300-летия российского флота" Памятник Петру I "В ознаменование 300-летия российского флота" (нижняя часть) Памятник Петру I "В ознаменование 300-летия российского флота"

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Описание

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Как добраться:

Адрес: г. Москва, Крымская набережная, 10, ближайшее метро – станции «Парк Культуры», «Полянка» и «Октябрьская».

Попасть внутрь «Петра» непросто: как сооружение, подведомственное «Гормосту», памятник тщательно охраняется, и разрешение на его посещение требует целого ряда подписей и печатей. Но встретили нас в итоге радушно, провели по всем закоулкам памятника, поделились схемами и чертежами и только внутрь парусов не пустили, так как без альпинистской подготовки туда не добраться. Нашими экскурсоводами были Дмитрий Шредер, промальпинист и бессменный смотритель комплекса, и Салкарбек Шамканов, руководитель ИПГ по надзору и эксплуатации главного монумента ГУП «Гормост». Итак, добро пожаловать на борт царского корабля!

Внешняя сторона

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» представляет собой парусное судно, вознесенное на высоту 30 м. Палуба находится на уровне 33,6 м, а за штурвалом стоит 18-метровый император Всероссийский Петр I (который и при жизни отличался немалым ростом). Набережная на подходе к «Петру» перекрыта, сам монумент тщательно охраняется. Связано это в основном с вандалами, которые так и норовят раскрасить основание скульптуры в неподобающие цвета или даже отпилить что-либо от бронзовых облицовочных листов — тем более что бронза, пошедшая на монумент, высококачественная и достаточно дорогая. С деревянной палубы островка непосредственно на постамент попасть нельзя: он отделен от прогулочной части фонтаном.

Несущий элемент верхней части скульптуры (от 33,6 метров) — мачта, укреплённая дополнительными подкосами; система напоминает трёхгранную пирамиду. На снимке слева -один из подкосов, по которому можно подняться наверх. В нескольких местах (примерно посередине) элементы такелажа пересекаются с лестницей, затрудняя подъём, поэтому до самого верха мы не добрались. Преодолеть их не так и трудно, но на это нужно отдельное разрешение.

Фонтан самый обыкновенный: под деревянным настилом расположены три мощных насоса, забирающих воду из Москвы-реки и подающих ее по распределительным трубопроводам на насадки. Единственная проблема — серьезная засоренность реки: сороудерживающие решетки на заборниках приходится чистить гораздо чаще, чем на обычных городских фонтанах. Итак, смотритель перебрасывает через фонтан временную металлическую лестницу, мы перебираемся и через крошечную квадратную дверцу попадаем внутрь. Сразу становится темно и страшно.

Ниже плинтуса: башня

На расчетной схеме памятник представляет собой консоль, защемленную в основании. Технически монумент делится на две части — многогранную башню-основание (от 0 до 33,6 м) и закрепленную в ней мачту (от 33,6 до 94 м). Решетчатая башня — это несущий элемент постамента. Ее основные составляющие — восемь колонн, расположенных на окружности диаметром 6,14 м. Нагрузка передается на фундамент через базы колонн и мощные анкера (диаметром по 7 см каждый). Толщина опорной плиты фундамента — около 5 см, «Петр» имеет значительный запас прочности и может противостоять любым нагрузкам. Через каждые 2,4 м в башне для обслуживания имеются кольцевые площадки шириной 0,85 м, они же служат диафрагмами жесткости несущего каркаса постамента. Внутри кольцевых площадок расположены лестничные марши.


Несущий элемент постамента — это башня, элементами которой являются восемь стоек-рёбер, расположенных на окружности диаметром 6,14 метров. Нижней точкой отсчёта в технической документации считается не уровень воды, а база опорных колонн основания. Это связано с двумя факторами: во‑первых, приходящиеся на нижнюю часть стоек-рёбер нагрузки максимальны, а во-вторых, фундамент, как и насыпной остров, проектировала организация «Гидроспецпроект», а не ЦНИИПСК, занимавшиеся расчётом металлоконструкций статуи. Соответственно, высота памятника по документам чуть ниже (примерно на 2,5 метра), чем реальная.

Нагрузки, которые приходится выдерживать несущим конструкциям «Петра», можно подразделить на две группы: ветровые и вызванные собственным весом монумента. Скульптура целиком вместе с постаментом весит более 2000 т, причем нагрузка эта приложена с небольшим эксцентриситетом (защемленная мачта снесена назад относительно центра окружности, на которой расположены колонны), соответственно, возникает изгибающий момент от собственного веса мачты. Но основные напряжения все-таки создаются ветром. Так как скульптура нестандартная и произвести расчет по существующим нормам для зданий и сооружений было невозможно, конструкторы пошли по оригинальному пути. Специалисты института механики МГУ им. Ломоносова изготовили модель и исследовали аэродинамические свойства монумента в трубе, как тестируют гоночный автомобиль. Полученные ими результаты и послужили ориентиром для проектировщиков.


Есть и еще один вид нагрузок, который пришлось предусмотреть при конструировании: это гололед. Расчетный срок службы «Петра» — 100 лет (высшая категория). Соответственно, вероятность оледенения за такое длительное время высока, и скульптура способна выдержать вес ледяного слоя в 2,5 см толщиной! Для сравнения: во время московского ледяного дождя зимой 2011 года слой достигал едва ли 0,5 см.

Выше крыши: мачта

Мачта, защемленная на высоте 33,6 м, не менее важный несущий элемент, нежели башня. Она представляет собой полую трубу диаметром 1 м и принимаемую нагрузку передает не фундаменту, а собственно башне. Первоначально планировалось, что мачта не будет укреплена дополнительными подкосами, но в процессе расчетов выяснилось, что без них не обойтись. В итоге получилась система, напоминающая трехгранную пирамиду. Сама фигура Петра в сравнении со всем монументом весит не так уж и много — порядка 110 т, у нее свой каркас, и она просто прикреплена к мачте в нескольких точках касания. Масса мачты, к слову, вместе с подкосами составляет около 70 т.


Постамент изнутри напоминает декорацию к классической игре «Змеи и лестницы».

К несущим конструкциям — башне и мачте — прикреплены так называемые фахверковые элементы, на которых держатся бронзовые детали. Для изготовления каждого бронзового элемента в мастерской скульптора делают отдельную форму. Так как детали достаточно сложны, пришлось повозиться и инженерам-конструкторам, чтобы рассчитать фахверковые балки индивидуально для каждого элемента. Бронзовые детали, в свою очередь, не несут почти никакой нагрузки, кроме собственного веса и невыносимой тяжести художественного образа.

Интересна схема крепления такелажа. Тросы вант — гибкие, их нижние концы пропущены в палубные отверстия и уходят вниз, в постамент. Там на них укреплены полуторатонные грузы, свободно болтающиеся в отведенном для них пространстве. Такая система позволяет сделать напряжения стабильными, ванты не провисают благодаря достаточной массе грузов и не испытывают перегрузок при сильных колебаниях мачты от ветра.

Отдельно стоит упомянуть Андреевские флаги — на памятнике их укреплено 15 штук, 12 — на носах ростральных кораблей, один на бушприте, один на корме, и один — самый большой — на верхушке мачты. Флаги поворотные; сначала мы предположили, что вращение обеспечивается электродвигателями, но нет, движутся флаги свободно, по ветру. Представьте себе: самый мощный флаг имеет размеры 3 х 7 м и весит более 5 т!


Свободно висящие грузы, удерживающие такелаж в «условно-стабильном состоянии». Применяются грузы весом в 1000 или 1600 кг.

Требует ухода!

Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала — видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.


Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования.

Что будет с Петром?

Этот вопрос частенько поднимается в прессе — и по телевизору, и в журналах, и в блогах. Ответ прост и логичен: ничего не будет. Перенести скульптуру физически невозможно, разве что разрезать болгаркой сваренные элементы, а затем снова их варить на новом месте. Причем все расчеты пойдут прахом: другое место, другой фундамент, другие цифры.


На данный момент памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» — одно из самых высоких подобных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом списке занимают статуи различных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «нормальных» памятников небуддистского плана «Петр» честно держит четвертое место.

История о том, что «Петр» — это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, — в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов.


Памятник можно — и нужно — совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» — это потрясающей сложности инженерное сооружение и — да простят нас недовольные читатели — эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа.

Вконтакте

Фотогалерея









Полезная информация

Па́мятник Петру́ I

В культуре

Как пишет «Новая Газета»: «…ни один из московских памятников последних лет не выполнил главной задачи городского монумента: не вошёл в легенду, в „культурный текст“ столицы. (Кроме Петра Церетели, вероятно. Этот - вошёл, и какой поступью!)».

Московский памятник Петру воспринимается как своего рода аналог петербургскому памятнику Петру («Медный всадник»), также являющемуся символическим литературным объектом.

В сборнике юмористических рассказов Михаила Веллера «Легенды Арбата» один из рассказов - «Гулливер» - своего рода биография Церетели. Он описывает долгий творческий путь памятника, который изначально был замыслен как памятник Гулливеру, от берегов Англии до берегов Москвы-реки.

"И был отлит корабельный врач Лэмюэль Гулливер ростом с небоскреб, и Колосс Родосский только в прыжке дотянулся бы поцеловать его в пупок, а динозавр работает мелким домашним животным типа кошки. Гигантские бронзовые листы, подобные парусам галеонов, башенный кран поднимал в крепеж на каркас, почти равный Эйфелевой башне. И ничтожные лилипуты карабкались по его телу и снизу задирали головы, потрясенные гигантом из неведомой страны настоящих людей".

В песне Юрия Шевчука «Интервью» c альбома «Мир номер ноль» группы «ДДТ» памятник фигурирует как «Гулливер-Пётр в лилипутской лодке».

В романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной», действие которого разворачивается в пост-ядерном мире, памятник Петру I и Храм Христа Спасителя - одно из немногих сооружений, уцелевших в Москве. Причём мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Чёрную церковь») - специальным культовым сооружением, возведённым при идоле для свершения обрядов. Описание статуи Петра таково:

«Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик».




Top